Список форумов Военная музыка

Военная музыка

Форум любителей военной музыки
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

НАШ БАННЕР Partita.Ru — ноты для духового оркестра НАШ БАННЕР Partita.Ru — ноты для духового оркестра
Штаты военных оркестров

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Военная музыка -> История русской военной музыки
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
PetersGriFF
Site Admin

   

Зарегистрирован: 23.04.2009
Сообщения: 2820
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Ср Авг 05, 2009 9:38 pm    Заголовок сообщения: Штаты военных оркестров Ответить с цитатой

То что удалось сейчас просмотреть показывает, что лучше всего штаты расписаны у военно-морских оркестров; там и количество и инструменты.
В этой теме мы постараемся внести ясность в неблагодарное дело упорядочения штатов наших оркестров.
Понятно, что информация скудная и ясно, что штаты(хотя бы по инструментам) не всегда соблюдались. С одной стороны, для качества звучания нельзя не прибегнуть к возможности нарушить правило, а с другой - все таки это армия, порядок должен быть.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 4112
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Чт Авг 06, 2009 6:11 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Вчера поленился, но раз появилась такая тема, считаю обязанным доложить:

Составы на 1862 год (после удаления флейт, гобоев и английских рожков)

Пехотная духовая музыка - 34 музыканта на 42 инструментах:

14 кларнетов (Es, F, B, C)
1 корнобассет F
1 кларнет бас B
4 фагота
2 контрафагота
1 корнет C с кронами B
4 трубы F с кронами Es
4 валторны с кронами
1 контрабас
1 тромбон бас
1 тромбон тенор
1 тромбон альт
2 басовые трубы (F,B)
1 малый барабан
1 пара турецких тарелок
1 треугольник
1 большой барабан

Пехотная роговая музыка ("егерский" хор) - 30 музыкантов:

10 корнетов (C, B, G, F)
2 облигато C
3 тенора (E, B, G)
2 трубы F с кронами Es
4 валторны (G, F, Es, C)
2 контрабаса C
басы (F, Es, C, B)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
PetersGriFF
Site Admin

   

Зарегистрирован: 23.04.2009
Сообщения: 2820
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Чт Авг 06, 2009 8:18 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Сейчас сам соберусь(поборю лень) и выпишу из книжек Rolling Eyes
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 4112
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Пт Авг 07, 2009 3:29 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Времена Павла Первого


Сохранился анекдот павловского времени, рассказывающий о довольно показательном эпизоде:
"Как-то государь увидел превеликую толпу музыкантов, стоящих на фланге полка. Павел I показывал вид, что не знает, какой это народ, и спросил: "А это что за войско?"
- "Музыканты, Ваше Величество" - отвечают ему.
- "Как! неужели это всё музыканты? Да тут их превеликая толпа... Э-э, - продолжает удивляться государь и, подойдя к строю музыкантов, крикнул:
- Лучшие два музыканта (в данном случае, валторнисты), выходи сюда!" Когда те вышли, он таким же порядком вызвал лучших кларненистов и одного лучшего фаготиста. "Вот и сих довольно будет. Вы оставайтесь музыкантами,- сказал царь избранным,- а всех прочих поместите-ка в ротное число, и пускай они будут солдаты."
(Матвеев В. Русский военный оркестр. М., 1965)

По новым штатам в мушкетерских и гренадерских полках полагалось 5 музыкантов, в 1798 году - 7; в 1800 году было добавлено ещё 3 музыканта. Из инструментов были оставлены валторны, кларнеты, гобои, фаготы и флейтраверсы. В егерских батальонах, а затем и полках, "музыка" была представлена лишь ротными валторнистами.
При Павле впервые мелодии полковой музыки (как и знамёна) стали играть роль отличий за конкретные заслуги. Введённый по прусскому образцу для гренадерских полков особый "гренадерский бой" мог теперь присваиваться мушкетерским и егерским полкам. Первым получил его Елецкий мушкетерский полк в 1797 году за удачные маневры, всего же до 1801 года таким боем было награждено 8 мушкетерских и 3 егерских полка.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 4112
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Пт Авг 07, 2009 4:19 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Количество музыкантов в пехотных полках


Гвардия


1731 - 56 (71*)
Хорные** - 19: 1 капельмейстер и 18 гобоистов (в т.ч. 2 иностранца)
Строевые - 37 (52): 1 полковой барабанщик, в ротах 33 (47) барабанщика и 3 (4) флейщика
* - в Преображенском полку
** - то, что теперь называется оркестр

1762 - 50 (80)
Хорные - 9: 9 гобоистов
Строевые - 41 (71): 1 полковой барабанщик, в ротах 26 (44) барабанщика и 14 (26) флейщиков

1798 - 65 (107)
Хорные - 7: 7 музыкантов
Строевые - 58 (100): 1 полковой барабанщик, в ротах 47 (79) барабанщиков и 10 (20) флейщиков

1802 - 75 (106)
Хорные - 11 (22): 11(22) музыкантов
Строевые - 64 (84): 1 полковой, 3 батальоных и 36 (48 ) ротных барабанщиков и 24 (32) флейтщиков

1840 - 219 (279)
Хорные - 62 (104): 1 чиновник для обучения музыкантов, 1 тамбурмажор, 18 (36) унтер-офицеров, 24 (48 ) рядовых и 18 учеников музыкантов
Строевые - 157 (175): 1 полковой, 2 батальоных и 84 ротных барабанщика, 1 полковой, 3 батальонных и 60 ротных горнистов, 6 (24) флейтщиков

1857 - 112 (160)
Хорные - 56 (104): 1 чиновник для обучения музыкантов, 1 тамбурмажор, 37 (74) унтер-офицеров, 5 (10) рядовых и 12 (18 ) музыкантских учеников
Строевые - 56: 1 полковой, 2 батальоных и 24 ротных барабанщика, 1 полковой, 2 батальонных и 26 ротных горнистов

1864 - 124 (172)
Хорные - 56 104): 1 чиновник для обучения музыкантов, 1 тамбурмажор, 1 (2) старший унтер-офицер, 11 (22) унтер-офицеров, 30 (60) рядовых и 12 (18 ) музыкантских учеников
Строевые - 68: 1 полковой, 3 батальоных и 24 ротных барабанщика, 1 полковой, 3 батальонных и 36 ротных горнистов

1881 с изм. 1885 - 77 (119)
Хорные - 43 (85): 1 чиновник для обучения музыкантов, 1 (2) старший унтер-офицер, 15 (30) унтер-офицеров, 26 (52) рядовых
Строевые - 34: 1 полковой и 32 ротных барабанщика, 1 полковой горнист

1910 - 101 (171)
Хорные - 43 (97): 1 капельмейстер, 1 (2) старший унтер-офицер, 15 (30) унтер-офицеров, 26 (52) рядовых (и 12 музыкантских учеников)
Строевые - 58 (74): 1 полковой, 4 батальонных и 16 (32) ротных барабанщика, 1 полковой, 4 батальонных и 32 ротных горниста

1915 - 49
Строевые - 49: 49 горнистов

Армия


1711 и 1720 - 24
Хорные - 8: 8 гобоистов (в т.ч. "флейщиков")
Строевые - 16: 16 барабанщиков

1732 - 31
Хорные - 7: 7 гобоистов (в т.ч. 1 иноземец)
Строевые - 24: 22 барабанщика и 2 "флейщика"

1765 - 44 (45)
Хорные - 8: 1 капельмейстер и 7 музыкантов
Строевые - 36 (37): 24 барабанщика и 12 флейщиков (в гренадерском полку - 13)

1798 - 49
Хорные - 7: 7 музыкантов
Строевые - 42: 1 полковой барабанщик, в ротах 37 барабанщиков и 4 флейщика
(В егерском полку всего 21 - 1 штаб-валторнист и в ротах 20 валторнистов)

1802 - 56 (в егерском - 44)
Хорные - 9: 9 (в егерском - 5) музыкантов
Строевые - 47 (35): 1 полковой, 2 батальонных и 36 (в егерском - 24) ротных барабанщиков, 8 флейтщиков

1833 - 156
Хорные - 42: 1 чиновник для обучения музыкантов, 1 тамбурмажор, 16 унтер-офицеров и 24 рядовых
Строевые - 114: 1 полковой, 4 батальонных и 64 ротных барабанщиков, 1 полковой, 4 батальонных и 32 ротных горниста (в егерском полку - по 48 ротных барабанщиков и горнистов), 8 флейщиков

1857 - 124
Хорные - 41: 1 тамбурмажор, 16 унтер-офицеров и 24 рядовых (только в 1-х и третьих полках дивизии)
Строевые - 83: 1 полковой, 3 батальонных и 36 ротных барабанщиков, 1 полковой, 3 батальонных и 39 ротных горнистов

1864 (мирного времени) - 98
Хорные - 40: 1 старший унтер-офицер, 11 младших унтер-офицеров и 28 рядовых
Строевые - 58: 1 полковой, 3 батальонных и 24 ротных барабанщика, 1 полковой, 3 батальонных и 36 ротных горнистов

1881 с изм. 1885 - 70
Хорные - 36: 1 чиновник для обучения музыкантов (только до 1893года), 1 старший унтер-офицер, 10 младших унтер-офицеров и 24 рядовых
Строевые - 34: 1 полковой и 32 ротных барабанщика, 1 полковой горнист

1910 - 54
Хорные - 36: 1 капельмейстер, 1 старший унтер-офицер, 10 младших унтер-офицеров и 24 рядовых
Строевые - 18: 1 полковой и 16 ротных барабанщиков, 1 полковой горнист (кроме этого в каждом батальоне батальонный линейный и в каждой роте 2 ротных линейных снабжались сигнальными рожками для подачи сигналов в строю)

1915 - 49
Строевые - 49: 49 горнистов


Последний раз редактировалось: retiredmajor (Чт Мар 25, 2010 10:57 am), всего редактировалось 6 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
PetersGriFF
Site Admin

   

Зарегистрирован: 23.04.2009
Сообщения: 2820
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Пт Авг 07, 2009 4:26 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Из книги "История военной музыки России"(В.Тутунов, Москва-Музыка, 2005 год). Допетровскую эпоху трогать не будем, хотя Тутунов добротно проходится по этому периоду.


В 1702 году в Преображенском полку имелось 40 барабанщиков и 32 сиповщика. В Семеновском, соответственно, 35 и 16.
Сипош - это гобой, появившийся в России при Алексее Михайловиче, а сиповка - это поперечная флейта. Здесь, как отмечает Тутунов, скорее всего под сиповщиками подразумеваются все музыканты играющих на духовых инструментах, т.е. все кроме барабанщиков.

---
19 февраля 1711 года издан "Указ о штатных кавалерийских и пехотных полках"(указ №2319):
В кавалерийских полках 11 человек
В пехотных 9 человек
С 1712 года устанавливается штат артиллерийских оркестров в 10 человек.
В пехотном полку было пять гобоистов, два трубача и два валторниста. Один гобоист-иностранец выполнял роль руководителя(и учителя) оркестра. В артиллерийском полку было два гобоиста-иностранца.
(Матвеев приводит другой состав - 2 флейты, 4 гобоя, 4 фагота, 2 валторны, 2 трубы, 1 литавра и 1 барабан. Тутунов часто ссылается на Матвеева, но отмечает, что его работе не хватает многого, в том числе точных штатов оркестров. Кому верить неясно. Тутунов вообще не упоминает флейты и фаготы за весь 18 век)

В начале 18 века название сипош и сиповщик вытесняет французское название - гобой, гобоист(от франц. "haut boix", дословно - "высокое дерево). После этого долгое время(до первой трети XIX века) музыкантов-духовиков чаще всего именуют просто "гобоистами" а не "сиповщиками" - в независимости от их инструмента. Т.е. "гобоисты" это синоним слова оркестр.
Кроме "гобоистов"(музыкантов-духовиков) в кавалерийских полках были барабанщики, литавристы и трубачи, выполнявшие сигнальную службу. Это 20 барабанщиков, 2 трубача и один литаврист. Пехотные полки и, по видимому, артиллеристы имели дополнительно только 16 барабанщиков.
Оркестры гвардии, находясь в привилегированном положении, не придерживались штатов и были более многочисленными. Например в 1716 году в Преображенском полку имелся оркестр в 43 "гобоиста"(не считая барабанщиков), а в Семеновском полку был оркестр из 30 "гобоистов". Несмотря на то, как пишет Тутунов, что штат гвардейского полка был в 20 человек.
Для флота было предусмотрено по два трубача на каждый корабль "для сигнальной службы"


С середины 18 века получает распространение т.н "янычарская музыка". Придворный скрипач Шнурпфейл побывал с русским посольством в Константинополе и привез императрице Елизавете оркестр из 15 человек.
Влияние янычарской(турецкой музыки) на европейскую военную музыку, в том числе и на русскую, проявилось прежде всего на появлении новых ударных инструментов - больших барабанов, тарелок и треугольников(все это живо до сих пор в т.ч. в симфонических оркестрах). Так же широкое распространение получил бунчук(нем. - schellenbaum). В Европе тогда властвовала т.н. "прусская музыка" из барабанов и флейт(пикколо) дошедшая до нас в виде немецких spielmannszug.
Не только музыкальные особенности "турецкой музыки" привлекли внимание европейских музыкантов, но и внешний вид инструментов - их декоративность, особенно бунчуки с их необычной формой, блестящими металлическими деталями и пестро раскрашенными конскими хвостами.

Позже подобные оркестры проникли в гвардейские полки. Так, в 1796 году в Преображенском полку помимо оркестра гобоистов(духового), бального оркестра(симфонического), рогового оркестра, имелся так же оркестр турецкой музыки.
Известно например, что интерес к "турецкой музыке" проявляла императрица Екатерина II. 5 мая 1775 года она "изволила слушать турецкую музыку, игранную гвардии Преображенского полка музыкантами".
Так же, со времен Елизаветы Петровны в моду зачислять брать негров-литавристов в гвардейские полки.

XVIII век принес много новшеств для музыки в т.ч.для военной. Были изобретены клапаны(машинки) для гобоев и флейт, что позволило применять их в более беглой музыке. С 70-х годов в русских военных оркестрах являются кларнеты. Уже предпринимались попытки с помощью добавления клапанов сделать из натуральных медных духовых инструментов хроматические. Так, в 1770 году петербургский мастер Кельбель изобрел каппен-горн - валторну с клапанами. Однако, инструмент не получил распространения из за недостаточного технического совершенства.


Последний раз редактировалось: PetersGriFF (Пт Авг 07, 2009 7:40 pm), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
PetersGriFF
Site Admin

   

Зарегистрирован: 23.04.2009
Сообщения: 2820
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Пт Авг 07, 2009 6:35 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

С 1802 года в пехотных и артиллерийских полках устанавливается численность оркестра в 9 и 10(артилерия) человек.
В Семеновскои и Измайловском полках по сравнению с пехотными полками добавлялось по 2 трубача. Число музыкантов Преображенского полка было вдвое больше чем в упомянутых выше гвардейских полках.
Такие составы просуществовали до 1808 года.
С 1804 года оркестры вводятся в Донском, Уральском, Черноморском и Оренбургском казачьих войсках.
На начало XIX века в неудовлетворительном состоянии находилась музыка на флотах. В докладе товарища военно-морского министра Чичагова отмечалось -"... за всем тем существуют еще недостатки, препятствующие заведению сему(т.е. обучению флотских музыкантов - Тутунов) дойти до желаемого устройства. До сего полагалось трубачей в каждой диизии по 48 человек, из коих на корабли назначалось по 3,а на фрегаты по 2 человека. Столь недостаточна и даже отвратительна должна быть музыка, из такого числа труб составлена, сие удобно всякому представить себе можно".
4 мая 1804 года на Балтийском флоте вводятся военные оркестры. Было определено "снабжать достаточным для хора числом трубачей одни флагманские корабли, а эскадренных командиров и инструментальную музыку". Как пишет Тутунов, очевидно, под "трубачами" здесь подразумевают всех исполнителей на медных духовых, а под музыкантами(инструментальная музыка) - деревянных духовых или, даже, смычковые инструменты.
Всего на Балтийском флоте было определено иметь 100 трубачей, 36 музыкантов и 4 литаврщика.
В 1805 году на Черноморском флоте введена "музыкальная часть" из 2 капельмейстеров, 24 музыкантов, 66 трубачей и 4 литаврщиков.

Указом от 19 августа 1808 года в гвардии предусматриваются оркестры в 25 человек. В Преображенском - в 40.
Инструментальная часть определена указом от 15 апреля 1809 года:
Оркестра гвардии:
Фаготов 2(4)
Валторн 4(4)
Кларнетов 4(7)
Флейт 4(4)
Труб 2(4)
Больших барабанов 1(1)
Малых б. 1(1)
Контрфаготов 1(2)
Тромбонов 1(2)
Серпантов(серпентов) 2(3)
Бассетгорнов --(2)
Гобоев --(2)
Треугольников 1(1)
Тарелок 1(1)
Бубнов 1(1)
Английских рожков --(2)

В скобках - лейб-гвардии Преображенский полк.

(Матвеев опять не согласен Улыбка По его мнению на начало 19 века состав был таким:
4 флейты (траверзо)
2 флейты больших
2 флейты квартовых
2 флейты октавки(пикколо - видимо)
1 флейта септимовая
1 флейта децимовая
1 кларнет малый(in Eb - видимо)
3 кларнета in B
3 кларнета in C
2 фагота
2 трубы с машинами
2 валторны с машинами
1 почтовый рожок
1 серпент
1 тромбон
1 малый барабан
1 большой барабан
Откуда данные неясно, сейчас я углублюсь в изучение Матвеева. По видимому, он просто привел состав какого то гвардейского оркестра


Увлечение составов оркестров повлияло на появление новых инструментов - тромбонов, серпантов, контрфаготов. Кроме того,в Преображенском полку появились английские рожки и бассетгорны.
Помимо этого в каждом гвардейском полку имелись сигналисты-барабанщики, а в тех полках или батальонах, которые за боевые отличия были награждены серебряными трубами, сверх этого имелось по 2 трубача.

В 1808 году появляется учебный гренадерский батальон. Он состоял из 6 рот - 4 гренадерских и 2 "неранжированых" для подготовки музыкантов и барабанщиков.
Музыкальная рота состояла из 150 человек и разделялся на 6 оркестров по 25 человек где во главе роты стоял капельмейстер. Обучение было двухгодичным и каждый год рот выпускала по 75 музыкантов для войск. "Барабанщичья" рота готовила флейщиков и барабанщиков для сигнальной службы.

Изобретенный в России новый механизм позволивший сделать хроматические медные инструменты, повлек изменение штатов оркестров.
9 мая 1830 года вышел новый штат армейских пехотных полков в 25 музыкантов:
8 кларнетов(различных строев)
1 бассетгорн
1 гобой
9 флейт(разных)
4 валторны ("со всеми машинами")
1 почтовый и 1 сигнальный рожок("с машинами")
3 трубы"о трех виндалах(вентилях)
2 фагота
1 контрафагот
1 бас
1 бас-тромбон
1 треугольник, малый и большой барабан.

Всего при 25 исполнителях 36 инструментов, некоторые музыканты играли на нескольких инструментах.

(Матвеев считает так:
Для стрелковых батальонов - 1 корнет октавный in F, 2 корнета in C, 2 корнета альто in F, 3 корнета облигато in C, 2 трубы(принципалы), 2 валторны in C, 2 валторны in F, 2 валторны in G(басовых), 3 тенора (басовых), 2 тАмбона(так в книге!!!), 2 баса in G, 2 аса in C(больших), 1 бас in G(большой). Итого 28 инструментов.
Для армейских полков - 2 корнета in C, 2 трубы in F, 2 трубы in G, 2 трубы облигато in C, 2 трубы басовые или тенор in C, 2 валторны in G, 2 валторны in F, 2 валторны in C, 1 басгор(бассетгорн - видимо), 1 бас in G, 1 бас in C, 1 тромбон бас.
Походу, он опять что то напутал, как с Хорами Вурма)


Эти новые штаты, как бы уровняли в правах армейские и гвардейские оркестры, позволили улучшить музыкально-выразительные возможности армейских коллективов.

28 января 1833 года штаты оркестров снова увеличивают - до 40 музыкантов.
Не известны законодательные акты об увеличении штатов и инструментов гвардейских оркестров. Войска гвардии, находясь в привилегированном положении, имели возможность увеличивать оркестры по своему усмотрению. Этот факт можно считать установленным на основе анализа партитур того времени. Так, в 1844 году Гаазе был сочинен марш по случаю праздника лейб-гвардии Семеновского полка. В партитуре обозначены 32 различных инструментов, звучащих одновременно. Если взять общепринятую практику дублирования ведущих оркестровых голосов двумя-тремя исполнителями, то потребуется коллектив свыше 60 человек.


Последний раз редактировалось: PetersGriFF (Пт Авг 07, 2009 7:58 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
PetersGriFF
Site Admin

   

Зарегистрирован: 23.04.2009
Сообщения: 2820
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Пт Авг 07, 2009 6:57 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Матвеев приводит какой то штат флотских музыкальных хоров за 1858 - 1860 года, откуда они не ясно.
Оркестр гвардейского экипажа- 4 корнета C, 3 корнета G, 3 корнета F, 2 облигато C(примо), 2 облигато С(секондо), 2 тенора C, 2 тенора G, 2 тенора B, 2 трубы с кронами (принципальные), по 2 валторны в строях G, F, Es, C и C(басовые)(всего 10 валторн), 2 баса F, 2 баса C, 2 контрабаса F(по видимому - геликоны), 2 контрабаса B. Итого 40.

Морской корпус - 3 корнета Es, 3 корнета As, 3 корнета B, 2 облигато Es(примо), 2 облигато(секондо), 2 тенора B(примо), 2 тенора B(секонда), 2 тенора As, 4 трубы Es, 2 валторны As, 2 валторны F, 3 валторны Es, 2 басгона B, 2 баса B(верхняя октава), 6 басов Es, 2 баса B(нижние). Иного 32.

Севастопольский хор - 3 корнета С, 2 корнета G, 2 корнета F, 2 облигто C(примо), 1 облигато C(секондо), 2 тенора C, 1 тенор G, 1 тенор B, 1 валторна G, 1 валторна F, 2 валторны C, 2 басгорна C, 2 баса F, 1 бас C, 2 баса B. Итого 25.

Архангельский хор - 2 корнета С, 2 корнета G, 2 корнета F, 2 облигато C(примо) 1 облигато C(секондо), 2 тенора C, 1 тенор B, 1 тенор D(ре), 2 трубы с машинами(принципальные), 1 валторна G, 1 валторна F, 1 валторна Es, 1 валторна C, 1 басгорн C, 1 бас F, 1 контрабас C. Итого 22.


После отмены крепостного права проводится реорганизация армии, создаются новые части.
В 1863 году специальным приказом предусматриваются оркестры во всех полках гвардии и Каваказкой армии, а так же в гренадерских полках. В остальных же армейских пехотных полках предусматривается по по одному оркестру на два полка - в первом и третьем каждой дивизии. В кавалерии оркестры состояли из штатных трубачей, при этом они были исключительно медного состава. Это обуславливалось спецификой игры - музыкант одной рукой должен был управлять лошадью.
Медными были и все оркестры флота, за исключением оркестра Гвардейского экипажа. В артиллерии оркестров не предусматривалось.

В 1865 году во всех пехотных полках армии вводятся составы численностью 28 человек - так называемые "Медные хоры Вурма". Эти составы были разработаны известным солистом-виртуозом, профессором СПб Консерватории В. В. Вурмом. Владелец фабрики музыкальных инструментов Андерс изготовил новые инструменты на основе объединения пехотного сигнального рожка с трубой(горно-корнеты). Часть из них имела двойные кроны, что позволяло менять их строй. Однако эта мера была шагом назад, так как "Медные хоры Вурма" по своим техническим возможностям и выразительности значительно уступали существовавшим прежде оркестрам. Официальная пресса и документы того времени отмечают "крайнюю неудовлетворительность" "медных хоров Вурма", получивших пренебрежительную кличку "вурмачи".
Наряду с этими составами в армейских дивизиях разрешалось иметь по одному обычному оркестру численностью в 42 человека (так называемый дивизионных хор). Такие оркестры включали в себя как медные, так и деревянные духовые инструменты и содержались при первом полку дивизии.

В 1873 году Н.Римский-Корсаков, назначенный на должность инспектора музыкантских хоров морского ведомства, разрабатывает для военных оркестров флота четыре типовых состава: два смешанных в 63 и 45 человек и два медных - 46 и 32 человека(соответственно I и II разряда).
Предложения Римского-Корсакова были одобрены советом профессоров СПб Консерватории и приведены в жизнь. Они способствовали значительному повышению исполнительских возможностей флотских оркестров и наглядно продемонстрировал преимущества данных составов перед "хорами Вурма".
Преобразование составов оркестров, проведенные Римским-Корсаковым на флоте, оказали воздействие на оркестры сухопутных войск. Приказом военного ведомства №212 за 1876 год "хоры Вурма" упразднялись, вместо них в армейских полках вводились новые штаты медных оркестров численность в 35 человек. По количеству исполнителей и и составу инструментов они приближались к медному хору II-го разряда, введенному Римским-Корсаковым на флоте. Позже, в 1883 году было разрешено оркестры армейских пехотных полков медного состава пополнять кларнетами.

Таким образом, на протяжении 1873 - 1883 годов окончательно типовые складываются штаты оркестров, просуществовавших до 1917 года.
Во всех гвардейских полках и первых полках армейских пехотных дивизий были смешанные оркестры по 42 человека, в остальных пехотных полках армии - медные составы в 35 человек с добавлением кларнетов:
3 корнета Es
7 корнетов B
3 альта Es
3 трубы Es
4 тенора B
2 баритона B
2 баса малых(совр.эфониум) B
4 баса Es
3 баса B
и 4 ударных инструментов.


В кавалерии только медные составы штатных трубачей в 21 - 25 человек.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
PetersGriFF
Site Admin

   

Зарегистрирован: 23.04.2009
Сообщения: 2820
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Пт Авг 07, 2009 8:38 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

На сегодня все, устал... Завтра выпишу остальные таблицы из Матвеева и сравню с Тутуновскими. В книге Аксенова ничего интересного нет, она вообще малоинформативна по дореволюционной эпохе, книгу "Советская военная музыка" смотреть вообще не надо, естественно. Буду ждать книгу "Военная музыка в СПб 1703 - 2003", хотя там часть из Тутунова, но есть много новой информации. А так же таблицы и множество иллюстраций.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
PetersGriFF
Site Admin

   

Зарегистрирован: 23.04.2009
Сообщения: 2820
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Пн Авг 10, 2009 6:23 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Матвеев запутал меня окончательно.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Auceps
Site Admin

   

Зарегистрирован: 01.05.2009
Сообщения: 1557

СообщениеДобавлено: Сб Фев 05, 2011 3:07 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

PetersGriFF писал(а):
2 тАмбона(так в книге!!!)

Думаю, имелся ввиду данный инструмент:
http://de.wikipedia.org/wiki/Tamburin
_________________
Die Piefke's kommen
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 4112
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Пт Апр 29, 2011 6:25 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Количество музыкантов в гвардейской кавалерии (на конец 19 - начало 20 века)


Общие положения:
Чиновник для обучения музыкантов положен всем полкам, кроме Гвардейского запасного кавалерийского полка, Гвардейского полевого Жандармского эскадрона и Собственного Его императоркого величества конвоя. В казачьих полках в военное время должность чиновника сокращается.
В каждом полку положен 1 штаб-трубач (унтер-офицерского чина) и по несколько трубачей в эскадрон или сотню. Собственному Его императоркого величества конвою штаб-трубач не полагался.


В полках гвардейских кирасир (Кавалергардском, лейб-гвардии Конном, лейб-гвардии Кирасирском Его величества, лейб-гвардии Кирасирском Её величества):
по 3 трубача и 1 литаврщик на каждый из 4 эскадронов; всего - 17 человек.



Слева: литаврщик лейб-гвардии Кирасирского Его величества полка


В полках гвардейских драгун, улан и гусар (в т.ч. лейб-гвардии Конно-Гренадерском):
по 3 трубача на каждый из 6 эскадронов; всего - 19 человек.



Слева: трубач лейб-гвардии Гродненского гусарского полка; справа - хор трубачей этого же полка


В полках лейб-гвардии Казачьем и лейб-гвардии Атаманском:
в мирное время: по 4 трубача на каждую из 4 сотен; всего - 17 человек.
в военное время: по 3 трубача на каждую из 6 сотен; всего - 19 человек.



Слева: трубач лейб-гвардии Атаманского полка


В лейб-гвардии Сводно-Казачьем полку:
по 4 трубача на каждую из 4 сотен; всего - 17 человек (в мирное и военное время)


В Гвардейском запасном кавалерийском полку:
по 2 трубача на каждый из 10 эскадронов; всего - 21 человек.


В Гвардейском полевом Жандармском эскадроне:
1 трубач.


В Собственном Его императорского величества конвое:
4 трубача Его величества или лейб-трубача (в чине урядника, каждый с посеребрёнными пехотным горном и кавалерийской трубой);
по 2 трубача на каждую из 4 сотен; всего - 12 человек.



В центре: трубач Его величества


С сайта http://lib.rus.ec/b/225103/read
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Военная музыка -> История русской военной музыки Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах



Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS