Список форумов Военная музыка

Военная музыка

Форум любителей военной музыки
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

НАШ БАННЕР Partita.Ru — ноты для духового оркестра НАШ БАННЕР Partita.Ru — ноты для духового оркестра
Макс Кюсс

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Военная музыка -> Композиторы
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 3639
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Вт Авг 25, 2009 4:21 pm    Заголовок сообщения: Макс Кюсс Ответить с цитатой

Очень подробная и замечательная страница об авторе вальса "Амурские волны". Оказывается, он сотрудничал с Чернецким в деле обучения беспризорников музыке:

http://shanson-e.tk/forum/showthread.php?t=55633
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Foms


   

Зарегистрирован: 25.04.2009
Сообщения: 266
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Авг 25, 2009 4:44 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Интересно и познавательно! Shocked В очках Грустный
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 3639
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Ср Авг 26, 2009 9:08 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Статья, на которую ссылаются на вышеназванной странице:

http://www.lechaim.ru/ARHIV/114/dudakov.htm
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
PetersGriFF
Site Admin

   

Зарегистрирован: 23.04.2009
Сообщения: 2590
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Ср Авг 26, 2009 8:54 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Откуда скользят «Амурские волны»...

Савва Дудаков

Самый популярный вальс в СССР – «Амурские волны». Музыкальные радиопередачи для Сибири и Дальнего Востока всегда начинаются знакомой мелодией. Множество раз вальс звучал с эстрады, десятки раз был записан на грампластинках и кассетах.

Но мало кто знает, что его автором является еврей Макс Авелевич Кюсс.

Биографические сведения о нем чрезвычайно скудны. В Центральном государственном архиве Советской Армии хранится «Личное дело Кюсса М.А.» Из него следует, что Макс Авелевич родился в 1874 году в Одессе. По другим данным Кюсс родился в городе Шавельске (ныне Шяуляй, Литва) в 1877 году, в семье ремесленника. Он рано осиротел, и детская мечта стать музыкантом отодвинулась, а потом и вовсе рассеялась. Свою трудовую жизнь он начал учеником жестянщика. Мальчик во многом себе отказывал, чтобы скопить деньги на музыкальный инструмент (какой – источники не указывают). Некоторое время Макс был воспитанником военного оркестра, а затем поступил в одесское музыкальное училище, которое по одним сведениям закончил, а по другим – нет. Суровая жизнь сделала его замкнутым и молчаливым. В восемнадцать лет Кюсс опубликовал свое первое сочинение – вальс «Грезы любви» (1892). По окончании (с отличием) музыкального училища по классу кларнета в 1903 году Макс Авелевич получил назначение в 11-й Восточно-Сибирский полк, связав себя на долгие годы службой в армии. В начале русско-японской войны Кюсс сочинил марш своего полка. Капельмейстер Кюсс вместе со своим полком участвовал во многих боях на Дальнем Востоке. Сразу же после войны он на свои средства издал вальс «Разбитая жизнь». До сегодняшнего дня этот вальс пользуется неизменным успехом:



«Это, видимо, русский надрыв,

Где любовь не бывает без муки.

И «Разбитая жизнь» – тот мотив,

Что играют в преддверье разлуки...



Но настоящая слава пришла к полковому капельмейстеру после того как он сочинил «Амурские волны». Вальс был озвучен во Владивостоке (1909?) с посвящением Вере Яковлевне Кирилленко – общественной деятельнице, члену правления владивостокского отделения «Общества повсеместной помощи пострадавшим на войне нижним чинам и их семьям», то есть произведение носило благотворительный характер: весь доход шел в пользу общества.

В самом начале первой мировой войны Кюсса перевели в 5-ю казачью дивизию, сражавшуюся на Западном фронте, потом он состоял в отдельном батальоне георгиевских кавалеров.

После революции Кюсс остался служить в Красной армии и демобилизовался в 1927 году. Было ему тогда немногим более пятидесяти лет.

Из личного дела М.А. Кюсса видно, что карьеру в Красной армии он начинал в 416-м стрелковом полку, проходил службу в Одессе, Симферополе, Харькове, Москве. Ушел в отставку с должности командира музыкального взвода Кремлевской роты почетного караула. С высоты сегодняшнего дня можно с интересом прочитать аттестацию на командира музвзвода Кюсс (без склонения) Макса Авелевича: «Тов. Кюсс с большими музыкальными познаниями, свое дело любит и знает хорошо. Оркестр поставить может. В знании музыкального дела к подчиненным требователен.

Как администратор слаб. С музыкантами бывает иногда груб, что объясняется раздражительностью в связи с преклонным возрастом. Подход к подчиненным неумелый, не тверд в требованиях, касающихся внутреннего распорядка. Политически отсталый и в этом отношении работает над собой недостаточно. Как специалист назначению своему вполне соответствует.

Как администратор нуждается в помощнике в лице старшины».

(Э. Брустейн, А. Морозовский. «Композитор М.А. Кюсс». Наука и жизнь, №11, 1979, с. 145). Характеристика удивительная и, пожалуй, по «добрым сталинским временам» достаточно опасная.

После демобилизации Кюсс вернулся в Одессу и начал преподавать в военно-музыкальной школе. В 1937 году будущий главный инспектор военных оркестров Советской армии генерал-майор С.А. Чернецкий, хорошо знакомый с Кюссом и работавший с ним в Одессе, отобрал группу ребят из детского дома для своего училища. В то время Кюсс достиг уже пенсионного возраста, но с большой любовью и усердием вел класс кларнета. По свидетельству его ученика Э. Верника, замкнутость Кюсса исчезла, он охотно рассказывал детям о своей службе на Дальнем Востоке в годы русско-японской войны. Для курсантов он был любимым преподавателем, живой легендой, олицетворением лучших традиций русских военных музыкантов. В последние предвоенные годы Макс Авелевич продолжал работать в милицейском оркестре Одессы. Майор Верник после войны пытался узнать о судьбе своего учителя. Ему рассказывали, что немецкие оккупанты расстреляли старого музыканта вместе с десятками тысяч одесских евреев. В последний раз его видели под конвоем нацистов на Пушкинской улице. Макс Авелевич шел с высоко поднятой непокрытой головой. Издалека была видна копна его седых волос... Так оборвалась жизнь этого замечательного человека, а его вальс продолжает жить и не стареет.

И разве не символично, что этот чудесный старинный вальс, столь любимый всеми в России, создан евреем!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
PetersGriFF
Site Admin

   

Зарегистрирован: 23.04.2009
Сообщения: 2590
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Ср Авг 26, 2009 8:56 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Добрый день, уважаемые любители ретро.
Сегодня я хочу предоставить вам возможность познакомиться с материалами, собранными мной из Интернета, о композиторе, чье имя многим совершенно не знакомо. Но зато его музыку знают практически все.

Как часто, слушая красивую мелодию, мы восхищаемся прекрасными звуками, порой даже не задумываясь о том, кто же автор этих пленительных нот.
Вот и я оказался в числе таких людей. Готовил диск с записью музыки к одному из вечеров в нашем клубе пенсионеров. Вальс «Амурские волны» естественным образом подходил к тематике вечера. Его звуки так приятны сердцу любого человека, не зависимо от возраста, ну а людям «золотого возраста», тем более. После проведенного вечера в голове еще долго звучала мелодия этого прекрасного вальса. И невольно возник вопрос. Мы слушаем этот вальс уже не один десяток лет, а кто же его автор?
Как я уже не раз говорил, пойти в Публичную библиотеку или порыться в архивах, у меня теперь такой возможности нет. Но, узнать то хочется. Спасибо, что теперь есть величайшее изобретение – Интернет.
Что же мне выдал Интернет? Фотографий этого удивительного человека почти не сохранилось. Обойди весь Интернет и найдешь только пару, другую.
Сразу спешу оговориться, у меня нет 100-% уверенности в достоверности тех или иных источников. Информация даже о биографических данных автора этого вальса порой совершенно разная от сайта к сайту. Однако общую картину об авторе этого прекрасного музыкального произведения я получил, чем и спешу поделиться с вами, уважаемые форумчане.

Начнем с имени автора этого вальса. Здесь нет расхождений – Макс Кюсс. Правда, на некоторых сайтах напечатана фамилия – «Кюс» с одним «с», но я думаю, что это не предумышленная ошибка.
Теперь о дате и месте рождения. Тут не все однозначно. Некоторые авторы трактуют, что Макс Кюсс родился 20 марта 1874 года в Одессе, другие утверждают – 5 марта 1877 года в г. Шавли (ныне г. Шауляй, Литва). В одном из источников прочитал, что город назван – Шавельск (на сайте Приморской государственной публичной библиотеки), хотя такой сайт как «Википедия», дает четкое русское название – Шавли.
Да и в документах самого Макся Кюсса тоже имеются расхождения.
Макс Кюсс в автобиографии пишет –« Родился я в 1874 году 20 марта в городе Одесса» и далее «Отец работал рабочим на пуговичной фабрике».

И в то же время в прекрасно написанной статье Людмилы Стржижовской «Макс Кюсс. Неразгаданная жизнь», проходит вот такая информация – « А значит, пришла пора обратиться к первоисточникам. То есть к архивным документам. Самый важный из них, первый биографический документ Макса Авельевича Кюсса, хранится в Российском государственном военно-историческом архиве. И как выяснится позже, практически единственно верный. Это Послужной список или попросту - анкета, заполненная в 1911 году рукой Макса Кюсса. Здесь же красивый автограф самого маэстро, подписавшего подлинность данных. Вот вопросы анкеты и ответы Кюсса.

Когда родился? 1877 года, марта 5-го

Из какого звания происходит? Из мещан

Из какой губернии уроженец? Города Щавельска (Шауляя)

Какого вероисповедания? Лютеранин»

Задумаешься, а если это действительно так? Где же истина?
Мы не имеем право на собственные фантазии, если дело касается конкретных данных. Очень надеюсь, что сейчас наверняка у кого-то есть возможность обратиться непосредственно к первоисточникам в архивах. Думаю, что все- таки лучше отталкиваться от написанных документов самим Максом Кюссом.

Практически везде указывается, что Макс родился в семье бедного еврейского ремесленника по имени - Авель. В своей биографии Кюсс пишет:
«В 1883 году поступил в школу».
Еще в школе проявил незаурядные музыкальные способности. Работая учеником жестянщика, он на сбереженные деньги брал уроки музыки. Семья отказывала себе во всем, чтобы мальчик брал уроки у частного преподавателя, и скрипка стала первым музыкальным инструментом, который освоил Макс. Все говорили: «Мальчику необходимо поступить в музыкальное училище». Но об этом можно было лишь мечтать. Такое его беднякам-родителям было не по карману. Вмешалась судьба.
Макс Кюсс стал воспитанником военного духового оркестра. Наверно, нашлись добрые люди. Обнаружив в мальчике незаурядные музыкальные способности, они дали юному Кюссу рекомендацию в Одесское музыкальное училище, куда он был принят на дирижерское отделение. Но окончить учебу не удалось, ведь надо было помогать семье,
зарабатывал на жизнь игрой в частных оркестрах на свадьбах и других торжествах. Освоил самостоятельно игру на кларнете, корнете, начал дирижировать, увлёкся композицией.
Интересно было бы узнать, что происходило с молодым Кюссом в период его формирования, как музыканта. Увы, увы.
Дальше идет информация уже о становлении Кюсса как музыканта.
Музыкальной Одессе Макс Кюсс пришелся весьма по душе. О нем заговорили как о талантливом дирижере и музыканте. Он все чаще стал появляться на концертных эстрадах.
И вновь разночтение. В статье Якова Малыкина - « ЭТИ НЕЗАБВЕННЫЕ «АМУРСКИЕ ВОЛНЫ», размещенной на электронной версии журнала «Еврейское слово», отмечается, что в 1896 году вышло в свет его первое произведение – вальс «Грезы любви». Название вполне понятно, о чем же мог думать молодой человек, конечно, о любви.
Сам же автор в своей автобиографии пишет- «19 лет отроду (в 1893 году) я написал первую мою композицию «Грезы любви».

В статье «Амурские волны одесского маэстро» за подписью уважаемых людей - академика В. ФАЙТЕЛЬБЕРГ-БЛАНКА и полковника В. ДАВИДЕНКО, читаю:
«Его дарование заметил Алексей Пантелеймарчук и написал рекомендательное письмо в Петербург».
Очень интересная ремарка. К сожалению нигде так и не мог найти информацию об этом человеке и кому была написана рекомендация. Так нужны факты. Может быть, одесситы смогут чем- то помочь и дополнить информацию об этом человеке.
Далее в этой статье написано, что в 1890 году «Макс Авельевич был призван композитором и капельмейстером русской армии».
Вот здесь вновь возникает вопрос. Я очень настороженно подхожу к информации, не подкрепленной фактами. Исходя из дат рождения Макса Кюсса, трудно предположить, что его в 16 , а тем более в 13 лет призвали в армию капельмейстером.

В этом смысле мне очень близка позиция нашего уважаемого форумчанина - Nick123, который прежде чем что-то опубликовать, перероет массу архивных материалов, опросит десятки живых свидетелей.
Во многих источниках читаю, что Макс Кюсс стал сиротой.
И вновь нигде не нашел информации когда это произошло.
В 1898 году он становится дирижером собственного оркестра и женится.
В статье жительницы Владивостока Ирины Мишиной, читаю - « Из корыстных побуждений он довольно рано женился на дочери местного фабриканта. Но между супругами не возникло не только эмоциональной привязанности, но и просто взаимопонимания. Поначалу Макс тяжело переживал семейные разлады, но потом нашел успокоение в музыке». Чем подкреплено это высказывание, только тем, что его избранница была дочерью предпринимателя? Так это еще не повод для подобного высказывания. Почему не допустить, что между ними были искренние чувства.
А вот то, что, к сожалению, иногда семейная жизнь не складывается, так уж этому масса примеров и здесь спорить не собираюсь.
К сожалению, действительно семейная жизнь Макса Кюсса не заладилась.
Читаю, что его супруга Перла Вольфовна Эрлихман, вышедшая из среды одесских коммерсантов, хотела, чтобы Макс работал в торговом деле ее отца, владельца антикварного магазина в Одессе. Ей он виделся только приказчиком, но никак не музыкантом. Тесть поддерживал молодоженов материально. У них родилось двое детей – сын и дочь (Имя дочери – Фрида, согласно Семену Беленькому, автору статьи– « Амурские волны»).
Но и дети не смогли сохранить брак. Из-за постоянных семейных ссор исчезла любовь и осталась только горькая действительность, в которой светлым лучом была музыка. В этот период у него появляются в произведениях мрачные мотивы. И совсем уж для Кюсса было трагедией, когда его, по настоянию жены и ее родственников отрывали от музыки.
Он пытался им доказать, что и музыкой в состоянии обеспечить материальный достаток семье, но в ответ слышал только грубость и оскорбления.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
PetersGriFF
Site Admin

   

Зарегистрирован: 23.04.2009
Сообщения: 2590
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Ср Авг 26, 2009 8:58 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Наступает новый период в жизни маэстро, его военная служба.
Согласно материалам Послужного списка, на который ссылается Людмила Стржижовская «Определен на службу в 11-й Восточно- Сибирский стрелковый Её Императорского Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны полк вольнонаемным капельмейстером – 1907 год 1 мая».
Приморье очаровало Макса Авельевича. Ему здесь нравилось всё: улицы города и волны Амурского залива, так напоминающие Одессу; приветливые жители и слаженный оркестр, дирижером которого он стал.
В царской армии каждый полк имел свой духовой оркестр, и было принято в полку иметь свой марш. По просьбе командира полка Ильи Зурабовича Цинцидзе пишет для своего полка марш "Трудная жизнь" (увы, ноты утеряны).
Несколько лет спустя императрица пожаловала Марку Кюссу в подарок за марш полка золотые с цепочкою часы с изображением Государственного герба, в чем выдано свидетельство из канцелярии Её Величества от З0 апреля 1908 года». Такова запись в Послужном списке М.Кюсса. Свидетельство-то выдали, а вот часы маэстро так и не получил.. Эта награда оказалась единственной в большой творческой судьбе М. Кюсса.
Не будем сейчас касаться прохождения Марком Кюссом воинской службы в период его нахождения в Приморском крае. К сожалению (вновь и вновь приходится повторять эту фразу - «к сожалению»), никакой информации о личной жизни композитора в этот период не нашел. Собственно говоря, и другие отрезки его жизни чаще всего сокрыты и канули в историю.
В этот период Макс Кюсс создает свой вальс, который принес ему мировую славу и пользуется огромной популярностью до сих пор. Это – «Амурские волны». История создания этого вальса обросла рядом легенд. Конечно самая интригующая из них, это та, что связана с любовной тематикой. Итак –«шерше ля фам»!
Если мы будем прослеживать эту любовную линию, то сразу возникает вопрос –
кто же она, эта женщина, благодаря которой появилось это музыкальное произведение и доныне волнующее душу.
На нотах этого вальса прямо указано, кому они посвящены.
Вальс посвящен Вере Яковлевне Кириленко.Как я уже говорил, существует несколько версий, согласно которым описывается история создания вальса. Вот одна из них, представленная в романтическом стиле Ириной Мишиной в статье «Амурские волны» - это не вальс, а целый роман».
«Макс любил путешествовать. Однажды он задумал поездку во Владивосток. Поезд выходил из Санкт-Петербурга и следовал до места назначения месяц. Все предвещало приятную дальнюю дорогу, не исключающую мимолетные романы.

…На эту женщину он обратил внимание сразу, едва поезд вышел из Петербурга. Позже, вспоминая о ней, он говорил, что не мог понять, была ли она вообще красива. Просто Вера Николаевна была особенной. К тому же у нее были удивительные, цвета морской волны, глаза.
Они легко разговорились, как это обычно бывает в дороге, и через час поняли, что интересны друг другу. Спустя несколько дней они уже не могли обманываться: сильное увлечение стало взаимным. Тем не менее, Кюсс понимал, что у него нет никаких надежд. Она была светской дамой с положением в обществе. Ее муж, полковник Генерального штаба российской армии, расквартированной во Владивостоке, был старше ее на 25 лет, и она подчинялась ему, как покорная дочь.
Время шло, поезд приближался к месту назначения, и Кюсс с ужасом понимал, что потерять эту женщину будет для него катастрофой. Во время остановки в районе Иркутского отрога он предпринял отчаянную попытку объясниться. Вера Николаевна выслушала его молча, но ее глаза (как показалось композитору) сказали: «да». Всю оставшуюся часть пути в голове Кюсса звучала музыка. Неуловимая мелодия то возникала, то уходила, как волны…
По прибытии во Владивосток он последовал за женщиной. Она умоляла, наконец, требовала оставить ее – тщетно. Вскоре на балу в Городском офицерском собрании он преподнес ей неожиданный подарок – вальс «Волны Амурского залива» с посвящением ей, Вере Николаевне. Публика приветствовала автора. Все были в восторге. Кроме ее мужа, который усмотрел в этом подарке то, что за ним, собственно, и скрывалось. Автор и муза больше не виделись…
Отчаявшийся Кюсс забросил дела, забыл про дом и сделался капельмейстером военного оркестра во Владивостоке. Но со временем, связанный обязательствами, вынужден был вернуться обратно в Одессу. Там он продолжал музицировать. Но сочинять больше не мог».
Когда я читаю историю столь романтической встречи Макса Кюсса и Веры Кириленко и причину появления этого вальса в материале уважаемой Ирины Мишиной–
то прекрасно понимаю, что это мысли и образы героев этого повествования созданы автором этого художественного произведения, но это никак не документальная статья, подкрепленная архивной информацией. Видеть так своих героев это право автора статьи, так он видит образ интересующего его человека, а мы должны с уважением отнестись к этому созданному автором художественному образу, но не имеем право принимать это как действительный факт.

А вот еще одна из редакций о причинах появления этого вальса. Вот как указывает Игорь Маневич в своей статье «Вальс для любимой». Здесь встреча Веры Яковлевны с Максом Кюссом произошла вообще после смерти ее мужа.
«В 1905 году она вышла замуж за военного моряка, который в том же году погиб в Порт-Артуре. Вера отправилась на могилу мужа, и Макс последовал за ней. Именно в дороге он и написал знаменитый и по сей день вальс».

Еще одна версия. Согласно ей, выше названные авторы статьи «АМУРСКИЕ ВОЛНЫ ОДЕССКОГО МАЭСТРО» В. ФАЙТЕЛЬБЕРГ-БЛАНК и В. ДАВИДЕНКО, пишут:
«Под влиянием своего друга-офицера Н. Александровского, а также от восторга Амурским заливом он и пишет вальс "Амурские волны».

В.Я. Кирилленко




Последний раз редактировалось: PetersGriFF (Ср Авг 26, 2009 9:06 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
PetersGriFF
Site Admin

   

Зарегистрирован: 23.04.2009
Сообщения: 2590
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Ср Авг 26, 2009 9:00 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой


Поэтому я не буду делать акценты на даты и эмоции, а постараюсь привести основные жизненные вехи Макса Кюсса. Что же я нашел.
Вера Яковлевна Кирилленко
Мать её гречанка, а отец - итальянец из Генуи. Девичья её фамилия - Склауни. Вышла замуж за Александра Александровича Кириленко.
(В статье Юрия Евгеньевича Бирюкова «Плавно амур свои волны несёт», а также у Людмилы Стржижовской в статье «Макс Кюсс. Неразгаданная жизнь», командиром Макса Кюсса был Кирилленко Александр Андреевич).
Это были очень красивые молодые люди. Когда они венчались в Керчи, весь город сбежался полюбоваться на эту пару. Александр Кирилленко был героем русско-японской войны. Прочитал, что его именем даже редут на Русском острове назван. Так и назвали - редут капитана Александра Кирилленко. После окончания войны он был представлен государю, тот присвоил ему звание полковника и назначил командиром того знаменитого 2-го Восточно-Сибирского полка. Всю жизнь Вера Яковлевна любила только своего мужа, была с ним до его последнего, смертного часа. У них родились две дочери.
Вера Яковлевна была хорошо известна во Владивостоке. Она светилась броской южной красотой, щедро одаривая окружающих своим энергичным и жизнерадостным характером, доброжелательностью и мягкой, ненавязчивой заботой. Её темперамента хватало и на воспитание двух дочерей, и на хлопоты по дому, и на помощь больным и раненым, пострадавшим на полях русско-японской. Она являлась членом правления "Общества повсеместной помощи пострадавшим на войне нижним чинам и их семьям".
Её знали во Владивостоке как активную общественницу. Она организовывала и проводила благотворительные вечера, сама распространяла на них билеты и приглашения, проводила лотереи, аукционы. Причем когда подходили к ней дарители или покупатели тех же билетов, то жертвовали огромные суммы. И все эти средства отдавались нуждающимся семьям.
После окончания Русско-японской войны эти общества нашли широкое распространение по всей России, начиная от Петербурга и до Владивостока. Возглавлялись эти комитеты, как правило, знатными, известными людьми, часто выходцами из Императорской фамилии.
Первое название вальсу дала Вера Яковлевна. Она сама предложила название - «Залива Амурского волны». Кюсс согласился.
Вера Яковлевна взяла на себя заботы по изданию нот вальса. Это было непросто. Нотную матрицу пришлось заказывать в Петербурге, поскольку у полковой типографии такой возможности просто не было. Кюсс хотел, чтобы на титульном листе была напечатана фотография любимой женщины. Вера Яковлевна не возражала. Но согласилась только на профильное изображение. Впрочем, скрываться не имело смысла: рядом с фотографией было крупно набрано: «Посвящается Вере Яковлевне Кирилленко». А чуть выше – «Колоссальный успех !!!» с тремя восклицательными знаками. Впрочем, название вальса в типографии кто-то отредактировал и получилось просто: «Амурские волны». От автора возражений не последовало. Так родился знаменитый в России звёздный вальс.
Успех «Амурских волн» превзошел все ожидания. Переложенный на оркестровое исполнение, он буквально заворожил жителей Владивостока. Под него танцевали на светских приемах и на городской площади. Его разучивали, переписывая ноты от руки. Им восхищались, а имя автора не сходило с уст не только молоденьких барышень. Впрочем, вскоре вышло и второе издание вальса, но уже без фотографии Веры Яковлевны Возможно, в романтические отношения жены и капельмейстера вмешался полковник Кирилленко, человек очень влиятельный, герой русско-японской войны. Так или иначе, но только на титульном листе нот второго издания «Амурских волн» вместо греческого профиля Веры Яковлевны поместили миниатюру, в которой плескались воды Амурского залива. Этот вальс принес колоссальную популярность автору, но при этом не сделал его счастливым - даже наоборот. Полковник Кирилленко посчитал такое посвящение на изданных нотах оскорбительным для себя, а в самом вальсе слышал именно то, что туда и вкладывалось композитором. В связи с этим капельмейстер Кюсс через некоторое время вынужден сменить место службы. Есть в таком повороте событий что-то захватывающее - вальс, в котором композитор выразил свою любовь, разлучил его с любимой – вот она, ирония судьбы.
Годы службы на Дальнем Востоке были невероятно плодотворными для Макса Авельевича. Но замкнутый характер маэстро, его природная склонность к меланхолии, душевный беспокойство – всё это отражалось на творчестве композитора, затрагивая его самые печальные струны. Даже марш 11-го Восточно-Сибирского стрелкового полка, который так понравился Её Императорскому Величеству Марии Фёдоровне, Кюсс назвал «Тяжелая жизнь». И поговаривали, что именно название марша стало препоной для вручения царского подарка. От названия новых вальсов, написанных композитором после «Амурских волн», веяло беспросветной грустью: «Скорбь души», «Разбитая жизнь». Этот вальс, сохранивший свою популярность на долгие годы, Макс Кюсс посвятил своему коллеге – капельмейстеру Иосифу Щербинскому.
Пожалуй, только танец «Дирижабль», написанный в 1911 году, в последний год пребывания Макса Кюсса на Дальнем Востоке и посвященный другу Эрасту Цорну, выбивался из общего печального, если не сказать, трагического настроя композитора своим темпераментом и веселым озорным ритмом. Этот танец считался салонным и был в те годы невероятно моден. Ему специально обучались в танцклассах. А на титульном листе нот, где изображен парящий дирижабль, есть пометка: « танец исполняется лёгкими грациозными прыжками!» Много позже, уже в советское время к этой задорной музыкальной миниатюре прибавится еще одно сочинение, несвойственное для Кюсса по жанру, тем не менее, ставшее необычайно популярным - фокстрот «Алёша-ша».
1910 год становится для Кюсса роковым. Между командиром полка и его капельмейстером, судя по всему, происходит тяжелый разговор, который ставит точку на отношениях Макса Кюсса и Веры Кирилленко. И уже весной Макс Авельевич покидает полк «по собственному желанию».
Кюсс переезжает на остров Русский. В Послужном списке Макса Кюсса появляется запись: « Допущен к исполнению должности капельмейстера 33-го Сибирского стрелкового полка, куда прибыл и вступил в отправление своих обязанностей – 1 января 1911 года». Но в новом полку он служит недолго, и уже через год, забрав семью, устремляется на родину, в Одессу.
Первая Мировая застала Кюсса в Одессе. В эти тревожные для России годы, находится на Юго-Западном фронте в 5-ой Донской казачьей дивизии, а затем капельмейстером Отдельного батальона Георгиевских кавалеров.
(Я вновь ссылаюсь на факты из указанной выше статьи «Макс Кюсс. Неразгаданная жизнь» Людмилы Стржижовской. Эти материалы многое объясняют в сложной биографии маэстро).


нотный магазин, где впервые прозвучал знаменитый вальс капельмейстера 11-го Восточно-Сибирского полка Макса Кюсса Амурские волны
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
PetersGriFF
Site Admin

   

Зарегистрирован: 23.04.2009
Сообщения: 2590
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Ср Авг 26, 2009 9:02 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Уже позже, в разгар революционных событий он продолжает служить по своей профессии: ведь военные дирижеры всегда в чести, в мирное и военное время и при любой власти. И когда наступил 1919 год, Макс Авельевич Кюсс добровольно вступает в ряды РККА - Рабоче-крестьянской Красной Армии, вступает в новую жизнь.

Автобиография

Какое- то время работает даже в одесском театре оперы и балета. В это время в городе проходили киносъемки новых фильмов с участием звезды немого кино Веры Холодной. Опять Вера. Это имя словно преследует его. Он знакомится с актрисой. Он увлечен ею. И когда в феврале девятнадцатого года Вера Холодная скончалась, неожиданно, в расцвете своего таланта, Макс Авельевич по-своему пережил это печальное для себя и для русского киноискусства событие. На свет появился еще один грустный и трогательный вальс «Королева экрана».

Из личного дела, хранящегося в Центральном Государственном архиве Российской Армии, известно, что он начинал капельмейстером оркестра 416-го стрелкового Черноморского полка.
А через два года уходит из жизни жена Макса Авельевича. Старшая дочь уже замужем, и маэстро остается один с сыном. Израненная душа Кюсса не знает покоя. Он мечется не только в поисках работы, но и города, в котором ему было бы тепло и уютно. И решает переехать в Симферополь, где ему предлагают место приват - преподавателя музыки в клубе 63-их Симферопольских пехотных курсов.1922 год. Ему уже 45 лет. Далёкий от политики, он решительно не понимает новых жизненных установок. И всё, что не связано с любимой музыкой, оставляет его равнодушным.
Людмила Стржижовская пишет, что она обнаружила в Российском государственном военном архиве анкету Кюсса из Школы червоных старшин. В ней Кюсс в графе «Дата и место рождения»: «20 марта 1877 год». Затем последняя цифра грубо исправляется с семёрки на четвёрку. Так и появляется новая дата рождения, которая в дальнейшем вызвала столько неразберихи.

А что же национальность? Кюсс не сразу понял, что нужно писать в этой графе. Он же полвека во всех Послужных списках значился, как лютеранин. А что хотят Советы? Какая национальность? И он пишет – лютеранская. В 1922-м году это проходит, поскольку еще крепки в памяти у старых служак дореволюционные правила оформления документов. Но время бежит, порядки усложняются, и нужно привыкать к новым законам. Уже через год Макс Кюсс, заполняя очередную анкету, напишет, что он по национальности немец, что родным языком считает немецкий, а на вопрос «Какими другими языками владеете?» напишет просто – русским. В конце 20-х он последний раз упрямо фиксирует в своей анкете немецкое происхождение с той лишь разницей, что родным языком посчитает русский, а «на немецком свободно говорит, читает и пишет». Лишь к концу своей жизни он откажется от своей национальности. Откажется, потому что не захочет быть одного происхождения с фашистами, с Гитлером. И официально становится евреем, как его жена и дети. Именно так он напишет в 30-е годы в своей автобиографии, которая хранится в Одессе в музее МВД, автобиографии, которая станет с годами для него уже не выдумкой, не мистификацией, не легендой, а единственно правдивой.
Растить сына в одиночестве Максу Авельевичу было не под силу. Старшая дочь с мужем уехала в Сибирь, бытовой помощи ждать было не от кого, и маэстро в начале 1923 года регистрирует брак с харьковчанкой Валентиной Минаевой. Но скитания по городам продолжаются: Симферополь, Харьков, Полтава, Артёмовск…Он мечется, словно ищет свою заблудившуюся Судьбу.
По-прежнему вечерами из окон его временных квартир слышится голос самого любимого его инструмента – кларнета, с которым Макс Кюсс не разлучен нигде. Его нежные звуки послушны чувствам маэстро, его воспоминаниям. А еще – маленькая труба корнет-а-пистон, которая порой заменяет ему дирижерскую палочку.
Всё, что играет его оркестр, привычно слажено: марши, мазурки, вальсы. Но начинает звучать музыка всегда с его «Амурских волн» - визитной карточки маэстро Макса Кюсса. И в каком бы городе Кюсс ни находился, где бы ни играли музыканты, неизбежно пространство заполняла завораживающая мелодия его вальса любви. Может быть, услышит та, которой он посвящен….Весной 1924 года в городе Артемовске при случайной встрече с однополчанином, Кюсс узнает, что семья Кирилленко переехала в Москву. И маэстро устремляется с семьей в столицу. Он не боится остаться без работы. Но целый год вынужден обивать пороги в её поисках. И вот, наконец, удача – ему предлагают место командира музыкального взвода 1 конвойного полка.
Встречи, проводы, сопровождение высоких гостей. И марши, марши, марши… Кюсс с семьей поселяется в самом центре Москвы, в Благовещенском переулке, в доме № 5 кв. 4 .
В конвойном полку он продержался до середины лета 1927 года. Затем пятидесятилетний маэстро был уволен.
Аттестация на командира музвзвода Кюсса М.А. сообщает следующее: «Тов. Кюсс с большими музыкальными познаниями, свое дело любит и знает хорошо. Оркестр поставить может. В знании музыкального дела к подчиненным требователен. Политически отсталый и в этом отношении работает над собой недостаточно. Как специалист назначению своему вполне соответствует...». Раз политически отсталый, значит – неблагонадежный и при первом случае подлежит «перевоспитанию». Что вероятно, в дальнейшем и последовало.
И категорическое заключение: « Подлежит увольнению из армии, как не представляющий ценности». Не слишком тщеславный, « политически отсталый и не работающий достаточно над собой» композитор Макс Кюсс не очень тяготился новым поворотом судьбы. Работу нашел сразу. Народ любил звучание духового оркестра. И Макс Авельевич с музыкантами с удовольствием играли в парках и на танцплощадках для отдыхающих горожан. В это время он создает свое танго «Ночь в Бразилии», фокстрот «Алеша-ша», новый вальс « Крестьянка», «Сердце Востока», «Грустные думы». Ноты были рукописные, расписывал партитуры для оркестра сам, от руки. Издавать новые композиции было некогда.
Все выступления своего оркестра Кюсс неизменно и традиционно начинал с вальса «Амурские волны», по-прежнему надеясь на встречу с единственной женщиной, к которой рвалась душа…Вера Яковлевна. А она была рядом. Пережив ужасы Революции и Гражданской войны, пережив смерть мужа и старшей дочери, мужественная женщина с младшей дочерью и внучкой приезжает в Москву. Живут на съемной квартире у дьякона на Данилевском кладбище.
Вера Яковлевна часто гуляла по московским улицам. И однажды откуда-то из парка до нее донеслась знакомая мелодия. Шел 31-й год. А на садовой скамье сидели уже очень немолодые мужчина и женщина. И говорили, говорили. Вера Яковлевна – вдова. Но вот Макс Авельевич - женат. Правда, уже в третий раз. С ним простая милая женщина – Клавдия Павловна. Вот уже три года вместе…Нет, молодость не вернуть...Под впечатлением этой встречи – разлуки с Верой Яковлевной Макс Авельевич пишет вальс «Беженка». И ноты будут изданы, сохранив часть жизни композитора Кюсса.

Ничто больше не держит в Москве маэстро. Он опять один. С очередной женой жизнь не сложилась, да и не могла наверное. Характер у Макса Авельевича с годами лучше не стал. Да и сердце по-прежнему было занято. Теперь уже не надеждами, а только горькими воспоминаниями. Но вот уже и 1932-ой год заканчивается. Сын уже взрослый, а значит, пора в дорогу. Все равно куда. Бывшие коллеги посоветовали наняться вольнонаемным капельмейстером на разворачивающуюся под Дмитровым гигантскую стройку - «сооружение водного канала «Волга-Москва»
Что такое тридцатые годы в СССР - теперь нынешнему читателю хорошо известно. Миллионы заключенных прошли сквозь тюрьмы и лагеря. Не обошла эта горькая страница истории и Макса Кюсса.
15 июня 1931 года Пленум ЦК ВКП(б) принял постановление о строительстве канала, который соединит реки Волгу и Москву. Проблемы царских властей, связанные с нехваткой людских ресурсов, советское правительство решало по-большевистски просто. Эти ресурсы нашлись. Приказом 889 от 14 сентября 1932 для использования труда заключённых на строительстве канала Москва-Волга им. И. В. Сталина был создан Дмитровлаг (позднее Дмитлаг) — крупнейшее лагерное объединение ОГПУ-НКВД. Располагался на севере Московской области в городе Дмитров, подчинялся ГУЛАГ. Просуществовал до 31 января 1938. Количество заключённых доходило до двухсот тысяч человек На 1 января 1933 г. общее число заключенных Дмитлага составляло 1 миллион 200 тысяч человек
Страна в тот период была заражена подозрительностью и поиском «врагов народа».

И Кюсс едет в Дмитров. Там всё только начинается. Там нужны музыканты. Начальник лагеря без особого промедления берет в штат известного музыканта, несмотря на то, что в расписании нет должности капельмейстера. Пока нет. Зато есть вакансии стрелков. И маэстро оформляют стрелком.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
PetersGriFF
Site Admin

   

Зарегистрирован: 23.04.2009
Сообщения: 2590
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Ср Авг 26, 2009 9:03 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой



Из фондов Государственного архива РФ: « Приказ №42 от 25 февраля 1933 г. Капельмейстера Управления Кюсс Макса Авельевича назначить на должность стрелка в/охраны с исполнением обязанности капельмейстера, зачислить его в списки Управления и на все виды довольствия с 1 марта с.г. Справка: заявление его и рапорт нач. в/охраны за № 192 »
Строительство канала находилось под непосредственным контролем тов.Сталина. Кинооператоры несколько лет снимают самые яркие моменты стройки, чтобы создать полнометражный документальный фильм, полный людского радостного энтузиазма. Есть в нем и кадры играющего оркестра под управлением капельмейстера. Но, увы, это не Макс Кюсс.
Такая уж у него судьба - всё время оставаться за кадром истории. Но первый оркестр на строительстве канала был организован именно им. Итак, 1-го марта 1933 года в Дмитлаге начал свою работу стрелком-капельмейстером автор популярных вальсов: «Амурские волны», «Разбитая жизнь», «Моя тайна» композитор Макс Авельевич Кюсс. Но там его сочинительские таланты мало кого волновали. Перед руководством Дмитлага стояли иные задачи. Нужно было срочно создать из зэков хороший оркестр и не один. И маэстро принялся за работу. Уже летом 1933-го года состоялся первый выпуск курсантов, отобранных Кюссом из мало-мальски музыкально способных заключенных. 20 человек первой музкоманды. А в очередном приказе говорилось: «Немедленно приступить к организации 2-го духового оркестра…»

Кюсс составляет список необходимых для оркестра инструментов. И какой-то чиновник в этот список вслед за малым барабаном под №26 вписывает: «капельмейстер». Такой же неодушевленный предмет- раб, пленник. Ежедневная нагрузка для музыкантов определена приказом – 10 часов в день. А это : « обязательная игра на разводах, во время производства, при выводе на работу и с работы лучших коллективов и бригад». А, кроме того, проведение всяческих вечеров самодеятельности, хоровых кружков и т.д. При этом музыканты – зэки, или как их официально называли – каналоармейцы, должны были еще и исполнять на стройке обычную производственную повинность. Этого Макс Кюсс понять был не в состоянии. Далёкий от политики, он, тем не менее, был профессионалом высочайшего класса, знал себе цену и не мог допустить брака в своей работе. Дерзкий и своенравный, он не боялся выдвигать свои требования. Хорошо еще, что начальник лагеря С.Фирин выслушивал его претензии.
Маэстро продержался в лагере года два, не выдержав его условий.
В 1935 году Макс Авельевич Кюсс решает вернуться в Одессу. Ему уже 58 лет, а по новым документам и того больше – 61 год. Что и говорить, возраст почтенный. Отпустили, не мешкая. Вот и пригодилась анкетная легенда. Но именно тогда, вернувшись в город своего детства и поступая на работу в систему МВД Одессы, Кюсс составляет уже знакомую нам автобиографию, уже привычно записывая свои новые анкетные данные. Вот эти, нам знакомые: « Я родился 20 марта 1874 года в городе Одессе в еврейской семье». Макс Авельевич поселился в своей квартире на Екатерининской улице, из которой уехал в 1922- м году. И по вечерам из окна его комнаты привычно раздавались звуки кларнета.
Вместе с будущим главным инспектором военных оркестров Советской Армии Семёном Чернецким, ценившим его талант, Кюсс собирал беспризорных детей и учил их музыке.

Чернецкий Семён Александрович (1881, Одесса — 1950, Москва)
При местной фабрике организовал духовой оркестр, в котором занимались и дети, и взрослые. Играл его оркестр и на различных праздниках.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
PetersGriFF
Site Admin

   

Зарегистрирован: 23.04.2009
Сообщения: 2590
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Ср Авг 26, 2009 9:05 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Летом 1941 года началась Великая Отечественная война.
В этом же году Одесса была занята румынскими войсками – союзниками Гитлера.
Однажды в дом к Максу Кюссу пришли солдаты и доставили маэстро в кабинет подполковника сигуранцы – румынской политической полиции. Разговор шел на немецком языке и был коротким. Подполковник хотел, чтобы Макс Кюсс, известный в России композитор, писал для армии Гитлера марши. Последовал отказ. Что за этим последовало, понятно.

Январь 42-го в Одессе был ветреным и холодным. Колонну из нескольких тысяч евреев гнали по Пушкинской улице в сопровождении конвоя захватчиков. И в этой колонне, высоко подняв седую голову, узнаваемый всеми, шел в свое Бессмертие не пожелавший быть одной национальности с варварами и захватчиками капельмейстер Макс Авельевич Кюсс.Этих людей отвели в село Дольник и там расстреляли из пулеметов.Наверное, есть что-то мистическое в судьбе этого человека.
( Не нашел в Интернете, есть ли памятник на месте погибших. Может быть , кто-то из одесситов прочтет эти заметки и если у него есть фото с этого места, разместите на этой страничке. Пусть это будет нашей памятью погибшим там.)
В 1944 году, когда Одесса была уже освобождена от фашистов, случайная бомба с советского самолета, сбросившего ненужный груз, попала именно в этот дом, дом Макса Кюсса. И все его вещи, все документы, все фотографии погибли под обломками и в огне.


А в Москве на Ваганьковском кладбище, тоже забытая всеми, покоится та, чей образ пронес Макс Авельевич Кюсс через всю свою трагическую жизнь.
Когда-то всенародная любовь к вальсу «Амурские волны пережила и Первую Мировую, и Революцию, и Гражданскую. После Великой Отечественной первые такты вальса стали позывными Хабаровска, его визитной карточкой.



Всего Макс Авелевич Кюсс за свою жизнь создал около 300 композиций.
Наиболее известны
Амурские волны
Разбитая жизнь (вальс)
Моя тайна (вальс)
Скорбь души (вальс)
Мои грезы (вальс)
Грустные думы (вальс)
Королева экрана (вальс) (памяти Веры Холодной)
Сердце востока (вальс)
Крестьянка
Ночь в Бразилии (танго)
Привет республике (марш)

Так оборвалась жизнь композитора. Но музыка его жива! Она возродилась и обрела известность едва ли не большую, чем прежде.

В 1944 году ноты забытого вальса “Амурские волны”, сохранившего свое название, но потерявшего автора, случайно попали в руки талантливого композитора и военного дирижера Владимира Александровича Румянцева. Тот служил в Хабаровске, руководил ансамблем песни и пляски Дальневосточного фронта. Музыка вальса взволновала его, а название “Амурские волны” ассоциировалось с широкой и могучей рекой. И композитор решил сделать хоровое переложение вальса для ансамбля. Слова к нему попросил написать солиста, руководимого им коллектива, Серафима Попова.
Ни Румянцеву, ни Попову ничего не было известно о романтической истории создания вальса “Амурские волны” и его авторе. Музыка вальса навеяла им совершенно иные образы, которые и были воплощены в тексте песни. Ансамбль ее разучил, стал исполнять. Она обрела широкую популярность на Дальнем Востоке, долетела до Балтики, где флотский ансамбль несколько переиначил слова. Таким образом, у С. Попова появился соавтор — К. Васильев. В этом виде “Амурские волны” были в 1952 году впервые записаны на радио и прозвучали на всю страну. А спустя два года новую, третью по счету, обработку вальса “Амурские волны” осуществил известный хоровой дирижер профессор Владислав Соколов. Руководимый им Московский хор молодежи и студентов спел этот вальс на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Будапеште, после чего его запели во многих странах мира.
Вальс популярен во многих странах мира. Его поют хоровые коллективы во многих странах. Этот вальс вошел в историю первого космического полета. В Государственном музее истории космонавтики имени К.Э.Циолковского хранится бортовой журнал Ю.А. Гагарина.
Вот его запись:
«9.33. Вышел в тень Земли.
9.42 В тени. Самочувствие хорошее. Слышу «Амурские волны».

Плавно Амур свои волны несет,
Ветер сибирский им песни поет.
Тихо шумит над Амуром тайга,
Ходит пенная волна,
Пенная волна плещет,
Величава и вольна.

Там, где багряное солнце встает,
Песню матрос на Амуре поет.
Песня летит над широкой рекой.
Льется песня широко,
Песня широко льется
И несется далеко.

Красоты и силы полны,
Хороши Амура волны.
Серебрятся волны,
Славой Родины горды.
Плещут, плещут силы полны,
И стремятся к морю волны,
Серебрятся волны,
Славой русскою горды.

Красива Амура волна,
И вольностью дышит она.
Знает волна —
Стерегут ее покой.

Спокойны реки берега.
На них золотая тайга.
Дышит волна
Ее чудной красотой.
Величав Амур седой,
Мы храним его покой.
Корабли вперед идут,
Волны бегут и бегут.

Тихо шумит над Амуром тайга,
Ходит пенная волна,
Пенная волна плещет,
Величава и вольна.

Увы! На доме №2 по Екатерининской улице в Одессе нет мемориальной доски, и ничто не напоминает о том, что здесь с 1922 по 1941 год жил композитор Макс Авельевич Кюсс.
Зато навечно остался самый великий памятник ему, созданный им вальс «Амурские волны». А это – на века.

Прочитал написанные выше строки и невольно подумал. Наверно, важно иметь точные факты о дате и месте рождения. А может быть это не самое главное в памяти о человеке. Намного важнее то , что он оставил после себя. Надеюсь, что в нашей памяти этот вальс сохранится надолго.

При подготовке были использованы материалы:
1. Людмила Стржижовская «Макс Кюсс. Неразгаданная жизнь»,
2. Семен Беленький. АМУРСКИЕ ВОЛНЫ
3. Савва Дудаков. Откуда скользят «Амурские волны»...
4. Юрий Евгеньевич Бирюков. Плавно амур свои волны несёт
5. Яков Малыкин - « ЭТИ НЕЗАБВЕННЫЕ «АМУРСКИЕ ВОЛНЫ
6. В.ФАЙТЕЛЬБЕРГ-БЛАНК и В. ДАВИДЕНКО «Амурские волны одесского маэстро»
7. Ирина Мишина. «Амурские волны» - это не вальс, а целый роман
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 3639
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Пн Ноя 23, 2009 2:03 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

25 февраля (1933) приказом по ДИТЛ № 42 капельмейстер Управления Дмитлага Макс Авельевич Кюсс (автор знаменитого вальса «Амурские волны») назначался с 1 марта «на должность стрелка ВОХР с исполнением обязанностей капельмейстера» (саму должность капельмейстера, видимо, сочли излишней).

25 марта приказом МКС № 40 стрелок ВОХР М. А. Кюсс назначался и.о. капельмейстера музкоманды Дмитлага.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Военная музыка -> Композиторы Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах



Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS