XIX век в немецкой военной музыке значительно связан с именем кайзеровского Musikdirektor'а Фридриха-Вильгельма Фойгта (1833-1894), бывшего музыкальным советником кайзера. Это было великолепие и пышность на самом высоком уровне.
Фойгт родился 22 марта 1833 года в Кобленце, в семье капельмейстера 30-го пехотного полка. После нескольких лет обучения в Кёльнской консерватории у Фердинада Хиллера (Ferdinand Hiller) и Карла Рейнике (Carl Reinecke), он продолжил обучение в Берлине у Августа-Вильгельма Баха (August Wilhelm Bach) и Эдуарда-Августа Грелля (Eduard August Grell). Там он был первым стрипачом в оркестрах Бильзе (Bilse) и Либига (Liebig), а также играл в оркестре Королевского оперного театра, где познакомился с Вильгельмом-Фридрихом Випрехтом (Wilhelm Friedrich Wieprecht), бывшего придворным музыкантом короля Фридриха-Вильгельма IV и музыкальным руководителем (Musikdirektor'ом) Гвардейского корпуса, которому с 1838 года был поручен надзор за всей военной музыкой. По его рекомендации в 1857 году Фридрих-Фильгельм IV назначил 24-летнего Фойгта капельмейстером 1-го полка Пешей гвардии (1. Garderegiment zu Fuss); это был первый случай, когда гражданского человека, не имевшего никакой военной подготовки, назначили на такую должность; поэтому Фойгту пришлось пройти начальную военную подготовку.
Со своим оркестром из 48 человек он завоевал доверие и поддержку у четырёх королей и императоров, которым служил. 18 января 1861 года Фойгт присутствовал, в качестве представителя своего полка, на коронации Вильгельма I в Кёнигсберге. Он принимал участие в кампаниях 1866 и 1871 года. В сражении у Сен-Прива рядом с ним и проповедником Рогге упал с лестницы убитый командира полка фон Рёдер.
Через несколько лет после смерти Випрехта в 1872 году возникла необходимость в едином управлении всей прусской военной музыкой с целью сведения вместе нескольких военных оркестров, обычных и кавалерийских, для проведения концертов-монстров и вечерней зари. С этой целью была создана должность музыкального инспектора королевской прусской армии, которую первым в 1887 году занял Фойгт, покинув 1-й полк Пешей гвардии. В новой должности он непосредственно подчинялся военному министру и должен был заниматься не только проверкой военных оркестров в частях, но и преподавать в королевской Высшей музыкальной школе, с целью подготовки военных музыкантов и капельмейстеров. Из-за плохого здоровья он ушёл в отставку в 1890 году. Он поселился в городе Бернбург/Зале (Bernburg/Sale), и его здоровье поправилось. Он обучал студентов игре на фортепьяно и написал статьи о Рихарде Вагнере и военной музыке. Но затем здоровье стало ухудшаться, и 22 февраля 1894 года он умер в Бернбурге. На его похоронах играли его сочинение №27, которое он написал для похорон Фридриха-Вильгельма IV.
В знак признания его 30-летней службы в 1-м полку Пешей гвардии ему было позволено вместо головного убора военного чиновника носить офицерский головной убор своего полка, а также офицерскую шпагу на серебряной портупее. Из других наград можно отметить серебрянную медаль королевской Академии искусств за дипломную работу "Бог нам есть оплот могучий", хоровую симфонию для большого оркестра и почётное звание королевского Musikdirektor'а, полученное в 1868 году. При увольнении в отставку он был награждён орденом Красного Орла 4-го класса.
Как композитор он написал помимо маршей, свыше ста произведений, в число которых входят песни, хоровые произведения, увертюры, фантазии, романсы и т.п. Он также создал адаптации опер Рихарда Вагнера, и овладел музыкой как профессией и творчеством в полном масштабе.
На все приёмы и торжества при прусском и германском дворе 1-й полк Пешей гвардии выделял роту почётного караула и оркестр. Фойгт написал "Марш трёх императоров" (Drei-Kaiser-Marsch) по случаю визита в Берлин с 5 по 12 сентября 1872 года австрийского императора Франца-Иосифа I и российского императора Александра II. Это прекрасный концертный марш, в трио которого присутствуют национальные гимны трёх стран, а именно: австрийский гимн Гайдна, российский гимн Львова и "Стража на Рейне" ("Die Wacht am Rhein") от Германии. Последняя не была официальным гимном, но стала популярна после Франко-прусской войны 1870-71, а "Deutschlandlied" ("Песнь немцев") была принята в качестве официального гимна только в 1922 году (к тому же имела ту же мелодию, что и австрийский гимн). В прусском королевском гимне "король" был заменён на "кайзера", но он не стал официальным, поэтому была использована "Стража на Рейне". Высокие гости не услышали тогда марш. Он скоро впал в небытие, и о нём вспомнили 15 лет спустя, 22 марта 1887 года. Во время празднования 90-летия император узнал, что Фойгт покинул полк в связи с назначением на пост музыкального инспектора армии. Старый император тотчас же вспомнил счастливые времена, когда его племянник Александр II царствовал в России. Он был убит в Санкт-Петербурге в 1881 году. Так через 15 лет Drei-Kaiser-Marsch был включён в Armeemarschsammlung под номером II, 209.
Salus Caesari ностро Guilelmo! (Да здравствует наш кайзер Вильгельм!) был написан в 1871 году в качестве победного марша для прославления коронации германского императора в Версале 18 января, после поражения Франции во Франко-прусской войне. В трио звучит хор "Дочь Сиона" из оратории Генделя "Иуда Макковей"; таким образом Вильгельм I отождествляется с успешным еврейским военачальником. Латинское название подчёркивает значимость и победное настроение марша. Это сочинение №61 Фойгта стало армейским маршем II, 205, хотя оно и не подходит для использования на плацу или параде. Это красивый концертный марш. Как ни странно, несмотря на еврейскую тему оратории, марш не был запрещён в нацисткой Германии, хотя и не был особенно востребован. Фойгт не был единственным, кто цитировал "Дочь Сиона"; этот популярный мотив присутствует в некоторых немецких и британских маршах.
"Гвардия германского кайзера" (Die Deutsche Kaisergarde) восходит к 1869 году, когда прусский наследный принц, впоследствии император Фридрих III, участвовал в открытии Суэцкого канала, в то время как наследная принцесса с детьми оставалась в течение длительного времени в Каннах. В частности, их старший ребенок, 10-летний принц Вильгельм, жил в этом мире экзотической флоры и относительной свободы, играл с другими молодыми людьми и обрадовался, когда через весь город прошли солдаты, звеня сигнальными горнами (clairon, сигнальный инструмент французской пехоты, находящийся между рогом и трубой, входящий в состав военных оркестров и часто заглушающий их игру). Когда 14 лет спустя, он занимался со своим батальоном учением с полковой музыкой, то спросил у Фойгта, нельзя ли и у них заиметь что-нибудь подобное, звонкое и яркое. В 1883 году Фойгт написал сочинение №66 Die deutsche Kaisergarde, где в трио ключевым инструментом стал сигнальный горн, гармонично сочетаясь с барабанами. Это скорее необычный, чем обычный немецкий марш, в котором Spielleute ослабляя фон, создаваемый горнами, вместе с остальным оркестром создаёт мощный заключительный аккорд. Ему сразу же был присвоен номер II, 208. Помимо всего прочего, марш должен был напоминить о 70-летней годовщине боевого крещения полка при Грос-Гёршене 2 мая 1813 года.
Создавая марши, Фойгт имел слабость включать в них цитаты из знаменитых произведений других композиторов, что послужило поводом к появлению прозвищ "allusionsmarscher" и "motivmarscher". В дополнение к вышеуказанным, к таковым относятся Königgrätzer Siegesmarsch (соч. №40, в трио которого присутствует песня "Боруссия" Гаспаро Спонтини; к несчастью для Фойгта, двумя годами ранее Готтфрид Пифке включил её в свой Siegesmarsch после войны с Данией), Marsch über das Lied "The blue Bells of Scotland" und "The Rifle Brigade Marsch", Rheinlied-Marsch, Defiliermarsch über die Ballade "Die drei Liebchen" и Colberger-Marsch (в трио "Lied vom 9. Regiment" Альберта Лорцинга (Albert Lortzing)).
Вышеупомянутому императору Фридриху III, большому почитателю маршей, Фойгт посвятил в 1892 году, через 4 года после его смерти, Kaiser-Friedrich-Fanfare, соч.№84. Deutscher Feldherren-Marsch, соч. №54, Фойгт написал в 1871 году и посвятил наследному принцу Альберту, впоследствии саксонскому королю, командовавшему саксонской армией во Франко-прусской войне и единственному из немецких военачальников, из числа подчинявшихся начальнику прусского Генерального Штаба Гельмуту фон Мольке, действовавшему безукоризненно.
Среди других его маршей следует упомянуть Angriffskolonnen-Marsch (AM II,180), Krakowiak aus Österreich, Pariser Einzugs-Marsch der preuss. Garde 1870, Avant-Garde-Marsch, Deutscher Bundes-Marsch, Heil Italien!, Stolzenfels-Marsch, Jubelklänge vom Niederwald, Der 30. Januar 1866 (AM II, 196) и Goldene Myrthen.
Зарегистрирован: 09.06.2009 Сообщения: 4985 Откуда: Новосибирск
Добавлено: Ср Июн 09, 2010 6:04 am Заголовок сообщения:
Надпись на фотографии:
Musikmeister Friedrich Wilhelm Voigt - Музикмейстер Фридрих-Вильгельм Фойгт
seit 1887 Armeemusikinspizient - с 1887 музыкальный инспектор армии
Uniform: Helm des 1. Garde-regiment zu Fuß. - Униформа: Шлем 1-го полка Пешей Гвардии
Auf dem Kragen die 5 Notenlinien - С 5 нотными линейками(!) на воротнике
Последний раз редактировалось: retiredmajor (Пн Май 21, 2018 5:23 am), всего редактировалось 1 раз
Зарегистрирован: 09.06.2009 Сообщения: 4985 Откуда: Новосибирск
Добавлено: Чт Янв 24, 2019 9:06 am Заголовок сообщения:
Из комментариев Иоахима Тёхе-Митлера к 30-му тому антологии „Historische Armee-Märsche“:
Фридрих Вильгельм Фойгт (1833-1894) в 1857-1887 годах был штаб-гобоистом и музикдиректором 1-го полка Пешей Гвардии в Берлине. В отличие от его служебного положения, в нём всё было необычно. Его отец более 30 лет был энергичным и надёжным штаб-гобоистом в 30-м пехотном полку. Но его музыкально одарённый сын Фридрих Вильгельм не был солдатом. Превосходно подготовленный отцом в музыкальном отношении, он поступил в консерваторию в Кёльне, и по её рекомендации отправился в Берлин, где получил от Королевской академии искусств и наук большую серебряную медаль за свою симфонию-хорал «Как град торжествующий есть наш господь». Помимо этого, он старательно играл в королевской оперной капелле и в солидных оркестрах музикдиректоров Бильзе и Либига. Фойгт был всецело музыкантом и скрипачом.
В 1857 году освободилось место капельмейстера в 1-м гвардейском полку. Музикдиректор Энгельгардт после 40 лет службы ушёл на пенсию. Не было никого подходящего ни в самом оркестре, ни вне его; поскольку этот полковой оркестр в дополнение к обычной службе задействовался и в качестве придворного и играл на всех официальных приёмах. Так что королю требовался безупречный преемник, и он обратился за этим к Випрехту, который предложил своего коллегу по оперной капелле Фойгта. Так что стал 24-летний Фойгт новобранцем и через 4 месяца (12 сентября 1857 года) штаб-гобоистом. Хорошее качество музыки было гарантировано, а что касается дисциплины среди большей частью возрастных и много о себе мнящих гобоистов, то её поддерживали командир полка полковник барон Миллер фон Гертринген и даже папаша Фойгт, навещавший сына и не стеснявшийся в выражениях.
Таковым было начало 30-летней беспрерывной службы Фойгта. Помимо неё он написал свыше 100 композиций, среди них много маршей, 8 из которых стали армейскими. Его марши, также как и марши Пифке, иногда попадали в Собрание без прослушивания. Некоторые из них были произведениями, написанными по тому или иному поводу. "Salus Caesari" сразу стал армейским маршем в 1871 году. Произведение появилось в полевой штаб-квартире под Парижем; это может извинить то, что 1-я и 2-я части такие короткие по сравнению с трио. И никому не придёт в голову повторять марш с начала после генделевского хорала! Со временем Фойгт вошёл в почти семейные отношения со своим кайзером и королём, поскольку оба они родились в один и тот же день (22 марта), и на каждом параде в честь для рождения Фойгт получал королевское поздравление.
Служебное положение Фойгта было выдающимся. В 1887 году он стал первым музыкальным инспектором армии.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах