Список форумов Военная музыка

Военная музыка

Форум любителей военной музыки
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

НАШ БАННЕР Partita.Ru — ноты для духового оркестра НАШ БАННЕР Partita.Ru — ноты для духового оркестра
Антология "Historische Armee-Maersche" (52 LP)
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Военная музыка -> История немецкой и австрийской военной музыки
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 3703
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Чт Дек 28, 2017 7:33 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Из приложения к пластинке 33


О происхождении и сущности марша


Немецкое слово «марш» происходит от французского "marche". Соответствующий глагол "marcher" означает «ногами по земле бить, наступать, идти». В его основе лежит латинское слово "marcare", от "marcus", молот.

"Marche" встречается уже в 16-м столетии как выражение организованного передвижения войск и могло уже к концу столетия войти в немецкий язык, к тому времени, когда само понятие ландскнехтов сходило на нет, и была проведена реформа по созданию постоянной армии дома Оранских по образцу античности, с предварительным обучением.

Происхождение марша, который в самом своём названии содержит свою существенную особенность, а именно штампованный, размеченный ритм, должно лежать в самом начале инструментальной музыки, то есть в античности. Часть её истоков может лежать в её назначении управлять движением большой массы людей, а также быть пригодной для танцев. Её военная функция началась с военных сигналов, лежащих за пределами музыкальных принципов. Это отразилось в её мелодике, которая часто развивалась под влиянием военных, солдатских песен, так что развитие марша также зависело от светской вокальной музыки.

Когда мы обратим взор на начало истории марша, то увидим хор в греческой трагедии, возможно сопровождаемый авлосом, выступающего в прочной маршевой форме. Однако, если это до сих пор в значительной степени является догадкой, то о том моменте, когда марш начинает меняться от какой-то формы жизни людей к особой форме сословия, нам говорят более точно римские легионы. Так, греческий историк Полибий (ок. 200-120 до н.э.), 16 лет живший заложником в Риме, пишет, что в вечерний час звучала туба, когда выступали все караулы. Флавий Р. Вегетиус (ок. 400 н.э.) составил справочник по военным знаниям, своего рода наставление древней римской армии, в котором он отметил, что тубы давали сигналы для движения вперёд и назад в бою.

Основными инструментами древних римлян были духовые инструменты. Многочисленные контакты римлян с Востоком привели их к овладению ударными инструментами. Интересно заметить, что чем дальше вы идёте на восток, тем больше и разнообразней становится ряд ударных инструментов, достигая максимума у китайцев. Несомненно, что эти инструменты применялись для сопровождения торжественных культовых шествий. Такими служебными культовыми формами, в которых маршевый ритм играет главную роль, являются древние песнопения, песнопения для шествия в католической церкви, песни крестоносцев и паломников, песни флагеллантов (бродячих сектантов-хлыстов), а также грубая песня гуситов или энергичная Песнь святого Михаила, граничащие со светской маршевой песней или инструментальным маршем.

(продолжение в приложении к тому 34)


Герберт Ютнер
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 3703
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Пн Янв 15, 2018 5:56 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

ПРИМЕЧАНИЯ К МАРШАМ ДАННОЙ ПЛАСТИНКИ (Том 34)

Иоахима Тёхе-Митлера



Так же, как и на томах 19, 20 и с 23 по 30 здесь опять в начале находятся служебные произведения для группы барабанов и флейт, применявшиеся в прусской армии 18-го столетия. Они служили для парада (гренадерский марш), для выноса и относа знамени (марш знамённой группы) и для развода караулов. Как правило, для этого собирались вместе 38 барабанщиков и 6 флейтистов полка. У каждого полка были свои собственные произведения. Тому, что они дошли до нас, мы должны быть благодарны большому собранию маршей ландграфа Гессен-Дармштадтского Людвига IX (1719-1790). Оно было заброшено во дворце в Дармштадте и вновь обнаружено в конце прошлого столетия.



SEITE 1 | СТОРОНА 1


AM I, 89 Marsch Oranien-Gelderland | Марш оранского Гелдерланда

AM I, 90 Grenadiermarsch Oranien-Friesland | Гренадерский марш оранской Фрисландии
arrang. von Theodor Grawert | в аранжировке Теодора Граверта

В 1908 году эти старинные голландские произведения стали армейскими маршами. 6 лет ранее (в 1902 году) голландский Марш Оранских-Нассау вошёл в Собрание как AM III, 115. Оба раза это было вызвано заботой об исторических традициях, посредством назначения этих музыкальных произведений дома Оранских-Нассау прусским полкам. Потому что Фридрих Вильгельм, великий курфюрст Бранденбургский (1620-1688), был женат на Луизе Генриетте Нассау-Оранской (1627-1667), которая таким образом стала матерью первого прусского короля Фридриха I и прародительницей всех остальных.

Кайзер Вильгельм II должно быть узнал об этом старинном нидерландском произведении (как и о Марше Оранской Фрисландии) во время поездки на остров Корфу в 1908 году. Так что музыкальному инспектору армии профессору Граверту (1856-1927) было поручено сделать аранжировку для прусских военных оркестров. И уже в том же году 80-му (Гессен-курфюрстскому) фузелёрному фон Герсдорфа полку в Висбадене был назначен в качестве встречного марша AM I, 89, а 81-му (1-му Гессен-курфюрстскому) пехотному полку во Франкфурте-на-Майне AM I, 90. В 1866 году герцогство Нассау было аннексировано Пруссией и вошло в состав прусской провинции Гессен-Нассау.

Желание иметь традиции было исполнимым с военной точки зрения. А как с музыкальной? Произведения были созданы на голландских землях в 1741-1748 годах. Они короткие и состоят из двух частей, вторая короче первой. И они прозрачны и благозвучны согласно тому времени. Можно ли было всё это сохранить в аранжировке, сделанной через 170 лет, когда уже были другие составы оркестров и представления о военном деле? Естественно, что с ходом времени развивается и музыкальное восприятие. Ощущается ли здесь звучание и воздействие прошлого? Партитура и голоса были предоставлены военно-музыкальным издательством Артура Парризиуса.


AM II, 87 Marsch | Марш
von Friedrich Weller | Фридриха Веллера

Военный капельмейстер Фридрих Веллер (1791-1890) был популярным композитором маршей и танцев. Этот марш не относится к его самым лучшим, но он единственный от него в Собрании армейских маршей. И построение, и прекрасные голоса кларнетов говорят о Веллере, поскольку он был кларнетистом.

Веллер происходил из Вёрлица (12 км к востоку от Дессау), где в то время был известный и прекрасный Вёрлицкий парк. В 18 лет он начал службу в Берлине в Лейб-пехотном полку. Вся Пруссия страдала тогда от французской оккупации, и Наполеон теперь нацелился на Россию. Поэтому и полк Веллера должен был отправиться туда, а с началом Войны за освобождение в 1813 году встал на борьбу с ним. После сражений при Грос-Гершене и Баутцене 12 июня полк выделил свой фузелёрный батальон для формирования 2-го полка Пешей Гвардии, а Веллер перестал быть гобоистом и стал руководить новым гвардейским оркестром. Но война ещё продолжалась, были ещё и Битва народов при Лейпциге, и форсирование Рейна, и вступление в Париж и, наконец, победа над Наполеоном, который высадился снова.

В 1815 году в берлинском гарнизоне начался звёздный час Веллера! Со своим хорошо оснащённым оркестром и своими собственными композициями он играл не только на и вне службы для войск, но и давал концерты для берлинцев. 1 декабря 1821 года он сделал это в Охотничьем зале на Унтер-ден-Линден в пользу погорельцев из Прицвалька; присутствовал даже король с принцами. В 1822 году его оркестр играл в Школьном саду между Потсдамскими и Бранденбургскими воротами, в 1823 году в Цветочном саду на Потсдамском шоссе 22. И был сводный солдатский хор из нескольких полков под управлением хормейстера Ляйделя. В 1824 году Веллер музицировал в Кемпфер Локаль на Тиргартен 46, и потом 21 октября на праздновании дня рождения кронпринца с «Большим вокальным и инструментальным концертом» в Адлер-зале на Унтер-ден-Линден 76. Он также аранжировал известные и популярные мелодии для военного оркестра. И, в заключение, в программах концертов были симфонии Гайдна, Моцарта, Бетховена в переработке Веллера для военных оркестров. Летние концерты Веллера на открытом воздухе стали начинанием, которому в течение следующих 100 лет следовали военные музыканты как в стране, так и за её пределами. Веллер был неутомим и скромен. Вместе с музикдиректором Нейтгардтом из Полка императора Франца он опубликовал сборник полных партитур 8 маршей (из них 4 его).

Невысокого роста, неслуживший Випрехт не был признан в качестве руководителя музыки Гвардейского корпуса. Вместе с обоими берлинскими гвардейскими музикдиректорами Нейтгардтом и Шиком музикдиректор Веллер подал в отставку. 30 лет он был штаб-гобоистом 2-го полка Пешей Гвардии. Веллер уехал в свой родной город Вёрлиц.

Випрехт теперь мог осуществить свои планы. Валторнисты в оркестре Веллера были сокращены; считалось, что они не подходят для военной музыки, особенно для её основного назначения, из-за своего относительно слабого звучания и сложной техники игры. Но это не устроило берлинцев, высоко ценивших концерты Веллера. Так что у преемника Веллера появились валторнисты, и инцидент был исчерпан.

Веллер был одним из наших великих! Он первым обрадовал людей летними концертами с хорошим военным оркестром. Мы не должны забыть его.


AM II, 89 Schweizermarsch | Швейцарский марш
von August-Heinrich Neithardt | Августа-Генриха Нейтгарда

Композиция была написана в 1832 году и сразу же стала армейским маршем. В то время в Пруссии было 45 пехотных полков, чьи оркестры ежедневно играли на разводах караулов, строевой подготовке, во время полевой службы и манёвров. Потребность в хорошей маршевой музыки была большая, и капельмейстер Гренадерского императора Франца полка в Берлине, Август-Генрих Нейтгардт (1793-1861) был именно тем человеком, который способен написать вызывающие соответственные чувства и оформленные произведения. В общей сложности 14 маршей носят его имя как композитора или обработчика.

Его Швейцарский марш написан на основе швейцарской народной песни. Швейцария была соседом и самой популярной страной для путешествий в южном направлении. О её мелодиях говорили, и они были поводом для многих армейских маршей.


AM II, 125 Marsch | Марш
von Ferdinand Dregert | Фердинанда Дрегерта

К написанию хороших маршей призывались не только специалисты в виде военных капельмейстеров. Их также создавали их музыканты, гобоисты и трубачи; поскольку здесь важнее наличие задатков, а не композиторское обучение. Два известных и часто исполняемых марша принадлежат гобоистам, а именно Марш Виктории (AM II, 174) и Солдатский звон и гром (AM II, 175). Марш Виктории и через 125 лет находится в сборнике маршей бундесвера, во II части.

Композитором этого произведения является Фердинанд Дрегерт (1814-1852). Он в 1840-1850 годах был гобоистом в Гренадерском императора Александра полку в Берлине и служил всё время под руководством превосходного музикдиректора Шика. Марш датируется 1844 годом и сразу же был определён в армейские марши королём Фридрихом-Вильгельмом IV. 20 июля 1844 года в издательстве Шлезингера в Берлине вышла партитура. Через 90 лет (в 1933 году) произведение вошло в 4-й том сборника маршей для всех германских военных оркестров и хоров трубачей профессора Германа Шмидта.


AM II, 206 Versailler Festmarsch zum 18. Januar 1871 | Версальский торжественный марш для 18-го января 1871 года
von Friedrich August Trenkler | Фридриха Августа Тренклера

Композитор Фридрих Август Тренклер, родившийся в 1936 году в Дрездене, умерший в 1910 году там же, был ещё той личностью! В 31 год (в 1867 году) принял он в качестве штаб-гобоиста оркестр только что сформированного 101-го (2-го Саксонского) гренадерского полка, который он превратил в образцовый ансамбль духовых и струнных инструментов. Его чуткое дирижирование имело понятную форму. Пользуясь тем, что гарнизоном был Дрезден, столица королевства, а шефом полка с 1868 года сам прусский король, оркестр насчитывал более 40 человек, с которыми он участвовал в кампании 1870-1871 годов. Тренклер был хорошим солдатом, приятным явлением и большим музыкантом. После 70 лет усилий и надежд образовалась единая Германская империя, при всеобщей радости и множестве сочинённых по этому поводу торжественных маршей. Тренклер смог представить свой в Берлине непосредственно кайзеру, как шефу полка, что сразу же привело к зачислению его в армейские марши, партитура была, конечно, самого Тренклера, и 1 июля 1871 года берлинское музыкальное издательство Шлезингера выпустило ноты. Произведение всем понравилось, особенно своим ритмом, бывшим «нравственностью музыки». Оно охотно исполнялось в Саксонии и Пруссии. С 1926 года оно было в отпечатанном сборнике маршей (2-й том) для всех немецких военных оркестров (до 1945 года). В 1873 году Тренклер со своим оркестром предпринял четырёхнедельные гастроли в Вестфалию, Рейнскую область и Голландию. 8 мероприятий в саду Дворца народа в Амстердаме публика отметила бурным восторгом. В 1874 году оркестр играл перед кайзером Вильгельмом I и его супругой во дворце Бабельсберг в Потсдаме. Как говорил сам Тренклер, 70-е годы были его звёздным часом. 19 апреля 1879 года он стал саксонским королевским музикдиректором, в 1889 году вышел на пенсию. Тренклер много сочинял, танцы, песни, марши. Его опусом 102 является Седанский победный марш, опусом 106 Версальский торжественный марш, а его Веттинский юбилейный марш, написанный к 600-летнему юбилею, вошёл в Реестр маршей немецких сухопутных войск как III A, 66. Тренклер часто посещал придворный театр и концерты зарубежных исполнителей, с целью совершенствования своего образования.

Следует также отметить, что после увольнения с военной службы в возрасте 55 лет, он принял управление Капеллой дрезденских ремесленников. Умело и неутомимо он поднял уровень оркестра настолько, что в 1903 году на его основе была создана Дрезденская филармония. Юный Оскар Хаккенбергер, игравший в капелле под управлением Тренклера на тромбоне, впоследствии стал гобоистом, штаб-гобоистом и музыкальным инспектором армии.

Фридрих Август Тренклер был незаурядной личностью!



SEITE 2 | СТОРОНА 2


AM I, 91 Grenadiermarsch | Гренадерский марш
von Hans Egon von Garnier | Ганса Эгона фон Гарнье
arrang. von Max Steier | в аранжировке Макса Штайера

Когда я 25 лет назад начал собирать армейские марши, ноты этого произведения отсутствовали. Их не было ни в издательствах, ни в архивах, ни в библиотеках. Но семейство Гарнье любезно помогло и одобрило запись этого марша вместе с другими.

Ганс Эгон фон Гарнье (1894-1948) был талантливым и музыкально одарённым молодым человеком. Поначалу он отслужил в силезском гусарском полку и пробыл лейтенантом резерва в первую мировую войну. Затем он поселился в Берлине как популярный и признанный художник, получив должность доцента в Академии художеств. После смерти отца ему перешло фамильное поместье Эккерсдорф возле Намслау (ныне Намыслув, Верхняя Силезия).

Его отец, Франц Ксавьер фон Гарнье (1842-1916) был офицером. Он поступил в 1864 году портупей-фенрихом в 8-й лейб-гренадерский полк во Франкфурте-на-Одере и в 1884 году был уже майором. Когда он был ещё 25-летним лейтенантом и потом капитаном и командиром роты, оркестром полка руководил Готфрид Пифке. И он был в сражениях при Дюббельне (в 1864), Кёнигреце (в 1866) и против Франции (в 1870-1871), где за бои под Шпихерном и Вьонвилле получил Железные кресты 2-го и 1-го класса. Так что между знаменитым музикдиректором и 27-летним молодым, расположенным к музыке офицером возникли узы взаимопонимания и доверия. В офицерском казино висели портреты, написанные Гарнье, включая, конечно, полкового капельмейстера Пифке. После смерти Пифке Гарнье был переведён, сначала батальонным командиром в 4-й полк Пешей Гвардии в Берлине, затем командиром 75-го пехотного полка в Бремене и, в конце концов, бригадным командиром снова во Франкфурт-на-Одере. Перевод в гвардию в Берлин был поощрением, в Бремене родился сын Ганс Эгон, а во Франкфурте генерал снова был вместе с подчинённым ему лейб-гренадерским полком. В 1898 году прошение об отставке Гарнье было благосклонно принято, с присвоением ему чина генерал-лейтенанта.

В начале 1911 года 16-летний сын положил перед отцом свою первую маршевую композицию. Тот был рад такому достижению и вспомнил свои молодые годы во Франкфурте-на-Одере с музикдиректором Пифке. Генерал фон Гарнье счёл нужным сообщить об этом кайзеру, который охотно принимал способных людей и был открыт сердцем к традициям и музыке. 4 февраля 1911 года произведение было зачислено в армейские марши с названием, упоминающим лейб-гренадеров и их капельмейстера Пифке. Партитуру сделал Макс Штайер (р. 1880 в Берлине), гобоист 12-го гренадерского полка во Франкфурте-на-Одере, которого 1 апреля 1908 года отправили на учёбу в Королевскую академическую высшую школу музыки в Берлине-Шарлоттенбурге. Издательство Артура Парризиуса в Берлине отпечатало ноты. Штайер 1 октября 1912 года получил оркестр Учебного полка Школы стрельбы пешей артиллерии в Ютеборге и свой портрет от композитора в знак благодарности. Марш, ставший армейским незадолго до первой мировой войны, почти не исполнялся.


AM II, 84 Marsch aus dem Haag (1829) | Марш из Гааги (1829 года)
von Francois Dunkler, | Франсуа Дюнклера,
arrang. von August-Heinrich Neithardt | в аранжировке Августа-Генриха Нейтгардта

С 1830 года это произведение является армейским маршем. Прусскому королю Фридриху-Вильгельму III его прислала в 1829 году для его собрания его дочь Луиза, которая жила в Гааге, будучи замужем за нидерландским принцем Фридрихом. Аранжировку для прусского состава инструментов предоставил капельмейстер Нейтгардт (1793-1861) из Гренадерского императора Франца полка в Берлине. Марш много исполнялся. Так что в 1869 году Випрехт написал новую обработку для более развитого военного оркестра. С 1933 году музыкальный инспектор сухопутных войск профессор Шмидт поместил произведение в свой 4-й том сборника маршей для всех немецких военных оркестров (в том же году он был зарегистрирован в Реестре маршей немецких сухопутных войск как HM II, 19). Из этого 4-го тома он перешёл в 1961 году во II часть сборника маршей бундесвера как AM II, 111. Но: до 1975 года имя композитора не было известно в Германии. Это можно поправить.

Франсуа Дюнклер (1779-1861) происходил из Раштатта. Его дядя Франсуа Вёке был 1-м фаготистом в придворной капелле маркграфа, затем великого герцога Баденского и преподал племяннику основы игры на этом инструменте. При посредстве отца, бывшего капельмейстером немецкого полка во Франции, Дюнклер стал гобоистом. Следующая должность 2-го фаготиста в 4-м батальоне Мозельских добровольцев вскоре была потеряна. Так что Дюнклер стал солдатом, проделал кампанию и был ранен. Снова и снова он пытался стать военным музыкантом. В 1797 году его полк отправился в Египет и Сирию. Дюнклер снова был ранен. Наконец, в 1810 году ему удалось получить должность штаб-трубача во французском 2-м полку конных карабинеров. С ним он пошёл в Москву. Это было беспокойное время! Французская революция и наполеоновские войны гнали людей туда и сюда и лишили их многих жизненных основ.

В 1815 году Дюнклер поступил на нидерландскую службу, сначала штаб-трубачом 5-го полка лёгкой кавалерии, в 1816 как капельмейстер 11-го пехотного батальона в Намюре, который принадлежал Голландии. Но снова его должность была упразднена.

Дюнклер отправился в Россию. Он был преподавателем музыки в 10-м и 18-м (егерских?) полках, что его устраивало и приносило определённый доход. Это было что-то вроде военно-музыкальной школы в провинции, как у Дёрфельдта в Санкт-Петербурге для всех гвардейских полков.

В 1819 году он вернулся в Льеж (в то время нидерландский) чтобы руководить там в течение 10 лет оркестром 11-го пехотного полка, пока он в 1829 году не занял по рекомендации принца Фридриха Нидерландского должность капельмейстера в только что основанном Полку гренадеров и егерей в Гааге. Уже в первый же год зазвучал его бодрый гренадерский марш для полка. Принц Фридрих и его супруга присутствовали при этом, и 21-летняя принцесса с гордостью послала один экземпляр нот отцу в Берлин. Егерские мотивы в трио говорят о наличии егерей в полку. Голландское издательство Моленара в Вормервере получило издательские права. Принцесса Луиза часто общалась с Дюнклером, поскольку была поклонником военной музыки. Дюнклер много выступал перед голландским королём.

Дюнклер виртуозно играл на флейте, гобое, английском рожке, фаготе, а также на горне и исполнял соло на тромбоне. В 1816 году в Намюре у него родился сын, который будучи солистом-кларнетистом, в 1847 году стал преемником отца в Полку гренадеров и егерей в Гааге. В 1861 году, в год смерти отца, он стал музикдиректором, а в 1867 году участвовал со своим оркестром в 56 человек в международном конкурсе военных оркестров в Париже. В 1876 году он стал инспектором армейских музыкантов, а в 1877 году и флотских тоже.

На музыкальном фестивале НАТО в Мёнхенгладбахе в 1976 году я распознал в выходном марше голландцев, с двумя бунчуками с выгравированными названиями Полков гренадеров и егерей и датой образования полка 1829, наш «Марш из Гааги (1829 года)».


AM II, 97 Marsch des Sardinischen Garde Jäger Regiments | Марш сардинского Гвардейского егерского полка
von J. Gouella, | И. Гуеллы
arrang. von August-Heinrich Neithardt | в аранжировке Августа-Генриха Нейтгардта

Марш из Сардинского королевства, существовавшего до 1861 года и включавшего в себя области Пьемонт, Савойю, Ниццу, Геную, а также остров Сардиния. В столице Турине (на самом деле в Кальяри, бывшем столицей де юре) стоял сардинский Гвардейский егерский полк (Cacciatori Guardie), чей полковой марш в 1834 году к нам пришёл и сразу стал армейским маршем. Трио с мелодией из оперы Доницетти «Любовный напиток» сделало быстро произведение популярным. Опера появилась в 1832 году и была первым шедевром Гаэтано Доницетти. Август-Генрих Нейтгардт (1793-1861), штаб-гобоист Гренадерского императора Франца полка в Берлине позаботился об аранжировке для прусских военных оркестров. Партитуру предоставило берлинское музыкальное издательство Шлезингера. Произведение появилось в издательстве Боте и Бок в Берлине, переложение для фортепьяно в издательстве Рихтера в Магдебурге, там марш охотно исполнялся. О композиторе Гуэлла ничего не известно.


AM II, 114 Marsch | Марш
von Johann Kelch | Иоганна Кельха

Композитор из Кёльна, понимавший как сочинять музыку, писал карнавальную музыку: потому что каждая капелла хотела участвовать в мероприятии и шествовать в постпасхальном карнавале. Вот таким и был Иоганн Кельх (р. 1814), хотя происходил из Восточной Пруссии. Как испытанный гобоист занял он в 1839 году должность штаб-гобоиста в 28-м пехотном полку в кёльне, фузелёрный батальон которого стоял в Эренбрайтштайне. Шефом полка с 1826 года был фельдмаршалл герцог Веллингтон; он подарил оркестру бунчук.

Уже в первый год Кельх представил этот марш, который вскоре (в 1839 году) стал армейским. За ним последовали увертюры, вальсы и прочие произведения. Кельх старательно музицировал со своим оркестром. Для училища глухонемых в Кёльне ежегодно проводился благотворительный концерт, затем для пострадавших от пожара или наводнения или для близких родственников покойных товарищей. Похвальные отзывы о появлении Кельха, его дирижировании и его виртуозности и сегодня можно прочитать в старых кёльнских газетах. В то время часто исполняли или напевали его «Новую кёльнскую карнавальную песню 1842 года». В любом случае, оркестр 28-го полка был очень популярен во всём городе и хорошо известен за его пределами.

После подавления беспорядков в Бадене полк в 1851 году перешёл в новый гарнизон в Ахене. Кельх там уже не был так счастлив. В 1852 году умерла его жена. Он попросил об отставке и уехал с детьми на родину жены, в Берлин. Его марш больше не исполнялся другими полками.


AM II, 137 Pochhammer-Marsch | Марш Поххаммера
von Gottfried Piefke | Готфрида Пифке

Готфрид Пифке (1815-1884) считается наиболее известным и выдающимся военным капельмейстером прусской армии. Его служба в этом качестве началась 1 октября 1843 года с руководства оркестром 8-го пехотного полка (более известного как лейб-пехотный полк) во Франкфурте-на-Одере, он занимал эту должность 40 лет до самой смерти. Все 13 полковых командиров, которым он за это время непосредственно подчинялся, были им довольны.

Пифке посчастливилось с самого начала найти высоких покровителей. Командиром 5-й дивизии, в которую входил полк, был принц Альбрехт Прусский (брат короля), которого по каким-то непонятным династическим соображениям отправили их Берлина командовать дивизией. 1 января 1844 года штаб дивизии вернулся в свой старый пункт дислокации Франкфурт-на-Одере вместе с новым командиром генерал-майором Вильгельмом фон Поххаммером (1785-1856). Это был разносторонне развитый офицер, в том числе и в отношении музыки. Так что он посодействовал способному Пифке и обратил внимание короля на этого талантливого штаб-гобоиста. Пифке в свою очередь в 1845 году посвятил своему командиру дивизии свой первый марш, Марш Поххаммера, ставший в 1846 году армейским маршем.

Это произведение демонстрирует типичные признаки влияния развития инструментов и состава оркестра в первой половине 19-го столетия. Оно написано в ключе фа с агрессивным оттенком звука наподобие Седанского марша (AM II, 45a) или «Гвардии германского кайзера» (AM II, 208), того ключа, которого охотно придерживались старые пехотные капельмейстеры. Но впоследствии под влиянием Випрехта стал превалировать ключ ми-бемоль, позволявший играть на больших концертах кавалерийским фанфарам.

От Пифке впоследствии были ещё марши, среди которых Кёниггрецкий и «Прусская слава». Пифке проложил свой путь к званию музикдиректора, директора всех оркестров III армейского корпуса и к получению от самого короля Домашнего ордена Гогенцоллернов 18 января 1869 года, в день праздника ордена, в Берлинском дворце в присутствии собравшихся князей и министров, и даже самого Бисмарка. Генерал фон Поххаммер уволился со службы в 1848 году. Его внук, генерал-майор Эрих фон Поххаммер пал в бою в 1914 году в Аргоннах, перед фронтом своей бригады. Это был мой двоюродный дед (женатый на сестре моего отца).

Поскольку марш подвергался впоследствии переработкам, последняя из которых была сделана недавно, следует отметить, что здесь у нас исполняется оригинальная редакция 30-летнего композитора, появившаяся в 1846 году в Собрании армейских маршей.


AM II, 179 Triumphmarsch | Триумфальный марш
von Georg Goldschmidt | Георга Гольдшмидта

Марш, под который никто не сможет маршировать! Ни тихим шагом, ни скорым шагом, ни сидя на коне! Такого никогда не было; потому что в произведении меняется темп, и оно длиной в 136 тактов (что занимает 51 страницу в партитуре). Это концертное произведение, даже не концертный марш. Начальные такты с фанфарами продолжаются дальше как в наших кавалерийских маршах. На 61 такте начинается трио, но это никак не отмечено. И после 21 такта меняется ключ. Заканчивается всё большой, даже ненормально большой кодой. Почему это стало армейским маршем? Ответ лежит далее, и поскольку композитор был пехотным капельмейстером, его по всем бюрократическим правилам занесли в парадные марши для пеших войск (во II раздел).

Композитор Георг Гольдшмидт (1823-1904) был хорошо известной личностью, поскольку был капельмейстером Королевских гренадеров, 7-го гренадерского полка в Лигнице (Силезия), чьим шефом был старый кайзер, пожалованный этим званием в 1817 году, когда был ещё принцем Вильгельмом, и остававшийся им в течение 70 лет до самой смерти. Гольдшмидт тоже мог исчислять декадами; он был капельмейстером полка с 1 февраля 1858 года по 31 декабря 1898 года, то есть почти 41 год.

Когда 12 декабря 1857 года умер его предшественник Карл Ланге (Седанский марш написан им), Гольдшмидт получил его должность по рекомендации шефа полка. Ему было 34 года, он выдержал экзамен на капельмейстера и прошёл школу Пифке. Это гарантировало мастерство и надёжность. Полковой командир полковник фон Зоммерфельд был доволен, что вакантная должность штаб-гобоиста занята так хорошо. 3 года спустя (в 1861 году) принц-регент и шеф полка стал прусским королём. Немедленно (в 1862 году) гольдшмидтовский Триумфальный марш вошёл в Собрание. Но не следует забывать: чем больше полк на виду, тем больше от него требуется, и он всегда на передовой линии. Он сражался в 1866 году под Кёниггрецем и в 1870 году под Вёртом и Седаном. Он давал концерты в штаб-квартире короля и в 1871 году находился в зале для игры в мяч Версальского дворца во время провозглашения создания Германской империи. Гольдшмидт всегда был при деле.

Гольдшмидт обладал и служебными, и человеческими качествами. Им были довольны 12 командиров полка, которым он непосредственно подчинялся в течение 40 лет. В 1869 году Гольдшмидт стал музикдиректором, в 1893 году он отметил 50-летний юбилей своей службы. Лигниц и королевских гренадеров невозможно было представить без Гольдшмидта. По мере его старения вошло в обычай, что заслуженный капельмейстер маршировал перед оркестром только при исполнении последнего произведения. Даже молодой кайзер Вильгельм II (с 1888 года) пожимал ему руку при посещении полка. Гольдшмидт носил длинные белоснежные бакенбарды.

В возрасте 75 лет Гольдшмидт ушёл на пенсию 31 декабря 1898 года. У него было 11 орденов и знаков отличия, среди которых Железный крест 2-го класса за 1870 год, ордена Красного Орла и Короны 4-го класса и крест Домашнего ордена Гогенцоллернов. При увольнении он был почётно произведён в лейтенанты, в связи с чем в прессе появились ехидные поздравления в адрес самого молодого лейтенанта.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 3703
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Вт Янв 16, 2018 4:00 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Из приложения к пластинке 34


О происхождении и сущности марша

(продолжение приложения к тому 33)


К этим религиозным песнопениям присоединяются святочные песни, песня о трёх волхвах, из зимних колядок и тому подобных, и связанные с религиозным и светским пением. Религиозное пение стало неисчерпаемым источником светских маршевых песен, в первую очередь военных песен (см. Святого Михаила). Ландскнехты пели о любимых женщинах, которые могли подарить тепло, сравнимое с солнечным, что являлось насмешкой, религиозное пародировалось («Боже, благослови великодержавного императора пользой...»), и маршевая мелодия всё больше и больше затвердевала к этому «Настало лето» времён Тридцатилетней войны.

А теперь к инструментальному маршу. Во времена Тридцатилетней войны древние звуки трубачей и литаврщиков, флейщиков и барабанщиков постепенно формировались в армейские марши, не без влияния народных песен, которые своей узко специализированной запоминающейся мелодией оставались неотъемлемой составной частью войска, наподобие разве что фанфар с их целесообразностью. Примером этого является Дессауский марш AM I, 1b, который своими длительными трубными фанфарами ясно указывает на происхождение своего жанра. Конечно, форма марша ещё не сложилась и зафиксировалась, как это произошло в последующие столетия, она ещё достаточно рыхлая и нецелесообразная. Чтобы обрести форму произведению, которое развивается само по себе, без всякого практического применения, потребуется определённая помощь. Это было представлено шествиями, интрадами, которые большую часть 17-го столетия были служебной музыкой в рамках последовательности танцев. Часто между ними и маршами не было большого стилистического различия, за исключением более чёткого ритма у маршей. Что касается сюит, то там поначалу были марши из двух частей, трио появилось в середине 18-го столетия.

Развитие марша неудержимо продолжалось. За маршами Баха, Генделя и их современников последовали классические, вроде "Serenata militare" Леопольда Моцарта, о которой мы уже упоминали. При этом простая изначальная форма почти всегда стала узнаваемой, например как в траурном марше Бетховена из Героической симфонии. Подведём итоги:

Культовая свободная маршевая форма продолжает жить в церковных песнопениях, захвачена светской песней и распространяется в виде народного марша. В то же время, старинная военная фанфарная музыка сохранила форму и частично стала военным маршем, сохранившем свои составные части до наших дней. С другой стороны, марш в сфере искусства, недолго прослужив своей основной цели, распался на серию из нескольких типов. В обеих формах между 1650 и 1750 годами зародилась идея трио. Марш в сфере искусства превратился в идею марша в большом стиле, присутствующую в ораториях, симфониях, операх, песнях для фортепьяно. Эти марши являются произведениями для самих себя. Примеры были идеализированы и дали другое представление, как это желает представить себе мир. Наиболее ясно это наглядное представление проявилось в «шествиях». Своеобразно работает связка из вокальных и инструментальных задумок - она, возможно, вызвана памятью о войсковых маршевых песнях с инструментальным сопровождением. Зачастую больше нет сцен, указывающих на марш, только отмеченный ритм означает составную часть толкования текста, ритм марша внезапно освещает ситуацию.

Когда один старый прусский генерал сказал во время Семилетней войны: «Один изрядный марш моих гобоистов, и появляется желание говорить с Европой языком пушек», то он всего лишь ощущал вечное живое воздействие ритма на шаг, и не только в военном марше. Это можно объяснить существованием физической связи между жизнью и ритмом.

Поэтому марш будет жить столько, сколько будет существовать человечество, потому что ритм сопровождает нас всю жизнь и всегда пульсирует в вечной соразмерности дуализма, в сверхъестественной смене лета и зимы, прилива и отлива, дня и ночи.


Герберт Ютнер


Последний раз редактировалось: retiredmajor (Ср Янв 17, 2018 6:11 am), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
валерий грачев


   

Зарегистрирован: 02.02.2012
Сообщения: 412
Откуда: Кишинев

СообщениеДобавлено: Вт Янв 16, 2018 9:23 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

К сказанному можно добавить,что главное назначение марша это участие в организации массовых мероприятий.Со снижением активности населения уменьшилась и потребность в сопровождении массовых мероприятий.Устойчивую потребность сохраняет только марш Мендельсона. Основными "слушателями" маршей остались военные и то во время уставных мероприятий и парадов.Тенденция грустная,но неизбежная при современном уровне связи и форм оповещения.Попытки поднять роль марша путем смотров и фестивалей пока не создает устойчивого интереса,а в некоторых мероприятиях (Спасская башня) превращает все действо в откровенный балаган.Но марш будет жить пока будут живы духовые оркестры-часть живой человеческой культуры.
_________________
Не маршем единым живет духовик.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Военная музыка -> История немецкой и австрийской военной музыки Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
Страница 7 из 7

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS