Зарегистрирован: 09.06.2009 Сообщения: 5102 Откуда: Новосибирск
Добавлено: Пн Сен 28, 2009 11:34 am Заголовок сообщения: "История русской армии в военной музыке"
Н.П. Грюнберг: История русской армии в военной музыке (Военно-исторический журнал № 9 за 2007 год)
Становление военной музыки в России связано с организацией регулярной армии Петром I. При нем появились и военные музыканты. К началу ХIХ века военные оркестры или, как тогда говорили, «музыкальные хоры», имелись во всех полках русской армии. Музыкантами подавались многие воинские команды, без них не обходился ни один воинский ритуал. Для этих целей в пехотных полках были барабанщики — по 12 человек в батальоне. В отборных частях пехоты — у гренадеров — были также флейтщики. В кавалерийских полках сигналы подавали трубачи — по 3 трубача в эскадроне. Комплектовались музыканты из кантонистов — солдатских детей — и воспитанников военно-сиротских заведений.
Увлечение военной музыкой особенно распространилось после возвращения русской армии из Заграничных походов 1813—1815 годов. В это время у каждого из 26 батальонов гвардейских полков появился собственный марш, под звуки которого они проходили на смотрах церемониальным маршем. В 20-е годы XIX века сложились и многие солдатские песни, посвященные эпохе Отечественной войны 1812 года. Несмотря на то что большинство полковых маршей появилось позднее 1812 года, они остались своего рода визитной карточкой для боевых частей, прославленных героическим участием в памятных исторических событиях 1812—1814 гг. Само появление полковых маршей неразрывно связано со славной боевой историей полков русской армии. Они были призваны отразить в звуках их воинскую славу и доблесть, даже если в качестве исходного музыкального материала заимствовались мелодии из французских и итальянских опер (как тема увертюры к опере «Норма» В. Беллини в марше лейб-гвардии Уланского полка). Уникальны записи солдатских песен в исполнении самих солдат-песенников. Песенники были в каждом полку, батальоне, эскадроне русской армии XIX века. Солдатская песня сопровождала «тружеников войны» и в походах, и в часы отдыха, помогала превозмочь все тяготы невыносимого порой солдатского труда, поднимала настроение. Репертуар песенников составляли и общенародные песни, и специальный солдатский, воинский фольклор, накопленный за весь двухсотлетний путь служения армии Отечеству. Солдат-песенников отличала и особая манера произнесения музыкального и поэтического текстов, им были присущи и собственные «редакции» известных песен. Этот навсегда ушедший вид военного творчества сохранен только в немногих образцах на граммофонных пластинках.
Военная тематика на граммофонных пластинках появляется с самого начала русской грамзаписи. Уже в первом сеансе записей на граммофонные пластинки, состоявшемся в марте 1899 года в Лондоне, в студии Berliner’s Gramophone Company, записывалась грампластинка номер 11 036 (первая нумерация велась в группе «русских» записей от 11 000). На этой пластинке некую композицию, названную «Уланы», исполняет прибывший в Лондон специально для записи ансамбль под названием «Хор Медведевой». А в России первый сеанс записей на граммофонные пластинки в апреле 1899 года осуществили сотрудники единственной тогда в Европе Berliner’s Gramophone Company на средства петербургских энтузиастов и коммерсантов при участии лучших русских военных оркестров лейб-гвардии Преображенского и Финляндского полков. Следует отметить, что акустическая запись тех лет достаточно хорошо передавала звучание духовых инструментов, и пластинки с записями военных оркестров (популярная, танцевальная и военная музыка) получили большое распространение в первые годы XX века.
За первое десятилетие ХХ века было записано несколько десятков полковых маршей. Записывались также учебные, строевые, церемониальные и бытовые военные сюжеты. А к празднованию столетия Отечественной войны 1812 года кроме переиздания ранее выходивших пластинок были организованы и юбилейные записи. Помимо ведущего граммофонного производства в России — Gramophone Company, включавшего с конца 1903 года и марку Zоnophone, юбилейные пластинки выпускались и другими фирмами — «Русским акционерным обществом граммофонов» (РАОГ), «Сирена-Рекорд», «Метрополь-Рекорд», а также иными, более мелкими производителями. В записях военной музыки, песен, романсов и произведений, написанных к столетнему юбилею, принимали участие многие видные исполнители того времени. Среди них — военные капельмейстеры, артисты Императорской Мариинской оперы в Петербурге Александр Брагин, Лев Сибиряков, Евгений Виттинг, Александр Белянин, артист оперной труппы Народного дома в Петербурге Сергей Левик, солдатские хоры, московский хор И.И. Юхова, хор храма Христа Спасителя, знаменитые московские протодиаконы — обладатели феноменальных голосов Константин Розов и Александр Здиховский, а также популярные певцы Ю. Морфесси, В. Сабинин и многие другие. Репертуарный диапазон юбилейных записей был необычайно широк. Кроме военной музыки были записаны солдатские песни, романсы, хоры, военные сигналы русской и французской армий, даже любимая песня Наполеона «Разлука».
К сожалению, и более ранние записи, и юбилейные записи 1912 года не стали в последующее время объектом целенаправленного собирания и изучения. В большинстве они безвозвратно утрачены, сохранились лишь отдельные уникальные образцы. Даже о самом наличии подобных записей ныне имеется лишь приблизительное представление. Это обусловлено и недостатком информации в сохранившихся изданиях каталожного типа, включая рекламу в печати. При этом следует учесть, что известны в основном лишь записи лидера российской аудиоиндустрии и российского рынка аудиозаписей — русского отделения Gramophone Company. Но и множество других предприятий грамзаписи, действовавших на русском рынке после утраты компанией Gramophone в 1903 году монополии, также записывали военные оркестры, военную музыку, производили граммофонные пластинки к столетнему юбилею Отечественной войны 1812 года. Это относится прежде всего к русскому отделению французской компании Pathe Freres (братья Пате), совмещавшей кинематографическое дело с патефонным аудиопроизводством. Еще в первое десятилетие ХХ века на диски Пате была записана целая серия фонограмм военной тематики, включавшая строевые, учебные и боевые сигналы, церемониальные сюжеты, марши родов войск.
Большинство подобных фонограмм следует отнести к числу редких хранителей исторических военных традиций. Отдельные сюжеты имели уже тогда более чем столетнюю давность. Это относится ко многим строевым, походным и учебным сигналам. Наглядный пример, как бывает нередко, «лежит на поверхности». Это самый известный, «главный» русский военный марш — его музыка популярна и исполняется до сих пор — марш Преображенского полка, он же марш Петра Великого. Он весьма стар, его авторство утрачено. Под эти звуки русская гвардия торжественным маршем вступила в Париж 19(31) марта 1814 года, неся мир Европе, измученной двадцатилетием революционных и Наполеоновских войн, завоевав для России — по словам одного из участников триумфального шествия — самый достойный мир. Как ни странно, несовершенная, не знавшая микрофона ранняя звукозапись сохранила как раз традиционное настроение и традиционные, восходящие к моральным и идейным образцам 1812 года, качества кадровой русской армии, которая жила и была в известной мере жива, по пушкинскому слову, «вечной памятью двенадцатого года». Эти качества проявлялись ею и в последующие, гибельные годы Первой мировой войны, несмотря на все противодействовавшие этому общественные, административные и политические обстоятельства.
Последний раз редактировалось: retiredmajor (Пн Сен 28, 2009 6:33 pm), всего редактировалось 1 раз
Зарегистрирован: 09.06.2009 Сообщения: 5102 Откуда: Новосибирск
Добавлено: Пн Сен 28, 2009 11:47 am Заголовок сообщения:
(продолжение)
Помимо записей солдатского фольклора в 1912 году несколько песен было записано профессиональными артистами в обработке В.Н. Гартевельда, композитора и собирателя фольклора. Все обработанные им для юбилейных граммофонных пластинок песни являлись в оригинале образцами народного творчества и бытовали не только в солдатской или казачьей среде. Например, песня «Разоренная моя путь-дороженька» была известна еще в середине XIX века, а записана знаменитым собирателем П.И. Якушкиным в нескольких вариантах (в Тверской и Рязанской губерниях), позже вошла в известное «Собрание народных песен П.В. Киреевского». Песня «Не труба трубит» возникла в 1812 году и стала песней Петербургского народного ополчения. Несколько записей являются имитацией перед рупором звукозаписывающего аппарата военных учений, походных и боевых действий. Им свойственны необычайная жизненность и правдоподобие, так как они исполнялись не артистами, а самими военнослужащими. И, конечно, необычайно интересны записи полковых маршей. Эти фонограммы сохранили живую традицию исполнения военной музыки, свойственную полковым оркестрам XIX века, что свидетельствует о высоком профессиональном мастерстве русских военных музыкантов.
Некоторые сохранившиеся на граммофонных пластинках фонограммы военной тематики были реставрированы и вошли в изданный в 1987 году (к 175-летию Отечественной войны 1812 г.) комплект из пяти долгоиграющих пластинок. Старые фонограммы были тщательно реставрированы и выпущены единственным тогда в СССР производителем аудиопродукции — фирмой «Мелодия»3. Это было научное, отлично, по тем временам, иллюстрированное издание. Каждая старая фонограмма была максимально точно атрибутирована и сопровождена «легендой», которая включала уточненные имена исполнителей, наименование аудиопроизводства, исходные производственные номера, дату и место записи. В издании принял участие Государственный Эрмитаж, предоставивший на слайдах фотографии старых знамен полков русской армии 1812 года, портреты русских полководцев и военачальников из знаменитой Военной галереи 1812 года. Государственный Русский музей предоставил слайд неизвестного ранее портрета генерала от инфантерии князя П.И. Багратиона. Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник (ГБВИЗМ) предоставил слайды фотографий памятников частям русской армии на Бородинском поле. В написании сопроводительных статей приняли участие ныне заместитель директора Эрмитажа доктор исторических наук Г.В. Вилинбахов и заместитель директора ГБВИМЗа А.В. Горбунов.
Содержание одного из дисков:
Русская военная музыка [Звукозапись] : Музыка посвященная отечественной войне 1812г. / исполн. Отд. Показ. орк. МО СССР,дир. Н.Назаров (1), Н.Сергеев (4,6), муж.группа Воронеж. рус. нар. хора и орк. под упр. К.Массалитинова (2), Краснознам. им. А.В. Александрова анс. песни и пляски Сов. Армии, дир.К.Виноградов (3), Б.Александров (5) - М. : Мелодия, 1987 - 1грп. [ГОСТ 5289-80] (40мин) : 33 об/мин, стерео; 30см - 175-летию Отечественной войны 1812г. - Записи 1950-1974гг. -
1. Бородинский марш/П.Апостолов; 2. Партизанская песня 1812г./сл.нар.; 3. Бородино:нар.песня/авт. сл. М.Лермонтов; 4. Орел:стар. рус. марш; 5. Донцы-молодцы:стар. песня Донского войска; 6. Марш на вступление в Париж в 1814 г.; 7. 1812год:торжественная увертюра: Соч. 49/П.Чайковский
Зарегистрирован: 09.06.2009 Сообщения: 5102 Откуда: Новосибирск
Добавлено: Пн Сен 28, 2009 11:54 am Заголовок сообщения:
(окончание)
У реконструированных фонограмм, вышедших в свет 20 лет назад, оказалась любопытная судьба. С окончанием производства в 1992 году долгоиграющих грампластинок эти фонограммы «пиратским» способом перешли на аудиокассеты и распространялись хаотически. Неожиданно они оказались в поле зрения известного историка эпохи Наполеоновских войн, профессора Дипломатической академии МИДа РФ В.Г. Сироткина, который использовал их как исторический источник. Ссылка на грампластинки 1987 года имеется в библиографии его двух книг. С 1998 года получил развитие поддерживаемый энтузиастами (в основном военными реконструкторами-униформистами) интернет-проект «1812 год» (www.1812.ru). Он включил полностью звучание всех фонограмм пяти дисков 1987 года, правда, без сопроводительного текста и без указания имен тех лиц, кто трудился в 1986—1987 гг. над восстановлением фонограмм. Наконец, весь интернет-проект «1812 год», а с ним фонограммы грампластинок 1987 года были выпущены в 2006 году на DVD-диске со знаком копирайта интернет-проекта «1812 год». Таким образом все старые «военные» фонограммы не исчезли при переходе на новые звуконосители, а получили вторую жизнь. Они востребованы и в наши дни, и, судя по всему, будут востребованы в любые времена.
Добавлено: Вт Сен 29, 2009 1:29 am Заголовок сообщения:
Очень напоминает диск выпущенный Капельмейстером (aka Foms)
Я бы даже сказал всё, что было на пластинке "Мелодии" и ещё чуть-чуть.
_________________ Cheers
\MobLeo
Орк Гвардейского экипажа п/у В. Главача (1), орк лейб-гвардии Семеновского полка п/у Ф.Шоллара (2). военные оркестры (3, 7, 8 ), орк. Павловского военного училища п/у И.Кристмана (4, 6), Александр Брагин, хор (5), хор песенников (9, 10) и орк. (13) лейб-гвардии Гренадерского полка, орк. 106-го Уфимского пехотного полка п/у Бородзюка (11, 12).
Записи 1902...1912 гг.
Последний раз редактировалось: retiredmajor (Вт Фев 09, 2010 1:00 pm), всего редактировалось 1 раз
Орк. Кавалергардского полка (1), орк. лейб гвардии Волынского полка и/у В.Павелко (2, 3), орк. лейб-гвардии Кирасирского полка п/у Хоста (3), орк. Сумского гусарского полка п/у А.Марквардта (4, 8 ), Сергей Левин, мужской хор (6), орк. лейб-гвардии Конного полка п/у А.Ружака, сигналист - Климов, труба (7), военные оркестры (9, 10).
Записи 1906-1912 гг.
1. Разоренная моя путь-дороженька,
2. Ты помнишь ли, товарищ неизменный, солдатские песни 1812 года.
3. Не труба трубит, песня Народного ополчения 1812 года (обр. В Гартевельда);
4. Великая панихида после Бородинской битвы (сл. А Круглова);
5. Лежат храбрейшие рядами, элегия (В. Гартевельд - Н. Карамзин);
6. Шумел, горел пожар московский (нар. песня);
7. Два великана (Д. Столыпин - М. Лермонтов):
8. Юбилейный марш «Москва» (Н.Шмелев);
9. Марш на вступление в Париж в 1814 году;
10 Солдатушки, бравы ребятушки (старинная солдатская песня);
11. Бородино (нар песня, сл. М. Лермонтова).
Александр Брагин (1, 2). Александр Белянин, мужской хор (3), Юрий Левин, хор (4), З.Кудина (5), Юрий Морфесси (6), Лев Сибиряков (7), орк. Zorophone (8 ); орк Александровского военного училища п/у В. Брандта (9), Александр Пирогов (11), ансамбль погранвойск НКВД п/у А Степанова (10, 11). запевала - А Казаков (10).
Записи 1910-1912 гг. и 1944 г.
Первый отдельный показательный орк. Министерства оборони СССР п/у Анатолия Мальцева (2, 4, 6, 8, 10-17, 19-25), Николая Михайлова (18, 26), Николая Назарова (1), Николая Сергеева (3, 7, 9), образцовый орк. Почетного караула СССР п/у Георгия Назарова (5).
Записи 1961 -1979 гг.
Последний раз редактировалось: retiredmajor (Чт Фев 10, 2011 6:48 am), всего редактировалось 1 раз
1. Бородинский марш (П.Апостолов),
2. Партизанская песня 1812 года (В.Кочетов - сл. нар.);
3. Бородино (нар. песня, сл. М.Лермонтова);
4. Орел (старинный русский марш);
5. Донцы-молодцы (старинная песня Донского войска).
6. Марш на вступление в Париж в 1814 году;
7. 1812 год, торжественная увертюра, соч. 49 (П. Чайковский).
Первый отдельный показательный орк. Министерства обороны СССР п/у Николая Назарова (1, 7) и Николая Сергеева (4, 6), мужская группа Гос. Воронежского русского нар. хора (2), Краснознаменный академ. им. А.В.Александрова ансамбль песни и пляски Советской Армии (3, 5), Гос. академ. симф. орк. СССР п/у Евгения Светланова (7).
Записи 1950-1974 гг.
В IV пластинку включены все кроме одной (Марш Нижегородского драгунского полка) записи с ранее изданной пластинки "Сигналы и марши русской армии XIX века". Добавлены марши Преображенского, Измайловского, Ладожского полков, а также "Старинный егерский" и "Гренадер", переиздававшиеся многократно.
Записи V пластинки полностью вошли в изданный после CD "1812 - Старинные военные марши и песни" (как было указано выше).
Protected Message:
--- Вы должны быть зарегистрированым пользователем, чтобы прочитать скрытый текст ---
Последний раз редактировалось: retiredmajor (Пн Окт 19, 2015 1:28 pm), всего редактировалось 3 раз(а)
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах