Список форумов Военная музыка

Военная музыка

Форум любителей военной музыки
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

НАШ БАННЕР Partita.Ru — ноты для духового оркестра НАШ БАННЕР Partita.Ru — ноты для духового оркестра
Military Music and Tradition in Imperial Russia

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Военная музыка -> История русской военной музыки
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Auceps
Site Admin

   

Зарегистрирован: 01.05.2009
Сообщения: 1504

СообщениеДобавлено: Чт Окт 02, 2014 4:04 pm    Заголовок сообщения: Military Music and Tradition in Imperial Russia Ответить с цитатой

На Brandenburg Historica вышла вот такая вот статья (вторая по счёту после статьи о Фридрихе Алерсе):
http://stores.militaryhistoryshop.com/blog/military-music-and-tradition-in-imperial-russia/

_________________
Die Piefke's kommen
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
MobLeo
Site Admin

   

Зарегистрирован: 23.04.2009
Сообщения: 891
Откуда: Moscow

СообщениеДобавлено: Чт Окт 02, 2014 8:19 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ох ты ж.... признали, что Егерский марш имеет русское происхождение. афигеть!
_________________
Cheers
\MobLeo
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение MSN Messenger
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 3546
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Пт Окт 03, 2014 6:09 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ну что ж, попробуем перевести:


ТРАДИЦИЯ ВОЕННОЙ МУЗЫКИ В ИМПЕРАТОРСКОЙ РОССИИ


История Россиийских императорских армии и флота богата славными боевыми отличиями, и их музыкальное наследие формировалось некоторыми из самых величайших композиторов, музыкантов и солдат - при существенном вкладе немецко-говорящего мира.
История военной музыки в России начинается с правления царя и императора Петра Великого (1672-1725) . В 1696 году, после смерти своего единокровного брата и соправителя Ивана V и принятия всей полноты власти, Пётр провёл серию реформ, затронувших все стороны русской политической, военной, административной, религиозной и общественной жизни. В это время, наряду с общей реорганизацией армии, были организованы на уровне того времени первые русские военные оркестры на немецкий лад, что означало, что флейты и барабаны (применявшиеся для подачи сигналов) заняли главенствующее место в русской военной музыке.
Между прочим, любимым инструментом Петра был барабан; ещё юношей, он лично исполнял на нём ритмичное сопровождение для движения в ногу своих товарищей по играм, которых он организовал в полки "потешных", ставших основой Российской императорской гвардии. Эти формирования - Преображенский и Семёновский полки - получили свои названия от подмосковных царских деревень, где юный Пётр собрал сыновей местных дворян для своих военных игрищ, и вместе с ними появились первые русские полковые оркестры.
Когда царь обедал в Адмиралтействе в своём новом городе Санкт-Петербурге (где он, как опытный кораблестроитель, наблюдал за строительством военных кораблей на близлежащих верфях), его скромную трапезу из морского рациона сопровождали флейты и барабаны из Адмиралтейской башни. Таким же образом, когда он проводил совещания со своими генералами и министрами в своём скромном дворце, построенном в голландском стиле, армейские музыканты обеспечивали их музыкальное сопровождение.
После своей победы над шведами в Полтавской баталии в 1709 году, Пётр продолжил своё влияние на развитие русской военной музыки, введя трубы и литавры во все армейские полки, а также флотские и корабельные оркестры, дислоцированные в Санкт-Петербурге, Кронштадте, Архангельске и Ревеле (который некоторые называют Таллин). В 1711 году он постановил, что каждый армейский полк должен иметь оркестр немецкого типа из гобоев, в составе от девяти до одиннадцати музыкантов.
После смерти Петра, созданная им армия продолжала растить и развивать свои традиции. В тридцатых годах восемнадцатого столетия её музыкальные инструменты стали приобретать свойства знаков отличия, что уже имело место в различных немецких и прочих европейских армиях того времени. В правление племянницы Петра Анны Иоанновны (которая правила с 1730 по 1740 годы) возникла русская традиция награждения серебряными трубами отличившихся воинских частей. С точки зрения приоритета эти инструменты (на которых часто имелась гравировка) стояли на третьем месте после знамён и орденов.
Первый случай награждения произошёл в 1731 году, когда Анна Иоанновна пожаловала двадцать серебряных труб и серебряные литавры лейб-гвардии Конному полку (бывшему Лейб-драгунскому полку князя Меншикова, который она возвысила до гвардейского в следующем году). Однако первое награждение серебряными трубами за боевые отличия произошло в 1737 году, когда батальон лейб-гвардии Измайловского полка получил их за храбрость, проявленную при штурме турецкой крепости Очаков. После учреждения ордена Святого Георгия в 1769 году, эти инструменты стали украшаться знаком этой самой высокой русской военной награды. Последними награждёнными серебряными трубами были части, участвовавшие в Русско-Японской войне 1904-1905; за весь период с 1731 по 1917 году было награждено только 120 полков, батальонов и прочих подразделений Российских императорских армии и флота.
Уникальный русский вклад в духовую музыку был сделан в правление императрицы Елисаветы Петровны, правившей с 1741 по 1761/1762 годы: "роговые хоры" или роговые оркестры. Первый такой оркестр появился в 1753 году в Санкт-Петербурге по инициативе князя? (на самом деле титулов не имел) Семёна Кирилловича Нарышкина (1710-1775). Нарышкин, будучи обер-егермейстером императорского двора, приказал чешскому валторнисту Иоганну Антону Марешу (прибывшему в Россию в 1748 году) организовать духовой оркестр из отборных музыкантов придворного камерного оркестра. Их обучили играть на тридцати семи специально изготовленных инструментах разного размера, похожих на русские охотничьи рога; каждый инструмент мог исполнять только одну ноту, но их игра в унисон вскоре привлекла большой интерес. Первое публичное выступление рогового оркестра Мареша произошло в 1757 году в Измайлово, подмосковном охотничьем угодье императрицы, и вскоре частные роговые оркестры распространились по всей Российской империи.
Интерес к русским роговым оркестрам медленно угасал до самых наполеоновских войн и изобретения клапана в Германии в 1814 году, но в силу традиции роговые оркестры специально создавались для коронации Александра III (1883) и Николая II (1896). Последнее выступление рогового оркестра в Российской империи произошло во время концерта Придворного оркестра по случаю рождения цесаревича Алексея Николаевича, единственного сына и наследника последнего царя. Он вполне естественно завершался знаменитым хором "Славься" из оперы М.И. Глинки "Жизнь за царя".
Короткое правление царя Петра III (которое длилось всего несколько дней в 1762 году) оказалось небольшой интерлюдией, которая почти не повлияла на русскую военную музыку. Этот внук Петра Великого родился в Киле в 1728 году в семье герцога Гольштейн-Готторпского как Карл Петер Ульрих, и был привезён в Россию в 1742 году в качестве наследника трона. Эскцентричность Петра вскоре приобрела печальную известность, но более важным было то, что онпривёл в Россию "Гольштинский корпус" прусского типа, выросший в конце концов до четырнадцати полков. Став после смерти императрицы Елисаветы в 1761/1762 году императором Пётром III, он объявил о планах перевести на прусский лад униформу, обучение и подготовку Российской императорской гвардии, а также о введении лютеранства в качестве государственной религии в России. Всё это, вместе с выходом из Семилетней войны (1756-1763) и возвратом территорий, захваченных Россией во время войны, привело к дворцовому перевороту,- возглавляемому императорской гвардией,- что привело к его смерти и провозглашению императрицей его жены Екатерины.
Во время правления Екатерины II или "Великой" (которое продолжалось с 1762 по 1796 годы) численность русских полковых оркестров увеличилась, хотя и без изменения состава инструментов, оставшегося почти неизменным с петровских времён. Русская военная музыка сыграла важную роль во время Русско-турецких войн того времени, и именно фельдмаршал Александр Васильевич Суворов, величайший полководец в русской военной истории, не проигравший ни одного сражения, произнёс знаменитую фразу: "Музыка подбадривает солдат и сохраняет строй. Она удваивает, утраивает силу войска. (С крестом в руках священника,) с развёрнутыми знамёнами и громкой музыкой взял я Измаил."
Григорий Александрович Потёмкин (впоследствии князь Таврический), генерал и любовник Екатерины, который во время Второй русско-турецкой войны 1787-1792 годов силой отторг Крым и северное побережье Чёрного моря у оттоманских турок, был горячим поклонником музыки. После взятия Очакова в 1788 году, этот многолетний патрон многочисленной группы любимых музыкантов и композиторов приказал исполнить “Te Deum” («Тебя, Бога, хвалим») в своём бивуаке, в сопровождении большого оркестра с трубами и литаврами, артиллерийской батареи и русского рогового оркестра.


Последний раз редактировалось: retiredmajor (Сб Сен 17, 2016 12:01 pm), всего редактировалось 3 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 3546
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Ср Окт 08, 2014 11:31 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Сын и наследник Екатерины император Павел I (который правил с 1796 до своего убийства в 1801 году) ненавидел свою мать и стремился оправдать своего отца, убитого царя-пруссофила Петра III. Когда он был ещё цесаревичем, у него уже была своя гвардия, обученная и строго вымуштрованная в прусском духе в его резиденции Гатчина под Петербургом. Он тотчас же издал серию скоропалительных указов, вводивших во всей русской армии прусскую муштру,- включая "прусский шаг" или Stechschritt,- фридриховские гренадерские шапки-митры, униформу прусского типа и даже прусские косы (в тексте ошибка, д.б. pigtall). Он также ввёл обычай проводить военные парады в дни религиозных и государственных праздников, которые на прусский манер назывались вахтпарадами. (На самом деле вахтпарад - это развод караулов, на котором во времена Павла должны были присутствовать все находившиеся в гарнизоне военные чины, поскольку там объявлялись и зачитывались все распоряжения, касающиеся их.)
Павел тогда же распорядился уменьшить состав оркестров пехотных полков, вернув их к более ранней форме в виде группы барабанов и флейт. В них теперь появились (в добавление к капельмейстерам) тамбурмажоры с тамбурштоками, ещё одно заимствование из Пруссии. Реформы Павла также сократили количество штаб-трубачей в кавалерийских полках и эскадронах до одного-двух на каждый; также отныне было запрещено иметь ударные инструменты в конных частях, за исключением Кавалергардского и лейб-гвардии Конного полков, в которых было оставлено по одному литаврщику.
Во время правления Павла I стало повсеместным исполнение ритуала вечерней зори. На этой церемонии, ставшей основой прусской Grosser Zapfenstreich, полки, стоявшие в парадном строю с оркестрами, исполняли хором религиозные гимны, обычно "Коль славен" на слова Михаила Хераскова и музыку Дмитрия Бортнянского (1751-1825), известного композитора оперной и духовной музыки, назначенного в 1796 году Павлом I директором Придворной певческой капеллы, которым он был до самой своей смерти в 1825 году.
"Коль славен" Бортнянского был неофициальным гимном Российской империи с 1796 по 1816 годы, и до Октябрьской революции 1917 года, его мелодия ежедневно исполнялась в полдень карильоном Спасской башни Кремля. В 1813 году, во время войны с Наполеоном, прусский король, вместе со своим союзником царём Александром I, присутствовал на вечерней заре в русском лагере в Силезии, и пение молитвы так его впечатлило, что он распорядился ввести подобное и в прусской армии. Со стихотворением Ich bete an die Macht der Liebe ("Я молюсь силе любви"), мелодия Бортнянского превратилась в молитву прусского солдата.
Правление сына Павла императора Александра I (1801-1825), который отменил некоторые "прусские" реформы своего отца, оставив в силе другие, более всего известно победой русских над Наполеоном и вступлением армии казаков в Париж; но этот период также соотносится с существенным развитием в конструкции духовых инструментов и возобновившимся имперском интересом к военной музыке. Немецкие музыканты, в частности, сыграют основную роль в русской духовой музыке в девятнадцатом столетии, начавшуюся с прибытия в 1802 году в Санкт-Петербург ансамбля духовых инструментов в составе уроженца Богемии Дёрфельдта (первый кларнет), Фишера (второй кларнет), Кёлера (гобой) и Фукса (валторна).
Антон Дёрфельдт (1781-1829), лидер группы, пригашённой в столицу князем М.И. Кутузовым, сразу же обратил на себя внимание царя, который принял его на службу с целью модернизировать оркестры русской армии. Дёрфельдту было приказано императором взяться за реорганизацию и обучение всех оркестров Российской императорской гвардии, а также всех остальных на территории Петербургского военного округа. В 1809 году было принято предложение Дёрфельдта об учреждении училища для подготовки военных музыкантов, и Александр назначил его первым директором созданной "Санкт-Петербургской военной музыкальной школы".
В это время Дёрфельдт начал собирать ноты всех полковых маршей императорской гвардии, которые он упорядочил соответственно их назначению. Затем это собрание было напечатано небольшим тиражом издательством "Dalmas" в Петербурге и направлено в оркестры императорской гвардии. Он также расширил маршевый репертуар , включив в него новые тихие и скорые марши для применения в распорядке дня гвардии, заимствовав некоторые из соседней Пруссии и приняв другие от русских композиторов, таких как Иосиф Козловский (1757-1831) и Алексей Титов (1769-1827), одарённый скрипач, ставший армейским генералом. Дёрфельдт расширил собрание дальше, аранжировав произведения Моцарта и Глюка и добавив произведения французских и итальянских композиторов, но более всего собственных, в числе тридцати одного. В результате получилось "Собрание маршей Российской императорской армии", которое в 1815 году включало семьдесят характерных произведений для пехоты и кавалерии. Царь Александр подарил полный набор этих нот прусскому королю Фридриху Вильгельму III, который послужил основой и вдохновением для создания прусского Armeemarschsammlung'а в 1817 году.
Из всех произведений, включённых Дёрфельдтом в это собрание, возможно самым "долгоиграющимся" оказался "Марш егерских полков" неизвестного автора. Это произведение под названием Marsch der freiwilligen Jäger aus den Befreiungskriegen (Марш егерей-добровольцев времён Освободительной войны) рассматривалось как традиционно немецкое, хотя было включено в "Прусское собрание армейских маршей" только в 1911 году под номером 239. На самом же деле существуют свидетельства, что марш был распространён в русской армии во время кампаний восемнадцатого столетия, проводившихся графом Александром Суворовым. Во времена наполеоновских войн, он достоверно был известен как Марш Суворова, или как Марш императора Александра, что подтверждает его русское происхождение. Он был включён под названием "Марш егерских полков 1812-1814 годов" в изданное в 1901 году "Собрание маршей Российской императорской армии", и во время второй мировой войны был единственным парадным маршем, исполнявшимся как Красной Армией, так и Вермахтом.
На русскую военную музыку первой половины девятнадцатого столетия серьёзно повлиял другой немец из Силезии Фердинанд Гаазе (1788-1851), который сменил в 1830 году Дёрфельдта на посту музыкального директора императорской гвардии. Биография Гаазе выглядит как отрывок из романа Толстого "Война и мир": уже состоявшийся музыкант, имеющий солидную репутацию в Европе, он служил в наполеоновской армии в 1812 году, во время её нашествия в Россию, и был взят в плен казаками во время зимнего отступления из Москвы.
Великий князь Константин Павлович, брат царя и цесаревич, услыхал о Гаазе и оказался неподалёку во время пленения; он забрал Гаазе и стал его патроном, переведя его впоследствии в Варшаву и сделав его капельмейстером варшавского гарнизона, когда он был назначен наместником в Царство Польское в 1816 году. После Польского восстания 1830 года, великий князь был смещён со своего поста, и Гаазе был переведён Санкт-Петербург для занятия должности капельместера Гвардейского и Гренадерского корпусов, на которой он оставался до своей отставки в 1850 году.
В начале своей русской карьеры Гаазе создал аранжировку "Марша Преображенского полка" (включив в трио песню Львова), которая дошла до наших дней. До конца правления последнего царя, это проникнутое традицией произведение неизвестного автора, повсеместно исполнявшееся с начала восемнадцатого столетия, было встречным маршем российских императорских армии и флота. Гаазе также написал много новых маршей, которые были включены в русское и прусское собрания маршей, и после отставки его сменил сорокачетырёхлетний Антон Дёрфельдт младший (1810-1969), который был директором оркестров Императорской гвардии и Петербургского военного округа до 1869 года.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
валерий грачев


   

Зарегистрирован: 02.02.2012
Сообщения: 396
Откуда: Кишинев

СообщениеДобавлено: Ср Окт 08, 2014 3:45 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Спасибо г-р майор за подробную историческую справку.В качестве дополнения:из статьи журнала "Знание сила",посвященной военной музыке,известно,что в годы становления военных оркестров существовал "съежий двор трубного дела",где учили музыкантов.Интересно где он находился.
_________________
Не маршем единым живет духовик.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Auceps
Site Admin

   

Зарегистрирован: 01.05.2009
Сообщения: 1504

СообщениеДобавлено: Ср Окт 08, 2014 7:12 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Большое спасибо за перевод, ув. retiredmajor!
_________________
Die Piefke's kommen
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 3546
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Чт Окт 09, 2014 7:20 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Первые годы правления императора Николая I (длившегося с 1825 по 1855 годы) стали свидетелями появления таких ключевых фигур в истории русской музыки как Александр Даргомыжский, Александр Алябьев и Михаил Глинка, что привело к созданию новых и оригинальных произведений для духового оркестра, особенно после изобретения в 1838 году Франсуа Перине нового и усовершенствованного помпового вентиля.
В 1833 году царь Николай приказал графу Алексею Фёдоровичу Львову (1799-1870), скрипачу и армейскому генералу, бывшему его придворным композитором и адъютантом, сочинить новую музыку для замены мелодии, служившей с 1816 года в качестве российского императорского гимна "Боже, храни царя", а именно "God Save the King" Генри Хью Кэри (Henry Hugh Carey). Слова для "Боже, царя храни" были взяты из написанного в 1815 году стихотворения "Молитва русского народа" Василия Андреевича Жуковского (1783-1852), офицера(?) и поэта, служившего воспитателем цесаревича Александра Николаевича, будущего царя-освободителя Александра II.
После некоторых начальных затруднений, мелодия, служившая впоследствии гимном Российской империи до конца её существования, явилась Львову во сне; он преуспел в создании величественного и сильного произведения, пригодного для армии, церкви и народа - действительно для всего государства. Не кто иной как сам Александр Сергеевич Пушкин переработал строки Жуковского для нового гимна Львова. Это был первый в русской истории гимн с музыкой и словами, написанными самими русскими.
Во время прослушивания его прекрасной мелодии в первый раз Николай I приказал повторить её несколько раз. После завершения последнего повтора царь,- по военному суровый и строгий правитель, которого Карл Маркс и Фридрих Энгельс очернили как "жандарма Европы" за его сокрушение революционных сил везде, где бы они ни были, - пожал композитору руку со слезами на глазах и произнёс единственное слово: "Превосходно!"
Публичная премьера "Боже, царя храни" произошла 6 декабря 1833 года в Большом театре в Москве, где его исполнили хор из сотни певцов и два военных оркестра. На Рождество того же года, по личному велению царя он был исполнен военными оркестрами, находившимися в каждом зале Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Неделей позже император издал указ, объявлявший гимн "гражданской молитвой", предназначенной для исполнения на всех парадах и официальных церемониях. Как и в случае с "Преображенским маршем", наиболее широко используемую аранжировку "Боже, царя храни" для военного оркестра сделал Фердинанд Гаазе; это был самый короткий гимн в мире всего из восьми строк, и он оставался национальным гимном Российской империи до Февральской революции 1917 года.
Другая патриотическая песня, заметно присутствующая в русской истории и репертуаре русских военных оркестров (как императорских, так и советских) была созданная как раз в правление Николая I "Славься, славься наш русский царь". Её слова и музыка взяты из триумфального хора в финале национальной оперы Михаила Ивановича Глинки (1804-1857) "Жизнь за царя", премьера которой состоялась в Санкт-Петербурге 27 ноября 1836 года. Первоначально называвшаяся "Иван Сусанин", она рассказывает о герое "смутного времени" в начале семнадцатого столетия, который отказался выдать место нахождения первого царя из династии Романовых польским войскам, посланным схватить или убить его, чтобы поставить своего претендента на русский трон. Войдя в доверие к захватчикам, Сусанин завёл поляков во время зимней метели в глухие лесные дебри, где по раскрытии его обмана, он был забит до смерти. Его убийцы, предположительно, замёрзли, их планы были расстроены, а молодой царь Михаил Фёдорович Романов спокойно дождался в Ипатьевском монастыре своего восшествия на престол.
Глинка считается отцом русской классической музыки, и "Иван Сусанин" стал первой русской оперой, достигшей международной известности. После того, как император Николай I посетил одну из первых репетиций, композитор изменил её название на "Жизнь за царя", которое оставалось неизменным до русской революции. Опера быстро стала популярной; к 1879 году состоялось пятьсот представлений, и она обычно открывала театральный сезон в Санкт-Петербурге и Москве. "Славься, славься наш русский царь" являлась на деле вторым национальным гимном в Российской империи до 1917 года, и её исполнение как в хоровом, так и в инструментальном варианте в дни государственных праздников (и особенно коронаций) отражало слияние монархизма и национализма, что в сочетании с православием составляло основу русского государства:
Славься, славься, наш Русский Царь!
Господом данный нам Царь-Государь!
Да будет бессмертен твой царский род,
Да им благоденствует русский народ.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 3546
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Пт Окт 10, 2014 10:23 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

В середине девятнадцатого столетия в русской военной музыке произошли значительные усовершенствования. Около 1845 года была введена геликоновая туба; а в 1866 году Василий Васильевич (Wilhelm) Вурм (1826-1904), музыкант из Брауншвейг-Люнебурга, игравший на корнет-а-пистоне в императорском театре в Санкт-Петербурге и учивший музыке будущего царя Александра III, реорганизовал оркестры всех русских пехотных полков. Эти новые образования, состоявшие из 28 человек, были известны в армии как "духовые хоры Вурма". С 1869 по 1889 годы Вурм занимал должность старшего капельмейстера и инспектора оркестров Императорской Гвардии. Он продолжал преподавать в Санкт-Петербургской консерватории до самой своей смерти в 1904 году.
Уже в середине столетия, имперский Санкт-Петербург был городом с заметной военной атмосферой, украшенным во времена правления Александра I внушительными военными плацами и обширными площадями, обрамлёнными величественными дворцами. Его гарнизон численностью свыше шестидесяти тысяч человек (что составляло приблизительно одну десятую часть населения города) состоял из девяти полков гвардейской пехоты и семи полков гвардейской кавалерии. Форма разных чинов улан, гусар, казаков и гвардейской пехоты постоянно присутствовала на улицах столицы, а ежедневные парады и концерты оркестров этих полков были повседневной рутиной блистательного города на Неве.
Правление императора Александра II (который правил с 1855 по 1881 годы), было временем успешного русского распространения на Кавказе и в Средней Азии, но самые значительные победы империи были одержаны в Русско-турецкой войне 1877-78. Этот конфликт стал свидетелем продвижения русских армий к стенам Константинополя, древнего Византия, который русские называли Царьград, и обретения независимости Болгарией в трудной, но успешно завершившейся кампании.
Когда в 1876 году разразилась Сербско-турецкая война, и плохо снаряжённые сербы вступили в бой с более сильными и лучше оснащёнными турками, в России воспламенились панславянские настроения. К концу сентября 1876 года, около 1850 русских добровольцев (из них 644 офицера) служили в сербской армии, и течение 1877 года русский Славянский комитет послал 5000 добровольцев в Сербию. Их усилия были поддержаны такими деятелями искусств как Пётр Ильич Чайковский, который сочинил знаменитый Славянский марш (опус 31, первоначально называвшийся Сербско-русским маршем), чтобы поддержать отправку русских добровольцев в Сербию. Фёдор Герман (Fyodor Hermann), обрусевший немец, активный участник музыкальных кружков Санкт-Петербурга и Москвы, сочинил "Марш русских добровольцев" для той же цели, а после начала Русско-турецкой войны в 1877 году, он написал "Забалканский марш", марш "Тотлебен" и "Русский солдатский марш", которые он опубликовал в переложении для фортепьяно.
Александр II, освободивший русских крестьян в 1861 году, был убит в 1881 году террористами из группы "Народная воля", накануне введения в империи конституции и парламента. В Болгарии его до сих пор почитают как "царя-освободителя русских и болгар", и в 1907 году в Софии была воздвигнута его конная статуя, на кенотафе которой старым болгарским шрифтом выбито "Царю-Освободителю от благодарной Болгарии".
Император Александр III (который правил с 1881 по 1894 годы) был сыном убитого царя; он решительно сокрушил революционные силы в стране, но воздерживался от войн за рубежом. Прозванный "Царём-Миротворцем", он с энтузиазмом учился музыке и был её покровителем, особенно в отношении медных духовых инструментов. Ещё будучи царевичем, он образовал любительский духовой ансамбль, в котором довольно уверенно играл на нескольких духовых инструментах. Это были корнет, валторна и туба, на каждом из которых он, говорят, лично исполнил национальный гимн "Боже, царя храни". Группа любителей Александра в 1882 году стала Придворным оркестром, хотя и без присутствия царя, так как он, как правящий монарх, не мог выступать публично. Тем не менее он продолжал проявлять интерес к группе, и как убеждённый музыкальный националист постановил, что только русские могут быть членами "его" оркестра, хотя туда принимали и обрусевших немцев, которые постепенно приобретали там известность.
С 1888 года Придворным оркестром дирижировал Гуго Иванович Варлих (1856-1922), уроженец Касселя, прибывший в Россию из оперной компании в Мангейме. Он прибыл в Россию в конце 1870-х, и с 1881 года дирижировал разными оркестрами в Санкт-Петербурге. В 1897 году оркестр был переименован в Императорский придворный оркестр, и с 1898 года его музыканты должны были носить униформу и участвовать во всех придворных празднествах. С 1902 года Варлих ввёл регулярные публичные концерты в столице и Петергофе. Будучи дирижёром Придворного оркестра, он сделал аранжировки для духового оркестра русских народных песен и музыки из балетов Чайковского "Лебединое озеро" и "Спящая красавица", а также дирижировал премьерами произведений Скрябина, Рахманинова и других русских композиторов. После Февральской революции 1917 года, Придворный оркестр был переименован оркестр Петроградской филармонии, а Варлих был отстранён от его руководства и принуждён впоследствии аранжировать музыку для пропагандистских зрелищных мероприятий большевиков. Через три дня после смерти Ленина в 1924 году Петроградская филармония была переименована в Ленинградскую.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 3546
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Чт Окт 16, 2014 5:27 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Музыка в Российском императорском флоте восходит к правлению Петра I. В 1703 году он приказал взять двадцать девять певцов их московского царского хора и перевести их в Адмиралтейство в Санкт-Петербурге, для обучения игре на гобое. Когда в 1704 году началось строительство здания Адмиралтейства, звуки барабанов и гобоев стали слышны среди строительного шума, и так зародилась традиция "предполуденных концертов", завершавшихся выстрелом из пушки,- стрелявшей ровно в 12 часов,- что было непременной особенностью старого Санкт-Петербурга.
В 1711 году этот ансамбль стал официально называться "хором Адмиралтейского батальона", регулярно выступавшим в новой столице до своего расформирования в 1798 году по указу императора Павла I. Это был небольшой перерыв, после образования Училища корабельной архитектуры последовало возвращение "хора" в его состав. В 1850-х училище располагалось в крепости Кронштадт на острове Котлин, охранявшем морские подступы к Санкт-Петербургу, и вся деятельность оркестра была неразрывно связана с этим историческим местом.
В 1873 году инспектором военно-морских оркестров был назначен Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908), известный оперный композитор, один из основателей Балакиревского кружка и бывший морской офицер (будучи гардемарином, в 1863 году он ходил в Нью-Йорк на клипере "Алмаз"). Он упорядочил состав оркестров и обучение русских военно-морских музыкантов и был инициатором русской практики назначения на должности капельмейстеров армейских и флотских оркестров лиц, прошедших обучение в консерватории. Он лично руководил реорганизацией и обучением военно-морских оркестров в Кронштадте, Николаеве и Севастополе, основных русских военно-морских базах на Балтийском и Чёрном морях. С 1875 года он дирижировал сводным оркестром из военно-морских музыкантов Кронштадта и Санкт-Петербурга на инвалидных концертах в Кронштадте. Именно для этих концертов он сочинил хорошо известные Вариации для гобоя и духового оркестра и Концерт для кларнета и духового оркестра.
Римский-Корсаков, сочинивший много других произведений и аранжировок для духового оркестра, которые, к несчастью, были утеряны, был инспектором до 1884 года, когда инспекция была расформирована. В 1993 году, в преддверие 150-летия со дня рождения композитора, российский Центральный военно-морской оркестр получил почётное наименование "имени Н.А. Римского-Корсакова".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 3546
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Чт Окт 16, 2014 6:44 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Русская военная музыка в правление Николая II

Русская армия в 1913 году насчитывала 1,3 миллиона человек в составе 236 полков пехоты (12 гвардейских, 16 гренадерских и 208 линейных: на самом деле гораздо больше - пропущены все стрелковые полки): 68 полков регулярной кавалерии (включая 12 гвардейских) и 2 конных дивизионов, Осетинского и Туркменского; 70 бригад полевой и стрелковой артиллерии (включая 3 гвардейских) и 16 стрелковых артиллерийских дивизионов, а также крепостные и прочие войска. Империя была разделена на двенадцать военных округов и Область Войска Донского. Все казаки, имевшие специальный автономный статус в империи, и их тринадцать? войск - Донское, Терское, Кубанское, Астраханское, Оренбургское, Уральское, Сибирское, Семиреченское, Забайкальское, Иркутское?, Красноярское? (этих не было), Амурское и Уссурийское, - выставляли 116 сотен в мирное время, которые быстро могли быть доведены до 360 в военное время.
Согласно штатам 1913 года каждый линейный пехотный полк имел собственный оркестр, состоящий из 1 горниста, 33 барабанщиков, и 35 музыкантов, из них горнист и один барабанщик были полковыми и находились при руководстве полка. Пехотные полки Императорской Гвардии, благодаря своему специальному статусу и привилегиям, на протяжении веков имели более крупные музыкальные подразделения различного состава, в зависимости от их потребностей. В русских кавалерийских полках (включая и казачьи) был хор из 19 трубачей. Все полковые горнисты, трубачи и музыканты линейных частей вооружались палашами и револьверами. Примечательно, что состав оркестра русского пехотного полка 1913 года примерно соответствует его прусскому аналогу 1902 года.
Каждый армейский полк имел свои собственные песни, сигналы? и парадные марши, многие из которых были теми же самыми, что и в европейских армиях. В полках также были хоры, заводилами в которых были тенора, начинавшие первые куплеты, подхватывавшиеся другими певцами. Особенно выделялись своими певцами и мелодиями казачьи части.
Полковые капельмейстеры считались военными чиновниками, но для занятия этой должности следовало пройти испытания, сравнимые с экзаменами в военную академию. Профессиональные музыканты и дирижёры наивысшего уровня, часто из императорских театров, регулярно привлекались к управлению и дирижированию оркестрами Императорской Гвардии и прочих элитных частей, дислоцировавшихся в Санкт-Петербурге и Москве. Среди таковых талантливых гражданских лиц были капельмейстер Гвардейского экипажа Войцех Иванович Главач (1849-1911), который пришёл из императорского Мариинского театра в Санкт-Петербурге и регулярно дирижировал концертами в Павловске; Август Карлович Марквардт (1882-1915), который пришёл в 1-й гусарский Сумский полк в Москве из оркестра Большого театра; и Василий Георгиевич [Вилли] Брандт (1869-1923), уроженец Кобурга, который был профессором по классу трубы в Московской консерватории и занимал пост капельмейстера Александровского военного училища в Москве с 1908 по 1911 годы.
Музыканты должны были исполнять на парадах, проводившихся по определённым дням военного календаря, и, поскольку Россия была страной глубоко религиозной, в дни церковных праздников. Большие зимние военные парады проводились каждый год на площади Зимнего дворца в Праздник Богоявления (6 января), а другой большой парад проходил в Пасхальное Воскресение, когда император произносил пасхальное приветствие собравшимся войскам "Христос воскресе!". Обычно царь начинал парад с объезда войск на коне, когда оркестры исполняли "Боже, царя храни", кричал "Здорово, ребята!" каждому полку, и в ответ слышал "Здравия желаем Ваше Императорское Величество!" из тысяч глоток.
Присутствие на утренних и вечерних молитвах, на которых полковые или корабельные хоры торжественно исполняли православное богослужение, было обязательным для всех военнослужащих. Царские солдаты традиционно почитали каждый год двух военных святых - Святого Георгия, покровителя армии, чей праздник приходился на 9 декабря, и Святого Андрея, покровителя флота (его крест был на военно-морском флаге), чей праздник приходился на 13 декабря. Для частей, дислоцировавшихся в столице, церковный парад и военные концерты в Зимнем дворце по этому случаю, на которых присутствовали царь и протопресвитер армии и флота, были обычным явлением. Последним, кто занимал эту должность (с 1911 по 1917 годы) был "воюющий батюшка" отец Георгий Иванович Шавельский (1871-1951), который был на передовой в Русско-японскую войну и получил ранение в сражении под Ляоянем.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 3546
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Пт Окт 17, 2014 6:22 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

В 1901 году царь Николай II возобновил традицию "весеннего парада", проводившегося 1 мая на Марсовом поле почти в центре столицы, и каждое лето Императорская Гвардия проводила большие маневры, выходя в лагерь около Царского села, к югу от города. Они всегда завершались захватывающим военным смотром со сводным оркестром, проводившимся в великолепную погоду, которую русские называли "царской погодой".
Большие военные представления проводились также в ознаменование исторически значимых юбилеев, совпавших с закатом империи. В 1909 году на поле полтавской битвы собрались толпы народа, чтобы отметить двухсотлетие сражения, приведшего к победе русских в Северной войне. Церемония началась с крестного хода 25 июня; на следующий день царь, в присутствии потомков генералов, служивших под знамёнами Петра, принял грандиозный парад полков, являвшихся преемниками участников сражения. Перед парадом священники пронесли икону, бывшую двести лет тому назад с войсками на поле боя.
Столетняя годовщина триумфа над Наполеоном была ещё одним поводом, который был отмечен с пышностью и великолепием, и в сентябре 1912 года царь со своей фамилией проехал в Москву, чтобы отпраздновать русскую победу. Памятные торжества состояли из большого молебна на бородинском поле и парада, возглавлявшегося Ротой дворцовых гренадер в медвежьих шапках, наподобие наполеоновской Старой Гвардии. За парадом последовала реконструкция сражения, в котором русские потеряли сорок тысяч человек убитыми и ранеными.
В 1914 году в России было тридцать одно военное учебное заведение, в каждом из которых был свой собственный оркестр или хор. Эти заведения действовали под руководством генерал-инспектора великого князя Константин Константиновича (1858-1915), двоюродного дяди царя, бывшего военным, знатоком искусств и поэтом, известным в литературном мире под псевдонимом "К.Р.". Оркестр самого известного из них, Александровского военного училища в Москве, сделал значительное количество записей для Русского граммофонного общества, замечательных виртуозностью как музыкантов, так и дирижёров, первым среди которых был упомянутый ранее "Вилли" Брандт. Русских кадетов в шутку называли "исчадьями ада", и они традиционно распевали юмористическую песню с таким названием "Звериада".
На первом месте в иерархии русского флота в последние годы империи стоял Гвардейский экипаж, которому царь и царица уделяли особое внимание. Гвардейский экипаж или "Морская гвардия" был морской составляющей Российской императорской гвардии, и был образован в 1867 году, когда команды всех русских военных судов были преобразованы в роты, которые объединялись в экипажи, численностью около двух тысяч человек каждый. Гвардейский экипаж выделял офицеров и команды для императорских яхт "Полярная звезда" и "Штандарт", которые в своей деятельности имели регулярные и близкие контакты с императором Николаем, императрицей Александрой (Фёдоровной) и их детьми.
Оркестр Гвардейского экипажа обычно состоял из шестидесяти пяти человек, и сопровождал царскую семью в ежегодных летних плаваниях, обеспечивая музыкальное сопровождение случайных развлечений и воинские почести при государственных визитах. Капельмейстер оркестра, ранее упомянутый Войцех Иванович Главач (1849-1911) из императорского Мариинского театра в Санкт-Петербурге, по происхождению был чех, чья оригинальная фамилия Hlavach была русифицирована. Его "Коронационный марш-гимн", сочинённый в 1896 году для коронации Николая II, существует до сих пор, также как и хоровые произведения "Гимн Святым Кириллу и Мефодию" (1885) и "Гимн Святому Владимиру" (1888). Другие морские единицы, особенно крупные корабли, тоже имели свои оркестры; одним из самых известных из них был лёгкий крейсер "Варяг", ставший известным во время Русско-японской войны, когда он предпочёл принять безнадёжный бой с японской эскадрой, нежели сдаться, выступив в полной парадной форме со сверкающими орудиями и оркестром, исполняющим "Боже, царя храни" и "Славься, славься наш русский царь".


Последний раз редактировалось: retiredmajor (Пн Окт 20, 2014 5:20 am), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
PetersGriFF
Site Admin

   

Зарегистрирован: 23.04.2009
Сообщения: 2576
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Вс Окт 19, 2014 8:02 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Спасибо за перевод!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 3546
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Пн Окт 20, 2014 6:40 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Русско-японская война породила несколько значительных произведений, остающихся весьма популярными сегодня в репертуаре русских военных оркестров. К ним относятся вальсы "Амурские волны" Максима? (Макса) Кюсса и "На сопках Маньчжурии" Ильи Шатрова; к этому периоду также относится марш "Тоска по Родине", опубликованный в 1905 году таинственным и неуловимым Ф.Е. Кроупом.
Обстоятельства создания вальса "На сопках Маньчжурии" особенно интересны. Этот знаменитый вальс, являющийся неотменной частью русских патриотических песен, первоначально назывался "Мокшанский полк на сопках Маньчжурии". Он был опубликован в 1906 году Ильёй Алексеевичем Шатровым (1879-1952), капельмейстером этого полка, в память о павших сослуживцах.
Шатров был капельмейстером 214-го пехотного Мокшанского полка, когда тот в течении одиннадцати дней находился в окружении японцев во время Мукденского сражения 1905 года, самого крупного сражения со времён Лейпцига в 1813 году. Потеряв надежду на освобождение и исчерпав боеприпасы, полк предпринял отчаянную штыковую атаку через японские позиции и успешно соединился с основными русскими силами, но дорогой ценой: за две недели боёв он потерял три тысячи триста человек из штатного состава в четыре тысячи, и среди них полкового командира. Из полкового оркестра (который был во главе прорыва с играющей музыкой и развернутым знаменем) осталось в живых только семь человек, и все они за свою отвагу были награждены царём Георгиевскими крестами. Шатров, который сочинил "На сопках Маньчжурии" во время лечения в госпитале, получил более высокую награду. В качестве последнего отличия, музыканты Мокшанского полка получили от царя серебряные Георгиевские трубы - что было одним из самых последних таких награждений в русской военной истории.
Через несколько лет после катастрофической для России войны на Дальнем Востоке, Василий Иванович Агапкин (1884-1964) сочинил свой марш "Прощание славянки", который благодаря выступлениям военных оркестров хорошо известен и за пределами России. Сын работника, Агапкин осиротел в возрасте семи лет и при совершенно случайных обстоятельствах был усыновлён военным капельмейстером, который увидел его попрошайничающим на улице русского провинциального городка. Получив возможность обучения музыке в приёмной семье, Агапкин оказался столь талантлив, что вскоре стал прекрасным корнетистом в полку своего отчима.
В 1909 году Агапкин переехал в Тамбов, где стал штаб-трубачём в резервном кавалерийском полку. Именно там он написал своё самое известное произведение, "Прощание славянки", во время Балканской войны 1912 года, которую вела союзница России Сербия; благодаря тому, что марш вызывает чувства печали расставания и решимости сражаться, он быстро проник в сердца русских людей во время первой и особенно во время второй мировой войн. Он был неофициальным гимном белой армии адмирала Александра Колчака в Сибири, а также частью стандартного парадного репертуара Красной Армии. В современной России марш всё ещё исполняется на военных парадах, а также является гимном Тамбовской области, где композитор служил солдатом.
К 1914 году, военные оркестры стали непременной составной частью повседневной русской жизни. Они принимали участие в боевой подготовке и парадах в больших и малых городах, где имелись гарнизоны, выступали в дни государственных праздников, и обеспечивали музыкальное сопровождение воинских ритуалов. Они даже играли на поле боя, как это было во время Гражданской войны, когда войска часто шли в бой под музыку. После революции 1917 года возникли новые традиции, в то время как большинство старых форм русских военных музыки и ритуалов, сохранявшихся в изгнании и считавшихся утраченными в самой России, частично возрождались в течение семидесяти пяти лет советской власти. Сталин возродил традицию имперских кадетских корпусов, образовав в 1940 году первые в Советской Армии суворовские военные училища (суворовские военные училища были образованы в 1943, в 1940 были основаны их предшественники - военные школы), одно их которых символически обосновалось в Воронцовском дворце в Ленинграде, где раньше находился Пажеский корпус; и уже к 1970-м годам, советские армейские и флотские музыканты сделали образцовые записи маршей самых аристократических полков российской Императорской Гвардии.
В наши дни Президентская Гвардия Российской Федерации выступает на парадах в форме "царского зелёного" цвета, с киверами, украшенными двуглавым орлом старого Московского царства и дома Романовых. По состоянию на 2013 год был восстановлен лейб-гвардии Преображенский полк в виде "154-го отдельного Преображенского комендантского полка" Московского гарнизона.
Сила традиций такова, что следует ожидать дальнейшего развития в этом направлении.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
PetersGriFF
Site Admin

   

Зарегистрирован: 23.04.2009
Сообщения: 2576
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Пт Дек 19, 2014 4:35 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Что-то не припоминаю "Егерский" у Дерфеля... И точно его нет у Фреймана, там два "Егерских", но другие. Те, что записал Карабанов на диске "Музыка воинской славы" - трек №3 "Старинный марш егерских полков" (Ф II, 127) и трек №4 "Лейпцигский марш егерских полков" (Ф III, 130).

Хорошая заметка, Конечно, можно много к чему придраться, но для массового пользования, тем более для иностранцев, очень ничего.
И еще раз большое спасибо за перевод!

P.S. только сейчас заметил - Федор Герман, это же Флориан Герман, автор музыки к романсу "Очи черные". Я не нахожу в РГБ такого марша его сочинения, но это возможно. В РГБ есть два "Тотлебен-марша" - Минкуса и Шмидта - первый так и не достал, а второй есть. Так что пока получается, что известный по записи марш может быть Германа, или Минкуса.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Военная музыка -> История русской военной музыки Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах



Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS