Зарегистрирован: 23.04.2009 Сообщения: 3295 Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: Сб Апр 25, 2009 3:38 am Заголовок сообщения: Чернецкий Семен Александрович
24 октября 1881, Одесса— 13 апреля 1950, Москва
Засл. деятель искусств РСФСР (1936). Лауреат Государственной премии |СССР (1946).
Учился в Одесском музыкальном училище по классу тромбона Г. М. Лоэцо, в 1917 окончил Петроградскую консерваторию по классу дирижирования Н.Н. Черепнина, по классу композиции И.И. Витола, по классу инструментовки М.О. Штейнберга. И 1903—1910 капельмейстер военных оркестров в Кишиневе и Одессе. В 1918 возглавил секцию военных оркестров Петроградского комиссариата, затем был инспектором оркестров Петроградского военного округа, руководил сводным духовым оркестром Ленинградского гарнизона. В 1924—1949 инспектор оркестров Красной Армии и Флота, одновременно (с 1932) руководил сводным военным оркестром Московского гарнизона, по образцу которого позднее были созданы сводные оркестры других гарнизонов. Под его руководством оркестр Московского гарнизона начал участвовать не только в военных, но и в общественно-политических и культурно-массовых мероприятиях (таких, например, как праздничные концерты в Большом театре СССР).
Организатор и руководитель первых советских военных оркестров, в числе которых Первый отдельный показательный оркестр Министерства обороны СССР (создан в 1935). В 1928 сформировал и возглавил Большой симфонический оркестр ЦДКА. Для деятельности Чернецкого-дирижера характерны творческие поиски в исполнении военно-маршевого репертуара. Велики его заслуги в создании служебно-строевого репертуара для военных оркестров. Чернецкий явился одним из создателей советского военного марша.
Организатор школ военно-музыкантских воспитанников в Петрограде и Ташкенте (1918—1921), несколько лет был начальником Петроградской школы. С 1925 преподавал в капельмейстерском классе при Московской пехотной школе им. М. Ю. Ашенбреннера, с 1926 начальник капельмейстерского класса на вокально-музыкальных курсах им. И.Ф. Стравинского. В 1935 вместе с директором Московской консерватории Г.Г. Нейгаузом участвовал в формировании Военного факультета Московской консерватории, где преподавал дирижирование и служебно-строевой репертуар (с 1946 проф.).
Соч. для духового орк.: марши (около 100) — Марш Красной Армии (1922), Встречные марши (1923, 1924, 1925), Ленинский призыв (1924), Индустриальный (1932), ГТО (1933), Марш московских пионеров (изд. 1937), 10 маршей на темы произведений советских композиторов, Краснознаменному ансамблю (1937), Торжественный марш (первонач. назв. «Рокоссовский», 1942), 25 лет РККА, Марш танкистов, Русский марш, Марш гвардейцев-минометчиков (1943), Азербайджанский марш, Юбилейный встречный марш Красной Армии, Марш 8-й гвардейской дивизии, Марш Ленинградских гвардейских стрелковых дивизий, Родной Донбасс, Слава Родине, Встречный марш танкистов, Вступление Красной Армии в Бухарест (1944), Вступление Красной Армии в Будапешт, Салют Москвы, Праздник Победы (1945), Русский марш, Славянский марш (1946).
Советское духовое инструментальное искусство, с. 279
Произведения:
1) предположительно, дореволюционные его произведения:
Дни нашей жизни
2) советские произведения:
Встречный марш
Встречный марш Красной Армии
Встречный марш офицерских училищ
Вступление Красной Армии в Будапешт
Вступление Красной Армии в Бухарест
Герои Сталинграда
Грузинский марш №1
ГТО (марш)
Десантники
Дружба народов СССР
Ленинский призыв
Марш 8-ой гвардейской стрелковой дивизии им. генерала Панфилова
Марш артиллеристов
Марш гвардейцев-минометчиков
Марш Ленинградских гвардейских стрелковых дивизий
Марш танкистов
Парад
Победный марш (фанфарный) 'Слава Родине'
Праздник Победы
Привет краснофлотцам
Салют Москвы
Славянский марш
Торжественный марш (Рокоссовский)
Украинский марш №2
Фанфарный марш
Юбилейный встречный марш Красной Армии
-----
Военный дирижёр, композитор. Организатор и руководитель первых советских военных оркестров, один из создателей советского военного марша. 1917 окончил Петроградскую консерваторию по классу дирижирования Н.Н. Черепнина, по классу композиции И.И. Витола, по классу инструментовки М.О. Штейнберга. И 1903—1910 капельмейстер военных оркестров в Кишиневе и Одессе. В 1918 возглавил секцию военных оркестров Петроградского комиссариата, затем был инспектором оркестров Петроградского военного округа, руководил сводным духовым оркестром Ленинградского гарнизона. В 1924—1949 главный инспектор оркестров Красной Армии и Флота, одновременно (с 1932) руководил сводным военным оркестром Московского гарнизона, по образцу которого позднее были созданы сводные оркестры других гарнизонов. Написал около ста военных маршей, в том числе "Марш Красной Армии" (1922), "Марш московских пионеров" (изд. 1937), 10 маршей на темы произведений советских композиторов, Краснознаменному ансамблю (1937), "Торжественный марш" (1942), "Марш танкистов", "Русский марш", "Марш гвардейцев-минометчиков" (1943), "Салют Москвы", "Праздник Победы" (1945) и др. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1936).
Скончался С.А. Чернецкий 13 апреля 1950 года, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище 3 уч.
[/URL]
[URL=http://www.radikal.ru]
Последний раз редактировалось: PetersGriFF (Ср Апр 29, 2009 8:36 am), всего редактировалось 1 раз
Зарегистрирован: 23.04.2009 Сообщения: 3295 Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: Вс Май 03, 2009 5:27 am Заголовок сообщения:
СЕМЕН АЛЕКСАНДРОВИЧ ЧЕРНЕЦКИЙ
Не так давно мне в руки попал компакт-диск «Избранные военные марши Семёна Чернецкого» в исполнении Оркестра Штаба Ленинградского военного округа.
При прослушивании всплывали в памяти кадры старых советских фильмов, где так часто звучали марши этого выдающегося русского дирижёра и композитора. Да что фильмы! Редкий военный парад на Красной площади, да и не только в Москве, пройдёт без исполнения какого-либо из маршей С.А. Чернецкого. К великому огорчению, обратившись к Большой Советской Энциклопедии, я обнаружил в ней только вот эту небольшую справку о нём:
Чернецкий Семён Александрович (1881, Одесса - 1950, Москва), военный дирижёр, композитор, педагог, генерал-майор (1944), заслуженный деятель искусств РСФСР (1936). Ученик Н.Н. Черепнина, А.К. Глазунова. В 1900-17 капельмейстер Русской армии, в 1924-49 инспектор военных оркестров Красной Армии и ВМФ. Организатор и руководитель сводного («тысячетрубного») оркестра Московского гарнизона (1926 - 1946), Отдельного показательного оркестра Министерства обороны (1935-49), ряда оркестров военных академий. Один из организаторов военно-капельмейстерских классов (1923) и военно-дирижёрского факультета при Московской консерватории (1935; с 1946 профессор), школы военно-музыкантских воспитанников в Москве. Автор свыше 100 военных маршей, в том числе «Парад» (1946), «Марш танкистов» (1944), «Салют Москвы» (1945), патриотических песен и др. Государственная премия СССР (1946). Жил на Садовой-Кудринской улице, 30/32. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
А в столь посещаемом всеми Интернете и того меньше... Как-то раз, идя по улице, я увидел военный оркестр. Обратившись к его руководителю, узнал о существовании военно-дирижёрского факультета при Московской Консерватории. Долго я не мог выбрать время и вот наконец, собравшись с духом, я договорился о встрече с руководителем факультета полковником Грязновым, любезно предоставившим мне право воспользоваться служебной библиотекой.
В год 60-летия Великой Победы настала пора рассказать о том человеке, который внес в её достижение огромной силы моральный дух.
Автор около 200 маршей, дирижер и преподаватель, лауреат Государственной премии СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор, генерал-майор Семён Александрович Чернецкий родился 12(24) октября 1881 года в г. Одессе, в семье бедного музыканта-скрипача. Первоначальное музыкальное образование получил дома под руководством матери-пианистки. Затем поступил в Одесское музыкальное училище по классу тромбона и фортепиано. Из-за тяжёлого материального положения семьи учёбу пришлось совмещать с аккомпаниаторской работой по найму.
В 19 лет Семён едет в Кишинёв к старшему брату - военному капельмейстеру оркестра Драгунского полка, где и решает посвятить себя военной музыке. Сначала он пробует силы в качестве помощника капельмейстера, а затем в 1903 году возглавляет оркестр артиллерийской бригады. Следующие десять лет Чернецкий работает военным капельмейстером в Одессе. С 1911 по 1917 гг. Чернецкий учится в Петербургской консерватории у профессоров А.К. Глазунова (оркестровый класс), Н.Н. Черепнина (дирижирование), М.О. Штейнберга (инструментовка), Я. Витола (композиция).
На формирование Чернецкого существенное влияние оказало его общение с крупнейшими русскими музыкантами первой половины XX века. Дарование Чернецкого отмечал Глазунов, предвидевший в нём большое будущее. Он писал: «Семён Александрович Чернецкий - отлично подготовленный музыкант. Зная большой дирижерский опыт Чернецкого, а также признавая сделанные им успехи за время пребывания в консерватории, я смело могу рекомендовать С.А. Чернецкого как даровитого и вполне умелого руководителя оркестрами».
Предвидение Глазунова полностью оправдалось.
После революции 1917 года Чернецкий добровольцем пошёл в Красную Армию и в 1918 году стал во главе секции военных оркестров при Петроградском окружном комиссариате по военным делам, а также был инспектором военных оркестров Петроградского военного округа. В 1924 году Чернецкий назначается на должность Инспектора военных оркестров РККА.
В 1925 году ему довелось формировать сводный военный оркестр Московского гарнизона, а в 1935 году - Первый отдельный показательный оркестр Министерства Обороны СССР. Оказывал он помощь и в формировании образцовых оркестров ряда академий и штабов военных округов.
В последующие годы, являясь инспектором военных оркестров Советской Армии, проявил незаурядные организаторские и творческие способности. Чернецкий сыграл большую роль в подготовке квалифицированных кадров военных музыкантов и военных дирижёров, плодотворно работал в качестве дирижёра большого симфонического оркестра при ЦДКА, Отдельного показательного оркестра МО СССР и руководил сводным военным оркестром Московского гарнизона в течение 25 лет. За успешную концертно-исполнительскую деятельность Чернецкому в 1946 году была присуждена Государственная премия.
Велики заслуги С.А. Чернецкого в создании служебно-строевого репертуара для военных оркестров Советской Армии. В этой области он явился одним из создателей советского военного марша. Будучи видным мастером трактовки строевого марша, Чернецкий заложил методические основы исполнения строевого репертуара.
Творческая индивидуальность Чернецкого ярко проявилась в его композиторской деятельности. Основываясь на русской военной музыке, русских народных песнях, Чернецкий сумел создать новые произведения, которые не только не вступили в идейный конфликт со старым, дореволюционным военным репертуаром, но и, в свою очередь, стали теми бесценными жемчужинами, которыми по праву будет гордиться русская военная музыка.
По инициативе Чернецкого были созданы школы военно-музыкантских воспитанников в разных городах страны. Менее чем за пять лет более трёх с половиной тысяч беспризорников обучились в таких школах, а затем были направлены в военные оркестры в качестве воспитанников. Многие из них стали руководителями военных оркестров.
Помимо школ военно-музыкантских воспитанников Чернецкий создаёт военно-капельмейстерские классы при 8-й Петроградской пехотной школе комсостава, при Военной академии имени М.В. Фрунзе и, в завершение, Военно-дирижерский факультет при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.
Особенно успешным и плодотворным в творчестве великого русского военного музыканта стал период Великой Отечественной войны. Вдохновлённый подвигами Советской Армии, Чернецкий написал за годы войны свыше сорока маршей и около тридцати патриотических песен. В свою очередь, эти марши и песни помогали советским воинам одерживать убедительные победы над врагом.
Будучи военным дирижёром, Чернецкий находил время и для педагогической деятельности, в течение четверти века ведя класс дирижирования и служебно-строевого репертуара сначала в военно-капельмейстерских классах, а затем на военно-дирижёрском факультете Московской консерватории.
Доводилось Чернецкому и лично встречаться со Сталиным. Причем проявил себя Семён Александрович достаточно смело. Вот как об этом рассказывает в своем очерке о Чернецком один из преподавателей военно-дирижёрского факультета Цицанкин:
«...Дело о том, что по давней традиции главный военный дирижер должен был дирижировать сводным военным оркестром, стоя к нему спиной, что заметно снижало уровень слаженности сводного оркестрового полка: крайние батальоны «тысячетрубного оркестра» плохо видели со спины знаки военного дирижера.
И вот на очередном военном параде на Красной площади во время прохождения войск перед Мавзолеем, на трибуне которого присутствовали высшие руководители, Чернецкий неожиданно повернулся спиной к трибуне, продолжая дирижировать оркестром.
После парада Чернецкого вызвали на трибуну,
- Товарищ Чернецкий,- с некоторой долей разочарования постукивал по краю трибуны Мавзолея своей неизменной трубкой Сталин. Все знали, что эта означало крайнюю степень недовольства. - Почему вы можете позволять себе такие вот вольности в нашем присутствии?!
Все вокруг замерли. Мало того, что шел тогда 1937 год, так к тому же Чернецкий был в то время под пристальным «оком» ОГПУ в связи с эмиграцией его дочери, вышедшей замуж за иностранного подданного. Назревал грандиозный скандал.
- Товарищ Сталин! Я очень уважаю вас, наше правительство. Но и никакого морального права не имею дирижировать вами, стоя к вам лицом. Я должен дирижировать военными музыкантами,- чётко, по-военному доложил Чернецкий.
- Хорошо, пусть так и будет, - ответил Сталин, - надеюсь, товарищ Ворошилов, товарищ Берия и все присутствующие здесь не будут против. Таким образом конфликтная ситуация была улажена, и на последующих парадах Чернецкий дирижировал, стоя спиной к трибуне».
Одним из первых среди авторов советской военно-духовой музыки Чернецкий обратился к фольклору народов СССР, используя в своих маршах песни различных народов СССР, а также массовые песни известных советских композиторов. Так родились его известнейшие марши: «Казачий марш», «Славянский марш», «Грузинский марш», «Украинский марш». К примеру, в марше гвардейцев-миномётчиков ярко звучит тема песни «Выходила на берег Катюша», марш «Салют Москвы» начинается малиновым колокольным звоном песни «Широка страна моя родная», в марше 8-й гвардейской стрелковой дивизии имени генерала Панфилова слушатель узнает тему народной песни «Из-за острова на стрежень».
Одним из лучших сочинений Чернецкого является марш «Парад», написанный в 1940 году. Он написан на собственные темы. А вот парадный марш «Слава Родине» написан с использованием музыкальной темы знаменитой арии «Славься, славься, наш Русский Царь» из оперы «Жизнь за Царя» М.И. Глинки. Напомню, что именно в годы войны и были введены погоны и офицерские кители «царского покроя» в армии.
В 1946 году внезапная болезнь (паралич) надолго приковала Чернецкого к постели. Тем не менее он нашёл в себе силы принять участие в качестве заместителя председателя комиссии-жюри Всеармейского соревнования военных оркестров штабов военных округов и военных академий.
С.А. Чернецкий умер 13 апреля 1950 года в Москве. Он был похоронен на Новодевичьем кладбище с большими почестями.
В память о Семёне Александровиче Чернецком будут звучать его произведения, навечно вошедшие в сокровищницу русской военной музыки.
Это инфориация давольно-таки общая. Подскажите, а есть ли какое-нибудь печатное издание про деятельность Чернецкого С.А., возможно статьи и ли книга, и вообще где про него можно узнать как можно больше?
Зарегистрирован: 23.04.2009 Сообщения: 3295 Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: Пн Июл 13, 2009 12:15 am Заголовок сообщения:
Сами ищем, очень интересно.
Я пытался, в свое время с помощью архивов, восстановить список его произведений, получилось порядка 90 маршей и 30 песен. К сожалению, список утрачен, надо начинать заново.
Зарегистрирован: 09.06.2009 Сообщения: 5051 Откуда: Новосибирск
Добавлено: Ср Авг 26, 2009 11:57 am Заголовок сообщения:
"Руководителем оркестра мы пригласили студента консерватории С. А. Чернецкого, скромного, нуждающегося юношу. Он часто вытирал слезы из одного глаза, и это интриговало ребят. В конце концов выяснилось, что этот глаз у него был стеклянный, что в те времена было в диковинку.
Прошли годы и годы. И уже став взрослым, я неожиданно узнал, что наш Чернецкий руководит всеми оркестрами Красной Армии, пишет прекрасные военные марши. Лет тридцать он командовал на всех парадах на Красной площади сводным оркестром и дослужился до чина генерал-майора."
Сорри... конечно.
Из статьи следует, что Л. Чернецкий (сын) автор известный современникам и автор множества произведений. Интересно посмотреть на ноты... Вообще в этой статье много про марши -- ничего из них нам неизвестно _________________ Cheers
\MobLeo
Зарегистрирован: 23.04.2009 Сообщения: 3295 Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: Пн Сен 14, 2009 8:49 pm Заголовок сообщения:
С разрешения Михаила Куликова:
СЕМЁН АЛЕКСАНДРОВИЧ ЧЕРНЕЦКИЙ
автор реферата Киреева Евгения, 8 класс
ДЭМХШД № 1 г.о. Самара
научный руководитель Мышкина Светлана Владиславовна
В истории встречаются люди, которые не только от природы наделены талантом, но и являют собой пример творческого горения, высокого патриотизма и беззаветного служения своему делу. Именно таким человеком был военный дирижёр, композитор и педагог, лауреат Государственной премии СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор Московской консерватории, генерал-майор Семён Александрович Чернецкий.
Он стоял на рубеже двух исторических периодов развития отечественной музыки,- русского и советского – и отдал служению ей пятьдесят лет своей жизни.
В литературе о духовых оркестрах мы встречаем только скупые строгие фразы: «велики заслуги С.А. Чернецкого в создании служебно-строевого репертуара для военных оркестров Советской Армии», «он явился одним из создателей советского военного марша», «являясь инспектором военных оркестров, проявил незаурядные организаторские и творческие способности», «один из инициаторов формирования крупных исполнительских коллективов», «назначение тов. Чернецкого связано с реорганизацией всех военных оркестров Республики». Самыми важными для понимания его уникальной личности оказываются свидетельства его учеников – воспитанников Военно-дирижёрского факультета Московской консерватории. А затем – конечно же, его музыка.
В течение четверти века С.А. Чернецкий вёл класс дирижирования и служебно-строевого репертуара сначала в военно-капельмейстерских классах, а затем, с осени 1935 года, на Военно-дирижёрском факультете Московской консерватории. Он воспитал целую плеяду отличных специалистов, многие из которых впоследствии стали известными деятелями отечественной музыки: генерал-майор Н.М. Назаров, полковники В.Н. Васильев, Л.К. Голубков, подполковники Э.Е. Парсаданян, А.А. Зыков, А.М. Галынин и другие.
Возглавив в 1918 году военные оркестры Петроградского военного округа, а с 1924 года – Инспекцию военных оркестров РККА, Чернецкий обнаружил большой некомплект военно-дирижёрских кадров. Кроме того, многие военные капельмейстеры, перешедшие из старой армии, нуждались в основательной переподготовке. Такое положение наблюдалось практически во всех округах. Поэтому уже в 1920-1921 годах С.А. Чернецкий, проявляя инициативу и опираясь на свой недюжинный опыт работы, руководит организацией военно-капельмейстерских классов и школ военно-музыкантских воспитанников.
В дореволюционной России не было специального военно-дирижёрского образования, поэтому при организации военно-капельмейстерских классов приходилось всё начинать заново: находить оптимальные варианты учебных планов и программ, формировать преподавательский состав, создавать учебно-материальную базу и так далее. Чернецкий стал душой этого грандиозного по сложности дела.
Хотя военно-капельмейстерские классы давали лишь среднее образование, именно они явились той первой ступенью, на основе которой впоследствии была создана стройная система высшего военно-дирижёрского образования. С первых дней существования военно-капельмейстерских классов, а затем и Военного факультета, С.А. Чернецкий вёл не только огромную работу, но и педагогическую деятельность. Никто в то время не мог дать молодым военным дирижёрам таких знаний и навыков, как он, отлично знавший специфику военно-дирижёрского дела и имевший уже в те годы двадцатилетний опыт в этой области.
Семён Александрович сам постоянно возглавлял приёмную комиссию, его мнение было решающим и самым авторитетным. Подробно о его принципах отбора будущих военных капельмейстеров на Военный факультет Московской консерватории рассказывает в своих воспоминаниях заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор Х.М. Хаханян. Первым критерием для Чернецкого была внешняя опрятность, собранность и военная выправка поступающего – всех не соответствовавших этому критерию он вовсе не допускал к экзамену. Затем он знакомился с каждым абитуриентом. «Его интересовало всё: фамилия, место службы, кто был его военным капельмейстером, семейное положение, каким духовым инструментом (а также и фортепиано) владеет поступающий и желает ли он стать военным капельмейстером». После этого собеседования Чернецкий вместе с другими тремя членами комиссии составлял список тех, кто к экзамену допущен. Строгий отбор продолжался и дальше, ещё до проверки профессиональных музыкальных данных: тех, кто, входя, рапортовал и подавал пробную команду нечётко, отправляли с экзамена тут же. И только у прошедших все предварительные этапы отбора проверялись, наконец, музыкальные данные и политподготовка.
Такая невероятная, на первый взгляд гражданского человека, требовательность была оправданной хотя бы потому, что Семён Александрович сам был образцом военного дирижёра, сам всегда требовал от себя полной мерой и ответственности, и собранности, и профессионализма. Он имел моральное право требовать всего этого и от других и потому, что знал, какой тяжёлый труд предстоит каждому из будущих руководителей военных оркестров; знал и стремился к одному – чтобы каждый из них был готов взять на себя эту ношу и нести её с честью.
Воспоминания Х.М. Хаханяна дают возможность узнать очень многое о педагогических принципах Чернецкого, и здесь он предстаёт перед исследователем не только как строгий руководитель и волевая личность, но и как музыкант-профессионал высочайшего уровня. Семён Александрович хорошо владел фортепиано и редко пользовался услугами концертмейстера в классе дирижирования, поскольку всё играл сам, причём наизусть. В своих музыкальных примерах Чернецкий был неистощим, его эрудиция была поистине фантастической. Он играл на память не только бесчисленные темы из строевого репертуара, но и произведения Бетховена, Листа, Чайковского, Глазунова, Лядова, Ипполитова-Иванова. При всём том этот блестящий музыкант, профессор консерватории, композитор, равный по таланту и эрудиции своим именитым современникам – профессорам от академической музыки, готовил своих курсантов не к работе «в белых перчатках», а к суровой военной службе. Он воспитывал в них преданность своему делу, самоотверженность и трудолюбие.
В воспитании военного дирижёра для Чернецкого не существовало мелочей: он требовал, чтобы каждый курсант был опрятен, чтобы у каждого всегда были свежие носовые платки, расчёски, чистые руки; он воспитывал в учениках умение правильно себя вести в обществе старших, в обществе женщин, прививал курсантам основы этикета. Сам он во всём этом, как говорят, был примером, достойным всяческого подражания.
Педагогические методы С.А. Чернецкого отличались необыкновенной активностью и направленностью исключительно на воспитание специалиста-практика, умеющего в своей профессии буквально всё.
Неординарно подходил Чернецкий к организации уроков дирижирования. Он вёл их как индивидуально-групповые занятия, то есть, работая с одним курсантом, одновременно включал в процесс освоения материала и всю группу. Такой метод постоянно создавал активную творческую атмосферу в классе.
Важнейшим звеном профессионального обучения Семён Александрович считал технику дирижирования. Особое внимание он уделял постановке дирижёрского аппарата. Прежде чем изучать дирижёрские схемы, он довольно длительное время останавливался на движении рук вне всякой тактовой схемы, на умении выражать два главных штриха – легато и стаккато, на выработке свободной кистевой техники, необходимой для выразительного движения, увлекающего за собой оркестр.
После усвоения двигательных упражнений приступали к отработке дирижёрских тактовых схем. Часто на уроке, во время отшлифовки какой-либо дирижёрской схемы, Чернецкий специально начинал разговаривать с учениками, отвлекая их внимание. При этом они должны были, продолжая тактировать, отвечать ему на поставленные вопросы. Это способствовало развитию навыков координации, достижению полной независимости движений рук, способности переключать часть внимания на другой объект.
Кроме класса дирижирования, С.А. Чернецкий вёл в Московской консерватории класс служебно-строевого репертуара, который сливался воедино с оркестровым классом. Здесь курсанты на практике осваивали все необходимые навыки исполнительства, работы с оркестром, верной интерпретации. «Семён Александрович всегда был кратким и понятным в своих требованиях, - вспоминает Х.М. Хаханян. – Его язык отличался богатством речевой интонации, образностью, различными сравнениями и сопоставлениями, умением фиксировать мельчайшие исполнительские просчёты. При этом он всегда соблюдал необходимый такт в обращении с нами…
Одним из наиболее любимых им приёмов работы с оркестром был метод сольфеджирования. Обладая довольно красивым и широким по диапазону голосом, Чернецкий пел всё, и по горизонтали, и по вертикали, любой фактурный элемент, в тональности, в характере и даже в соотносительной динамике. Пел он удивительно чисто. Для уточнения штрихов, видов атаки и артикуляции… у него имелась целая таблица слогов («та», «да», «ту», «ду», «тра», «тру», «там», «чик» и т.д., и т.п.)». С помощью этих слогов Чернецкий мог обозначить любые тонкости звукоизвлечения.
Обладая великолепным музыкальным слухом, он мог без партитуры уловить любую неточность в исполнении и указать, кем она допущена. Это было ещё одним важным обстоятельством, поднимавшим его авторитет в глазах молодых.
Чернецкий отрабатывал с оркестром всё до мельчайших деталей, добиваясь того, чтобы каждый исполнитель понял и прочувствовал каждую интонацию и каждый штрих. Прежде чем самостоятельно выйти к оркестру в качестве дирижёра, курсант учился на примере работы своего профессора – Чернецкий постоянно пояснял, что он делает, чего добивается и каким путём. Это была методика, неразрывно связанная с практикой.
У Чернецкого была знаменитая фраза: «Учитесь на моих плечах, пока я жив». Он покорял курсантов интересными примерами из своей исполнительской и творческой деятельности: вспоминал случаи из далёких времён, когда служил капельмейстером в старой русской армии, рассказывал о становлении новой военной музыки. Он передавал свой бесценный опыт и предостерегал от наиболее частых ошибок.
Заслуженный деятель искусств РСФСР полковник И. Зуев, много лет работавший под руководством Чернецкого, вспоминает: «Он требовал играть так, чтобы солдат сам зашагал под нашу музыку. В работе над строевым маршем Чернецкий стремился придать ему чёткость и ясность формы, мелодическую рельефность. И под его управлением марши всегда звучали бодро, чётко, празднично, сохраняя при этом все высокие достоинства музыкального произведения».
Чернецкий создал школу трактовки произведений служебно-строевого репертуара – её унаследовали, продолжили и развили его многочисленные ученики.
Умение с неповторимым блеском трактовать строевой марш было самым ярким качеством Чернецкого-дирижёра, которому помогал Чернецкий-композитор. Эти две стороны его дарования были счастливо связаны между собой. Но о Чернецком-композиторе хочется говорить особо.
Настоящим открытием становится музыка Чернецкого для того, кто слышит её впервые. Она даёт повод задуматься о его личности, говорить о некоторой его загадочности и исключительности. Прежде всего, поражает блестящее, яркое, живое звучание оркестра. То и дело возникает ощущение, что слышишь оркестр симфонический, а не духовой,- настолько богатой кажется тембровая палитра. Знакомясь с имеющимися в библиотеке партитурами, обнаруживаешь, что практически все марши Чернецкого представлены там в переложениях других военных дирижёров. Невольно возникает вопрос: оригинальная ли партитура написана на пластинке?
Среди нот удаётся отыскать лишь одну оригинальную партитуру – марш «Салют Москвы», написанный Чернецким в 1945 году. При прослушивании по партитуре становится ясно, что на пластинке записана, несомненно, авторская версия. Поскольку все десять представленных на пластинке маршей отличает единый оркестровый стиль, становится возможным судить по этим произведениям об оркестровом мастерстве композитора.
Оркестровый почерк Чернецкого отличает особое благородство, интеллигентность, глубокое чувство симфонической объёмности звучания, виртуозность и тонкость рисунка каждой оркестровой партии. Богатство красок, захватывающая праздничность звучания неразрывно связались в создании с природой театра: словно бы композитор в юности впитал в себя впечатления от классических опер и балетов и перенёс эту фееричность, зримость, эмоциональную насыщенность в военную музыку.
Это поразительное сочетание из того же ряда, что и загадка личности Чернецкого: предельная организованность, склонность и талант к руководству массами людей, военная дисциплина – и композиторский почерк настоящей классической школы. Пожалуй, об этом уникальном сочетании лучше всего сказал профессор В.А. Цуккерман: «Марши Чернецкого – это, прежде всего, марши дисциплины, насквозь военные по духу. Это – музыка, которая как бы сама диктует характер движения и его абсолютное единство. Маршам Чернецкого присуща своеобразная темпераментность. В них есть настоящее военное con fuoco, походное con brio».
Внимательно вчитавшись в эту цитату, начинаешь понимать, что ассоциации с театром возникают не только из искромётного звучания оркестра. Музыка Чернецкого сама порождает движение, и в этом – её родство с музыкой балета. Так же, как и в классическом русском балете, в маршах Чернецкого нет незначимых эпизодов – каждый эпизод призван продолжать движение; тематическая фантазия неистощима, и каждая тема проникнута живым, побуждающим ритмом. Энергия движения подпитывается не только изобретательностью ритма, но и блистательными контрастами форте и пиано, массивности и лёгкости.
О неисчерпаемости фантазии и высоком мастерстве Чернецкого свидетельствуют следующие наблюдения слушателя.
Даже в самых «парадных» маршах Чернецкий оживляет фактуру неожиданными «сюрпризами». В марше «Салют Москвы», в каденции 1-го эпизода, как волна, взмывает тема «Широка страна моя родная»; в трио хоровым фанфарам отвечают легчайшие, «балетные» фиоритуры флейт и кларнетов. В третью тему марша «Слава Родине» вплетается фраза из хора «Славься», которая потом торжествующе «зазвенит» в предъикте к репризе. А в кульминации Трио явственно слышен ритм государственного гимна – «Славься, Отечество наше свободное».
Виртуозность фактуры, разнообразие гармонии, контрапунктическое мастерство – всё это подтверждает композиторский профессионализм Чернецкого и художественную ценность его произведения.
С 1911 по 1917 год Чернецкий учился в Петербургской консерватории у профессоров А.Г. Глазунова (оркестровый класс), Н.Н. Черепнина (дирижирование), М.О. Штейнберга (инструментовка), Язепа Витола (композиция). На формирование Чернецкого существенное влияние оказало его общение с крупнейшими русскими музыкантами первой половины XX века. Дарование Чернецкого отмечал Глазунов, предвидевший в нём большое будущее. Он писал: «Зная большой дирижёрский опыт Чернецкого, а также признавая сделанные им успехи за время пребывания в консерватории, я смело могу рекомендовать С.А. Чернецкого как даровитого и умелого руководителя оркестрами».
Уникальность Чернецкого-композитора в том, что он придал прикладному жанру марша художественный статус, при этом усилив его мобилизующее воздействие. Уникальность личности Чернецкого в том, что он уже в 18 лет избрал свой путь – нелёгкий труд военного дирижёра, который должен быть командиром и музыкантом в одном лице,- и достиг на этом пути высшей ступени и как организатор, и как композитор. В этом его загадка, и хочется понять, в чём корни его феномена.
Позволим себе следующее предположение. Воспитание в музыкальной семье, музыкальные и театральные впечатления детства и юности, восприимчивость к музыке, умение осознанно воспринимать и впитывать музыкальные впечатления, ранняя и разнообразная исполнительская практика стали основой для становления Чернецкого-композитора. Пример старшего брата – военного капельмейстера, природная организованность и сила воли, глубинное понимание патриотизма – это то, что повлияло на выбор жизненного пути. Редкий сплав железной воли и музыкальной одарённости и создал феномен Семёна Александровича Чернецкого.
Остаётся ещё одна загадка – лиризм музыки Чернецкого, который проступает в большинстве услышанных мной маршей. О какой лирике может идти речь в строевом марше? И всё же… Можно назвать это «ассоциациями», узнаваемыми посланиями из мирной гражданской жизни. Чернецкий вплетает эти ассоциации в музыкальную ткань настолько тонко, что они воздействуют на подсознание, делая общий эмоциональный строй марша теплее, человечнее, ближе каждому.
Поясним сказанное на примерах. В трио «Марша гвардейцев-миномётчиков» в обрамлении фанфарных эпизодов появляется приглушённо-тревожная музыка, а в последней теме перед репризой оркестр начинает звучать, как на празднике в городском саду, навевая память о вечерах в родном городе.
Во «Встречном марше военных училищ» первая, минорная тема смутно напоминает мазурку – и возникает ассоциация с балами курсантов, кадетов. Радостный, даже весёлый марш «Будапешт» сливается в воображении с такими «солнечными» песнями военных лет как «Смуглянка» и «На солнечной поляночке».
В основной теме «Торжественного марша» (известного также под названием «Рокоссовский») ощущается вихревое движение тарантеллы, подхлёстывающее, зажигательное.
Образ духового оркестра в городском саду вновь возникает в «Марше танкистов» (трио) благодаря ностальгическому голосу валторны, а в основную тему этого марша облачком вплетается хроматический контрапункт с характерным и узнаваемым ритмом – словно отзвук «Элегии» Массне, словно тень мимолётной печали.
Все перечисленные марши, в которых появляется лирический подтекст – особенные у Чернецкого. Именно в них проявилась его композиторская индивидуальность и чуткий психологизм.
Композиторский талант С.А. Чернецкого сочетался с непревзойдённым мастерством дирижёра. Его исполнение, по словам современников, отличалось глубиной художественного замысла, филигранной отделкой деталей.
Неудивительно, что именно Чернецкому была поручена подготовка сводного «тысячетрубного» оркестра Московского гарнизона и дирижирование им на Красной площади 24 июня 1945 года, в день незабываемого Парада Победы.
Зиновий Бинкин пишет в своей статье: «Жизнь Семёна Александровича Чернецкого – это сама история отечественной военно-патриотической музыки». Это именно так, но не потому, что его многолетняя композиторская деятельность – своеобразная музыкальная хроника побед Советской Армии. Чернецкий стал прочным связующим звеном между традициями русской духовой музыки, русской музыкальной классики, и новыми традициями, созданными полувековым самоотверженным трудом самого Семёна Александровича.
Мне кажется, ключевым словом, раскрывающим «загадку Чернецкого», должно стать слово «любовь».
В его творчестве с могучей жизненностью отразилось всё, что ему было дорого: любовь к звучанию духового оркестра, издавна присущая русскому человеку; любовь к Родине; любовь к своему делу. И эта любовь, помноженная на огромную творческую волю Чернецкого, соединила лучшие традиции духовой музыки XIX века, заложенные Глинкой, Чайковским, Рубинштейном, Глазуновым, Римским-Корсаковым, Ипполитовым-Ивановым с важнейшей целью деятельности Семёна Александровича – становление организованных, высокопрофессиональных военно-духовых оркестров по всей стране.
Традиции Чернецкого живут в звучании каждого его марша: слаженном, блистательном, виртуозном, излучающем энергию. Они живут и в деятельности его последователей, помнящих его пример профессионализма и умения вести за собой, самоотверженности и силы воли, помноженных на любовь.
Зарегистрирован: 09.06.2009 Сообщения: 5051 Откуда: Новосибирск
Добавлено: Вт Сен 15, 2009 5:03 am Заголовок сообщения:
Судя по всему, первая половина реферата - это реферат статьи Хаханяна. Хотелось бы узнать и ознакомиться с первоисточником, послужившим основой для второй половины реферата. PetersGriFF, не могли бы Вы выяснить это у Куликова?
P.S.: Хаханян подтвердил отсутствие глаза у Чернецкого.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах