Список форумов Военная музыка

Военная музыка

Форум любителей военной музыки
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

НАШ БАННЕР Partita.Ru — ноты для духового оркестра НАШ БАННЕР Partita.Ru — ноты для духового оркестра
Антология "Historische Armee-Maersche" (52 LP)
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Военная музыка -> История немецкой и австрийской военной музыки
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 3568
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Пт Авг 04, 2017 5:34 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Из приложения к пластинкам 13-14


«Турецкая музыка»


В описании исторического развития военной музыки нам часто попадается термин «турецкая музыка». По-настоящему и буквально это «янычарская музыка», то есть боевая музыка янычар. Султан Орхан (1326-1359) впервые ввёл её для свой гвардии, янычар (яни чехир - новая армия). В узком смысле слова «турецкая музыка» является синонимом характерных инструментов для шума и ритма, таких как литавры, тарелки, тамбурин, треугольник и бунчук. В турецкой боевой музыке такое шумовое воздействие должно было своим оглушительным звуком приводить в буйство своих воинов и внушать страх и ужас противнику.

Этот тип военной музыки стал известен в Европе в связи с завоевательными походами турок в западном направлении, начавшимися в 1529 году и закончившимися в 1683 году под Веной. Но янычарскую музыку можно было услышать и в мирное время. В Историческом музее Вены есть описание вступления великого посольства 1665 года, засвидетельствовавшим и турецкую музыкальную капеллу:

Турецкий военный оркестр из шалмеев / небольших литавр / а также четырёх труб / их трубы в виде тромбона, но только уже и короче. Двое ясно звучащих тарелочек из серебра / в форме двух котлов - так что по ним бьют поочерёдно / и таким образом создают громкий звук. Барабанщик, с барабаном покрытым красной тканью / с колотушкой в виде круглого горного молотка / позади барабан, в который часто бьют маленькими палочками.

Предпочтение, отдаваемое ударным инструментам в турецких военных оркестрах, которые мы должны обозначить как важные, подтверждают большое значение включения ритмических элементов в культурную жизнь стран Востока. Ближний Восток является культурной областью, расположенной ближе всех к Западной Европе. Многочисленные мирные и военные контакты приводили к интенсивному культурному обмену, особенно в области музыки, но Европа зачастую была заимствующей стороной. Следы этих контактов легко проследить, несмотря на то, что дух ближневосточной музыки весьма отличается от западной.

В качестве нескольких примеров этой связи можно привести описание фресок на лестнице собора Святой Софии в Киеве, где изображены византийские скоморохи и музыканты. В начале Золотой псалтыри 9-го столетия из Санкт-Галлена изображён царь Давид, играющий на струнном инструменте, которому аккомпанирует музыкант с тарелочками. На представлениях с 9 по 11 столетия часто можно было видеть пару небольших тарелочек, прикреплённых к вилке с пружиной. Они приводились в действие одной рукой и могли играть одновременно с другим инструментом. Позже добавилась пара тарелок для обеих рук - бесспорный след ближневосточной музыкальной культуры, который остался в музыкальном искусстве Испании со средних веков.

Несомненно, что османские шумные инструменты должны были деморализовать противника во время войны, что известно, например, из дневниковой записи за 18 июля 1683 года по время осады Вены, где говорится, что «оркестры играют во время молитвы на закате, ночью и на рассвете, и от этого звука барабанов, гобоев, флейт, ручных литавр и тарелок, к которому добавлялся гул орудий и ружей, содрогались земля и небо...» И в полдень 25 июля перед стенами города «звуки тарелочек, колокольчиков и шалмеев, как будто играли танец или начиналось большое торжество...» - объединились со штурмом осаждающих, которым граф Эрнст Рюдигер Штаремберг, защитник города, через пару дней, в качестве ответа и с целью продемонстрировать бодрый дух - устроил на Каринтийском бастионе «замечательное музицирование с трубами и литаврами».

В раннем Средневековье для подбадривания войск в критические момент были институты, подобные «турецкой музыке» и её назначению.

Это была колокольная повозка (известная также как знамённая, итал. Carroc(с)io), священная реликвия, бывшая в то же время украшением войска. Она состояла из повозки, запряжённой дорогостоящим крупным рогатым скотом, на которой была стойка с колоколом. Он звонил во время опасности или перед религиозными обрядами всего войска. К этому были добавлены знамёна, считавшиеся величайшими святынями войска, которые охраняли воины в броне, и трубач, подававший военные сигналы. Из итальянских повозок в лучшую сторону отмечались миланские, конструкция и оборудование которых приписывается около 1138 (опечатка: 1038) года миланскому архиепископу Ариберту.

Около 1568 года ландскнехты пели о своём «войсковом барабане»:
«Своему войсковому барабану я позволяю грохотать,
Как только господин по дороге идёт,
Чтобы на турнире нестись со щитом
и перья на шлеме (соперника) сломать.
Когда же мы в поле выстроимся
напротив противника на войне,
Войсковой барабан возбуждает сердца
своих и пугает противника».

В ходе отступления турецких войск на Балканы в конце 17-го столетия, в руки победителей попадали не только инструменты янычарских оркестров. В сражение при Петроварадине 1697 года полк Штаремберга взял в плен турецкий духовой оркестр, который весь целиком обратил на имперскую службу.

Европейским правителям и полководцам этот вид «боевой» музыки пришёлся по вкусу. Повсюду образовывались капеллы наподобие янычарской музыки, сначала из отбившихся от своих турецких музыкантов, которые везде удивляли народ.

Так что в 1699 году (по другим источникам в 1720) курфюрст Саксонский и король польский Август Сильный ввёл «турецкую музыку» в Польше. В 1725 году она была введена в России, в 1741 Марией Терезией в Австрии, как известно после прохождения торжественным маршем пандуров барона Тренка во время вторжения в Силезию, и в то же время в Пруссии, в единственном в то время артиллерийском полку.

Можно с уверенностью предположить, что духовые оркестры - если они не состояли из пленных турецких музыкантов - не подражали и не пытались подражать янычарской музыке. Тем не менее, если к имеющимся духовым оркестрам (с шалмеями, гобоями, фаготами, горнами, позже с трубами) добавлялась «турецкая музыка», то есть ударные, то весь такой духовой оркестр часто называли «турецкой музыкой».

К 1800 году она вошла в большую моду. Её чёткий ритм вошёл в наш обиход, поскольку в каждый оркестр вошли большой и малый барабан, тарелки и треугольник.

Этот состав ударных инструментов указан в оригинальных партитурах записанных ранее армейских маршей и, естественно, применялся.

Впоследствии треугольник, инструмент без определённой высоты тона, был заменён металлофоном, или лирой, чтобы достигнуть безошибочного звукового эффекта.

Бунчук, известный до середины 19-го столетия как «мусульманское знамя», утратил своё значение как ударный инструмент и применяется по традиции только в Германии и России в качестве «знамени» оркестра, когда - как испытал сам автор - военный оркестр, марширующий парадным шагом под ритмический звон колокольчиков и бубенчиков бунчука с музыкой и барабанным боём, бесспорно представляет собой увлекательное и захватывающее зрелище.

В музыкальном искусстве «турецкая музыка», поддержанная флейтой-пикколо, которая до этого не применялась, впервые появилась в так называемых «турецких операх», таких как оперы Глюка «Непредвиденная встреча, или Пилигримы из Мекки» (1764) с барабаном и «Ифигения в Тавриде» (1779) с тарелками, треугольником и барабаном, опера Моцарта «Похищение из сераля» (1782) с теми же инструментами, опера Вебера «Абу Гасан» (1812) и другие.

Во времена Моцарта на вертикально стоящем барабане играл с двух сторон один человек. По правой стороне он бил куском дерева в виде закруглённого горного молотка, а по левой - связкой веточек, «розгами». Это было заменой малого барабана, которого в то время ещё не было в известной нам форме. Взгляд в оркестровую яму оперы «Похищение» подтверждает, что на барабане играли по-прежнему. Только вместо куска дерева теперь была обыкновенная барабанная колотушка, а вместо связки веточек - связка тонких стержней. Вместо тарелок применялись так называемые «тарелочки» - также как и в наших записях - пара тарелок из тонкого металла и меньшего диаметра.

«Турецкая музыка» была не только выражением восточного колорита, ставшего очень популярным после турецких войн. Она также была выражением звуков войны, как например в Военной симфонии Гайдна 1794 года и «Победой Веллингтона или сражением под Витторией» Бетховена 1813 года, с дополнительными малыми барабанами и трещотками для отображения звуков сражения. На первых исполнениях этого произведения 8-го и 12-го декабря 1813 года, вскоре после Битвы народов под Лейпцигом, дирижировал сам Бетховен. «Турецкую музыку» в оркестре тогда представляли три молодых, впоследствии знаменитых музыканта, а именно Иоганн Непомук Гуммель, пианист-виртуоз, Джакомо Мейербер, знаменитый оперный композитор, и Игнац Мошелес, сделавший клавирное переложение бетховенского «Фиделио».

Популярность «турецкой музыки» привела к появлению около 1800 года фортепьяно с «янычарским регистром», в котором звукам османского мира подражали колокольчики, бубенчики, небольшие тарелки и - посредством удара молотка по резонатору клавишного инструмента - звук самого большого барабана.

И в заключение, прогулка по венскому Пратеру: лошадки на каруселях Ипподрома начнут скакать только тогда, когда в оркестрионе начнёт играть встроенная механическая «турецкая музыка».


Густав Фишер


Последний раз редактировалось: retiredmajor (Сб Авг 05, 2017 5:03 am), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
валерий грачев


   

Зарегистрирован: 02.02.2012
Сообщения: 399
Откуда: Кишинев

СообщениеДобавлено: Пт Авг 04, 2017 7:55 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Спасибо,тов.Майор,за интересный экскурс в историю турецкой музыки и влияние ее на европейскую.Можно было бы добавить примеры и обратного явления.Достаточно вспомнить музыкальную деятельность турецкого генерала Д.Доницетти.
_________________
Не маршем единым живет духовик.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 3568
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Пн Авг 14, 2017 4:40 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Из приложения к пластинкам 15-16


Премированные марши


В 1851 году у берлинского придворного музыкального издателя Густава Бока появилась прекрасная идея. Он написал объявление о проведении конкурса новых военных маршей.

Густав Бок (1813-1863) был ответственным редактором Новой берлинской музыкальной газеты и единственным владельцем магазина книг, нот и художественных изделий «Эд. Боте и Г. Бок», осуществлявшего свою деятельность с 1838 года в Берлине на Егерштрассе, 42.

Маршевая музыка, как мы её понимаем, особенно музыка для марширования по улицам и дорогам, началась только после Войны за освобождение 1813-1815 и развивалась с того времени как музыка для ежедневного применения во всех полках. Но таких произведений не хватало. К тому же это были в основном тихие марши. Конечно, всегда было много маршевых композиций. Но концертные марши не соответствовали потребностям войск. Им требовались бодрые, легко узнаваемые мелодии в чётком ритме. Кавалерии тоже нужно было больше маршей. А когда с 1827 года штаб-валторнист потсдамского Гвардейского Егерского батальона Иоганн Готфрид Роде начал разрабатывать специальную егерскую и стрелковую музыку, то это потребовало и произведений такого характера. Поэтому был объявлен конкурс на пехотные, кавалерийские и егерские марши. Для участия в нём приглашался любой прусский военный капельмейстер.

Конкурс состоялся 19 февраля 1852 года. Местом проведения был Королевский театр на Жандарменмаркт. Командование Гвардейского корпуса выделило для него
оркестр Гренадерского императора Александра полка под управлением штаб-гобоиста Либига,
хор валторнистов Гвардейского Стрелкового батальона под управлением штаб-валторниста Ноймана,
хор трубачей 2-го Гвардейского Уланского полка под управлением штаб-трубача Лоренца.

В присутствии принцев и присланных в Берлин генералов, а также офицеров из берлинских полков, были исполнены 12 маршей. Слушатели решили присудить 5 премий.

Успех и популярность этого мероприятия побудили господина Бока провести конкурс и в следующем году. На этот раз к нему были допущены все прусские военные, состоящие на действительной военной службе. Присланные на конкурс партитуры и голоса должны были быть подписаны девизом, а имя композитора должно было быть в запечатанном конверте. С разрешения принца Прусского конкурс состоялся 2 июня в зале казино в Потсдаме. Перед этим комиссия, состоящая из музикдиректоров Нейтгардта, Шика и Гериха, отобрала из 50 присланных произведений 12, которые и были исполнены. Для этого из Потсдама были назначены
оркестр 1-го полка Пешей Гвардии под управлением штаб-гобоиста Энгельгардта,
хор валторнистов Гвардейского Егерского батальона под управлением штаб-валторниста Роде,
хор трубачей Гвардейского Гусарского полка под управлением штаб-трубача Клейнмихеля.
Принц Карл и его сын, а также другие титулованные особы и многочисленные офицеры, присудили 3 премии.


Густав Бок
Придворный музыкальный издатель в Берлине
1813-1863

Оба конкурса привлекли симпатии как конкурсантов, так и слушателей. Так что это побудило господина Бока проводить конкурс, чья популярность постоянно возрастала, ежегодно. В 1854 году в нём принял участие король. Титулованные особы и офицеры приходили с дамами. Оркестрам было приказано быть в парадной форме. Картина была элегантной и живописной, особенно в празднично украшенном здании оперы в Берлине. В Потсдаме при хорошей погоде музицировали в Новом саду Мраморного дворца или в парке Сансуси перед Новым Дворцом. В приёмной комиссии был граф Редерн, а также временами Випрехт или генералмузикдиректор Мейербер, дополненные старыми опытными военными капельмейстерами на пенсии. Для исполнения всегда отбиралось 12 маршей, из которых публика выбирала 2 или 3 или 4 для премирования. Лейтенанты собирали бюллетени для голосования. После выплаты премии марши становились собственностью фирмы Боте и Бок, печатались и до сих пор хранятся в архиве.

Однако, это ещё не означало приём в армейские марши. Королю было важно, чтобы эти произведения ему сыграли и чтобы они ему понравились. Например, принц-регент (впоследствии Старый кайзер) приказал исполнить 9 премированных маршей 1 января 1860 года в своём берлинском дворце оркестру «александровцев» и хору трубачей гвардейских драгун, и спустя три недели определил их в армейские марши. 11-й конкурс должен был состояться в 1862 году. Однако господин Бок заболел и умер. Даже предварительный отбор не проводился. Публичные конкурсы маршей для прусской королевской армии подошли к концу.

За 10 конкурсов, проведённых в 1852-1861 годах, было премировано 35 маршей, среди них 7 музикдиректора Альберта Лоренца (2-й Гвард. Уланский полк в Берлине). Лоренц премировался больше всех, за ним идёт Эмиль Винтер (5-й гренадерский полк в Данциге) с 4 премированными маршами. За ними следуют с 2 премированными маршами штаб-валторнист Карл Нойман (Гвард. Стрелковый батальон в Берлине) и штаб-гобоисты Генрих Саро (Гренадерский императора Франца полк в Берлине) и Фридрих Цикофф (18-й пехотный полк в Глогау). Оставшиеся 18 премированных маршей принадлежат соискателям, премированным 1 раз.

15 премированных маршей вошли в Собрание армейских маршей. Опять больше всего у Лоренца - три кавалерийских марша. Все эти 3 произведения записаны здесь, на томе 15.

Иногда проводились небольшие конкурсы, самым значительным из которых был конкурс издательства Августа Шерля, объявленный в его популярном журнале «Ди вохе» (Неделя). В течение месяца была прислана 3791 композиция, из которых было отобрано 420 для рассмотрения. Жюри по присуждению премий состояло из музыкально одарённого генерал-майора фон Хелиуса, профессора доктора Кребса из Академии художеств, обоих армейских музыкальных инспекторов Граверта и Хаккенбергера а также обермузикмейстера Прживарского (4-й Гвард. Гренадерский императрицы Августы полк в Берлине). 15 маршей было закуплено для продажи и издано в специальном праздничном издании в виде переложений для фортепьяно; первые 4 из них получили премии, 2 встречных марша и 2 кавалерийских. В общем, качество присланных маршей размера 4/4 оказалось лучше, чем у скорых маршей.

Кайзер Вильгельм II приказал армейскому музыкальному инспектору Хаккенбергеру исполнить 4 премированных марша 21 января 1912 года во дворе берлинского дворца и определил их в армейские марши. На томе 16 мы слышим 4-й премированный марш, кавалерийский марш Бруно Гарлеппа «Украшенный(е) оружием».

Господин Бок за 10 лет проведения конкурса премировал 35 маршей. 50 лет спустя, издательство Шерля получило 3791 послание, из которых премированы были 15.

Сегодня, 100 лет спустя, благодаря влиянию ещё с того времени господина Бока, фирма Боте и Бок является поставщиком маршей для современного Бундесвера.


Иоахим Тёхе-Митлер
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 3568
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Вчера в 04:20    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

ПРИМЕЧАНИЯ К МАРШАМ ДАННОЙ ПЛАСТИНКИ (Том 15)

Иоахима Тёхе-Митлера



SEITE 1 | СТОРОНА 1


AM III, 58 Parademarsch (B-Dur) | Парадный марш си-бемоль мажор

AM III, 59 Kavalleriemarsch (Es-Dur) | Кавалерийский марш ми-бемоль мажор

AM III, 60 Parademarsch (As-Dur) | Парадный марш ля-бемоль мажор
von Albert Lorenz | Альберта Лоренца

Музикдиректор Альберт Лоренц (1816-ок. 1890) (в Википедии 24 марта 1887 года) был личностью, пользующейся признанием, родившейся в Росвайне-на-Мульде, в 40 км к западу от Дрездена, в Королевстве Саксония. Его отец был суконщиком. Сын начал в 21 год (1837) свою военную карьеру в Берлине трубачом во 2-м Гвардейском Уланском полку. Когда в 1841 году появился балет Адольфа Адана «Жизель», Лоренц скомпоновал из его мелодий ритмичный, очень удачный марш-рысь, который вскоре (1843) прусский король сделал армейским маршем; с тех пор,это самый исполняемый из наших маршей-рысей! На Троицу 1844 года состоялся в первый раз утренний концерт в парке военных Берлина, мероприятие, которое год за годом до наших дней радует огромные толпы народа. В то время хор трубачей 2-го гвардейского Уланского полка играл под управлением штаб-трубача Грёнинга. После 13 лет службы в 4-м эскадроне Лоренц получил должность штаб-трубача (по решению господ офицеров полка). У него родился третий ребёнок (1850), сын Фридрих Вильгельм. Полковой командир полковник граф цу Зольм-Рёдельхайм и полковой адъютант второй лейтенант фон Вурмб взяли шефство над ним. Лоренц регулярно участвовал в конкурсах берлинского музыкального издательства Боте и Бок 1852-1861 годов, и получал премии чаще всех остальных участников. 3 его премированных марша были занесены в 1860 году в Собрание армейских маршей под номерами AM III, 58, 59 и 60. Так как марши были обозначены просто как парадные и кавалерийские, то впоследствии для их отличия к их названиям были добавлены тональности. Три тональности, с которыми марши верно угадывались и потому охотно принимались. Марш си-бемоль мажор, опус 164, получил 3-ю премию в 1858 году, марш ми-бемоль мажор, опус 170, 2-ю премию в 1859 году и марш ля-бемоль мажор, опус 152, 3-ю премию в 1857 году. Все три марша часто исполнялись в армии. Ещё в 1914 году они были у 15 хоров трубачей в качестве полковых или встречных парадных маршей, а также парадных маршей для прохождения шагом. Слушая их здесь, мы получаем представление о композиторском мастерстве Лоренца, а также о звуке и стиле кавалерийских маршей того времени. Каждый может решить сам, какой из них нравится ему больше. Лоренц ушёл в отставку в 1859 году, но остался в Берлине, в кругу военных капельмейстеров. На 25-летнем юбилее службы Випрехта он был среди самых желанных и почётных гостей. В первый раз здесь звучат оригинальные партитуры композитора из архива музыкального издательства Боте и Бок.


HM III B, 14 Galoppmarsch aus der Oper „Robert der Teufel“ | Марш-галоп из оперы «Роберт-Дьявол»
von Giacomo Meyerbeer | Джакомо Мейербера

Джакомо Мейербер (на самом деле Якоб Либман Беер, 1794-1864) не без оснований получил в 1842 году пост генералмузикдиректора в столице Пруссии, Берлине, став преемником Спонтини. В 1824 году на сцену вышел его «Крестоносец в Египте», в 1831 году - «Роберт-Дьявол», в 1836 году - «Гугеноты». Другие произведения также получили хороший приём. Так, последовавшие за ними «Пророк», «Африканка», танцы с факелами и многие другие композиции, написанные по какому-либо случаю, и сегодня имеются в репертуаре. Благодаря своему характеру и благотворительным учреждениям Меейрбер пользовался всеобщим уважением. Его полные красоты мелодии дали ему популярность в хорошем смысле слова. Таково и это небольшое невзыскательное произведение. Снова и снова звучало оно на парадах и турнирах.


AM III, 42 Trabmarsch | Марш-рысь
von Joseph Liehmann, arrang. von Wilhelm Wieprecht | Йозефа Лимана в аранжировке Вильгельма Випрехта

В середине прошлого столетия этот композитор (1796-1858) принадлежал к знаменитым военным капельмейстерам Австрийской империи. Он был дирижёром в 36-м пехотном полку в Праге и 18-м пехотном полку в Будапеште, в гарнизонах, где хорошая музыка была как дома. Так что не удивительно, что Випрехт, заботившийся в то время о хорошей кавалерийской музыке в Пруссии, взял это замечательное произведение. С дружеского согласия композитора он переработал его в марш-рысь для прусских хоров трубачей, хотя и без литавр, поскольку последние имелись только в нескольких кирасирских полках. Король Фридрих-Вильгельм IV распорядился в 1846 году занести его в число армейских маршей. Даже сегодня мы должны быть благодарны Лиману и Випрехту, этим двум маэстро, оставившим нам что-то эдакое замечательное.



SEITE 2 | СТОРОНА 2


AM III, 62 Parademarsch | Парадный марш
von Prinz Albrecht von Preußen (Sohn) | принца Альбрехта Прусского (сына)

Принц был 24-летним кавалерийским офицером 1-го Гвардейского Драгунского полка, когда его дядя, прусский король, повелел 8 мая 1861 года занести его «Парадный марш для кавалерийского оркестра» в армейские марши и издать берлинском музыкальном издательстве Шлезингера. Принц Альбрехт Прусский (1837-1906) был сыном принца Альбрехта (отца) и, соответственно, внуком короля Фридриха-Вильгельма III и королевы Луизы. Его родители, отец Альбрехт и мать Марианна, принцесса Нидерландская, любили музыку; они были тесно связаны с военной музыкой. Это они передали и своим детям. У нас есть военные марши, написанные матерью и сестрой принца. Впоследствии принц стал командующим в Ганновере, а с 1885 года регентом в Брауншвейге. С 1864 года он был шефом 2-го драгунского полка в Шведте на Одере, и с 1895 года шефом 1-го драгунского полка в Тильзите (Восточная Пруссия) как преемник своего отца, 41 год носившего мундир этого полка. Так что оба полка исполняли до своего расформирования в 1919 году Парадный марш принца Альберта. В рейхсвере продолжили эту традицию в 1-м (Прусском) конном полку в Тильзите. В народе оба принца прослыли как драгунские шефы, и этот замечательный марш является драгунским.


AM II, 75 Neapolitanischer Armeemarsch | Неаполитанский армейский марш

На это небольшое произведение в двух частях наткнулся старший сын прусского короля Фридриха-Вильгельма III, когда во время поездки в Италию в 1828 году он услышал его в Неаполе. Он забрал его с собой, и оно стало армейским маршем (1829). Как было принято в то время, оно могло служить и тихим, и скорым маршем, но не нашло постоянного применения в пеших войсках. Зато кирасиры королевы из 2-го полка приняли его и исполняли в качестве полкового марша-рыси до 1919 года! Поэтому оно исполняется здесь в кавалерийской аранжировке.

«Кирасиры Королевы» занимали в прусской армии особое положение. Будучи ещё Ансбах-Байротскими драгунами они провели знаменитую атаку в конном строю при Гогенфридберге в 1745 году, за что получили исключительное право исполнять Гогенфридбергский марш на императорских парадах. В 1806 году королева Луиза стала шефом полка. После неё шефами полка были прусские королевы, с естественным зачислением в списки полка. Командир полка и офицеры должны были рапортовать королеве, часто посещавшей полк и предоставлявшей ему льготы. На парадах она ехала впереди полка и направляла его. Это были королева Елизавета в 1840-1873 годах, королева (впоследствии императрица) Августа в 1861-1890 годах, императрица и королева Виктория в 1888-190 годах и с 1888 до расформирования полка в 1918 году императрица и королева Августа-Виктория. На похоронах последней в 1921 году в парке Сансуси перед гробом шли все офицеры полка в парадной форме мирного времени. Кирасиры Королевы были полком прусских королев.


HM III B, 12 Galoppmarsch des Kürassier Regiments 2 | Марш-галоп 2-го кирасирского полка

В качестве парадного марша для прохождения галопом исполнялся этот марш в 25-м (Вюртембергском) драгунском королевы Ольги полку в Людвигсбурге и в 72-м и 74-м полках полевой артиллерии в Мариенвердере (западная Пруссия) и, соответственно, Торгау. Нет ничего удивительного в том, что это произведение известно нам как AM III, 38, и, как появившееся гораздо раньше, с 1846 года находилось в III разделе Собрания армейских маршей.

Прусские кирасиры Королевы из 2-го полка с 1816 года стояли гарнизоном в Померании, а именно Пазевальке, что в 120 км к северу-востоку-северу от Берлина, довольно далеко от резиденции правительства и в старом селении с внушительными казармами, без развлечений и увеселений. Большой контраст этому составляли блестящая униформа полка и частые визиты королевы. Однако в сражениях полк играл решающую роль. После 1919 года, в рейхвере, его традиции перешли к 6-му (Прусскому) конному полку. Он также стоял в Пазевальке исполнял встречный марш и парадные марши для прохождения шагом, рысью и галопом старого полка. Когда конники перед второй мировой войной были переведены в Дармштадт, они взяли полковые марши с собой.


HM III B, 46 Trabmarsch „Ich hört ein Bächlein rauschen“ | Марш-рысь «Я слышал, как катился ручей с высоких скал»
von Franz Schubert | Франца Шуберта

Даже у нашего знаменитого песенного композитора нашёлся для военных полковой марш. Прелестные мелодии и чёткий ритм для езды рысью исполнялся до первой мировой войны (1914) в качестве парадного марша для прохождения рысью пятью хорами трубачей в кавалерии и двумя хорами трубачей в полевой артиллерии, а также после первой мировой войны 13-м конным полком в Ганновере и 1-м батальоном связи в Кёнигсберге. Это произведение у Франца Шуберта (1797-1828) было второй песней в его лирическом цикле «Прекрасная мельничиха». Штаб-трубач Готлиб Шпигельберг поместил его в 1926 году в своё издание Маршей рысью и галопом (3-й том), в 1933 году музыкальный инспектор сухопутных войск профессор Шмидт включил в свой реестр «Немецкие марши сухопутных войск». В бундесвере оно находится с 1962 года в Нотном сборнике (том 3). Также оно присутствует сегодня в музыкальном издательстве Боте и Бок и на всех конных соревнованиях. Однажды услышанное, оно навсегда останется в памяти.


HM III B, 8 Galoppmarsch des Husaren Regiments 19 | Марш-галоп 19-го гусарского полка
von Max Ende | Макса Энде

Как следует из названия, этот марш исполнялся в качестве парадного марша для прохождения галопом в 19-м (2-м Саксонском) гусарском полку. Его композитором был штаб-трубач полка с 1897 года до расформирования полка в 1919 году. Кто ещё мог исполнять это хрупкое произведение? Его мелодика недостаточно привлекательна, чтобы оно могло быть замечено и прозвучало. Штаб-трубач Энде родился в 1867 году в Дюбене на Мульде. Он начинал в 1885 году трубачом в прусском 23-м полку полевой артиллерии в Кёльне, затем был 1888-1892 годах в 18-м (Саксонском) уланском полку в Рохлице (Саксония), и после посещения Дрезденской консерватории 1 апреля 1897 года получил должность штаб-трубача в 19-м гусарском полку в Гримме на Мульде. Он закончил службу в рейхсвере в 1925 году обермузикмайстером в 4-м артиллерийском полку в Дрездене. Затем он руководил капеллой Саксонско-Богемской пароходной компании, а с 1933 по 1936 годы капеллой местного Кифхеузербунда (Союз ветеранов и резервистов, основан в 1900 году). Вся жизнь на службе духовой музыке.


HM III B, 60 Trabmarsch des 1. Garde Dragoner Regiments | Марш-рысь 1-го Гвардейского Драгунского полка
von Carl Voigt | Карла Фойгта

15 ноября 1859 года Карл Фойгт (1840-1914) поступил трубачом в 1-й Гвардейский Драгунский полк. В Австро-прусской войне 1866 года, во время атаки в сражении под Кёниггрецем его лошадь разорвала граната, а сам он был ранен. В том же году он получил задание, как хороший солдат и музыкант, составить и возглавить хор трубачей для вновь сформированного 13-го драгунского полка в Шмидеберге (55 км к востоку-юго-востоку от Галле), откуда он был родом. Когда в войне 1870-71 годов, во время атаки при Мар-ла-Туре пал штаб-трубач 1-го Гвардейского Драгунского полка, гвардейские драгуны забрали Карла Фойгта обратно в полк, где он в течение 28 лет руководил хором трубачей полка, удовлетворив этим 9 командиров полка. В 1889 году кайзер Вильгельм II удостоил свою бабушку, королеву Великобритании и Ирландии, чести состоять шефом полка. Благодаря этому хор трубачей совершил успешную концертную поездку в Англию в 1891 году и получил в 1894 году подарок от королевы в виде пары литавр с завесами. Берлинцы очень радовались, когда слышали этот замечательный марш на парадах: 1-й Гвардейский Драгунский идёт рысью.


AM III, 63 Parademarsch | Парадный марш
von August Böhr | Августа Бёра

В этот кавалерийский марш 125-летней давности нужно не вслушиваться, а прослушать его несколько раз, чтобы он начал воздействовать. Несмотря на то, что в то время для потребности войск уже были скорые марши, с чётким ритмом и бодрым характером, кавалерийские марши ещё игрались наподобие концертных произведений. Множество медных духовых инструментов позволяло брать широкие аккорды, корнеты более или менее держали мелодию, пикколо стояли на высоких нотах и фанфары ревели своими натуральными тонами. Композитор (1821-1904) был штаб-трубачом синих гусар королевы из 7-го полка, стоявших гарнизоном сначала в Познани, затем с 1852 года окончательно в Бонне. В 1857 году шефом полка стал принц Вильгельм, впоследствии старый кайзер, в 1866 году он отправился на войну против Австрии. В 1867 году Бёр вышел в отставку, остался в Бонне, работая в управлении шахты. В 1861 году произведение стало армейским маршем. С тех пор оно звучало только в Пруссии, а не в Саксонии или Баварии. свыше 15 частей исполняли его как парадный марш, среди них 3-и Гвардейские уланы в Потсдаме, чьи традиции и марш перешли с 1920 года в 4-й (Прусский) конный полк. Я охотно вспоминаю, как хор трубачей на лошадях репетирует парадный марш на потсдамском казарменном дворе, причём всегда звуки этого старого, прекрасного произведения.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 3568
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Сегодня в 05:13    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

ПРИМЕЧАНИЯ К МАРШАМ ДАННОЙ ПЛАСТИНКИ (Том 16)

Иоахима Тёхе-Митлера



SEITE 1 | СТОРОНА 1


AM III, 54 Parademarsch | Парадный марш
von Wilhelm Wieprecht | Вильгельма Випрехта

Вильгельм Випрехт (1802-1872) был необычайно талантливым и усерднейшим человеком, восторженнейшим любителем военной музыки. так же как этот марш отличается от лругих маршей, так и композитор Випрехт отличается от других маршевых композиторов. Это, видимо, потому, что Випрехт никогда не хотел быть и не был военным. На униформе, введённой для него как генералмузикдиректора Гвардейского корпуса не было погон или эполет, которые каждый военный носит как знак различия. У Випрехта не было оркестра военного или симфонического, которым бы он работал как капельмейстер. Випрехт дирижировал только на больших концертах по тому или ином случаю непостоянными оркестрами и хорами трубачей, выделяемыми для этого армейским командованием. В Собрании армейских маршей нет ни встречного, ни скорого марша, вышедших из под пера Випрехта, только 9 кавалерийских маршей, хотя Випрехт, как разносторонний творец, писал и такие. И в заключение: В области инструментовки армейских маршей, за которую Випрехт отвечал, и которой он много занимался, ему не было равных! Никто не мог так верно скомпоновать гармонию, характер звука, ритм и созвучие инструментов, применявшихся в военной музыке. Випрехт был уникален в этом. Здесь он слышен.

Этот кавалерийский марш написан в 1852 году, армейский марш с 1853 года. Лейб-кирасиры 1-го полка из Бреслау исполняли его в качестве полкового марша в течение 40 лет (1852-1892).


AM III, 125 Trabmarsch Nr. 1 | Марш-рысь № 1
von Paul Schuch | Пауля Шуха

До первой мировой войны это был марш-рысь коричневых гусар Шилля в Олау (Силезия), их штаб-трубач был его композитором. 25 лет (1894-1919) руководил обермузикмайстер Пауль Шух (1864-?) хором трубачей, сидя, как и все, верхом на Пегом, имевшем тигрино-пегий окрас. Ещё более знаменит был литаврщик Карл Кляйнерт со своей Ламой пегой окраски, замечательной лошадью под литавры, которую он на парадах во время быстрого галопа поднимал в леваду, продолжая бить в литавры. (Левада - фигура верховой когда, когда лошадь поднимает корпус на 30 градусов над землёй, отрывая передние ноги; типичная левада в скульптуре - Медный всадник.) Высокое мастерство верховой езды всегда радовало последнего германского кайзера. Традиции 4-го (1-го Силезского) гусарского фон Шилля полка перешли в рейхсвере 11-му (Прусскому) конному полку в Нойштадте (Верхняя Силезия), на парадах которого также исполнялся этот марш-рысь.


AM III, 126 Trabmarsch Nr. 2 | Марш-рысь № 2
von Paul Schuch | Пауля Шуха

Он был принят в прусские армейские марши в 1912 году вместе с маршем-рысью № 1. Марши попеременно исполнялись на конных соревнованиях и праздниках.


HM III B, 75 Galoppmarsch aus der Operette „Die schöne Galathee“ | Марш-галоп из оперетты «Прекрасная Галатея»
von Franz von Suppé | Франца фон Зуппе

Во второй половине 19-го столетия Франц фон Зуппе (1820-1895) был одним из самых популярных композиторов оперетт. Будучи капельмейстером в театре в Йозефштадте, затем в театре Ан-дер-Вин и с 1865 года в Карл-театре в Леопольдштадте, он был в центре венской музыкальной жизни. (Йозефштадт и Леопольдштадт - районы Вены.) Его искромётные оперетты «Прекрасная Галатея» (1862), «Лёгкая кавалерия» (1866) и «Фатиница» (1876) стали привычным понятием. Так что этот приветливый марш-галоп из трёх частей является настоящим Зуппе, которого всегда рады исполнить. Ещё в 1914 году он был в 4 полках в качестве парадного марша для прохождения галопом.


HM III B, 15 Trabmarsch des Ferdartillerie Regiments 16 | Марш-рысь 16-го полка полевой артиллерии
von Friedrich Wilhelm Weyer | Фридриха Вильгельма Вейера

Штаб-трубач Фридрих Вильгельм Вейер (1843-1881) написал этот милый марш для своего полка, хор трубачей которого он возглавлял с начала формирования полка в 1874 году до самой смерти. После Французской кампании 1870-1871 годов войска были переформированы на основе полученного боевого опыта. В частности, артиллерия была разделена на полки полевой артиллерии (лёгкая артиллерия, орудийные расчёты сидящие) и полки пешей (прежде крепостной) артиллерии (тяжёлая артиллерия, орудийные расчёты пешие). Соответственно, в полевой артиллерии были хоры трубачей, а в пешей артиллерии - пешие оркестры. Гарнизонами для 16-го полка полевой артиллерии были: для штаба полка и 1-го дивизиона - Данциг, для 2-го дивизиона - Грауденц. При 8 батареях в полку и 4 трубачах в батарее у штаб-трубача Вейера был хор трубачей численностью 32 человека, с которым можно было создать прекрасную музыку на медных духовых инструментах. В 1899 году полк был переведён в Кёнигсберг (Восточная Пруссия).


HM III B, 61 Galoppmarsch „Leichte Kavallerie“ | Марш-галоп «Лёгкая кавалерия»
von Wilhelm Lüdecke | Вильгельма Людекке

В виде этого произведения композитору удался поразительно хороший марш-галоп, энергичный, мелодичный, разнообразный и богатый по содержанию, в 4 частях из 16 тактов, с 4 вступительными тактами и 2 переходными тактами в трио, большая и чётко расчленённая работа. Вильгель Людекке (1868-1938) был на рубеже столетий в 1900 году выдающейся личностью в области военной и духовой музыки. В его музыкальном издательстве в Бисмарке, расположенном в Альтмарке в 60 км к северу от Магдебурга, издавались известные тогда «Бисмаркские альбомы маршей» и «Бисмаркские духовые танцы» в многочисленных «Выпусках» по 8 или 16 штук. Военные и гражданские музыканты охотно предоставляли туда свои работы. Талантливый композитор сам написал много произведений, а также аранжировал произведения других. Впоследствии издательством управляла его дочь Эмми, в замужестве фрау Беккер.



SEITE 2 | СТОРОНА 2


AM III, 139 Armeemarsch | Армейский марш
von Prinzessin Marie-Elisabeth von Sachsen-Meiningen | принцессы Марии-Елизаветы Саксен-Мейнингенской

Это произведение вошло в Собрание армейских маршей во время первой мировой войны, 30 мая 1917 года. Оно было предпоследним, о внесении которого распорядился кайзер Вильгельм. Композитор (1853-1923) унаследовала от родителей и дедушек и бабушек большую музыкальность, была ученицей Ганса фон Бюлова и дружила с Максом Регером. Она жила незамужем в Мейнингене (45 км к югу от Айзенаха). Вместе с кайзером Вильгельмом II её прадедушкой был прусский король Фридрих-Вильгельм III, а прабабушкой - королева Луиза, кроме того, её брат был женат на сестре кайзера Вильгельма II. Это, а также общее удовольствие от музыки, послужило поводом для занесения такого большого концертного произведения в Собрание. Оно было непригодно для служебных целей, но композитор последовала вслед за матерью и бабушкой, прекрасные и известные марши которых у нас имеются.


HM III B, 16 Galoppmarsch des Feldartillerie Regiments 80 | Марш-галоп 80-го полка полевой артиллерии

Этот славный марш начинается с кавалерийского сигнала «Галоп». Скорее всего, он был известен только в 80-м полку полевой артиллерии. И он там игрался не часто, поскольку 80-й (3-й Верхне-Эльзасский) полк полевой артиллерии был основан только в 1912 году. Он располагался на учебном полигоне Оберхофен (Эльзас), в 10 км к юго-востоку от Хагенау, всего два года перед первой мировой войной. Хор трубачей из 24 человек (по 4 в каждой из 6 батарей) был заполнен, но без музикмайстера. Руководил им вице-вахмистр Клемме. Композитор марша неизвестен. Так что отрадно, что бывший обермузикмайстер 3-го Гвардейского полка полевой артиллерии Шпигельберг поместил это произведение в своё Собрание маршей рысью и галопом (3-й том) и тем самым спас от забвения.


AM III, 134 Parademarsch im Trab | Парадный марш для прохождения рысью
von Georg Meßner, Opus 19, Nr. 2, arrang. von Kurt Kaufmann | Георга Меснера в аранжировке Курта Кауфмана

Песенный композитор Георг Меснер (1871-1933) служил до 1912 года оберлейтенантом в 6-м полку полевой артиллерии в Бреслау (Силезия), был уволен в запас с присвоением звания капитана и правом ношения военной формы и написал в 1913 году к 25-летнему юбилею правления кайзера Вильгельма II торжественный марш, а также парадные марши для прохождения рысью и галопом. Все три произведения, обозначенные им как Опус 19 №№ 1-3, вскоре вошли в III раздел Собрания армейских маршей под №№ 132, 134 и 135. Все они стали известны незадолго до первой мировой войны. Естественно, они охотно исполнялись только в 6-м полку полевой артиллерии, в основном на парадах. Давайте и мы порадуемся бодрому и радостному маршу-рыси.


AM III, 135 Parademarsch im Galopp | Парадный марш для прохождения галопом
von Georg Meßner, Opus 19, Nr. 3, arrang. von Kurt Kaufmann | Георга Меснера в аранжировке Курта Кауфмана

За этим следует приятный марш-галоп вышеупомянутой юбилейной композиции. Возможно, он не был известен и вряд ли исполнялся.


HM III B, 79 Trabmarsch des Ulanen Regiments 15 | Марш-рысь 15-го уланского полка

Какой лёгкий и приятный марш-рысь! Как и во всяком другом кавалерийском полку до первой мировой войны хор трубачей жёлтых улан из 15-го полка насчитывал 20-25 человек, завися от призывников. Иногда было больше корнетов, иногда труб, но всегда 2 альтовых корнета, 3 тенора и 1 баритон. Среди 3-4 басов иногда был геликон. Также должен был быть 1 тромбонист. Кадровые проблемы не были насущными, но существовали местные. В маленьком приграничном гарнизоне Саарбурге в Лотарингии отсутствовали развлечения, и у хора трубачей были возможности для игры на стороне. Только вот штаб-трубачи постоянно менялись, уходя на освободившиеся места в более приличных гарнизонах. За последние 25 лет перед первой мировой войной (1889-1914) в полку сменилось 7 штаб-трубачей.


HM III B, 41 Galoppmarsch des 1. Garde Ulanen Regiments | Марш-галоп 1-го Гвардейского Уланского полка
von Leopold Löser | Леопольда Лёзера

Леопольд Лёзер (1862-1944) был обермузикмайстером 1-го Гвардейского Уланского полка в Потсдаме с 1901 года до его расформирования в 1919 году. Красивые казармы, построенные в 1885-1889 годах, располагались у подножия холма Руиненберг. На всех потсдамских императорских парадах до первой мировой войны Лёзер выезжал во главе своего хора трубачей.

Лёзер начал свою службу в 1881 году валторнистом в баварском 2-м егерском батальоне (Ашаффенберг), играя на трубе in Es (возможно, отсюда его цитата из охотничьей песни "Im Wald und auf der Heide, da such ich meine Freude ..."), заменился в 1886 году в 5-й кирасирский на познанско-силезской границе и после обучения в Высшей музыкальной школе в Берлине стал в 1893 году штаб-трубачом 4-го полка полевой артиллерии в Магдебурге. 5 лет спустя он занял ту же должность в 15-м уланском полку в Саарбурге (Лотарингия), пока в 1901 году не перешёл в Потсдам. Лёзер написал небольшие произведения для своих трубачей, так в 1903 году как Опус 4 Фанфару графа Шлиффена [HM III A, 8] (начальник Генерального Штаба был когда-то командиром этого полка), потом как Опус 8 Марш-рысь полка и как Опус 9 этот марш-галоп. С возникновением вермахта он предоставил ему свои знания в качестве обермузикмайстера для поручений. В начале 1944 года он отпраздновал золотую свадьбу в Потсдаме. Он не дожил, чтобы увидеть разрушение города английскими бомбардировщиками 14 апреля 1945 года.


AM III, 130 Im Schmuck der Waffen | Украшенный оружием
von Bruno Garlepp, arrang. Kurt Kaufmann | Бруно Гарлеппа в аранжировке Курта Кауфмана

В 1911 году берлинский издатель Август Шерль опубликовал в своей газете "Ди Вохе" (Неделя) объявление о проведении конкурса военных маршей. Из присланных 3791(!) композиии было премировано 4. На самом деле, сначала было премировано 3; но жюри под председательством дежурного генерала свиты германского кайзера, талантливого генерал-майора фон Хелиуса не смогло пройти мимо этого замечательного произведения и испросило у издателя разрешения на 4-ю премию. Автор, живший в 1865-1914 годах, был песенным композитором и писателем, пишущим на музыкальные темы, в Берлине. Ещё в 1903 году он посвятил наследному принцу Вильгельму Гогенцоллерну, бывшему тогда командиром 2-го полка Пешей Гвардии в Берлине, Саланкаменский марш, принятый с большим удовольствием и помещённый в 1906 году в Собрание армейских маршей под номером III, 118. Теперь же, в 1912 году, принял способный штаб-трубач Штойер (упомянутый недавно в томе 12 в связи с HM III B, 77 и 19) новый армейский марш III, 130 Гарлеппа в качестве встречного марша 75-го полка полевой артиллерии в Галле на реке Зале.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Военная музыка -> История немецкой и австрийской военной музыки Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4
Страница 4 из 4

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS