Список форумов Военная музыка

Военная музыка

Форум любителей военной музыки
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

НАШ БАННЕР Partita.Ru — ноты для духового оркестра НАШ БАННЕР Partita.Ru — ноты для духового оркестра
Служебно-строевой репертуар
На страницу 1, 2, 3, 4  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Военная музыка -> История советской военной музыки
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
PetersGriFF
Site Admin

   

Зарегистрирован: 23.04.2009
Сообщения: 3280
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Пт Апр 24, 2009 2:03 am    Заголовок сообщения: С.А.Чернецкий. Служебно-строевой репертуар Ответить с цитатой

Сам сборник "Служебно-строевой репертуар для оркестров Красной Армии" 1945 года. Инте



Порядок исполнения и методика разучивания.
Военное издательство Министерства вооруженных сил СССР


Лауреат Сталинской премии, заслуженный деятель искусств
профессор генерал-майор С. ЧЕРНЕЦКИЙ

СЛУЖЕБНО-СТРОЕВОЙ
РЕПЕРТУАР ОРКЕСТРОВ
СОВЕТСКОЙ АРМИИ
ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ
И МЕТОДИКА РАЗУЧИВАНИЯ



Военное Издательство Министерства Вооруженных Сил Союза ССР
19 4 8

ВВЕДЕНИЕ
Возросшая культура как оркестров, так и многочисленных слушателей ставит перед военными дирижерами задачу овладения в совершенстве делом руководства оркестрами и повышения требовательности качеству музыкального обслуживания войсковых частей. В первую очередь это относится к отработке служебно-строевого репертуара оркестров, с которым военному дирижеру приходится иметь дело повседневно в строю, в походе, на смотрах и на параде. Однако художественное и четкое исполнение строевого марша возможно только при условии упорной работы военного дирижера с оркестром по разучиванию служебно-строевого репертуара и при твердом знании, какой вид марша в каких условиях следует применять, и особенно при умении методически правильно поставить разучивание марша. Во многих случаях военные дирижеры не придают должного значения разучиванию и исполнению строевых маршей, а некоторые не имеют достаточного опыта и знаний, что отражается на художественном исполнении и, главное, на строевых качествах марша.
Данное пособие, являющееся обработанным сокращенным материалом лекций, читанных автором в течение двадцати пяти лет на многих курсах военных капельмейстеров, на Военном факультете Московской Государственной Консерватории и в Высшем училище военных дирижеров, ставит своей задачей помочь дирижерам в их работе с оркестром над служебно-строевым репертуаром.

РОЛЬ И ЗАДАЧИ ВОЕННЫХ ОРКЕСТРОВ В СОВЕТСКОЙ АРМИИ
Военные оркестры Советской Армии имеют своим назначением содействовать:
а)боевой подготовке частей;
б)культурно-просветительной работе в частях;
в)развитию музыкальной самодеятельности среди военнослужащих и членов их семей.
Содействие военного оркестра боевой подготовке части заключается исполнении им служебно-строевого репертуара при обслуживании учебных и строевых нужд части: на парадах и смотрах, на маневрах, учениях, в походах, при разводе караулов и церемониале «Торжественной зари», при отдании воинских почестей начальникам, знаменам, при погребении военнослужащих и в других случаях, предусмотренных уставами Советской Армии.
Содействие военного оркестра культурно-просветительным и массово-политическим мероприятиям части заключается в организации концертов из лучших произведений советской, русской и западной музыки; в обслуживании политических мероприятий: митингов, конференций, торжественных собраний и заседаний, вечеров самодеятельности части.
Содействие военного оркестра развитию музыкальной самодеятельности среди военнослужащих и членов их семей заключается в помощи по разучиванию массовых песен, в совместном исполнении этих песен с хором, в помощи и руководстве другими видами музыкально-самодеятельной работы в части.
О СЛУЖЕБНО-СТРОЕВОМ РЕПЕРТУАРЕ
Исполнение служебно-строевого репертуара является одним из главных элементов работы военных оркестров в войсковых частях.
Служебно-строевой репертуар оркестров Советской Армии слагается из следующих музыкальных произведений:
1) гимны: Государственный гимн Советского Союза, государственные гимны союзных республик, Гимн партии («Интернационал»);
2) встречные марши: при отдании чести согласно Уставу внутренней службы Вооруженных Сил;
3) музыка для развода караулов и «Торжественной зари»;
4) марши: торжественные, колонные, фанфарные (походные марши);
5) кавалерийская музыка для полевой и манежной езды (аллюры, рысь, галоп, карьер) и для похода (танцы, песни);
6) сигналы: строевые, боевые и регламентирующие быт части;
7) прочая музыка: траурные марши, музыка для гимнастики и т.д.
Необходимо строго различать специфические особенности и предназначение того или иного вида служебно-строевой музыки, так как каждый из них имеет свои формы применения в тех или иных условиях воинского быта, имеет свои характерные особенности и трудности исполнения, а отсюда – свои методические приемы их освоения.
ГИМНЫ
Гимны являются формой официально-торжественного выражений государственной или партийной значимости события. Поэтому исполнение гимнов должно иметь место лишь в исключительных случаях, при мероприятиях особо торжественных и важных, общегосударственного и воинского значения. Нужно решительно осудить практику излишне частого исполнения гимна по каждому случаю и поводу при массово-политических мероприятиях обыденного значения, при окончании речей докладчиков и т. д. Частое исполнение гимна принижает его значимость, превращает его в повседневность, обыденность, а не в выдающееся, празднично-торжественное событие.
Во всех случаях игры духовыми оркестрами Государственного гимна Советского Союза, в сопровождении хорового пения, он исполняется полностью (три куплета). При игре оркестрами гимна, без сопровождения хорового пения, — он исполняется один раз, с переходом на вольту «для окончания».
Государственный гимн Советского Союза исполняется в нижеследующих случаях:
На войсковых парадах – после окончания речи (приветствия) принимающего парад.
При артиллерийском салюте, продолжительность салюта должна быть согласована с исполнением гимна таким образом, чтобы последний залп совпадал с окончанием гимна.
При отдании чести войсками, находящимися в строю, на месте: Председателю Президиума Верховного Совета Союза ССР, Председателю Совета Министров Союза ССР; Генералиссимусу Советской Союза, Министру Вооруженных Сил Союза ССР, его заместителям и Маршалам Советского Союза оркестру исполняет «Встречный марш», а после ответа войск на приветствие вышеуказанных лиц исполняет Государственный гимн Советского Союза.
При вручении Красных Знамен. В установленное время знаменная группа выносит Красное Знамя и следует в трех шагах за лицом, вручающим Красное Знамя, к месту построения части. Для встречи Красного Знамени командир части подает команду: «Полк (бригада, училище), СМИРНО. Для встречи справа (слева, с фронта) под Знамя, слушай, на кра-УЛ». Оркестр исполняет Государственный гимн Советского Союза.
При подходе лица, прибывшего для вручения Красного Знамени, на 20 шагов к части, в момент остановки командира части для доклада |ему, оркестр прекращает исполнение гимна.
После зачтения грамоты Президиума Верховного Совета Союза CCР текста «Положения о Красном Знамени воинских частей Советской Армии», в момент приема Знамени и грамоты командиром части оркестр исполняет Государственный гимн Советского Союза и прекращает игру с началом чтения текста военной присяги.
Закончив чтение текста военной присяги и передав Знамя знаменщику, командир части подает команду знаменной группе: «За мной, шагом (в конном строю — рысью, галопом) марш». Оркестр с началом движения знаменной группы исполняет Государственный гимн Советского Союза. После входа знаменной группы со Знаменем в строй (установленное место на правом фланге части) оркестр прекращает игру. Лицо, вручившее Красное Знамя, поздравляет часть с получением Красного Знамени, часть на поздравление криком «Ура». Оркестр исполняет Государственный гимн Советского Союза.
После поздравления и исполнения гимна часть проходит торжественным маршем. По прохождении торжественным маршем часть выстраивается в назначенном месте и знамя уносится к месту его хранения в установленном порядке.
При вручении орденов войсковым частям и соединениям оркестр исполняет гимн в следующем порядке:
а) после зачтения указа и грамоты Президиума Верховного Совета Союза ССР о награждении, в момент передачи командиру части грамоты и собственноручного прикрепления ордена к Красному Знамени лицом, вручающим орден;
б) после поздравления с правительственной наградой;
в) после команды командира части знаменной группе: «За мной, шагом (в конном строю — рысью, галопом) — марш!», оркестр должен исполнять гимн с началом движения знаменной группы до входа ее в строй; если окончание исполнения гимна не совпало с моментом входа знаменной группы в строй, исполнение гимна заканчивается вольте «для окончания».
При проведении Торжественной зари. Госу дарственный гимн Советского Союза исполняется непосредственно после игры оркестром «Зари».
На торжественных митингах, собраниях и заседаниях, посвященных выдающимся политическим событиям национального, общественного и военного значения, Государственный гимн Советского Союз исполняется оркестром только в начале и в конце (при открытии и закрытии) торжественного мероприятия.
При отдании воинскими частями почестей в строю представителям иностранных государств оркестр исполняет гимн иностранного государства, представителями которого являются встречаемые, и сразу же — Государственный гимн Советского Союза.
При принятии военнослужащими военной присяги — после поздравления командиром части принявших присягу.
При погребении военнослужащих и выдающихся государственных и общественных деятелей (гражданских лиц) — во время отдания воинских почестей (салюта).
Гимн партии «Интернационал» также исполняется лишь в случаях исключительно важных событий партийного и государственного значения.
Исполнение гимнов союзных республик должно регламентироваться рамками государственных событий в масштабе той или иной союзной республики.
Исполнение гимнов иностранных государств определяется главным образом событиями государственного международного значения: при встрече и проводах иностранных представителей, с отданием торжественным караулом воинских почестей, при проведении международных соревнований, при совместных парадах войск дружественных государств и в других подобных случаях.
Во всех случаях исполнение всех гимнов производится оркестрами в положении «стоя».
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
PetersGriFF
Site Admin

   

Зарегистрирован: 23.04.2009
Сообщения: 3280
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Пт Апр 24, 2009 2:04 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

ВСТРЕЧНЫЕ МАРШИ
Встречные марши исполняются при отдании чести воинскими час-тями прямым начальникам от командира своей части и выше, a также лицам, прибывшим для инспекторского смотра. При исполнении встреч-ного марша части стоят по команде «смирно». Поэтому темп исполнения не связан с движением и обычно равен 155—160 долям по метроному (при метро-ритмической структуре на 4/4; alla breve). Музыка встречных маршей - волевая, четкая, быстрая и звучнаяI носит приветственный, героический и праздничный характер.
Встречный марш исполняется:
а) При выносе Знамени (когда знаменный взвод приблизится на 50 шагов к полку) после команды командира полка «Полк, СMИPHO. Для встречи справа (слева, с фронта) под Знамя, слушай, на кра-УЛ».
Оркестр прекращает игру по знаку командира полка, когда знамен-щик с ассистентами станет в строй.
б) При относе знамени после команды командира полка: «Полк, СМИРНО. Под Знамя, слушай, на кра-УЛ». Оркестр прекращает игру (когда знаменный взвод удалится на 40—50 шагов) по знаку командира полка.
в) при отдании чести воинскими частями прямым начальникам, на парадах, смотрах и в других случаях построений части, при подходе на-чальника на 40—50 метров к строю, после команды: «СМИРНО. Равне-ние на-ПРАВО (на-лево, на-средину)». На время рапорта начальнику и приветствия оркестр игру прекращает. После вручение начальнику строевой записки и при обходе им фронта оркестр возобновляет игру встречного марша.
Оркестр прекращает игру встречного марша по обходе фронта на-чальником, по знаку командира части.
Если имеется несколько оркестров, оркестр, прекративший испол-нение встречного марша, игру не возобновляет, а оркестр следующей воинской части, при подходе начальника к ее правому (левому) флангу, начинает исполнение встречного марша.
На парадах встречный марш исполняется только принимающему парад. Командующему парадом оркестры не играют.
г) При разводе караулов после команды помощника дежурного по караулам: «СМИРНО, равнение направо (налево)» исполняется встреч-ный марш.
д) При вручении военнослужащим наград, грамот вне строя (в клу-бе) и в строю, при здравицах в честь маршалов, генералов и офицеров — командиров частей и соединений, Героев Советского Союза и других заслуженных лиц своей части, оркестр играет первую часть марша (обычно 16-тактный период).
е) При открытии полковых торжественных мероприятий (полковой праздник, открытие лагерей, торжественный обед и т.д.) исполняется встречный марш.
ТУШ
Разновидностью музыкального приветствия является туш, испол-няемый в самых различных случаях торжественного порядка, чаще все-го на банкетах и торжественных обедах после произнесения тостов и здравиц в честь того или иного лица. Туш исполняется в темпе 120 по метроному, причем не более 2—3 раз подряд.
«РАЗВОД КАРАУЛОВ»
Исполняется при церемониале развода караулов.
Музыка, исполняемая при разводе караулов, состоит из четырех са-мостоятельных частей; каждая часть имеет свое особое назначение и исполняется после соответствующей команды.
а) 1-я часть — «Встречный марш» — исполняется для встречи дежурного по караулам, после того как его помощник или старшина из начальников караула скомандует: «СМИРНО, РАВНЕНИЕ ПРАВО (нале-во)!»
б) 2-я часть — сигнал «Слушайте все» (до цифры |2|) — исполня-ется после поверки караула дежурным, по команде: «Оркестр (трубачи), ИГРАЙ СБОР!»
в) 3-я часть — торжественная (цифра |2|) — исполняется после возвращения в строй начальников караулов, по команде дежурного по караулам: «Оркестр (трубачи), ИГРАЙ РАЗВОД!»
г) 4-я часть — марш — исполняется по команде дежурно по карау-лам: «По караулам, шагом марш!»; игра оркестра прекращается по знаку дежурного по караулам.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
PetersGriFF
Site Admin

   

Зарегистрирован: 23.04.2009
Сообщения: 3280
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Пт Апр 24, 2009 2:05 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

ТОРЖЕСТВЕННАЯ ЗАРЯ
Торжественная заря проводится:
– в дни государственных праздников Союза ССР и в дни праздников частей (соединений, родов войск);
— при посещении лагерного сбора:
Председателем Президиума Верховного Совета Союза ССР, Пред-седателем Совета Министров Союза ССР, Генералиссимусом Советско-го Союза, Министром Вооруженных Сил Союза ССР и его заместителя-ми, Маршалами Советского Союза, Адмиралами флота и Главными маршалами родов войск;
Председателем Президиума Верховного Совета и председателем Совета Министров Союзной республики, на территории которой нахо-дится данная часть;
Маршалами своего рода войск; всех прямых начальников команди-ра корпуса и выше;
– по особому приказанию начальника лагерного сбора.
Для исполнения «Зари» оркестры частей лагерного сбора объеди-няются в сводный оркестр. В состав сводного оркестра включаются рот-ные сигналисты. Трубачи, исполняющие партию «Зари», и ротные сиг-налисты строятся впереди сводного оркестра, в двух шагах от него, в одну или две шеренги.
Проведение Торжественной зари объявляется в приказе по лагер-ному сбору.
За 15 минут до «Зари» по приказанию дежурного по лагерному сбо-ру — фанфаристами подается сигнал «ПОВЕСТКА».
Перед серединой лагерного сбора выстраивается сводный оркестр. В определенное для «Зари» время, по приказанию дежурного по лагер-ному сбору, пускаются одна за другой три сигнальные ракеты. С третьей сигнальной ракетой назначенная артиллерийская батарея производит залп холостыми выстрелами. После залпа командиры частей подают команду «СМИРНО», а сводный оркестр играет «Зарю». Затем оркестр исполняет, а воинские части одновременно поют Государственный гимн Советского Союза.
По окончании гимна Начальник лагерного сбора подает команду «ВОЛЬНО», после чего части проходят под оркестр и разводятся по па-латкам.
МАРШИ ДЛЯ ТОРЖЕСТВЕННЫХ ПРОХОЖДЕНИЙ
а) При прохождении пехоты. Само название «для торжественного прохождения» говорит о том, что на парадах и смотрах при прохождении войск необходимо отбирать марши особой ритмической четкости, под-черкивающие твердость шага марширующих войск. Поэтому марши для торжественного прохождения пехоты должны обладать прежде всего че-канным, «железным» ритмом и исполняться строго размеренном, преду-смотренном Строевым уставом Вооруженных Сил темпе — 110—120 шагов в минуту. В то же время эти марши должны быть торжественны и праздничны. Это помогает движению колонн размеренным, твердым, ус-тавным шагом (70—80 см). Образцами таких маршей являются: «Ле-нинский призыв», «Парад», «Советский герой», «Марш минометчиков», «Марш танкистов», «Слава гвардейцам» и старинные марши: «Мор-ской», «Егерский», «92-го Печерского полка», «Колонный марш». Для исполнения на парадах уместны, наряду с походными маршами также фанфарные и колонные марши. Первые способствуют пышности и бле-ску церемониала; последние же, имея особую метро-ритмическую струк-туру (на 6/8 или на 2/4—триолями) с характерной пунктуацией
являются еще более ритмичными, чем марши на 2/4, поэтому весь-ма хороши для торжественного прохождения, особенно с винтовками «на руку». Исполняют их обычно в темпе 120-126 шагов в минуту.
б) При прохождении мотомеханизированных частей роль че-канного ритма и строго выдержанного темпа менее значительна; здесь весьма уместно эмоционально-выразительное соответствие музыкаль-ного оформления. Поэтому, наряду с исполнением наиболее торжест-венных походных маршей, необходимо в это время исполнять также марши торжественно-триумфального характера, с обилием фанфарных или трубных сигналов, например, марш «Триумф победителей» или марши из опер «Аида», «Риенци» и др.
При прохождении легких мото-механизированных соединений: ве-лочастей, подразделений мотоциклистов, хорошо исполнять «Вороши-ловский марш» Ипполитова-Иванова, марш из оперы «Риенци», марши «Дружба народов», «Народные мстители», «Капитан Гастелло» и др.
в) При прохождении кавалерии и артиллерии на конной тяге ис-полняется «Рысь», причем ритм ее должен совпадать с ритмом движе-ния лошадей.
г) При появлении воздушных эскадрилий уместно исполни «Авиа-марша», являющегося маршем Военно-воздушных сил Советской Армии.
ПОХОДНЫЕ — СКОРЫЕ МАРШИ
Наиболее часто применяемой формой военной музыки в быту при обучении войск и в боевой обстановке является походный марш. Укреп-ляя и поднимая боевой дух войск, походный марш организует коллек-тивное движение и подчиняет его определенному, строго размеренному, четкому ритму («левой — правой» на 2/4) и темпу (120 шагов в минуту).
Однако, учитывая различные трудности в походе на марше (тяже-лая выкладка солдат, усталость в связи с большими переходам, состоя-ние почвы: песок, грязь, движение в гору и пр.), темп исполнения марша может быть и менее 120 шагов в минуту. В этих случаях нужно подби-рать легкий репертуар, так как, помимо физической трудности игры на марше, музыканту приходится играть на память, чтобы держать равне-ние в строю.
Чеканный, размеренный ритм, строго выдержанный, бесперебойный темп исполнения, бодрая, веселящая, жизнерадостная и напевная ме-лодия, без пассажей и сложных ритмических фигур, легкость и удобство при исполнении в движении — вот основные требования, предъявляе-мые к строевому походному маршу. Поскольку военный марш, как и массовая строевая песня, призван выполнять определенные задачи, воспитывая солдат в духе патриотизма и любви Родине, желательно и уместно использование в марше национального, советского песенного творчества, фольклора и массовых песен. Это делает марш более близ-ким и понятным солдатской массе и к тому же допускает возможность, при исполнении таких маршей в походе, петь под оркестр. Многочислен-ные советские марши, использующие подобный материал, являются любимыми и популярными в войсках, например, «Украинские марши» № 1, 2, 3, «Если завтра война», «Казачья песня» Покрасса, «Физкультур-ный марш» Дунаевского и др.
МУЗЫКА ДЛЯ КАВАЛЕРИИ
Для движения в конном строю строго ритмичный походный марш необязателен. Здесь более уместна танцовальная, живая музыка: поль-ки, фокстроты, мазурки или мелодичные старинные русские вальсы.
Учитывая трудность исполнения на инструментах в конном строю, также отсутствие деревянных инструментов, репертуар кавалерийских оркестров должен быть по фактуре несложен.
Для строевой езды в манеже и в поле существует служебно-строевой репертуар, имеющий специфические ритмы, соответствующие тому или иному аллюру: рыси, галопу, карьеру.
ФАНФАРНЫЕ МАРШИ И РОЛЬ ФАНФАР
Помимо игры фанфарных маршей, фанфары также используются в других случаях: они возвещают о начале и окончании приветственной речи на параде.
Если фанфаристы открывают торжественное прохождение, оркестр в это время молчит. Исполнение фанфар сопровождается боем малых барабанов; при приближении головного подразделения на 30 шагов к принимающему парад оркестр начинает исполнять марш, перенимая иг-ру от фанфаристов и барабанщиков.
Если фанфаристы исполняют сигнал перед приветственной речью, они заранее занимают свое место у трибуны и по окончании обхода (объезда) фронта принимающим парад исполняют сигнал «СЛУШАЙТЕ ВСЕ»; затем опускают фанфары и остаются в положении «смирно». По окончании речи, после исполнения гимна, по сигналу лица, руководяще-го игрой фанфаристов, последние исполняют два раза сигнал: «ОТ-БОЙ». По команде командующего парада: «К торжественному маршу и т. д.», фанфаристы, если они не открывают торжественного марша, по знаку старшего фанфариста становятся на свои места в оркестр.
Особенно эффектны фанфары в конном строю. Самостоятельной роли в военной музыке фанфары не имеют; при малочисленном составе оркестра введение их даже нежелательно, так как оркестр лишается не-скольких исполнителей (обычно первых голосов). При больших составах и в объединенных оркестрах фанфары очень уместны, причем выделе-ние их должно быть из расчета 8—10 фанфаристов при строевом соста-ве в 200 человек.
Учитывая трудность хорошей игры на фанфарах, необходимо тре-бовать от фанфаристов тщательного разучивания своих партий напа-мять и безукоризненно четкого исполнения на них как на сигнальных тем, так и приемов поднятия и опускания фанфар.
Декоративно-зрелищный элемент при участии фанфар в игре орке-стра имеет большое значение. Поэтому необходимо в этих случаях об-ратить особое внимание на следующее:
а) фанфаристы должны быть рослые, имеющие отличную строевую выправку, подтянутые, они должны подбираться одного роста или хотя бы, при невозможности этого, располагаться в строю по ранжиру,
б) фанфары должны быть снабжены красивыми флагами, шнурами и кистями;
в) одним из главных эффектов при игре на фанфарах является од-нообразное и одновременное выполнение приемов игры на них (подни-мание и опускание фанфар, однообразное расположение флагов и пр.); необходимо помнить, что это достигается неоднократными репетиция-ми, цель которых — добиться автоматизма в исполнении приемов игры на фанфарах.
СИГНАЛЫ
Сигналы по своему значению делятся на строевые, боевые и рег-ламентирующие быт воинской части.
Строевые сигналы употребительны в кавалерии и артиллерии слу-жат для передачи команд на перестроение, движение, смену аллюров и другие действия подразделений в конном строю (например сигналы: «садись», «слезай», «седловка», «шаг», «рысь», «галоп» «направо», «налево», «кругом», «построение в колонну» или «развернутым стро-ем», «размыкание», «заезды» и пр.).
Боевые сигналы употребительны во всех родах войск, они немного-численны, но крайне важны (например, сигналы общей, воздушной и танковой тревог, сигналы «огонь», «поход», «атака»).
Бытовые сигналы также имеют большое значение в жизни и дея-тельности воинской части (например, сигналы: «подъем», «повестка», «приступить к занятиям», «на обед», «сбор» и т. д.)
Исполнение всех сигналов предусмотрено соответствующими уста-вами и должно строго регламентироваться, так как обилие сигналов и беспорядочное исполнение их может внести путаницу и дезорганизацию в строевые действия и в быт части. По этой же причине знание музыки всех сигналов каждым военнослужащим обязательно, и штабы частей должны организовывать систематическое ознакомление с ней молодых офицеров, сержантов и солдат.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
PetersGriFF
Site Admin

   

Зарегистрирован: 23.04.2009
Сообщения: 3280
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Пт Апр 24, 2009 2:12 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

ТРАУРНЫЕ МАРШИ

Исполняются при погребении военнослужащих или выдающихся го-сударственных деятелей. Траурные марши исполняются при выносе гро-ба из помещения, при следовании за гробом, на траурных митингах и гражданской панихиде.
На траурных митингах и гражданских панихидах, наряду с траурны-ми маршами, исполняются другие произведения, например медленные части некоторых симфоний Чайковского, симфоний и сонат Бетховена, «У гроба» Бармотина и т. п.
Если церемониал погребения включает траурный салют в момент |пускания гроба в могилу или при замуровании урны в стену, то после салюта оркестр исполняет Государственный гимн Советского оюза.
МЕТОДИКА РАЗУЧИВАНИЯ СТРОЕВОГО МАРША
Хорошее, художественное и ритмически четкое исполнение оркест-ром строевого марша требует от военного дирижера и музыкантов зна-чительных музыкальных знаний, опыта и исполнительских навыков, ху-дожественного вкуса и мастерства, а также глубокого, ясного понимания роли и значения служебно-строевого репертуара в системе боевой под-готовки войск.
В Советской Армии есть немало оркестров, отлично и хорошо ис-полняющих сложные музыкальные произведения из симфонической и оперной литературы, но в то же время посредственно, а иногда и плохо исполняющих марши и другой строевой репертуар. Основная причина этого заключается в недооценке некоторыми военными дирижерами ро-ли и значения служебно-строевой музыки в армии, пренебрежительном отношении к тщательному разучиванию марша.
Зачастую причиной неудовлетворительного исполнения служебно-строевого репертуара являются также методическая беспомощность во-енного дирижера, неумение правильно организовать занятия, незнание, с чего начать, как исполнить ту или иную музыкальную фразу, незнание фактурных особенностей марша и правил исполнения их на инструмен-тах, недооценка ударной группы и аккомпанемента, являющихся веду-щими в марше, с точки зрения ритмических и темповых толкований.
Роль . значение строевого марша в деле строевой подготовки, а также в походе огромна. Хорошее исполнение оркестром марша помо-гает строевой выучке, бодрит в походе солдат, поднимает воинский дух. Великий полководец А. В. Суворов говорил: «Музыка удваивает, утраи-вает армию. С распущенными знаменами и громогласной музыкой взял я Измаил...»
Как указывалось выше, для походов следует отбирать марши, не-трудные для исполнения музыкантами, не требующие от них большой техники. Учитывая трудности длительных переходов войск, дл поднятия воинского духа и настроения следует исполнять марши, которые спо-собствовали бы выполнению указанных выше требований – облегчали бы поход. Марши следует выбирать веселые, жизнерадостные, напев-ные. Марши, построенные на песнях, могут исполняться в походах бой-цами хором, в сопровождении оркестра.
Перед тем, как приступить к разучиванию марша с оркестром воен-ный дирижер должен ознакомиться с партитурой или дирекционом мар-ша, произвести анализ его, выявить основные темы, контрапункт (если таковой имеется), уяснить себе гармоническую структуру, отметить трудные пассажи как в партиях первых голосов, так и у басов, устано-вить штрихи, акценты на сильных и слабых долях тактов. Особое вни-мание нужно обратить на исполнение концовок отдельных музыкальных фраз и вольты, на аккомпанемент и его ритмические фигуры, которые в марше играют очень важную роль, наконец, на басовые ходы и точное выполнение их функций, на четкость ритма, особенно при исполнении всевозможных пассажей. Нужно тщательно проанализировать также группу ударных инструментов и характер исполнения их партий: откры-тые, полуоткрытые и закрытые удары тарелок. Перечисленные особен-ности исполнения марша всем оркестром имеют громадное значение.
Кроме всего указанного, военному дирижеру при разучивании мар-шей надлежит не забывать и о других элементах художественного ис-полнения и требовать от музыкантов точного исполнения обозначен-ных нюансов: р, f, fr, crescendo <diminuendo> и т. д.

О СТРОЕНИИ И СООТНОШЕНИИ ТЕМ В МАРШАХ

Нахождение тем в маршах не представляет особого труда, благода-ря свойственным этому жанру музыки квадратности и замкнутости музы-кальных построений, часто к тому же обозначаемым знаками репризы и вольтами.
Однако современные марши зачастую отходят от 8 —16 — 32-тактного трафарета построения музыкальных периодов в маршах. Зна-ние внутреннего строения этих периодов, деление их на предложения, музыкальные фразы и мотивы, умение разбираться в строении мелодии важно для военного дирижера, так как без этого немыслимы ни художе-ственно осмысленное исполнение, ни правильная, не нарушающая цельности мелодии смена дыхания у исполнителей, а также правильная акцентировка, динамические оттенки и другие условия грамотного ис-полнения марша.

На примерах:
МАРШ «ГЕРОИ СТАЛИНГРАДА»
Марш начинается 4-тактным вступлением, оканчивающимся на до-минанте ре-бемоль-мажора.
Следующий за вступлением 16-тактный период является первой темой марша и состоит из двух тематически сходных восьмитактных предложений, из которых первое оканчивается половинной каденцией на доминанте главной тональности.
Второе предложение оканчивается полной каденцией в тональности третьей ступени (в фа-миноре).
Второй период построен на ином тематическом материале и состо-ит из 24 тактов (от цифры |3| до трио). Первое, 8-тактное предложение его по мелодическому материалу отлично от второго, 16-тактного предложения.


«ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ МАРШ»
Марш также имеет 4-тактное вступление, построенное целиком на доминанте ре-бемоль-мажора
Первая тема — 16-тактный период, как и в предыдущем марше со-стоит из двух сходных 8-тактных предложений. В отличие от марша «Герои Сталинграда» здесь первый период не повторяется.
Вторая тема или второй период марша (от цифры |3| до цифры |5|) также состоит из двух 8-тактных сходных предложений; однако мелодия во втором предложении перенесена в партию басов.
Третий период включает в себя третью тему марша и состоит из 16 тактов (от цифры |5| до цифры |7|). Он делится на два сходных по мело-дическому материалу восьмитакта.
Четвертый, 16-тактный период (от цифры |7|) имеет 8-тактное дополнение.


«МАРШ ГВАРДЕЙЦЕВ-МИНОМЕТЧИКОВ»
Четырехтактное вступление начинается уменьшенным септаккордом войной доминанты, что весьма необычно для строевого марша. Да-лее следует первая тема марша в виде расширенного периода в 1 такт (со связкой — 22 такта). Повторение периода в марше не обозначено знаком репризы, а выписано; при этом на фоне основной темы барито-ны, теноры и валторна исполняют контрапунктически вплетающуюся мелодию известной песни «Катюша».
Вторая тема начинается от цифры [4] и изложена в форме 16-тактного периода.
При повторении этот период переходит в связку, приводящую к пер-вой теме марша.
Трио марша начинается 8-тактным вступлением, которое приводит к третьей теме.
Третья тема начинается от цифры [8] и заканчивается у цифры [10]. Каждое из двух 8-тактных предложений исполняется как бы одним ды-ханием, смену которого музыкантам нужно производить незаметно и быстро.
Начиная от цифры [10], эта тема исполняется басами, тромбонами и баритонами.
Фанфарные сигналы (2 такта перед цифрой [13]) подготовляют по-явление следующей четвертой темы марша.
Эта четвертая тема является периодом, состоящим из двух 8-тактных предложений. При исполнении 1-го и 9-го тактов периода необходимо акцентировать первые четверти:

«МАРШ ТАНКИСТОВ»
Марш начинается 4-тактным вступлением.
Первая тема изложена в форме 16-тактного периода (от цифры [1] до [3]).
Вторая тема — 8-тактный период — при повторении приводит снова к первой теме, сопровождаемой теперь контрапунктом (в партиях бари-тона и тенора).
Трио марша имеет 4-тактное вступление после которого следует третья тема, начинающаяся с затакта.
При повторении эта третья тема, изложенная в форме периода в 16 тактов, сопровождается контрапунктом (см. дирекцион)
Четвертая тема появляется в партии басов, баритонов, теноров и начинается также с затакта (4-й такт от цифры [9]).
Затем после solo басов появляется снова третья тема в сопровождении контрапункта
Подобный простейший анализ дает возможность военному дирижеру, приступающему к разучиванию марша, определить темы, их строение и некоторые особенности исполнения.
Рекомендуются для анализа и другие марши из цитированного сборника «Служебно-строевой репертуар для оркестров Красной Ар-мии», как то: «Родная Москва» Н. Иванова-Радкевича, «Слава гвардей-цам» Н. Чемберджи, «Советский герой» Ю. Хайта и др.

КОНТРАПУНКТ И ЕГО РОЛЬ В МАРШЕ
Контрапункт; чаще всего поручаемый в духовом оркестре баритонам и тенорам, украшает мелодию — тему и в то же время связывает от-дельные оркестровые группы в одно целое. Он обогащает инструментовку и делает ее полнозвучной.
При анализе марша военный дирижер должен найти контрапункт и указать его музыканту, однако требуя не выделять чрезмерно при исполнении эту второстепенную тему, чтобы не заглушать основную тему марша.

МАРШ «ЛЕНИНСКИЙ ПРИЗЫВ»
Здесь в трио марша на протяжении десяти тактов проходит контра-пунктом тема «Интернационала». Несколько дальше, в партиях труб и баритона, контрапунктически появляется другая тема песни - «Смело, товарищи, в ногу».
Обе темы контрапункта в трио марша легко найти, так как мелоди-ческий материал их общеизвестен. Ниже дается еще несколько приме-ров контрапункта в маршах.

«МАРШ 92-ого ПЕЧОРСКОГО ПОЛКА» (старинный)
Здесь контрапунктическая мелодия появляется сразу же после всту-пления к маршу.

«МАРШ ГВАРДЕЙЦЕВ-МИНОМЕТЧИКОВ»
Использованная в качестве контрапункта мелодия песни Блантера «Катюша» проведена здесь без всякого изменения и искажения.

МАРШ «СОВЕТСКИЙ ГЕРОЙ»
Здесь контрапунктическая тема, порученная партии 1-го тенора, на-чинается непосредственно после вступления к маршу.


АКЦЕНТЫ И ИХ РОЛЬ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ МАРШЕЙ
Правильное исполнение акцентов придает маршу особую ритмиче-скую четкость и красоту и одновременно является одним из средств «военизации» этого жанра. Акценты встречаются на сильных долях так-та, и на слабых, и одновременно на тех и других.
Во время движения воинской части или занятий по строевой подго-товке часто приходится слышать команду: «левой, левой!» Этот так на-зываемый «подсчет ноги» приходится на сильную долю такта марша. Двухдольный размер, в котором написаны все марши, содержит в каж-дом такте сильную и слабую доли. Часто эти сильные доли еще подчер-киваются акцентами.

МАРШ «ЛЕНИНСКИЙ ПРИЗЫВ»
Здесь во втором и четвертом тактах сильные доли подчеркнуты акцентами. Очень эффектно получается, когда при исполнении марша эти акценты еще более подчеркиваются открытым ударом тарелок (об этом см. дальше).

МАРШ-ПЕСНЯ «КРАСНАЯ МОСКВА»
Поставленные здесь через каждый такт акценты на сильных долях придают песне ярко подчеркнутый маршевый характер, что особо видно на данном примере, приведенном с текстом.

АКЦЕНТЫ НА СЛАБЫХ ДОЛЯХ ТАКТОВ
При правильном исполнении акцентов на слабых долях марш при-обретает особую ритмическую четкость и своеобразный характер строе-вой музыки.

«УКРАИНСКИЙ МАРШ № 2»
Вступление к маршу

«ПАРИЖСКИЙ МАРШ 1815 ГОДА» (старинный)
Систематически повторяющиеся здесь акценты на слабых долях тактов придают мелодии особую остроту. Исполнять их необходимо без особого подчеркивания.

«МАРШ ГВАРДЕЙЦЕВ-МИНОМЕТЧИКОВ»
В этом же марше встречаются акценты на слабых долях такта во всех голосах (цифра [5]).
Если акцент стоит на слабой доле такта, то, как правило, предыдущая нота исполняется возможно короче.
Акценты встречаются одновременно на сильных и слабых доля так-та на протяжении двух и трех тактов.

УКРАИНСКИЙ МАРШ №2
Здесь акценты имеются на сильных и слабых долях такта в первом, втором, пятом и шестом тактах.

МАРШ «ПРАЗДНИК ОКТЯБРЯ»
Бывают также случаи, когда акценты приходятся на слабую и вслед затем на сильную долю такта.

МАРШ-ПЕСНЯ «БЕЙ, ВИНТОВКА»
Подписанный в этом примере текст наглядно показывает роль таких акцентов при разучивании песенных маршей.

ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ МАРШ
К числу приемов исполнения, повышающих строевые качества марша, относится стаккато.
Во всех маршах, как правило, восьмые исполняются коротко. Если же над ними стоят точки, то это указывает на необходимость при исполнении укорачивать звуки еще более. Стаккато придает ритмическую упругость и легкость мелодии.

СТАРИННЫЙ МАРШ
Если эту мелодию исполнять без применения штриха стаккато, марш утратит свою строевую специфику.

МАРШ «ГЕРОИ СТАЛИНГРАДА»
Здесь штрих стаккато с форшлагами в первом и втором тактах мар-ша, на сильных долях такта, придает маршу остроту и легкость.
В примере из этого же марша (цифра [3]) во втором и шестом тактах проставлены точки; этот штрих также придает всей музыкальной фразе необходимую легкость.

«ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ МАРШ»

На этом примере особенно ярко выступает значение штриха стакка-то. Короткое, отрывистое исполнение восьмых и шестнадцатых контра-стирует с предшествующей широкой, мужественной мелодией, придавая всему музыкальному предложению смысловое значение вопроса и отве-та.
Кроме рассмотренных штрихов: акцентов на разных долях такта и стаккато, встречаются и другие штрихи, из которых наиболее употребительны легато, маркато, сфорцандо.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
MobLeo
Site Admin

   

Зарегистрирован: 23.04.2009
Сообщения: 1002
Откуда: Moscow

СообщениеДобавлено: Пт Апр 24, 2009 2:21 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

PetersGriFF писал(а):

В Советской Армии есть немало оркестров, отлично и хорошо исполняющих сложные музыкальные произведения из симфонической и оперной литературы, но в то же время посредственно, а иногда и плохо исполняющих марши и другой строевой репертуар. Основная причина этого заключается в недооценке некоторыми военными дирижерами роли и значения служебно-строевой музыки в армии, пренебрежительном отношении к тщательному разучиванию марша.


Сколько читаю, каждый раз согласно киваю... чистая правда
_________________
Cheers
\MobLeo
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение MSN Messenger
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 4985
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Чт Мар 11, 2010 6:22 am    Заголовок сообщения: Служебно-строевой репертуар Ответить с цитатой

Кто-нибудь может сказать, какого года эта редакция (или образец - вообще, как это официально называлось?)

http://www.windorchestra.ru/archives/michaylov.shtml

и когда выходили предыдущие (и м.б. последующие)?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
MobLeo
Site Admin

   

Зарегистрирован: 23.04.2009
Сообщения: 1002
Откуда: Moscow

СообщениеДобавлено: Чт Мар 11, 2010 6:38 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

предыдущий был (если не ошибаюсь) петровский (Петрова), а последующий и совр. халиловский.
А называлось как и написано ССР
_________________
Cheers
\MobLeo
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение MSN Messenger
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 4985
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Чт Мар 11, 2010 6:56 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Здесь, похоже, даже с нотами:

http://allegro.moy.su/publ/sluzhebno_stroevoj_repertuar_voennykh_orkestrov/5-1-3

http://allegro.moy.su/publ/sluzhebno_stroevoj_repertuar_voennykh_orkestrov/5-2-3

http://allegro.moy.su/publ/sluzhebno_stroevoj_repertuar_voennykh_orkestrov/5-3-3

Что из этого было обязательным к разучиванию для всех оркестров, а что отдавалось на усмотрение начальства?

А вот упоминание об издании 1945 года (Чернецкого) и 1951 года (Петрова):

http://www.nplg.gov.ge/ec/en/mus/search.html?cmd=search&pft=biblio&from=1&rnum=10&sf=simple&qs=a%3A5%3A%7Bi%3A0%3Ba%3A2%3A%7Bs%3A1%3A%22f%22%3Bs%3A3%3A%22700%22%3Bs%3A1%3A%22q%22%3Bs%3A0%3A%22%22%3B%7Di%3A1%3Ba%3A2%3A%7Bs%3A1%3A%22f%22%3Bs%3A3%3A%22200%22%3Bs%3A1%3A%22q%22%3Bs%3A52%3A%22%D0%A1%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE-%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B9+%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%82%D1%83%D0%B0%D1%80%22%3B%7Di%3A2%3Ba%3A2%3A%7Bs%3A1%3A%22f%22%3Bs%3A3%3A%22212%22%3Bs%3A1%3A%22q%22%3Bs%3A0%3A%22%22%3B%7Di%3A3%3Ba%3A2%3A%7Bs%3A1%3A%22f%22%3Bs%3A3%3A%22213%22%3Bs%3A1%3A%22q%22%3Bs%3A0%3A%22%22%3B%7Di%3A4%3Ba%3A2%3A%7Bs%3A1%3A%22f%22%3Bs%3A3%3A%22606%22%3Bs%3A1%3A%22q%22%3Bs%3A0%3A%22%22%3B%7D%7D


Последний раз редактировалось: retiredmajor (Чт Мар 11, 2010 7:57 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 4985
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Чт Мар 11, 2010 7:19 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

А вот что "утаил" от нас PeterGriFF:

http://www.youtube.com/watch?v=UoIH-lxMBzg
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 4985
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Вс Мар 14, 2010 8:56 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Когда я спрашивал про официальное название, я имел в виду не сам ССР, а его разновидности. Как правильно сказать: редакция Михайлова, выпуск Михайлова или, может быть, как в старину - сборник Михайлова?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
PetersGriFF
Site Admin

   

Зарегистрирован: 23.04.2009
Сообщения: 3280
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Вс Мар 14, 2010 4:43 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

retiredmajor писал(а):
Когда я спрашивал про официальное название, я имел в виду не сам ССР, а его разновидности. Как правильно сказать: редакция Михайлова, выпуск Михайлова или, может быть, как в старину - сборник Михайлова?


У нас говорят "играем по сборнику Михайлова" - и вопросов нет
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 4985
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Ср Апр 28, 2010 10:58 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Обнаружен вот такой вот "компот" с эмблемой Центрального регионального управления (бывшего Московского округа) внутренних войск:

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1488250
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
MobLeo
Site Admin

   

Зарегистрирован: 23.04.2009
Сообщения: 1002
Откуда: Moscow

СообщениеДобавлено: Ср Апр 28, 2010 9:09 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Вот он "дидактический материал" который раньше (ессно актуальный тогда) в каждой части (вернее в ГОКе) для озвучки был! Сбывается мечта Доу.
Я положу его в виде MP3 в "Советскую музыку" с сылкой сюда. Остальное напишу там.
_________________
Cheers
\MobLeo
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение MSN Messenger
PetersGriFF
Site Admin

   

Зарегистрирован: 23.04.2009
Сообщения: 3280
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Чт Апр 29, 2010 9:03 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Да там записи с разных дисков, никакого "Оркестра МВД России" там нет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Foms
Член присутствия

   

Зарегистрирован: 25.04.2009
Сообщения: 266
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Апр 29, 2010 9:30 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

КОНРОФАКТ,однозначно.Позор. Shocked Crying or Very sad Confused
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Военная музыка -> История советской военной музыки Часовой пояс: GMT + 3
На страницу 1, 2, 3, 4  След.
Страница 1 из 4

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS