Зарегистрирован: 23.04.2009 Сообщения: 3305 Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: Вт Май 12, 2009 12:07 am Заголовок сообщения: Русская Вечерняя заря
Давно пытаюсь выяснить откуда нас - 1) церемония вечерней зари 2) собственно, сама музыка.
Тутунов пишет, что помимо хорала "Коль славен" Бортнянский написал и сигнал Заря, собственно, у немцев он Locken und Zapfenstreich Marsch. Сотреть:
http://www.youtube.com/watch?v=tO3eTFOxVEY
Большая вечерняя заря
"Большая(или "великая") вечерняя заря" - торжественный воинский ритуал. История ритуала восходит к 1596 году, когда в походных лагерях ландскнехтов отбой к ночному сну стал объявляться не устной командой, а звуками горна. С середины XVII века сигнал вечерней зари вошел в уставы большинства европейских армий. В Россию этот ритуал сигналов попадает из Голландии откуда ее привез неугомонный Петр Великий. Ссылаюсь на байку А.А. Карабанова:
http://www.anband.pl.ru/bayki3/index.cgi?bk=6
"Пивная бочка, кран и военная музыка
Не вкусив, не познаешь - Эта универсальная мудрость в равной степени относится как к чаепитию, так и ко всем остальным явлениям бытия, в том числе питию пива. Конечно, многое можно прочитать и постараться познать теоретически. Но ни одна теория не даст Вам возможность ощутить вкус, аромат, почувствовать атмосферу и многие другие приятности и неприятности. В этом смысле, безусловно, правы были поучавшие нас столько десятилетий марксисты-ленинисты, говоря, что только практика - критерий истины.
Царь Петр был большой любитель практики. Постигая в Голландии основы кораблестроения, он не по книжкам приобщился к местной форме досуга - кружке (часто ОЧЕНЬ большой кружке) пива. Для молодого царя это не было новостью: "Прощай, русский квас и медовуха!", - он сказал еще дома, выпивая с Лефортом в Немецкой слободе. Но поскольку в Нидерландах пиво - напиток национальный, то пьют его, естественно, все - как загулявшие в Европе цари-инкогнито, так и простые и не очень простые голландские люди, и гражданские, и, безусловно, военные. Так было до Петра, при Петре, после Петра, так остается и ныне. Но голландские дисциплинированные военные еще в незапамятные времена позаботились о том, чтобы и солдаты, и матросы, и капралы, и офицеры, и даже генералы и адмиралы вместе с адъютантами и денщиками, вовремя остановили сладостное возлияние пива и живыми вернулись ночевать в казармы. Для этой цели был изобретен специальный сигнал трубы - "Закрыть кран!". Ясно, о каком кране идет речь. Для непосвященных (непьющих), уточняю: кран пивной бочки в кабачке "У старого боцмана" на углу Цветочного и Большого каналов, город-герой Амстердам.
По голландски этот сигнал звучит "Тап ту". Этот старинный сигнал сохранился до сих пор и дал жизнь таким замечательным, поистине театральным представлениям, именуемым в наши дни фестивалями военных оркестров. О том, как это произошло, повествует настоящая байка.
Насаждая в России все голландское, в том числе и любовь к пиву, Петр позаимствовал и военный сигнал "Тап ту". Так он и именовался в петровском Морском Уставе: "Играть тапту". Позднее Этот сигнал русифицировался и стал называться "Вечерняя заря". В царствование императора Павла I, который хоть и недолюбливал военную музыку, но зато очень любил воинские церемонии и парады, церемониал Российской вечерней зари достиг вершины совершенства. По указанию монарха придворный капельмейстер Дмитрий Иванович Бортнянский обработал ( или написал заново???) всю музыку ритуала, который в итоге принял следующую форму:
# "Повестка" - исполняемая пиколистами (которые еще и в то время, как при Петре I, именовались "сиповщиками" или флейтщиками) и барабанщиками;
# Сигнал "К Заре" - исполняемый теми же музыкантами;
# "Заря" - исполняемая полным военным оркестром;("Заря" Д. Юортнянский)
# "Перекличка" - полков и батальонов, участвующих в церемонии. Каждый полк и батальон исполнял свой собственный сигнал на рожках, а позднее, при Александре I, и оркестровую музыку, исполняемую оркестром этого полка или батольона;
# Сигнал "К молитве" - шапки долой! (пиколисты и барабанщики);
# "Молитва" - замечательный гимн "Коль славен", исполняемый оркестром, певчими и всеми присутствующими;
# Сигнал "Окончить молитву" - шапки одеть!
В таком виде Российская вечерняя заря просуществовала до 1836 года, когда в нее вошел новый русский народный гимн "Боже, Царя храни!". По этому поводу следует заметить, что, включая новый гимн "Боже, Царя храни!" в ритуал Зари, Николай I не отменил старый - "Коль Славен", а оставил на своем законном месте. Таким образом, в Российской вечерней заре стали звучать оба гимна - и старый и новый. Хороший пример для нынешнего поколения!
Благодаря победе русских войск в войне с Наполеоном в 1814 году и практически полной оккупации Европы, музыка Российской вечерней зари приобрела на западе просто ошеломляющую популярность. Она всегда исполнялась в конце инвалидных концертов, получивших в Европе известность как "Монстр-концерты".
...
Однако, есть более патриотичная версия возникновения ритуала Зари. Она приведена в книге "Советская военная музыка" изданная в 1977 году:
"Появление ритуалов Торжественной Зари(советская версия "Веч.Зари") и вечерней поверки, восходит к далеким временам. Древнерусские летописи и другие исторические источники свидетельствуют о том, что «битие Зорь» было распространено на Руси уже в XIV—XV веках, хотя в то время заря еще не имела чисто воинского значения. После «Вечерней Зари» городские (крепостные) ворота запирались, выставлялись караулы, и доступ в город прекращался. Утром, по исполнении «Утренней Зари», вход в населенный пункт становился свободным. «Битие Зорь» осуществлялось на барабанах и трубах. Впервые подробное описание действий «барабанщиков и трубников» в различных- случаях жизни войск дается в русском воинском уставе, напечатанном в 1647 году. Окончательное оформление Зари в воинский церемониал произошло в начале XVIII века"
Несмотря на то что эта версия намного более патриотична, следует к ней относиться осторожно. Книга в которой она приведена очень идеологизирована. Однако, скидывать со счетов ее невозможно. Следует суммировать всю информацию.
Итак, Российская вечерняя заря приобрела чрезвычайную популярность. Особенно она полюбилась королю Пруссии Фридриху-Вильгельму III - близкому другу Александра I, а затем и Николая I. Николай Павлович сделал еще один царский подарок - подарил немцам не только сами ноты и право их исполнения, но и право их печатания в Германии. Трудно переоценить значение этого подарка. Только благодаря ему Российская вечерняя заря не только сохранилась и пережила большевистский погром, но и до сих пор исполняется и любима в Европе.
Как мы видим, в России к концу XVIII(или началу, по книге "Сов.воен.муз") века из просто прикладных воинских сигналов складывается отдельная торжественная церемония в которой главная роль отведена хорам военной музыки или, по современному - военным оркестрам. Такой церемониал мы можем услышать в исполнении Адмиралтейского оркестра ЛВМБ под управлением А. А. Карабанова на диске "Музыка Российской Императорской гвардии" часть I. К сожалению, в России не сохранился этот церемониал, но к счастью, именно наш, позаимствованный ритуал, сохранился в Германии. К сожалению, в Германии не многие знают(или не хотят знать) что их "Der Große Zapfenstreich" есть изначально ритуал с русской музыкой, это можно проследить здесь:
http://de.wikipedia.org/wiki/Gro%C3%9Fer_Zapfenstreich
Есть история, что Фридрих-Вильгельм III услышал исполнение Зари в лагере русских войск на территории Пруссии в августе 1813 года при освобождении Европы(или "вариация", что он услышал Зарю в русском лагере после боя при Гросгершене), и указом от 10 августа 1813 года устанавливает в прусской армии этот церемониал по русскому образцу. Или, как пишут другие источники, включает исполнение Молитвы "по русскому" образцу, т.е. молитва(Gebet) включается в цереонию. Видимо, это был хорал Бортнянского "Коль славен" с заново написанными словами - "Ich bete an die Macht der Liebe". Император Николай Павлович подарил право печатания нот в Пруссии, это случилось в 1836 году при его визите в Берлин. Как пишут немцы, тогда же окончательно сформировалась церемония Вечерней зари "по русскому образцу". Так в Пруссии/ФРГ/Германии появился наш ритуал.
"Ich bete an die Macht der Liebe" и "Коль славен":
http://www.youtube.com/watch?v=U5mRQIrFbC4 http://www.youtube.com/watch?v=sNI6HMDuod0 http://www.youtube.com/watch?v=wVPamawxHDE
Торжественная заря(Красная заря) советская версия Вечерней зари. В 1927(1933, по версии В. И. Тутунова) году С. А. Чернецкнй написал новую музыку для церемонии. В мелодии "Повестки" различима мелодия "Оды к радости" из IV части симфонии №9 Л. ван Бетховена, она очень органично вписана в музыку. В церемонии исполнялся гимн СССР и при прохождении войск участвовавших в церемонии строевые марши. Позднее церемония дополнялась. За 15 минут до начала Торжественной Зари подавался сигнал "Повестка для Торжественной Зари", исполняемый на фанфарах и трубах. Перед началом исполнения музыки Зари пускались три сигнальные ракеты, после чего артиллерийская батарея производила залп холостыми выстрелами. Сводный военный оркестр, находящийся в центре построения войск, исполняет Зарю, а затем Гимн Советского Союза, после чего войска проходят торжественным маршем.
Заря (воен. сигнал) Заря, воинский церемониал и военный сигнал, исполняемый в
установленное время на барабане, горне (трубе) или оркестром. З. появилась в
различных армиях в 18 в. В Советских Вооруженных Силах при расположении в
учебных центрах и лагерях З. исполняется ежедневно после окончания вечерней
поверки, а при расположении войск в казармах — после окончания общей батальонной или полковой вечерней поверки. Музыка З., исполняемая ныне, написана композитором С. А. Чернецким. При расположении войск в лагере в дни
государственных праздников СССР, праздников видов Вооруженных Сил, родов войск, годовых праздников частей (соединений) и при посещении лагерного сбора лицами, перечень которых определён Уставом внутренней службы Вооружённых Сил СССР, проводится торжественная З. Для этого весь личный состав лагерного сбора выстраивается на месте, указанном начальником лагерного сбора. В определённое для З. время пускаются одна за другой 3 сигнальные ракеты и назначенная артиллерийская батарея производит залп холостыми выстрелами, сводный оркестр играет З., а затем исполняет Гимн Советского Союза, после чего войска проходят под оркестр.
Зарегистрирован: 23.04.2009 Сообщения: 3305 Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: Вт Май 12, 2009 5:36 am Заголовок сообщения:
Музыка.
Русская Вечерняя заря:
Адмиралтейский оркестр ЛВМБ, полная версия:
Protected Message:
--- Вы должны быть зарегистрированым пользователем, чтобы прочитать скрытый текст ---
Первый Отдельный Показательный оркестр МО СССР, только Заря:
Protected Message:
--- Вы должны быть зарегистрированым пользователем, чтобы прочитать скрытый текст ---
Германия/ФРГ:
Luftwaffenmusikkorps 4
Protected Message:
--- Вы должны быть зарегистрированым пользователем, чтобы прочитать скрытый текст ---
Австро-Венгрия/Австрия:
Protected Message:
--- Вы должны быть зарегистрированым пользователем, чтобы прочитать скрытый текст ---
ГДР:
Zentrales Orchester der NVA
Protected Message:
--- Вы должны быть зарегистрированым пользователем, чтобы прочитать скрытый текст ---
1) Parademarsch Nr.1
2) Marsch der Fackeltraeger
3) Paradefanfare
4) Locken zum Zapfenstreich und Zapfenstreichmarsch("Русская часть")
5) Festliche Zapfenstreichmusik
6) Ehrung der Opfer des Faschismus und Militarismus
7) Nationalhymne der DDR
8)Kletner Zapfenstreich
9) Zapfenstreichfinale
CCCР:
Оркестр курсантов Военной консерватории выпуска 2005 года
Protected Message:
--- Вы должны быть зарегистрированым пользователем, чтобы прочитать скрытый текст ---
Зарегистрирован: 23.04.2009 Сообщения: 3305 Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: Вс Май 17, 2009 3:31 pm Заголовок сообщения:
Тутунов еще пишет о близости мелодий Зари и Преображенского марша, особенно во вторых частях.
Так же, что с 1879 года церемония была в болгарской армии.
Зарегистрирован: 09.06.2009 Сообщения: 5102 Откуда: Новосибирск
Добавлено: Вс Июл 19, 2009 9:03 am Заголовок сообщения:
Русская вечерняя заря 17 апреля 1873 года
17 апреля 1873 года в честь дня рождения Императора и приезда Германского Императора была устроена грандиозная вечерняя заря с церемонией на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. В 9 часов вечера при свете 5 прожекторов ("электрических солнц") сводный хор всех гвардейских полков в составе 1300 музыкантов и 480 барабанщиков под управлением дирижёра Вурма сыграл несколько пьес: прусский национальный гимн, марш сочинения Короля Фридриха-Вильгельма III, марш Штейнмеца, русский гвардейский марш 1808 г., "парижский" марш (с которым войска вступали в Париж в 1814 г.) и гимн "Коль славен наш господь в Сионе".
По Гулевич С.А. История Лейб-Гвардии Финляндского полка. 1808-1908гг. Спб., 1909.
Зарегистрирован: 23.04.2009 Сообщения: 3305 Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: Вс Июл 19, 2009 9:56 am Заголовок сообщения:
Есть даже изображение этого события в книге "Воен.муз.в СПб". Потом я отсканю.
Сама Заря проходила не на Дворцовой а точнее на территории где позднее появился т.н. "Собственный сад". Т.е. между Адмиралтейством и Зимним дворцом у Дворцового проезда рядом с Салтыковским подъездом.
Как раз в начале 70х годов засыпали Адмиралтейский ров и сровняли с землей валы крепости.
Национальный гимн Пруссии - это, как я понял, "Ich bin ein Preusse, kennt ihr meine Farben"? Т.к., насколько я знаю, королевский прусский гимн имеет ту же мелодию, что и у императорского гимна Heil dir im Siegerkranz. _________________ Die Piefke's kommen
Тогда какого чёрта у Карабанова "Молитва русских" написана как сочинение Жана-Батиста Люлли, хотя абсолютно чётко слышно, что это тот же "God save the king"? _________________ Die Piefke's kommen
Я имею ввиду до сих пор не доказанный факт того, что музыку "Священной войны" написал некий Боде в 1914 году а не Александров в 1941. Доказательств того, что музыку написал Боде не приводилось. Лебедев-Кумач написал текст.
Карабанов, как я понял, часто отсебятину гонит.
Ага, как с Гогенфридбергским маршем (на диске, слава Богу, написано, что автор Фридрих Великий)
Ну а с Боде - версия откуда-то всё же появилась. _________________ Die Piefke's kommen
Она появилась в Перестройку, когда боролись с историей.
Ее кучу раз разбивали в пух и прах. Нет никаких доказательств.
Тем более, если текст 1914-16 годов, то музыка чья? Почему Карабанов указывает автором музыки, на диске где только инструментальная версия, автора текста?
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах