Список форумов Военная музыка

Военная музыка

Форум любителей военной музыки
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

НАШ БАННЕР Partita.Ru — ноты для духового оркестра НАШ БАННЕР Partita.Ru — ноты для духового оркестра
Петров Иван Васильевич
На страницу Пред.  1, 2, 3
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Военная музыка -> Дирижеры и их оркестры
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
PetersGriFF
Site Admin

   

Зарегистрирован: 23.04.2009
Сообщения: 3045
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Ср Апр 15, 2020 2:23 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

retiredmajor писал(а):
Марши Валерия Петрова указаны в его теме. Не надо засорять форум.


Почему "засорять"? Почему один Петров тут, а второй, чьи сочинения даже менее известны, в разделе "Композиторы"?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 4482
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Ср Апр 15, 2020 4:46 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Потому что так повелел великий Один и воплотил в жизнь его приверженец Auceps.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 4482
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Пн Июл 27, 2020 3:26 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Из воспоминаний военного дирижера И. В. Петрова. О Мясковском, его 18 и 19 симфониях.


"Наставник и друг"


...Это было еще в 1932 году. Я работал тогда в гор. Воронеже дирижером духового оркестра и инструментовал для него скерцо 5-й симфонии Мясковского, которое мы исполняли. Любя музыку этого композитора, я, разумеется, не мог тогда и мечтать о том, что он станет для меня таким близким и дорогим человеком.

Следующая моя творческая встреча с Мясковским произошла уже в Москве в 1938 году. Услышав его 18-ю симфонию, я решил переложить ее целиком на духовой оркестр; партитуру достала мне у автора профессор консерватории А. А. Алявдина, так как сам я не был еще знаком лично с Николаем Яковлевичем.

Сделав инструментовку 18-й симфонии и разучив ее с военным оркестром, я явился в консерваторию в класс, где занимался Николай Яковлевич со своими учениками.

Увидев меня, Николай Яковлевич вышел навстречу, я представился и попросил его прийти к нам в войсковую часть на концерт военно-духового оркестра, где будет исполняться его 18-я симфония. Николай Яковлевич заявил, что считает эту затею напрасной и что на этот концерт прийти не сможет. До сих пор я удивляюсь, как это у меня тогда получилось, но я как-то с обидой и видимой резкостью заявил, что бойцы и командиры будут огорчены, когда узнают, что композитор Мясковский не может прийти к ним в гости. Николай Яковлевич, подумав немного, спросил адрес и время начала концерта и сказал, что будет вовремя.

Как волновались оркестранты и дирижер, когда увидели среди бойцов и командиров известного композитора Н. Я. Мясковского.

И вот 18-я симфония отзвучала. Несмолкаемые аплодисменты, овация солдатской аудитории имели — это чувствовали все находившиеся в зале — какой-то особый смысл. Растроганный композитор остался очень доволен нашим исполнением. Когда вскоре после этого я пришел на концерт в Большой зал консерватории, Николай Яковлевич, окруженный своими учениками в фойе, заметил меня, пригласил к себе и сказал: «а я вот рассказываю им об исполнении 18-й симфонии Вашим оркестром», и, продолжая в моем присутствии говорить самые хорошие, лестные слова в наш адрес, по ходу разговора стал спрашивать у меня фамилии отдельных исполнителей.

— А ведь Ваш трубач (я ему подсказал фамилию Черепахин) в финале произвел лучшее впечатление, чем Полонский в симфоническом. Какая легкость, чистота, музыкальность. Эта короткая беседа в фойе закончилась тем, что Николай Яковлевич попросил меня непременно зайти к нему домой с партитурой 18-й симфонии, сделанной для духового оркестра. Так началось мое личное знакомство с Н. Я.

Я не буду описывать дружественной атмосферы дома Мясковских, его исключительного гостеприимства, сразу располагавшего к непринужденной, свободной беседе. Как правило, каждое посещение оканчивалось обязательно тем, что через дверь кабинета Валентина Яковлевна, сестра Николая Яковлевича, мягким, приятным голосом, причем всегда на несколько повышенной ноте и несколько нараспев, провозглашала: «чай пить».

За чаем, конечно, большей частью продолжались беседы о музыке, о композиторах прошлого и настоящего. Ведь мне многое хотелось узнать тменно от Николая Яковлевича, выдающегося композитора и общепризнанного музыкального авторитета, и я должен сказать, что Николай Яковлевич шел навстречу этим желаниям и, по существу, занимался со мной расширением моих познаний в области музыки.

Материалом служили как произведения, так и стиль их исполнения. Познакомившись с Мясковским, я стал посещать симфонические концерты более систематически. Николай Яковлевич обычно даже снабжал меня билетами в концерт.

Очень часто мы слушали симфонические концерты вместе. Николай Яковлевич как-то по-особому сосредотачивался, вслушивался в музыку всем своим существом. Достаточно было ему один раз услышать новое произведение, хотя бы то была большая, сложная симфония, он мог сразу высказать о нем свое мнение, не впечатление, а именно мнение, отметить в произведении и его исполнении сначала главное, а затем в деталях дать полный разбор того и другого. Нередко он и сам спрашивал мое мнение о новом произведении или об исполнителе-дирижере и бывал очень доволен, когда оно совпадало с его собственным, в противном случае своего мнения не навязывал, и беседа наша носила характер своеобразной дискуссии, иногда с возвратом к ней и на другой день...

Разбирая сделанную мною духовую партитуру 18-й симфонии, Николай Яковлевич очень подробно расспрашивал меня об инструментах и приемах инструментовки и тут же вспоминал свои впечатления от звучания отдельных мест в военном оркестре. Он говорил, что «никак не ожидал, что военный оркестр может так убедительно, инструментально красочно и музыкально исполнять даже симфонии, что казалось не в его природе».

У меня тут же возникла мысль и я ее высказал, что как бы переложение ни было хорошо сделано, но, конечно, было бы лучше написать симфонию с учетом именно самой природы духового оркестра, и начал просить Николая Яковлевича написать такую симфонию. Николай Яковлевич ответил, что подумает и просил меня прийти через 3—4 дня.

Когда я пришел, я был встречен приветливо улыбавшимся Николаем Яковлевичем в прихожей (он не давал никогда самому снимать шинель или плащ, обязательно помогал) и не успели мы войти в кабинет, как он не без некоторого лукавства сказал: «так вот, маэстро, Вам придется помогать мне в инструментовке, я уже начал писать для Вас симфонию и сейчас покажу Вам эскиз первой части». Нужно ли говорить, как я был обрадован и взволнован.

Николай Яковлевич сел за инструмент. Мне сразу же понравилось по-русски могучее вступление, и я вставил одобрительное восклицание. Николай Яковлевич остановился и сказал: «Вы, оказывается, музыкант увлекающийся». Сказано это было таким тоном, по которому я понял, что Николай Яковлевич ждет от меня не похвал, а деловых замечаний.

С этого дня каждый вечер мы встречались, и я удивлялся, как много музыки мог сочинить Николай Яковлевич за одни сутки. При этом, если какой-нибудь эпизод вызывал у меня сомнения, к следующему моему приходу был уже готов другой вариант его. Чувствуя себя неловко, я говорил Николаю Яковлевичу, что ведь я мог ошибиться, на что он неизменно отвечал: «работаю на заказчика, считаюсь с Вашим мнением».

Случилось так, что я несколько вечеров не приходил из-за болезни, предупредив, конечно, об этом Николая Яковлевича. И вот, когда я снова пришел, Николай Яковлевич показал мне готовую третью часть; как и вторая, она произвела на меня сильное впечатление; я сказал, что музыка очень хорошая, но, как мне кажется, несколько мрачновата.

— «Будем считать, что она задумчива, хотя в ней есть и то, о чем Вы сказали. Но в этом виновата Ваша болезнь. А теперь Вы выздоровели, значит будет веселенький финал», — уже с задором ответил Николай Яковлевич.

При оркестровке симфонии Мясковский внимательно штудировал учебник инструментовки Иванова-Радкевича, тем не менее у него часто возникали вопросы и ко мне. И не только по части инструментовки. Помню, как безжалостно зачеркивал он отдельные места уже в готовой партитуре, внося в нее поправки и сокращения, если, допустим, я считал какой-нибудь эпизод затянутым.

Но вот партитура была наконец окончена, мы быстро переписали голоса и приступили к разучиванию в оркестре. Посещая репетиции, Николай Яковлевич продолжал вносить в партитуру все новые и новые (правда незначительные) усовершенствования.

Исполнение 19-й симфонии, посвященной 21-й годовщине Советской Армии, состоялось в клубе той же кавчасти* 18 февраля 1939 г. Это был большой праздник военной музыки. Кроме военных, присутствовали композиторы, музыковеды. Симфония имела большой успех, бойцы и командиры благодарили автора.

За три дня до этого она была сыграна по радио и несколько позже (22 февраля) в Большом зале Московской консерватории.

Пример Мясковского, его 19-я симфония имели огромное значение для военной музыки. Композиторы, сочинявшие музыку для военных оркестров, обратились к этой крупной форме. Одна за другой появились 8 симфоний, специально написанных для духового оркестра. Теперь слово за учениками Николая Яковлевича, которые, хочется думать, последуют примеру своего учителя.

19-я симфония дважды издана, она вошла в репертуар всех военных оркестров. Головной оркестр Вооруженных Сил — оркестр Министерства Обороны ежегодно включает ее в свои программы и с успехом исполняет в концертах.

Николай Яковлевич был другом оркестра Особой кавбригады, посещал репетиции, слушал, как мы играем и классическую музыку и произведения советских авторов. Помню, как он одобрительно отзывался об Увертюре на народные темы Н. Иванова-Радкевича.


* Под кавчастью подразумевается Особый кавалерийский полк при Наркоме обороны, куда получил назначение Петров после выпуска из консерватории, и который в ноябре 1939 года был развёрнут в Особую кавалерийскую бригаду.



Из воспоминаний сестёр Н. Я. Мясковского:

В театры и кино он тоже ходить не любил. Лишь И. В. Петрову, которого брат шутя называл своим «просветителем», удавалось изредка вытащить его в кино или театр, а однажды даже в оперетту.


Источник: https://vk.com/wall-94982520?own=1&offset=20
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Военная музыка -> Дирижеры и их оркестры Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2, 3
Страница 3 из 3

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах



Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS