Список форумов Военная музыка

Военная музыка

Форум любителей военной музыки
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

НАШ БАННЕР Partita.Ru — ноты для духового оркестра НАШ БАННЕР Partita.Ru — ноты для духового оркестра
Grillenbanner

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Военная музыка -> История немецкой и австрийской военной музыки
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Auceps
Site Admin

   

Зарегистрирован: 01.05.2009
Сообщения: 1622

СообщениеДобавлено: Ср Июн 09, 2021 4:32 am    Заголовок сообщения: Grillenbanner Ответить с цитатой

Поскольку, вследствие поисков в Интернете, может иногда возникнуть путаница по поводу двух маршей и вальса, то я решил посвятить этому небольшой пост.

Grillenbanner (вальс)

Первым известным произведением из этой троицы является вальс Иоганна Штрауса-сына Grillenbanner [Op. 247]:



Судя по немецкой Википедии, название вальса не имеет ничего общего с грилем и знамёнами: слово Grille здесь имеет значение "ссора" или же иногда "(скверное) расположение духа" (также в Duden указано значение "странная мысль" в качестве устаревшего), в то время как слово Banner употребляется в качестве существительного, производного от (ver-)bannen, то есть "изгонять" (или "ссылать", схоже со всем нам знакомым английским словом Хочешь бан? ). То есть, вальс можно перевести как "Изгоняющий ссору" с учётом того факта, что он был сочинён для карнавала в 1861 году и в должен был знаменовать примирение дома Саксен-Кобург-Гота со своим отпрыском, принцем Леопольдом, который женился морганатическим браком на актрисе Констации Гейгер (пара была известна своей дружбой со Штраусом) и вызвал недовольство в семье принца. Премьера вальса состоялась 7 февраля 1861 года в купальне Dianabad в венском районе Леопольдштадт.

Unter dem Grillenbanner (марш)

На мотивы этого вальса, а также вальса Accelerationen [Op. 234] и вальса Freundengrüße [Op. 128] (последний за авторством Йозефа Штрауса) был сочинён известный и сегодня марш Unter dem Grillenbanner:



По поводу этого марша, к сожалению, известно не очень много. Несмотря на то, что марш приписывается Вильгельму Линдеманну, известна запись United States Marine Band, которая записала этот марш под названием Farewell to Dresden:



Как известно, заграничные названия маршей часто менялись, поэтому это не столь удивительно. Вопрос возникает из-за того, что эта самая запись атрибутируется 30 ноября 1891 года (по крайней мере, так указывается в буклете со ссылкой на каталог фирмы Columbia). В любом случае, Линдеманн издаёт этот марш для фортепиано в 1908 году в Риксдорфе (сейчас район Берлина Нойкёльн) уже под названием Unter dem Grillenbanner. Что забавно: по всей видимости, Линдеманн (если он придумал это название, конечно) исходил как раз из толкования слова Banner как "знамя", ибо тогда получается логичное сочетание «Под … знаменем» (как именно он толковал слово Grille, и толковал ли он его вообще, я судить не берусь, поэтому и оставил пробел в моём переводе).

Grillenbanner (марш)

И, наконец, третьим известным произведением является марш Grillenbanner [Op. 285] 1907 года за авторством Карла Комзака III., сына известного австрийского капельмейстера Карла Комзака II.



По всей видимости, этот марш уже тогда путали с Unter dem Grillenbanner. Примером может послужить вот эта запись Адольфа Беккера и его Kaiser-Franz-Garde-Grenadier-Regiment Nr. 2 (судя по каталогу Алана Келли, она была сделана в 1908 году, то есть, в том же году, что Линдеманн выпустил своё издание):



Несмотря на то, что на пластинке указано Grillenbanner-Marsch von Komzak, звучит же, по факту, Unter dem Grillenbanner. Что интересно, на послевоенном издании этой же записи марш уже указан как Unter dem Grillenbanner, Marschpotpourri von Lindemann:



Что интересно: судя по каталогу Келли, марш под названием Unter dem Grillenbanner с указанием авторства Комзака записывался немецким 51-м полком в 1906 году, а также немецкими 53-м и 4-м гвардейским гренадерским в 1907 году. Под названием Grillenbanner и также за авторством Комзака марш записывался в феврале 1905 года австро-венгерским 72-м полком. Вполне возможно, что это всё нынешний Unter dem Grillenbanner.

Если же говорить о записи настоящего Grillenbanner на акустических пластинках, то есть вот такая запись:



Почему-то в каталоге Келли её нет, а Discogs датирует эту пластинку 1925 годом. К сожалению, я не могу сказать, была ли это действительно одна из последних акустических пластинок или же это переиздание ещё довоенной записи (тогда это было бы интереснее, ибо к 1920-м годам разница между двумя маршами уже устоялась).

Примечателен ещё один интересный факт: На австрийских пластинках записывался ещё один Grillenbanner-Marsch, на этот раз за авторством некоего Strob(e)l (пример оркестров 51-го и 99-го полка). Что характерно, судя по этому чикагскому изданию, этот марш также также написан на мотивы вальса Штрауса (правда, я до конца не мог понять, подразумевается ли под автором марша Strob(e)l или же аранжировщик Frank Vognar). В любом случае, было бы интересно найти пластинку или экземпляр нот этого марша и сравнить с Unter dem Grillenbanner.

Проблемы перевода названия проявились и в дореволюционной России: на одном издании слово Grille вполне достойно перевели как "каприз", в то время как другая фирма, не мудрствуя лукаво, взяла более распространённое (и поныне используемое) значение слова как "сверчок".

_________________
Die Piefke's kommen
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Tretyak
Член присутствия

   

Зарегистрирован: 23.02.2013
Сообщения: 219
Откуда: г. Октябрьский, РБ

СообщениеДобавлено: Ср Июн 09, 2021 11:18 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

В связи с участием Линдеманна в сочинении марша: неужели за 30-40 лет с написания вальса коннотации слов Grille и Banner так изменились, что у него не возникло сомнений в таком названии марша?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 4976
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Чт Июн 10, 2021 6:27 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Позволю себе внести небольшую ясность.


Во-первых, немецкое слово Banner имеет ещё и такое значение: заклинатель, чародей. И видимо это и имел в виду Штраус, давая название вальсу, которое можно интерпретировать так: Заклинатель от дурных | странных | вздорных мыслей. А почему таковые могли быть, попытаемся сейчас разобраться.

Наш принц Леопольд был третьим сыном в семье, и поэтому не мог рассчитывать на что-либо по части наследования титулов и владений. Поэтому он, как остальные молодые люди такого положения, избрал своим уделом не очень обременительную военную службу в австрийской армии. Однако судьба сыграла с ним злую шутку. Одно время принца рассматривали в качестве кандидата в мужья для испанской королевы Изабеллы II, и только жёсткое противодействие французского короля Луи-Филиппа помешало этому. Шутка усугублялась ещё тем, что его старшему брату Фердинанду удалось стать мужем португальской королевы Марии II. Вполне понятно, что после этого женитьба на какой-нибудь простой графинечке или даже герцогине для нашего принца выглядела уже не вполне равным браком.

В Вене принц познакомился с певицей Констанцией Гейгер, бывшей на 10 лет его моложе. Она происходила из довольно интересной семьи. Папаша её заведовал театром и даже пописывал кое-что музыкальное, включаю даже одну оперу. Мамаша тоже была дамочка не простая — она была законодательницей мод в области дамских шляп, которые вся женская половина венского бомонда заказывала только у неё. Помимо пения Констанция тоже пыталась что-то сочинять, и её опусы, не пользовавшие особым успехом, исполнял даже Иоганн Штраус со своим оркестром. Со всеми братьями Штраусами Констанция была в приятельских отношениях. И вот небольшая интрижка принца стала перерастать в нешуточный роман, который стал нервировать и Саксен-Кобургский, и венский двор. А тут ещё и война.

Да, та самая несчастная для Австрии война с французами и сардинцами весной 1859 года, которую она с треском проиграла, уступив французам Ломбардию. Австрийцы стали готовиться к реваншу, тем более, что Наполеон III ясно дал понять, что больше помогать сардинцам не будет. То ли в плане подготовки к новой войне, то ли для того, чтобы образумить нашего принца, но 8 ноября 1859 года его производят в генерал-майоры. А через три месяца Констанция сообщает ему, что она беременна. 8 марта 1860 года новоиспечённый генерал-майор подаёт в отставку, и этот поступок, естественно, вызывает осуждение общества: как можно уходить в отставку накануне войны? Война из-за давления России не началась, и 12 октября Констанция родила мальчика. Принц объявил о намерении жениться и признать ребёнка, чем вызвал большой переполох. И вот в такой обстановке Штраус и представил свой новый вальс с посвящением принцу.

Свадьба состоялась 23 апреля 1861 года. Чтобы замять «скандал в благородном семействе», глава Саксен-Кобургского дома герцог Эрнст II даровал Констанции и её сыну титул баронов фон Руттенштейн. Пара осталась жить в Вене, и их дом стал центром венской музыкальной тусовки, где братья Штраусы всегда были желанными гостями.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Военная музыка -> История немецкой и австрийской военной музыки Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах



Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS