Список форумов Военная музыка

Военная музыка

Форум любителей военной музыки
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

НАШ БАННЕР Partita.Ru — ноты для духового оркестра НАШ БАННЕР Partita.Ru — ноты для духового оркестра
Антология "Historische Armee-Maersche" (52 LP)
На страницу Пред.  1, 2
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Военная музыка -> История немецкой и австрийской военной музыки
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 3440
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Вт Апр 25, 2017 4:28 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Из приложения к пластинкам 01-02


Городской оркестр Вены


Появление новых пластинок серии «Исторические армейские марши» несомненно приведёт к появлению новых друзей Городского оркестра Вены. Этот относительно молодой музыкальный коллектив, который всего за несколько лет своего существования заслужил большое уважение в мире духовой музыки, в первый раз исполняет здесь старые армейские марши из прусского Собрания армейских маршей в исторически оригинальном звучании.

В настоящее время в оркестре около 90 музыкантов. Вместе с незначительным числом тех, кто состоит на службе в городе Вена, в оркестре присутствуют молодые учителя музыки, студенты и выпускники Высшей музыкальной школы, а также бывшие члены Венского филармонического и Венского симфонического оркестров.

Городской оркестр столичного города Вены сопровождает встречи и чествования, приведение к присяге и проводы на заслуженный отдых. Он даёт концерты на Венской праздничной неделе и участвует в больших летних концертах в городской ратуше. Его Штраус-концерты популярны в течение нескольких лет. Универсальность оркестра варьируется от Шраммель-квартета до биг-бэнда, от театрально-салонного оркестра до симфонического, от духового квартета до симфонического духового оркестра, а репертуар простирается от старинных военных маршей до симфоний Моцарта, Бетховена и Шуберта.

Капельмейстер Густав Фишер, основатель и руководитель венского Городского оркестра, уже долгое время является гарантом наилучшей интерпретации старых австрийских военных маршей. Помимо того, что он чутко обрабатывает и аранжирует музыку, он ещё в возрасте 16 лет (в 1939 году) организовал оркестр и через два года дал с ним официальный концерт. После войны он работал хормейстером, репетитором, заведовал музыкальной частью в театре, был органистом и аранжировщиком, до 1958 года руководил симфоническим оркестром Союза венских служащих. В 1966 году он стал руководителем оркестра Венской транспортной компании.

С выпуском этой новой серии пластинок он добровольно взял на себя задачу сохранения музыкальных традиций Вены и возврата к жизни многих забытых произведений известных и неизвестных композиторов 18-го и 19-го столетий. Исторически точная, оригинальная запись старых армейских маршей будет воспринята экспертами, как дома, так и за рубежом, как важное культурное событие.


Герберт Ютнер
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 3440
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Вт Апр 25, 2017 4:29 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Из приложения к пластинкам 01-02


О новой серии пластинок «Исторические армейские марши»


Дорогие друзья военной музыки!

С этих двух пластинок начинается Фонд пластинок членов совместной рабочей группы «Военная музыка», единственная серия пластинок в Немецком обществе военных познаний, посвящённая маршам, которые так давно не записывались в более или менее приличном качестве. В эту серию включены немецкие и австрийские марши.

На томе 1 и 2 записаны 26 армейских маршей, которые никто никогда не слышал (за исключением AM I/6 в своеобразной русской аранжировке). Они взяты с оригинальных партитур прусского Собрания армейских маршей, которое собиралось с 1817 по 1945 год и насчитывает 674 произведения. Конечно, это не только прусские марши. В дополнение к маршам прочих немецких государств, там есть большое количество русских, австрийских, шведских, итальянских и французских маршей. Полный список всех армейских маршей можно найти во II томе трилогии «Армейские марши» („Armeemärsche“) Иоахима Тёхе-Митлера (Joachim Toeche-Mittler), изданной издательством Kurt Vowinckel-Verlag, Neckargemünd.

Совместная рабочая группа «Военная музыка» стремится активно участвовать в развитии этого культурного наследия, зачастую спрятанного в библиотеках. С осени 1982 года идёт работа над следующими двумя пластинками. Если вы хотите узнать больше о военной музыке, свяжитесь, пожалуйста, с рабочей группой «Военная музыка». Адрес указан на конверте пластинки.

Исторические оловянные фигурки для их изображения на конверте пластинки предоставили Wilhelm Klauber, Peter Ewald Kovar и Rudolf Klement из „1683“ - Общества друзей и собирателей культурно-исторических фигурок, Вена (Gesellschaft der Freunde und Sammler kulturhistorischer Figuren, Wien), за что их искренне благодарим.


Последний раз редактировалось: retiredmajor (Ср Май 17, 2017 9:33 am), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 3440
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Чт Апр 27, 2017 2:44 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

ПРИМЕЧАНИЯ К МАРШАМ ДАННОЙ ПЛАСТИНКИ (Folge 01)

Иоахима Тёхе-Митлера



SEITE 1 / СТОРОНА 1


AM I, 1g MARSCH / Марш
von Anton Dörfeldt / Антона Дёрфельдта

Пластинка начинается с марша № I/1 бывшего русского Собрания армейских маршей, исполняя старейший армейский марш. В прусском Собрании армейских маршей это произведение также имело номер I/1 до 1841 года, когда семь старых прусских маршей 18-го столетия были помещены в начало, получив номера с 1 по 1f, и прежний номер 1 был заменён на 1g.
Это истинный Дёрфельдт, превосходное произведение с самого начала. Определённо, это один из первых маршей, написанных им, потому что повторения делают его длиннее размера, ставшего впоследствии привычным. Там также есть трио. И всё построено на кларнете, основном инструменте Дёрфельдта. У Дёрфельдта мелодия следует за мелодией, всё перерабатывается и варьируется, звучит так и эдак. Короче говоря, этот человек написал прекрасную музыку!


AM II, 1 MARSCH / Марш
von Friedrich Satzenhoven / Фридриха Затценховена

Скорый марш № 1, венский по стилю, является также первым скорым маршем и в нашем Собрании армейских маршей. Он проявляет основополагающий характер маршей в виде ритмической музыки для движения на свежем воздухе. Деревянные инструменты, особенно кларнеты, выражают свой восторг легко и весело. Трубы дополняют и подчёркивают ритм. Композитор был около 1800 года австрийским музикдиректором и театральным капельмейстером в Граце и Вене, и по истечении некоторого времени обрёл местожительство в Санкт-Петербурге (ныне Ленинград).


AM I, 2 MARSCH / Марш
arrang. von Anton Dörfeldt / в аранжировке Антона Дёрфельдта

Такая мелодичная музыка, полная вариаций и модуляций, переносит нас в залы эпохи рококо. Всё легко и светло. Но здесь Дёрфельдт, отвечавший за военную музыку в Санкт-Петербурге, сделал марш с чётким ритмом, необходимым для экзерцирования гвардейских войск царя.


AM III, 6 GALOPP-FANFARE / Фанфара-галоп
von Eduard Hayn / Эдуарда Хайна

Никто не был более пригоден и искусен для написания парадного марша в темпе галопе, чем штаб-трубач. Эдуард Хайн с 1818 до 1825 года был штаб-трубачом в Гвардейском гусарском полку. Первоначально эта короткая пьеса исполнялась фанфарами, поскольку у горнистов кавалерийских полков не было других инструментом до Войны за освобождение 1813-1815. Затем, в 1826 году, были введены вентильные инструменты, которые стали хорошо поддерживать звучание фанфар. Восемь тактов из первой части стали темой во второй. Сформированный в 1899 году в Бромберге (провинция Познань) и дислоцировавшийся там 53-й полк полевой артиллерии исполнял эту фанфару в качестве парадного марша для прохождения галопом до 1918 года.


AM II, 2 PAUSENMARSCH / Марш с паузами

Это так называемый «Марш с паузами» (а не AM II/8 )! Очаровательное произведение! Шутка в виде маршевой музыки из одиннадцати пар шагов (тактов)! Даже если она не понравилась Вам, у неё всё равно восхитительные построение и мелодия. Здесь прекрасные, 8-тактовые части, а также очаровательное трио. Композитор неизвестен; и мы должны быть благодарны как русским, так и пруссакам, которые поместили это произведение в свои собрания армейских маршей, русские под номером II/6. Кто-то отозвался на его весёлость и красоту.


AM I, 4 MARSCH aus dem Ballett „Les Amours de Vénus“ / Марш из балета Андре Кампра «Любовь Венеры»

За скорым маршем следует тихий, точнее: балетный марш. Это всё равно, что смотреть движениями ног танцоров. две первые короткие и мелодичные части наполнены балетной музыкой. За ними идёт любимое 8-тактовое трио, написанное в том же ключе, потому что вентильных труб ещё не было. Приятная аранжировка сделала из балетной темы марш, пригодный для полковых упражнений. У нашего AM II/11 точно такое же название и та же самая первая часть.


AM III, 10 GALOPPMARSCH / Марш-галоп
von Eduard Hayn / Эдуарда Хайна

Заканчивается громкая и оживлённая сторона со стерео-эффектами. Опять это марш-галоп штаб-трубача Хайна из Потсдама, и тоже занесённый в 1825 году, но это уже дальнейшее развитие музыки такого типа. Последовательно осуществляется 8-тактовое разделение с 8-тактовой первой частью, 8-тактовой второй частью и трио, состоящем из двух 8-тактовых частей, всё это с повторением. И в совместном звучании фанфар (сигнальных труб) с медными духовыми инструментами у нас теперь есть мощный объёмный звук, к которому приучили население и заставили его полюбить в следующие сто лет войска в конном строю.



SEITE 2 / СТОРОНА 2


AM I, 13 MARSCH / Марш
von Joseph Koslowsky / Осипа Козловского

Славный старинный парадный марш с сильным ритмом открывает эту сторону. Простой, короткий, чёткий, из двух частей без трио. После сигнала трубы в начале, гренадеры и мушкетёры Екатерины Великой (правившей в 1762-1796 годах) топали старым медленным шагом. Композитор Осип Козловский, родившийся в 1757 году в Варшаве, после 18 лет преподавания музыки и участия в войнах с Турцией, с 1796 года был статским советником и директором придворной бальной музыки в Санкт-Петербурге, где и умер в 1831 году. Его разнообразная музыка, особенно духовная, была очень популярна.


AM II, 3 RUSSISCHER MARSCH / Русский марш

Просто и мастерски звучит это произведение. За двумя частями в мажоре следует третья часть в миноре, которая снова меняется на мажор, затем на минор, и снова с мажора на минор, становясь всё более и более прекрасной. Понятно, какой искусной должна была быть аранжировка такой нежной музыки, чтобы придать ей ритмичность для военного применения, без нарушения основного замысла.


AM I, 6 MARSCH / Марш
von Anton Dörfeldt / Антона Дёрфельдта

Великолепное произведение, законченное в смысле мелодии, гармонии и построения! Торжественные и уверенные первые две части, последующее трио весело и миловидно. Этот замечательный кавалерийский марш, с его трубным вступлением, был полковым маршем лейб-гвардии Конного полка в Санкт-Петербурге и исполнялся им в течение ста лет до самой первой мировой войны. Даже после второй мировой войны он записывался на пластинки. Такие марши, такие композиторы бессмертны.
Не следует путать это произведение с «Маршем Конной гвардии» (на самом деле „Russischer Marsch“ - «Русский марш»), который Иоганн Штраус (сын) посвятил в 1886 году, в качестве опуса 426, российскому императору Александру III.


AM II, 4 RUSSISCHER MARSCH / Русский марш

Русские по окраске и образцовые по построению 8 тактов с повторением в качестве первой части, 6 тактов с повторением в качестве второй части и 8 тактов с повторением в качестве трио, последнее в миноре. В финале снова первая и вторая часть без повторений. Это ясная последовательность. Она чисто звучит и переходит в прекрасное трио в миноре, как это было в то время в русских маршах для отдания почестей павшим.


AM I, 8 MARSCH / Марш
von F. Vogel / Ф. Фогеля

Бодрый егерский марш для тихого шага! Звучащие как бы вдали валторны отсылают нас к «Вольному стрелку» Вебера. Егерская музыка всегда мелодична и гармонична. Растянутость отсылает нас к музыке 18-го столетия. Течение музыки приятно и разнообразно. Вот так маршировали через населённые пункты егерские батальоны времён Войны за освобождение 1813/1815.


AM I, 12 MARSCH / Марш
von Georg Abraham Schneider / Георга Абрахама Шнайдера

Здесь идёт мастер своего дела; Георг Абрахам Шнайдер (1770-1839) был не только превосходным валторнистом, но впоследствии (с 1819 года) ему был поручен надзор за музыкой прусской гвардии, он был, вернее даже, незаменимым придворным композитором. Он был задействован во всех событиях того времени. Марш показывает его мелодическое богатство и мастерство в гармонии и построении. Он служит примером!


AM III, 23 CAVALLERE-MARSCH (1839) / Кавалерийский марш (1839)
von Ernst Frhr. von Danckelmann, arrang. von Wilhelm Wieprecht / барона Эрнста фон Данкельмана, в аранжировке Вильгельма Випрехта

В заключение вы слышите Кавалерийский марш 1839 года. Он исполнялся для парадного прохождения шагом. Точный, бодрый, со звучащими по-мужски трубами и фанфарами. После медленного трио и грандиозного перехода произведение начинается снова, мощное и весёлое. Композитор (1805-1855) был в то время премьер-лейтенантом (оберлейтенантом) в должности полкового адъютанта 1-го Гвардейского уланского полка в Потсдаме, занимавшего казармы на Луизенплац 9, перед Бранденбургскими воротами. Марш посвящён принцу Альбрехту Прусскому (отцу). В течение многих лет это произведение исполняли в качестве полкового марша гвардейские кирасиры в Берлине.


Последний раз редактировалось: retiredmajor (Ср Май 10, 2017 8:02 am), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 3440
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Пт Апр 28, 2017 6:55 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

ПРИМЕЧАНИЯ К МАРШАМ ДАННОЙ ПЛАСТИНКИ (Folge 02)

Иоахима Тёхе-Митлера



SEITE 1 / СТОРОНА 1


AM III/7 GALOPPMARSCH / Марш-галоп
von Anton Dörfeldt / Антона Дёрфельдта

Вторая пластинка также начинается Дёрфельдтом (1781-1829). Это произведение пришло к нам в 1825 году, и единственное в III разделе, из написанных Дёрфельдтом. Это не прикладная музыка, а востребованное произведение искусства. Восьмыми искрится мелодия парящим пьяно всех инструментов, пока в пятом такте не переходит в темп галопа. За восемью тактами первой части следуют 16 тактов второй и после короткого восьмитактового трио заключительная кода. До первой мировой войны это прекрасное произведение было маршем для прохождения галопом в 54-м (в Кюстрине-на-Одере) и 62-м (в Ольденбурге) полках полевой артиллерии. Затем, в 1926 году, штаб-трубач Шпигельберг (Spiegelberg) поместил эту небольшую, уже столетнюю пьесу в свой «Том № 3», который ещё в 1940 году был у каждого немецкого трубача.


AM I/3 MARSCH / Марш
von Anton Dörfeldt / Антона Дёрфельдта

Никто не хотел бы маршировать под этот марш; но таким маршем могут блеснуть музыканты. Это не прикладная музыка, а пьеса для прослушивания. Это одно из первых маршевых произведений Дёрфельдта, сформированное из мелодии и гармонии, из праздничного и переливчатого звучания, из переплетения деревянных инструментов и труб. Построенный на любимом им кларнете, он стал настоящим произведение искусства, не имеющим целевого предназначения и свободным от каких-либо ограничений. Это чистая музыка, исполняя которую гобоисты могут блеснуть своей техникой. Полномасштабное, мастерски созданное музыкальное произведение в чётком ритме тихого шага.


AM II/6 MARSCH / Марш
von Klopow / Клопова

Начинается без затакта (вступления). Каждый из первых трёх шагов выделен отдельным аккордом, задавая чёткий ритм с самого начала. Затем исполнять музыку становится всё легче и легче. Труба ритмически сияет над деревянными инструментами. Произведение в целом прекрасно и прекрасно аранжировано. После повтора первой и второй части произведение заканчивается. О композиторе ничего неизвестно, кроме его имени на нотах 1817 года.


AM II/7 RUSSISCHER MARSCH / Русский марш

Название соответствует содержимому. Произведение бойкое, прекрасно написанное, чётко аранжированное и легко исполняемое. Марш заканчивается трио, имеющим минорную часть. Нет ненужного повторения с начала.


AM III/24 FESTMARSCH zum Maskenfest „Richard Lösenherz“ (1840) / Торжественный марш к маскараду «Ричард Львиное Сердце»
von Ernst Frhr. von Danckelmann / барона Эрнста фон Данкельмана

Новая композиция принадлежит к событию того времени (1840), маскараду «Ричард Львиное Сердце», являвшегося отголоском одноимённой оперы Гретри. Андре Эрнест Модест Гретри (1741-1813) был популярным французским оперным композитором, чьи произведения были тогда ещё популярны у публики. Поэтому премьер-лейтенант барон фон Данкельман (известный по 1-й пластинке), бывший в то время адъютантом 1-й Гвардейской кавалерийской бригады в Потсдаме, написал этот марш. Он был, как и все торжественные марши, также пригоден в качестве марша для построения войск в конном строю и парадного марша для прохождения шагом. А поскольку таких было мало, он был включён в III раздел. Даже по меркам сегодняшнего дня это настоящий кавалерийский марш. Ещё бы, ведь автор с 18 лет был кавалерийским офицером!



SEITE 2 / СТОРОНА 2


AM I/11 MARSCH / Марш

Этот настоящий, даже типичный встречный марш не имеет русского происхождения. Я считаю его маршем из Мекленбурга, который исполнялся в 1805 году Лейб-гренадерским полком в Висмаре, и стал известен к концу Войны за освобождение 1813/15 в Санкт-Петербурге в результате тесных связей между мекленбургским и русским правящими домами, и был помещён Дёрфельдтом в собрание маршей, являясь неплохим произведением. И поскольку мекленбургский Гвардейский гренадерский батальон был пожалован в 1829 году «Мекленбургским встречным маршем», ставшим впоследствии AM III/29, вышеназванное произведение было пожаловано II батальону, ставшему впоследствии 90-м фузелёрным полком в Ростоке, который до самого конца своего существования, до 1918 года, под него представлялся.


AM I/15 RUSSISCHER MARSCH / Русский марш

Позвольте мне тонко заметить, что этот марш в высшей степени типичен. Медленный темп от 75 до 80 шагов в минуту (Раздел I) указывает на 18-е столетие, имеющееся трио указывает на вторую половину 18-го столетия, поскольку до 1750 года в маршах трио не было. Аккуратное разделение на первую и вторую части из 8 тактов, и трио из двух частей по 8 тактов, свидетельствует о зрелой форме. Трио в том же ключе, что и начало марша, так что бесвентильные трубы с ограниченным натуральным звукоизвлечением могут его исполнять целиком. И воодушевляющая, ведущая вперёд мелодия является примером марша для атаки, в которой ведущие огонь плотные батальонные каре приближаются к противнику. Короче говоря: образцовый марш для атаки 2-й половины 18-го столетия.


AM II/9 MARSCH / Марш
von Francois Adrfen Boieldieu / Франсуа Адриена Буальдьё

Прелестное произведение! Весёлое, грациозное, обогащённое мелодией и всегда легко исполняемое. Здесь озорство и радость в музыкальном произведении. Известный французский оперный композитор (1775-1834) в возрасте 28 лет застрял во время концертного турне в Санкт-Петербурге, и до 1810 года служил там капельмейстером при дворе. Дёрфельдт взял его марш и поместил его под номером 17 в своё Собрание армейских маршей.


AM I/17 MARSCH nach Motiven der Oper „Titus“ / Марш на мотивы оперы Моцарта «Милосердие Тита»
von Wolfgang Amadeus Mozart / Вольфганга Амадея Моцарта

Премьера оперы «Милосердие Тита» состоялась в 1791 году в Праге, в Богемии, где Моцарт (1756-1791) нашёл, по его словам, большое понимание своей музыки и чувствовал себя комфортно. Хотя эта торжественная опера (по случаю коронования Леопольда II) сегодня почти неизвестна, мелодии из неё стали распространёнными, и темы из неё стали перерабатываться, как это часто бывает с популярной музыкой больших мастеров. Из оперных мотивов Моцарта у нас здесь подготовлены егерский марш из двух частей AM I/17 из «Милосердия Тита», затем AM I/31 из «Волшебной флейты» и, наконец, AM I/35 из «Женитьбы Фигаро». Все эти три армейских марша находятся в I разделе для тихого шага; скорого шага во времена Моцарта ещё не было.


AM II/12 MARSCH / Марш
von Cattarino Cavos, arrang. von Anton Dörfeldt / Катерино Кавоса, в аранжировке Антона Дёрфельдта

В создании формы скорого марша были заметны два маэстро. Композитор Катерино Кавос (1775-1840) в возрасте 23 лет прибыл из Венеции в Санкт-Петербург, где стал популярным композитором. Он уловил русскую душу, стал фонтанировать неисчерпаемыми новыми мелодиями и вскоре стал доминировать там в музыкальной жизни. Он стал директором (на самом деле главным капельмейстером) российских императорских театров и сооснователем русской национальной оперы. Он писал музыку по любому поводу. Многие марши, включая этот, принадлежат его перу. Дёрфельдт аранжировал это марш для военного употребления и поместил его в своё собрание под номером II/22.


AM I/18 MARSCH des Arhangelogorodski Infanterie Rgts. / Марш Архангелогородского пехотного полка

Здесь у нас старый служака-марш, настоящее русское произведение для тихого шага. Полк, исполнявший этот марш ещё в 18-м столетии, дислоцировался в Литовской инспекции. Ясная, приятная форма и прекрасное трио показывают нам, что исполняли русские войска на парадах двести лет тому назад.


AM II/25 LEIBMARSCH des Großherrn Mahmud II. / Лейб-марш государя Махмуда II
von Giuseppe Donizetti, arrang. von Wilhelm Wieprecht / Джузеппе Доницетти, в аранжировке Вильгельма Випрехта

Этот марш написал не популярный итальянский оперный композитор Гаэтано Доницетти («Велисарий», «Дочь полка»), а его младший (на самом деле старший) брат Джузеппе (1802(на самом деле 1788)-1856). В 1825 году он был австрийским (на самом деле сардинским королевским) военным капельмейстером в Италии. В 1831 (на самом деле 1828) году он приехал в Константинополь, где служил придворным капельмейстером, организуя турецкую военную музыку (на европейский лад). Это марш был написан в первые годы его пребывания там (в 1829). Вильгельм Випрехт, заведовавший музыкой прусской гвардии, аранжировал это произведение, которое в 1841 году стало армейским маршем. Махмуд II с 1808 по 1839 годы был султаном Османской империи и держал у себя на службе в качестве инструктора прусского капитана (впоследствии генерал-фельдмаршала) Гельмута фон Мольтке.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 3440
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Пн Май 22, 2017 4:56 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Из приложения к пластинкам 03-04


Первые армейские марши прусских войск


При создании прусского королевского Собрания армейских маршей ноты 36 тихих (раздел I) и 36 скорых (раздел II) маршей были посланы в войска. Эти произведения, то есть марши с номерами от 1 до 36, были из русского императорского Собрания армейских маршей, из которого они были отобраны в предыдущем году. Многие из них русского происхождения, 23 написаны Антоном Дёрфельдтом (1781-1829), капельмейстером русской гвардии в столице Санкт-Петербурге (ныне Ленинград).

Инструментовка, которую мы слышим здесь, соответствует времени (1816). Кларнеты ведут мелодию под предводительством гобоев, их дополняют три-четыре великолепные флейты. Басовые партии находятся у фаготов, иногда усиленных тромбонами. Несколько труб и валторн издают натуральные звуки - то есть сигналы и ритмическую поддержку; их преобразование в вентильные инструменты ещё впереди. Мы получаем понятие и представление о маршевой музыке того времени.

С прибытием первых партитур для хоров музыки, на рынке появились первые вентильные трубы. Наконец-то стало возможным получить мощную мелодию во всей звуковой полноте, свободно и так, как нужно маршу. Но они подавляли деревянные инструменты и нарушали звуковой баланс. Различные конструкции клапанов были то в одном, то в другом ключе. Предложение вводило в замешательство. И новые инструменты были дорогими. После девяти лет французской оккупации и войны Пруссия оскудела. Не было ни нот для вентильных труб, ни исполнителей для новых инструментов. Молодые капельмейстеры оказались в сложном положении.

Командиры 38 пехотных полков и шести егерских и стрелковых батальонов, которые среди прочего отвечали и за свои хоры музыки, мало что в них понимали. Они были заняты увольнением добровольцев и резервистов в связи с переходом на новые штаты, а также переоснащением и переподготовкой на основе опыта, полученного в недавних войнах. Опрос капельмейстеров показал, что их музыкальные хоры не готовы к исполнению музыки, что они заняты поиском недостающих или более квалифицированных музыкантов, а иногда требуется и более подходящий капельмейстер. До окончания разрешения кадровых вопросов производители инструментов вернулись на рынок с новыми моделями. Соотношение между деревянными и медными инструментами осталось нарушенным. Не устарели ли состав инструментов и голоса в полученных армейских маршах? Ведь, как бы то ни было, марши должны исполняться на парадах.

В этом положении дел навёл порядок скромный человек: Георг Абрахам Шнайдер. Мы знаем его по его маршу AM I, 12 (с тома 1 этой серии пластинок). Он играл в одном квартете с флигель-адъютантом полковником Вицлебеном, ставшего впоследствии прусским военным министром. Он и обратил внимание короля на этого человека.



Георг Абрахам Шнайдер (1770-1839), бывший в Рейнсбурге музыкантом принца Генриха, брата Фридриха Великого, в течение пятнадцати лет после его смерти (1802) испытывал вместе со своим семейством прелести наполеоновского правления в Центральной Европе. Помимо того, что он был незаменимым придворным композитором и солистом-валторнистом в Королевской опере в Берлине, он высоко ценился как аранжировщик, дирижёр и администратор, а также музыкальный педагог. Его простой уравновешенный характер и приверженность здравому смыслу повсюду находили ему друзей. И поэтому 8 июля 1819 года король дал ему дополнительно пост руководителя музыки Гвардейского и гренадерского корпуса в Берлине. И поскольку инструкции для войск в провинции основывались на опыте и решениях, принимаемых в Берлине, неутомимый Шнайдер стал организатором нашей военной музыки.

Об этой деятельности он впоследствии писал: «Считалось, что деятельность военных хоров музыки можно привести к некоторому однообразию путём непосредственного руководства ими сверху. С этой целью я поработал практически с некоторыми из них и пришёл к выводу, что все штаб-гобоисты и штаб-трубачи являются способными, добросовестными, подготовленными музыкантами, которым требуется только общее руководство, чтобы самостоятельно достигнуть лучшего».

И далее Шнайдер пишет: «Вместо этого практического надзора, который я считал совершенно ненужным и излишним для улучшения работы наших штаб-гобоистов и штаб-трубачей, я перешёл к другой сфере деятельности, которая больше мне нравилась, поскольку больше соответствовала моей работе в театре. По распоряжению Его величества я около года занимался только аранжировкой маршей для армии, для повседневной служебной деятельности, добился распоряжения об учреждении должности штабного музыканта всей армии, ответственного за доклады и предложения в военный кабинет по всем соответствующим вопросам, включая пригодную для военного дела музыку, инструменты и новые изобретения».

Заканчивает Шнайдер таким примечанием: «... и за такую работу я не получил никакого вознаграждения, кроме вышеупомянутого».

На войска в конном строю, кавалерию, введение в 1817 году Собрания армейских маршей никакого влияния не оказало. У них были сигнальные трубы, на которых нельзя было исполнять марши из России. Только с 1824 года начался по королевскому указу
«III раздел из маршей, фанфар и т.п. музыки
для труб, применяющихся в прусской кавалерии».
В образование и пополнение этого раздела вскоре был вовлечён молодой тромбонист из Королевской капеллы Вильгельм Випрехт (1802-1872), написавший AM II, 20, чрезвычайно одарённый в смысле военной музыки человек, ставший в 1838 году преемником Шнайдера.


Иоахим Тёхе-Митлер
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 3440
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Вт Май 23, 2017 10:57 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

ПРИМЕЧАНИЯ К МАРШАМ ДАННОЙ ПЛАСТИНКИ (Том 03)

Иоахима Тёхе-Митлера



SEITE 1 / СТОРОНА 1


AM I/5 MARSCH / Марш
von Anton Dörfeldt / Антона Дёрфельдта

Какое великолепное вступление, эти первые четыре такта! Такое начало пробуждает всё прекрасное. Снова приводящий в восторг Дёрфельдт. Это не марш для атаки; Дёрфельдт работал и сочинял в начале 19-го столетия, когда уже не сражались в стреляющих батальонных каре. Это медленный торжественный парадный марш, в котором всё торжественное отработано и представлено для прослушивания. Образцовый ритм, цельный характер произведения от начала до конца, и, естественно, ведущие мелодию любимые Дёрфельдтом кларнеты. Прусский 162-й пехотный полк в Любеке представлялся под эти звуки до 1918 года. Настолько тесными были наши связи в течение почти ста лет, и настолько прекрасным был встречный марш нашего пехотного полка в ганзейском городе до первой мировой войны. Музикмейстером в нём в течение 30 лет был известный всему городу Флоренц Клауснитцер (Florenz Clausnitzer).


AM I/26 RUSSISCHER MARSCH / Русский марш

Мы слышим ещё одно замечательное произведение такого рода для тихого шага. Он славянско-русской формы и раскраски, и в таком же виде остался и в Пруссии. 146-й (Мазурский) пехотный полк а Алленштейне (Восточная Пруссия; ныне Ольштын) представлялся этим армейским маршем до первой мировой войны.


AM II/21 MARSCH / Марш
von Anton Dörfeldt / Антона Дёрфельдта

В российском императорском Собрании армейских маршей у этого произведения номер 37. Это поздняя работа, времён Войны за освобождение 1813/14 или позже. Здесь мы находим вкрапления, ставших в то время обычными в России, минорных отзвуков страданий и бедствий, которые принесли народам Европы военные кампании Наполеона. Несомненно, это марш Дёрфельдта, тщательно продуманный, красиво гармонизированный, прелестный и мелодически богатый, но не такой жизнерадостный, как обычно.


AM I/1d DER RHEINSTRÖMER / Устремлённый к Рейну

В Войне за польское наследство 1734/35 Пруссия была вынуждена направить войска против Франции через Верхний Рейн (в районе Майнц - Кель). Был послан полк Гольца из Магдебурга, который с того времени стал называться «Устремлённым к Рейну», как и его полковой марш, исполняемый и сегодня. После Войны за освобождение 29-й пехотный полк, дислоцировавшийся в Кобленце и Трире представлялся под этот марш, который в 1841 году был занесён в AMS; в 1847 году король официально утвердил марш в качестве полкового, и в 1913 году это сново было подтверждено распоряжением Кабинета. Кроме того, в 1860 году в Кобленце был сформирован 4-й гвардейский гренадерский королевы Августы полк, августинцы, представлявшийся под «Устремлённый к Рейну» до самого конца своего существования (1918); помимо этого в Карлсруэ находился 109-й лейб-гренадерский полк, традиции которого перенял 1-й батальон 14-го пехотного полка рейхвера, исполняя и этот марш. В Люфтваффе это произведение с 1935 года было встречным маршем всех частей зенитной артиллерии. Драгоценный «Устремлённый к Рейну» является одним из самых старых прусских маршей и никогда не выходил из употребления, вплоть до наших дней. Здесь исполняется вариант 1841 года.


AM II/23 MARSCH des Fanagorijski Grenadier Regiments / Марш Фанагорийского гренадерского полка

Название вводит в заблуждение. Это не военный марш, ни написанный специально для полка, ни ставший полковым маршем обычным образом. Живые весёлые темы пришли из какой-то оперы или балета, где они исполнялись более быстро и верно. Здесь же они подогнаны под шаг тихого марша, и из-за отсутствия сведений о появлении марша в полку, звучат как звучат. Полк был сформирован в 1790 году, дислоцировался в Смоленской инспекции, воевал против Наполеона и участвовал в 1815 году в победном параде в Вертю (под Парижем) под командой младших братьев царя, великих князей Николая и Михаила.


AM III/1f PARADEMARSCH / Парадный марш
von Johann Heinrich Krause / Иоганна Генриха Краузе

Это замечательное произведение и его композитор были причиной того, что прусский король Фридрих Вильгельм III в 1824 году добавил к своим армейским маршам «III раздел для войск в конном строю». Как самый старый кавалерийский марш для вентильных труб он получил номер III, 1, но в 1841 году, в результате помещения вперёд старинных маршей, его номер был заменён на III, 1f. Всё произведения состоит из унисона сигнальных труб, в том числе и трио в свой тональности. Полк Garde du Corps немедленно взял марш себе и исполнял его 75 лет. Прочие хоры трубачей также исполняли его в качестве полкового марша до второй мировой войны. Краузе был трубачом в хоре валторнистов Гвардейского егерского батальона в Потсдаме, и с 1821 года солистом-трубачом в Берлинской опере. Там он в 1824/25 годах сидел в оркестре рядом с молодым тромбонистом Випрехтом и создал основу нашей трубной музыки. Краузе и Випрехт были её создателями. Мы должны позаботиться о звучании нашей трубной музыки, прекратившемся во второй мировой войне, как это делают берсальеры в Италии.



SEITE 2 / СТОРОНА 2


AM I/1f MARSCH (1756) / Марш 1756 года
von König Friedrich II. von Preußen / прусского короля Фридриха II

Фридрих Великий (1712-1786) был учеником известного флейтиста-виртуоза и композитора Кванца (Quantz) и до сих пор признаётся как композитор и флейтист. Он написал три марша для своих солдат: Марш ми-бемоль мажор (AM I,1), Мольвицкий (AM I,1e) и этот марш, написанный в октябре 1756 года в Лобозице (ныне Lovosice) в Богемии на берегу Эльбы (60 км к юго-востоку-югу от Дрездена). Сопровождающие голоса он приказал дописать другим. Аранжировка, которую мы слышим, относится к 1841 году, когда марш был занесён в AMS; возможно, она сделана Випрехтом. Происхождение марша из середины 18-го столетия подтверждают ведение мелодии, медленный темп и отсутствие трио.


AM II/11 MARSCH aus dem Ballett „Les Amours de Vénus“ / Марш из балета «Любовь Венеры»
von André Campra / Андре Кампра

Точно такое название с точно такими же 1-й и 2-й частью нам известно по первому тому этой серии пластинок, но как тихий AM I, 4. Но с начала 19-го столетия солдатам уже были нужны произведения для марширования по тракту. Так что можно сделать марш из любимой подвижной мелодии. При соответствующей аранжировке можно достигнуть многого. Звук очень хорош, ритм твёрд и весел. Но: характер музыки, задуманный композитором, теряется при смене темпа. Премьера балета состоялась за сто лет этого (1712).


AM III/4 TRABMARSCH / Марш-рысь
von Gasparo Spontini / Гаспаро Спонтини

Только рысь, но - с содержанием (музыка) и понятием (для всадников), настоящий Спонтини! Спонтини (1774-1851) был 22 года (1820-1842) важным человеком в Берлине. Король Фридрих-Вильгельм III после победного вступления в Париж послушал оперы Спонтини, почувствовал симпатию к его мастерству и преодолев всякого рода сопротивление забрал его, итальянца, в Берлин, дав звание генералмузикдиректора. Музыка Спонтини говорит сама за себя. Из тем его трёх опер (Весталка, Кортес, Альсидор) у нас есть целых восемь армейских маршей! И он сам написал этот марш-рысь для прусского короля, первый марш-рысь для только что учреждённого (1824) III раздела для войск в конном строю.


AM I/25 RUSSISCHER MARSCH / Русский марш

Русский кавалерийский марш, искусно скомпонован, хорошо гармонизирован и с любовью оформлен. Эта композиция не для маршировки, а для исполнения на сцене. К сожалению, имя композитора было утрачено при передаче нот из России в 1817 году. Этот марш для построения и марш для прохождения на параде шагом для войск в конном строю всё ещё находится в I разделе, так как III раздел (для кавалерии) появился позже (1824).
(* Есть предположение, что это примечание к другому маршу.)


AM II/18 MARSCH / Марш
von Catterino Cavos, arrang. von Anton Dörfeldt / Катерино Каваса, в аранжировке Антона Дёрфельдта

С такой музыкой итальянец Кавос (1775-1840), живший в то время в Санкт-Петербурге, держал русских в своих руках! Это лёгкая музыка, это отдых, это развлечение, это весёлое настроение! Это захватывает! Это приближается! У Кавоса было чутьё на это. Наверняка оригинальное произведение было быстрым, более свежо написано, а аранжировка Дёрфельдта всё это понизила, чтобы приспособиться к солдатскому шагу.


AM III/2 LANGSAMER MARSCH / Тихий марш
von Eduard Hayn / Эдуарда Хайна

Эта сторона пластинки заканчивается маршем Эдуарда Хайна, штаб-трубача гвардейских гусар в Потсдаме с 1818 по 1825 годы. Он нам уже известен по двум маршам-галопам с тома 1 этой серии пластинок. Здесь мы познакомимся с его кавалерийским маршем для парада или маршем 1824 года. Имея новые инструменты, он поручил вентильным трубам мелодию и гармонию, в то время как фанфары самостоятельно исполняли сигналы или накладывались на общее звучание, придавая ему ритм. Поэтому произведение от начала до конца (первая часть, вторая часть, трио) находится в тональности ми-бемоль мажор, на которую были настроены сигнальные трубы. До первой мировой войны марш исполнялся в качестве полкового, и с 1839 года он был в нотных книжках всех хоров трубачей.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 3440
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Вчера в 10:06    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Из приложения к пластинкам 03-04



ФЛЕЙТA

Достойная внимания и историческая


Как уже неоднократно упоминалось, для того, чтобы записи старых армейских маршей наиболее полно соответствовали их оригинальному звучанию, а ноты - их партитурам, необходимо изучение этого материала. Только таким образом можно достичь этого современными инструментами. Партитуры показывают нам не только замечательные мелодию, гармонию и ритм отдельных маршей, но и инструменты, приёмы игры, стиль, нотацию и прочие подобные вещи того времени. Я полагаю, что всё это должно интересовать нас так же, как и прослушивание этих старых добрых маршей.

Это маленькое эссе должно быть, как первое, посвящено флейте. Хотя она и предназначена для извлечения мелодии и присутствует в маршах четырёхкратно, всё же она должна отдать доминирующее положение в ведении мелодии кларнетам. Флейты используются, в основном, для дублирования мелодии во фрагментах с форте, служат при случае контрапунктом или приукрашиванием, а также поддерживают ритм отдельных тем. Так например, аккорды пикколо из самых высоких нот производят интересный звук.

(В старых партитурах) Упомянуты «Flauti 8a I и II», а также две малые (пикколо-) флейты, которые сегодня необходимы и незаменимы в каждом духовом оркестре, и их партии - за исключением тех, где надо понизить на один тон - остались, в основном, без изменений. Но рядом с ними перечислены ещё и "Flauto 4to" и "Flauto 4to 8a". Это не используемая сегодня «флейта F» или «малая флейта F», известная также как квартфлейта или малая квартфлейта, чьё до звучит как фа, и звучание которой могут воспроизвести транспонированные инструменты (с изменённой тональностью). Поэтому, чтобы заменить эту группу инструментов, современные инструменты C (чьё до звучит как до) следует повысить в тоне на кварту. Известно их использование и в других тональностях, например Es и Des, и последняя иногда применяется сегодня.

Флейта (лат.: flauta, фрнц. flûte, англ. flute, итал. flauto), также свирель (средневерхнемецкий phife, от вульгарной латыни: pipa, уменьшительное от лат.: pipare, щебет птиц) впервые появилась в Китае в 9 веке до н.э., затем в Индии, Этрурии и Византии. В Древнем Египте флейта была вместе с арфой основным инструментом, греки использовали её для аккомпанемента своим танцам. Однако она не была в чести у сельского и городского населения Древнего Рима.

Флейта, пришедшая с Востока, впервые упоминается в немецкой рукописи конца 12-го столетия. Участники крестовых походов 11-13 веков принесли её в Европу, и с этого момента впервые появились простая продольная флейта, флейта с клювовидным мундштуком, а также поперечная флейта. Интересно отметить, что до конца 14-го столетия, поперечную флейту, вероятно, держали наоборот, на левую сторону.

В 14 веке швейцарская пехота стала применять полевые дудки, вместе с полевыми барабанами. Практичный ум швейцарцев признал важность не только упорядоченного передвижения, но и передачи команд в бою, когда силы человеческого голоса уже было недостаточно, а также когда условия местности и видимости не позволяли различать знаки управления войсками. Обычай сопровождать мелодию поперечной свирели барабаном был перенят Францией, и посредством копирования французского церемониала проник в придворные круги. В начале 16 века эта группа исполнителей использовалась во Франции и для аккомпанирования танцам.

Они также упоминаются в средневерхненемецких стихах. И в немецких землях ландскнехтские флейтисты и барабанщиками стали «муз'ыкой», солдатской музыкой. Первая настоящая маршевая музыка появилась вместе с флейтой.

Мартин Агрикола (наст. имя Мартин Зоре, 1488-1556), немецкий композитор и музыкальный теоретик, упомянул в 1528 году в отношении «швейцарских дудок», что они уже не ограничиваются только солдатской и пошлой службой. Таким образом, безродная поперечная свирель стала отныне придворной и оркестровой поперечной флейтой. Однако прошло почти сто лет, пока в 1677 году Жан-Батист Люлли (1632-1687), французский композитор итальянского происхождения, впервые включил партию поперечной флейты в партитуру своей оперы «Исида». Вскоре за ним последовал Иоганн Себастьян Бах.

Покровительство прусского короля Фридриха II Великого сделало инструмент в 18-м столетии весьма модным среди чувствительных особ и окончательно закрепило его применение военными музыкантами. Благодаря постоянному совершенствованию конструкции и системы клапанов, поперечная флейта постепенно приобрела совершенство и равномерность тонов, не оставляющих желать лучшего.

Флейта с клювовидным мундштуком (продольная) почти полностью исчезла в 19 веке и появилась снова в последние сорок лет в качестве блокфлейты, в ходе стараний исполнять старинную музыку в правильном стиле, а также в связи с увеличением потребности представления народной музыки и, во много раз больше, домашнего музицирования. Её звук мягкий, громкость его небольшая; её хроматические возможности сильно ограничены, и наиболее комфортно она чувствует себя среди подобных себе.

(Планируются и другие статьи об инструментах, применяемых в военной музыке).


Густав Фишер
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 3440
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Сегодня в 05:17    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

ПРИМЕЧАНИЯ К МАРШАМ ДАННОЙ ПЛАСТИНКИ (Том 04)

Иоахима Тёхе-Митлера



SEITE 1 / СТОРОНА 1


AM III/22 ACHT SIGNALE / Восемь сигналов
zum Einrücken ins Lager und Abbringen der Standarten / для прибытия в лагерь и относа штандартов

В 1837 году Вильгельм Випрехт смог убедить своего короля поместить в AMS не марши, а типичные сигналы, которые исполняли в качестве полковых маршей в 18-м столетии некоторые прусские полки, а именно
1 Полк Gardes du Corps
2 Полк жандармов
3 и 4 Лейб-конный полк
5 и 6 Лейб-карабинерный полк
7 Кирасирский Бакхоффа полк
8 Драгунский Королевы полк
Все произведения короткие, в основном из двух восьмитактовых частей, предназначенные для исполнения тремя трубами и парой литавр. После введения в 1824 году вентильных инструментов они перестали исполняться, за исключение случаев в виде торжественных сигналов при прибытии в лагерь и относе штандартов, и иногда в виде марша-рыси, если не было своего, в формированиях, являвшихся наследниками традиций этих полков. До 1939 года первое произведение исполнялось как „Preußische Standartenfanfare“ (Прусская фанфара для штандартов), то есть в течение 200 лет!


AM I/20 MARSCH / Марш
von Catterino Cavos / Катерино Кавоса

Композитор в начале 19-го столетия, как нам известно, господствовал в музыкальной жизни царской резиденции в Санкт-Петербурге. Здесь у нас кавалерийский марш, переработанный впоследствии для духового оркестра Теодором Кевичем (Theodor Kewitsch). Кевич был в 1854 году тромбонистом в 21-м пехотном полку в Бломберге (ныне Быдгощь) (провинция Позен (Познань)). Сформированный в 1899 году в Бломберге 53-й полк полевой артиллерии исполнял это произведение в качестве марша для построения (встречного) до самого конца своего существования (до 1918 года). Здесь мы слышим редакцию 1816 года.


AM II/15 MARSCH / Марш
von Anton Dörfeldt / Антона Дёрфельдта

Нам хорошо известно: этот композитор неисчерпаем, стабилен, неистощим в своих мелодиях, построении, гармонии и ритме. Солнечно, весёло, нестатично звучит марш сам по себе, и мы вместе с ним. Примой здесь труба, ведущая излюбленные кларнеты. Этот молодой немецко-богемский уроженец Праги действительно был одарён от природы, и у русского императора Александра I был подходящий человек на посту руководителя военной музыки.


AM III/8 TRABMARSCH / Марш-рысь
von Andreas Winzer / Андреаса Винцера

Фамилия Винцер распространена в Силезии. Андреас Винцер был с 1760 по 1810 год был городским музыкантом в Штрелене (35 км к югу от Бреслау). В 1804 году он издал для хоров трубачей „Anweisung zur Ausführung und Verbesserung der Feldstücke“ (Наставление для исполнения и усовершенствования военных пьес). По распоряжению короля его марш-рысь в 1825 году был занесён в AMS. Мы слышим его в этой старой редакции. 5-й (Нижнесаксонский) полк полевой артиллерии в Шпроттау исполнял его до первой мировой войны в качестве парадного марша для прохождения рысью. Это короткое произведение типично для первых лет после введения вентильных труб в конные войска.


AM II/13 MARSCH / Марш
von Catterino Cavos, arrang. von Anton Dörfeldt / Катерино Кавоса, в аранжировке Антона Дёрфельдта

Нам известна эта рука! И мы наслаждаемся любимыми мелодиями, написанными ею, также, как люди 170 лет тому назад в Санкт-Петербурге приходили в восторг от них. Конечно, такое произведение не могло быть настоящим военным маршем; маршевая музыка для движения по тракту развивалась в другом направлении.


AM II/5 PARADEMARSCH / Парадный марш
von Johann Heinrich Krause / Иоганна Генриха Краузе

Этот композитор музыки для труб вне критики. Но заинтересованным слушателям следует знать: в прошлом столетии в кавалерии были трубачи, чьё мастерство и уровень исполнения недостижимы сегодня. У них были корнеты, корнеттино, альтовые трубы, фанфары и в таком количестве, которого у нас теперь нет. Помимо этого сигнальные трубы и произведения для них были в сияющей тональности ми-бемоль мажор! С другой стороны, хорам трубачей после 1825 года, которых мы слышим здесь, недоставало средних голосов, привычных нам сегодня. Только с введением теноргорнов, баритонов, а также с 1835 года туб, кавалерийская музыка получила плавную гармонию, которую любит наше население в этом и других маршах. Композитор в 1825 году поехал по приглашению в Санкт-Петербург, чтобы стать руководителем оркестра роговой музыки (бывших только в России). Там он и умер в 1827 году.



SEITE 2 / СТОРОНА 2


AM I/22 MARSCH / Марш русской лейб-гвардии Пешей артиллерии
der russischen Leib-Garde Artillerie zu Fuß

Эту сторону открывает тихий марш с чётко обозначенным ритмом и энергичными тромбонами. Он написан в середине 18-го столетия, поэтому у него нет трио и ставшей впоследствии обычной восьмитактовой структуры. Это великолепное, старинное русское произведение с краткой радостной мелодией нам не чуждо; со времён Петра Великого (около 1720) и Старого Фрица (около 1770) русские и прусские военные сближаются друг с другом. Несомненно, в России было хорошее мнение о прусской военной музыке. Артиллерия передвигалась пешим порядком, только орудия перевозились лошадьми. Лейб-гвардии русская Артиллерии необычайно счастливо получила свою музыку.


AM II/16 MARSCH aus dem Ballett „Les Amours de Vénus“ / Марш из балета «Любовь Венеры»
von André Campra, arrang. von Catterino Cavos / Андре Кампра, в аранжировке Катерино Кавоса (в собрании Дёрфельдта в аранжировке Дёрфельдта!)

В третий раз мотивы из этого балета служат в качестве военного марша. Теперь одарённый Кавос взялся за обработку. Он соответственно: короткий и простой (из двух частей, без трио), кроме того милый и симпатичный. Некогда известный на весь свет французский оперный композитор Кампра (1660-1744) давно уже умер, когда в Санкт-Петербурге состоялась великолепная новая постановка его балета (1813).

AM I/14 MARSCH des Kexholmski Grenadier Regiments Kaiser von Österreich / Марш Кексгольмского гренадерского Императора австрийского полка
von Alexei Nikolajewitsch Titov / Алексея Николаевича Титова

По случаю освобождения от французской тирании 1814-1815 союзники - австрийцы, пруссаки и русские - взаимно сделали братских монархов шефами своих лучших полков. Австрийский император Франц I получил в России почётную должность шефа Кексгольмского гренадерского полка, которому посвящён не один марш. Сочинение русского генерал-майора Титова (1769-1827), хорошо известного скрипача и композитора, великолепно своей спокойной, приятно молчаливой, торжественной манерой.


AM II/17 MARSCH nach Motiven der Oper „Der Wasserträger“ / Марш на мотивы оперы «Два дня, или Водовоз»
von Luigi Cherubini / Луиджи Керубини

Как весёлый крестьянский танец захватило нас это произведение, а написано оно великим композитором. Рождённый в Италии (Флоренция) Керубини (1760-1842) обосновался в 1786 году в Париже, где стал свидетелем Французской революции (1789) и из-за напряжённых отношений с Наполеоном стал директором Парижской консерватории только после его изгнания. Благодаря духовной музыки Керубини возвысился до уровня первых мастеров. Бетховен ценил его очень высоко. Опера «Два дня, или Водовоз» была с успехом поставлена в 1800 году; нам слышится свежая основательная мелодика. В первый раз у нас здесь получается армейский марш на мелодии из опер.


AM I/19 RUSSISCHER MARSCH / Русский марш

Далее следует простое, военное, замечательно звонкое произведение, тихий марш конца 18-го столетия. Построение безупречное (три раза по 8 тактов, третий раз как трио), чёткий ритм. Гобои всё ещё сильные и ведущие, вот почему наши военные музыканты до 1918 года назывались гобоистами. Но в начале 1800-х ведение мелодии перешло к кларнетам, и вскоре после этого звук гобоя был заменён более звонким флюгельгорном, а гобоист при исполнении маршевой музыки стал играть на металлофоне. Но здесь старинный состав оркестра. Обратите внимание на чёткий ритм.


AM III/20 FESTMARSCH zur Säkularfeier des Regiments Garde du Corps (1840) / Торжественный марш в честь столетия полка Garde du Corps (1840 года)
von Wilhelm Wieprecht / Вильгельма Випрехта

Конечно, столетний юбилей играет важную роль. Побудительным мотивом создания этого марша было столетие со дня начала формирования полка, 26 июня 1740 года, тем более, что Випрехт одиннадцать лет (с 1829 года) по распоряжению короля занимался с трубачами этого полка, иногда даже целыми месяцами. К сожалению, незадолго до юбилея король скончался. С одной стороны это торжественное произведение длиной 180 тактов не является полковым маршем, с другой стороны, поскольку оно было посвящено полку, то не исполнялось другими войсками. Для нас очень ценно, что это оригинал (без изменений) 38-летнего Випрехта.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Военная музыка -> История немецкой и австрийской военной музыки Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2
Страница 2 из 2

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах



Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS