Список форумов Военная музыка

Военная музыка

Форум любителей военной музыки
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

НАШ БАННЕР Partita.Ru — ноты для духового оркестра НАШ БАННЕР Partita.Ru — ноты для духового оркестра
Русские полководцы о военной музыке
На страницу 1, 2  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Военная музыка -> История русской военной музыки
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 4100
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Чт Дек 03, 2009 8:18 am    Заголовок сообщения: Русские полководцы о военной музыке Ответить с цитатой

Из книги В.И. Немировича-Данченко «Скобелев»:

«В семь часов в траншее, после утомительной ночи, солдаты приуныли. Во всем усталость и томление… Сыро, холодно. Пахнет кровью…
- Вот я их подбодрю! - говорит Скобелев.
И через час является оркестр Владимирского пехотного полка. Музыка в окопах, в ста шагах от неприятеля! Но если бы вы видели, как ободряюще по­действовало это на утомленных солдат.
- Мы забыли войну, - говорит Скобелев. - Наши отцы были лучшими боевыми психологами и понимали влияние музыки на солдата. Она поднимает дух войск. Наполеон - бог войны – хорошо сознавал это и водил атаки под громкие звуки марша…»
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 4100
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Чт Дек 03, 2009 11:04 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Один генерал как-то заметил, что надлежало бы уменьшить число музыкантов и умножить ими ряды.
"Нет, - отвечал Суворов, - музыка нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая. Она веселит сердце воина, равняет шаг, с ней мы танцуем и на самом сражении. Старик с большею бодростью бросается на смерть. Молокосос, стирая со рта молоко маменьки, бежит за ним. Музыка удваивает, утраивает армию. С крестом в руке священника, с распущенными знаменами и с громогласной музыкой взял я Измаил!"
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
CroMagnon
Участник

   

Зарегистрирован: 28.12.2009
Сообщения: 24
Откуда: Казань

СообщениеДобавлено: Пн Дек 28, 2009 7:48 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Вопросы к знатокам:

Мне попадалось сообщение, что князь Потемкин учредил полк из одних барабанщиков, и что они успешно ходили в "психические атаки" на турок, обращая их в бегство одним только звуком. Кто нибудь имеет более подробную информацию?

Кроме того, в 18 веке у нас были известны военные оркестры "турецкой музыки". Что они играли?

Кто-то из русских генералов выразился: "Друзья мои! Любите барабан и не стыдитесь, если его звуки исторгнут из груди вашей слезы!"
Но кто конкретно, я не знаю.

И один вопрос немного не в тему:
Почему ни в советское время не игрался ни сейчас не играют превосходный марш, иногда называемый "Двуглавый орел", известный также у немцев, как "Der Petersburger" ( AM II, 112 (AM II, 113) 1837 von Kronprinz Wilhelm aus St. Petersburg mitgebracht )?
На Рутубе выяснил, что этот марш написан дирижером оркестра Лейб-Гвардии 3-го стрелкового Финского батальона Эриком Эриксоном летом 1836 года.
Название можно было сменить. Или может быть потому, что его присвоили "белофинны" под названием Suomi-marssi?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Auceps
Site Admin

   

Зарегистрирован: 01.05.2009
Сообщения: 1556

СообщениеДобавлено: Пн Дек 28, 2009 10:26 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Marsch aus Petersburg (AM II, 113) сочинён в 1837 году. Сейчас его играют. В Питере точно. А Адмиралтейский оркестр записал его ещё в 1998 году. Улыбка Улыбка Улыбка Подмигивает

"Турецкая музыка" - если мне не изменяет память, это оркестр с использованием бунчука (или того, что в Германии называют Schellenbaum), ксилофонов, большого барабана, треугольника. Эти оркестры были по всей Европе (только там их часто называли "янычарской" музыкой) в конце XVIII - начале XIX века. Вроде бы так. Улыбка Улыбка
_________________
Die Piefke's kommen
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
CroMagnon
Участник

   

Зарегистрирован: 28.12.2009
Сообщения: 24
Откуда: Казань

СообщениеДобавлено: Вт Дек 29, 2009 2:56 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ну, может быть, марш сочинен в 36 году, а зарегистрирован в реестре AM II в 1837 г.
Из какого источника сведения на Рутьюбе
http://rutube.ru/tracks/685807.html,
я, конечно, не знаю.

Мне было бы жаль, если Пушкин его так и не услышал!

Я этот марш в свое время услышал в случайной компании в превосходном исполнении на гитаре. Несколько лет безрезультатно искал его по библиотекам. Но затем нашел в куче старых нот у своего тестя. Немецкий сборник, переложения для фоно.
Сейчас у меня есть последнее издание этих переложений, в двух выпусках. Но жаль, что ни в старом, ни в новом нет Баденвайлера.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 4100
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Вт Дек 29, 2009 9:33 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
Мне попадалось сообщение, что князь Потемкин учредил полк из одних барабанщиков, и что они успешно ходили в "психические атаки" на турок, обращая их в бегство одним только звуком.


Ну, если под "учреждением" понимать сбор почти всех барабанщиков из подчинённых Потёмкину в то время полков и гарнизонов в некую барабанную команду, то такое вполне могло иметь место. (Конечно, официально, в виде некоего штата, её никто оформлять не собирался, скорее всего применялось откомандирование на некоторое время, характерное для русской армии на всём протяжении её истории). В атаку они, скорее всего, шли впереди пехоты, но никак не одни. Известно, что краткие, рубленные ритмичные звуки раздражают и пугают восточного человека, чуть ли не генетически предрасположенного к протяжным мелодиям, сильнее, чем европейца. Если добавить к этому мерное и неуклонное движение войск, то эффекта "психической атаки" можно достичь достаточно быстро. Затем два-три панических возгласа в стане противника и "он бежит, ура-ура..." Здесь следовало бы отметить, что турки в первой половине XIX века принимали немалые усилия, чтобы приучить свои войска к военной музыке "европейского образца", вплоть до заведения европейских военных оркестров и специальных музыкальных школ, и в, общем-то, своего добились. Ни в Крымскую войну, ни в Русско-турецкую 1877-1878 такие "психические атаки" уже не проходили.

Что касается "турецко-янычарской" музыки, то хотелось бы добавить, что шло заимствование не только инструментов, но, иногда, и экзотической восточной одежды. Так, Павел I установил форму для флейтистов лейб-гвардии Преображенского полка в виде турецкого костюма красного цвета с небольшой белой чалмой. Такого "флейтиста" можно было видеть на фестивале духовых оркестров в Санкт-Петербурге, во время шествия оркестров по Невскому (см. ссылки на видео от PeterGriFFa).
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
CroMagnon
Участник

   

Зарегистрирован: 28.12.2009
Сообщения: 24
Откуда: Казань

СообщениеДобавлено: Вт Дек 29, 2009 10:25 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

"рубленные ритмичные звуки раздражают и пугают восточного человека. чуть ли не генетически предрасположенного к протяжным мелодиям, сильнее, чем европейца. Если добавить к этому мерное и неуклонное движение войск, то эффекта "психической атаки" можно достичь достаточно быстро..."

Возможно, Вы правы.
Читал биографию Вамбери, европейца, который в начале 19 века первый проник в Бухару, инкогнито, под видом араба (благо, что еврей). Там тогда полагалось всех неверных сразу истреблять (не знаю уж, как сейчас).
Так он чуть не погорел, когда начал отбивать ногой такт какой-то мелодии. Ему повезло, что тот, кто его засёк, случайно погиб раньше.

Один знакомый участвовал в 1989 году в усмирении беспорядков в Баку и Сумгаите. У них был взвод, типа спецназа. Навстречу вышла большая толпа разъяренных погромщиков.
Всё, что наши делали - отбивали резкий такт коваными ботинками, по каменной мостовой, постепенно ускоряя его, переходя в бег, но почти на месте. Через несколько минут толпа в панике разбежалась.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Auceps
Site Admin

   

Зарегистрирован: 01.05.2009
Сообщения: 1556

СообщениеДобавлено: Вт Дек 29, 2009 5:14 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Может и в 1836 году, возможно, Вы правы.

А вот это уже интересно. Если они бояться рубленных ритмичных звуков, то почему же тогда "турецкая музыка" пришла как раз с Востока? Или турки, дескать, не арабы и поэтому на них это не действует? Улыбка Улыбка Смеется
В России вроде бы тоже сочиняли произведения с использованием "турецкой" музыки. К примеру, её использует Дёрфельдт в своём Marsch á la Turque (Armeemarsch I, 23).

Что касается сборника, то скорее всего, либо он был издан до 1914 года (Баденвайлер как раз в начале войны сочинили), либо это сборник Бундесвера (где этот марш не играют по политическим мотивам), либо же что-то ещё.... Confused Confused Улыбка

В Европе тоже любили наряжать в XVIIIв. часть оркестра или нескольких человек в "мавров"-негров. Даже лица перекрашивали в чёрный цвет, чтобы были похожи. Просто экзотику любили. Достаточно вспомнить картины, к примеру, российских императоров с т.н. "арапчонками". Улыбка
_________________
Die Piefke's kommen
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 4100
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Ср Дек 30, 2009 5:55 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Отрывок из повести Николая Тихонова "Вамбери":

Сын афганского эмира Якуб-хан сидел в своем дворце и смотрел на площадь, где происходил парад. Прямо перед его окном играли музыканты.* Толпа дервишей стояла в своих лохмотьях поодаль. Между ними был человек с диким и упрямым лицом. Он отбивал такт ногой.
- Это европеец, - сказал Якуб-хан,- никто в Азии не делает так, слушая музыку. - И он позвал его к себе.
И он говорил с ним долго о разных святых местах, о науке дервишей, об Афганистане - что это улей, где есть пчелы, но нет меда,- потом дотронулся рукой до плеча Вамбери и сказал, понизив голос:
- Ты ученый, хаджи. Ты много ученей всех хаджи, кого я видел. Ты френги (европеец, видимо от слова франк).
Вамбери понял, что этот человек видит его насквозь. Делать было нечего. Он сказал:
-Нет.
Якуб-хан откинулся назад и задумался.
- Нет?... пусть будет так. Я не хочу тебя губить. Иди с миром. Я ошибся.
Вамбери не помнил, как он вышел из дворца, как он ушел из Герата.

*Говорят, что Якуб-хан (и некоторые другие восточные правители) делал это специально, чтобы таким образом выявлять европейских лазутчиков.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 4100
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Ср Дек 30, 2009 7:07 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
Если они бояться рубленных ритмичных звуков, то почему же тогда "турецкая музыка" пришла как раз с Востока?


Видимо потому, что в "турецкой музыке" ритм стоит на втором, если не на третьем, плане, а на первом месте - мелодия. Это явственно ощущается, когда слушаешь турецкие марши, хотя бы те, которые были представлены на форуме в соответствующей теме. Или в той же музыке "a la Turque", одним из представителей которой является всем известный "Турецкий марш" Моцарта. Чёткое проявление ритма в нём присутствует только во второй части, очевидно для того, чтобы слушатели не забыли, что это всё-таки марш.

(Кажется, пора открывать новую тему и помочь PeterGriFF'у написать дипломную работу Улыбка )
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Auceps
Site Admin

   

Зарегистрирован: 01.05.2009
Сообщения: 1556

СообщениеДобавлено: Ср Дек 30, 2009 4:43 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Вы знаете, когда я слушал Дёрфельдский марш.... Может всё дело в исполнителе, но там ритм был, так сказать, "наравне" с мелодией ....

retiredmajor писал(а):
Кажется, пора открывать новую тему и помочь PeterGriFF'у написать дипломную работу

Хех, поддерживаю. Улыбка
_________________
Die Piefke's kommen
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
MobLeo
Site Admin

   

Зарегистрирован: 23.04.2009
Сообщения: 905
Откуда: Moscow

СообщениеДобавлено: Ср Дек 30, 2009 5:49 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Хм... но барабаны то в европейские военные (а потом и в другие) оркестры пршли из Турции в 17 веке... типа
_________________
Cheers
\MobLeo
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение MSN Messenger
Auceps
Site Admin

   

Зарегистрирован: 01.05.2009
Сообщения: 1556

СообщениеДобавлено: Ср Дек 30, 2009 8:37 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Вот и я об этом же. Улыбка Улыбка
_________________
Die Piefke's kommen
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
PetersGriFF
Site Admin

   

Зарегистрирован: 23.04.2009
Сообщения: 2811
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Чт Дек 31, 2009 1:36 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

CroMagnon писал(а):
Вопросы к знатокам:
Кроме того, в 18 веке у нас были известны военные оркестры "турецкой музыки". Что они играли?


Про них рассказали точно. На рубеже XVIII- XIX в принципе складывается типичные до сих пор составы симфонических оркестров. Большой барабан и сейчас, не редко, называют "турецким". Турецкая музыка это бунчуки, треугольники, тарелки и большой барабан. Именно турецкая музыка, т.е.оркестр, в середине XVIII века скорее всего был из этих озвученных ударных инструментов, выполнявших роль аккомпанемента, мелодическую же линию составляли зурны и натуральные трубы.
В наши дни в Турции создали такой, что ли - аутентичный, оркестр -
http://en.wikipedia.org/wiki/Ottoman_military_band
Там все четко написано. В ютубе есть записи.
Вопрос в другом. Интересно, не от них ли пошел типичный маршевый аккомпанемент? Смеется Бас - секунда, любимая многими валторнистами - ум - па - ум -па Я слушал в 2005 г. этот оркестр в СПб и наткнулся на такую мысль. У них это сделано так - с одной стороны бэбэ(боль.барабана) на первую долю колотушка, на восьмую с другой стороны бэбэ тонкой тростью идет ответ - получается типичный сохранившийся и поныне аккомпанемент. Надо бы поговорить с музыковедами и посмотреть какой аккомпанемент был в маршевой музыке в середине XVIII века...



CroMagnon писал(а):

Почему ни в советское время не игрался ни сейчас не играют превосходный марш, иногда называемый "Двуглавый орел", известный также у немцев, как "Der Petersburger" ( AM II, 112 (AM II, 113) 1837 von Kronprinz Wilhelm aus St. Petersburg mitgebracht )?
На Рутубе выяснил, что этот марш написан дирижером оркестра Лейб-Гвардии 3-го стрелкового Финского батальона Эриком Эриксоном летом 1836 года.
Название можно было сменить. Или может быть потому, что его присвоили "белофинны" под названием Suomi-marssi?



Вы что то путаете. Улыбка
Марш "Под двуглавым орлом", "Двуглавый орел" или просто "Орел" написанный Йзефом Вагнером, в оригинале "Unter dem Doppeladler" и марш "Marsch aus Petersburg (1837, AM II, 113)" он же "Марш из Петербурга" или "Петербургский марш".
Оба этих марша играются и сейчас, в Питере уж точно. Оба марша были записаны и в советское время ПОПО СССР.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Auceps
Site Admin

   

Зарегистрирован: 01.05.2009
Сообщения: 1556

СообщениеДобавлено: Чт Дек 31, 2009 1:43 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

А когда это AM II, 113 был исполнен ПОПО? Shocked Shocked Surprised
_________________
Die Piefke's kommen
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Военная музыка -> История русской военной музыки Часовой пояс: GMT + 3
На страницу 1, 2  След.
Страница 1 из 2

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах



Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS