Я только сейчас заметил, что пишет Тутунов по поводу Зари: "... в последние десятилетия XVIII века ... церемониал вечерней зари становится значительно более развернутым: он получает в себя не только сигнал(повестку), но и специальную музыку, после которой хор певчих исполняет молитву или какое-либо иное духовоное песнопение".
Интересно, если бы точно узнать, к какому периоду относятся сигналы церемонии Вечерней Зари(русско-прусской), то можно ли предположить, что сигналом отбоя(ежедневной зари) была "Повестка перед Зарею" подаваемая в начале известной нам сейчас церемонии?
Глава шестьдесятая
О РЕВЕЛИЯХ (или побудках) И ТАПТАХ.
1) Когда ревелию (или побудок) бить надлежит, тогда имеет Примиэр или Секунд-Майор с имеющими при себе салдатами и с запаленным [74] фитилем ключи тородские из дому Губернаторского или Комендантского взять, и на главный караул принесть, куды к оному времяни от каждых городских ворот один сержант с четырьмя рядовыми, (дабы ключи от Майора принять) послан имеет быть. И когда каждые ворота в присудствии обретающегося на караул Офицера, отперты будут; тогда надлежит оные ключи с Сержантом и с четырьмя салдатами, Примиэр или Секунд-Майору обретающемуся на главном карауле паки вручить, которые должны все в Губернаторский или Комендантский дом паки исправно отнесены быть. А по пробитии побудку, долженствуют караульные все Офицеры, посты свои ночные осмотреть, все ль исправно на своих местах были.
2) Сержанты, которые для приему ключей посланы будут, долженствуют о том донести, что на их постах учинилосъ: А ежели что важного случилось на постах, то и сами командующие Офицеры Губернатору или Коменданту о том известие подать должны.
3) Когда войско в поле стоит, и в вечеру начнет смеркаться, тогда должны все барабанщики такожде и трубачи перед своими полками явиться; и сколь скоро пароль отдастся, а при артилерии выстрел из пушки учинится, то при гаупт-вахте тапту протрубят с политавреным и барабаным боем. И кой час то окончится, тогда все прочие от полков кавалерии и инфантерии вдруг начнут тож бить, и пойдут барабанщики от инфантерии округ своего полку, чрез полковые улицы, како они то чинить обыкли. Каждый полковой барабанщик ведет имеющих под своим управлением барабанщиков по их строю и шеренгам, и идет перед ними с тростью; (такожде сие имеет равным образом и при побудке и зборе отправлено быть) и когда тапту пробьют, тогда должны маркетентеры и домы, где те питья продаются, далее не держать у себя гостей, но имеют все по своим квартирам и палаткам возвратиться. И осматривают сержанты и корпоралы в квартирах, кто из роты своей отлучился, как в поле так и в гварнизоне, також у маркетентеров и в домах, где питье продается, осматривать же, дабы салдаты не оставались не в указное время.
4) Тапту наллежит бить тогда, когда еще человека во 100 саженях в лице и цвет платья свободно видеть [75] возможно, а многих людей как зрение достанет, а побудку когда також разсветет. А где летом зело малые ночи, то так определить время, чтоб от тапты до побудку осмь часов было времяни, дабы людям довольный покой был. А понеже где летом долгие дни или некоторое время и весьма день, тамо зимою зело малые дни или и весьма ночь бывает, то определяется в таких местах, где весьма ночь, и в такое время, ежели опасности нет от неприятеля, определить часы для отворения ворот, когда люди не спят, а в опасное время отпирать только калитки. Идля бития как тапты так и побудку, должны определенные барабанщики от полков на парадное место притти, и настоящий бой бить, который услыша должны бить по всем караулам, и по пробитию с парадного места возвратиться в свои квартиры.
5) А когда тапту пробьют и ворота запрутся, тогда должен Майор того часу визитацию или осмотрение учинить, все ль ворота заперты, ночные посты розставлены ль, и впрочем данные указы исполнены ль. Буде же Майора нет, кто главным караулом командует, тот должен сие учинить, и немедленно о сем вышнему начальнику того города рапорт учинить. Також не должен тогда никто ездить или ходить под штрафом определенным по артикулам, разве в присутствии той земли Государя, ежели он повелит; и таким, кто лозунг или крайнюю необходимую нужду имеет, також Священники, Докторы и лекари от сего свободны ж, однакож ежели и оные найдутся кроме своего дела, то штрафу ж подлежат.
6) По вся утра, когда побутка пробита будет, мостов не опускать и ворот не отворять, пока кавалериею или (в небытии оной) инфантериею вне города из контроскарпа не осмотрено будет подлинно и не рапортовано, (что никаких воинских людей нет).
Сие чинить во время войны, или в какой опасный случай во всех крепостях, а в порубежных всегда.
7) А когда ночью понадобится ворота отпереть, а имянно: в город пустить (или из города выпустить,) одного или несколько человек, для какой необходимой нужды, то должен Майор к воротам с несколькими человеками караульных салдат притти, [76] и их отпереть, и тогда дожны все на карауле обретающиеся в ружие стать. И сперва отпираются внешние ворота, и приезжие в город впущены бывают перво во внешние ворота, и потом оные тот час запереть и внутренние отпереть, и впустя оных паки скоро запереть. Також чинить и выпуская перво отпереть городовые ворота, а внешних не отпирать; и когда выдут из города, тогда городские запереть и потом внешние отпереть, дабы чрез сие никакова страху измены или иной какой военной хитрости не было учинено; понеже во время опасное от неприятеля таковые дела обыкновенно проискиваются.
Не очень понятно, было ли слово "зоря" синонимом "тапта"? Скорее всего да. А вот совсем не понял - "ревелия" это синоним "побудки"? Тоже скорее всего да, с англ.Reveille - "подъем", и по фр.Réveil - "побудка", "подъем".
Если да, то получается только после Петра Ревелию/Побудку переименовали в "утреннюю зорю"? Или все же "побудка" это не "зоря"(утренняя)?
Очень интересная информация получена от М.Чертока. В томе IV №208 сборника О. фон Фреймана, "Вечерняя заря", имеется комментарий, что данная заря старинная, из петровских уставов, и что ее приказал у себя исполнять прусский король.
В книге Жана-Жоржа Кастнера "Manuel général de musique militaire à l'usage des armées françaises" от 1848 приведены примеры маршей, боев и сигналов некоторых армий. Упомянуты сами французы(от Людовика XIV), Бельгия, итальянцы(XVII век), Неаполь, Пьемонт, Бавария, Ганновер, Англия, Австрия и Пруссия. Упомянут даже Саксен-Веймар, а вот Россия, к сожалению, не приведена... Уж не знаю, "месть" ли это за Bérézina и казаков, или же наше цензурное ведомство показало свою закостенелость.
Но, как всегда, нас выручают пруссаки.
В главе "Batteries et sonneries Allemandes signaux pour les tambours fifres et clairons de L'infanterie Prussienne (1843)" приведены прусские сигналы, точно так же, как это сделано у нас в "Нотах барабанных боев и сигналов..." от 1848 года.
Помимо номера 3 - "Retraite Prussienne. Prussisches Zapfenstreich. autre Retraite pour le fifre pouvant etre jouee sur la batterie precedente", которую можно послушать на youtube, есть еще и "Retraite Russe. Russische Zapfenstreich."
К сожалению качество гугловского скана sehr schlecht, однако, все же, прочитать его можно и нужно - заслуживает того.
Под номером 10 идет "Повестка"(в наших нотах 1848 года она идет под номером 22). Несмотря на некоторые отличия, типа отсутствия восьмой в седьмом такте и д.р., это безусловно одно и тоже:
Номер 11 сама Заря. В русских нотах, как мы знаем, Заря и сигналы к ней разбиты на три инструмента - барабан, рожок и флейта. У пруссаков, а точнее "по версии" Кастнера, только флейта и барабан. Партия барабана нас пока не интересует, хотя она и довольно сильно отличается, а вот отличия у флейты мы рассмотрим подробнее.
Начинается все одинаково, даже в одной октаве и в одной тональности, половинная с ферматой. Далее в обеих вариантах идут три пустых такта, после чего идет сама мелодия. Отличия начинаются в седьмом такте - у нас там четверть на вторую долю, у них две восьмых(тоже самое повторяется в 15 такте) ; в десятом и одиннадцатом тактах у нас над первых долях указана трель и две четверти залигованы; в восемнадцатом и девятнадцатом тактах у пруссаков так же нет трелей и лиг; в двадцать первом такте у нас на вторую долю пауза; в двадцать третьем такте у нас указана лига на первые две восьмые; в двадцать восьмом такте у нас пассаж из 8-ми шестнадцатых а не 4 восьмые, в следующем такте у пруссаков две четвертых, у нас же на вторую долю октавный прыжок и две восьмые(тоже самое повторяется в 44 и 45 тактах); в тридцать шестом так те у пруссаков половинная, у нас же половинная и восьмая... Далее, в общем, те же мелкие отличия.
Так же, безусловно, это одно и тоже:
Далее идет сигнал "Молитва при Заре".
Тоже имеются некоторые отличия:
Добавлено: Пн Мар 19, 2012 11:27 am Заголовок сообщения:
Мне довелось некоторое время прослужить в Москве на территории
бывш.Хамовнических казарм. На этой территории размещалось
несколько воинских частей, в т.ч. Военно-дирижерский факультет.
Часто они исполняли Зарю. Исполняли бесподобно! Но музыка
этой зари все-таки отличается от зари старой русской армии.
Может у кого сохранился вариант новой (ИМХО Советской) зари?
Добавлено: Пн Фев 25, 2013 3:03 am Заголовок сообщения:
В продолжение предыдущего поста представляю рисунок зари в честь встречи трех императоров в Берлине. Войска идут по Унтер-ден-Линден в сторону Городского замка. 1872 год.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах