Зарегистрирован: 09.06.2009 Сообщения: 4985 Откуда: Новосибирск
Добавлено: Вт Мар 31, 2020 11:18 am Заголовок сообщения: Ущаповский Николай Фёдорович
Ущаповский Николай Фёдорович
Родился 22 мая 1951 года.
После окончания Житомирского музыкального училища был призван в ВС.
Во время прохождения срочной службы получил предложение поступить на военно-дирижёрский факультет и дал согласие. Успешно сдал экзамены и был зачислен на факультет.
После окончания факультета в 1974 году, получил назначение в Горьковское высшее командное училище связи, которое в том же году было передислоцировано в Ленинград и стало Ленинградским высшим военным инженерным училищем связи. На одном из окружных конкурсов оркестр училища занял первое место.
В 1985-1990 годах начальник оркестра штаба Ленинградского военного округа. На конкурсе военных оркестров 1988 года оркестр занял первое место.
В 1990-2006 годах начальник военно-оркестровой службы Ленинградского военного округа. Полковник.
С 2006 года в запасе и отставке.
Последний раз редактировалось: retiredmajor (Вт Мар 31, 2020 11:44 am), всего редактировалось 1 раз
Зарегистрирован: 09.06.2009 Сообщения: 4985 Откуда: Новосибирск
Добавлено: Вт Мар 31, 2020 11:26 am Заголовок сообщения:
Каково быть военным дирижером в российской армии
02.07.2015
В мае ко Дню города «МК» в Питере» опубликовал забавную фотографию — военный в белых перчатках, размахивающий руками на фоне Александровской колонны.
Уже через пару дней в редакцию позвонил этот человек, узнавший себя на фото — оказалось, что в кадр попал бывший главный дирижер ЛенВО, народный артист России Николай Ущаповский. О тайнах профессии военного дирижера Николай Федорович рассказал «МК» в Питере».
«Должен выглядеть лучше всех»
Наш фотокорреспондент запечатлел Николая Федоровича 10 лет назад, когда он был начальником военно-оркестровой службы Ленинградского военного округа и дирижировал сводными оркестрами на Дворцовой площади в день рождения Петербурга. Сейчас Николай Федорович уже на пенсии. Он отдал службе в армии и музыке более 36 лет.
— Вообще-то я не собирался становиться военным дирижером, — рассказывает Ущаповский. — Я окончил музыкальное училище в Житомире, меня забрали служить в армию. Служба была не сахар, поэтому на предложение поступать на военно-дирижерский факультет в Москву я откликнулся с удовольствием — хотелось отвлечься от солдатской жизни и побывать в столице. Экзамены сдал легко и стал курсантом военно-дирижерского факультета Московской государственной консерватории. Неожиданно мне понравилось дирижировать, я увлекся этим делом.
Военный дирижер — это не только музыкант, но и прежде всего военный — каждое лето всех курсантов отправляли в лагерь, где они осваивали военную науку, ведь каждому выпускнику присваивалось звание лейтенанта.
— Нас учили тактике, огневой подготовке, отдельное внимание уделялось строевой подготовке, — вспоминает Николай Федорович. — Важны выправка, знание всех воинских ритуалов. Ведь в чем особенность военного оркестра? Его не только слушают, но и смотрят! Военный дирижер должен выглядеть в строевом отношении лучше всех в части.
«Доказывали, что армия еще жива»
Молодого дирижера после окончания учебы распределили в Горьковское училище связи, которое в этом же году перевели в Ленинград. Так Николай Федорович оказался в Северной столице.
— Мне пришлось создавать оркестр с нуля, все музыканты остались в Горьком, — говорит дирижер. — Но уже на первом конкурсе среди 56 оркестров Ленинградского военного округа наш «новенький» оркестр занял третье место! А еще через год мы стали первыми. Потом меня пригласили дирижировать оркестром штаба Ленинградского военного округа, и в 1988 году наш оркестр выиграл первое место на музыкальном конкурсе Вооруженных сил Советского Союза! Тогда нас в качестве поощрения отправили в Швецию, где мы впервые выступали перед иностранцами — на плац-концерте в пригороде Стокгольма. Как сейчас помню, наш выход был следующим после Королевского оркестра норвежской гвардии. Все ребята — как на подбор: под два метра ростом, у них идеальная выправка. И нам после них тоже надо было не ударить в грязь лицом, тем более русский военный оркестр там еще никогда не видели! Нас приняли очень хорошо, с любопытством, а когда в финале мы спели песню на шведском языке, то зал встал! Это была победа.
Успех в Швеции открыл для ленинградского военного оркестра дорогу на другие международные военные фестивали. Николай Ущаповский объездил всю Европу — его приглашали в Финляндию, Германию, Голландию, Швейцарию, Австрию. Побывали и в Америке.
— Я тогда уже был назначен начальником военно-оркестровой службы ЛенВО, — вспоминает Николай Ущаповский. — Это было время, когда офицерам не платили зарплату месяцами, люди начали уходить. У меня было страстное желание спасти оркестр, не дать ему развалиться, поэтому я старался организовывать выезды за рубеж — это стимулировало музыкантов. В 90-е годы Вооруженные силы сотрясала череда реформ, в стране — разруха, а мы представляли нашу армию за границей, доказывали, что еще живы и держимся. Как-то на одном из совещаний командующий войсками округа так и сказал: «Из всех Вооруженных сил у нас только оркестровая служба полноценно выполняет свои функции!»
Глядя на заграничные музыкальные фестивали военных оркестров, Николай Ущаповский пришел к выводу, что и в Петербурге возможно нечто подобное.
— Первый такой фестиваль мы провели в 1993 году, — говорит дирижер. — Военные оркестры маршировали по Невскому проспекту. Они торжественно выходили на Дворцовую площадь и сводным оркестром в 500–600 человек дали первый концерт. Эти фестивали стали настоящим праздником для города, особенно когда к нам начали приезжать оркестры из других стран — Швейцарии, Германии, США, Финляндии. Помню, финскому взводу карабинеров на таможне не разрешили провезти через границу свои автоматы, которыми они делали праздничный залп во время фигурной маршировки. Пришлось просить наше командование выделить финнам автоматы Калашникова. А у оркестра янычар из Турции пограничники долго не пропускали их изогнутые традиционные мечи. Но все наши старания были не зря — петербургский фестиваль знали и любили, а в год 300-летия Петербурга его признали лучшим событием в рамках празднования юбилея. После такого общегородского признания мне присудили звание народного артиста.
«Демократы хватали меня за ноги»
В жизни военного дирижера бывало немало экстремальных ситуаций, хотя в военных действиях он участия и не принимал.
— Я дирижировал на закрытии Игр доброй воли, — вспоминает Николай Федорович. — Нужно было подготовить программу для сводного оркестра — 720 человек, все проходило на стадионе имени Кирова. Я дирижировал, стоя у кромки поля. В день выступления ФСО вдруг распорядилась — дирижер должен стоять в другом месте — под трибунами. А это на 30 метров дальше от оркестра! Я был в ужасе: как я буду управлять музыкантами, ведь звук будет доходить ко мне с опозданием, а у нас ведь каждая доля секунды имеет значение! Пришлось дирижировать на четверть такта вперед, это было страшное напряжение, после концерта я был весь мокрый от пота.
Работа главного дирижера накладывает свои обязательства — например, именно Николай Ущаповский дирижировал оркестром во время парадов на Дворцовой площади ко Дню Победы.
— Это огромная ответственность, ведь тебя слушают и на тебя смотрят тысячи людей, руководство города и все военное начальство, — говорит он. — Нет права на ошибку. Я еще застал последние советские парады. Тогда после парада во время демонстрации трудящихся произошло ЧП: в какой-то момент группа настойчивых демократов прорвалась через оцепление на Дворцовую площадь. Меня тогда с подставки пытались стащить за ноги, чтобы оркестр «захлебнулся». Но мы продолжили играть. После этого случая всем участникам парада, офицерам-дирижерам присвоили воинское звание на ступень выше.
Снайперы Билла Клинтона
Отдельная история — сопровождение почетного караула во время приезда первых лиц государства.
— Наш оркестр встречал всех — и Гельмута Коля, и Ким Чен Ира, и английскую королеву, — вспоминает Николай Ущаповкий. — Как правило, мы сопровождали церемонию возложения венков на Пискаревском мемориальном кладбище. Помню, когда приезжал Гельмут Коль, был сильный мороз — 18 градусов. Обычно оркестр в такую погоду даже не выводят, потому что конденсат на инструментах замерзает. Нам выдали спирт, чтобы музыканты заливали его в инструменты. Меня тогда поразило, что канцлер Германии шел без шапки, несмотря на мороз — понимал политическую важность момента. А когда приезжал Билл Клинтон, нам дали строжайшее указание — резких движений во время церемонии возложения венков не делать, поскольку вокруг дежурили американские снайперы. Возникла проблема. Ведь оркестр стоит внизу и ждет, когда возложат венки и главы государств поправят ленточки. Именно в тот момент, когда они выпрямляются, нужно начинать играть гимн, не раньше и не позже. Но ведь оркестр видит только спины президентов! Поэтому я, как глава оркестровой службы, стоял сбоку и давал отмашку дирижеру, что можно начинать играть. Было нервно — вот я махну сейчас рукой, а вдруг это неправильно поймет охрана Клинтона?
«Не просто махать руками»
Сейчас, когда Николай Федорович уже несколько лет на пенсии, он с удовольствием вспоминает свою службу.
— Я ни о чем не жалею и сейчас бы повторил свою жизнь, — говорит он. — Ты чувствуешь, что представляешь свою страну, работаешь на ее образ. Хотя профессия дирижера — одна из самых непонятных и тайных в мире, очень трудно объяснить, что такое управление оркестром. Ведь задача дирижера — не просто махать руками и задавать темп, но еще и донести до музыкантов свое понимание музыки, чтобы они почувствовали твою энергетику. Они моментально это улавливают, «заводятся» и рождают особую энергию, которая идет уже в зрительский зал. Когда этого нет, то нет и чувства полета, ощущения, что ты «улетаешь» в мир музыки. Вот в чем секрет хорошего дирижера.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах