Добавлено: Пт Янв 20, 2012 9:45 am Заголовок сообщения: Альты или валторны? Размышления о секундах
В конце 80-х в далеком-далеком губернском городе мы вели жаркие диспуты на оркестровые темы. Все обсуждалось на квартире у руководителя городского оркестра Дома Пионеров.
Глядишь, прошло лет 20, а все помнится, как вчера.
Аудитория - фанаты духового дела. Социально разнороднейшая группа - там были и жиганы и молодые люди из приличных семей, и рабочие, и крестьяне, и жулики и военные. Спорили до хрипоты. Слушали пластинки.
Некоторые примерные аспекты споров:
1. Что предпочтительнее для оркестра? Альты или валторны?
Валторны - попсовее, альты - звончее.
Аналогично - трубы или корнеты?
2. Отказаться ли от секунд? В Европе, мол, есть метода по которой вся нагрузка ложится на увеличенное число барабанщиков, поэтому секунды не нужны.
3. Нужна ли эсная туба?
4. Надо ли уезжать в ИзраИль или там все такие умные?
1 Ок азывается вопросы"мои" не тольо" мои"........1Нужна ли ТубаЭс? Очень нужна. Две или три тубы Б, где одна играет в октаву, звучат беднее и грубее, чем две Б и однаЭс! Адольф Сакс это прекрасно знал,роспределяя длиннЫ трубок по квинтам. Тубы Эс и Б довольно "далекие родственнии" и роднит их в основном партия! .Тембр же,диапозон, .возможности-все другое .Согласен,инструмент"вымирающий"но не потому что он исчерпал себя(какт.н.серпенты)а от нашей бедности. Не до жира быть бы живим! сам по себе иструмент очень ценен. Ко всему Туба Эс относительно прос та в освоении Ксожалению она исчезает и из военных оркестров На сегодя" взяться" тубистуЭс неотуда--сомодеятельность их больше не поставляет.Вся надежда на энтузиаста ,молодого дирижера лейтенанта который придя в оркестр"посадит на тубу Эс(лучше сразу двух) воспитанника" Почин окупился бы очень бЫстро А Тубисты Б найдутся их пока есть где готовитЬ
Еще более обидна и не справедлива судьба прекрасного члена т, н, "основной группы"Альта Эс. Сколько больших музыантов начинали с "альтушки"!!!!Тем не менее заменяемая валторнами почти"вымерла"Причины те же, что и сТубойЭс-"социальные", к исполнительству отношения не имеющие, Альтисту неоткуда взяться!! Нет самодеятельности, мало орестров но,,,,,,естЬ г отовые валторнисты,готовые заменить"грубый тембр альта" И опять приходит на ум А, Сакс,который все просчитал все уравновесил,все предусмотрел, Нет альту замены в духовом оркестре!!! - валторны не замена, разве что тромбоны,,,,,,,но тромбонистов мало, готовить их сложнее, фальшивят они больше,,,,Исчезновение алЬ тов сравнимо с исчезновением яко бы" не очень важных" органов после хирургической операции......Можно жить без трех зубов, без селезенки, даже без ноги но,,чэто это будет за жизнь?!! Короче, ДА ЗДРАВСТВУЕТ АЛЬТ,наша дорогая "АЛЬТУШКА"!!!!
У нас в молодежных оркестрах была традиция всех детей с альтушками ставить в первую шеренгу. Идем мы коробкой, детский образцово-показательный оркестр, играем "Военный марш" Свиридова, на дворе май месяц 1988 года, спереди коробки только и слышно: "иста-иста-ист-тада-дата"
Кстати у Свиридова, в вальсе "Метель" партия баса была специально Эсная. Если не ошибаюсь. Я помню, наш дирижер очень к этому трепетно относился. Если бы "Метель" сыграли на контрабасе, он бы наверное, табуреткой огрел по черепу.
Автора оркестровки не помню.
И еще раз о альтах. А что, вот вспоминаю последнее место работы - оркестр МВД... секунды валторн совсем не было слышно, так на уровне подсознания. Дирижеры так и говорили: " - Чтобы сегодня три тромбона в коробке стояли! нет ритма! Мы должны сегодня пройти в батальоне `Служить Роcсии`! С секундами чтобы! тромбоны, вы слышали! "
Последний раз редактировалось: Faul (Вс Фев 05, 2012 7:31 am), всего редактировалось 1 раз
Теперь насчет Бейной тубы. Оказывается - не панацея. Поясню примерами.
Идет у нас году этак в 1996 развод караулов. Отдельный отряд пограничного контроля, плац, коробки, оркестр. Все в сборе - нет только Б.Б. Опаздывает срочник.
Тут команда, начинаем играть "Встречный марш". Не звучит. В коробке два тубиста, ребята метр девяносто, крепенькие, поддать могут как положено - а низа нет. На плацу волнение. Что-то не то. И так минут 10, пока не прибегает солдат с Б.Б. Прибежал, влез в шеренгу, пошел махать колотушкой. И тут сразу низ появился.
Так что даже две больших тубы без большого барабана не вытянут.
Последний раз редактировалось: Faul (Вс Фев 05, 2012 7:31 am), всего редактировалось 1 раз
Кстати, вдогонку насчет секунд. Ходили слухи (ну читайте о спорах в первом посте темы), что в немецких оркестрах в коробку ставят аккордеонистов и что они там как раз секундят.
А вот из практики 70-х.
К.ф. "Иван Васильевич меняет профессию".
Эпизод с проводами стрелецкого войска на войну с крымцами.
Песня "Кап-кап-кап".
Песню поет ансабль Александрова. По детству как-то я не видел никакого смака в их вокализме, сейчас считаю - песню спели здорово.
И голоса подобрали, какие надо, стрелецкие.
И там, значит, после певцов, сразу в уши укладывается стрелецкая туба. Туба - эсная, правильно? Высоко звучит, компактно. Сколько раз с той поры я слышал переделок, имитаций, стилизаций и т.д. - партия тубы, будучи сниженной на октаву, уже тяжелит марш. Как туба Б, так и бас-гитара.
Поэтому ценности отдельно взятых инструментов осознаются со временем. Лично теперь я ЗА тубу Эс+ альты Эс.
Вчера раздумывал над словами О. Кошелева насчет Сакса и "по квартам". В принципе, что получается: Сакс предусмотрел плотное заполнение всей частотной фактуры. Звукорежиссеры над этим постоянно бъются, с целью заполнения микса всеми частотами.
И получается, что Туба Эс плотно усаживается между тубой Б и баритоном. Можно туда поместить, конечно бас-тромбон, но у него не хватает полноты звучания. Равно как и сакс-баритон, фагот и бас-кларнет. Слава эсной тубе!
Блин, всё-таки вы развили эту тему флейм же будет!
Тогда за сопраны скажу (правда по моим постам и так всё ясно). Я бы музрукам, которые корнетистам разрешают играть на своих трубах (дескать они лучше, что почти всегда правда, кстати), уши бы поотрезал и заткнул бы их в дырки от них оставшиеся. Если у тебя есть три сопраниста, то корнета 2(!!!), а труба одна, если 4, то 2 на 2, если 5, то 3 на 2, если 6 то 3 на 3, а вот если 7, то 3 на 3 плюс флюг, если 8, то + труба С.
С секундами вообще все ясно если держим саксовский состав -- альтухи. Ходим в классику часто -- волторны (но двухдлинные и только), кстати ещё бывают мелофоны (видели?). И вообще, нужно смежные инструменты осваивать, в зависимости от репертуара менять сродников. Я не обламываюсь трубу, корнет и флюг иметь и менять их когда это нужно (хотя мне это уже давно не нужно, а только от желания поиграть зависит) _________________ Cheers
\MobLeo
.... Ксожалению она исчезает и из военных оркестров На сегодя" взяться" тубистуЭс неотуда--сомодеятельность их больше не поставляет.Вся надежда на энтузиаста ,молодого дирижера лейтенанта который придя в оркестр"посадит на тубу Эс(лучше сразу двух) воспитанника" Почин окупился бы очень бЫстро А Тубисты Б найдутся их пока есть где готовитЬ
На западе (в Европах и особенно в Штатах) все тубные конкурсы принято играть на 2-3 инструментах. Они, кстати, очень часто не тубными, а басовыми называются.
В первом туре обычно играют на тубе B, пройти второй тур на ней практически нереально, играют на Es или С или эфониумах. Ну или наоборот. Т.о. с точки зрения жюри тубист играющий на одном инструменте "одноног" (одно- добавте сами хотите чего). При прочих равных отдадут предпочтение мультиинструменталисту -- 3 лучше чем 2, а 1, даже гений, получит в лучшем случае поощрительный приз.
Я полагаю, что это положение у нас склалось из за инструментального голода ещё со времен СССР -- когда ассортимент массовых, относительно качественных инструментов был недостаточным, а уж возможностей заниматься одновременно на нескольких имели еденицы. _________________ Cheers
\MobLeo
Немного может не по теме, но в целом, близко:
Тут вспомнилось одно письмо, которое мы обсуждали на одном духовом сайте.
Речь шла о участии наших уехавших в американских конкурсах.
Автор письма рассказывал, что в общей массе наши эмигранты идут на пол-головы ниже амеров. Но до тех пор, пока не попадется какой-нибудь духовой энтузиаст из русских. Ну знаете, есть такие самородки-технари. Живут где-то в Малых Гребенях, с утра до вчера дрючат свою дудку.
Автор утверждал, что встречал таких несколько, и что у ребят уровень просто зашкаливающий, они сносят всех остальных участников, как бульдозером. Автор спрашивал даже у одного чела, как это он так подготовился.
Чел сказал, что играл гаммы, прямое движение. По нескольку часов.
То же самое я слышал, про одного тромбониста, из Питера сел в Большой в Москву. Тоже прямые гаммы играл часами.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах