Список форумов Военная музыка

Военная музыка

Форум любителей военной музыки
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

НАШ БАННЕР Partita.Ru — ноты для духового оркестра НАШ БАННЕР Partita.Ru — ноты для духового оркестра
Фридрих Алерс (Friedrich Ahlers)

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Военная музыка -> Дирижеры и их оркестры
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Auceps
Site Admin

   

Зарегистрирован: 01.05.2009
Сообщения: 1511

СообщениеДобавлено: Ср Сен 03, 2014 1:50 am    Заголовок сообщения: Фридрих Алерс (Friedrich Ahlers) Ответить с цитатой

Наша гвардия: Музыка и традиции формирований «Великая Германия»

Панцергренадерская дивизия «Великая Германия» Вермахта и приданные ей части ведут свое происхождение от «Охранной части» (Wachtruppe), гвардейской церемониальной части Рейхсвера, сохранявшей традиции кайзеровской армии в Берлине Веймарской эпохи.



Во времена правления императоров из династии Гогенцоллернов функцией прусского Гвардейского корпуса (Garde-Korps), дислоцировавшегося как в пределах города, так и за ними, была защита германского имперского правительства, а также обеспечение воинских церемониалов в столице. В результате Версальского соглашения данное соединение было также распущено. Необходимость подобного воинского формирования, способного выполнять данные функции, обострилась в свете политического хаоса, господствовавшего в послевоенной Германии. В результате, весной 1921 года Управление сухопутных войск (Heeresleitung) приказало создать армейский Охранный полк со штаб-квартирой в Берлине.
Согласно штатному расписанию, Охранный полк состоял из отдельных рот (а также пулеметных и артиллерийских рот поддержки), располагавшихся в столице на ротационной основе и комплектующихся из 7 пехотных дивизий Рейхсвера, сформированных по территориальному признаку. Также было оговорено, что данные формирования будут нести трехмесячную выездную службу, во время которой они будут акцентированы на караульной службе, и оставаться в боевой готовности для возможной защиты республиканского правительства в случае возникновения таковой необходимости. Почти сразу Версальские державы расценили предполагавшееся создание нового полка как нарушение соглашения, несмотря на факт, что оно должно было формироваться уже из имеющегося состава войск. В этой связи, в июне 1921 Охранный полк был переформирован в «Команду охранной части» (Kommando der Wachtruppe). Это название уже не вызвало протестов со стороны держав-союзников.
Охранная часть была расквартирована в казармах бывшего 4-го полка Пешей гвардии (4. Garde-Regiment zu Fuß) на Ратеновер-штрассе в Берлине-Моабите, а её командир (обычно в звании оберстлейтенанта) назначался военным комендантом города Берлина. В то время, однако, никто не предполагал, что Охранная часть станет ядром множества войсковых частей, которые однажды будут носить имя «Великая Германия» и определят элиту германской армии во Второй мировой войне.
В качестве предпосылки для несения церемониальной службы, штат Охранной части предусматривал военный оркестр, который, согласно армейским обыкновениям, подчинялась непосредственно «полковому» штабу. Большую часть своего существования и, несмотря на многочисленные пертурбации, в которые часть окажется втянутой в последующие десятилетия, военным оркестром будет руководить и направлять опытный армейский музыкант и капельмейстер Фридрих Алерс.


Фридрих Алерс в звании штабсмузикмейстера, 1940 год

Фридрих Алерс родился 9 июня 1882 года в Луте, возле Вунсторфа в районе Ганновера (сейчас часть Вунсторфа – Auceps) в семье Фридриха и Софии Элеоноры Луизы Алерс. Его отец, дирижер городского оркестра Вунсторфа, оказал сильное музыкальное влияние на своего сына, который уже в раннем возрасте обучился игре на пианино и флейте. В 1901 году уже музыкально подкованный Алерс поступил на службу в качестве музыканта («гобоиста», Hoboist) в 1-й ганноверский 74-й пехотный полк в Ганновере. После изучения музыки в Прусской королевской академии музыки в Берлине-Шарлоттенбурге, он сдал экзамен на музикмейстера в 1913 году и был откомандирован в 1914 году в качестве дирижера в оркестр Кольбергского 9-го гренадерского полка «Граф Гнейзенау» в Штаргарде, Померания (сейчас Старгард-Щециньски, Польша – Auceps). После начала Первой мировой войны Алерс служил как на Восточном, так и на Западном фронтах, а после прекращения военных действий вернулся в свой гарнизон в Штаргарде.
Оставшись в числе немногих дирижёров на действительной воинской службе после сокращения германской армии до численности, установленной Версальским соглашением, Алерс был откомандирован в дополнительный батальон 5-го пехотного полка в Грайфсвальд в августе 1920 года. Десять месяцев спустя, в июне 1921 года, он и три музыканта данного полка были направлены в Берлин с приказом организовать оркестр для только что созданной Охранной части. Оказав серьезный нажим на оркестр 9-го (прусского) пехотного полка в соседнем Шпандау (известного в силу многочисленности служивших в нем аристократов также как «Полк графа девять» (Regiment Graf Neun)), Алерс затребовал новый персонал для оркестра Охранной части, пока оркестр не достиг предписанной численности в 24 музыканта.
Первое выступление гвардейской роты Охранной части в сопровождении оркестра произошло в Берлине 11 августа 1921 года во время празднеств по поводу принятия Веймарской конституции. Другая веха в истории оркестра была достигнута 20 сентября, когда музикмейстер Алерс шествовал во главе оркестра во время первой со времени окончания войны церемонии смены караула, произошедшей на Унтер-ден-Линден – ритуал, который с немногочисленными перерывами будет продолжаться последующие 24 года. Являясь самой образцово-показательной частью Рейхсвера, Охранная часть со своим оркестром примет участие во всех важных церемониях ранней Веймарской республики, включая «парад верности» генералу фон Зеекту после Мюнхенского («Пивного» – Auceps) путча 1923 года и присягу рейхспрезиденту Паулю фон Гинденбургу в 1925 году.
С самого начала Охранная часть и её музыканты осознавали свою роль преемников прусского Гвардейского корпуса, а свои обязанности – как продолжение уважаемых воинских традиций. В 1921 году Алерс выбрал марш бывшего 4-го полка Пешей гвардии – Дефиле-марш (Defiliermarsch) (AM II, 168) Карла Фауста – в качестве парадного марша Охранной части. В 1927 был совершен ещё один шаг в подтверждение уз, связывающих образцово-показательную часть Рейхсвера со своими предшественниками – бунчук (Schellenbaum), использовавшийся в 3-м полку Пешей гвардии (3. Garde-Regiment zu Fuß), теперь был вручен Охранной части.
Некоторые коллеги Алерса называли его «Известняк Потсдама», намекая на его излишний консерватизм в музыке, уважая, однако, его как бескомпромиссного лидера немецкой военно-музыкальной традиции. О нем никогда нельзя было сказать, что он не знает, чего он хочет от музыкантов и как это от них требовать, однако его перфекционизм иногда доводил подчиненных до предела. «Играть под началом Алерса никогда не было просто», - вспоминал один из его бывших музыкантов, Иоахим Тёхе-Миттлер (Joachim Toeche-Mittler) в 1966 году. «Он слышал каждую ноту, даже маршируя впереди нас. Горе нам, если что-то шло не так. Он останавливался и пропускал оркестр мимо себя с двух сторон, пока не увидит виновного и не посмотрит на него столь раздражительным взглядом, что дух вышибало. Когда все снова вставало на свои места, он наслаждался замечательной игрой оркестра и толкал назад левой рукой рукоять офицерского палаша, отдавая «Равнение направо!» вдоль окон домов, где берлинцы уже ожидали услышать «их» военную музыку».
Для Охранной части и следовавших ей воинских формирований, церемония смены караула в полной парадной форме проходила по одному и тому же пути каждое воскресенье, вторник и четверг, с сентября 1921 по начало 1945 года. Охранная рота выходила из казарм в Моабите и шла через мост Мольтке (Moltke-Brücke) мимо здания старого Генерального штаба и Рейхстага, через Бранденбургские ворота и затем вдоль по Унтер-ден-Линден к мемориалу павшим немецким солдатам Первой мировой войны, находившимся в украшенном дорическими колоннами здании Нового караула, «Нойе Вахе» (Neue Wache).


Берлин, 1931: Оркестр Охранной части на Тиргартенштрассе

Впереди гвардейской части маршировал тамбурмажор, возглавлявший флейтистов и барабанщиков шпильманнсцуга (Spielmannszug), за которыми во главе оркестра шли музикмейстер и солдат с бунчуком. За оркестром верхом шёл караульный офицер, а замыкали шествие солдаты Охранной роты с винтовками на плечах. Начиная с середины 1930-х, караульную церемонию возле Военного мемориала по особым поводам разделяли также формирования Люфтваффе и Кригсмарине, однако в целом данная церемония оставалась исключительной привилегией сухопутных войск вплоть до падения Берлина в 1945 году.
К 1924 году жизненные условия в стране вроде бы стабилизировались, и 42-летний Алерс почувствовал себя готовым создать семью. Он женился на 25-летней Доротее Тимм. Для удобства пара обосновалась в Берлине, несколько раз переезжая, пока, в 1936 году, они не поселились в доме под номером 3 на Ратеновер-Штрассе, всего лишь в 200 метрах от казарм Охранной части. У Фридриха и Доротеи Алерс родилось две дочери и, с учетом всех обстоятельств, прямой и четкий дирижер был добрым и любящим отцом своих детей.
Церемонии смен караула и парады, в которых музикмейстер Алерс и оркестр Охранной части принимали участие, привлекали многих посетителей в столице, а для самих берлинцев эти церемониалы были нормальной и, в то же время, важной составляющей «воздуха Берлина» (Berliner Luft). Концерты на открытом воздухе в Берлинском зоопарке всегда были плотно посещаемы, а программы отражали эклектичность и широкий репертуар, освоенный Алерсом и его музыкантами. Он включал не только ожидаемые военные марши, но также и классику. Среди вышеназванного преобладали, разумеется, произведения немецких и австрийских композиторов, но и такие композиторы как Дворжак, Мусоргский, Григ, Россини и Бизе тоже были представлены. Эти безмятежные годы Веймарской республики были с профессиональной и личной точки зрения полезны для Алерса: за заслуги по организации и обучению оркестра Охранной части ему был присвоен звание обермузикмейстера в 1929 году.
После того, как национал-социалисты пришли к власти в 1933 году, имперское правительство начало программу по восстановлению германских вооруженных сил и поэтому рабочий распорядок дня Алерса – как руководителя элитного армейского церемониального формирования, переименованного в 1934 году в «Охранную часть Берлин» (Wachtruppe Berlin) – был заполнен. Начиная с возвращения воинской повинности в 1935 году и заканчивая бесчисленными государственными визитами, парадами и зорями этого периода (среди которых колоссальное исполнение Большой зори во время Олимпийских игр 1936 года в Берлине), Алерс продолжал дирижировать. Он руководил своими музыкантами во время таких мероприятий как празднование 700-летия основания Берлина в 1937 году, возвращение Гитлера в столицу после Аншлюса Австрии и возвращение «Легиона Кондор» из Испании в 1939 году. Не стоит также и забывать об участии Алерса и Охранной части в «Международном фестивале военной музыки» в Турине в сентябре 1934 года, первом фестивале военных оркестров мира после Великой войны.
Первого мая 1936 года Алерс получил звание штабсмузикмейстера, а состав оркестра Охранной части увеличился до 47 музыкантов. Интересно заметить, что в то время, согласно армейским предписаниям 1936 года (HV 36, Nr. 356), три звания, которые теперь присваивались всем военным дирижерам – музик-, обермузик- и штабсмузикмейстер – не преполагали офицерского звания как такового, но, скорее, статус «военного чиновника в чине офицера».
В июне 1937 года Охранная часть Берлин была официально переименована в «Охранный полк Берлин» (Wachregiment Berlin), а в июне 1939 усилена и переименована уже в пехотный полк «Великая Германия». Не являясь изобретением национал-социалистов, почетное наименование «Великая Германия» являлось более описательным и одновременно символичным в отношении долгих лет германской истории. Сам же термин берет начало ещё со времен Франкфуртской ассамблеи 1848 года и неудачных попыток мирно объединить все германские государства, включая населенные немцами земли Габсбургской империи, в конституционную монархию «Великой Германии». Пехотный полк «Великая Германия» продолжил традицию комплектования Охранной части со всех военных округов страны (включавших к тому времени также австрийские и судетские территории, включенные в «Великую Германию» в 1938 году), тогда как большинство остальных армейских полков все ещё рекрутировались по территориальному принципу.
В это же время, с учетом будущего расширения полка, был развернут второй оркестр под управлением музикмейстера Гвидо Гроша (Guido Grosch) и церемониальные обязанности разделяли теперь уже два оркестра. Грош, родившийся в Берлине 25 июня 1910 года, пришёл в Охранный полк из оркестра Унтер-офицерской школы сухопутных войск в Потсдам-Айхе (Heeresunteroffizierschule Potsdam-Eiche).


Музикмейстер Гвидо Грош

_________________
Die Piefke's kommen


Последний раз редактировалось: Auceps (Пн Сен 15, 2014 6:48 pm), всего редактировалось 3 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Auceps
Site Admin

   

Зарегистрирован: 01.05.2009
Сообщения: 1511

СообщениеДобавлено: Ср Сен 03, 2014 2:01 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

С началом Второй мировой войны 1 сентября 1939 пехотный полк «Великая Германия» был мобилизован и переброшен на полигон в Силезии для планировавшейся воздушно-десантной операции, которую, в конце концов, отменили. Когда через несколько дней личный состав в целости и сохранности прибыл в Берлин, ничего не подозревавшие берлинцы приветствовали своих солдат как героев. Позже, в ноябре 1939, львиную долю полка (включая Алерса и 1-й оркестр) перебросили на учения в западную Германию, остальная часть, включая Гвидо Гроша и 2-й оркестр, осталась в Берлине в качестве «Охранной роты Берлин» (Wachkompanie Berlin). К 1 апреля 1940 года данная часть была расширена, переименована в «Охранный батальон Берлин» (Wachbataillon Berlin) и отдана под командование майора фон Богуславски (Major von Boguslawski), под чьим руководством и продолжила выполнять церемониальные функции и блюсти традиции «Великой Германии».
1-й оркестр принял участие во Французской кампании 1940 года, сопровождая «Великую Германию» (организованную в качестве усиленного моторизированного пехотного полка) на двух автобусах. Штабсмузикмейстеру Алерсу, однако, был положен личный автомобиль. Когда полк штурмовал Маас возле Седана и воевал на линии Вейгана, музыканты полка, которые по международному праву классифицировались как нон-комбатанты, служили санитарами и курьерами. После капитуляции Франции, Алерс и его оркестр дали концерты в Лионе и Кольмаре и готовились к большому победному параду в Париже, который, однако, Гитлер окончательно отменил из-за предчувствия возможных британских воздушных налетов и желания сохранить чувства французов.
Пока Алерс и его оркестр оставались во Франции всю вторую половину 1940 года, Охранный батальон Берлин был призван для предоставления почетного караула любопытному и, одновременно, ключевому событию – дипломатически неудачному визиту в Берлин советского наркома иностранных дел Вячеслава Молотова. 12 ноября, когда поезд Молотова прибыл на Ангальтский вокзал (Anhalter Bahnhof) (который с налетом некоего сюрреализма был украшен свастиками и советским серпом и молотом), музикмейстер Грош и его оркестр заиграли «Интернационал», тогдашний советский гимн. В силу убеждения германских чиновников, что зрители и прохожие в бывшем «красном» Берлине могут подхватить официально запрещенный коммунистический гимн, Грош радикально увеличил темп исполнения, чтобы как можно скорее прекратить это необходимое, но безвкусное послабление. Менее, чем через две недели, Охранный батальон Берлин снова был призван оказывать воинские почести другому визитеру: румынскому главе государства маршалу Иону Антонеску. Как и в случае с визитом Молотова (но по другим причинам), появление «Кондукатора» в германской столице было предзнаменованием битвы титанов, которая скоро должна была разразиться на востоке.
Между тем, пехотный полк «Великая Германия» снова оказался перед лицом боевых действий весной 1941 года. С началом Балканской кампании 11 апреля, часть быстро продвигалась вглубь Югославии с исходных позиций в Румынии, однако в боях почти не участвовала. О прибытии полка в Белград оберлейтенанту «Максе» Фабих („Maxe“ Fabich) из 3-й роты 1-го батальона было поручено помочь техникам роты пропаганды, которые намеревались снова запустить оборудование бывшего югославского государственного радио; так родилась Солдатская радиостанция Белград (Soldatensender Belgrad). Первая передача радиостанции состоялась 19 апреля 1941 года и была осуществлена Фабихом, игравшим на фортепиано на открытом воздухе. В течение следующих недель концертные исполнения Алерса и оркестра «Великой Германии» транслировались в прямом эфире, а два хора из 1-го батальона «Великой Германии» пели солдатские песни для восторженной и растущей публики. Белградская станция вскоре стала известна своей трансляцией произведения Норберта Шультце (Norbert Schultze) и Ганса Ляйпа (Hans Leip) под названием «Лили Марлеен» (Lili Marleen), песни, ставшей фирменной маркой радиостанции и любимой песней немецких и союзных войск во Второй мировой войне.
В середине июня «Великая Германия» была внезапно переброшена в Польшу и расквартирована в Желехуве (Żelechów) возле Демблина (Dęblin), в то время как Алерс лично был назначен командиром в близлежащем поместье в Подзамче (Podzamcze). Вермахт завершал окончательные приготовления к войне с СССР, и «Великая Германия» была зачислена в оперативный резерв 2-й танковой группы Гудериана. В конце концов, в 3:30, в воскресенье 22 июня 1941, когда рев тысяч орудий прогремел на фронте от Ледовитого океана до Черного моря, началась операция «Барбаросса».
В этой кампании, которая подвергнет их доселе невиданным испытаниям, оркестранты Алерса служили санитарами и охраняли полковой грузовой поезд. Они оставались вдали от фронта по мере продвижения Вермахта на восток, равно как и во время жестоких оборонительных боев наступавшей зимы, но, когда в апреле 1942 года пехотный полк «Великая Германия» был повышен в статусе до моторизованной пехотной дивизии, Алерс и его музыканты прибыли на позиции своих товарищей северо-западнее Курска и оказали почести полевым исполнением Большой Зори, в том числе и с факелоносцами. Позже, на ранних этапах летнего наступления 1942 года под кодовым названием «Операция «Блау», по которому «Великой Германии» предназначалось наступать на отроги Кавказа, оркестру было приказано давать концерты в военных госпиталях за пределами фронта.
Гвидо Грош оставался в Берлине со своим оркестром до лета 1942 года, когда он был откомандирован в Россию с приказом занять пост действующего офицера в 1-м пехотном полку дивизии «Великая Германия» и оказывать помощь Алерсу и остальным престарелым оркестрантам. 19 декабря 1942 года 32-летний Грош был убит в окопе выстрелом советского снайпера во время редко выдававшейся возможности побриться в районе боевых действий вокруг Ржева. Некоторые из товарищей павшего музикмейстера полагали в то время, что маленькое зеркальце для бритья отразило свет и выдало его в качестве четкой цели для советского снайпера. Преемником Гроша в январе 1943 года стал обермузикмейстер Фриц Мазур (Fritz Masuhr) из оркестра сапёров в Кёнигсберге/Восточная Пруссия (1-й саперный батальон – Auceps), который будет руководить оркестром дивизии (которую вскоре переименуют в панцергренадерскую дивизию «Великая Германия») до конца 1944 года.


"Папа" Хёрнляйн, командир дивизии «Великая Германия» (в центре) с Алерсом (справа)

Покидая фронт, Алерс забрал с собой в Берлин некоторых лучших музыкантов дивизии. Оркестр Охранного батальона уже включал в себя некоторых исполнителей, бывших в гражданской жизни профессиональными музыкантами, включая Гейнца Мунсониуса (Heinz Munsonius) и Курта Драбека (Kurt Drabeck), чьи имена в сфере танцевальной музыки были известны всем миру. Панцергренадерская дивизия «Великая Германия» долгое время также имела собственную роту фронтовых артистов, включая некоторых унтер-офицеров, бывших первоклассными тенорами, прекрасных скрипачей и даже военнослужащего срочной службы, талантливого композитора, обер-ефрейтора Ганса-Мартина Маевски (Hans-Martin Majewski). Маевски сочинил музыку к песням „Großdeutsche Grenadiere“ и „Landser und Panzer“ в 1940 году (обе были записаны Алерсом на пластинки «Телефункен»), равно как и походную песню конца войны, “Highway Nights” 1944 года. На мелодию унтер-офицером дивизии Нюрнбергером (Unteroffizier Nürnberger) был положен текст, описывающий фронтовые условия на Восточном фронте во всей неприкрытой суровости. Нет причины думать, что имперский министр пропаганды Геббельс посчитал бы композицию особо полезной, при условии, если он вообще знал о её существовании.
С 1 октября 1942 года, Охранный батальон Берлин был переименован в «Охранный батальон «Великая Германия» (Wachbataillon Großdeutschland). По мере продолжения войны уже в 1943 году, расписание Алерса и его оркестра было полностью занято концертами для поднятия морального духа гражданского населения и солдат, прибывших домой в отпуск. В «Вещательном зале № 1» главной радиостанции Берлина, где ранее Гейнц Гёдеке (Heinz Goedecke) вёл еженедельные «Концерты по заявкам» (Wunschkonzert), оркестр регулярно выступал под управлением Алерса, который также дирижировал и специальными ночными трансляциями для экипажей судов в открытом море. Осенью 1943 года он и его музыканты посетили Вартегау (Warthegau, Западная Польша – Auceps), в том числе и Гнезен (Gnesen, Гнезно) и Позен (Posen, Познань) в рамках концертного тура в честь проходившей там торговой ярмарки. В это же время Охранному батальону выпала участь играть и на массовых похоронах для гражданских лиц, убитых во время тяжелых воздушных бомбардировок союзниками Берлина, включая похороны в Берлине-Штансдорфе почти трех тысяч жертв опустошительных налетов 21 – 22 ноября 1943 года.
Алерсу было уже за 60 и безостановочная рутина неизбежно подорвала его здоровье, в связи с чем 28 мая 1944 года он был госпитализирован в Берлин-Темпельхоф после слабого сердечного приступа. Возникший пробел был восполнил оркестр панцергренадерской дивизии «Великая Германия» под руководством обермузикмейстера Мазура, вызванного в марте 1944 года и начавшего тур по Германии с целью поднятия морального духа, давая концерты рабочим военных заводов Гамбурга и Бремена.
Попытка покушения на Гитлера 20 июля 1944 года застала Охранный батальон, как и все германское сообщество, врасплох. В этот знойный день в столице царил хаос; батальон и его оркестр были подняты по тревоге по условному сигналу «Валькирия», изданному людьми графа фон Штауффенберга, якобы убившего Гитлера. Командир Охранного батальона майор Отто Ремер (Otto Remer) (который не был уверен в происходящем) был послан арестовать доктора Йозефа Геббельса, но после личного разговора с Адольфом Гитлером по телефону министра пропаганды, он подчинился приказу подавить путч.
События 20 июля отразились на остававшихся месяцах войны, и не требуют здесь пространного описания, хотя Алерс и его оркестр поучаствовали в одном из их последствий. 6 октября 1944 года, в изнурительной однодневной поездке, поезд привез музыкантов из Берлина к Танненбергскому мемориалу (Tannenberg-Denkmal) в Восточной Пруссии, чтобы сыграть на государственных похоронах адъютанта Гитлера, генерала Рудольфа Шмундта (Rudolf Schmundt). Этот офицер, всегда отстаивавший интересы «Великой Германии» в штаб-квартире фюрера (и обеспечивший положительное решение Гитлера по утверждению нарукавной ленты «Великой Германии») умер после недель агонии в результате ранений, нанесенных ему бомбой фон Штауффенберга.


Одна из записей Алерса, сделанная в военное время, 1943 год

По мере ухудшения военного положения Германии, меры по сокращению затрат коснулись всех вооруженных сил, и 13 сентября 1944 начальник Генерального штаба приказал распустить все армейские дивизионные оркестры, среди них и оркестр панцергренадерской дивизии «Великая Германия» под управлением Мазура. Было объявлено, что с данного момента сохраняются лишь оркестры в подчинении комендантов крупных городов – включая Берлин. Многочисленные молодые дирижёры стали внезапно доступны и в свете возраста и ослабленного здоровья Алерс был заменен в начале ноября 39-летним обермузикмейстером Гансом Боргхоффом (Hans Borghoff), пришедшим из оркестра 16-й танковой дивизии. Боргхофф учился в Берлине с 1937 по 1939 годы и уже был знаком со многими музыкантами в столице.
10 ноября, после 43-х летней службы солдатом и спустя более 30 лет пожалования ему звания музикмейстера, Алерс официально передал инструменты, ноты и документы своего оркестра своему преемнику. Новый командир Охранного полка «Великая Германия» (Wachregiment Großdeutschland) (поскольку 1 октября 1944 года Охранный батальон был переформирован в полк), кавалер Рыцарского креста оберстлейтенант Ленхофф (Lehnhoff), организовал прощальную церемонию для Алерса, во время которой оркестр собрался в присутствии Алерса на последний концерт. 55 музыкантов и их новый дирижёр стояли смирно, а затем начали играть, включая все любимые марши Алерса: „Yorckscher Marsch“ (AM II, 37, HM II, 5) Людвига ван Бетховена, „Radetzky Marsch“ (AM II, 45, HM II, 35) Иоганна Штраусса-отца и „Regimentsgruss (HM II, 4) Генриха Штайнбека. Финалом же было бравурное исполнение „Defiliermarsch” (AM II, 168; HM II, 50) Карла Фауста, парадного марша пехотного полка «Великая Германия», который был отобран Алерсом для Охранной части за два десятилетия до этого.
Во время своей короткой отставки Алерс играл с двумя своими маленькими дочерьми (им было тогда 12 и 8 лет), развлекал их игрой на фортепиано, улыбаясь для детей даже тогда, когда он наблюдал за продвижением Красной армии на запад и понимая, что это означает для его семьи и страны. Разнося в пух и прах последние остатки нормальности, церемонии смены караула все ещё проходили на поврежденных бомбами улицах Берлина, давались концерты и, в соответствии с духом времени, оркестры играли на похоронных процессиях. Советская колесница неумолимо катилась в направлении столицы, последние преграды на Одере были смяты и объединенные войска двух советских групп армий начали штурм города. Музыканты Охранного полка «Великая Германия» были брошены в отчаянную борьбу в качестве стрелков. Когда это всё закончилось, обермузикмейстер Боргхофф и выжившие музыканты оказали последние почести руинам своих казарм в Моабите и сдались в советский плен.
В ранние дни мая 1945 года войска Красной армии ворвались в дом Алерса на Ратеновер-штрассе и нашли старую униформу военного дирижера, а затем и сожгли дом дотла. Алерса же отвезли на допрос, но (что необычно при тех обстоятельствах) через два дня он был отпущен к теперь уже бездомной жене и детям.
Было ли это неожиданное помилование со стороны Советов данью его репутации в качестве музыканта? Или это была часть их программы подготовке по привлечению к сотрудничеству некоторых известных немецких артистов для проведения культурной политики в Советской оккупационной зоне? Подобный вопрос ни в коей мере не является беспричинным, взять то же привилегированное отношение со стороны Советов к актерам как Пауль Вегенер (Paul Wegener) (несмотря на его участие в нескольких геббельсовских эпических кинофильмах на исторические тематики) или к драматургу Герхарту Хауптманну (Gerhart Hauptmann), которого они безуспешно пытались завербовать до его смерти в его силезском доме в 1946. Ясно то, что Алерс и его семья жили в тех же отчаянных условиях, что и миллионы других немцев летом 1945 года, что, возможно, отображает его реакцию на любые коллаборационистские предложения со стороны Советов.
В оккупированном Берлине семейство Алерс прозябало около 6 месяцев. Фрау Алерс каждый день отправлялась на поиски еды из временного укрытия, которое они нашли на Ратеновер-Штрассе. Фридрих Алерс же получил разрешение новых властей организовать маленький оркестр по музыкальному воспитанию детей. 9 ноября 1945 года, когда он спешил на встречу со своим скромным ансамблем, он свалился от изнеможения и умер на ступенях радиостанции на Мазуреналлее.
Фридрих Алерс похоронен на лютеранском кладбище церкви св. Иоанна и Спасителя в Берлин-Плётцензее (St. Johannis und Heiland in Berlin-Plötzensee). Его преемник в Охранном полку «Великая Германия», обермузикмейстер Боргхофф, провел годы в советском плену в ГУЛаге в Череповце, где он основал лагерный хор, сделавший имя среди товарищей по заключению, несмотря на недостаток инструментов, нот и даже ручек с бумагой. Обермузикмейстер Фриц Мазур из оркестра панцергренадерской дивизии «Великая Германия» стал позже членом организационного комитета по созданию военных оркестров в Бундесвере, его последним назначением было инспектор музыки Бундесвера с 1968 по 1975 годы. Обер-ефрейтор Ганс-Мартин Маевски продолжил карьеру как композитор музыки к фильмам в Федеративной республике Германия, создав музыку к таким послевоенным кинолентам как «Мост» (Die Brücke) (1958) и «Ночь над Готенхафеном» (Nacht fiel über Gotenhafen) (1959).
Фридрих Алерс и Гвидо Грош оставили большое наследие за собой, и эти материалы дают живую картину событий, которые, следует надеяться, никогда больше не повторятся, но которые всё же потрясли век, в который мы живем. Их мир, как и наш, был наполнен примерами равно как лучших, так и худших проявлений человеческой природы.


Алерс (крайний справа) руководит оркестром "Великой Германии", 1940 год.

По материалам:
http://stores.militaryhistoryshop.com/blog/tag/Panzerkorps+Grossdeutschland

P.S. Старую тему удалил, потому что статья акцентирована на Алерсе.
Перевод - мой.
_________________
Die Piefke's kommen
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Auceps
Site Admin

   

Зарегистрирован: 01.05.2009
Сообщения: 1511

СообщениеДобавлено: Пн Сен 15, 2014 9:58 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

http://marsches.zbord.ru/viewtopic.php?t=1447
Здесь можно послушать и лицезреть 2-й оркестр п/у Гвидо Гроша.
_________________
Die Piefke's kommen
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Auceps
Site Admin

   

Зарегистрирован: 01.05.2009
Сообщения: 1511

СообщениеДобавлено: Пн Июл 06, 2015 1:40 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

https://www.youtube.com/watch?v=ClYNDGPRKJU
Небольшая запись с Алерсом, 1932 год.
_________________
Die Piefke's kommen
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Auceps
Site Admin

   

Зарегистрирован: 01.05.2009
Сообщения: 1511

СообщениеДобавлено: Чт Сен 24, 2015 3:57 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Рамочный состав инструментов во время исполнения маршевой музыки оркестром комендатуры Берлина:

Примечание внизу:
"Строгого предписания, как некоторые могут подумать, не было и не могло быть как для состава инструментов, так и в порядке их расположения на марше. Оба фактора зависели от вызывавшихся и набранных музыкантов, а также имевшихся в распоряжении на службе на конкретный момент. По бюджетным причинам имелся штат, однако особыми распоряжениями или разрешениями дозволялось привлечение дополнительных музыкантов с учетом обстоятельств. Правила ношения обмундирования содержат в приложении положенные оркестру по службе инструменты, однако не исключалось и привлечение музыкантов с собственными инструментами, если не находилось музыкантов для соответствующих инструментов. У музикмайстеров имелась, таким образом, определенная свобода, которую у них никто не мог отнять, поскольку именно они были ответственны за звучание оркестра. Штабсмузикмайстер Алерс не позволял никому вмешиваться в его артистические интересы.
В конце концов, оркестр также привлекал и студентов Высшей школы музыки в Берлине".
Источник:
Toeche-Mittler, Joachim: Musikmeister Ahlers. Ein Zeitbild unserer Militärmusik 1901 - 1945, Stuttgart 1981, S. 135.
_________________
Die Piefke's kommen
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Военная музыка -> Дирижеры и их оркестры Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах



Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS