Список форумов Военная музыка

Военная музыка

Форум любителей военной музыки
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

НАШ БАННЕР Partita.Ru — ноты для духового оркестра НАШ БАННЕР Partita.Ru — ноты для духового оркестра
Титовы (отец и сын)
На страницу 1, 2  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Военная музыка -> Композиторы
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 4985
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Сб Окт 17, 2009 4:53 am    Заголовок сообщения: Титовы (отец и сын) Ответить с цитатой

Титов Алексей Николаевич (1769-1827)

Автор марша Кексгольмского гренадерского полка (AM I, 14 Marsch des Kexholmski Grenadier Regiments Kaiser von österreich von Alexei Nikolajewitsch Titov)

Из "Русского биографического словаря А.А. Половцова":

Генерал-майор, член военной коллегии, музыкант и композитор, родился 12 июня 1769 г., умер 8 ноября 1827 г. Долгое время служил в конной гвардии. Титов отлично играл на скрипке и недурно владел техникой композиции. Он написал довольно много опер, из них некоторые в свое время ставились на русской сцене и игрались даже в Париже. Наиболее важные из них: "Пивовар или кроющийся дух", "Суд царя Соломона" (слова С. Глинки, поставлена при Павле I), "Ям" (слова Княжнина, поставлена в 1805 г.), "Амур-судья или спор трех граций" (слова Княжнина, 1805), "Нурзахад" (слова Княжнина, 1807), "Девишник или Филаткина свадьба, следствие Яма" (слова Княжнина, 1809), "Эммерик Текелий" (1812), "Праздник Могола или торжество Олимара" (1823), "Минутное заблуждение" (слова С. Глинки), "Наталья боярская дочь" (слова С. Глинки), "Татьяна прекрасная на Воробьевых горах", "Солдат и Пастух", "Легковерные" и др. Ему же, вероятно, принадлежит опера "Вот каковы русские или мужество киевлян" (слова Княжнина, поставлена в 1817 г.). Музыка Tитова носит отпечаток Гайдновско-Моцартовского стиля, а иногда в ней замечаются и проблески влияния русской народной музыки.


Последний раз редактировалось: retiredmajor (Ср Фев 01, 2012 5:22 am), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 4985
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Сб Окт 17, 2009 5:16 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Титов НиколаЙ Алексеевич (1800-1875)

Автор марша Лейб-гвардии Финляндского полка

Из "Русского биографического словаря А.А. Половцова":

Один из наиболее популярных русских композиторов в области романса и танцевальных мотивов, известный под прозвищем "Дедушка русского романса". Это лестное прозвище, данное Титову еще при жизни и поддержанное такими авторитетами, как Глинка и Даргомыжский, основывается на ходячем мнении, что Титов положил начало русскому романсу изданием в 1820. г. своей "Уединенной сосны", о которой между прочим упоминает Тургенев в "Записках охотника" (рассказ "Татьяна Борисовна и ее племянник"), ошибочно приписывая этот романс Варламову. Русский романс однако существовал уже за 10—15 лет до первых опытов Титова (К. Шаликов, кн. П. И. Долгоруков). Тем не менее Титов имеет право на данный ему титул, так как именно его романсы впервые получили широкое распространение, сделались популярны, отчасти отвечая назревшим эстетическо-музыкальным потребностям русского общества, отчасти же и способствуя их пробуждению. В 40-х годах прошлого века, по словам профессора А. Н. Бекетова, не было "музицирующей барышни, которая не пела бы романс Титова "Коварный друг, но сердцу милый".
Титов родился 28 апреля 1800 г. в Петербурге; восприемником его от купели был Император Александр I, тогда еще наследник. Семейная обстановка как нельзя более могла способствовать развитию в ребенке музыкальных и художественных наклонностей. В доме отца Tитова, Алексея Николаевича (см.), музыканта и композитора, часто устраивались вечера, на которых исполнялась камерная музыка. Иногда в этом домашнем квартете принимали участие и заезжие знаменитости; посещали дом и композиторы, артисты, артистки, художники, певцы и певицы. Эти впечатления детства в значительной мере повлияли на развитие музыкальных наклонностей младшего брата Tитова, Михаила Алексеевича (см. выше), но на его собственной судьбе почти не отразились, благодаря тому, что воспитание его в области музыки сразу же пошло неправильно. Учителя музыки, которому одному за другим вверяли ребенка Tитова, рутиной своего преподавания не только не способствовали дремавшей в его душе музыкальной искре, но скорее содействовали тому, что в мальчике родилась сначала апатия, а потом почти отвращение к музыке. После ряда опытов и перемены нескольких учителей отец Tитова бросил надежду сделать сына музыкантом. Общее образование Титов до 8-летнего возраста получал дома, потом в 1-м кадетском корпусе, который через два года после поступления должен был по слабости здоровья оставить, после чего побывал в нескольких частных пансионах, из которых в пансионе Сант-Флорана и окончил курс.
Только к 19 годам в Титове проснулось музыкальное чувство, или, по его собственным словам, в нем "заговорило впервые сердце", и он "начал фантазировать на фортепиано и сочинять, насвистывая, сначала вальсы, а после и романсы". Когда Титов показал свои первые опыты и более удавшийся романс на слова "Rendez la moi cette femme cherie" отцу, последний пришел в восторг и настоятельно стал советовать сыну взяться за теорию музыки и композиции. Отчасти под руководством отца, отчасти самостоятельно Титов с этих пор стал серьезно изучать доступные ему музыкально-теоретические труды, одновременно взявшись и за игру на фортепиано. Запоздалое и бессистемное учение, конечно, не могло заменить Титову настоящей музыкальной школы, и он вследствие этого навсегда в сущности остался лишь дилетантом-композитором, как Алябьев, Верстовский, Варламов, и даже в большей степени, чем они; композиторская техника его не могла освободиться от дилетантского характера и много уступала даже технике его отца. Дальше простейшей формы салонного романса и танца, наполненного музыкальным содержанием, элементарным в смысле гармонического и методического творчества, Титов не пошел. Приемы его фортепианного письма очень несложны, а ритм, часто вопреки содержанию текста, принимает плясовой характер; напр., его романс "Я не скажу вам, кто она" (1831) написан в ритме галопа, молитва "В минуту жизни трудную" (1840) в форме вальса и "Птичка Божия не знает" — польки. Тем не менее искренность настроения и теплота чувства в большинстве романсов, нередко переходящая в естественную для того времени сентиментальность, вместе с беспритязательной простотой и общедоступностью композиторского стиля, искупают недостатки творчества Tитова, и именно эти стороны создали ему широкую популярность. Самая сильная сторона его творчества — мелодия, часто краткая, куплетная, но закругленная, певучая и легко запоминаемая.
Первым появившимся в печати романсом Tитова была, как сказано, "Уединенная сосна" (1820), а вслед за нею последовал и ряд других. Всего перу Tитова принадлежит свыше 60 романсов на русские и французские тексты; наибольшею популярностью из них пользовались "Шарф голубой" (слова M. A. Марковича, 1830), "Мальвина" (В. А. Жуковского, 1831), "Коварный друг" (М. Офросимова, 1831), "Какая грусть владеет мной" (слова, вероятно, самого T.), "Звездочка" (Новикова), "К Морфею" (Пушкина, 1860), "Прости на долгую разлуку", "Призвание" (Офросимова), "Гусли мои, гусли" (Н. Кукольника), "Мечта любви" (кн. П. А. Вяземского), "Песня ямщика" (К. Бахтурина), "Колыбельная песня (Лермонтова), "Горные вершины" (Лермонтова из Гете) и др. В начале 1820-х годов Tитов начал сочинять и издавать свои танцы. Так, в 1823 г. в музыкальном журнале "La Harpe du Nord" появилась его кадриль в три руки, а в следующем 1824 r. он издал свою знаменитую кадриль "Vieux poches" (а-mol), сделавшуюся любимейшею в публике разошедшуюся, по словам ее издателя Бернарда, более чем в 16 тысячах экземпляров и пережившую несколько поколений. В 1824 г. Титов сочинил свой первый скорый марш, аранжированный T. A. Дерфельтом для военного оркестра и имевший большой успех. С этих пор марши Титова вошли в моду и очень нравились при Дворе, так что великие князья Николай и Михаил Павловичи неоднократна заказывали ему новые и удостаивали его разными подарками. Из наиболее выдающихся инструментальных произведений Титова следует назвать марш "Киа-кинг", марш на тему из оперы "Красная шапочка", вальсы "Родные звуки" "Mon Salut a Pawlowsk", "Весенний букет", "Maria-Valse", "Alexander-Valse", польку "Die Eigensinnige"; в общей сложности инструментальных произведений им написано свыше 30. Недавно напечатаны в виде материалов к биографии Tитова несколько написанных им стихотворений, преимущественно шуточных и довольно слабых как по форме, так и по содержанию; довольно вероятно, что текст нескольких его романсов принадлежит также ему.
Что касается служебной деятельности Tитова, то она началась в 1817 г., когда он определился подпрапорщиком в Преображенский полк, и кончилась в 1867 г. В 1819 г. был переведен в лейб-гвардии Финляндский полк, 27 марта 1822 г. произведен в офицеры, в 1830 г. вышел по домашним обстоятельствам в отставку, но в 1833 г., по предложению самого государя, снова поступил в военную службу — в лейб-гвардии Уланский (Его Императорского Весочества Михаила Павловича) полк; в феврале 1834 г. он (будучи штабс-ротмистром) упал с лошади, сильно расшибся, долго проболел, по выздоровлении оставил строевую службу и перевелся чиновником особых поручений в комиссариатский департамент, где позже последовательно занимал должности — смотрителя казенной фабрики офицерских вещей, директора лосиной фабрики и члена общего присутствия. В отставку он вышел в чине генерал-лейтенанта. С 1839 г. был женат на известной московской красавице Софии Алексеевне Смирновой. Скончался Титов 10 декабря 1875 г.


Последний раз редактировалось: retiredmajor (Вт Авг 21, 2018 11:37 am), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
vn1980
Член присутствия

   

Зарегистрирован: 26.04.2009
Сообщения: 134
Откуда: Великий Новгород

СообщениеДобавлено: Чт Сен 09, 2010 10:32 am    Заголовок сообщения: Титов Николай Алексеевич Ответить с цитатой

Какие марши он написал?
Чуть позднее выложу его воспоминания.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 4985
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Чт Сен 09, 2010 1:44 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Марш лейб-гвардии Финляндского полка

См. в Истории русской военной музыки темы "Титовы (отец и сын)" и "О марше л.-гв. Финляндского полка"
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
vn1980
Член присутствия

   

Зарегистрирован: 26.04.2009
Сообщения: 134
Откуда: Великий Новгород

СообщениеДобавлено: Сб Сен 11, 2010 11:42 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Воспоминания (Древняя и новая Россия. 1878. Т. III. № 12):
http://narod.ru/disk/24750117000/Titov.7z[/url]
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
PetersGriFF
Site Admin

   

Зарегистрирован: 23.04.2009
Сообщения: 3280
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Чт Янв 26, 2012 12:10 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Давно лежит эта страничка в закладках, скопируем:

ТИТОВ Николай Алексеевич (1800-1875)



Н.А. Титов Русский композитор, автор популярных романсов, Н.А. Титов родился 28 апреля (10 мая) 1800 года в Петербурге в знаменитой музыкальной семье. Семейная обстановка с самого рождения способствовала развитию в ребенке музыкальных и художественных наклонностей.

На протяжении ста лет - с середины XVIII века - семье Титовых принадлежало видное место в русской музыкальной жизни. По семейной традиции три поколения Титовых сочетали военную карьеру с занятиями музыкой, сочинительством. Все они принадлежали к кругу просвещенных дилетантов, композиторов-любителей, сыгравших немалую роль в развитии русской культуры конца XVIII столетия. У истоков династии стоял Николай Сергеевич Титов (годы рождения и смерти неизвестны), композитор, поэт и драматург, автор комедий с музыкой в народном духе (в том числе "Обманутый опекун", "Наследники"). Театральная антреприза, созданная им в Москве в 1766-1769 годах, предшествовала, наряду с антрепризами Дж.Б. Локателли, П.Урусова и М.Медокса, открытию Большого театра.

Старший сын Н.С. Титова - генерал-майор Алексей Николаевич Титов (1769-1827) был скрипачом и оперным композитором. Он недурно владел техникой композиции, написал музыку к патриотической драме С.Глинки "Наталья, боярская дочь" (1805), комические оперы "Ям, или Почтовая станция" (на текст Я.Б. Княжнина, 1805), "Посиделки", "Девишник, или Филаткина свадьба, следствие Яма" (сл. Я.Б. Княжнина, 1809), с большим успехом шедшие в Петербурге в первое десятилетие XIX века. Он оставил довольно много опер, помимо перечисленных, это: "Пивовар, или Кроющийся дух" (поставленный при Екатерине II), "Суд царя Соломона" (слова С.Глинки, поставлена при Павле I), "Амур-Судья, или Спор трех граций" (слова Я.Б. Княжнина, 1805), "Нурзахад" (сл. Я.Б. Княжнина, 1807), "Эммерик Текелий" (1812), "Праздник Могола, или Торжество Олиара" (1823), "Минутное заблуждение" (сл. С.Глинки), "Татьяна прекрасная на Воробьевых горах", "Солдат и Пастух". Вероятно, ему же принадлежит опера "Вот каковы русские, или Мужество киевлян" (слова Княжнина, поставлена в 1817 году). Его сочинения относятся к доклассическому периоду русской музыки, подготовившему появление опер М.Глинки и А.Даргомыжского.

Свой петербургский дом А.Н. Титов превратил в один из значительных центров столичной музыкальной школы. У него собиралось многочисленное общество, состоявшее из русских музыкантов, зарубежных гастролеров, любителей искусства. Среди них нередко бывал и младший брат хозяина - генерал-лейтенант Сергей Николаевич Титов (1770-1825), превосходно игравший на виолончели и альте. Его перу принадлежат несколько опер-водевилей, пьесы. С большей или меньшей вероятностью ему приписываются оперы: "Легковерные" (слова Княжнина, 1812) и "Принужденная женитьба". Некоторые из его опер, однако, приписываются и его старшему брату. В 1799 году в Петербурге был поставлен балет С.Н. Титова "Новый Вертер", поразивший публику необычным для того времени современным сюжетом. Его творчество отразило и события Отечественной войны 1812 года.

В доме отца Tитова, Алексея Николаевича, часто устраивались вечера, исполнялась камерная музыка. Иногда в домашних концертах принимали участие и заезжие знаменитости; посещали дом композиторы, артисты, художники, певцы. Эти впечатления детства в значительной мере повлияли на развитие музыкальных наклонностей младшего брата Николая - Михаила Титова, но на его собственной судьбе почти не отразились, благодаря тому, что воспитание его в области музыки сразу же пошло неправильно. Учителя музыки, которому одному за другим вверяли ребенка, рутиной своего преподавания не только не способствовали дремавшей в его душе музыкальной искре, но скорее содействовали тому, что в Николае, несмотря на его явные музыкальные способности, родилась сначала апатия, а потом почти отвращение к музыке. После ряда опытов и перемены нескольких учителей отец Tитова бросил надежду сделать Николая музыкантом. Общее образование он до 8-летнего возраста получал дома, а потом в 1-м Кадетском корпусе, который в 1810 году, через два года после поступления, вынужден был оставить по слабости здоровья, после чего побывал в нескольких частных пансионах, из которых в пансионе Сант-Флорана и окончил курс.

Только к 19 годам в Николае Титове проснулось музыкальное чувство, или, по его собственным словам, в нем "заговорило впервые сердце", и он "начал фантазировать на фортепиано и сочинять, насвистывая, сначала вальсы, а после и романсы". Когда Титов показал свои первые опыты и более удавшийся романс на слова "Rendez la moi cette femme cherie" отцу, последний пришел в восторг и настоятельно стал советовать сыну взяться за теорию музыки и композиции. Отчасти под руководством отца, отчасти самостоятельно Н.Титов с этих пор стал серьезно изучать доступные ему музыкально-теоретические труды, одновременно взявшись и за игру на фортепиано. Запоздалое и бессистемное учение, в том числе у Замбони и Соливы, конечно, не могло заменить ему настоящей музыкальной школы, и он вследствие этого навсегда, в сущности, остался лишь дилетантом-композитором, как Алябьев, Верстовский, Варламов, и даже в большей степени, чем они. Композиторская техника Титова не могла освободиться от дилетантского характера и много уступала даже технике его отца. Дальше простейшей формы салонного романса и танца, наполненного музыкальным содержанием, элементарным в смысле гармонического и методического творчества, Николай Титов не пошел.

Приемы его фортепианного письма очень несложны, а ритм, часто вопреки содержанию текста, принимает плясовой характер. Например, его романс "Я не скажу вам, кто она" (1831) написан в ритме галопа, молитва "В минуту жизни трудную" (1840) в форме вальса и "Птичка Божия не знает" - польки. Тем не менее, искренность настроения и теплота чувства в большинстве романсов, нередко переходящая в естественную для того времени сентиментальность, вместе с беспритязательной простотой и общедоступностью композиторского стиля, искупают недостатки творчества Н.Tитова, и именно эти стороны создали ему широкую популярность. Самая сильная сторона его творчества - мелодия, часто краткая, куплетная, но закругленная, певучая и легко запоминаемая.

Еще при жизни, более того - в молодости - Николай Титов получил лестное прозвище "Дедушка русского романса", поддержанное такими авторитетами, как Глинка и Даргомыжский. Дело в том, что именно Николай Титов положил начало русскому романсу изданием в 1820 году своей "Уединенной сосны", который долго считался первым русским романсом вообще, и о котором, между прочим, упоминает Тургенев в "Записках охотника" (рассказ "Татьяна Борисовна и ее племянник"), ошибочно приписывая этот романс А.Варламову. Русский романс, однако, существовал уже за 10-15 лет до первых опытов Титова (К.Шаликов, кн. П.И. Долгоруков). Тем не менее, Николай Титов имеет полное право на данный ему титул, так как именно его романсы впервые получили широкое распространение, сделались популярными, отчасти отвечая назревшим эстетическо-музыкальным потребностям русского общества, отчасти же и способствуя их пробуждению. В 1840-х годах, по словам профессора А.Н. Бекетова, не было "музицирующей барышни, которая не пела бы романс Титова "Коварный друг, но сердцу милый". Этот романс можно было услышать чуть ли не в каждой семье, имевшей музыкальные интересы.

Первая треть XIX века - время могучего патриотического подъема, вызванного победой русского оружия в войне с Наполеоном, время, когда значительный рост городской культуры сопровождался глубоким и стойким интересом русского общества к национальному искусству. Прежде всего, это отразилось на репертуаре домашнего музицирования, в котором русские песни и лирические романсы стали заметно теснить модные иностранные новинки. Любимым жанром бытовой музыки, основой репертуара домашних вечеров и любительских концертов долгие годы оставалась элегия, национальное своеобразие которой сложилось в России под влиянием поэзии Жуковского, Баратынского, Пушкина. Написанные в традиционной куплетной форме, романсы-элегии отличаются сентиментальностью интонаций, однотипностью гармонии, явной усредненностью приемов музыкально-поэтического выражения. Однако лучшие вокальные элегии, сохранившие для нас поэтический мир современников А.С. Пушкина, и сегодня волнуют и трогают своей мелодической выразительностью, искренностью чувств. Задолго до появления в России классической камерной музыки их авторы пытались обогатить и расширить возможности жанра, преодолеть замкнутость куплетной формы, разнообразить интонации, передать в музыке индивидуальные черты лирического героя, простыми музыкальными средствами создать атмосферу повествования. Не случайно влияние русского бытового романса ощутимо в творчестве М.Глинки, А.Даргомыжского, П.Чайковского, А.Бородина.

Первым появившимся в печати романсом Н.Tитова была, как сказано выше, "Уединенная сосна" (1820) на слова М.Офросимова, а вслед за ней последовал и ряд других. Всего Н.Титов написал более 100 романсов, из них издано более 60 - на русские и французские тексты. Наибольшей популярностью из них пользовались "Шарф голубой" (слова M.A. Марковича, 1830), "Мальвина" (В.А. Жуковского, 1831), "Коварный друг" (М.Офросимова, 1831), "Какая грусть владеет мной" (слова, вероятно, самого Tитова), "Звездочка" (Новикова), "В минуту жизни трудную" ("Молитва", 1840), "К Морфею" (Пушкина, 1860), "Прости на долгую разлуку", "Призвание" (Офросимова), "Гусли мои, гусли" (Н. Кукольника), "Мечта любви" (кн. П.А. Вяземского), "Песня ямщика" (К.Бахтурина), "Колыбельная песня (Лермонтова) и другие. Его романс "Отдохнешь и ты" ("Горные вершины", Лермонтова из Гете), опубликованный в 1845 году, вызвал восторженный отзыв критиков, писавших, что это "приятный подарок нашим певицам-дилетанткам".

В начале 1820-х годов Tитов начал сочинять и издавать свои танцы. Так, в 1823 году в музыкальном журнале "La Harpe du Nord" ("Северная Арфа") появилась его кадриль в три руки, а в следующем 1824 году он издал свою знаменитую кадриль "Vieux péchès" (а-mol), на темы русских песен, что для своего времени было новостью. Эта кадриль сделалась любимейшей в публике, разошлась, по словам ее издателя Бернарда, более чем в 16 тысячах экземпляров и пережила несколько поколений. В 1824 году Титов сочинил свой первый скорый марш, аранжированный T.A. Дерфельтом для военного оркестра и имевший большой успех. С этих пор марши Титова также вошли в моду и очень нравились при Дворе, так что великие князья Николай и Михаил Павловичи неоднократно заказывали ему новые и удостаивали композитора разными подарками. Из наиболее выдающихся инструментальных произведений Титова следует назвать марш "Киа-кинг", марш на тему из оперы "Красная шапочка", вальсы "Родные звуки" "Mon Salut a Pawlowsk", "Весенний букет", "Maria-Valse", "Alexander-Valse", польку "Die Eigensinnige". В общей сложности инструментальных произведений (вальсов, полек, кадрилей, маршей) им написано свыше тридцати. Было издано также несколько написанных Н.Титовым стихотворений, преимущественно шуточных и довольно слабых как по форме, так и по содержанию. Вероятно, что текст нескольких его романсов принадлежит также ему.

В 1830-х годах Николай Титов познакомился с Глинкой и Даргомыжским, советами которых часто пользовался. Даргомыжский даже переложил романс "Прости" Титова на два голоса. С самого знакомства сочинителя-дилетанта связывали с М.Глинкой и А.Даргомыжским, проявлявшим живой интерес к его творчеству, теплые дружеские отношения. А.Варламов посвятил Титову романс "Соловьем залетным " (на стихи А.Кольцова). По свидетельству современников, Н.Титов до конца дней сохранил свежесть души и теплоту сердца" и в середине столетия, когда его произведения отошли в тень русской профессиональной музыки, продолжал с искренней заинтересованностью следить за судьбой отечественной культуры. Видя повсеместное увлечение итальянской оперой, он с горечью писал о невнимании к творчеству Глинки и Даргомыжского, завершая свою мысль словами: "Все что наше, русское, родное, мы того ценить не умеем и к стыду нашему кадим и преклоняемся всему чужеземному… Но придет время, когда достойному воздадут достойное".

Как уже говорилось, романсы Н.А. Титова отличаются крайней простотой и однообразием строения, в них нередки элементарные ошибки против музыкальной грамматики и просодии, - но при всем своем дилетантизме они мелодичны в старинном стиле и не лишены теплоты, нередко переходящей в сентиментальность. Наибольшей известностью пользовались, кроме упомянутых, романсы Н.А. Титова "Лампада", "Молитва", "Ветка", "Матушка, голубушка" и другие. Многие романсы (не менее 18, например, популярные "Талисман", "Не пой, красавица, при мне" на слова А.С. Пушкина), ранее приписывавшиеся Н.А. Титову, были написаны его двоюродным братом - Николаем Сергеевичем (1798-1843), сыном Сергея Николаевича Титова, умершим в Москве от чахотки. Родной брат Титова - Михаил Алексеевич (1804-1853), также композитор-любитель, сочинял салонные пьесы, романсы ("Никто меня не понимает", "Скажи, зачем узрел тебя?", "Ах, в мире я один" и др.), технически лучше написанных, чем романсы его брата. В 1830 году, оставив службу в Преображенском полку, поселился в Павловске под Петербургом, в том же году был опубликован сборник его вокальных сочинений на русские и французские тексты. Музыкальное его образование было более солидно, чем образование его старшего брата; учился он теории композиции у теоретика Джулиани. В печати появились только 10 романсов его на русские и французские слова и несколько танцев для фортепиано.

Николай Алексеевич Титов был одним из наиболее популярных русских композиторов в области романса в первой половине XIX века. Он - автор значительного числа романсов, частично удержавшихся в концертном репертуаре до настоящего времени, а также фортепианных пьес, стоящих на грани между бытовой музыкой и художественной миниатюрой. Вокальная лирика Титова, в основном салонного характера, отличается сентиментальностью, широкой распевностью, сердечностью, искренностью эмоций, простотой изложения. Тем не менее, искренность настроения и теплота чувства, вместе с беспритязательной простотой и общедоступностью композиторского стиля, доставили Н.А. Титову широкую популярность у всех любителей и любительниц пения.

Что касается служебной деятельности Н.Tитова, то она началась в 1817 году, когда он определился подпрапорщиком в Преображенский полк, и кончилась в 1867 году. В 1819 году он был переведен в лейб-гвардии Финляндский полк, где прослужил 11 лет. 27 марта 1822 года Н.А. Титов был произведен в офицеры, в 1830 году вышел по домашним обстоятельствам в отставку, но в 1833 году, по предложению самого государя, снова поступил в военную службу - в лейб-гвардии Уланский полк. Однако уже в феврале 1834 года Н.А. Титов упал с лошади, сильно расшибся, долго проболел, по выздоровлении оставил строевую службу и перевелся чиновником особых поручений в комиссариатский департамент, где позже последовательно занимал должности смотрителя казенной фабрики офицерских вещей, директора лосиной фабрики и члена общего присутствия. В отставку он вышел в чине генерал-лейтенанта. С 1839 года был женат на известной московской красавице Софии Алексеевне Смирновой.

Последний свой романс Н.А. Титов написал в 1868 году. После этого он уже не обращался к этому виду творчества. Зато написал "Воспоминания", имеющие автобиографический характер, которые были напечатаны в "Русской Старине" М.Семевского в 1870 году.

Один из наиболее популярных русских композиторов в области романса и танцевальных мотивов, "дедушка русского романса" и генерал-лейтенант Н.А. Титов скончался в Петербурге 10 (22) декабря 1875 года. Похоронен на Смоленском православном кладбище (участок 148, Маклашевская дорожка) близ часовни. На могиле была установлена мраморная стела с крестом, выполненная в мастерских Мадерни и Руджия (в той же мастерской изготовлено мраморное надгробие Ф.И. Тютчева). Романсы Николая Титова и его пьесы в танцевальных ритмах (особенно кадрили) отвечали вкусам любителей музыки и еще долго не сходили с пультов фортепьяно.

http://funeral-spb.narod.ru/necropols/smolenskoep/tombs/titov/titov.html

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
vn1980
Член присутствия

   

Зарегистрирован: 26.04.2009
Сообщения: 134
Откуда: Великий Новгород

СообщениеДобавлено: Чт Янв 26, 2012 4:09 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Воспоминания Н.А. Титова: http://narod.ru/disk/24750117000/Titov.7z
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
PetersGriFF
Site Admin

   

Зарегистрирован: 23.04.2009
Сообщения: 3280
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Вс Янв 29, 2012 3:31 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

vn1980 писал(а):
Воспоминания Н.А. Титова: http://narod.ru/disk/24750117000/Titov.7z


Благодарю!
Надо идти и смотреть что в библиотеках лежит.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Konig
Наглый новичок

   

Зарегистрирован: 31.10.2011
Сообщения: 9
Откуда: Нижнiй Новгородъ.

СообщениеДобавлено: Вт Янв 31, 2012 10:42 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Очень интересно. Давно хотел почитать, кто таков автор марша гренадер-кексгольмцев. Правда, думал, что марш сам написан ну если не в конце XVIII, то в начале XIX столетия, а тут уже к концу оного. По звучанию похож. Smile
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
PetersGriFF
Site Admin

   

Зарегистрирован: 23.04.2009
Сообщения: 3280
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Вт Янв 31, 2012 11:36 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Konig писал(а):
Очень интересно. Давно хотел почитать, кто таков автор марша гренадер-кексгольмцев. Правда, думал, что марш сам написан ну если не в конце XVIII, то в начале XIX столетия, а тут уже к концу оного. По звучанию похож. Smile



Это не тот марш и не тот композитор.
http://youtu.be/KZLqg66xOTQ
Автор этого марша действительно Алексей Николаевич Титов, годы жизни 1769-1827(у retiredmajor'а опечатка). Он действительно относится к концу XVIII - началу XIX века.
Второй марш, известный нам по записям Скрябина, Карабанова, нотам Фреймана, Стелловскго/Гутхейля и Вурма, тот что с темой "Gott erhalte, Gott beschütze" в контрапункте, появился позже, по видимому в 30-40-е годы XIX века, заменив собой старый марш А.Н.Титова.
Я просто предполагал, абсолютно бездоказательно, что возможно автором "второго"(нового) марша Кексгольмского полка является сын А.Н.Титова Николай Алексеевич.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Konig
Наглый новичок

   

Зарегистрирован: 31.10.2011
Сообщения: 9
Откуда: Нижнiй Новгородъ.

СообщениеДобавлено: Сб Фев 04, 2012 9:41 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ну, значит мой слух меня не подводит. Very Happy И марш этот люблю(тот, что первый), как и все марши XVIII- начала XIX.
Тот, что более поздний, с "Готт эрхальте", мог написать сын Титова-старшего? Хм, ну, разве что только по преемственности. Smile Хотя интересно было бы поискать истоки этого марша. Это ж получается, что отец и сын в разное время могли писать марши одного полка. Smile
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
PetersGriFF
Site Admin

   

Зарегистрирован: 23.04.2009
Сообщения: 3280
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Сб Фев 04, 2012 10:23 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ну а почему нет? Писал для великих князей и императоров, почему не могли его попросить и новый марш для полка написать?

P.S. Мог бы, кстати, и сам батя написать новый марш в 14 году, в связи с новым августейшим шефом.
Но пока у нас все "бы да бы"....
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Konig
Наглый новичок

   

Зарегистрирован: 31.10.2011
Сообщения: 9
Откуда: Нижнiй Новгородъ.

СообщениеДобавлено: Вс Фев 05, 2012 12:32 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

А мода? Ну, скажем так, "музыкальная мода"? Потому как по звучанию первый марш кексгольмцев более всего характерен для начала века. Да и присутствие гимна... Помнится, я где-то уже слышал/читал, что гайдновский австрийский гимн тогда ещё не имел такого распространения, даже вроде официальным гимном ещё не была, примерно как наш "Коль славен" или, там, "Гром победы".
Второй всё же кажется куда позднее победы над Бонапартом. Ну, скорее как раз пятидесятых.

А точных дат написания нет совсем? А то с датами всегда как-то худовато. А куда уж без дат...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
PetersGriFF
Site Admin

   

Зарегистрирован: 23.04.2009
Сообщения: 3280
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Вс Фев 05, 2012 7:21 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Konig писал(а):

А точных дат написания нет совсем? А то с датами всегда как-то худовато. А куда уж без дат...


Ах, если бы... Грустный
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
praporstar
Site Admin

   

Зарегистрирован: 31.10.2010
Сообщения: 295
Откуда: На московской орбите

СообщениеДобавлено: Пн Фев 06, 2012 1:08 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

А Титов Александр Фёдорович (1895 - 1967) не имеет отношения к этим двум? Правда, это уже советская эпоха. У него марш "Автодор" есть, годов 20-30х.
_________________
О, сколько нам работы чудной готовит ум начальства скудный...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Военная музыка -> Композиторы Часовой пояс: GMT + 3
На страницу 1, 2  След.
Страница 1 из 2

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах



Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS