Список форумов Военная музыка

Военная музыка

Форум любителей военной музыки
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

НАШ БАННЕР Partita.Ru — ноты для духового оркестра НАШ БАННЕР Partita.Ru — ноты для духового оркестра
Марш Лейб-Гвардии Преображенского полка
На страницу Пред.  1, 2
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Военная музыка -> История русской военной музыки
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
PetersGriFF
Site Admin

   

Зарегистрирован: 23.04.2009
Сообщения: 2552
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Сб Дек 10, 2011 12:05 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Это не "ганцовская" версия, а русская. Написанная русским композитором(хоть и немецкого происхождения), для русского полка, и с русским гимном.Улыбка
А вот то, что он не имел популярности, видимо, правда.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
CroMagnon


   

Зарегистрирован: 28.12.2009
Сообщения: 25
Откуда: Казань

СообщениеДобавлено: Ср Мар 21, 2012 12:37 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Кажется, удалось разобраться, чем "Поход л.-гв. Преображенского полка" отличается от "Марша" того же полка.

Во-первых, заглянул в словарь Даля.
"Поход" надо смотреть в статье при слове "Похаживать".
Одно из значений слова "Поход" - "барабанный бой, генералмарш".
Про генералмарш сказано: "барабанный бой для похода отдельной части войск".

Не очень понятно.
Но более точное значение я нашел в книге современного автора Андрея Валентинова "Генерал-марш".
Там есть такой диалог:

"Секретарь ЦК, одобрительно улыбнувшись, закусил трубочный мундштук.
– Из этого и станем исходить, товарищ Москвин. Вы, кажется, служили в армии? Знаете такой сигнал – «генерал-марш»?
– Так это же в старой армии, чуть ли не при первом Николае! – удивился бывший чекист. – Был у меня во взводе один дед-ветеран, рассказывал. Сигнал на трубе играли, чтобы знать, когда в поход идти. Там еще слова имелись: «Конники, други, в поход собираетесь!»
– Не совсем так, ваш ветеран перепутал. Движение начиналось по сигналу «фельдмарш». «Генерал-марш» играли ровно за час, чтобы армия успела приготовиться. Так вот, считайте, что сегодня вы его услышали.
– Генерал-марш, – повторил Леонид. – Хорошо, будем считать, что услышал".

Теперь все встает на свои места.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
MobLeo
Site Admin

   

Зарегистрирован: 23.04.2009
Сообщения: 886
Откуда: Moscow

СообщениеДобавлено: Чт Июл 04, 2013 10:32 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Trooping the colours 2011 года. Гвардейские кирасиры и Blues (конная гвардия) на slow march выезжают под Марш ЛГ Преображенского полка. В конной аранжировке -- непривычно

http://www.youtube.com/watch?v=I3hvd7UX_Ns (см. с 1:23:57)

(Добавил)И в 2013 году тоже. Похоже традиция образовывается...

http://www.youtube.com/watch?v=r6GOhUkzuJI (см. с 22:35).
Кстати, запись оркестров выше всяких похвал. И это при сильнейшем ветре! BBC -- молодцы.
_________________
Cheers
\MobLeo
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение MSN Messenger
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 3443
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Чт Окт 03, 2013 1:07 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МАРШ


Марши со свойствами, позволяющими им стать официальными маршами в пяти странах с различными политическими и культурными системами, крайне редки. И именно таким является русский Преображенский марш или Марш Преображенского полка, марш с многогранной историей.

До 1682 года, когда Пётр Великий в десятилетнем возрасте был провозглашения царём Руси, он жил со своей матерью в селе Преображенском под Москвой. Там он организовал потешные полки из детей бояр и придворных. Из этих игр и появился первый гвардейский полк новой Русской армии, образованной Петром: лейб-гвардии Преображенский полк.

Замечательный Преображенский марш, с типично русским минорным трио, должно быть был сочинён полковым капельмейстером до конца правления Петра I, т.е. до 1725 года, на основе старой русской солдатской песни "Славны были наши деды". Он был включён в русское собрание маршей под номером I,54 и применялся как встречный/инспекционный марш этого первого полка Лейб-гвардии, дислоцировавшегося в новой русской столице - Санкт-Петербурге.

Уже в следующем, 1817, году он был включён в прусское Собрание армейских маршей под номером I,30. До 1914 года в Германии он применялся как "Präsentiermarsch" в 14-м (3-м Померанском) пехотном графа Шверина полку в Бломберге (провинция Познань) и 1-м (Восточно-Прусском) пионерном князя Радзивилла батальоне в Кёнигсберге. В России, помимо самого Преображенского полка, он был маршем 10-го пехотного Новоингерманландского и 147-го пехотного Самарского полков, а также Выборгского крепостного батальона. В те времена существовали тесные связи между русской и немецкой военной музыкой. Уроженец Богемии Антон Дёрфельдт был в 1802-1829 годах руководителем русских гвардейских музыкантов, за ним последовал в 1830-1850 пруссак Фердинанд Гаазе, которого в свою очередь сменил Антон Дёрфельдт младший в 1850-1869 годах. Ещё в 1914 году 10% прусских армейских маршей имели русское происхождение. Даже в Советской России этот марш занимал сильные позиции, а в Восточной Германии он исполнялся в ННА (Национальная народная армия) в качестве Marsch der Ehrenwache (марш Почётного караула) до самого объединения с Западной Германией в 1990 году.

Помимо этого марш распространялся по Южной и Западной Европе. Испанский король Альфонсо XIII во время своего первого визита в Россию был так сильно им впечатлён, что испросил у царя Николая II разрешение для использования его своей Гвардией алебардистов (Guardia de Alabarderos), являвшейся дворцовой гвардией короля и считавшейся старейшим полком в Европе.

Брат нашей шведской королевы Луизы, граф Луис Маунтбеттен Бирманский, последний вице-король Индии и кузен жены Альфонсо XIII, урождённой принцессы Виктории Евгении Баттенбергской, стал в 1928 году свидетелем процесии Гвардии алебардистов в её впечатляющей униформе по большой мраморной лестнице королевского дворца в Мадриде, во главе которой был оркестр из 70 человек, исполняющий Преображенский марш. Это произвело на лорда Маунтбеттена такое сильное впечатление, что он испросил у короля Альфонсо позволение использовать этот марш, когда он займёт достаточно высокий пост, чтобы ввести его в репертуар оркестров морской пехоты её величества. Король дал ему этот марш, тесно связывавший его с царём Николаем II, особенно с командиром Преображенского полка в то время, когда он родился, великим князем Сергеем Александровичем, который в то время занимал примерно такой же пост, как и лорд Маунтбеттен в бытность полковником Life Guards, одного из первейших полков Британской армии.

В 1934 году, вскоре после того, как король Альфонсо передал марш лорду Маунтбеттену, марш, переработанный Вивианом Данном, был предложен в качестве "regimental slow march" (полковой церемониальный марш) морской пехоты её величества, но этого не произошло. Комитет, назначенный командующим морской пехотой генералом Фостером, вежливо отклонил это предложение. За этим был собран комитет для исследования вопроса о "regimental slow march" для морской пехоты. Музыкальным руководителям морской пехоты было предложено подать предложения, чтобы заполнить этот пробел в церемониальной музыке. Выбор среди поданных предложений оказался сложным и окончательное решение не было принято, но комитет выразил сочуствие старой английской песне "Early one morning", которая должна была быть положена Вивианом Данном в качестве трио в новый марш.

В это время Лондонский батальон морской пехоты был назначен для участия в мероприятиях по празднованию серебрянного юбилея в 1935 году, и он взял короткий церемониальный марш, который должен был предшествовать полковому скорому маршу во время церемонии смены караула в Сент-Джеймском дворце. Песня "Early one morning" весьма подходила для этого и исполнялясь при каждой смене. Поэтому она стала очень популярной и была принята в качестве церемониального марша. Позже, Данн решил написать новый марш со вступлением, "Early one morning" в качестве первой темы и со второй темой. Марш был назван "The Globe and Laurel" (Земной шар и лавры) в честь эмблемы морской пехоты.

Затем прошло некоторое время до 1942 года, когда лорд Маунтбеттен, занявший пост командующего Объединёнными операциями флота (Combined Operations Command), приказал оркестру 1-й дивизии морской пехоты исполнять Преображенский марш в качестве инспекционного при выставлении почётного караула. С тех пор его исполняли все оркестры морской пехоты, находившиеся под его командованием, а когда он был Первым морским лордом, то все, и не только в качестве инспекционного, но и в качестве церемониального на параде, а также при исполнении объединённым оркестром церемониала "Beating Retreat" (торжественная вечерняя заря на флоте). Даже оркестры морской пехоты США исполняли его при встрече лорда Маунтбеттена. Он был человеком, склонным к пышности и церемониям, известным своей слабостью к орденам и наградам.

Марш продолжал оставаться в качестве неофициального "regimental slow march", пока в 1964 году лорд Маунтбеттен, ставший впоследствии адмиралом флота и начальником Штаба обороны, снова не предложил его в качестве такового к 300-летию морской пехоты её величества, которое приходилось на 1964 год; на этот раз марш был немедленно принят. Он заменил "The Globe and Laurel", композитор которого Вивиан Данн, бывший к тому времени главным музыкальным руководителем флота, получил задание аранжировать "новый" марш. Лорд Маунтбеттен был Полковником-комендантом (действующим руководителем) морской пехоты, а её Генерал-капитаном (номинальным руководителем) был принц Филип, которому марш был представлен 10 июня 1964 года на ежегодном церемониале Beating Retreat в честь дня его рождения, когда он был впервые записан как элемент военного церемониала. 260 годами ранее, в 1704 году, его предшественник принц Георг Гессен-Дармштадтский получил в командование морскую пехоту после его величайшей победы, завоевания Гибралтара. Музыкальной темой телесериала "Mountbatten", транслировавшегося и по шведскому телевидению, был Преображенский марш, исполняемый морской пехотой её величества.

О дальнейшем использовании Преображенского марша можно упомянуть следующее. Он исполняется "горном" при причаливании и отчаливании, если присутствует особа королевской крови, а "оркестром" - в качестве приветствия флагману. Начиная с 1989 года генералов морской пехоты следует приветствовать первыми восьмью тактами Преображенского марша, исполняемыми в быстром темпе.

Но лорд Маунтбеттен не хотел, чтобы марш оставался только в морской пехоте. Как было упомянуто ранее, он был также почётным полковником The Life Guards, и 1970 году высказал пожелание, чтобы Преображенский марш вошёл в репертуар гвардейской кавалерии и исполнялся на таких церемониалах, как ежегодный парад в честь дня рождения королевы, в котором он участвовал верхом на лошади. Бывший музыкальный руководитель The Life Guards, Энтони Ричардс (Antony J Richards) отметил: "Это прекрасный марш и представление для оркестра в конном строю, если начать со второго такта и играть только первые две репризы da capo и закончить третий удар восьмыми." Ричардс сделал аранжировки в виде "шага" и "рыси", но в 1979 году в письме из штаба полка было сказано, что марш не будет использоваться в The Life Guards.

Марш исполнялся в разных странах в разных темпах и аранжировках, в зависимости от того, в каком качестве он использовался: как церемониальный марш, как "Präsentiermarsch" или как кавалерийский марш. В России уже в 1800-х годах он исполнялся оживлённо, начинаясь с быстрого темпа.

По поводу автора марша существует много предположений. Немцы полагают (см. Тёхе-Митлера), что марш был написан в 1816 году Фердинандом Богдановичем Гаазе (1788-1851). Он родился в Силезии и в 1810 году в Болонье поступил во французскую армию, последовал за Наполеоном в Москву и был взят в плен казаками. Он был спасён братом царя, великим князем Константином Павловичем, бывшим польским генерал-губернатором, который заметил его музыкальный талант и взял к своему двору в Стрельне. Когда после Венского конгресса Константин стал командующим Польской армией (Отдельным Литовским корпусом), Гаазе стал её музыкальным руководителем. Как было указано выше, он был преемником Антона Дёрфельдта на постах руководителя гвардейских музыкантов в Санкт-Петербурге и директора военно-музыкальной школы. Он вышел в отставку в 1850 году, и его на этих постах заменил Антон Дёрфельдт младший, который в течение шести лет находился под руководством Гаазе. В следующем году Гаазе умер. Он имел чин коллежского советника, был кавалером ордена Св. Владимира и принадлежал к петербургской аристократии. К числу его композиций относятся марши для двух гвардейских полков Литовского корпуса и "Marsch aus Warschau".

Об ошибочности предположения, что автором Преображенского марша является Фердинанд Гаазе, говорят следующие факты. Во-первых, путают между собой этот марш, вошедший в прусское Собрание армейских маршей под номером I,30, со скорым маршем, который вошёл в 1834 году под номером II,99, автором которого возможно был Гаазе. Этот самый марш дважды попадал в этот перечень, но в первый раз его отвергли из-за отсутствия названия. Другим фактом является то, что слово Львов может служить как названием города (по-немецки Lemberg), так и фамилией. Марш II,99 содержит буквально русский царский гимн 1833 года "Боже, царя храни", сочинённый Алексеем Фёдоровичем Львовым. Термин "Песня Львова" стал в немецком переводе "Лемберг-песней" и был неправильно связан с солдатской песней "Славны были наши деды" и I,30. Это соотношение только недавно были открыто сравнением нот I,30 и II,99. Эти недавние находки (см. Mit klingedem Spiel, июнь 1998) сделали ясным, что Гаазе аранжировал царский гимн 1833 года (написанный Львовым) и также написал II,99, но определённо не I,30, то есть Преображенский марш.

Марш времён Петра Великого также приписывается Эдуарду Направнику, бывшему 47 лет музыкальным руководителем русской царской оперы, который в 1896 году издал (Boosey & Co) концертный марш "Пётр Великий", основанный на Преображенском марше.

В британских нотах в качестве композитора указывается некий Донаёвский (Donajowsky), которого Reg Sanders числит среди композиторов 1600-х годов и по сему случаю считает полковым капельмейстером. С другой стороны он пишет, что до 1906 года марш использовался только царями, что, очевидно, неверно. (Он исполнялся уже в 1889 году на параде по случаю дня рождения королевы.) Британцы также полагали, что марш имеет шведское происхождение, поскольку русские и шведы долго воевали друг с другом, но отказались от этой идеи после конфуза с фальсификацией "Marcia Carolus Rex".

Следует также упомянуть, что когда сэр Вивиан Данн сочинял в 1970 году "The Mountbatten March" (Марш Маунтбеттена), его вступление он начал с четырёх тактов из Преображенского марша.

Преображенский марш по-прежнему актуален в России, я был свидетелем этому во время визита в 1998 году в Петергоф, летнюю царскую резиденцию. При нашем прибытии одетые в исторические костюмы музыканты (возможно бедствующие военные), составляющие духовой квартет, приветствовали нас исполнением шведского национального гимна, за которым последовал Преображенский марш.


Ларс Стольт

21 февраля 2003 года


Перевод статьи с сайта Militärmusiksamfundet (Швеция).


Последний раз редактировалось: retiredmajor (Пт Окт 04, 2013 5:30 am), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
PetersGriFF
Site Admin

   

Зарегистрирован: 23.04.2009
Сообщения: 2552
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Чт Окт 03, 2013 2:36 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Спасибо за столь качественный перевод

Немного добавлю: к сожалению пока нет никаких подтверждений того, что марш был написан в XVIII веке, тем более в первой четверти.
В принципе, сомнений в том, что этот марш написан в XVIII веке нет никаких, это слышно, об этом говорят музыковеды. Но старейшие ноты относятся к сборнику "Маршей русской гвардии" Антона Антоновича от начала XIX века.

Но это меня абсолютно не удивляет - я пока не видел никаких аутентичных нотных источников по русской военной музыке XVIII века (за исключением маршей Гатчинских войск Павла Петровича). Но именно этот факт говорит о том, что этот марш вполне определенно может относиться к музыке XVIII века. Ведь мы с вами прекрасно знаем, что в 1711-1712 годах русская армия получила штатных полковых гобоистов (т.е. оркестры, а не обычных сигналистов), мы сделали это одними из первых в Европе и, соответственно, военная музыка у нас определенно была - они должны были что-то играть, определенно были (есть?) какие-то нотные источники, по каким-то причинам не дошедшие до наших дней (или пока не найденные). Это очевидно.

По поводу известной путаницы с Федором Гаазе и его маршем (AM II,99). Собственно, это его марш но он не является маршем данного полка и даже не посвящен ему, ларчик открывается просто:
"Капельмейстер Ф. Б. Гаазе использовал тему гимна «Боже царя храни» в трио своего марша в честь открытия Александровской колонны 30 августа 1834 г. В память об этом знаменательном событии — открытии колонны — король Пруссии велел включить исполненный при этом новый марш в число музыкальных произведений прусской армии..."
"Выдержка из копии письма берлинского издателя Шлезингера к Императору Николаю I, найденного профессором Туретом в Берлине, в архиве фирмы Леноу, бывшей Шлезингера: «В воспоминание о вечно памятном дне освящения Александровской колонны в Петербурге Его Величество Король Прусский приказал, чтобы военный марш (Гаазе), который был исполнен в этот день лейб-гвардии Преображенским полком, был сообщен всей прусской армии и чтобы таковой был включен в упомянутый сборник под № 99»"
(Музычук, Т. Ф. Два российских народных гимна в отечественных нотных изданиях, СПб, 2003)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
PetersGriFF
Site Admin

   

Зарегистрирован: 23.04.2009
Сообщения: 2552
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Пт Дек 19, 2014 6:40 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Кстати, по поводу марша Гаазе, который немцы записали как "Преображенский" (AM II,99/HM I, 45), хотя, на деле, он по случаю открытия Александровской колонны.
Нашли одно письмо М.В.Владимирова в Комиссию по улучшению музыкального дела в армии и во флоте от 1914 года, где он между делом спрашивает о наличии в комиссии нот марша Гаазе, того марша, что послужил "к созданию легенды, что гимн "Боже, царя храни" написан Львовым после того, когда марш Гаазе уже существовал. (В Трио марша проходит полностью Русский народный гимн)".

Т.е. помимо того, что это никакой не марш Преображенского полка, так еще была легенда, что Львов плагиатор Смеется
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Военная музыка -> История русской военной музыки Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2
Страница 2 из 2

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах



Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS