Список форумов Военная музыка

Военная музыка

Форум любителей военной музыки
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

НАШ БАННЕР Partita.Ru — ноты для духового оркестра НАШ БАННЕР Partita.Ru — ноты для духового оркестра
Вильгельм Штефан (Wilhelm Stephan)

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Военная музыка -> Дирижеры и их оркестры
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Auceps
Site Admin

   

Зарегистрирован: 01.05.2009
Сообщения: 1504

СообщениеДобавлено: Пт Июл 19, 2013 1:58 pm    Заголовок сообщения: Вильгельм Штефан (Wilhelm Stephan) Ответить с цитатой

Вильгельм Штефан (Wilhelm Stephan).
Инспектор музыки Бундесвера, композитор, дирижёр.


Вильгельм Штефан родился 19 февраля 1906 года в Люнебурге. После окончания школы он обучался на книготорговца. Однако в силу своей любви к военной музыке, Штефан записался добровольцем во 2-й батальон 16-го (прусского) пехотного полка (II./16. (Preußisches) Infanterie-Regiment) в Ганновере, куда был принят, несмотря на свой низкий рост. С 8 января по июль 1925 года он прошёл основную военную подготовку в 7-й роте батальона. Рота вела традицию бывшего кайзеровского 79-го пехотного полка (Infanterie-Regiment von Voigts-Reitz) (3. Hannoversches) Nr. 79), солдаты которого носили т.н. "Гибралтарскую ленту (Gibraltar-Band)".
Свою карьеру военного музыканта он начал в том же году тромбонистом в оркестре 2-го батальона под управлением обермузикмейстера Адольфа Бердина (Adolf Berdien), будущего старшего инспектора музыки сухопутных войск. После перевода Бердина в Шпандау, руководителем оркестра с 1 апреля 1927 года стал пожалованный в обермузикмейстеры Макс Хартенхауэр (Max Hartenhauer).
C 1 апреля 1932 года по 31 марта 1935 года он учился в Государственной высшей школе музыки в Берлине-Шарлоттенбурге, где посещал в том числе и класс тромбона под руководством Пауля Вешке (Paul Weschke). По окончанию обучения Штефан выдержал экзамен на музикмейстера с оценкой "очень хорошо". В подчинение он получил находящийся в процессе создания оркестр 59-го пехотного полка (Infanterie-Regiment 59) в Хильдесхайме. Поскольку 3-й батальон полка находился в Ганновере, то оркестру приходилось играть в обоих городах (автобусы для пехотных оркестров тогда ещё отсутствовали). По свидетельству Хассо Краппе (Hasso Krappe), бывшего свидетелем выступлений Штефана в то время и беседовавшего со Штефаном уже на пенсии последнего, это было физически самое тяжелое время для молодого музикмейстера и его музыкантов.
В сентябре 1939 года в составе 8-й армии (8. Armee) 59-й пехотный полк принимает участие в Польской кампании. После неё из-под пера Штефана вышел встречный марш, который он посвятил своему бывшему полковому командиру генерал-майору Карлу фон Офену (Karl von Oven). В мае-июне 1940 года полк принимает участие во Французской кампании. По свидетельству Штефана, командир дивизии, генерал Отто фон Кнобельсдорфф (Otto von Knobelsdorff) часто подбадривал проходящих солдат призывами "Вперёд! Вперёд! (Vorwärts! Vorwärts!)" из своего автомобиля на обочине дороги. К моменту окончания кампании 19-я пехотная дивизия (19. Infanterie-Division) достигла демаркационной линии на реке Луаре. Там Штефан пишет свой второй известный марш под названием "Vorwärts! (Flandern-Marsch)", где призывы дивизионного командира были музыкально облачены во включенный в начало марша прусский сигнал к атаке. Оба произведения снискали признание и даже были предусмотрены для включения профессором Германном Шмидтом (Hermann Schmidt) в первый и второй том его "Собрания маршей сухопутных войск" (Deutsche Heeresmarschsammlung) соответственно, чего не случилось из-за продолжения войны. Марш "Vorwärts!" предполагалось включить под номером HM II, 157 как "Parademarsch General von Knobelsdorff", поскольку именно под этим именем марш был посвящен Кнобельсдорффу во время посещения им 59-го полка. После войны марши получили от композитора свои нынешние названия: "Fahnengruß" и "Panzergrenadiermarsch" соответственно.
В сентябре 1940-го года 59-й полк был выделен из состава 19-й пехотной дивизии и был передан формировавшейся 20-й танковой дивизии (20. Panzer-Division) сначала в качестве 59-го стрелкового полка (Schützen-Regiment 59) (c 1942 года – 59-й панцергренадерский полк (Panzer-Grenadier-Regiment 59)). 1 октября 1940 года Штефана повысили до обермузикмейстера.
Вместе с полком Штефан участвовал в операции «Барбаросса» 22 июня 1941 года. Немецким слушателям он запомнился своими концертами, передававшимися по солдатскому радио из Харькова (Soldatensender Charkow), в репертуар которых входили и его марши. В силу высоких потерь в ходе боёв с Красной армией, Штефан также исполнял обязанности ордонанс-офицера при полковом штабе. Осенью 1942 года Штефан вместе с полком принимал участие в боях против советских войск под Ржевом. Там же он ненадолго подменял убитого на фронте руководителя оркестра дивизии "Великая Германия" (Infanterie-Division "Großdeutschland") обермузикмейстера Гвидо Гроша (Guido Grosch) до прибытия нового руководителя оркестра Фрица Мазура (Fritz Masuhr), также будущего инспектора музыки Бундесвера.

С 6 января 1943 года Штефан занимал должность преподавателя по предметам "Дирижерское исполнительство", "Инструментовка", "История военной музыки" и "Инструментоведение" в Государственной высшей музыкальной школе в Берлин-Шарлоттенбурге. Его тогдашний ученик, будущий подполковник и руководитель нескольких оркестров Бундесвера Ганс Херцберг (Hans Herzberg) вспомнил о нём следующее: "Когда пришёл Штефан, то взошло солнце!". Пожалованный 1 апреля 1943 года в штабсмузикмейстеры Штефан позже дирижировал прощальным концертом, посвященном старшему инспектору музыки сухопутных войск, профессору Бердину, под чьим руководством Штефан начинал службу (подробнее о концерте см. в статье о Бердине - Auceps). После бомбардировки Высшей школы музыки классы были распущены, а штабсмузикмейстер Штефан с 20 ноября 1944 года возглавил оркестр 16-й танковой дивизии (16. Panzer-Division), которая вела бои с советскими войсками в Польше. В мае 1945 года он попал в советский плен, где содержался сначала в лагерях в Таборе и Брно (Чехословакия), а затем был переведен в лагерь возле села Оранки к востоку от Горького (Нижнего Новгорода), СССР. В сентябре 1946 года Штефан вернулся к семье в Хильдесхайм.
В Хильдесхайме Штефан организовал и возглавил Народный оркестр Хильдесхайма (Hildesheimer Volksorchester), с которым давал концерты к югу от Ганновера. Также он преподавал инструментоведение в народной высшей школе Хильдесхайма. 1-го марта 1948 года Штефан стал первым дирижёром Нижнесаксонского симфонического оркестра (Niedersächsisches Sinfonie-Orchester) в составе Северо-западногерманского радио (Nordwestdeutscher Rundfunk), с которым он давал концерты в доме радио в Ганновере. 1-го октября 1948 года Штефан с большим успехом руководил оркестром Гамбургского радио, став известным далеко за пределами своих частот. Штефан был также приглашенным дирижером на радио Мюнхена, Западного Берлина, Вены, Турина и Хилверсюма (Нидерланды), где также способствовал звучанию новых музыкальных работ на радио.
С созданием западногерманского Бундесвера и новых оркестров в его составе новой армии снова потребовались военные дирижёры. Штефан долго раздумывал, становиться ли ему снова военным музыкантом, несмотря на то, что его нынешнее место в оркестре Гамбурского радио ему очень импонировало. Однако затем он всё же покидает оркестр и 16 июня 1958 года вступает в Бундесвер в качестве инспектора музыки в звании подполковника (до него в состав Бундесвера уже были приняты 24 военных дирижёра). Этому предшествовали долгие дебаты относительно военной музыки в новой армии и новом западногерманском обществе. Уполномоченный по делам обороны граф Вольф фон Баудиссин (Wolf von Baudissin) из офиса Бланка (Amt Blank, будущее Министерство обороны ФРГ - Auceps), которому было поручено отстроить новый Бундесвер, будучи человеком эстетическим, выступал против военной музыки в войсках. Новые немецкие солдаты, как того хотел создатель "гражданина в униформе", должны были маршировать через город молча. Моторизированные и механизированные войска же должны были выдвигаться на маневры под звуки музыки, доносящейся из радио. Однако реформатор Баудиссин не смог продвинуть свою позицию, поскольку его товарищи из военного руководства посчитали отказ от звучания военной музыки действием, "подрывающим оборонную мощь" (Wehrkraftzersetzung, популярный в Третьем Рейхе термин - Auceps). Кроме того, федеральный канцлер Конрад Аденауэр на выступлении перед парламентариями ХДС в 1955 году заявил следующее: "Когда немецкий народ снова услышит военные концерты на рыночных площадях, то в следующий раз он сделает правильный выбор и в скором времени будет определенно за то, чтобы у нас снова была армия". Слова Аденауэра не прошли даром: Первый концерт Бундесвера состоялся 5 января 1956 года именно в честь 80-летия Конрада Аденауэра, ещё до призвания Штефана на должность. Однако Штефан, тем не менее, вспомнал: "С этим бесподобным воодушевлением военные оркестры начали свою работу в войсках и на публике. Они стали хранителями традиции". Среди прочего, по личной просьбе Аденауэра, был исполнен австрийский "Hoch- und Deutschmeister-Marsch" Доминика Эртля (Dominik Ertl).

После назначения Вильгельм Штефан стал советником генерального инспектора Бундесвера по всем вопросам военной музыки, а также занялся активным обустройством имеющихся и созданием нескольких новых военных оркестров для армии. Его ассистентами были Фридрих Дайзенрот (Friedrich Deisenroth) и Фриц Мазур, ставший после Штефана следующим инспектором музыки Бундесвера. К моменту принятия Штефана в войска в Бундесвере уже имелось 19 оркестров, Штефан увечил их количество до 21:
- 1 Штабной оркестр (Stabsmusikkorps der Bundeswehr, ныне Musikkorps der Bundeswehr);
- 1 Учебный оркестр (Ausbildungsmusikkorps der Bundeswehr, первоначально учебный музыкальный взвод при Штабном оркестре - Auceps);
- 13 оркестров сухопутных войск (Heeresmusikkorps);
- 4 оркестра Люфтваффе (Luftwaffenmusikkorps);
- 2 оркестра военно-морского флота (Marinemusikkorps).
С 1 июля 1961 года Штефан был произведен в полковники. В это же время, совместно с подполковником Фридрихом Дайзенротом (Friedrich Deisenroth) он составил в 1960 – 1962 гг. три сборника маршей со 145 известнейшими и наиболее частыми в употреблении маршами старых сборников, а именно "Прусского королевского собрания маршей" (Königlich-preußische Armeemarschsammlung) и "Собрания маршей сухопутных войск" (Deutsche Heeresmarschsammlung). Марши были изданы в издательстве Bote & Bock, на протяжении столетия до этого традиционно занимавшимся изданием сначала прусской, а затем и германской военной музыки. Данная компиляция и поныне является основной военно-музыкальной составляющей любого оркестра Бундесвера.
Традицию немецкой военной музыки полковник Штефан определил как "непрерывную и незапятнанную". Для него оставалось загадкой, как после 1945 года военную музыку "удалось так оклеветать, что даже оптимистам с трудом удалось поверить в факт её [военной музыки] выживания". Ему же принадлежит фраза: "При исполнении немецких армейских маршей никому не позволено превзойти Бундесвер!". В войсках же Штефан получил кличку "Обербетховен" (Oberbeethoven).
До сегодняшнего дня его 5 пластинок "Deutsche Armeemärsche", записанные со Штабным оркестром Бундесвера числятся среди знатоков военной музыки среди лучшего, что было создано в Германии в сфере военной музыки. В 1960-е годы эти пластинки в специальной кассете вручались некоторым странам как подарок федерального правительства. Также оставили свой отпечаток его записи "Большой побудки" (Großes Wecken) и "Большой вечерней зори" (Großer Zapfenstreich), сделанные совместно с оркестром сухопутных войск № 1 (Heeresmusikkorps 1, Hannover), которым руководил тогда подполковник Ганс Херцберг, бывший ученик Штефана (см. выше - Auceps). Помимо этого, для тех старых товарищей, которые в плохую погоду подбадривали себя звуками музыкального проигрывателя, он записал ещё 85 пластинок с военной музыкой (на самом деле, речь идет о многочисленных переизданиях одних и тех же записей – Auceps). Гонорар же за пластинки остался за ним: Музыкальный лейбл "Philips" продал с 1958 по 1968 гг. 250.000 экземпляров его пластинок с маршами, солдатскими песнями и зорями. Публичные концерты Штефана с различными оркестрами Бундесвера послужили и на благо общества: во время них было собрано около 1,7 миллиона марок на благотворительные цели. Эти записи, включившие в себя около 150-ти военно-музыкальных произведений, сделали его «бессмертным». Штефан дожил и до момента, когда записи 5-ти томов его "Deutsche Armeemärsche", а также "Großes Wecken – Großer Zapfenstreich" были переизданы на дисках и снова поступили в продажу.
Вильгельм Штефан также выступил одним из основателей музыкальных фестивалей НАТО, проходивших под его руководством в 1960, 1962, 1964, 1966 годах в Мёнхенгладбахе (Mönchengladbach), а также в 1967 году в Кайзерслаутерне (Kaiserlautern). В 1961 году Штефан сопровождал Штабной оркестр Бундесвера вместе с руководителем оркестра Фридрихом Дайзенротом на военно-музыкальный фестиваль в Турине. Штефан также был первым приглашенным немецким дирижёром, который в 1963 году участвовал в большом концерте Королевской военной школы военных оркестров в Кнеллер Холле в Лондоне, а также с оркестром Армии США (U.S. Army Band) в Вашингтоне в 1965 году. Оба концерта прошли с большим успехом.
Инспектор музыки полковник Вильгельм Штефан ушёл в отставку 31 марта 1968 года. В прощальном концерте приняли участие оркестр сухопутных войск № 6 (Heeresmusikkorps 6, Hamburg) и оркестр Люфтваффе № 4 (Luftwaffenmusikkorps 4, Hamburg), а также хоровой ансамбль матросов "Blaue Jungs aus Bremerhaven". Благодаря гонорарам от пластинок, полковник Штефан вышел в отставку состоятельным человеком, однако из публичной жизни он всё более и более отдалялся, уединённо проживая в своём доме на Леннештрассе в Бонне. Вильгельм Штефан скончался в Бонне 25 апреля 1994 года.

_________________
Die Piefke's kommen


Последний раз редактировалось: Auceps (Вт Май 24, 2016 1:53 am), всего редактировалось 13 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Auceps
Site Admin

   

Зарегистрирован: 01.05.2009
Сообщения: 1504

СообщениеДобавлено: Пт Июл 19, 2013 3:59 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Список произведений. Дополнения и замечания приветствуются:

Марши:
Третий Рейх

Präsentiermarsch General von Oven (AM I(S), 54) [Marsch] (1939) (ныне - Fahnengruß)
Vörwärts (Flandern-Marsch) (AM II(S), 165) [Marsch] (1940) (ныне - Panzergrenadiermarsch)*
*Посвящен генерал-майору Отто фон Кнобельсдорффу, командиру 19-й пехотной дивизии, в состав которой входил 59-й пехотный полк, где Штефан служил во время Французской кампании.

Мелодии:
ФРГ

Alt-Hannoverscher Zapfenstreich
_________________
Die Piefke's kommen


Последний раз редактировалось: Auceps (Вт Янв 05, 2016 9:39 pm), всего редактировалось 3 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Auceps
Site Admin

   

Зарегистрирован: 01.05.2009
Сообщения: 1504

СообщениеДобавлено: Сб Июн 07, 2014 10:28 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Остальные записи с пластинки исполняются гражданскими ансамблями, только эти 2 исполнены штабным оркестром Бундесвера п/у полковника Штефана. Поэтому я и выложу их тут отдельно. Музыка - послевоенная, за авторством Эриха Шторца (Erich Storz).

Im tiefen Tal, wo der Wildbach rauscht
https://www.youtube.com/watch?v=aOS7q5dGtRk
Mädel, draußen ist's so schön
https://www.youtube.com/watch?v=6Oy5TL3373Y
_________________
Die Piefke's kommen
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Военная музыка -> Дирижеры и их оркестры Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах



Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS