Список форумов Военная музыка

Военная музыка

Форум любителей военной музыки
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

НАШ БАННЕР Partita.Ru — ноты для духового оркестра НАШ БАННЕР Partita.Ru — ноты для духового оркестра
Шатров Илья Алексеевич - автор вальса "На сопках Маньчж

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Военная музыка -> Композиторы
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 3639
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Вс Окт 11, 2009 6:21 am    Заголовок сообщения: Шатров Илья Алексеевич - автор вальса "На сопках Маньчж Ответить с цитатой



Шатров Илья Алексеевич (1879-1952)


Относительно даты рождения И.А. Шатрова существуют две версии. Из собственноручно написанных им в 1935 году анкеты и автобиографии, хранящихся в Центральном архиве Министерства обороны, следует, что родился он в 1879 году. Эта версия подтверждается и метрическим свидетельством, и аттестатом об окончании Варшавского музыкального института (состав педагогического совета).
Вторая версия базируется на характеристике 1945 года из Тамбовской школы ФЗО №1, где работал завхозом Шатров перед мобилизацией, и личном деле 1948 года, заведенном на Шатрова в 9-й гвардейской пушечной Свирской бригаде. В этих документах год рождения Ильи Алексеевича – 1885-й. Можно предположить, что с датой рождения 1879 год Шатров вряд ли был бы мобилизован в армию. А, следовательно, не смог бы вновь заниматься своим любимым делом – музыкой. Да и материальное положение офицера и школьного работника было несравнимо.
В любом случае Илья (Илий) Алексеевич Шатров родился в Землянске - небольшом уездном городке Воронежской губернии. Здесь он окончил начальное 4-классное и 3-классное уездное училища. Его отец, Алексей Михайлович, был отставным унтер-офицером. Семья Шатровых жила бедно, ютилась в полуподвальной комнате. Любовь Алексея Михайловича к музыке передалась сыну, Илья рано научился играть на балалайке и гармошке. Землянский воинский начальник, желая помочь талантливому мальчику, определил его воспитанником в музыкальную команду гвардейского гусарского полка (Лейб-гвардии Гродненского). Очень скоро Илья Шатров научился прекрасно играть на барабане и трубе. Учитывая способности воспитанника, его направили учиться в Варшавский музыкальный институт. Учебу Шатров завершил успешно, и педагогический совет института в 1900 году "по выдержании экзамена признал ему, Шатрову, право на звание военного капельмейстера".
Службу Шатров продолжил в 214-ом Мокшанском пехотном полку, расквартированном в Екатеринбурге. Молодой капельмейстер принял музыкальную команду, о которой скоро заговорили не только в части, но и в городе. С началом русско-японской войны часть, в которой служил Шатров, развернули в боевой полк и направили в Маньчжурию. В феврале 1905 г. полк участвовал в кровопролитных боях под Мукденом. В конце войны Шатров был удостоен первого статского чина (коллежского регистратора), и по существовавшему тогда порядку ранее заслуженную им награду, солдатскую медаль “За усердие”, заменили орденом Станислава 3-ей степени с мечами “за разновременные отличия против японцев”.
К месту довоенной дислокации, на Урал, полк вернулся в мае 1906 года. Летом того же года уже исполнялась ранняя редакция посвященного погибшим друзьям Шатрова вальса "На сопках Маньчжурии" (первоначальное название - "Мокшанский полк на сопках Маньчжурии"). Окончательно вальс был закончен и издан в 1907 году в Самаре, где стоял тогда полк. Замечательное произведение скоро стало известным не только в России, но и за ее пределами.
После Октябрьской революции Илья Алексеевич вступил в Красную Армию, служил в военных оркестрах. По окончании гражданской войны Шатров до 1930 года работал преподавателем музыки. В 1930 году по найму был зачислен в кавалерийский полк в г. Павлограде. С 1935 по 1938 гг. Шатров руководил оркестром тамбовской Объединенной краснознаменной кавалерийской школы, затем по возрасту был уволен в запас в звании техника-интенданта I ранга, жил и работал в Тамбове.
В марте 1945 года Шатрова снова мобилизовали, присвоили звание старшего лейтенанта. Звание капитан Илья Алексеевич получил в 1947 году. В 1951 году Шатров был переведен из Закавказского военного округа в Тамбовское суворовское училище, где военный дирижер служил и воспитывал будущих офицеров. 20 апреля 1952 года Илье Алексеевичу присвоили звание гвардии майора.
Умер Илья Алексеевич 2-го мая 1952 года в Тамбове, был похоронен на Воздвиженском кладбище. Вдова Шатрова, Антонина Михайловна, не указала на надгробии дату рождения. Надпись гласила: “Гвардии майор Илий Алексеевич Шатров. Умер 2 мая 1952 г.”. После смерти А.М. Шатровой на могиле установили новый памятник, на котором золотом написано:



В Тамбовском областном краеведческом музее хранится нотный архив Шатрова. Кроме вальса "На сопках Маньчжурии" Илья Алексеевич написал еще несколько произведений, не получивших особенного распространения. Но уже более века любимы и популярны прекрасная мелодия вальса и волнующие слушателей слова:
"Тихо вокруг, сопки покрыты мглой,
Вот из-за туч блеснула луна,
Могилы хранят покой.
Белеют кресты - это герои спят.
Прошлого тени кружат давно,
О жертвах боев твердят.
Тихо вокруг, ветер туман унес,
На сопках Маньчжурии воины спят
И русских не слышат слез.
Плачет, плачет мать родная,
Плачет молодая жена,
Плачут все, как один человек,
Злой рок и судьбу кляня!...
Пусть гаолян вам навевает сны,
Спите герои русской земли,
Отчизны родной сыны.
Вы пали за Русь, погибли вы за Отчизну,
Поверьте, мы за вас отомстим
И справим кровавую тризну."

Позднее появились и другие варианты текста.

С сайта http://www.tstu.ru/win/kultur/composer/shatrov/shatr.htm

PS.: Что касается даты рождения, то здесь двух мнений быть не может: если предположить, что Шатров родился в 1885 году, то в момент окончания института ему должно было быть всего 15 лет, что маловероятно. Дата рождения в 1885 году появилась скорее всего для того, чтобы обойти ограничение по возрасту для приёма на военную службу.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 3639
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Вс Окт 11, 2009 6:38 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Знамя и оркестр – вперед!
Знаменитому вальсу «На сопках Маньчжурии» 100 лет
2006-06-02 / Анатолий Иванович Исаенко - ветеран боевых действий.


В конце августа прошлого года я побывал в городе Тамбове. Моей целью было посещение Воздвиженского кладбища, где похоронен военный композитор и дирижер Илья Алексеевич Шатров – автор знаменитого вальса «На сопках Маньчжурии».

ОТ ВАРШАВЫ ДО МУКДЕНА

Иду по улице Чичканова, прохожу мимо здания Венного училища химической защиты, расформированного совсем недавно.
Вот рядом и городское кладбище. Смотритель любезно показал мне направление на березу, под которой находится могила композитора. Тем не менее я не сразу нашел памятник. Дело в том, что первый памятник был в виде обелиска, и я настойчиво искал его. Оказалось, что после смерти супруги Шатрова памятник был заменен в 1975 году. Я сфотографировал утопающий в зелени памятник в виде прямоугольной беломраморной плиты, на которой написано:
ШАТРОВ
Илья
Алексеевич
1885–1952
Творец вальса
«На сопках Маньчжурии»

В левом верхнем углу вертикальной плиты расположен его портрет в овальной рамке, звание – капитан, хотя в 1952 году он получил звание майора.
Илья Алексеевич Шатров родился в уездном городке Землянске Воронежской губернии 1 апреля 1885 года в семье отставного унтер-офицера. В детстве самостоятельно научился играть на балалайке и гармошке. После смерти отца мальчика определили воспитанником в музыкальную команду полка, находившегося в Варшаве. Одели в военную форму. Илья учился играть сначала на барабане, потом на трубе.
В 1900 году командование полка направило талантливого мальчика в Варшавский музыкальный институт (позже преобразован в консерваторию).
В 1903 году он окончил Варшавский музыкальный институт в звании военного капельмейстера. По окончании учебы капельмейстер Шатров назначен в 214-й Мокшанский пехотный батальон, расквартированный сначала в Екатеринбурге, затем в Златоусте. Возглавлял музыкальную команду батальона, включавшую около шестидесяти музыкантов.
С началом русско-японской войны батальон преобразован в 214-й Мокшанский полк и направлен в Маньчжурию, сначала под Ляоян, а затем под Мукден. В феврале 1905 года полк принял участие в кровопролитных боях под Мукденом. Десять дней мокшанцы отбивали атаки японцев у железной дороги, но кончились патроны. В критический момент командир полка полковник Побыванец подал команду: «Знамя и оркестр – вперед!»
Капельмейстер Илья Шатров воскликнул: «Музыканты, настал наш час!» – взмахнул рукой, и грянул боевой марш. Вслед за полковым знаменем он повел вперед свой оркестр. За ними поднялся в штыковую атаку весь пехотный полк. Боевой марш не умолкал, впереди оркестра шел капельмейстер Шатров. Артиллерийский снаряд противника ударил по оркестру, убит музыкант, ударной волной отбросило в сторону Шатрова. Но он с оркестром снова идет вперед. Мокшанский полк стремительной штыковой атакой отбросил противника и вышел из окружения, хоть и понес большие потери. Вскоре погиб командир полка.
За проявленное мужество семь музыкантов полкового оркестра были награждены солдатскими Георгиевскими крестами (к сожалению, их имена пока отыскать не удалось).
А капельмейстер Шатров после продолжительного оформления и переоформления бумаг был удостоен ордена Св. Станислава 3-й степени с мечами «за разновременные отличия против японцев».
Закончилась война, подписан мирный договор с Японией, но Мокшанский полк оставался еще почти год в Маньчжурии. Если перед войной полк насчитывал 49 офицеров, 391 унтер-офицера, 3463 рядовых, 11 конных ординарцев и 61 музыканта, то после боев осталось около 700 человек. Вскоре был назначен новый командир полка, который однажды отправил строптивого капельмейстера на гауптвахту. Здесь, под шум гаоляна, он начал сочинять свой вальс, посвященный друзьям и товарищам.
Вальс появился в начале 1906 года под названием «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии». Считается, что позже Шатров сам написал слова вальса, который быстро стал знаменитым. Есть и другие варианты стихов к вальсу.
Впервые ноты вальса были изданы в 1907 году, а к 1911 году переиздавались уже 82 раза! После 1911 года вальс стал называться короче – «На сопках Маньчжурии».

С сайта http://nvo.ng.ru/notes/2006-06-02/8_music.html
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 3639
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Вс Окт 11, 2009 6:43 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

(продолжение)

ВОЕННЫЙ ДИРИЖЕР

После Октябрьской революции Шатров посвятил свою жизнь военно-капельмейстерскому делу. Он возглавлял военные оркестры во многих гарнизонах нашей страны.
В 1935–1938 годах руководил оркестром Тамбовского кавалерийского училища. В 1947–1951 годах – дирижер (в 1947 году слово «капельмейстер» заменено на «военный дирижер») военного оркестра Закавказского военного округа.
Илья Шатров выступал по радио в Москве 10 августа 1947 года, а в 1951 году состоялась его встреча в Тбилиси с певцом Иваном Козловским – исполнителем легендарного вальса.
В последние годы жизни Шатров преподавал музыку в Тамбовском суворовском училище и дирижировал духовым оркестром. Награжден орденом Красной Звезды и медалями, ему присвоено воинское звание «майор» по представлению командующего Закавказским военным округом. Умер 2 мая 1952 года.
Кроме легендарного вальса им написаны еще три – «Дачные грезы» (1907), «Осень настала» (1911) и «Голубая ночь в Порт-Артуре» (1950). В Тамбовском областном краеведческом музее хранится богатый нотный архив Ильи Шатрова и его музыкальный инструмент – труба.
Можно сказать, что воинский и творческий подвиг композитора может служить ярким примером нашим сыновьям, а покровительница музыки Евтерпа относилась к нему весьма благосклонно. С этими патриотическими и романтическими мыслями в голове я направился в Тамбовское высшее авиационное инженерное училище (институт). На здании училища я увидел мемориальную доску, установленную 25 мая 1985 года. На доске под лирой – эмблемой военных оркестров и военных музыкантов – сделана надпись:
Здесь проходили службу видные военные дирижеры и композиторы –
авторы марша «Прощание славянки» В.И. Агапкин (1884–1964)
и вальса «На сопках Маньчжурии» И.А. Шатров (1879–1952).
Заметим, что здесь год рождения Ильи Шатрова не совпадает с указанным на памятнике.
Вслушиваюсь в трогательную и минорную мелодию вальса в исполнении певца Ивана Козловского:

Тихо вокруг, сопки
покрыты мглой,
Вот из-за туч блеснула луна,
Могилы хранят покой.


Перед нами настоящий музыкально-исторический документ. В 2006 году мы отмечаем столетие со дня создания славного вальса.
Моя статья была почти готова, когда мое внимание привлекла интересная статья в «Военно-историческом журнале» (№10, 1992 год) под названием «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии». В статье приводится дюжина ссылок на архивные документы, а также дается критика предыдущих публикаций: «…известно около сотни публикаций, к сожалению, в большинстве своем они бедны подлинными фактами и изобилуют домыслами». Автор не уточняет, в чем состоят эти домыслы и неточности.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 3639
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Вс Окт 11, 2009 6:47 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

(окончание)

ДОСАДНЫЕ НЕТОЧНОСТИ

Обратим внимание на ряд расхождений в некоторых изданиях. В большинстве изданий день рождения композитора дается по-разному: 1879 или 1885. В музыкальной энциклопедии дается 1879 г., а на могильном памятнике написан 1885 г., этот же год дается и в личном деле майора Шатрова, хранящемся в Тамбовском горвоенкомате. Соответственно и год окончания Варшавского музыкального института дается двояко: 1900 г. или 1903 г. Случается и разнобой в имени Илья – Илий или дается альтернатива Илья (Илий). Полк, в котором был воспитанником Шатров, называется то пехотным, то гусарским, то Петербургским (Лейб-гвардии Санкт-Петербургский дествительно стоял в Варшаве).
До Русско-японской войны роты Мокшанского батальона в соответствии с милютинской военной реформой в разное время располагались в разных городах: Мокшан, Пенза, Екатеринбург и Златоуст. Поэтому разные авторы направляют молодого капельмейстера на службу в один из этих городов по своему выбору. Более того, направляют сразу в полк, не учитывая, что батальон был преобразован в полк только в июне 1904 года.
Воинское звание капельмейстера Шатрова дается так: вольноопределяющийся – подпоручик – поручик.
Исчезновение наименования Мокшанского полка из названия вальса иногда объясняют так: название не умещалось на этикетке пластинки полностью. Или более обобщенно – вальс посвящен не только одному полку, а всем погибшим воинам.
Заглянул я и в интернет. Как говорится, доверяй, но проверяй. Читаю: «…на мраморной плите написано: «Гвардии майор, композитор…»
Беру магнитофонную кассету: «Вальс исполняет Иван Козловский. Звучание две минуты пятьдесят две секунды». А вот о тексте сказано: «Слова народные». Думаю, это самая высокая оценка для всей военной музыки.
В сентябре 2005 года в Выставочном зале федеральных архивов я посетил историко-документальную выставку, посвященную 100-летию окончания Русско-японской войны 1904–1905 годов, послушал лекцию, а также посмотрел хроникально-документальный видеофильм, в котором часто звучала мелодия вальса «На сопках Маньчжурии».
В фильме также звучала и поэзия, я сразу узнал апокалиптические стихи философа Владимира Соловьева («Панмонголизм»), написанные за десять лет до роковых событий:

О Русь! Забудь былую славу:
Орел двуглавый сокрушен,
И желтым детям на забаву
Даны клочки твоих знамен.


Я спросил работников выставки, бывают ли здесь японцы. Мне ответили, что при открытии выставки были представители из посольства, а позже было еще несколько посетителей.
В стеклянной витрине мое внимание привлек экспонат, представленный Российским государственным военно-историческим архивом (РГВИА). Это «Журнал военных действий 214-го пехотного Мокшанского полка 1904–1905 гг.» с шифрами № 264470, ч.1, ф. 846, оп. 16. Но дальше дело не продвинулось. Чтобы частному лицу получить документ, необходимо в архиве встать в очередь и только через полгода можно заняться исследованием.
Но вернемся к военной музыке. Знаменитый Суворов сказал: «Музыка удваивает, утраивает армию, с развернутыми знаменами и громогласною музыкою взял я Измаил». Думаю, что это высказывание относится и к вальсу «На сопках Маньчжурии».

С сайта http://nvo.ng.ru/notes/2006-06-02/8_music.html
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 3639
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Ср Ноя 04, 2009 7:40 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ещё одна статья о И.А. Шатрове с новыми подробностями:

http://www.liveinternet.ru/users/illabes/post111286496/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
PetersGriFF
Site Admin

   

Зарегистрирован: 23.04.2009
Сообщения: 2590
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Пн Фев 11, 2013 2:10 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Еще одна замечательная статья Валентина Антонова:
http://vilavi.ru/pes/shatrov/shatrov-1.shtml (в трех частях)

К сожалению, не отмечен марш Шатрова "Москва", который сохранился в РНБ. А в целом, очень печально, что автор не работает с архивами...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 3639
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Пн Фев 11, 2013 6:14 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
Нет никаких достоверных сведений о том, что старший лейтенант Шатров принимал какое-либо участие в боевых действиях последних двух месяцев войны. Честно говоря, я бы очень удивился, окажись это не так.


9-я гвардейская пушечная артиллерийская бригада воевала на 3-м Украинском до самого конца войны.
Скорее всего, сначала отправили в какую-нибудь запасную часть или офицерский резерв, а в бригаду попал уже после войны.

В 1938 году, скорее всего, уволили из-за неподходящей анкеты, странно, что вообще не посадили.

С призывом в 1945 вообще какой-то детектив. Если он служил до этого и имел звание, то в военкомате должно было быть что-то вроде личного дела или учётной карточки, тем более, что служил здесь же, а не где-то на оккупированной территории, где документы могли пропасть. Видимо, кто-то помог сменить нищий оклад и продовольственную карточку служащего на офицерское довольствие.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Военная музыка -> Композиторы Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах



Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS