Список форумов Военная музыка

Военная музыка

Форум любителей военной музыки
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

НАШ БАННЕР Partita.Ru — ноты для духового оркестра НАШ БАННЕР Partita.Ru — ноты для духового оркестра
Капельмейстер Петкевич (парад 1 мая 1918 года)

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Военная музыка -> Дирижеры и их оркестры
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 3596
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Ср Дек 09, 2009 6:36 am    Заголовок сообщения: Капельмейстер Петкевич (парад 1 мая 1918 года) Ответить с цитатой

Военно-исторический журнал №4 за 2009 год

КРЕТОВ Виктор Петрович — инженер по техническим средствам воспитания Главного испытательного центра испытаний и управления космическими средствами имени Г.Е. Титова, полковник в отставке (г. Краснознаменск, Московская обл.)

Военная музыка, ставшая жизнью Л.А. Петкевича

Имя этого человека хорошо было известно широкому кругу капельмейстеров и музыкантов военных оркестров с конца XIX века до шестидесятых годов XX века, когда он ушёл на заслуженный отдых. Старейший военный музыкант, капельмейстер и педагог Людомир Антонович Петкевич в октябре 1917 года возглавил образцовый военный оркестр. Ему посчастливилось дирижировать оркестром на первом военном параде в 1918 году. С 1925года, когда уволился с военной службы, вплоть до 1962 года Л.А. Петкевич руководил духовыми оркестрами в Москве и Московской области. Являясь автором фанфарного марша «Сигнал», многочисленных инструментовок для духового оркестра, Людомир Антонович также много лет отдал музыкально-педагогической работе с воспитанниками детских домов. Он вместе со страной прожил большую и интересную жизнь.
Родился Л.А. Петкевич 11 февраля 1881 года в небогатой деревенской семье на Волыншине. В возрасте тринадцати лет был зачислен музыкантом-воспитанником в оркестр 11-го драгунского Рижского полка сроком на шесть лет. Ещё со времён Петра I в русской армии и на флоте были введены хоры (оркестры), создавались школы солдатских детей, где проходили обучение и музыкантские воспитанники. В этом полку отбывали действительную службу прадед, дед и отец Петкевича — Антон Иванович. Эту семейную традицию продолжил и Людомир Антонович. У деревенского паренька обнаружились незаурядные способности к игре на духовом инструменте — кларнете, обладающем красивым тембром и богатыми оттенками звучания. Усердие, трудолюбие юного музыканта-воспитанника вскоре принесли успех, его признали полковые ветераны-музыканты, и ему было доверено исполнение партии кларнета в основном составе оркестра.
Срочную службу Людомир Антонович сначала проходил в 7-м уланском Ольвиопольском короля испанского Альфонса XIII полку, а затем, с 1904 года, служил в 1-м Лейб-драгунском Московском императора Петра I полку. Участвовал в Русско-японской войне в составе Заамурского конного полка.
В 1910 году двадцатидевятилетний Л.А. Петкевич переводится в 11-й гренадерский Фанагорийский генералиссимуса князя Суворова полк заместителем капельмейстера. После получения специальности «дирижёр», он становится капельмейстером оркестра полка. С началом первой мировой войны и до октября 1917 года Петкевич с полковым оркестром находится на фронте. А в это время в России назревала революция. Л.А. Петкевич с командой музыкантов был командирован в Москву квартирьером для подготовки казарм к прибытию полка.
В Москве происходили события, которые «потрясли весь мир». Сын крестьянина из Волынской губернии, Петкевич без колебаний перешёл на сторону новой власти, и не один, а с оркестром, сохранив его целиком. Казарма, как оказалось, уже была отремонтирована, и в ожидании встречи полка с фронта Л.А. Петкевич приступил к занятиям.
Однажды к нему явились представители военно-революционного комитета и попросили принять участие в митинге, который будет проходить в здании института благородных девиц. После этого выступления оркестр заметили, стали приглашать на многочисленные митинги и мероприятия, проводимые в городе. Переезд правительства во главе с В.И. Лениным из Петрограда в Москву в марте 1918года, торжественные мероприятия по случаю этой встречи не минули оркестр Петкевича. В день выступления Владимира Ильича в Большом театре, вспоминал Людомир Антонович, он с оркестром Фанагорийского полка находился в оркестровой яме перед сценой.
В середине марта 1918 года в Лефортове, в Екатерининском зале бывшего 2-го кадетского корпуса, оркестр играл на торжественном вечере, посвящённом первому выпуску пулемётчиков молодой Красной Армии. Присутствовавший на вечере народный комиссар по военным делам Н.И. Подвойский обратил внимание на слаженную игру военного оркестра в полсотни человек. Вскоре Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, продолжая сложившуюся традицию рабочего класса, принимает решение о проведении торжеств по случаю 1-го Мая. Помимо манифестаций трудящихся было решено провести и первый военный парад частей Московского гарнизона на Ходынском поле. Для музыкального сопровождения парада Н.И. Подвойский предложил пригласить запомнившийся ему оркестр.
В конце апреля военному капельмейстеру Л.А. Петкевичу было передано приказание наркомвоендела в назначенное время прибыть с оркестром на Ходынское поле. «Оркестр 11-го гренадерского Фанагорийского полка построен во дворе штаба полка. Сюда же стали прибывать курсанты военных школ Лефортовского городка. С музыкой мы подошли к Ходынке, где нас встретил молодой командир и приказал остановиться. Послали линейного с докладом о прибытии курсантов с оркестром. Линейный быстро вернулся и передал, что оркестр должен подойти ближе и стоять неподалеку от правительственной трибуны. Подготовка к параду шла довольно медленно. Только в 16 часов 30 минут в открытой машине прибыли В.И. Ленин, с ним Н.К. Крупская и М.И. Ульянова. Как только Владимир Ильич сошёл с машины, я подал команду играть встречный марш. После обхода и поздравления с праздником В.И. Ленин поднялся на трибуну и начался церемониальный марш частей Московского гарнизона молодой Красной Армии», — так вспоминал Людомир Антонович об этом историческом параде.
Парад открыли колонны военно-учебных заведений. Оркестр играл фанфарный марш «Сигнал», написанный Л.А. Петкевичем. Следом торжественным маршем прошла рота красногвардейцев, кавалерийская школа. Проследовали два полевых орудия в запряжке по четыре лошади к каждому орудию. Замыкали парад самокатчики на старых полевых велосипедах. С красными знамёнами под музыку оркестра прошли колонны демонстрантов. Когда специалисты интересовались музыкой, исполняемой на первом параде, Людомир Антонович отвечал, что специального репертуара не было, исполняли маршевую музыку, взятую из репертуара русских военных духовых оркестров. Кроме фанфарного марша «Сигнал» играли марши «Богдан Хмельницкий», «Застенчивый рыцарь», «Суворовский марш», «Прощание славянки», «Марш Преображенского полка» и другие. Колонны демонстрантов шли под музыку революционных песен «Варшавянка», «Смело, товарищи, в ногу», «Красное знамя», «Марсельеза».
После этого военного парада оркестр стал официальным военным оркестром, который был призван обслуживать в течение ряда лет массовые государственные и партийные мероприятия.
Вскоре полк был расформирован. Оркестр передали второй Московской пехотной школе. Являясь членом ликвидационной комиссии по расформированию полка, Л.А. Петкевич лично отвёз в Оружейную палату Московского Кремля семнадцать полковых знамён, среди которых, по его словам, были знамёна времён А.В.Суворова.
Не обошла стороной Л.А. Петкевича и Гражданская война. С оркестром в составе курсантской бригады он находился на фронте. Это были Южный и Петроградский фронты, войска которых вели сражения с Добровольческой армией А.И.Деникина и войсками Н.Н. Юденича. В одном из боёв он получил контузию. Возвратившись с фронта, Людомир Антонович продолжал обслуживать военно-оркестровые наряды, а в траурные дни января 1924 года вместе с другими оркестрами отдал последние почести усопшему вождю.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 3596
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Ср Дек 09, 2009 6:41 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

(продолжение)

Демобилизовался из армии сорокачетырёхлетний капельмейстер в 1925 году. За плечами у Л.А. Петкевича были тридцать лет, отданных службе Отечеству в армейском строю. За эти годы музыка стала его жизнью, и, сменив военный мундир на гражданский костюм, музыкант продолжил заниматься тем, что отлично знал и умел. Он стал инструктором духовых оркестров при управлении Московских городских железных дорог, затем в течение четырех лет руководил духовым оркестром при клубе в Кунцеве.
Последующие годы, начиная с 1930-го, вплоть до ухода на пенсию в 1962 году, Л.К. Петкевич работал руководителем духовых оркестров в детских домах, занимался музыкой с ребятами в трудовой коммуне и втором Испанском детском доме.
В 1948 году Людомир Антонович поступил на работу в детский дом №1 спецназначения для детей офицеров Красной армии и Военно-морского флота в г. Воскресенске Московской области. Здесь он создаёт из воспитанников разных возрастов духовой оркестр, которым успешно руководит в течение четырнадцати лет. Это был сплочённый многоголосый оркестр, состоящий в разные годы из сорока и более человек. Такого духового оркестра не было во всём Воскресенском районе. Оркестр регулярно обслуживал массовые городские мероприятия и удостаивался высокой оценки руководителей города. В детдомовском оркестре у Людомира Антоновича навыки игры на духовых инструментах получили многие воспитанники, а некоторые стали профессиональными музыкантами. В оркестре Главного центра испытаний и управления космическими средствами имени Г.С.Титова до настоящего времени играет его воспитанник Виктор Денискин. Членом Cоюза композиторов стал военный инженер полковник Геннадий Пожидаев, автор книг, повестей и статей о композиторах, музыкантах и музыке. Многие ребята, следуя совету наставника, поступили в военные оркестры воспитанниками.
В памяти ребят воскресенского детского дома Людомир Антонович остался мудрым и добрым человеком. Вспоминает Геннадий Ярхо: «Это историческая личность. В ранние годы Людомир Антонович играл в военных оркестрах. Дирижировал оркестром на первом военном параде. Участвовал в Гражданской войне. Сочинял музыкальные произведения. Научил нас игре на духовых инструментах. И так хорошо у нас это получалось, что стали нас приглашать на торжественные мероприятия в город».
В 1967—1968 гг. состоялись торжества по случаю полувековых юбилеев Октябрьской революции и Вооружённых Cил. В них приняли участие почётные гости: ветераны партии, участники Гражданской и Великой Отечественной войн, труженики тыла. На торжества был приглашен и Л.А. Петкевич. Ему был вручён персональный пропуск на трибуну на Красной площади. Спустя четыре года, 7 ноября 1972 года, в обстановке эмоционального подъёма личного состава армии, вызванного подготовкой к празднованию 50-летия образования СССР, на Красной площади в Москве проводился военный парад в честь 55-й годовщины Октябрьской революции. Это был сотый парад. В сотый раз выходили на площадь и военные музыканты, под музыку которых шли торжественным маршем парадные расчёты войск. Своеобразным юбилеем стал этот выход и для старейшины военно-оркестровой службы Людомира Антоновича Петкевича.
В Отдельном показательном оркестре Министерства обороны, куда незадолго до парада был приглашён старый капельмейстер, состоялась встреча двух ветеранов — дирижёра первого военного парада и начальника военно-оркестровой службы Министерства обороны, главного дирижёра оркестрового сводного полка генерал-майора Н.М. Назарова. В торжественной обстановке генерал Назаров вручил Людомиру Антоновичу памятный знак «Участнику сотого парада».
Были и другие памятные встречи. Особенно радовался Людомир Антонович встречам с молодёжью. Щедро делился ветеран жизненным опытом, рассказывал о памятных событиях и пережитом. Перед слушателями проходили волнующие картины славной истории Вооружённых Сил и военно-оркестровой службы.
Только на 82 году жизни прекратил трудовую деятельность персональный пенсионер Л.А.Петкевич. Его многолетний труд отмечен орденом "Знак Почёта" и многими медалями, в том числе медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945гг.», отличником народного просвещения назвало его Министерство просвещения РСФСР.
Скончался Людомир Антонович 16 декабря 1972 года, не дожив двух месяцев до девяностодвухлетия. Отдать последние почести старейшине военно-оркестровой службы прибыли музыканты Отдельного показательного оркестра Министерства обороны. Похоронен Людомир Антонович на старинном кладбище села Константиново Воскресенского района.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
PetersGriFF
Site Admin

   

Зарегистрирован: 23.04.2009
Сообщения: 2582
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Сб Май 12, 2012 11:23 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Очерк из библиотечки «Красной Звезды» № 6 от 1967 года «Перо Жар- птицы». (Цитата по "Военная музыка. (сборник статей и очерков). Военно-дирижерский факультет при московской дважды Ордена Ленина государственной консерватории им. П.И.Чайковского. М.:1968")

Инженер-майор Г. ПОЖИДАЕВ

ПЕРВЫЙ МАРШ
Весна за городом полна своих особых примет. Если в Москве на расправу с зимой бросают технику, подкрепляемую армией хлопотливых дворников, то за городом идет томительно-приятный разговор один на один между землей и солнцем. И воздух напоен свежим запахом талой воды.
В один из таких дней я приехал в Воскресенск в гости к своему учителю... Дорога идет сосновым лесом. Все здесь знакомо — каждое дерево, каждый изгиб дороги. И в то же время много нового. Как дружно взялись в рост молодые сосенки под сенью редких старых сосен! Невольно приходит в голову, что и мы незаметно выросли под сенью своих учителей.
Вот Людомир Антонович Петкевич. Ему сейчас восемьдесят пять лет. Только четыре года назад проводили его на пенсию.
Я вспоминаю тот день, когда впервые увидел этого человека. Ему тогда было уже шестьдесят семь лет. Высокий, чуть сутуловатый, с бритой головой, он вошел в детдомовскую столовую во время обеда. Подошел к нашему первому столу и как бы невзначай сказал:
— Если кто из вас хочет играть в оркестре, заходите в комнату, что напротив библиотеки.
Мы были поражены: у нас будет свой духовой оркестр. И оркестр собрался, и играть научились. Обслуживали даже праздничные демонстрации в Воскресенске, а иногда выезжали в Москву на смотры самодеятельности детдомов и всегда занимали первые места.
Сказать, что легко нам давалась наука музыки, было бы неправдой. Но так уж любили мы своего Людомира Антоновича, что многие трудности брали с ходу, с завидным энтузиазмом. Да и учитель давал нам пример выдержки. Стоит с белой палочкой в руке перед оркестром по нескольку часов, не присядет.
В удивительной требовательности Людомира Антоновича к себе было что-то от военного человека. И не случайно. Как-то пригласил он нескольких ребят к себе домой, достал из шкафа большой серый альбом с фотографиями. На одной из них мы увидели присевшего на барьер молодого военного с шашкой на боку. Таким был наш учитель до революции.
Заметили и значок на груди. Людомир Антонович объяснил, что значок юбилейный, выпущенный к 100-летию со дня смерти Суворова, и им награждали всех, кто служил в полку, носящем имя русского полководца. В этом 11-м гренадерском Фанагорнйском Генералиссимуса князя Суворова полку Людомир Антонович был капельмейстером.
И в комнате будто повеяло дыханием истории. Но настоящей радостной неожиданностью явилось для нас то, что учитель видел Ленина и даже был с ним знаком.

Октябрьскую революцию Петкевич встретил в Москве, где служил капельмейстером в том самом гренадерском полку. Людомир Антонович был назначен членом ликвидационной комиссии по расформированию полка. Он вспомнил, как в июне 1918 года отвез на ломовом извозчике все 17 полковых знамен в Кремль. Но еще до этого произошли события, благодаря которым оркестр почти в полном составе перешел на службу Красной Армии.
Однажды оркестр пригласили на какое-то торжество на пулеметные курсы. После игры к Людомиру Антоновичу подошел Н. И. Подвойский, наш первый Нарком по военным делам. Оркестр ему понравился, и он заметил, что надо его сохранить, потому что хороших оркестров сейчас не найти.
Как выяснилось вскоре, Подвойский не напрасно заинтересовался оркестром. Приближалось 1 Мая 1918 года. И накануне оркестру было приказано прибыть на Ходынское поле. Ожидался парад войск.
Вот как это было. Утром 1 мая оркестр в составе 45 человек во главе колонны курсантов военных школ Лефортовского городка отправился к месту назначения. С музыкой приблизились к Ходынке. Вел подготовку к параду Подвойский. Оркестр поставили
лицом к трибуне. К указанному часу стали подходить члены правительства. Тут же прибыл Владимир Ильич.
Начался парад. Он был коротким. Первыми прошли военно- учебные заведения. За ними — рота красногвардейцев с винтовками на плечо, кавалерийская школа в конном строю. За кавалерийской школой два полевых орудия в запряжке по четыре лошади к каждому орудию. И замыкали парад несколько самокатчиков на старых полевых велосипедах.
Парад окончился. Поле опустело. Никаких указаний не было, и капельмейстер, решив, что оркестр больше не нужен, приказал собирать ноты и готовиться к уходу. Очевидно, сборы эти заметили, потому что к оркестру неожиданно направился Ленин. Людомир Антонович двинулся навстречу ему, козырнул, Владимир Ильич сказал, что сейчас пойдут демонстранты, и попросил дать марш. И так же быстро вернулся к трибуне. Людомир Антонович говорил, что он не придал тогда большого значения этому по существу историческому факту. Ведь никогда прежде после военных парадов не устраивались демонстрации. И Ильич положил начало этой прекрасной традиции.

Как будто только вчера мы разговаривали с Людомиром Антоновичем на эту тему. И вот сегодня я опять иду к нему в гости.
Дорога повела вниз, к лощине, перекрытой старым каменным мостом. Слева, в разрыве леса, блеснула стальная полоса Москва-реки. Теперь затяжной подъем в гору — и вот уже за деревьями показались строения детдома и поселка.
Дверь открывает сам хозяин. В комнате знакомая скромная обстановка, на столе, как всегда, ноты. Интересуюсь, что это.
Оказывается, это партитуры маршей, которые исполнял оркестр на Первомайском параде в 1918 году. Один из них — фанфарный марш Людомира Антоновича «Сигнал».
Я его хорошо помню, так как наш оркестр играл его. Любопытна история создания марша. В 1915 году во время переправы войск через Неман вечером в тишине пропела сигнал фанфара (сигнал отбоя артиллерийского огня), и это показалось Людомиру Антоновичу хорошим запевом для марша.
— Кстати, вот он, — Людомир Антонович протянул тонкую книжку под названием «Старинные марши». — В прошлом году в третий раз издали в Музгизе.
Просматривая марши, я вспоминаю рассказы учителя о своей жизни. Не просто было ему стать образованным музыкантом. Сын крестьянина из Волынской губернии, он прошел трудный путь от воспитанника военного оркестра до капельмейстера, сумев закончить без отрыва от службы консерваторию.
В июле 1918 года Петкевич перешел во вторую Московскую пехотную школу, оркестр которой волею счастливого случая стал по существу первым официальным военным оркестром, призванным обслуживать массовые государственные и партийные мероприятия, а Людомир Антонович первым советским военным дирижером.
И здесь по роду службы он до 1922 года часто видел Ленина. Посчастливилось ему выполнять и некоторые просьбы Владимира Ильича.
Вот пример. Как-то осенью встречали американскую делегацию. Церемония проходила около Большого театра. Гости стояли на трибуне, а Ленин и члены правительства — на ступеньках театра. Ленин подошел к оркестру и попросил Людомира Антоновича приготовить американский гимн. Гимна в нотах капельмейстера не оказалось, и его с трудом удалось разыскать у знакомых музыкантов. Правда, по каким-то причинам исполнить его не пришлось. Но сам факт такой просьбы знаменателен. Руководству молодой республики приходилось впервые сталкиваться со многим. Приходилось думать и как принять иностранных гостей.
А ленинская забота о людях! Мы слышали о ней от очевидцев много рассказов. Благодаря Петкевичу можно добавить еще один штрих в эту бесценную копилку.
Как-то в Большом театре Людомир Антонович увидел Ленина, разговаривавшего с главным врачом Генерального (ныне Главного) военного госпиталя. Неожиданно оба направились в сторону оркестра. Оказалось, что Владимир Ильич предложил организовать выступление оркестра для больных и раненых красноармейцев. Об этом рассказал врач, когда Ленин, представив их друг другу, отошел. И такие выступления были организованы.
И еще — пример ленинской скромности. Это произошло перед началом какого-то заседания в Большом театре. Оркестр, как всегда, прибыл заранее и находился в оркестровой яме. Неожиданно появился Владимир Ильич. Шел он быстро, о чем-то думал и машинально вел рукой по оркестровым перилам. Заметив его, Людомир Антонович тихо скомандовал: «Встать!». Оркестранты поднялись. Ленин сразу отошел от барьера и досадливо махнул рукой: садитесь, мол, не нужно. А через несколько минут один из военных товарищей передал просьбу Ильича: впредь не подавать команду.
— А Ленин, очевидно, запомнил вас по этим коротким встречам? — спрашиваю я, возвращая ноты.
— Да, хотя это было довольно сложным делом. Ведь он каждый день встречался со многими людьми. Помню, у нас в пехотной школе отмечали первый выпуск красных командиров, на который приехал Владимир Ильич. Когда во время представления командного состава Ленину очередь дошла до меня, он улыбнулся и сказал: «А с вами мы уже знакомы, не так ли?», — чем сильно удивил начальника школы.

Людомир Антонович, с усилием опираясь на ручки кресла, встает:
— Посидите минутку без меня, пойду Петровне помогу, — и, поморщившись, добавляет: — Прямо хоть не садись совсем. Как подниматься, так нога отказывает. Старая контузия от взрыва снаряда. В гражданскую получил, когда воевали против Юденича.
Меня волнует один вопрос, который я еще ни разу не задавал Людомиру Антоновичу. Может, потому, что не надеялся получить положительный ответ.
— Какие музыкальные произведения любил Ленин? Вам не приходилось слышать от него самого об этом?
— Был такой случай, — оживляется Людомир Антонович, — обычно до начала собрания или заседания в Большом театре оркестр что-нибудь играл, например, вальсы, отрывки из опер. И вот во время одной паузы, когда я повернулся в зал, ко мне подошел Владимир Ильич и спрашивает:
— Товарищ Петкевич, скажите, а балладу Шумана «Два гренадера» вы играете?
— Нет.
— Прекрасная вещь, — чуть помедлив, задумчиво сказал он и неожиданно вполголоса запел: «Во Францию два гренадера из русского плена брели...».
Обрадованный удачей, я хочу узнать еще какие-нибудь заветные подробности и спрашиваю:
— А когда была ваша последняя встреча с Лениным?
— Последней встречи не помню... Помню прощание. В 1924 году отдал я последнюю дань дорогому Ильичу. Стоял тогда сильный мороз. Красная площадь была затуманена дыханием тысяч людей и дымом костров. Играть было трудно. Руки примерзали к инструменту, губы — к мундштукам труб. Оркестр время от времени прерывал игру, чтобы отогреть инструменты, и тогда траурный марш подхватывал другой оркестр. Так, сменяя друг друга, мы пели последнюю песнь Ильичу...
Некоторое время Людомир Антонович молчит, глядя неподвижно в одну точку. В комнату входит его жена Полина Петровна.
— Ну что, мужчины, приуныли? — спрашивает она. — А ну, раз-двигайте стол, стелите скатерть!

...Под вечер прощаюсь с радушными хозяевами и спешу на электричку. По дороге я думаю о человеке, сохранившем в себе на всю жизнь свет ленинской мудрости, скромности и душевной теплоты, благодатные лучи которых легли и на нас.
И вдруг с хорошей завистью я подумал, как это здорово, наверное, было на виду всего человечества отчаянно-радостным взмахом рук дать начало звонкой песне фанфар, возвестивших миру о первом параде молодой Советской республики, победоносно начавшей свое движение к новой жизни!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
PetersGriFF
Site Admin

   

Зарегистрирован: 23.04.2009
Сообщения: 2582
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Сб Май 07, 2016 1:35 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Что-то поиск по форуму совсем не работает. Помню тема была,а поисковик не находит... Дублирую.


Здесь можно услышать Фанфарный марш №2 "Сигнал":
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Военная музыка -> Дирижеры и их оркестры Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах



Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS