Список форумов Военная музыка

Военная музыка

Форум любителей военной музыки
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

НАШ БАННЕР Partita.Ru — ноты для духового оркестра НАШ БАННЕР Partita.Ru — ноты для духового оркестра
«Исторические марши» Эмиля Кайзера

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Военная музыка -> История немецкой и австрийской военной музыки
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 4100
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Пн Апр 08, 2019 11:10 am    Заголовок сообщения: «Исторические марши» Эмиля Кайзера Ответить с цитатой

«Исторические марши» Эмиля Кайзера


В 2002 году издательство Иоганна Климента в Вене осуществило факсимильное переиздание (репринт) сборника „Historische Märsche und sonstige Compositionen für das kaiserliche und königliche Heer“ (Исторические марши и прочие композиции для Императорской и королевской армии), составленного в 1895 году австрийским военным капельмейстером Эмилем Кайзером и одобренного Имперским Военным министерством. Во вступительной статье к этому переизданию австрийский историк музыки Фридрих Анценбергер рассказал о причинах и обстоятельствах создания сборника, привёл краткие сведения о маршах, включённых в сборник, их авторах, а также событиях и лицах, в честь которых они были названы. Перевод этой статьи предлагается вашему вниманию.


Введение | Introduction


В статье 55.8 приложения от 23 марта 1894 года к Постановлению Военного министерства от 21 марта 1894 года № 1157, говорилось: «Имперское Военное министерство намеревается возродить и сохранить традиции выдающихся периодов в истории нашей страны и армии посредством сбора и публикации в единой оркестровке старых исторических маршей, обязанных своей славой победой в войнах, а также других подходящих маршей, посвящённых выдающимся правителям, знаменитым генералам или шефам полков». Во исполнение этого полкам предписывалось просмотреть свои архивы и прислать в Военное министерство любые музыкальные произведения (марши, военные песни, фанфары), имеющие историческую ценность для них.

Марши были назначены только нескольким полкам. В наше время трудно понять, почему это произошло: то ли полки, не представившие их, не смогли их прислать, то ли Военное министерство отклонило присланное, но в собрание были включены марши только 30 пехотных полков из 102, имевшихся в то время. Конными полками просто пренебрегли (не соответствует действительности).

Эмилю Кайзеру была поставлена задача собрать музыку и сделать аранжировки. Он был военным капельмейстером с 1882 года и имел успех как композитор музыки к драматическим спектаклям, особенно к его опере „Der Trompeter von Säckingen“ (Трубач из Зекингена), премьера которой состоялась в 1882 году.

Императорское и королевское Военное министерство утвердило это издание 28 ноября 1895 года, поэтому этот сборник обычно датируется 1895 годом. Пункт 35 Постановления Военного министерства от 3 октября 1897 года, продублированный приказом по армии от 8 октября того же года, уточнял, что „Historische Märsche und sonstige Compositionen für das kaiserliche und königliche Heer“ (Исторические марши и прочие композиции для Императорской и королевской армии), «собранные, рассмотренные и заново оркестрованные в партитурах» будут напечатаны венским издательством Эберле, чтобы распределяться среди всех военных территориальных командований (округов), пехотных, драгунских, гусарских, уланских и артиллерийских полков, а также флота и архива Военного министерства. Печать должна производится за счёт самих полков. Ценный, прекрасно изготовленный экземпляр в глянцевой обложке, преподнесённый императору, поступил в библиотеку Fidei-Kommis, личную библиотеку императора, и ныне находится в Австрийской национальной библиотеке в Вене под номером MS 8.304. Отметка на последнем листе сообщает, что он поступил туда 12 апреля 1898 года. Обычный, более просто оформленный экземпляр находится в архиве Военного министерства в Вене под номером Wy XV. Содержимое обоих изданий идентично.




C 1899 года и до конца монархии «Перечень исторических маршей» (без нот) публиковался в „Militärschematismus“, ежегодном издании, содержащем сведения об австро-венгерской армии: воинские части, учреждения и заведения, гарнизоны, офицерский состав и чиновники, служащие в военном министерстве и т.п. Отто Мас (Otto Maas) опубликовал в трёх тетрадях переложение для фортепьяно избранных «Исторических маршей», находящееся ныне в Венской городской и земельной библиотеке. Такое же издание было опубликовано в одном томе; в библиотеке Военного министерства в Вене имеется неполный экземпляр. Поскольку цена на них указана в кронах, то они были изданы уже в 20 столетии. Издание, к сожалению без даты выпуска (известны ноты 1890 года), „Historische Märsche - Grosses chronologisches Porpourri nach authentischen Quellen von Emil Kaiser“ (Исторические марши - Большое хронологическое попурри на основе достоверных источников Эмиля Кайзера) для оркестра, принадлежавшее военному капельмейстеру Антону Фридриху [1849-1924], хранится в военном архиве в Праге.


Последний раз редактировалось: retiredmajor (Пн Апр 08, 2019 11:24 am), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 4100
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Пн Апр 08, 2019 11:15 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Инструментовка | Instrumentation


Аранжировки «Исторических маршей» в большинстве случаев сделаны для одного состава, который редко меняется; стандартная аранжировка включает следующие инструменты (в скобках редко используемые):

1-2 малые флейты
1-2 флейты
(кларнет Ab)
1-2 кларнета Eb
2-4 (обычно 3) кларнета Bb
(2 фагота)
корнет Eb
2 флюгельгорна
басовый флюгельгорн
эуфониум
4-6 альтовых трубы, обычно Eb
(1 сопрановая труба, Bb)
басовая труба Bb
4 валторны (различного строя, разделённые на 1/2 и 3/4)
3 тромбона
2 баса
(геликон)
малый барабан
большой барабан и тарелки
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 4100
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Пн Апр 08, 2019 11:16 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Сведения об отдельных маршах


Josef Anton Preis, Trautenauer Gefechtsmarsch | Йозеф Антон Прайс, Марш Траутенауского боя

1-й пехотный полк: Trautenauer Gefechtsmarsch напоминает о бое против прусского I армейского корпуса у Тратенау (штурме Капелленберга) 27 июня 1866 гола, где этот марш исполнялся в первый раз. Пал Карх (Pál Karch) и Фриц Ратнер (Fritz Rathner) идентифицировали „J. Preis“ как Josef Anton Preis. Поскольку марш не мог быть написан ранее этого года, то Фердинанд Прайс, упоминавшийся ранее, не мог быть его автором, так как умер в 1864 году.


Louis-Luc Loiseau de Persuis, Alexander-Marsch | Луи-Люк Луазо де Персюис, Марш Александра

2-й пехотный полк: «Марш Александра» чествует русского царя Александра I [1777-1825], шефа полка с 1814 года. Его имя стало связанным с полком в память о многочисленных совместных военных действиях в эпоху наполеоновских войн. В основе марша лежит музыка из балета „Der blöde Ritter“ (Глупый рыцарь), собранная из произведений многих композиторов оперным и хоровым дирижёром Луи-Люком Луазо де Персюисом [1769-1819]. Марш тесно связан с балетом, и часто исполнялся в 1814-1815 годах в Вене на конных каруселях (под названием Wiener Caroussel-Marsch (Марш венских каруселей)). Говорят, это был любимый марш царя Александра. «Марш Александра», но без трио, имеет номер II, 41 в прусском Собрании армейских маршей. Он также известен в Дании как трио марша "Århus tapenetreg" Мёллера (Møller), и в США как "Downfall of Paris" неизвестного автора, популярный среди групп флейтистов и барабанщиков. В России, в его «австрийской» редакции, он стал одним из популярных исторических маршей, который был даже записан на пластинки в советское время.


Emil Kaiser, Erzherzog Carl-Marsch | Эмиль Кайзер, Марш эрцгерцога Карла

3-й пехотный и 3-й уланский полки: «Марш эрцгерцога Карла» назван в честь генералиссимуса и фельдмаршала эрцгерцога Карла Людвига [1771-1847]. Он был сыном будущего императора Леопольда II и командовал двумя полками, которые получили его имя «навечно». Два факта указывают на итальянское происхождение этого марша: в 1822 году он стал немецким маршем под названием „Marsch des Österreichischen Infanterie Regiments 52 Erzherzog Franz Carl“ (Марш австрийского 52-го эрцгерцога Франца Карла полка), будучи привезённым в Пруссию из Италии. Далее, в пояснительном тексте к пластинке "Inni e marce militare degli Stati Preunitare" (Гимны и марши государств, существовавших до объединения) он обозначен как исторический «Марш из Неаполя» (Marcia proveniente da Napoli). Итальянские источники тоже указывают на 1822 год как год создания. Новая аранжировка сделана собирателем этого собрания Эмилем Кайзером [1853-1929], который был капельмейстером 100-го, 35-го, 3-го и 20-го пехотных полков, а также успешным композитором сценических произведений, хормейстером и гражданским дирижёром.


Johann Nepomuk Fuchs, Pfalz-Neuburg-Teuschmeister-Marsch | Иоганн Непомук Фухс, Марш Пфальц-Нойбургского Германского магистра

4-й пехотный полк: Празднование 200-летия Полка Великого магистра Тевтонского ордена, образованного 3 июня 1696 года, послужило поводом для создания «Марша Пфальц-Нойбургского Германского магистра» на старинные мотивы Иоганном Непомуком Фухсом [1842-1899], дирижёром Венской оперы, вице-придворным капельмейстером и директором консерватории Общества друзей музыки в Вене. Название относится к княжеству Пфальц-Нойбург и (будущему) курфюрсту Францу Людвигу [1664-1723], Великому магистру Тевтонского ордена и основателю полка. Похоже, ни один полк не имел столько посвящённых ему маршей, как «тевтонцы», включая произведения таких композиторов как Иоганн Штраус (сын) и Франц фон Зуппе. К сожалению, марш Фухса не смог достичь той степени популярности, как марш Вильгельма Августа Юрека „Deutschmeister Regiments Marsch“ (Марш полка магистра Тевтонского ордена) (op. 6).


Franz Grimm, Monte Croce-Marsch | Франц Гримм, Марш Монте Кроче

5-й пехотный полк: «Марш Монте Кроче» был написан Францем Гриммом [1838-1881], унтер-офицером и капельмейстером оркестра этого полка с 1866 года до своей смерти. Он напоминает об атаке на Монте Кроче во время сражения при Кустоцце 24 июня 1866 года. Этот день также отмечался как годовщина полка.


Ludwig Stas(s)ný, Custoz(z)a-Marsch | Людвиг Штясни, Марш Кустоццы

7-й пехотный полк: «Марш Кустоццы» был написан Людвигом Штясни [1823-1883] в память об одноимённом сражении. Штясни был военным капельмейстером 11-го и 75-го пехотных полков. Он писал музыку для сценических произведений и концертные пьесы и дирижировал оркестром в элегантном Пальмовом саду во Франкфурте-на-Майне.


Josef Pitschmann, Friedländer-Marsch | Йозеф Пичман, Фридландский марш

11-й пехотный полк (образован в 1629 году): Фридландский марш посвящён памяти генералиссимуса времён Тридцатилетней войны Альбрехта фон Валленштайна, герцога Мекленбургского, Фридландского и Саганского [1583-1634]. Йозеф Пичман [1847-1917], капельмейстер 11 пехотного полка до своего увольнения в 1912 году, написал Фридландский марш в связи с празднованием 250-летия основания полка. Трио марша содержит мотивы времён Тридцатилетней войны.


Franz Scheibelreiter, „Ja wid Nassau“-Marsch | Франц Шайбельрайтер, Я из (полка) Нассау

15-й пехотный полк: Марш «Я из (полка) Нассау» чествует шефа полка, герцога Адольфа Нассау [1817-1905], ставшего впоследствии великим герцогом Люксембургским. 15-й пехотный полк особенно проявил себя в Вене, столице империи, во время революции 1848 года. Композитор Франц Шайбельрайтер был капельмейстером 19-го егерского батальона, а также 15-го пехотного полка с 1871 по 1899 годы.


Reisinger-Marsch | Марш Райзингера

18-й пехотный полк: Полк проявил себя во время революции 1848 года в Милане, столице Ломбардии, бывшей тогда под австрийской короной. Шефом полка с 1840 по 1848 годы был фельдмаршал-лейтенант барон Максимилиан фон Райзингер [1774-1848]. «Марш Райзингера» неизвестного автора датируется 1841 годом, и в 1846-1847 годах был включён прусское Собрание армейских маршей. Хотя был привезён из Милана ещё в 1841 году.


Andreas Leonhardt, Kronprinz Rudolf-Marsch | Андреас Леонхардт, Марш кронпринца Рудольфа

19-й пехотный, 1-й уланский и 1-й артиллерийский полки: Трём полкам был назначен «Марш кронпринца Рудольфа» в связи с тем, что их шефом был наследник престола [1858-1889], нашедший трагический конец в Майерлинге. Андреас Леонхардт [1800-1866], композитор этого прекрасного марша, был капельмейстером 2-го, 63-го и 27-го пехотных полков, и в 1851 году был назначен в Вену армейским капельмейстером. Марш был написан по случаю рождения кронпринца в дворце Лаксенбург 21 августа 1858 года.


Gyulai-Marsch | Марш Дьюлаи

21-й пехотный полк: «Марш Дьюлаи» посвящён весьма успешному шефу полка с 1810 года, фельдмаршал-лейтенанту графу Альберту Дьюлаи фон Марош-Немет унд Надашка [1766-1835]. Марш, имеющий вид немецкого егерского марша, происходит из 1820 года, но композитор, к сожалению, не известен.


Gabriel Šebek, Lacy-Marsch | Габриэль Шебек, Марш Ласи

22-й пехотный полк: «Марш Ласи» также назван в честь шефа полка. Фельдмаршал граф Франц Мориц Ласи [1725-1801], чьё имя полк стал носить с 1888 года, был шефом полка. Марш был написан Габриэлем Шебеком [1853-1921], капельмейстером болгарского 5-го пехотного полка. Он был музыкантом в Будапештской опере и руководителем успешного гражданского оркестра, а потом капельмейстером австрийских 22-го пехотного полка и 4-го полка Тирольских императорских егерей.


Ludwig Schlögel, Szlankamen-Marsch | Людвиг Шлёгель, Марш Сланкамена

23-й пехотный полк: «Марш Сланкамена» напоминает о победе баденского маркграфа Людвига Вильгельма [1655-1707] над турецкой армией у Сланкамена, маленькой славянской деревушки, 19 августа 1691 года. В трио марша присутствуют фрагменты Секенхаймского марша (Seckenheimer Marsch) ландскнехтов. Композитор, Людвиг Шлёгель [1855-1894], был успешным капельмейстером 62-го и 49-го пехотных полков, а также флота в Пуле. Он рассматривался современниками как серьёзный соперник оркестра Штрауса в Вене.


Strauch-Marsch | Марш Штрауха

24-й пехотный полк: «Марш Штрауха» неизвестного автора, исторический парадный и строевой марш, посвящённый генералу барону Штрауху [?-1836], бывшему шефом полка с 7 января 1808 года. В 1811 году он стал начальником гарнизона Линца, а в 1816 вице-губернатором в Майнце.


C. F. Stenzl, Gablenz-Marsch | Карл Франц Штенцль, Марш Габленца

27-й пехотный полк: «Марш Габленца» напоминает об успехах полка, (входившего в корпус) под командованием фельдмаршал-лейтенанта барона Людвига фон Габленца [1814-1874], в Датской кампании 1864 года. Он был написан К. Ф. Штенцелем, написавшим также „Schwarzenberg Ulanen Marsch“ (Марш Шварценбергских улан) и аранжировавшим много мелодий из оперетт Оффенбаха.


Johann Nepomuk Fuchs, Loudon-Marsch | Иоганн Непомук Фухс, Марш Лаудона

29-й пехотный полк: фельдмаршал барон Эрнст Гидеон фон Лаудон [1717-1790] считался одним из великих полководцев имперской армии. Он был шефом полка с 1760 года до своей смерти в 1790 году, а в 1888 году полк получил его имя навечно. Иоганн Непомук Фухс написал «Марш Лаудона» для военных сцен 1888 года „Im Feldlager“ (В полевом лагере) Франца Гауля (Franz Gaul) [1837-1906]. Чтобы вызвать ощущения военных действий 18-го столетия, марш содержит мотивы 1756 года и фрагменты старинной австрийской солдатской песни «Генерал Лаудон».


Johann Nepomuk Fuchs, Maria Theresia-Marsch | Иоганн Непомук Фухс, Марш Марии-Терезии

32-й пехотный полк: «Марш Марии-Терезии» тоже пришёл из военных сцен Франца Гауля «В полевом лагере» 1888 года. Он был написан в память об австрийской императрице, королеве Венгрии и Богемии Марии-Терезии [1717-1780], которая правила Австрийской империей с 1740 года до своей смерти в 1780 году. 32-й пехотный полк, постоянно дислоцировавшийся в Будапеште, был единственным полком, носившем с 1888 года женское имя. Проблемы, бывшие у этого полка с этим маршем при прохождении строем, будут обсуждены дальше.


Franz Schmid, Philippović-Marsch | Франц Шмид, Марш Филипповича

35-й пехотный полк: «Марш Филипповича» посвящён памяти шефа полка, генерала барона Йозефа Филипповича фон Филиппсберга [1819-1889], отличившегося в Боснийской кампании. Марш сочинён Францем Шмидом [1841-1921], бывшего капельмейстером 35-го пехотного полка в 1869-1886 годах, затем 73-го пехотного полка и дирижёром оркестра в Опатии (Abbazia).


Josef Wiedemann, Wagram-Marsch | Йозеф Видеман, Ваграмский марш

42-й пехотный полк: Ваграмский марш напоминает о сражении при Ваграме в июле 1809 года. Ранее этот марш назывался Гренадерским маршем, «Гренадерским маршем 42-го полка» и «Маршем 42-го полка». Марш находится также в немецком Собрании армейских маршей под номером II, 23. Композитор, Йозеф Видеман [1828-1919], был капельмейстером 42-го пехотного полка в 1854-1896 годах. Он сочинял марши и танцы, и стал известен своими променадными концертами на курортах и в городских садах Вены. Интересно, что «42-й» исполнялся на премьере всемирно известного вальса Иоганна Штрауса, посвящённого Венскому хоровому обществу - На прекрасном голубом Дунае (op. 314),- 15 февраля 1867 года в Вена-Дианабаде.


Karl [Richard] Šebor, Jovanović-Marsch | Карл Шебор, Марш Йовановича

43-й пехотный полк: «Марш Йовановича» посвящён хорватскому шефу полка с 1883 года (на самом деле с 29 декабря 1882 года), фельдмаршал-лейтенанту барону Стефану Йовановичу [1828-1875]. Полк проявил себя во время оккупации Боснии в 1878 году. Марш был написан Карлом Шебором [1843-1903], бывшего капельмейстером 20-го, 34-го, 89-го и 88-го пехотных полков, капельмейстером пражского Ландес-театра и руководителем оркестра соколов в Праге. Шебор также написал пользовавшуюся успехом у публики оперу „Die Templer in Mähren“ (Тамплиеры в Моравии).


Karl Komzák Jr., Erzherzog Albrecht-Marsch | Карл Комзак (мл.), Марш эрцгерцога Альбрехта

44-й пехотный полк: Один из самых популярных полковых маршей, энергичный «Марш эрцгерцога Альбрехта» был тоже под номером II, 263 в немецком Собрании армейских маршей. Полковой оркестр 84-го пехотного полка впервые исполнил его 25 апреля 1887 года, во время серенады у дворца эрцгерцога Альбрехта в Вене. Поводом послужило 60-летие военной службы генерал-инспектора Императорской и королевской армии, фельдмаршала эрцгерцога Альбрехта Фридриха Рудольфа Габсбург-Лотарингского [1817-1895], одного из самых выдающихся военачальников Дунайской империи. Эрцгерцог Альбрехт, шеф 44-го пехотного полка, отличившийся во время подавления революции 1848 года в Вене, и, как командующий Южной армией, был решающим фактором в важном сражении при Кустоцце 1866 года. Композитор, Карл Комзак (мл.) [1850-1905], был одним из самых успешных военных капельмейстеров старой австрийской империи. Он служил в 7-м и 84-м пехотных полках, руководил хоровым обществом в Иннсбруке, и с 1893 года был капельмейстером курортного оркестра в Бадене под Веной. В дополнении к опере в народном стиле „Edelweiß“ (Эдельвейс) он сочинил множество танцев и маршей, наиболее известны из которых вальс „Bad'ner Mad'ln“ (Баденские девушки) и «Марш 84-го полка». Фриц Ратнер предположил, что «Марш эрцгерцога Альбрехта» мог появиться из «запасных» маршей Комзака старшего, но это мнение не разделяет видный биограф Комзака Макс Шёнхерр (Max Schönherr).


Anton Tischler, Sommacampagna-Marsch | Антон Тишлер, Марш Соммакампаньи

47-й пехотный полк: «Марш Соммакампаньи» напоминает об австрийской победе над пьемонтцами 24 июля 1848 года у Соммакампаньи, недалеко от Кустоццы. Он был назначен 47-му пехотному полку за выдающееся участие в Итальянской кампании 1848-1849 годов. Композитор, Антон Тишлер, является загадкой, поскольку отсутствует во всех имеющихся источниках. Было два военных капельмейстера с такой фамилией: Иоганн (1834-1919) и Вильгельм (1822-1891). Согласно их пенсионным делам, у них не было второго имени Антон. Однако в неполном реестре капельмейстеров 47-го пехотного полка отсутствуют записи между Антоном Решем, поступившим 1 января 1853 года, и Венцелем Ношеком, начавшим службу в 1828 году. Соответственно, Антон Тишлер мог быть, предположительно, капельмейстером в 47-м полку. Помимо двух маршей Антона Тишлера, включённых в этот сборник, в коллекции Пфлегера в Венской городской и земельной библиотеке есть рукописи Лагерного марша (Lager Marsch) и марша „Mit deutschem Gruß“ (С немецким приветом), посвящённого командиру полка в 1894-1898 годах полковнику эдлеру Карлу Райнишу фон Зондербург, и датируемый Фрицем Ратнером 1894 годом. Макс Шёнхерр в своей биографии Цирера упоминает об Антоне Тишлере как о военном капельмейстере по случаю большого концерта летом 1890 года, но не указывает источник. Милан Ходик (Milan Hodik) в своих исследованиях также называет Антона Тишлера, который мог служить в 19-м пехотном полку. Таким образом, Антон Тишлер мог быть военным капельмейстером с конца 1840-х до, по крайней мере, 1894 года, с перерывами или без.


Franz Lehár sen., Oliosi-Sturm-Marsch | Франц Легар (ст.), Марш штурма Олиози

50-й пехотный полк: 50-му пехотному полку был назначен «Марш штурма Олиози», ещё один марш напоминающий о Сражении при Кустоцце. Он был написан Францем Легаром (ст.), чтобы увековечить боевые действия в том сражении 24 июня 1866 года в районе Олиози. Легар [1838-1898], отец успешного композитора Франца Легара (мл.), был капельмейстером 50-го, 33-го, 19-го, 102-го и 89 пехотных полков, а также 3-го Боснийско-Герцеговинского пехотного полка.


Splényi-Marsch | Марш Спленьи

51-й пехотный полк: «Марш Спленьи» неизвестного автора назван в честь фельдмаршал-лейтенанта барона Габриеля Спленьи фон Михальди [1734-1818]. Он был шефом полка до самой смерти и особенно отличился во время войн с Турцией. Энергичный «Марш Спленьи» находится также в прусском собрании армейских маршей под номером II, 57 и под названием „Marsch des Österreichischen Infanterie Regiments 51 von Meczery“, называясь по имени шефа полка в 1822-1833 годах, барона Иоганна Герниха Мечери (Месери) фон Тсор. Долго употреблявшееся в Вене словосочетание „Hoch- und Splényi“ является c 1791 года сокращением названий двух известных полков, 4-го „Hoch- und Deutschmeister“ и 51-го „Splényi“. Военный капельмейстер Якоб Хаг (Jacob Haag) написал в 1864 году „Hoch- und Splényi-Marsch“, а в конце 19-го столетия Иоганн Сиоли (Johann Sioly) написал строевую песню „Die Leni von Hoch- und Splényi“.


Trenk-Panduren-Marsch | Марш пандуров Тренка

53-й пехотный полк: 53-й пехотный полк ведёт свою историю от отряда пандуров, набранного в 1741 году в Славонии полковником бароном Францем фон дер Тренком [1711-1749] на своё иждевение. «Марш пандуров Тренка», в котором присутствуют мелодии боснийских цыган, появился, скорее всего, в тот же год. Авторство Тренка под большим сомнением, поскольку отсутствуют какие-либо документы, свидетельствующие о его музыкальных способностях. Назначение марша 53-му пехотному полку было сделано в силу его происхождения от пандуров Тренка, знаменитых славонских бойцов.


Johann Nepomuk Fuchs, Alt-Starhemberg-Marsch | Иоганн Непомук Фухс, Старый Штарембергский марш

54-й пехотный полк: В 1888 году 54-й пехотный полк получил «на вечные времена» наименование Моравский 54-й пехотный Старый Штарембергский полк. В том же году появилось два марша с названием „Alt-Starhemberg-Marsch“. Герман Йозеф Шнайдер (Hermann Josef Schneider) сочинил очень энергичный марш, популярный и сегодня, но в нашем сборнике находится марш уже упоминавшегося Иоганна Непомука Фухса. В марш включены исторические мелодии и, между прочим, он является произведением, в котором имеются партии для металлофона, треугольника, тарелок и Glockenbaum (bell-tree). Когда Glockenbaum (bell-tree) были отменены в 1820-х в армейских оркестрах, 54-й полк получил разрешение оставить их в силу традиции. Марш посвящён фельдмаршалу графу Эрнсту Рюдигеру фон Штарембергу [1638-1701], который преуспел в защите Вены от турок и с 1669 года был шефом полка.


Johann Nepomuk Fuchs, Daun-Marsch | Иоганн Непомук Фухс, Марш Дауна

56-й пехотный полк: 56-му пехотному полку был назначен другой марш Иоганна Непомука Фухса, «Марш Дауна», первоначально называвшийся «Марш фельмаршала Дауна». С мотивами 1760 года, в честь фельдмаршала графа Леопольда Йозефа Марии Дауна, князя Тиано [1705-1766], победителя в сражении при Колине 1757 года. С 1888 года полк стал называться Галицийский 56-й пехотный графа Дауна полк.


Michael Haydn, Josias Coburg-Marsch | Михаэль Гайдн, Марш Иосии Кобургского

57-й пехотный полк: Герцог Альбрехт III Саксен-Кобургский основал 57-й пехотный полк в 1689 году. В честь принца Фридриха Иосии Саксен-Кобург-Готского [1737-1815], отличившегося в войнах с Турцией, с 1888 года полк получил наименование Галицийский 57-й пехотный принца Саксен-Кобург-Готского полк. «Марш Иосии Кобургского» происходит из 1792-1793 годов и принадлежит зальцбургскому концертмейстеру и органисту кафедрального собора Михаэлю Гайдну [1737-1806], брату Йозефа Гайдна. Он всё ещё популярен сегодня - в частности, как войсковой марш - в Германии, Швеции и Британии. В прусском Собрании армейских маршей находится его изменённая редакция в виде AM III, 103 Marsch der Hannoverschen Artillerie (1866) [Prinz Coburg] (Марш Ганноверской артиллерии [Принц Кобург]).


Wilhelm von Asbóth, Wallonen-Marsch | Вильгельм фон Асбот, Валлонский марш

58-й пехотный полк: 58-му пехотному полку в 1863 году исполнилось сто лет. Он был основан после Семилетней войны с Пруссией в Силезии из уроженцев Валлонии (франко-говорящей части Австрийских Нидерландов). Рекрутский округ впоследствии был перенесён в Галицию, но валлонское музыкальное наследие сохранилось. Вильгельм фон Асбот [1821-1877], капельмейстер 10-го гусарского и 58-го пехотного полков, написал Валлонский марш к празднованию столетия полка, используя исторические мелодии.


Franz Scharoch, Lymfjord-Marsch | Франц Шарох, Марш Лимфьорда

72-й пехотный полк: «Марш Лимфьорда» напоминает о форсировании 72-м пехотным полком Лимфьорда (фьорда в Северной Ютландии) 29 июня 1864 года в составе 4-й пехотной бригады во время войны с Данией, уже упоминавшейся в связи с «Маршем Габленца». Марш был посвящён шефу полка в 1876-1890 годах барону Йозефу Дормус фон Килиансхаузену [1811-1890]. Изначально он назывался «Маршем Дормуса». Он был написан капельмейстером 72-го пехотного полка в 1864-1898 годах, Францем Шарохом [1836-1899].


Jellačić-Marsch | Марш Йеллачича

79-й пехотный полк: 79-й пехотный полк с 1873 года «на вечные времена» носил имя генерала Йозефа Йеллачича, графа Бужимского [1801-1858], одного из значимых австрийских генералов времён Революции 1848-1849 годов. В дополнение к композициям, посвящённым ему Констанцией Гайгер, Иоганном Непомуком Юдексом (Johann Nepomuk Judex) и Иоганном Штраусом (отцом) в сборнике есть ещё и марш неизвестного автора, датируемый 1849 годом. Фриц Ратнер предполагает, что это может быть ненайденный марш Иоганна Непомука Юдекса 1849 года, который, возможно, был капельмейстером 16-го пехотного полка в 1847-1854 годах.


Pappenheim-Marsch | Марш Паппенгейма

8-й драгунский полк: «Марш Паппенгейма» около 1790 года приписывается Михаэлю Гайдну, хотя достоверные источники, к сожалению, утеряны. Он был назначен старейшему кавалерийскому полку Императорской и королевской армии, основанному в 1614 году, который после нескольких переименований стал называться 8-м драгунским полком. Марш напоминает о фельдмаршале графе Готфриде Генрихе фон Паппенгейме [1594-1632], видном имперском военачальнике в Тридцатилетней войне. В 1913 году марш был включён в прусское Собрание армейских маршей под номером III, 138.


Andreas Leonhardt, Prince Eugen-Marsch | Андреас Леонхардт, Марш принца Евгения

13-й драгунский полк: Принц Евгений Савойский [1663-1736] основал драгунский полк в 1682 году. Он носил имя своего шефа в 1683-1736 годах. В 1693 году принц Евгений был удостоен чина фельдмаршала за свою выдающуюся службу в войнах против Турции и за испанское наследство. В 1867 году, после нескольких переименований, полку был присвоен номер 13. Армейский капельмейстер Андреас Леонхардт, упоминавшийся ранее, написал «Марш принца Евгения», используя темы, происходящие вроде бы с 1717 года. Он часто исполняется в Германии, особенно на юге, и под названием "Pricipe Eugenio" является официальным маршем итальянских танкистов.


Anton Mahr, Windisch-Graetz-Marsch | Антон Мар, Марш Виндишгреца

14-й драгунский полк: 14-й драгунский полк был основан в 1725 году, и имел разные названия. Шефом полка с 1835 года был фельдмаршал князь Альберт Виндишгрец [1787-1862], проявивший себя во время революции 1848 года. Композитором «Марша Виндишгреца» 1867 года является не Густав Мар; ему в это время было только 9 лет, и он стал капельмейстером только в 1878 году, и, более того, он никогда не служил в кавалерии. Скорее всего, это его отец, капельмейстер 14-го драгунского полка Антон Мар [1830-1891], который после расформирования кавалерийских оркестров, служил в 75-м пехотном полку до самой смерти.


Johann Strauss, Sr., Radetzky-Marsch | Иоганн Штраус (отец), Марш Радецкого

5-й гусарский полк: «Марш Радецкого» Иоганна Штрауса (отца) [1804-1849] является возможно самым популярным в мире произведением этого вида (также как номер II, 145 в прусском Собрании армейских маршей). Впервые он был исполнен 31 августа 1848 года на Вассергласисе в Вене (а не в 1849, как указано в этом сборнике). В трио Штраус, который ещё при жизни получил известность своими вальсами, использовал уличную песню „Tinerl-Lied“ (по имени известной танцовщицы и волынщицы). Марш был назначен 5-му гусарскому полку, носившему на вечные времена имя фельдмаршала графа Йозефа Радецкого фон Радец [1776-1858], генерала, успешно действовавшего в революцию 1848 года (он, вообще-то, отличился на войне).


Theodor Kaschte, Schwarzenberg-Marsch | Теодор Каште, Марш Шварцерберга

2-й уланский полк: «Марш Шварцерберга», возможно 1814 года, чествует фельдмаршал-лейтенанта (к тому времени уже фельдмаршала) князя Карла Филиппа Шварценберга [1771-1820], шефа 2-го уланского полка. Он отличился как один из выдающихся полководцев и дипломатов эпохи наполеоновских войн и был главнокомандующим в Битве народов при Лейпциге (16-19 октября 1813 года). Композитор этого марша, которого Фриц Ратнер называет Теодором Каште, упоминается только в этом сборнике.


Artillerie-Marsch (Defiliermarsch) | Артиллерийский марш (строевой марш)

Артиллерия: Строевой марш Нижнеавстрийского 2-го полка полевой артиллерии в Вене включён в сборник «Исторические марши» как Артиллерийский марш. Фриц Ратнер предполагает, что Йозеф Добихалл [р. 1779], капельмейстер полка в 1810-1847 годах, является композитором этого марша. В 1830-х годах Добихалл часто появлялся в венских танцевальных залах наряду с Иоганном Штраусом (отцом) и Йозефом Ланнером. Объявления в газете «Винер Цайтунг» подтверждают создание маршей для «турецкой музыки». Интересно, что этот сборник не даёт правильное название - «Марш на мотивы оперы "Цыганка"» Майкла Уильяма Балфа [1808-1870]. Согласно приведённым в нём данным, марш должен был быть написан в 1840 году. Принц Вильгельм (впоследствии Вильгельм I) мог привезти его с собой из Вены в 1841 году. Он также находится в прусском Собрании армейских маршей как II, 136 (включён в 1846 году). Первые две даты некорректны, поскольку премьера самой успешной оперы под названием «Богемская девушка» Балфа состоялась 27 ноября 1843 года, после чего начала триумфальное шествие по многим сценам Европы.


Anton Rosenkranz, Tegetthoff-Marsch | Антон Розенкранц, Марш Тегетхофа

Военно-морской флот: Несколько маршей (Андреаса Леонхардта, Франца Моделака, Оскара Пичмана, Х. Пёльмана, Кристофа Штарка) были написаны в честь адмирала барона Вильгельма фон Тегетхофа [1827-1871], одержавшего победу в Лисском морском сражении (20 июля 1866 года) и бывшего выдающимся представителем императорского флота. Есть также и «Похоронный марш Тегетхофа» графа Эберхарда Вюртембергского. Имеющийся здесь «Марш Тегетхофа», назначенный флоту, принадлежит перу Антона Розенкранца [1827-1888], капельмейстера 39-го, 80-го и 76-го пехотных полков. Его «Марш 76-го полка» часто исполняется.


Andreas Leonhardt, Jung-Österreich-Marsch | Андреас Леонхардт, Марш Молодой Австрии

Военно-учебные заведения: Армейский капельмейстер Андреас Леонхардт, упоминавшийся ранее, является композитором «Марша молодой Австрии», написанного для церемонии открытия 31 августа 1862 года статуи императрицы Марии-Терезии в Императорской военной академии в Винер-Нойштадте, которая с 1894 года стала носить «на вечные времена» название Императорская Терезианская военная академия (Kaiserliche Theresianische Militärakademie). Марш был назначен военно-учебным заведениям.


Johann Heinrich Walch, Pariser-Einzugs-Marsch | Иоганн Генрих Вальх, Марш на вступление в Париж

«Марш на вступление в Париж», называвшийся изначально „Pariser Einmarsch“ (Вступление в Париж), напоминает о вступлении войск союзников под командованием князя Карла фон Шварценберга (см. выше) во французскую столицу в 1814 году, во время наполеоновских войн. Марш также находится в прусском Собрании армейских маршей под номером II, 38. Согласно Менделю и Райсману, композитор Иоганн Генрих Вальх [ок. 1775-1855] был камерным музыкантом герцога Саксен-Готского, а потом хормейстером и капельмейстером его капеллы.


Andreas Leonhardt, Retraite und Zapfenstreich | Андреас Леонхардт, Кавалерийская и пехотная вечерняя заря

27 сентября 1853 года (а не 1854 года как в сборнике) 1500 музыкантов из 13 пехотных, 13 егерских и 11 кавалерийских оркестров исполнили под руководством уже упоминавшегося армейского капельмейстера Андреаса Леонхардта монстр-концерт в Ольмюцком военном лагере. Присутствовали австрийский двор, русский царь Николай I и много других высокопоставленных лиц. В дополнение к композициям Россини (Коронационный марш из оперы «Пророк») и Иоганна Штрауса (сына) (Вальс на темы народных песен, op. 119) были исполнены «Марш для карусели» и «Кавалерийская и пехотная вечерняя заря» Андреаса Леонхардта.


Andreas Leonhardt, Elisabeth-Marsch | Андреас Леонхардт, Марш Елизаветы

«Марш Елизаветы» также принадлежит перу Андреаса Леонхардта. Он был написан для свадьбы 24 апреля 1854 года герцогини Елизаветы Баварской [1837-1898] и Франца-Йозефа I [1830-1916], императора Австрии с 1848 года.


Andreas Leonhardt, Erzherzog Carl Monument-Festmarsch | Андреас Леонхардт, Торжественный марш в честь монумента эрцгерцога Карла

Ещё одни марш армейского капельмейстера Андреаса Леонхардта называется «Торжественный марш в честь монумента эрцгерцога Карла». Он напоминает об открытии 22 мая 1860 года монумента эрцгерцога Карла на нынешней Хельден-плац в первом районе Вены (см. также выше «Марш эрцгерцога Карла» 3-го пехотного и 3-го уланского полков). Он должен был быть открыт в 50-ю годовщину победы эрцгерцога Карла Людвига в сражении при Асперне 1809 года, но открытие было отложено из-за боевых действий в Северной Италии.


Johann (Hans) Pavlis Sr., Trautenauer Marsch | Иоганн (Ганс) Павлис (ст.), Траутенауский марш

Траутенауский марш, также как и «Марш Траутенауского боя» 1-го пехотного полка (см. выше), напоминает о победе при Траутенау в 1866 году. Композитор, Иоганн (Ганс) Павлис (ст.) [1819-1880], был капельмейстером 3-го гусарского полка и начальником военно-музыкальной школы в Праге.


Alter Zapfenstreich der k. und k. Armee | Старинная вечерняя заря Императорской и королевской армии

Название „Zapfenstreich“ относится к военному сигналу, предназначенному для владельцев кабачков и маркитантам, о прекращении продажи спиртного посредством закрытия кранов, и для военных, которые должны были отправлять по своим квартирам. Многие капельмейстеры, включая Андреаса Леонхардта с его «Кавалерийской и пехотной вечерней зарёй», упомянутой выше, сочиняли обширные вечерние зори, включающие различные сигналы для горна и барабана, а также марши. «Старинная вечерняя заря Императорской и королевской армии» неизвестного автора включена в раздел «Прочие композиции» и относится, предположительно, к началу 18-го столетия, хотя тогда ещё не было Императорской и королевской армии.


Anton Tischler, Marlborough-Marsch | Антон Тишлер, Марш Мальборо

«Марш Мальборо» чествует Джона Черчилля, герцога Мальборо [1650-1722], одного из наиболее важных полководцев и государственных деятелей своего времени, и, кроме того, в кампании англичан в Войне за испанское наследство. О композиторе Антоне Тишлере смотри «Марш Соммакампаньи» 47-го пехотного полка, рассмотренный выше.


Johann Nepomuk Král, Hoch Habsburg! | Иоган Непомук Крал, Да здравствуют Габсбурги!

Марш «Да здравствуют Габсбурги!» является опусом 86 Иоганна Непомука Крала [1839-1896], капельмейстера 13-го, 20-го, 36-го, 38-го, 24-го и 23-го пехотных полков. Крал также написал хорошо известный «Марш Брукского лагеря». Указанное в «Исторических маршах» посвящение серебрянной свадьбе императора Франца-Иосифа I и императрицы Елизаветы (см. также выше «Марш Елизаветы» Андреаса Леонхардта), приходившейся на 24 апреля 1879 года, не соответствует действительности, и вызвано необходимостью что-то посвятить правящей чете. Редакция для фортепьяно этого марша была опубликована Венцелем в 1882 году. Она самоуверенно декларировала „1282 - Habsburg in Austria - 1882“ и «к празднованию 600-летия правления дома Габсбургов в Австрии». В декабре 1282 года на имперском рейхстаге в Аугсбурге (император Священной Римской империи) Рудольф I [1218-1291] наделил своих сыновей Альберта и Рудольфа Штирией и Австрией. Более того, на титульном листе указано, что Крал - капельмейстер 38-го пехотного полка, должность которую он занимал только с октября 1882 года.


Ferdinand Preis, O du mein Österreich | О, моя Австрия

«О, моя Австрия» является, возможно, одним из самых известных австрийских маршей. Его композитором является не „Е. Preis“, как указано в «Исторических маршах», а Фердинанд Прайс [1831-1864], бывший капельмейстером в 38-м пехотном полку. Хорошо известная мелодия в трио марша была песней „Das ist mein Österreich“ в романтическом сказании с песнями „s'Alraunl“ Франца Зуппе [1819-1895], премьера которого состоялась Театре-ан-дер-Вин 13 ноября 1849 года. Оригинальный размер мелодии в 3/4 был изменён на маршевый Фердинандом Прайсом в 1852 году.


Ludwig Schlögel, Turovo-Marsch | Людвиг Шлёгель, Марш Турово

Людвиг Шлёгель, упомянутый ранее, написал «Марш Турово» в 1882 году в память о подавлении восстания в Турово, в Боснии и Южной Далмации, 9 февраля 1882 года.


Karl Komzák Jr., Kaiser-Marsch | Карл Комзак (мл.), Марщ императора

Joseph Laßletzbergeg, Für Österreichs Ehr' | Йозеф Ласлецбергер, За честь Австрии

Louis Ganne, Lothringer-Marsch (Marche Lorraine) | Луи Ганн, Лотарингский марш

Для полноты картины упомянем о трёх маршах, отсутствующих в сборнике, но включённых в „Militärschematismus“. «Марш императора», опус 260 Карла Комзака (мл.) и «За честь Австрии» Йозефа Ласлецбергера [1862-1939], капельмейстера 100-го и 41-го пехотных полков. Оба марша были написаны к золотому юбилею правления императора Франца-Иосифа I в 1898 году; «Марш императора» занял первое место на конкурсе маршей, «За честь Австрии» занял второе место. Оба марша появились в „schematismus“ с 1899 года среди «прочих композиций». В 1909 году «Лотарингский марш» Луи Ганна [1862-1923] был назначен 7-му драгунскому полку в память о фельдмаршале герцоге Карле V Лотарингском [1643-1690].


Последний раз редактировалось: retiredmajor (Пн Апр 08, 2019 3:54 pm), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 4100
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Пн Апр 08, 2019 11:23 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Методика комплектования этого издания «Исторических маршей» едва ли быть может понята сегодня. В дополнение к нескольким документам издателей и капельмейстеров, есть ещё два письма Томаша Седлачека, жителя Праги, от 16 апреля 1894 года и 23 октября 1895 года, в которых он просит принять „Festival Hymn“ (Торжественный гимн), сочинённый им по случаю 40-летнего юбилея правления Франца-Иосифа I. Также есть ноты „Honved-Marsch“ (Марша гонведа) капельмейстера Венцеля Людвига [1837-1915], предназначенного для 38-го пехотного полка, который не был включён, несмотря на своё хорошее музыкальное качество.

Попытки добавить марши для полков, не включённые в сборник, а также заменить отдельные произведения другими, повторялись снова и снова. Интересно в этом отношении требование 32-го пехотного полка заменить «Марш Марии-Терезии», поскольку «существующий полковой марш не подходит для прохождения парадным строем, что случайно заметило его Императорское и Королевское апостольское величество на параде в Будапеште». Полк предлагал взамен "Zrinyi-Marsch" (Марш Зриньи) капельмейстера Иоганна Романа в редакции дирижёра Оттокара Пржибика [1867-1917] и прилагал копию нот. Ответ Военного министерства был отрицательным: «До тех пор, пока не выйдет второе издание этого сборника (в котором сейчас нет никакой необходимости), никаких изменений делаться не будет». Более того, было отмечено, что некоторые хорошие строевые марши не подходят для официального сборника из-за отсутствия обоснования. В дополнение было отмечено, что некоторые полки вообще не прислали марши для оценки. Вопрос о композиторах и авторских правах при подготовке «Исторических маршей» вообще не прорабатывался.

При написании комментариев к сборнику маршей с позиций сегодняшнего дня может появиться недоумение. Весьма курьёзным является то, что прекрасные, хорошо скомпонованные марши, пользовавшиеся успехом, согласно источникам того времени, и хорошо вписывавшиеся в контекст, не были приняты, например, такой как „Unter dem Doppeladler“ (Под двуглавым орлом), опус 159 капельмейстера Йозефа Франца Вагнера [1856-1908]. Впервые исполненный 30 ноября 1891 года, он был чрезвычайно популярен и был продан в сотнях тысячей экземпляров!

Сборник «Исторические марши» в первую очередь преследовал цель сохранения подходящей музыки, связанной с полковыми традициями и напоминающей о славных победах и успешных военачальниках; они могли стать составной частью устной истории Императорской и королевской армии. Вполне возможно, что Военное министерство хотело получить что-то вроде руководящего документа в связи с золотым юбилеем правления императора Франца-Иосифа I в 1898 году. Последующее дополнение двумя посвящёнными этому событию маршами Комзака и Ласлецбергера свидетельствует в пользу этой гипотезы.

До появления этого сборника в Австро-Венгерской империи, в отличии от Пруссии, не было официального собрания армейских маршей, и марши официально не назначались отдельным воинским частям. «Исторические марши и прочие композиции для Императорской и королевской армии» неоценимы для сохранения музыкальных традиций, которые иначе могли бы быть потеряны навсегда. По общему признанию, никто не может упустить тот факт, что ни до, ни после появления этого сборника официально назначенных маршей, многие неофициальные композиции часто исполнялись, превосходя по популярности официальные марши; более того, полковые оркестры не были обязаны исполнять эти марши. Тем не менее, «Исторические марши», переиздаваемые здесь в первый раз в новой серии факсимиле, являются ценным источником истории военной музыки Австро-Венгерской империи.


Фридрих Анценбергер
(с перевода на английский Рауля Камю)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
PetersGriFF
Site Admin

   

Зарегистрирован: 23.04.2009
Сообщения: 2811
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Вт Апр 09, 2019 4:05 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Большое спасибо за перевод. Очень жаль, что я её так поздно получил, здесь есть ценная информация.

Да, статью предоставил сам Ф.Анценбергер, за что ему огромное спасибо.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Военная музыка -> История немецкой и австрийской военной музыки Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах



Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS