Список форумов Военная музыка

Военная музыка

Форум любителей военной музыки
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

НАШ БАННЕР Partita.Ru — ноты для духового оркестра НАШ БАННЕР Partita.Ru — ноты для духового оркестра
Ущаповский Николай Фёдорович

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Военная музыка -> Дирижеры и их оркестры
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
PetersGriFF
Site Admin

   

Зарегистрирован: 23.04.2009
Сообщения: 3043
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Пт Апр 29, 2011 7:54 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Нашел тут в фильме "ЧП районного масштаба" кадры с Ущаповским. К оркестру штаба отношения не имеет, но все же...
http://youtu.be/qJ9bZ970-jQ
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 4456
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Вт Мар 31, 2020 11:18 am    Заголовок сообщения: Ущаповский Николай Фёдорович Ответить с цитатой

Ущаповский Николай Фёдорович


Родился 22 мая 1951 года.

После окончания Житомирского музыкального училища был призван в ВС.

Во время прохождения срочной службы получил предложение поступить на военно-дирижёрский факультет и дал согласие. Успешно сдал экзамены и был зачислен на факультет.

После окончания факультета в 1974 году, получил назначение в Горьковское высшее командное училище связи, которое в том же году было передислоцировано в Ленинград и стало Ленинградским высшим военным инженерным училищем связи. На одном из окружных конкурсов оркестр училища занял первое место.

В 1985-1990 годах начальник оркестра штаба Ленинградского военного округа. На конкурсе военных оркестров 1988 года оркестр занял первое место.

В 1990-2006 годах начальник военно-оркестровой службы Ленинградского военного округа. Полковник.

С 2006 года в запасе и отставке.








Последний раз редактировалось: retiredmajor (Вт Мар 31, 2020 11:44 am), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 4456
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Вт Мар 31, 2020 11:26 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Каково быть военным дирижером в российской армии

02.07.2015


В мае ко Дню города «МК» в Питере» опубликовал забавную фотографию — военный в белых перчатках, размахивающий руками на фоне Александровской колонны.





Уже через пару дней в редакцию позвонил этот человек, узнавший себя на фото — оказалось, что в кадр попал бывший главный дирижер ЛенВО, народный артист России Николай Ущаповский. О тайнах профессии военного дирижера Николай Федорович рассказал «МК» в Питере».


«Должен выглядеть лучше всех»

Наш фотокорреспондент запечатлел Николая Федоровича 10 лет назад, когда он был начальником военно-оркестровой службы Ленинградского военного округа и дирижировал сводными оркестрами на Дворцовой площади в день рождения Петербурга. Сейчас Николай Федорович уже на пенсии. Он отдал службе в армии и музыке более 36 лет.

— Вообще-то я не собирался становиться военным дирижером, — рассказывает Ущаповский. — Я окончил музыкальное училище в Житомире, меня забрали служить в армию. Служба была не сахар, поэтому на предложение поступать на военно-дирижерский факультет в Москву я откликнулся с удовольствием — хотелось отвлечься от солдатской жизни и побывать в столице. Экзамены сдал легко и стал курсантом военно-дирижерского факультета Московской государственной консерватории. Неожиданно мне понравилось дирижировать, я увлекся этим делом.

Военный дирижер — это не только музыкант, но и прежде всего военный — каждое лето всех курсантов отправляли в лагерь, где они осваивали военную науку, ведь каждому выпускнику присваивалось звание лейтенанта.

— Нас учили тактике, огневой подготовке, отдельное внимание уделялось строевой подготовке, — вспоминает Николай Федорович. — Важны выправка, знание всех воинских ритуалов. Ведь в чем особенность военного оркестра? Его не только слушают, но и смотрят! Военный дирижер должен выглядеть в строевом отношении лучше всех в части.


«Доказывали, что армия еще жива»

Молодого дирижера после окончания учебы распределили в Горьковское училище связи, которое в этом же году перевели в Ленинград. Так Николай Федорович оказался в Северной столице.

— Мне пришлось создавать оркестр с нуля, все музыканты остались в Горьком, — говорит дирижер. — Но уже на первом конкурсе среди 56 оркестров Ленинградского военного округа наш «новенький» оркестр занял третье место! А еще через год мы стали первыми. Потом меня пригласили дирижировать оркестром штаба Ленинградского военного округа, и в 1988 году наш оркестр выиграл первое место на музыкальном конкурсе Вооруженных сил Советского Союза! Тогда нас в качестве поощрения отправили в Швецию, где мы впервые выступали перед иностранцами — на плац-концерте в пригороде Стокгольма. Как сейчас помню, наш выход был следующим после Королевского оркестра норвежской гвардии. Все ребята — как на подбор: под два метра ростом, у них идеальная выправка. И нам после них тоже надо было не ударить в грязь лицом, тем более русский военный оркестр там еще никогда не видели! Нас приняли очень хорошо, с любопытством, а когда в финале мы спели песню на шведском языке, то зал встал! Это была победа.

Успех в Швеции открыл для ленинградского военного оркестра дорогу на другие международные военные фестивали. Николай Ущаповский объездил всю Европу — его приглашали в Финляндию, Германию, Голландию, Швейцарию, Австрию. Побывали и в Америке.

— Я тогда уже был назначен начальником военно-оркестровой службы ЛенВО, — вспоминает Николай Ущаповский. — Это было время, когда офицерам не платили зарплату месяцами, люди начали уходить. У меня было страстное желание спасти оркестр, не дать ему развалиться, поэтому я старался организовывать выезды за рубеж — это стимулировало музыкантов. В 90-е годы Вооруженные силы сотрясала череда реформ, в стране — разруха, а мы представляли нашу армию за границей, доказывали, что еще живы и держимся. Как-то на одном из совещаний командующий войсками округа так и сказал: «Из всех Вооруженных сил у нас только оркестровая служба полноценно выполняет свои функции!»

Глядя на заграничные музыкальные фестивали военных оркестров, Николай Ущаповский пришел к выводу, что и в Петербурге возможно нечто подобное.

— Первый такой фестиваль мы провели в 1993 году, — говорит дирижер. — Военные оркестры маршировали по Невскому проспекту. Они торжественно выходили на Дворцовую площадь и сводным оркестром в 500–600 человек дали первый концерт. Эти фестивали стали настоящим праздником для города, особенно когда к нам начали приезжать оркестры из других стран — Швейцарии, Германии, США, Финляндии. Помню, финскому взводу карабинеров на таможне не разрешили провезти через границу свои автоматы, которыми они делали праздничный залп во время фигурной маршировки. Пришлось просить наше командование выделить финнам автоматы Калашникова. А у оркестра янычар из Турции пограничники долго не пропускали их изогнутые традиционные мечи. Но все наши старания были не зря — петербургский фестиваль знали и любили, а в год 300-летия Петербурга его признали лучшим событием в рамках празднования юбилея. После такого общегородского признания мне присудили звание народного артиста.


«Демократы хватали меня за ноги»

В жизни военного дирижера бывало немало экстремальных ситуаций, хотя в военных действиях он участия и не принимал.

— Я дирижировал на закрытии Игр доброй воли, — вспоминает Николай Федорович. — Нужно было подготовить программу для сводного оркестра — 720 человек, все проходило на стадионе имени Кирова. Я дирижировал, стоя у кромки поля. В день выступления ФСО вдруг распорядилась — дирижер должен стоять в другом месте — под трибунами. А это на 30 метров дальше от оркестра! Я был в ужасе: как я буду управлять музыкантами, ведь звук будет доходить ко мне с опозданием, а у нас ведь каждая доля секунды имеет значение! Пришлось дирижировать на четверть такта вперед, это было страшное напряжение, после концерта я был весь мокрый от пота.

Работа главного дирижера накладывает свои обязательства — например, именно Николай Ущаповский дирижировал оркестром во время парадов на Дворцовой площади ко Дню Победы.

— Это огромная ответственность, ведь тебя слушают и на тебя смотрят тысячи людей, руководство города и все военное начальство, — говорит он. — Нет права на ошибку. Я еще застал последние советские парады. Тогда после парада во время демонстрации трудящихся произошло ЧП: в какой-то момент группа настойчивых демократов прорвалась через оцепление на Дворцовую площадь. Меня тогда с подставки пытались стащить за ноги, чтобы оркестр «захлебнулся». Но мы продолжили играть. После этого случая всем участникам парада, офицерам-дирижерам присвоили воинское звание на ступень выше.


Снайперы Билла Клинтона

Отдельная история — сопровождение почетного караула во время приезда первых лиц государства.

— Наш оркестр встречал всех — и Гельмута Коля, и Ким Чен Ира, и английскую королеву, — вспоминает Николай Ущаповкий. — Как правило, мы сопровождали церемонию возложения венков на Пискаревском мемориальном кладбище. Помню, когда приезжал Гельмут Коль, был сильный мороз — 18 градусов. Обычно оркестр в такую погоду даже не выводят, потому что конденсат на инструментах замерзает. Нам выдали спирт, чтобы музыканты заливали его в инструменты. Меня тогда поразило, что канцлер Германии шел без шапки, несмотря на мороз — понимал политическую важность момента. А когда приезжал Билл Клинтон, нам дали строжайшее указание — резких движений во время церемонии возложения венков не делать, поскольку вокруг дежурили американские снайперы. Возникла проблема. Ведь оркестр стоит внизу и ждет, когда возложат венки и главы государств поправят ленточки. Именно в тот момент, когда они выпрямляются, нужно начинать играть гимн, не раньше и не позже. Но ведь оркестр видит только спины президентов! Поэтому я, как глава оркестровой службы, стоял сбоку и давал отмашку дирижеру, что можно начинать играть. Было нервно — вот я махну сейчас рукой, а вдруг это неправильно поймет охрана Клинтона?


«Не просто махать руками»

Сейчас, когда Николай Федорович уже несколько лет на пенсии, он с удовольствием вспоминает свою службу.

— Я ни о чем не жалею и сейчас бы повторил свою жизнь, — говорит он. — Ты чувствуешь, что представляешь свою страну, работаешь на ее образ. Хотя профессия дирижера — одна из самых непонятных и тайных в мире, очень трудно объяснить, что такое управление оркестром. Ведь задача дирижера — не просто махать руками и задавать темп, но еще и донести до музыкантов свое понимание музыки, чтобы они почувствовали твою энергетику. Они моментально это улавливают, «заводятся» и рождают особую энергию, которая идет уже в зрительский зал. Когда этого нет, то нет и чувства полета, ощущения, что ты «улетаешь» в мир музыки. Вот в чем секрет хорошего дирижера.


Любовь РУМЯНЦЕВА


Источник: https://spb.mk.ru/articles/2015/07/02/kakovo-byt-voennym-dirizherom-v-rossiyskoy-armii.html
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Военная музыка -> Дирижеры и их оркестры Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах



Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS