Список форумов Военная музыка

Военная музыка

Форум любителей военной музыки
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

НАШ БАННЕР Partita.Ru — ноты для духового оркестра НАШ БАННЕР Partita.Ru — ноты для духового оркестра
Сборник полковых (встречных) маршей О. фон Фреймана
На страницу Пред.  1, 2, 3 ... , 12, 13, 14  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Военная музыка -> История русской военной музыки
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 3489
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Ср Фев 10, 2016 7:24 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ну, если бы Вы не поленились пробежаться по этой теме, то обнаружили бы, что на 3 и 4 страницах дан краткий обзор маршей, где, в частности, говорится, что:

а) 1 Оренбургский казачий полк заимствовал марш у лейб-гвардии Конного полка;

б) 2 Оренбургский казачий полк заимствовал у смоленских улан Николай-марш, который на пластинках советского времени обозначался как "Марш Ладожского пехотного полка";

в) 4 Оренбургский казачий полк имел оригинальный марш, записей которого не имеется.

Ноты можно получить из этого самого сборника, если посчастливиться его найти, а также из материалов комиссии, секретарём которой был фон Фрейман.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Алексей Алексеев


   

Зарегистрирован: 10.02.2016
Сообщения: 12

СообщениеДобавлено: Ср Фев 10, 2016 9:11 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Благодарю за отзыв! Тут дело не в лени - вчера приходилось временно через телефон выходить в инет - посему- далее второй стр не добрался..
Касаемо сборника Фреймама - запросил в РГБ о наличии.
Но он точно есть на Военно - дирижерском отделении при Московской консерватории. По крайней мере, один реконструкторов лет 15 назад заказывал там сканы. Что сейчас - не знаю.
Думаю, многие вопросы можно будет посмотреть в книге; М.Д.Черток "Военная музыка России накануне Первой мировой войны". Она не так давно вышла.
Уважаемые форумчане. нет ли счастливых обладателей данной книги?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
PetersGriFF
Site Admin

   

Зарегистрирован: 23.04.2009
Сообщения: 2567
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Ср Фев 10, 2016 3:42 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

В РГБ нет Фреймана.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Алексей Алексеев


   

Зарегистрирован: 10.02.2016
Сообщения: 12

СообщениеДобавлено: Ср Фев 10, 2016 3:55 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Кому интересно - вот ответ РГБ
Военная музыка России накануне Первой мировой войны» (Михаил Черток. – Москва, 2015) имеется в подсобном фонде Отдела нотных изданий и звукозаписей Российской государственной библиотеки (РГБ). Сообщаем шифр хранения этой книги: Щ 31-8 / Черток / Ч 50.

Интересующий Вас сборник маршей в Отделе нотных изданий и звукозаписей РГБ отсутствует. Три тома данного сборника хранятся в Научной музыкальной библиотеке Московской государственной консерватории. Направляем Вам сведения об этих нотах из электронного каталога консерваторской библиотеки (с шифрами хранения):

Том I

Сборникъ Полковых (встречъныхъ) и Историческихъ Маршей Российской Армии : 62 марша. - Партитура. - Лейпциг : Печатня К. Редера, 1901. - 400 с. : золотое тиснение на кож.переплете
Загл. на рус. яз. - На рус. яз.
Н. д. С.1 13 М.
Чит. з. ПдС-511(I)

Том II

Сборникъ Полковых (встречъныхъ) и Историческихъ Маршей Российской Армии : 65 маршей. - Партитура. - Лейпциг : Печатня К. Редера, 1901. - 400 с. : золотое тиснение на кож.переплете
Загл. на рус. яз. - На рус. яз.
Н. д. С.2,3 М.
Чит. з. ПдС-511(II)

Том III

Сборникъ Полковых (встречъныхъ) и Историческихъ Маршей Российской Армии : 62 марша. - Партитура. - Лейпциг : Печатня К. Редера, 1902. - 400 с. : золотое тиснение на кож.переплете
Загл. на рус. яз. - На рус. яз.
Чит. з. ПдС-511(III)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
PetersGriFF
Site Admin

   

Зарегистрирован: 23.04.2009
Сообщения: 2567
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Чт Фев 11, 2016 7:47 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

retiredmajor писал(а):

а) 1 Оренбургский казачий полк заимствовал марш у лейб-гвардии Конного полка;


Какая-то у Вас ошибка - у Лб.гв Уланского Ея Величества полка (Ф I, 28 ). Что соответствует Фрейману и записке командира полка полковника Тимашева от 1913 года.

Алексей Алексеев писал(а):
Кому интересно - вот ответ РГБ
...
Три тома данного сборника хранятся в Научной музыкальной библиотеке Московской государственной консерватории. Направляем Вам сведения об этих нотах из электронного каталога консерваторской библиотеки (с шифрами хранения):


Как я и говорил.
А Библиотека Танеева, насколько помню, на ремонте до 2017 года.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
PetersGriFF
Site Admin

   

Зарегистрирован: 23.04.2009
Сообщения: 2567
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Чт Фев 11, 2016 7:48 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

[quote="PetersGriFF"]
retiredmajor писал(а):

а) 1 Оренбургский казачий полк заимствовал марш у лейб-гвардии Конного полка;


Какая-то у Вас ошибка - у Лб.гв Уланского Ея Величества полка (Ф I, 28 ), что соответствует Фрейману и записке командира полка полковника Тимашева от 1913 года.

Алексей Алексеев писал(а):
Кому интересно - вот ответ РГБ
...
Три тома данного сборника хранятся в Научной музыкальной библиотеке Московской государственной консерватории. Направляем Вам сведения об этих нотах из электронного каталога консерваторской библиотеки (с шифрами хранения):


Как я и говорил.
А Библиотека Танеева, насколько помню, на ремонте до 2017 года.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 3489
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Чт Фев 11, 2016 4:07 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Виноват-с, номер был пропечатан нечётко, принял "23" за "28". Придётся исправить.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Алексей Алексеев


   

Зарегистрирован: 10.02.2016
Сообщения: 12

СообщениеДобавлено: Сб Фев 20, 2016 5:47 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Интересный вопрос - если Комиссия по улучшению музыкального дела в армии и флоте была создана в 1909 г, как здесь указывают, и имела официальные полномочия запрашивать воинские части о полковой музыке - то как и на основании чего собирал марши Фрейман для своего сборника? Если он собирал марши по своей личной инициативе, без соответствующего приказа или высокой протекции, то, насколько я знаю бюрократию РИА, это дело весьма непростое! Немногие из полковых командиров стали бы себя утруждать по частным запросам.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Auceps
Site Admin

   

Зарегистрирован: 01.05.2009
Сообщения: 1500

СообщениеДобавлено: Ср Мар 09, 2016 12:35 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

PetersGriFF писал(а):
Нет, только ПОПО СССР есть и Скрябин.
Вероятно это и есть этот "Каррусель-марш", т.к. в сборнике Стелловского за 1859 г. за номером 27 помещен марш - который мы и знаем по записям. Вряд ли за 4 года им еще раз поменяли марш.


Есть небольшое дополнение: Андреас Леонхардт, общеармейский капельмейстер Австрии (автор "Alexandermarsch") сочинил многочисленные "Caroussel-Märsche" для конных костюмированных представлений ("каруселей") в придворной школе верховой езды в Вене, а в 1863 (уже после отставки) лично дирижировал подобным костюмированным представлением (участвовал оркестр 3-го кирасирского полка и 6-го линейного пехотного полка).
_________________
Die Piefke's kommen
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Sir Adrian


   

Зарегистрирован: 08.05.2016
Сообщения: 4

СообщениеДобавлено: Пн Май 09, 2016 9:54 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

PetersGriFF писал(а):
В сборниках Гутхейля/Стелловского интересная ситуевина. Марш на "Мазурку Домбровского"(карабановский "Дерфельдт") имеет имя Лб.гв. Его Величества полка(№30). Второй марш(карабановский фрейман) назван просто маршем Лб.гв. Уланского полка(№26). Издание 1858/59 годов.

У Вурма №26 "Марш Лб.гв.Уланского полка" тоже что "карабановский фрейман", а "Мазурки Домбровского" вообще нет. Издание 70-х годов XIX века.

Интересно, что было маршем Ее Величества полка?

Кстати, записи Карабанова и Скрябина довольно сильно отличаются не только по стилю и составу оркестра(с деревом/медный). Оказалось, что Карабанов записал марш строго по партитуре Фреймана, а Скрябин по нотам(в нашем случае клавирам, что имеем, но не суть важно) Гутхейля/Стелловского и Вурма.
Но безусловно, это один и тот же марш. В сборнике партитур "Марши русской армии"(составитель В.М.Халилов, М.;Музыка, 2006) марш Лб.гв Уланского полка в оркестровке В.Иванова сделан "по" Гутхейлю/Стелловскому/Вурму и ближе именно им, нежели Фрейману.



Неужели Скрябин записал этот марш? Я ни разу не встречал его кроме как в исполнении Адмиралтейского оркестра.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
PetersGriFF
Site Admin

   

Зарегистрирован: 23.04.2009
Сообщения: 2567
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Вс Апр 23, 2017 6:26 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

При финансовой поддержке Акселя Эрмерта и Моники Хагедорн-Заупэ, информационной поддержке Александра Фюлинга и при содействии Военного института (военных дирижёров) Военного университета в лице полковника Михаила Михайловича Трунова в будущем году планируется переиздание данного сборника.


Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
PetersGriFF
Site Admin

   

Зарегистрирован: 23.04.2009
Сообщения: 2567
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Ср Май 24, 2017 5:03 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Работа продолжается. Предполагаемая обложка и титулы.



Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
PetersGriFF
Site Admin

   

Зарегистрирован: 23.04.2009
Сообщения: 2567
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Вт Июн 20, 2017 12:04 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Надеюсь на перевод.





Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 3489
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Сб Июн 24, 2017 9:45 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Русские полковые марши в 1900 году


Совместная рабочая группа «Военная музыка» Немецкого общества военных познаний представляет фотокопию поразительной и весьма ценной работы под названием

«Сборник Полковых (встречных) и Исторических маршей Российской армии в партитурах. Собрал и издал О. фон Фрейман. Лейпциг 1901-1902».

Он содержит 247 полных партитур в 4 томах, напечатанных в Лейпциге нотопечатней К. Г. Редера и изданных в 1902 году в Санкт-Петербурге (ныне Ленинграде) на русском языке. Фотокопия состоит из 4 папок (соответствующих томам) снимков материалов, имеющихся в Центральной библиотеки бундесвера (в Дюссельдорфе), Библиотеки II военного округа (в Ганновере), Музее военной истории (в Раштатте), Баварском армейском музее (в Ингольштадте) и отделе военной музыки Управления вооружённых сил.

Ответственный редактор издания Отто фон Фрейман (1849-1924) был генерал-майором Русской императорской армии в кадетском корпусе в Фридрихсгаме, двоюродным дедом нашего майора Эберхарда фон Фреймана, шефа 1-го оркестра сухопутных войск в Ганновере. Предполагается, что помощь в издании оказывал его брат, Эдуард фон Фрейман (1855-1920), генерал-лейтенант Русской императорской армии.

Мелодичные произведения начали использоваться в военных целях, с некоторыми исключениями, с середины 18-го столетия. Они служили для движения полков медленным шагом в атаках и на парадах. С начала 19-го столетия появился скорый шаг для марша по тракту, а с изобретением хроматических медных инструментов - кавалерийский марш. Началась новая эра маршевой музыки. Она совпала с Войной за освобождение 1813-15 от наполеоновского господства в Центральной Европе. Так что у армий России, Австрии и Пруссии было много общего. В 1817 году Пруссия завела Собрание армейских маршей (AM), начавшееся с целой серии маршей своего союзника России. Так что когда мы будем встречать здесь знакомые вещи, то я буду обозначать их так - «наш AM ... ».

В пехоте русской армии только в гвардейских и первых полках дивизий были полные духовые оркестры. Во всех остальных частях были медные составы. Таков был инструментальный состав русской военной музыки. Поэтому партитуры Фреймана рассчитаны на медные духовые инструменты в составе 3 корнетов (1 в Es и 2 в B), 2 труб в Es, 2 альтгорнов в Es, 3 валторн в Es, 2 теноргорнов в B, 1 баритона в B и 2 басов (в Es и B). В дополнение к ним в половине партитур томов III и IV 1902 года (с № 89), имеются опционально голоса для 3 кларнетов (1 в Es и 2 в B), и для малого и большого барабана. Голоса для флейт, гобоев и тромбонов имеются только в № 1 (Преображенский марш) и нигде более.

Фаготов в русских военных оркестрах не было. Таблица нашего генералмузикдиректора Випрехта, предложенная им при переработке в 1869 году 43 армейских маршей для возможности их исполнения всё равно каким составом - пехотным, кавалерийским или егерским - здесь отсутствует.

247 произведений, следующих в произвольном порядке, пронумерованы. Собрание русских армейских маршей, начатое Антоном Дёрфельдтом (отцом) около 1815 года, не упоминается и нигде не указывается. Здесь присутствуют только встречные марши полков по состоянию на 1900 год. Система нумерации произведений не имеет никакой связи с русским Собранием армейских маршей, поскольку здесь отсутствуют парадные и скорые марши.

7 произведений появляются дважды, хотя и разных аранжировках (№ 1 = 178, № 36 = 197, № 45 = 215, № 70 = 199, № 112 = 220 и трижды наш Встречный марш короля Фридриха-Вильгельма III № 11 = 184 = 212). Другие 7 произведений являются гимнами (№ 82 = Турции, № 112 = Пруссии, № 162 = Трансвааля, № 191 = Оранжевой республики, № 193 = Голландии, № 195 = Франции и № 221 = «Правь, Британия, морями»). Царского гимна Алексея Львова (1798-1870) среди них нет. В конце сборник содержит русско-прусский марш для вечерней зари (№ 208 ). 2 австрийских марша для развода караула (№ 103 и 104), которые игрались ещё в царствование царя Александра II (правившего в 1855-1881), и 1 траурный марш для кавалерии на смерть императора Николая I в 1855 году Антона Дёрфельдта (сына) (№ 105).

Остальные 229 произведений являются встречными маршами, как правило отмеченными названиями «Марш ... полка». Или это переименованные исторические произведения, не являющие по сути русскими полковыми маршами. Встречные марши, это то, что мы называем встречными маршами (Präsentiersmärsche). Нет никакой разницы между пехотными и кавалерийскими маршами; они не отсортированы в этом порядке. Обозначение темпа часто отсутствует, хотя и желательно; потому что русские военные капельмейстеры не были военнослужащими, и только иногда состояли на службе. Некоторые воинские части исполняли в качестве встречного марша скорый, которые более подходил в качестве парадного. И представлены не все полки.

Сборник Фреймана начинается с тихих маршей лейб-гвардии Преображенского (№ 1, наш AM I, 30), Семёновского (№ 2, не был прусским маршем) и Измайловского (№ 3, наш AM I, 16), трёх замечательных произведений, из которых Преображенский и Измайловский перешли в 1817 году из русского в прусское Собрание армейских маршей. Преображенский был также полковым маршем в других русских частях; в Пруссии он исполнялся в качестве встречного марша в 1-м пионерном батальоне в Кёнигсберге (Восточная Пруссия) до 1914 года. Даже бундесвер имеет его сегодня в своих маршевых книжках. Семёновский, композиция Николая Римского-Корсакова (1844-1908 ), датируется позднее. С 1817 года у нас есть марши лейб-гвардии Московского (№ 5, наш AM I, 28 ) и Конного (№ 23, наш AM I, 6) полков, два чудесных музыкальных произведения Антона Дёрфельдта (отца), чьё имя нигде не упомянуто. В таких старых маршах в качестве композиторов указаны великокняжеские особы, а также Глюк и Моцарт. Даже Глинка не упомянут. В России часто играли старый марш Глюка, стоящий под № 19 (наш AM I, 24). С русско-прусских времён до 1820 года мы находим марш 17-го пехотного Архангелогородского полка (№ 169, наш AM I, 18 ), 28-го пехотного Полоцкого полка (№ 90, наш AM I, 41), 102-го пехотного Вятского полка (№ 98, наш AM I, 37) и 9-го гренадерского Сибирского полка (№ 138, наш AM II, 14). Последний является красивым старинным маршем для атаки с тихим шагом, но переработанным в скорый марш. Таким он был более 100 лет в качестве парадного в 1-м пехотном, затем гренадерском полку в Кёнигсберге (Восточная Пруссия), и находится сегодня в нотных тетрадях бундесвера. Даже когда в 1869 году Випрехт его перерабатывал, он оставил его опять в темпе тихого шага. Поэтому он существует в исходной нетронутой, а также в невозможно перегруженной аранжировке скорого марша. Необходимый темп целая = 80 (обозначение четвертная = 80 неверен) не может быть исполнен.

Нам известны марш Лейб-гвардии Пешей Артиллерии (№ 21, наш AM I, 22), Марш резервной артиллерии 1815 года (№ 151, наш AM II, 32) и оба Марша на вступление в Париж, немецкий 1814 года (№ 52, наш AM II, 38 ) и русский 1815 года (№ 209, наш AM II, 28 ). У Фреймана нет двух встречных маршей, заимствованных из России в 1817 году, которые исполняли 162-й пехотный полк в Любеке и 146-й пехотный полк в Алленштейне (Восточная Пруссия) (наши AM I, 5 и 26). Удивителен марш 11-го гренадерского Фанагорийского полка, написанный на мотивы оперы Моцарта «Женитьба Фигаро» (№ 134, наш AM I, 35), который Антон Дёрфельдт (отец) написал в качестве учебного упражнения для Военно-музыкальной школы в Санкт-Петербурге. Свадебный марш Мендельсона-Бартольди (№ 26, наш AM III, 36) был полковым маршем у лейб-гвардии казаков в Санкт-Петербурге и ещё в двух полках, конечно, в обычной короткой трёхчастной форме. В Пруссии это звуковое полотно было сокращено до кавалерийского марша Випрехтом, вскоре после его публикации в 1844 году.

После освобождения от наполеоновского господства в 1814 году монархи России, Австрии и Пруссии взаимно удостоили друг друга званиями шефов гвардейских полков. В России австрийский император Франц 7 октября 1814 года стал шефом Кексгольмского гренадерского полка, ставшего впоследствии лейб-гвардии Кексгольмским императора Австрийского полком. Он исполнял в качестве встречного марша № 181 (наш AM I, 14), впоследствии заменённый на № 10; последний является великолепной редкой редакцией «Песни немцев», бывшей в то время австрийским гимном. Тогда же 7 октября 1814 года прусский король стал шефом Санкт-Петербургского гренадерского полка, который в 1840 году был переименован в лейб-гвардии Санкт-Петербургский короля Фридриха-Вильгельма III полк. Он исполнял с 1835 года Встречный марш этого короля (№ 11, наш AM I, 1a). Тот же самый марш (№ 212) был у 3-го гренадерского Перновского полка, чьим шефом с 20 июня 1818 года до самой смерти в 1861 году был прусский принц, а затем король Фридрих-Вильгельм IV. И наконец, у 53-го пехотного Волынского полка тоже был этот марш (№ 184), с неизвестным для нас трио.


Последний раз редактировалось: retiredmajor (Сб Июн 24, 2017 10:06 am), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 3489
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Сб Июн 24, 2017 9:47 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

(продолжение)


Здесь следует упомянуть о Марше Александра (Венском марше Александра) Персюиса (№ 120, наш AM II, 41). Это был любимый марш царя Александра I во время Венского конгресса 1814-1815. Он считается в России историческим. И поскольку царь тогда стал шефом австрийского 2-го пехотного полка, который часто посещал под его звуки, этот марш стал полковым до 1918 года. Между прочим, это старое произведение сначала исполнялось в медленном темпе как встречный или парадный марш, и только потом все три армии стали исполнять его как скорый марш, в России и Австрии с вступительными полковыми позывными и трио, которого нет в нашем марше.

Также были русскими полковыми маршами наш Гогенфридбергский и наш Торгауский. Гогенфридбергский (№ 33, наш AM III, 1b) был у лейб-гвардии Конной Артиллерии. Он исполняется без затакта, также как и Преображенский марш в России начинается без него. То, что Фридрих Великий указан в качестве композитора, неверно, и темп четвертная = 116, очевидно, фальшив; удивительно, что записи этого марша после второй мировой войны были под запретом. Торгауский (№ 36, AM III, 69) исполняли 31-й пехотный Алексопольский и 95-й пехотный Красноярский полки, последний без трио. Здесь в партитуре № 36 (напечатанной в 1901 году) Фридрих Великий указан как композитор, а партитуре того же марша № 197 (напечатанной в 1902 году) уже нет.

В числе исторических находим мы наш Седанский марш (№ 246, наш AM II, 45a); великий князь Николай (брат правившего царя и впоследствии его преемник) привёз его в Россию около 1822-23 года, взяв его в 7-м пехотном полку, впоследствии гренадерском Королевы в Лигнице, шефом которого с 6 июня 1817 года был его шурин, будущий кайзер Вильгельм I. Вместе с маршем «Воспоминание о Калише», написанном прусской принцессой, впоследствии германской императрицей Августой (№ 206, наш AM II, 102), будут вспоминать о большом смотре русских и прусских войск в 1835 году.

Старые егерские марши это нечто замечательное. И у Фреймана, и среди наших армейских маршей даже сегодня есть в качестве исторического старый марш лейб-гвардии егерей из Санкт-Петербурга, датируемый 1825 годом (№ 185, наш AM II, 85) и славный Марш Егерского князя Варшавского, графа Паскевича-Эриванского полка (№ 183, наш AM III, 49). Следующие 3 партитуры (с номерами 4, 127, 130) снова отражают егерскую музыку времён Войны за освобождение 1813-15.

Будущему царю Александру II (1818-1881), который будучи царевичем участвовал на встрече в верхах в Оломоуце в 1853 году, посвятил Александровский марш австрийский армейский капельмейстер Леонгардт (№ 200, наш AM II, 161); а в честь его же серебряной свадьбы 16 апреля 1866 года штаб-трубач артиллерии Великого герцогства Гессенского Вильгельм Рапп написал «Марш» (№ 196), потому что жена царя была гессенской принцессой. Помимо того, лейб-гвардии Кирасирский Её Величества полк в качестве полкового марша исполнял гессенский Марш для представления знамени (№ 25, наш AM I, 105), написанный в 1681 году ландграфом Эрнстом Людвигом Гессен-Дармштадтским. С другой стороны, прекрасное редкое фанфарное произведение лейб-гвардии Кирасирского Его Величества полка нам неизвестно; мы вынуждены исполнять его по современной партитуре!

В 1897 году великий князь Константин Константинович был удостоен звания шефа 5-го Гвардейского гренадерского полка в Шпандау, а великий князь Николай Николаевич - 10-го гусарского полка в Штендале (Альмарк). Великие князья были кузенами прусского короля и правнуками короля Фридриха-Вильгельма III и королевы Луизы. Так встречные марши обоих прусских полков (№ 170, наш AM I, 72 полка герцога Брауншвейгского и № 107, наш AM III, 62 принца Альбрехта) пришли в русский сборник. Написанный штаб-трубачом 10-го гусарского Генрихом Леманом Парадный марш, посвящённый новому шефу полка, также был включён туда под № 145. Но мы не должны забывать, что именно этот великий князь Николай Николаевич, жёсткий, высокого роста и хорошо обученный, 17 лет спустя (в 1914) был решающим поджигателем войны против Германии, что привело к несчастью его самого и его страну.

В листах партитур вам постоянно попадается что-то знакомое или вызывающее интерес. Уже в 1900 году в России Марш на мотивы оперы «Моисей» (№ 217, наш AM II, 58 ) и Петербургский (№ 176, наш AM II, 113) были ничем иным, как историческим воспоминанием о временах императора Николая I (правившего в 1825-1855 годах), хотя эти произведения у нас всё ещё оставались постоянными полковыми маршами до первой мировой войны. Зато в обеих армиях существовали Марш финляндских рейтар (№ 93, наш AM III, 70) и Бьорнеборгский (№ 34, наш AM II, 241), в России естественно для финских войск; Финляндия была в то время российским великим княжеством. Парадный марш дочери императора Николая I, великой княжны Ольги Николаевны (№ 27, наш AM III, 48 ), имевшийся у гвардейских казаков атаманцев, в Германии был у 25-го (вюртембергского) драгунского полка, поскольку великая княжна после замужества в 1864 году стала вюртембергской королевой. Её имя мы можем встретить в Штутгарте и сегодня. Марш 75-го пехотного Севастопольского полка (№ 238, наш AM II, 183) в Германии исполнялся как марш-галоп. В 91-м пехотном Двинском полку исполнялся Баварский встречный марш (№ 132, наш AM I, 102), да притом с трио! Для 98-го пехотного Юрьевского полка Пётр Чайковский написал свой Марш си-бемоль мажор 1893 года (№ 168 во фреймановском сборнике); так как его (двоюродный) брат Анатолий был командиром этого полка. Около 15% фреймановских маршей присутствуют в нашем Собрании армейских маршей. Но ни один марш в России нельзя было услышать так часто, как прусский и баварский встречный марши в наших полках.

Из Франции происходит Сиди-Брагим, марш французских стрелковых батальонов (№ 228); он не имеет отношения ни к одному русскому полку. С другой стороны аранжировка на мотивы оперы «Белая дама» более 75 лет была полковым маршем одного из самых уважаемых русских кавалерийских полков, называвшегося Кавалергардским. Французский композитор Буальдьё был в 1803-1810 годах капельмейстером русского императорского двора в Санкт-Петербурге.

Очень жаль, что в такой большой специальной работе не упомянуты два выдающихся русских военных капельмейстера. Правда Антон Дёрфельдт (сын) часто упоминается как композитор. Он представлял Российскую империю на Конкурсе европейской военной музыки в Париже в 1867 году с хором музыкантов лейб-гвардии Конного полка и был с 1850 года до своей смерти в 1869 году заведующим хорами музыки гвардии, что соответствует должности музыкального инспектора. Не упомянут и его предшественник на этой должности в 1830-1850 годах Фердинанд Гаазе (1788-1851), написавший в 1816 году Преображенский марш; старый марш лейб-гвардии Волынского полка тоже написан им. И главной персоной, основателем русской военной музыки, является Дёрфельдт-отец (1781-1829), предшественник Гаазе в 1809-1829 годах и первый директор Военно-музыкальной школы в Санкт-Петербурге. Свыше 100 лет его гениальные композиции (№ 5, 23, 134, 151) и образцовые аранжировки (например, № 209) были полковыми маршами! Что касается произведений, написанных до 1850 года, то сведения о композиторах и их происхождении, к сожалению, неполны и неточны. Например, вечером 10 августа 1813 года в Ландсгуте в Силезии, а не при Грос-Гёршене (см. № 208 ), прусский король приказал заимствовать часть русской вечерней зари. И мотив Марша на вступление в Париж 1815 года (№ 209) взят из французской оперы, а не из старинного русского танца.


Возрождением старых русских маршей после второй мировой войны мы обязаны фреймановскому сборнику. В 50-е годы собрал русских эмигрантов в Париже дирижёр Александр Скрябин (1890-1969), племянник известного фортепьянного виртуоза и композитора (1872-1915). Для личного пользования своих соратников и друзей он наиграл со своим парижским оркестром на 6 маленьких пластинках 33 старых русских маршей, 10 русских сигналов, гимны и хорал Бортнянского, все произведения с подлинной славянской мелодичностью и красочной гармонией, старые тихие и взыскательные кавалерийские марши редкой красоты.

Это в 60-е годы побудило фирму SERP в Париже, выпускавшую пластинки с исторической тематикой, издать одну долгоиграющую пластинку. Снова был приглашён Скрябин со своим оркестром. Под названием «Военные марши императорской России» эмигрантами были записаны 19 произведений, включая сигналы, а также песню белогвардейских добровольцев, царский гимн в начале и молитву из русской вечерней зари в конце. На пластинку обратили внимание в ФРГ, потому что на ней было 7 редко исполняемых прусских армейских маршей.

Теперь обратим внимание на советское Министерство обороны. В 70-е годы стали появляться из Москвы экспортные пластинки (с текстом на английском и французском языке) с маршами из фреймановского сборника, к сожалению, вместе с современными и прочими произведениями. Таким образом в последнее время были опубликованы 50 старых русских маршей.

Фремановский сборник предоставляет изобилие восточно-европейской музыки 19-го столетия. Он является таковым же и для современных концертов и записей.


Иоахим Тёхе-Митлер


Перевод статьи из журнала „Zeitschrift für Heereskunde“ NR. 325 [1986]


Последний раз редактировалось: retiredmajor (Сегодня в 13:21), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Военная музыка -> История русской военной музыки Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2, 3 ... , 12, 13, 14  След.
Страница 13 из 14

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах



Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS