Список форумов Военная музыка

Военная музыка

Форум любителей военной музыки
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

НАШ БАННЕР Partita.Ru — ноты для духового оркестра НАШ БАННЕР Partita.Ru — ноты для духового оркестра
Статья А. Карабанова "Памяти А.И. Негоруцы"

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Военная музыка -> Дирижеры и их оркестры
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Василиса


   

Зарегистрирован: 26.08.2013
Сообщения: 12

СообщениеДобавлено: Вт Дек 17, 2013 7:55 am    Заголовок сообщения: Статья А. Карабанова "Памяти А.И. Негоруцы" Ответить с цитатой

Год тому назад ушел из жизни замечательный человек, музыкант, дирижер, директор – Александр Иванович Негоруца.
Мы учились с ним в одном ВУЗе, но близко знакомы не были – Александр Иванович был курсом старше. Наше же настоящее знакомство, переросшее затем в большую человеческую дружбу, произошло уже в Санкт-Петербурге в 1985 году. Александр Иванович руководил оркестром Высшего военно-морского училища радиоэлектроники имени А.С. Попова, меня только назначили военным дирижером Высшего военно-морского инженерного училища имени Ф.Э. Дзержинского.

Наше творческое содружество началось в 1987 году, когда старший военный дирижер Ленинградской военно-морской базы, заслуженный работник культуры РСФСР майор Владимир Михайлович Ратнер сформировал сводный военно-морской оркестр для выступлений в военно-морских учебных заведениях и частях военно-морской базы. В этот оркестр были включены лучшие музыканты из всех морских оркестров города, а репетиции проходили в оркестре Военно-морской академии имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова. Каждый военный дирижер (а нас тогда было семеро – в Училище им. Ленинского комсомола дирижера не было) должен был выступить с полной концертной программой перед офицерами и курсантами своего ВУЗа. Таким образом, все мы были полностью вовлечены в творческий процесс. Однако на деле вышло не совсем так, как задумал Владимир Михайлович. Военные дирижеры Училищ им.Фрунзе, Ленина и кронштадтского оркестра хоть и принимали участие в репетициях, но от дирижирования концертами на своих площадках уклонились, и эти программы мы делили их на троих с В.М. Ратнером и А.И. Негоруцей. Для нас с Александром это был первый опыт серьезной большой концертной работы с таким, как мне тогда казалось, шикарным оркестром. Это действительно был очень хороший оркестр и очень сильный и профессиональный худрук – В.М. Ратнер.

В следующем году сводный оркестр не собирался, а через год претерпел изменение – в него теперь входили музыканты только трех оркестров: Военно-морской академии, Училища им. Попова и Училища им. Дзержинского. В таком составе сводный оркестр проработал до 1991 года. И с этим коллективом связана уже новая страница истории – циклы концертов в Капелле.

Весной 1989 года директор зала Капеллы имени М.И. Глинки Раиса Герасимовна предложила мне сделать в предстоящем концертном сезоне 1989-1990 цикл концертов в рамках одного абонемента. Это было достаточно рискованно с точки зрения военной организации, поэтому я предложил четыре отдельных концерта, не связанных абонементными обязательствами. Программа была утверждена и первый концерт должен был состояться в декабре. Затем, соответственно в январе, феврале и марте по одному концерту.

Тут, как назло, летом выходит постановлении правительства СССР – вернуть всех студентов, которые в то время были призваны на срочную службу, в свои ВУЗы, т.е. досрочно уволить их в запас. Это популистское решение правительства полностью выбило наши оркестры из колеи. В то время у нас проходили срочную службу великолепные молодые музыканты – студенты Санкт-Петербургской консерватории. С ними нам пришлось расстаться. Выполнить обязательства перед Капеллой своими силами я не мог. Вот тут я и обратился к Александру Негоруце с предложением сделать сводный оркестр «на троих» и провести концерты в Капелле совместными усилиями. Александр согласился сразу. Но нужно было еще уговорить В.М.Ратнера – было сомнение, согласится ли он на такую продолжительную и ответственную работу. Но, к счастью, Владимир Михайлович нас поддержал и возглавил это благое начинание.

Репетировали на нашей базе в Училище Дзержинского. Тогда у нас была большая хорошая студия, которую командование Училища выделило оркестру в 1987 году. До сих пор вспоминаю с теплотой эти репетиции. Первая программа называлась «Музыка старого Павловска» и включала в себя русскую классику – Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков. Вот тут-то мы с Александром по-настоящему и сдружились. Программа была разделена между тремя дирижерами, и, хотя каждый репетировал с оркестром только «свои пьесы», все мы присутствовали на репетициях друг друга и потом, уже по окончании все обсуждали между собой. Но нам с Александром этого времени не хватало и мы по вечерам еще постоянно созванивались и часам обсуждали все детали наших репетиций. Нужно сказать, что огромную помощь в подготовке наших программ оказал нам Валерий Ильич Мальгин, который не только оркестровал для сводного оркестра многие пьесы, но и часто приезжал на репетиции. Он обладал поистине «рентгеновским» слухом и огромной музыкальной эрудицией.

Первый капельский концерт прошел с триумфальным успехом. Зал был переполнен, и публика выражала просто необычайный восторг. Естественно – подобных концертов тогда в обиходе не было. Это нас вдохновило, и мы сразу приступили к подготовке следующего концерта.

Не следует забывать, что работа сводного оркестра была сопряжена с определенными трудностями. Наша повседневная рутинная служба в своих ВУЗах – построения и разводы не отменялась. Особенно трудно было музыкантам ВМУРЭ им. Попова – им приходилось приезжать к нам в Дзержинку на репетиции из Петергофа, и после снова возвращаться к себе в училище. Но нас тогда объединял невероятный энтузиазм.

Так прошел первый капельский сезон, а за ним второй. Наш сводный оркестр здорово сыгрался и звучал очень профессионально, что отмечали многие профессора консерватории. В этом заслуга, конечно, нашего шефа – худрука сводного оркестра Владимира Михайловича Ратнера, который был не только жестким и бескомпромиссным офицером, но и тонким, чутким музыкантом, во многом повлиявшим на наше с Александром творческое становление как дирижеров.

В следующих сезонах, устранив потери Рыжковского постановления о студентах, мы начали выступать на сцене Капеллы со своими коллективами уже с самостоятельными концертами. Но сводный оркестр собирали один-два раза в год по особо торжественным случаям.

В 1996 году наш сводный оркестр впервые выступил на эстраде Большого зала Санкт-Петербургской филармонии имени Д.Д. Шостаковича. Это был большой праздничный концерт, посвященный трехсотлетию Российского Флота. Владимир Михайлович в нем уже не участвовал. После инфаркта летом 1991 года от уволился в отставку и стал директором музыкальной школы №1 на Садовой улице. Он нам оказывал консультационно-дружескую поддержку. В этом праздничном концерте принимал участие дирижер Королевской Морской Пехоты Великобритании капитан Тэд Уиллинг и два шотландских волынщика. Еще этот концерт памятен первым исполнением Поэмы для духового оркестра «Океан» Владислава Панченко, которая была встречена буквально на «Ура». Затем мы с Александром ежегодно проводили концерты сводного оркестра в Большом зале Филармонии.

В 2005 году Александр Иванович (уже подполковник и заслуженный артист России) неожиданно покидает пост начальника оркестра Военно-морской академии, который занимал с 1992 года, увольняется в запас и начинает новую карьеру директора детской музыкальной школы имени А.П. Петрова, а с марта 2007 года назначается директором Санкт-Петербургского лицея Комитета по культуре.

Александр Иванович был человеком редкой души. У него был свой внутренний «камертон», которому он неотступно следовал. Он был не просто честный и порядочный человек. Он был невероятно честный и порядочный. Очень чистый и правильный. Это, кстати, его слово. Если что-то проходило в жизни, службе, или стране не как, как требовал его «камертон», он всегда говорил: «Это не правильно». И сам всегда поступал только правильно.

Он очень любил детей и проявлял совершенно фантастическую заботу о музыкантских воспитанниках и матросах оркестра. Они платили ему взаимной любовью и трепетным уважением. Однажды, мы договорились обсудить наши новые творческие планы. Я приехал к нему в академию уже довольно поздно – часов так в девятнадцать. Сидим, работаем. Около девяти часов вечера в кабинет стучится дежурный матрос: «Товарищ подполковник, Вы сегодня не обедали и не ужинали. Мы Вам приготовили поесть». Этот «доклад» произвел на меня сильное впечатление. Такое внимание со стороны матросов – показатель не простого уважения. Думаю, что они его боготворили. Что говорить, матросы и, особенно, воспитанники оркестра, доставляют дирижеру много хлопот совсем не творческого порядка. Все их житейские и служебные проблемы решал Александр Иванович. И за долгую службу всякое бывало. Но никогда он своих подчиненных не бросал, а наоборот, даже в самых невероятных перипетиях умудрялся их вытаскивать их проблем и ставить на путь истинный.

Став директором музыкальной школы, он с головой погрузился в этот омут неблагодарной, в первую очередь административно-хозяйственной работы. Крыша, окна, пожарная безопасность, ремонт, закупка музыкальных инструментов, учебный процесс и так далее и так далее. Он отдавался этому целиком. Благодаря его инициативе и безграничным усилиям музыкальная школа получает почетное наименование – имени Андрея Павловича Петрова, с которым, надо сказать, Александр Иванович был не просто знаком, а неоднократно проводил концерты из произведений композитора. Андрей Павлович его очень любил.

В 2007 году Александр Иванович, как лучший директор, получает назначение в Лицей Комитета по культуре. Новая должность сопряжена с огромной ответственностью и нагрузками. Он прекрасно справляется. И вот, год тому назад, 19 декабря, в день Святителя Николая приезжает на совещание в Комитет по культуре и там скоропостижно умирает. Ему было всего 52 года.

Этот короткий очерк – лишь несколько слов о Большом Человеке. За рамками осталось много сюжетов: и его блестящая работа со своими коллективами, и лауреатство во Всеармейском и других конкурсах военных оркестров. И наша приватная дружба, встречи, рыбалки и так далее. Можно вспоминать и вспоминать.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Военная музыка -> Дирижеры и их оркестры Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах



Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS