Список форумов Военная музыка

Военная музыка

Форум любителей военной музыки
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

НАШ БАННЕР Partita.Ru — ноты для духового оркестра НАШ БАННЕР Partita.Ru — ноты для духового оркестра
Оскар Хаккенбергер (Oskar Hackenberger)

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Военная музыка -> Дирижеры и их оркестры
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Auceps
Site Admin

   

Зарегистрирован: 01.05.2009
Сообщения: 1497

СообщениеДобавлено: Ср Май 11, 2016 9:05 pm    Заголовок сообщения: Оскар Хаккенбергер (Oskar Hackenberger) Ответить с цитатой

Оскар Хаккенбергер (Oskar Hackenberger).
Инспектор музыки армии, дирижёр.


Оскар Хакенбергер родился 24-го июля 1872 года в деревне Лангхеннерсдорф (Langhennersdorf, ныне часть коммуны Обершёна, Саксония - Auceps). Музыкальный талант передался мальчику от отца. Помимо народной школы в родной деревне, а также бюргерской и средней школы в находящемся неподалёку городе Фрайберге, Хаккенбергер посещал музыкальную школу (т.н. "городскую капеллу") в Эдеране (Oederan) северо-восточнее Хемница. Во всех учебных заведениях учителя отмечали его старание и примерное поведение. С 1890 по 1892 гг. Хаккенбергер, помимо ещё 6 соискателей, получает место сольного тромбониста в Доме ремёсел (Gewerbehaus, до нашего времени не сохранился - Auceps) в Дрездене. Обучение он проходил у знаменитого Фридриха Августа Тренклера (Friedrich August Trenkler, автор AM II, 206 – Auceps), тогдашнего музикдиректора дрезденских гренадер и прекрасного оркестрового воспитателя. Помимо деятельности в оркестре, Хаккенбергер также посещал Дрезденскую консерваторию. В летний курортный сезон 1892 года он играл в курортном оркестре города Бад Зальцбрунн (Bad Salzbrunn, ныне Щавно-Здруй, Польша - Auceps) в Силезии.
1-го октября 1892 года Хаккенбергер начал свою военную карьеру добровольцем на два года в качестве тромбониста оркестра 47-го пехотного полка (Infanterie-Regiment (2. Niederschlesisches) Nr. 47) в Позене (ныне Познань, Польша – Auceps). В этом же оркестре играл на флейте и его младший брат Макс Хаккенбергер. За полгода до этого капельмейстером полка стал 31-летний Пауль Шмидт (Paul Schmidt). Шмидт проучился два года в Королевской высшей школе музыки в Берлине-Шарлоттенбурге и, отказавшись от третьего года обучения, получил место штабс-гобоиста в полку. Сам Шмидт также был саксонцем из Хемница и начал карьеру валторнистом в оркестре 6-го гренадерского полка (Grenadier-Regiment Graf Kleist von Nollendorf (1. Westpreußisches) Nr. 6) в том же Позене. Таким образом, Шмидт знал все тонкости музыкальной жизни этого гарнизонного города с его 4-мя пехотными и 2-мя кавалерийскими оркестрами. Тесть Шмидта, музикдиректор Варнатц, был учителем Хаккенбергера в Эдеране. В 1894 году Оскар Хаккенбергер стал сверхштатным унтер-офицером-гобоистом, в 1897 году - сверхштатным сержант-гобоистом, а в конце 1897 года – штатным. Финансовое положение поправляли концерты в свободное от службы время. В силу своих служебных и музыкальных заслуг Хаккенбергер был командирован в Королевскую высшую школу музыки в Берлине-Шарлоттенбурге, где и учился с 1-го октября 1900 по 1-е августа 1903 года. Его однокурсниками были Отто Вагнер (Otto Wagner), будущий штабс-трубач гвардии, Макс Лангер (Max Langer), ставший в 1937 году первым музикмейстером танковых войск, а также Густав Герлофф (Gustav Gerloff, автор AM II, 267 – Auceps). После сдачи экзаменов, Хаккенбергер возвращается в полк, где 30-го августа 1903 года неожиданно умирает Пауль Шмидт. 1-го октября 1903 года Хаккенбергер становится его преемником в качестве полкового капельмейстера 47-го полка.
К этому времени в оркестре уже выработался образцовый состав, сохранившийся и в последующие годы: 2 флейты, 2 гобоя, 10 кларнетов и 2 фагота, а также 4 валторны, 3 флюгель-горна, 4 трубы, 2 тенор-горна, 1 баритон, 3 тромбона и 3 баса. Сольным флейтистом выступал брат Оскара, уже упоминавшийся выше Макс Хаккенбергер. 36 человек были задействованы для маршевой музыки во время службы, а также в качестве духового, струнного или танцевального оркестра вне службы. Проблемы доставлял лишь 2-й батальон полка, находившийся в Шримме (Schrimm, ныне Сьрем, Польша - Auceps), в 37-ми километрах к югу от Позена. В отсутствии Хаккенбергера находившимися там музыкантами командовал вице-фельдфебель Эрнст Нойферт (Ernst Neufert). Хаккенбергер поддерживал контакт и с шефом своего полка, принцем Людвигом Баварским (будущий король Людвиг III.). В 1899 году Хаккенбергер женится на Эмме Моргенштерн (Emma Morgenstern), в браке с которой родилось трое мальчиков и одна девочка. Семья проживала в Позене на Pauli Kirchstraße 4. Однако через пять лет Хаккенбергера ждали серьезные перемены в его военно-музыкальной карьере.
С 1-го октября 1908 года (переведён Хаккенбергер был 24-го марта 1909 года) Хаккенбергера вызвали в Берлин для вступления в должность второго инспектора музыки прусской армии. Первый инспектор музыки, профессор Густав Россберг (Gustav Roßberg), с 30-го сентября 1908 года вышел на пенсию, уступив своё место бывшему до этого вторым инспектором музыки профессору Теодору Граверту (Theodor Grawert). Второй инспектор был необходим для работы с более чем 380-ю военными оркестрами в составе прусской армии. Для Хаккенбергера эта должность означала существенное служебное повышение, однако прежде всего это означало канцелярскую рутину и прощание с капельмейстерской и солдатской жизнью. Инспектора музыки были высшими военными чиновниками без командной власти, которые могли лишь проводить инициативы в войсках и высказывать те или иные предложения военному министерству. Кроме того, второй инспектор был отодвинут на задний план по сравнению с первым, который дирижировал Большими зорями на кайзеровских манёврах и больших концертах, вроде традиционного концерта на Троицу учебного пехотного батальона (Lehr-Infanterie-Bataillon) в Потсдаме. Хаккенбергеру же приходилось довольствоваться малым, вроде премьерного исполнения 4 призовых маршей издательства "Scherl" в присутствии кайзера во дворе Берлинского дворца 31-го января 1912 года. Однако в начале 1914 года свершилось большое дело, а именно: Был издан первый том партитур 75-ти армейских маршей в обработке Оскара Хаккенбергера. До этого момента музыкантам приходилось переписывать партии из партитур в свои нотные тетради самостоятельно, часто с большим количеством ошибок. Хаккенбергер знал об этом, поэтому данная аранжировка позволила ему окунуться в свою стихию. Теперь же у капельмейстеров и музыкантов были унифицированные напечатанные партитуры, которые можно было заказать в издательстве "Bote & Bock". Дальнейшей деятельности помешала начавшаяся Первая мировая война. В ходе неё Хаккенбергер отметился двумя маршами: встречным "Feinde ringsrum" и парадным "Deutschland hoch in Ehren".
Первоначальное название "Feinde ringsrum" звучало как "In Treue fest". Марш был сочинён Хаккенбергером в 1915 году и посвящён королю Людвигу III. Баварскому, шефу бывшего 47-го полка Хакенбергера. Название было взято из девиза ордена св. Губерта, чьим гроссмейстером являлся король Баварии (эта же надпись украшала и пряжки баварских солдат). Однако в Баварии существовала своя процедура утверждения музыкальных произведений, посвящаемых Всевысочайшим и Высочайшим персонам и включаемых в соответствующее собрание. Чтобы быть принятым в данный сборник, требовалось заключение Королевской академии музыки (Königliche Akademie der Tonkunst) в Мюнхене. С соответствующим ходатайством Хаккенбергер обратился к баварскому военному атташе в Берлине, генерал-лейтенанту Риттеру фон Бухеру (Ritter von Bucher), приложив ходатайство от 16-го июня 1915 года, а также папку с партитурой марша и и 40 партиями для каждого инструмента. Документы были направлены в Королевское баварское военное министерство на рассмотрение. Министерство же, согласно процедуре, обратилось за заключением в академию. Та нашла марш "ровным по форме и, за исключением трио (в трио использованы песни "Flamme empor" и "Die Wacht am Rhein" - Auceps), талантливо сочинённым, пусть даже и использованные при сочинении приёмы не выходят за рамки чего-то необычного". Трио же было расценено как неудачное, способствовавшее потере песней её изначальной мощи и напряжения. Также критике подверглось и фортепианное издание марша в фа мажоре (издание для военной музыки было в ми-бемоль мажоре). 1-го июля 1915 года академия отправила Хаккенбергеру письмо с предложением усовершенствовать свой марш, прежде он будет представлен баварскому королю. Хаккенбергер отправил ответное письмо от 2-го августа 1915 года, в котором указывал на авторитет и талант изначального автора первой песни, Карла Трауготта Глезера (Karl Ludwig Traugott Gläser), мотивировал отсутствие использованного им повторения цитируемой последней строчки из песни "Die Wacht am Rhein" как не требующего столь же мощного ответа, поскольку начало "Flamme empor" несколько более мягкое по характеру. Кроме того, Хаккенбергер заявил в письме, что убрал параллели в фортепианном издании (обозначив их, однако, не "ошибочными", а "лишними"), не обнаружив, однако, указанного в заключении академии "плохого дублирования" в вводных тонах, сославшись на свою искусность в этом деле, в том числе опыт 7-летней преподавательской деятельности по предметам "Гармония" и "Инструментовка" в Королевской высшей школе музыки. В силу несколько желчного характера ответа Хаккенбергера, баварское военное министерство раздумывало, стоит ли передавать его, однако затем решилось затребовать повторную экспертизу из академии. Директора академии Ганса Буссмайера (Hans Bußmeyer) данные упрёки не смутили. В своём повторном заключении от 31-го августа 1915 года, Буссмайер указал на особенности создания "Flamme empor", на дальнейшие несоответствия нотных изданий между собой (военно-музыкального и фортепианного), недостатка в гармонизации и соответствия аккордов оригиналу (при этом было в слегка ехидной манере Хаккенбергеру напомнили его же ссылку на опыт в преподавании по данному предмету). Использование же урезанной версии окончания "Die Wacht am Rhein" было обозначено Буссмайером как нарушение собственной же логики Хаккенбергера объединить две патриотические песни в одном трио. Этим письмом баварское военное министерство посчитало письменный спор оконченным и передало партитуру генерал-адъютанту баварского короля, указав, "несмотря на различные недостатки", на хорошую "форму и инструментовку" в целом. 18-го сентября 1915 года двор уведомил о благосклонном принятии марша и попросил адрес Хаккенбергера для отправки последнему королевского подарка. Данный опыт, однако, оказался решающим доводом о более позднем переименовании марша в "Feinde ringsrum".
После поражения Германии и заключения Версалького мира Германия осталась со стотысячным Рейхсвером. Граверт остался инспектором музыки, Хаккенбергеру пришлось подать в отставку. Однако 30-го сентября 1924 года профессор Граверт ушёл на пенсию, открыв Хаккенбергеру возможность быть снова принятым в состав Рейхсвера в качестве инспектора музыки армии. Одновременно с этим он снова стал профессором теперь уже в Государственной высшей школе музыки в Берлине-Шарлоттенбурге. В 1925 году Хакенбергер инициировал включение баварских маршей в теперь уже ставшее из прусского общенемецким Собрание армейских маршей (Armeemarschsammlung). В этом же году (по другим данным в 1926 - Auceps) по приказу начальника управления сухопутными войсками (Heeresleitung) Ганса фон Зекта (Hans von Seeckt) оба марша, написанные Хаккенбергером в войну, были также включены в состав Собрания. В следующем 1926 году Хакенбергер составляет партитуры для второго тома, в который вошли 72 армейских марша (в том числе и свежевключённые баварские), а также издаёт в "Bote & Bock" ноты более 60-ти армейских маршей для струнного и салонного состава. Для публики Хакенбергер неустанно проводил на стадионах сводные концерты нескольких военных оркестров из близлежащих гарнизонов, неизгладимо запомнившихся современникам своей организацией и музыкальными качествами. Мероприятия проходили летними вечерами или в зимний полудень в сопровождении факелов и начинались с торжественного вступления войск, затем исполнялось несколько маршей, а в окончание проводилась Большая зоря, которую в обработке Хаккенбергера Бундесвер играет и поныне. Таки образом, наряду с Вильгельмом Випрехтом, Хаккенбергер остался в истории немецкой военной музыки одним из её важнейших аранжировщиков.
Оскар Хаккенбергер скончался от сердечного приступа в берлинском пригородном поезде по пути на службу 8-го ноября 1929 года.

_________________
Die Piefke's kommen
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Военная музыка -> Дирижеры и их оркестры Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах



Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS