Список форумов Военная музыка

Военная музыка

Форум любителей военной музыки
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

НАШ БАННЕР Partita.Ru — ноты для духового оркестра НАШ БАННЕР Partita.Ru — ноты для духового оркестра
Антология "Historische Armee-Maersche" (52 LP)
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Военная музыка -> История немецкой и австрийской военной музыки
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 3931
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Пн Май 14, 2018 5:47 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Из приложения к пластинкам 51-52


Исторические армейские марши


После выпуска этих 51-го и 52-го томов серия пластинок «Исторические армейские марши» подошла к концу. За пятнадцать лет работы мне удалось осуществить свой замысел, начатый в 1981 году, не только записать в надлежащем виде ранее не исполнявшиеся произведения из прусского Собрания армейских маршей и Собрания маршей немецких сухопутных войск, но и создать антологию из этих двух собраний.

После многих часов интенсивных поисков остались ненайденными ноты четырёх маршей. Это

Heeresmarsch III A, 8 Фанфара генерал-фельдмаршала Шлиффена
Леопольда Лёзера, написанная в 1903 году, отпечатанная берлинским музыкальным издательством Сансуси, Вильке и Ко..

Heeresmarsch III A, 67 Парадный марш 28-го полка полевой артиллерии
Эрнста Филиппа [р. 1844]. Он был штаб-трубачом этого полка в Пирне (Саксония) в 1880-1910 годах

Heeresmarsch III A, 69 Марш Барбары
Рудольфа Грёшке [1884-1945]. Он был штаб-трубачом Учебного артиллерийского полка в Ютерборге в 1936-1939 годах.

Heeresmarsch III B, 85 Марш-галоп
А. Ницше. Он в 1849-1867 годах был штаб-трубачом в саксонском Карабинерном полку в Борне. Был напечатан издательством Бельмана и Тюмера в вальдхайме (Саксония).

За этим незначительным исключением теперь имеются записи 605 армейских маршей и маршей сухопутных войск. Помимо них имеются марши, которых нет в этих собраниях, и которые включёны в отдельные тома, а именно №№ 7, 8, 17, 38, 51 и 52.

Очень важным для меня было впервые записать на пластинках с № 19 по № 36 все служебные произведения 18-го столетия, написанные для барабанов и флейт, которые в 1895-1897 годах были пожалованы прусским полкам, но не были отпечатаны и потому не стали всеобщим достоянием.

С этой обширной работой в первую очередь справился профессор Густав Фишер, который сначала должен был адаптировать ноты, некоторые из которых были написаны ещё в начале 19-го столетия, к современным инструментам и строям, а также сделать оркестровки некоторых маршей, имевшихся только в виде нот для фортепьяно. Марши были исполнены Городским оркестром Вены, руководителем которого он является много лет. С 1985 года появился второй оркестр - военный оркестр Военного командования земли Бургенланд, один из лучших в австрийской армии, под руководством военного капельмейстера подполковника Рудольфа Шрумпфа. Им были записаны марши, предназначенные для исполнения кавалерийским или егерским составом инструментов. Всего он записал 14 пластинок, включая последнюю пластинку с Большой побудкой и Большой вечерней зарёй.

Качество записи на пластинки во всех аспектах было обеспечено профессором Гейнцем Ламбрехтом (Heinz Lambrecht). Исключительный музыкальный слух уроженца Хильдесхайма, служившего в оркестре 1-й парашютно-десантной дивизии и работавшего после войны в течение 40 лет дирижёром венской Народной оперы, совершив турне в Соединённые Штаты и Японию, был определяющим для оформления и интерпретации каждого произведения. Звукоинженер Йозеф Камыковски, имеющий долговременный опыт записи пластинок, также очень тщательно работал с каждым фрагментом, чтобы создать безупречную продукцию. Здесь следует упомянуть также Курта Кауфмана, написавшего несколько партитур для кавалерийских маршей на основе нот для фортепьяно. К сожалению, он не дожил до окончания выпуска этой серии пластинок.

Считаю приятным долгом поблагодарить всех упомянутых здесь лиц за их самоотверженность, энтузиазм и сотрудничество, которые они осуществляли за мизерное вознаграждение. Я должен также поблагодарить умершего в прошлом году апологета немецкой военной музыки Иоахима Тёхе-Митлера, сначала за его опыт и обширные знания в получении нотного материала, а затем за составление сопроводительного текста. И также сердечно поблагодарить подполковника в отставке Вернера Пробста, который после его смерти был ответственным за текстовое сопровождение.

В заключение я хочу поблагодарить всех тех членов Немецкого общества военной музыки, которые оказывали поддержку в приобретении нот и в прочих делах, и в первую очередь почётного председателя Хассо Краппе и заведующего архивом Вольфганга Гаумерта.

И в заключение, все вы, мои дорогие друзья военной музыки и те, кто подписался на эту серию, сделали большой вклад в создание продукта, который сохранит от забвения культурное наследие немецкой и европейской военной музыки и будет служить нашим потомкам свидетельством её красоты и притяжения.



Герберт Ютнер
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 3931
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Вт Май 15, 2018 4:13 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

ПРИМЕЧАНИЯ К МАРШАМ ДАННОЙ ПЛАСТИНКИ (Том 51)

Вернера Пробста



SEITE 1 | СТОРОНА 1


HM III A, 66 Wettiner Jubiläums-Marsch | Юбилейный марш Веттинов
von Friedrich August Trenkler | Фридриха Августа Тренклера

В 1889 году Саксонский королевский дом отмечал особый юбилей. Праздновалось 800-летие со дня его основания, поскольку в 1089 году марка Мейсен стала владением Веттинов. Это маркграфство рассматривается всеми сердцевиной курфюршества, а затем королевства Саксония.

Музикдиректор Фридрих Август Треклер [1836-1910] из 101-го (2-го Саксонского) гренадерского полка в Дрездене был одним из выдающихся представителей военной музыки Королевства Саксония, и в последний год его службы - он служил военным капельмейстером в 101-м гренадерском полку с 1867-1889 годы - этот юбилей оказался превосходным патриотическим поводом для создания торжественного марша для почитания Саксонского королевского дома.

В старой армии «Юбилейный марш Веттинов» исполнял хор трубачей 12-го (1-го Саксонского) полка полевой артиллерии в Дрездене в качестве парадного марша для прохождения шагом. В рейхсвере он исполнялся как встречный марш в 4-м артиллерийском полку, дислоцировавшемся также в Дрездене.

Музыкальный инспектор сухопутных войск Гетман Шмидт включил в 1933 году этот прекрасный кавалерийский марш как HM III A, 66 в Регистр маршей немецких сухопутных войск, вместе со многими другими замечательными маршами из Саксонии.


HM III B, 21 Trabmarsch - (Trabmarsch des Feldartillerie Regiments Nr. 62) | Марш-рысь (62-го полка полевой артиллерии)
von August-Heinrich Neithardt | Августа-Генриха Нейтгарда

Нам уже известен этот красивый марш 1826 года, потому что он почти совпадает с AM III, 15, записанным на 5 томе «Исторических армейских маршей». Следовательно, 62-й полк полевой артиллерии в Ольденбурге исполнял марш-рысь, написанный Августом-Генрихом Нейтгардтом [1793-1861], одним из выдающихся гвардейских капельмейстеров первой половины 19-го столетия.


HM III A, 56 Standartenweihe | Освящение штандартов
von Johannes Havemann | Иоганнеса Хавемана

Иоганнес Хавеман [1834-1891] был штаб-трубачом 18-го (2-го Великого герцогства Мекленбургского) драгунского полка в Пархиме. Затем он работал музикдиректором в Гюстове (Мекленбург). Из тех времён происходит его замечательный марш «Освящение штандартов», написанный в 1890 году. Только после регистрации этой композиции в Реестре маршей немецких сухопутных войск, она вышла за региональные границы. Долгое время знатоки военной музыки связывали имя Хавемана только с HM III A, 56. Совсем недавно мы узнали о его бравом «Марше Кравана» 1871 года с очаровательным «баварским трио».


HM III B, 81 (vermutet) Trabmarsch des Kürassier-Regiments Nr. 3 | (предполагаемый) Марш-рысь 3-го кирасирского полка
Unbekannter Komponist | неизвестного композитора
arrang. von Gustav Fischer | в аранжировке Густава Фишера

3-й (Восточно-Прусский) кирасирский графа Врангеля полк дислоцировался в Кёнигсберге. Его марш-рысь находится как HM III B, 81 в Реестре маршей немецких сухопутных войск. Его композитор неизвестен, и он долгое время находился в списке разыскиваемых маршей этой документальной серии Фонда пластинок членов Немецкого общества военной музыки. Но господин Манфред Шустерайт вспомнил один выразительный марш-рысь, который он часто слышал в юности в Кёнигсберге, и записал по памяти её мелодический голос. Затем капельмейстер профессор Фишер переработал новое произведение, которое звучит на этой пластинке в первый раз. Даже если нельзя будет получить окончательные доказательства, что исполняемый марш-рысь является именно HM III B, 81, его, по крайней мере, можно будет рассматривать как обогащение литературы маршей-рысей.


HM III B, 34 Polka | Полька
von Abe Holzmann | Эйба Хольцмана

Полька (чешское) пришла в 1830 году из Богемии. Это был довольно живой круговой танец, сравнявшийся к 1890 году по популярности с вальсом. Так что были сотни полек. И её чёткий простой ритм очень хорошо подходил для рыси.

Если эта полька Эйба (= Абрахама) Хольцмана [1874-1939] так долго продержалась в исполнении салонных оркестров как бальный танец и в исполнении хоров трубачей как марш-рысь, то это говорит о её качестве: первая и вторая часть по 8 тактов каждая, за которыми следует трио из 16 тактов. Это известное и популярное произведение музыкальный инспектор сухопутных войск профессор Шмидт в 1933 году зарегистрировал в качестве марша сухопутных войск. 15-й (Прусский) конный полк в Падеборне до 1939 года исполнял его в качестве парадного марша для прохождения рысью.


HM III A, 59 Deutsche Reiterfanfare | Немецкая конная фанфара
von Hermann Schmidt | Германа Шмидта

Композитор «Немецкой конной фанфары», довольно сложного марша, является ставший впоследствии старшим музыкальным инспектором сухопутных войск профессор Герман Шмидт. Герман Шмидт представляет целую эпоху в немецкой военной музыке. Он родился в 1885 году в многодетной семье в Гере, где получил первые уроки музыки. В 1903 году он добровольно поступил в оркестр 83-го (3-го Гессенского) пехотного фон Виттиха полка в Касселе, в котором стал концертмейстером и по инициативе придворного капельмейстера профессора Бейера работал на постоянной основе в оркестре Гессенского государственного театра. Своё обучение в Высшей школе музыки в Берлине он закончил с отметкой «превосходно подходит по всем статьям» и был назначен музикмейстером в 38-й (Силезский) фузелёрный генерал-фельдмаршала графа Мольтке полк в Глаце. Близлежащие водные курорты предоставили молодому музикмейстеру обширное поле деятельности, и вскоре он завоевал репутацию выдающегося музыканта и пользующегося большим спросом солиста. Со своим полком он участвовал в первой мировой войне и получил шесть наград, в том числе Железный крест первого класса. После войны он некоторое время работал музикмейстером в полиции Бреслау, а потом был зачислен в учебный батальон 14-го (Баденского) пехотного полка в Донауэшингене. Помимо руководства оркестром, он был в нём ещё и солистом на скрипке, кларнете и фортепиано, и участвовал с оркестром на популярном музыкальном фестивале в Донауэшинге 1926 года. Через год он был переведён в 3-й батальон 10-го (Саксонского) пехотного полка в Дрездене. В 1929 году последовало назначение преемником внезапно умершего музыкального инспектора сухопутных войск Оскара Хаккенбергера и профессором в Высшей школе музыки в Берлине-Шарлоттенбурге. Хотя в конце войны он был уже гражданским, он не избежал советского плена. Он умер в 1950 году в результате инсульта.

Обермузикмейстер в отставке К. Криккемейер, председатель (общества) музикмейстеров, сказал о «своём профессоре» следующее: «В своей должности старшего музыкального инспектора сухопутных войск профессор Герман Шмидт был иногда неприятным, но всегда образцовым руководителем и учителем. Он был выдающимся представителем немецкой военной музыки... Его имя занимает значительное место в истории немецкой военной музыки...»

Герман Шмидт выступает как разносторонний композитор. Своими маршами он проложил новый путь маршу сухопутных войск, но без создания нового типа марша, в чём преуспел Ганс Феликс Хузадель с маршами люфтваффе.


Parademarsch im Schritt nach Motiven von „Oberon“ von Carl Maria von Weber | Парадный марш для прохождения шагом на мотивы оперы «Оберон» Карла Марии фон Вебера
von Heinrich Stock | Генриха Штока

Хор трубачей саксонского Гвардейского Конного полка (1-го тяжёлого полка) в Дрездене играл на очень ценных инструментах. С 8 ноября 1872 года полк играл на серебряных литаврах. Это был подарок короля Иоанна, воскресившего таким образом традиции Полка фон Плото. Помимо этого, у полка было 18 серебряных труб, полученных после Первой Силезской войны.

Парадным маршем полка для прохождения шагом был марш на мотивы оперы «Оберон» Карла Марии фон Вебера, который собрал Генрих Шток [1862-1942], обермузикмейстер полка и руководитель хора трубачей в 1889-1920 годах.

Маршу присуща специфическая атмосфера, создаваемая многими кавалерийскими маршами, происходящими из опер; да и мастерство композитора Карла Марии фон Вебера в этом марше передано не на должном уровне. Поэтому неудивительно, что музыкальный инспектор сухопутных войск профессор Герман Шмидт не включил его в Регистр маршей немецких сухопутных войск.



SEITE 2 | СТОРОНА 2


HM III A, 64 Parademarsch | Парадный марш
von Wilhelm Baum | Вильгельма Баума

Обермузикмейстер Вильгельм Баум [1843-?] в 1877-1890 годах руководил хором трубачей 12-го (1-го Саксонского) полка полевой артиллерии в Дрездене. В полку на парадах исполнялись марш-рысь и марш-галоп Баума, но его торжественный Парадный марш (HM III A, 64) не исполнялся, потому что в качестве марша для прохождения шагом был принят HM III A, 66 Тренклера. Он был парадным маршем для прохождения шагом в другом саксонском полку, 48-м (4-м Саксонском) полку полевой артиллерии, располагавшемся также в Дрездене. Следует также заметить, что оба вышеупомянутых марша находятся среди маршей сухопутных войск: это HM III B, 38 и HM III B, 47 (см. тома 37 и 12 «Исторических армейских маршей»).

Прекрасный марш принадлежит к группе маршей старой армии, которые исполнялись на парадах, но не были определены в армейские марши. Поэтому его регистрация в качестве марша сухопутных войск была понятным запоздалым шагом.


Parademarsch | Парадный марш
von Julius Möllendorf | Юлиуса Мёллендорфа

Как правило, армейский марш или марш сухопутных войск определяется как «марш, написанный немецким военным капельмейстером с целью его исполнения на парадах (своего полка)». И, как это бывает, из этого определения есть выдающиеся исключения. Это особенно применимо к Юлиусу Мёллендорфу [1821-1895], бывшему в конце жизни председателем окружного суда в Потсдаме. Ему мы благодарны хотя бы только за драгоценные AM III, 51 и 52, из которых первый представляет собой настоящую жемчужину немецкого маршевого искусства.

В подробной биографии Юлиуса Мёллендорфа (см. журнал „Mit klingendem Spiel" за март 1997 года, начиная со стр. 35) впервые было обращено внимание на два других, дотоле неизвестных марша композитора Мёллендорфа. Последняя пластинка с маршами серии «Исторические армейские марши» предлагает в качестве особой находки Парадный марш из вышеупомянутых «Двух немецких конных маршей», который тоже является большим кавалерийским маршем. Не будет несправедливым по отношению к композитору Мёллендорфу сказать, что он не достиг того же высокого уровня, что AM III, 51. Однако само имя его обработчика - а им был не кто иной, как Генрих Заро - говорит и приписывает его к добротным маршам.


HM III B, 87 Galoppmarsch aus der Operette „Die schöne Helena“ von Jacques Offenbach | Марш-галопп из оперетты «Прекрасная Елена» Жака Оффенбаха

Оперетта «Прекрасная Елена» появилась в Париже в 1864 году. Она принадлежит к тем многим опереттам композитора Жака Оффенбаха (1819-1880), чьи быстрые мелодика и ритм захватывали человека, и чьему превосходному оформлению почти невозможно было не поддаться. Чёткие, лёгкие и популярные мелодии сами собой напрашивались для маршей-рысей и маршей-галопов. Поскольку это произведение очень часто исполнялось в качестве марша-галопа, то музыкальный инспектор сухопутных войск профессор Герман Шмидт в 1933 году принял его в марши сухопутных войск.


Trabmarsch | Марш-рысь
von Reinhold Strauß | Рейнгольда Штрауса

Помимо маршей-рысей и маршей-галопов, включённых в III раздел Собрания армейских маршей, в Регистр маршей немецких сухопутных войск включены ещё 92 парадных марша для прохождения рысью или галопом. Двенадцать из них были уже в других собраниях, например как AM III, и должны рассматриваться как «дубликаты». Но были ещё популярные марши-рыси и марши-галопы, часть которых сохранилась и до наших дней, которые не были включены ни в III раздел Собрания, ни в раздел III B Регистра.

К этой, хотя и небольшой, группе принадлежит этот свежий марш-рысь обермузикмейстера Рейнгольда Штрауса [1866-1913], который в 1894-1906 годах стоял во главе хора трубачей 1-го (Западно-Прусского) уланского императора Александра III полка в Миличе. Записанный здесь марш-рысь исполнялся и в 5-м кирасирском полку в Ризенбурге, и в 6-м кирасирском полку в Бранденбурге и в Эльзасе, в Хагенау, в 15-м драгунском полку.

Если кто-то захочет найти существенное различие между немецкими и французскими маршами-рысями и маршами-галопами, он обратит внимание, что в Германии аллюр лошади прорисовывается и поддерживается музыкой. Фанфарный элемент не присутствует и не вышагивает на заднем плане. Во Франции, наоборот, фанфарный характер музыки доминирует, а конно-музыкальные аспекты играют подчинённую роль.


HM III A, 58 Parademarsch der 18. Husaren | Парадный марш 18-го гусарского
von Alwin Müller | Альвина Мюллера

Конрад Нефе, авторитет в области саксонской военной музыки, написал о композиторе HM III A, 58: « Из штаб-трубачей Саксонской королевской кавалерии, которые даже сегодня заслуживают внимания за художественное совершенствование их оркестров, и чьё выступление на публичных концертах достигало больших успехов, в первую очередь следует упомянуть Альвина Мюллера из 18-го (1-го Саксонского) гусарского полка в Гросенхайне, который 1 июня 1865 года был назначен преемником Фойгта на посту штаб-трубача тогдашнего 1-го конного полка. Находясь на этой должности, он посредством тщательного отбора и сохранения должной численности всегда имел превосходный хор трубачей, с которым совершал большие ежегодные концертные гастроли. Из числа его превосходных инструментовок и содержащих настоящий кавалерийский дух композиций мы упомянем только Торжественную побудку по случаю празднования 62-го дня рождения Его величества короля Альберта.

1 июня 1890 года Мюллер отмечал 25-летний юбилей своей службы в качестве штаб-трубача, по случаю которого офицеры его полка подарили ему великолепную малую трубу из чистого серебра с позолоченным раструбом... По этому случаю Его величество король Альберт пожаловал ему звание королевского музикдиректора, в ознаменование его заслуг в области саксонской кавалерийской музыки.

Это один из тех очень редких случаев, когда композитор сам сообщил о зарождении армейского марша или марша сухопутных войск. Альвин Мюллер [1839-1917] пояснил: "29 августа 1870 года мой полк был придан одной саксонской пехотной бригаде. Мой командир получил приказ разведать обстановку в районе Нуара (Nouart), потому что оттуда велась стрельба.

Мы выяснили, что Нуар находится в наших руках, но во время разведки наткнулись на французский кавалерийский разъезд, во время перестрелки с которым был убит их трубач.

Во время обыска этого трубача... был найден сборник французских сигналов... Перелистывая сборник, я отметил некоторые сигналы, которые мне приходилось слышать перед собой, и мне пришла в голову идея написать парадный марш на их основе. Я тогда не мог подумать, что он станет таким популярным.

Поскольку моему полку литавры не полагались - они были только в Гвардейском Конном полку - то я дописал партии литавр и труб в фанфарном варианте уже после, когда меня об этом попросили».


HM III A, 70 Panzer-Reiter-Marsch | Марш танкистов
von Hermann Schmidt | Германа Шмидта

Профессор Герман Шмидт был, без сомнения, одной из самых выдающихся и влиятельных личностей в современной немецкой военной музыке. Во время его пребывания в должности произошло становление вермахта. Тогда он, как музыкальный инспектор, должен был стремиться сохранить музыку сухопутных войск, несмотря на появление дефицита кадров в связи с последующим развёртыванием и выделением персонала для вновь образованных Люфтваффе. Тогда и проявился организационный талант музыкального инспектора. Это явно проявилось и во время работы за границей, где пригодилось его знание языков.

Старший музыкальный инспектор Шмидт имел задание сохранить традиции музыки сухопутных войск в противовес новой Хузаделевской музыки Люфтваффе и продемонстрировать её функциональную способность (на образцовых концертах). Но он не топтался на месте, и создал из существующих егерские оркестры со специально изобретёнными инструментами, оживив тем самым старые традиции.

Профессор Шмидт также осознал, что новому роду войск нужен новый вид военной музыки: так 20 апреля 1937 года на параде III военного округа в Берлине впервые прозвучал только что созданный «танковый оркестр». Это был очень пронзительно звучащий медный оркестр, способный перекрыть рокот танковых моторов. Он заменил в танковых войсках прежние оркестры пехотного образца. «Марш танкистов», ставший в 1939 году маршем сухопутных войск, был назначен в репертуар танковых оркестров. Он оказался под номером 70 последним маршем в разделе III A.



С выпуском этой пластинки закончена запись всех маршей, за исключением упомянутых во вступительной статье, из разделов III A и III B Регистра маршей немецких сухопутных войск.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 3931
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Ср Май 16, 2018 5:55 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

ПРИМЕЧАНИЯ К МАРШАМ ДАННОЙ ПЛАСТИНКИ (Том 52)



SEITE 1 | СТОРОНА 1



Das Große Wecken | Большая побудка

von Joachim Toeche-Mittler (†) | Иоахима Тёхе-Митлера


В кайзеровские времена во всех войсках, находящихся в казармах, ежедневно бились на барабане или игрались на трубе утром, для подъёма, сигнал «Побудка», а вечером, для отхода ко сну, сигнал «Вечерняя заря». Эти произведения 100 лет находились в прусском уставе. В каждом внутреннем наряде был один дежурный барабанщик, в кавалерии дежурный трубач, который исполнял их на казарменном плацу. По большим праздникам в дополнение к ним во всех гарнизонах исполнялись накануне вечером «Большая вечерняя заря» и утром «Большая побудка». В то время, как «Большая вечерняя заря» проходила в темпе 114 шагов в минуту, «Большая побудка» - например, в первый день нового года и в день рождения кайзера (27 января) - исполнялась в темпе тихого шага 18-го столетия (75-80 шагов в минуту).

При «Большой побудке» группа барабанов и флейт вместе с оркестром проходила тихим шагом по гарнизону. В местах стоянки кавалерии проезжал верхом хор трубачей. Горожан празднично будили в парадной форме с султанами на шлемах. Я сам тоже это пережил. В столице Берлине за это отвечал 2-й полк Пешей Гвардии. Строевых музыкантов всех трёх батальонов (3x24 строевых музыканта плюс батальонные барабанщики) вёл полковой барабанщик. За ними следовал полковой оркестр (36 музыкантов) со штаб-гобоистом и бунчуком во главе. И всем этим командовал адъютант, ехавший верхом впереди. В Берлине маршрут проходил от казарм на северной части Фридрих-штрассе к Унтер-ден-Линден, затем по ней и по Среднему променаду до большого Городского дворца и обратно. При вступлении в казармы начинали бить строевые музыканты; их марш «Побудка» из двух частей по 8 тактов с повтором раздавался в размере 3/8, как будто они проходили по лагерной линейке. Затем вступал оркестр с песней «Радуйся жизни» Ганса-Георга Негели, написанной в 1795 году. Здесь уже по традиции был размер 6/8. Если маршрут «Большой побудки» был слишком длинным, он проходился в темпе скорого шага, 114 шагов в минуту.

Для медленного марша у строевых музыкантов было только одно произведение, и они должны были повторять его снова и снова. Оркестр же мог менять его на второе произведение: «Торжественную побудку»; великолепная уникальная композиция прусского военного музикдиректора Йозефа Гольде из 32-го пехотного полка в Эрфурте, написанная в 1858 году. Торжественно и могуче звучит в исполнении медных инструментов в качестве Cantus firmus „Nun danket alle Gott“, известный в Пруссии как «Лейтенский хорал», гармонически дополняемый и заполняемый ритмически обрамлёнными пассажами кларнетов и деревянных инструментов. Это производит большое впечатление, когда военный оркестр, окружённый плотной, раскачивающейся в такт толпой людей, медленно приближается под звуки хорала в размере 6/8.

Музыка Бундесвера должна стать посредником в передаче нам великих традиций.


Anmerkungen zu den einzelnen Stücken des Großen Weckens | Примечания к отдельным произведениям «Большой побудки»

von Werner Probst | Вернера Пробста


AM II, 229 Marsch des Hannoverschen 2. Infanterie-Regiments (1866) | Марш ганноверского 2-го пехотного полка (известный до 1866 года)
von Carl Neumann | Карла Ноймана

Высочайшим повелением от 27 января 1900 года № 7 марши бывшей ганноверской армии были назначены прусским полкам с целью сохранения традиций, хотя они и не были ещё зачислены в армейские марши. Другим высочайшим повелением от 24 марта 1900 года № 84 эти марши были зачислены в Собрание армейских маршей и получили номера. Однако с ганноверскими маршами в Пруссия обошлись без обычной аккуратности, и как стало потом видно, AM II, 229 был уже прусским армейским маршем AM II, 143. Поэтому это стало дублированием номеров в одном собрании. Похожая ситуация сложилась и с AM II, 227 - конечно, с трио - и AM II, 52 (без трио). В дополнение к этому, прекрасный марш ганноверского 7-го пехотного полка, написанный Томасом, был пропущен и не был зачислен в армейские марши.


AM II, 241 Schwedischer Kriegsmarsch (Björneborgarnes) | Шведский военный марш (Бьёрнеборгский)
(Fassung für Spielleute) | (редакция для строевых музыкантов)
Unbekannter Komponist | неизвестного композитора

Определённый в армейские марши только в 1912 году, «Бьёрнеборгский» считался одним из известнейших повсюду маршей и исполнялся в «Большой побудке» строевыми музыкантами. Он всё ещё применяется в служебных целях в Швеции и Финляндии. Там он называется «Марш жителей Пори», автором называется Кристиан Кресс. Он имеет специальный статус, поскольку является маршем для отдания чести в финских вооружённых силах. (См. также примечания Иоахима Тёхе-Митлера в томе 45!)


Nibelungen-Marsch | Марш нибелунгов
von Gottfried Sonntag | Готфрида Зонтага

Согласно записям композитора бравый «Марш нибелунгов» появился после осенних учений 1876 года. Готфрид Зонтаг [1846-1921] посвятил композицию, основанную на темах из «Кольца нибелунга», командиру своего полка, полковнику Максу фон Парсевалю, который, как и сам композитор, был горячим поклонником Рихарда Вагнера.

Готтфрид Зонтаг начал свою службу в 1868 году, поступив гобоистом в баварский 7-й пехотный полк в Байроте. Всего через два года, с 1 января 1870 года, он стал штаб-гобоистом полка. В 1883 году Зонтаг перешёл из оркестра в службу управления лазаретами и стал там впоследствии советником по финансовой отчётности. Имеются доказательства, что Рихард Вагнер и Готфрид Зонтаг не только знали друг друга, но и поддерживали дружеские отношения. Поэтому одной из вершин в музыкальной карьере Зонтага было то, что ему с его оркестром была оказана честь торжественно открыть 22 мая 1872 года театр Фестшпильхаус в Байроте. На открытии удачно был исполнен «Марш для почитания Людвига II», композиция Вагнера для духового оркестра, которая, хотя и была оригинальным произведением 19-го столетия, всё же вышла за рамки большого концертного марша.


Mit Hörner- und Trompetenklang | Под звуки горнов и труб
von Adolf Gießelmann | Адольфа Гисельмана

Этот марш является своеобразным поклоном многолетнему члену Немецкого общества военной музыки, который мог бы провести кривую от старой армии к концу 20-го столетия - и нашему обществу тоже. Адольф Грисельман (р. 1917) посвятил этот, написанный в 1943 году в Ле-Мане марш своему заботливому другу, королевскому музикдиректору Максу Мерингу, по случаю его 80-летия. Вот почему там цитируется песня Лигницких королевских гренадеров «Что так роскошно сверкает в лучах солнца?». Макс Меринг был самым значительным учителем музыки для молодого Адольфа Грисельмана, который после окончания школы смог приобрести необходимые навыки в одном из маршевых оркестров Имперской рабочей службы. Однако в вермахте, Грисельмана обучали как офицера войск связи. Но, поскольку его всегда тянуло к музыке, он сдал необходимые экзамены, чтобы стать музикмейстером. После того, как в результате общего ухудшения ситуации оркестры в полках были расформированы, он стал офицером войск связи в полку. После войны Адольф Грисельман продолжил обучение и стал дипломированным преподавателем-предметником и учителем музыки в Галле, где он и живёт до сих пор.


Germania-Marsch | Марш Германии
von Gustav Keil | Густава Кайля

Королевский музикдиректор Густав Кайль [1861-1903] на рубеже столетий рассматривался как один из самых лучших военных капельмейстеров и руководил одним из уникальных музыкальных ансамблей в старой армии: егерским оркестром (без ударной группы) из 46 человек 108-го стрелкового (фузелёрного) полка в Дрездене. После окончания обучения в Лейпцигской консерватории, оплаченного офицерами полка, Кайль руководил оркестром полка в 1887-1902 годах. От самого Кайля известно, что он перерабатывал служебные произведения, чтобы они приобретали особое, эффектное звучание в исполнении его оркестра. Он также развил большую концертную активность, привлекавшую особое внимание, поскольку при руководстве Кайля в его оркестре собрались самые лучшие музыканты-духовики. Разнообразные концертные поездки по Германии укрепили репутацию этого уникального оркестра. История бравурного «Марша Германии» несколько напоминает историю с «Маршем Шёнфельда» Карла Михаэля Цирера, поскольку Кайль тоже забыл написать марш, обещанный к празднованию годовщины хорового общества «Германия». Так что он написал его накануне упомянутого торжества «на скорую руку» - и получился один из самых прекрасных немецких маршей.


Bayerisches Militärgebet | Баварская военная молитва
von Johann Caspar Aiblinger | Иоганна Каспара Айблингера

В то время как, история Большой вечерней зари наполнена разнообразными дискуссиями о молитве в этой торжественной церемонии, «Баварская военная молитва», исполняемая в Баварии вместо хорала Бортнянского, никаким дискуссиям не подвергается.

Иоганн Каспар Айблингер [1779-1867] создал в виде своей военной молитвы композицию, которая излучает непритворное, глубокое благочестие и рвение. Она глубоко укоренилась в Баварии.



SEITE 2 | СТОРОНА 2



Der Große Zapfenstreich | Большая вечерняя заря


Все аспекты, касающиеся истории и развития Большой вечерней зари, были в предыдущие годы изложены в различных публикациях компетентных авторов в Немецком обществе военной музыки. Поэтому нет необходимости в повторении этих статей. Вместо этого, мы представим в хронологическом порядке события, распоряжения и постановления, оказавшие влияние на историю Большой вечерней зари:

1596: Первое упоминание о вечернем сигнале, связанном с вечерней зарёй.

1636: Распоряжение Великого курфюрста о запрете торговли спиртными напитками и вечерней заре; касается равным образом и солдат, и горожан.
В 1667 году обновлено.

1714: Старейшее напечатанное описание вечерней зари пехотного полка.

1726: Первое упоминание о марш-повестках.

С середины 18-го столетия: Термин «Большая вечерняя заря» достоверно подтверждается.

1788: Упоминание о марш-повестках на крепостных стенах за полчаса до вечерней зари.

1813: Указ о введении молитвы в Пруссии.

1838: Исполнение Вильгельмом Випрехтом «Русской Большой вечерней зари» по случаю визита царя в Берлин. Установление базовой концепции Большой вечерней зари на её основе.

1843: Вечерняя заря союзного X армейского корпуса в Люнебурге с 783 музыкантами и 300 барабанщиками. Чтобы облегчить исполнение, Випрехт был вынужден 17 раз переработать её для пехотного оркестра и 7 раз для кавалерийского оркестра.

1847: В устав пехоты включён раздел с вечерней зарёй для барабанщиков и флейтистов.

До 1918 года: Последовательность Большой вечерней зари - с гимном или без него и с разными молитвами - не зафиксирована. Примеры:
- Большая вечерняя заря баварского II армейского корпуса осенью 1897 года в Вюрцбурге: Марш для прибытия / Большая серенада с концертной музыкой / Кавалерийская вечерняя заря / Баварская военная молитва / Национальный гимн / Пехотная вечерняя заря / Марш-повестки для Большой вечерней зари и трели / Марш для убытия.
- Большая вечерняя заря в Штутгарте 7 сентября 1909 года: Большая симфоническая серенада / Старая нидерландская благодарственная молитва / Долгие замирающие, усиливающиеся и затихающие трели / Кавалерийская вечерняя заря / Молитва / Пехотная вечерняя заря.

1922: «Песнь немцев» (национальный гимн) назначена составной частью Большой вечерней зари.

1922?: Музыкальный инспектор сухопутных войск Оскар Хаккенбергер приказал сделать «Ich bete an die Macht der Liebe» Д. Бортнянского (единственной) молитвой в Большой вечерней заре. Для Баварии оставлена «Баварская военная молитва» (Айблингера).

1940: Большая вечерняя заря оставлена исключительно только для вермахта и войск СС.

1944: Генрих Гиммлер, как командущий резервными войсками, назначил бетховенскую „Die Himmel rühmen des Ewigen Ehre“ в качестве молитвы в Большой вечерней заре.
8 или 9 ноября 1944 года в Бреслау состоялось первое исполнение Большой вечерней зари с новой молитвой.

1962: Генерал-инспектор Бундесвера приказал: «Ich bete an die Macht der Liebe» Д. Бортнянского остаётся в качестве молитвы в Большой вечерней заре. Для Баварии без изменений: «Баварская военная молитва» (Айблингера).

1981: Первое исполнение Большой вечерней зари ННА ГДР в новой форме, составленной генералмузикдиректором полковником Г. Бауманом.


Anmerkungen zu den einzelnen Stücken des Großen Zapfenstreiches | Примечания к отдельным произведениям Большой вечерней зари


Mecklenburger Präsentiermarsch | Мекленбургский встречный марш
von Wilhelm Friedrich Graf von Redern | графа Вильгельма Фридриха фон Редерна

Это произведение является редакцией для пехотного состава инструментов AM III, 29, Марша для Праздника белой Розы того же самого композитора (см. том 8 «Исторических армейских маршей»). Марш, впервые прозвучавший 13 июля 1829 года, в день рождения русской императрицы, старшей дочери прусского короля Фридриха-Вильгельма III, великий герцог Мекленбург-Шверинский Фридрих Франц I забрал в Шверин, где он стал встречным маршем Гвардейского Гренадерского батальона. От него впоследствии произошёл 89-й (Великого герцогства Мекленбург-Шверин) гренадерский полк, встречным маршем которого это произведение оставалось до 1918 года. Темп, естественно, соответствует 75-80 шагам в минуту, обычному темпу встречного марша.


Jägermarsch | Егерский марш
von August Reckling | Августа Реклинга

Композитор Августр Реклинг [1843-1922], проведший всю свою жизнь в Мекленбурге, уже знаком нам по AM II, 265 «Счастливой охоты» (см. том 38 ).

В дополнение к этому великолепному произведению у Реклинга был целый ряд других маршей для егерского оркестра, не включённых в собрания армейских маршей и маршей сухопутных войск. Марш, записанный здесь в составе серенады, также охотно исполнялся егерскими батальонами ещё и потому, что в его трио цитируется певучая солдатская песня. Вот её первые строки:
Нравится тебе моя зелёная форма, девушка с розовыми щеками?
Мне говорят твои глаза, лукаво смеясь, что твое сердце пылает в огне,
я дам тебе всё, что смогу, моя лукаво смеющаяся любовь.
Из Лауэнбурга
я весёлый егерь из батальона Венторфа.
Из Люббена.

Запись этого марша следует в егерском составе инструментов.


Fehrbelliner Reitermarsch | Фербеллинский конный марш
von Richard Henrion | Рихарда Хенриона

Это один из пяти фанфарных маршей, написанных штаб-гобоистом 64-го пехотного полка Рихардом Хенрионом [1854-1940] в 1893 году. Эти произведения, основанные на сигнальных трубах кавалерии, на которых можно извлекать звуки только натурального звукоряда, стали известными и очень популярными. Перекличка между этими фанфарами и обычным оркестром создаёт особую атмосферу, перед которой слушатель не может устоять. До того был только один фанфарный марш, посвящённый саксонским штаб-трубачом Альвином Мюллером [1836-1916] своему 18-му гусарскому полку. Его можно услышать на 51-м томе «Исторических армейских маршей».

Фанфарные марши Хенриона, из которых только «Фанфара крестоносцев» стал армейским маршем под номером AM III, 113, все имеют исторические названия, которые не имеют ничего общего со временем их создания, незадолго до начала 20-го столетия.

Фербеллинский конный марш напоминает о сражении Великого курфюрста Бранденбургского со шведами 14 июня 1675 года. Он был парадным маршем баварского 8-го принца Прусского Генриха полка полевой артиллерии в Нюрнберге.



В то время как произведения серенады Большой вечерней зари в большинстве своём различны и могут выбираться лицом, в честь которого она проводится, остальная часть музыки постоянна. По традиции войска с оркестром и строевыми музыкантами прибывают под AM II, 37 «Марш корпуса Йорка» Людвига ван Бетховена. После трёхкратных марш-повесток строевых музыкантов звучит сначала «Марш вечерней зари», который в первой половине 19-го столетия был перенят в прусской армии из России. Молитва в Большой вечерней заре также из России. Она написана Дмитрием Бортнянским [1751-1825], директором Петербургской придворной капеллы. Текст, со словами „Ich bete an die Macht der Liebe“ принадлежит Густаву Терстегену. Национальный гимн «Песнь немцев», с мелодией Йозефа Гайдна 1797 года и текстом Гофмана фон Фаллерслебена 1841 года, включён в Большую вечернюю зарю в 1922 году (см. предыдущую страницу).

В качестве марша для убытия следует опять «Марш вечерней зари».



Этими обеими большими церемониями немецкой военной музыки - подчеркнём, что здесь особенным образом записана серенада Большой вечерней зари из маршей в пехотном, егерском и кавалерийском составе инструментов! - документальная серия завершается, впервые все армейские марши и марши сухопутных войск, доступные на данный момент, сосредоточены вместе в современной записи.

Эта документальная серия является уникальной и на международном уровне.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 3931
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Чт Май 31, 2018 6:50 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

И в заключение, несколько слов об авторе этого проекта:


Герберт Ютнер [1927-2005]


Герберт Ютнер родился в 1927 году в Вене. В 1943 году он закончил среднюю школу и сразу же поступил добровольцем в вермахт. После врзвращения на родину в 1946 году, он начал изучать торговое дело, поскольку других возможностей не было, и в течение нескольких лет занимался торговлей скобяными изделиями. В 1958 году он стал самостоятельным и основал собственную фирму, занимавшуюся импортом, которой сначала руководил единолично, а в 1975 году превратил в общество с ограниченной ответственностью. Оно относилось к немецкой химической промышленности. В 1997 году он продал свою компанию.

Герберт Ютнер был дважды женат и имел от двух жён троих детей. В 1985 году (в возрасте 58 лет!) он начал изучать историю в Венском университете и в 1994 году получил диплом магистра философии. Умер он в начале 2005 года.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Военная музыка -> История немецкой и австрийской военной музыки Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Страница 9 из 9

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах



Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS