Список форумов Военная музыка

Военная музыка

Форум любителей военной музыки
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

НАШ БАННЕР Partita.Ru — ноты для духового оркестра НАШ БАННЕР Partita.Ru — ноты для духового оркестра
А кто-то уже и диссертации пишет

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Военная музыка -> История русской военной музыки
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 3639
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Вт Дек 08, 2009 12:10 pm    Заголовок сообщения: А кто-то уже и диссертации пишет Ответить с цитатой

Диссертация Кляйна Эдуарда Григорьевича на соискание учёной степени магистра (кандидата) культурологии:

Военные оркестры как феномен провинциальной культуры России. На материалах Костромской губернии до 1917 года

Содержание
Введение...3
Глава I. Русские военные оркестры до 1917 года: инструментальные составы, репертуар, традиции...13
§ 1. Инструментальные составы военных оркестров...13
§ 2. Русские военные оркестры во второй половине XIX - начале XX веков...41
§ 3. Репертуар военных оркестров второй половины XIX - начала XX веков...58
Глава II. Военные оркестры Костромской губернии XVIII - начала XX веков: история, культурные традиции, роль в жизни провинциального общества...78
§ 1. Военные оркестры в Костромской губернии XVIII - начала XX веков: основные исторические вехи...79
§ 2. Военные капельмейстеры Костромы и руководство оркестрами...104
§ 3. 1913 год как особая веха творческой деятельности военных духовых оркестров в Костроме...121
§ 4. Военные оркестры в культурном пространстве Костромской губернии в годы Первой мировой войны и революционных событий 1917 года...136
Заключение...165
Список литературы...172
Приложения...187

С сайтов http://bankrabot.com/work/work_53266.html
и http://old.rsl.ru/table.jsp?f=1016&t=3&v0=%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%80%D1%8B+%D0%BA%D0%B0%D0%BA+%D1%84%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD+%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9+%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B+%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8&f=1003&t=1&v1=&f=4&t=2&v2=&f=21&t=3&v3=&f=1016&t=3&v4=&f=1016&t=3&v5=&bf=4&b=&d=0&ys=&ye=&lng=&ft=&mt=&dt=&vol=&pt=&iss=&ps=&pe=&tr=&tro=&cc=c3&i=1&v=tagged&s=0&ss=0&st=0&i18n=ru&rlf=&psz=20&bs=20&ce=4&debug=false


Последний раз редактировалось: retiredmajor (Вт Дек 08, 2009 12:22 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 3639
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Вт Дек 08, 2009 12:21 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Введение
В истории русской культуры особое место занимают военные духовые оркестры. Не исключение здесь и Костромская губерния. Будучи во многих отношениях неотъемлемой частью русской военной музыки вообще, военные оркестры губернии в то же время имеют свои особенности. Сочетание общего и индивидуального в творчестве военных оркестров костромского края XVIII - начала XX веков позволяет рассматривать их как уникальное проявление феномена русской военной музыки в целом.
Данное исследование направлено на анализ деятельности провинциальных военных духовых оркестров в контексте российской истории, на определение места и функций военного оркестра в жизни провинциального общества, на выявление причин большой популярности духовой музыки в XIX - начале XX веков.
Общая исследовательская установка обусловила тему диссертации. Настоящая работа посвящена осмыслению истории русских военных оркестров российской провинции, анализу репертуара. Автор воссоздаёт представление об инструментальных составах военных оркестров, рассматривает роль военных оркестров Костромской губернии в жизни общества, место военной музыки в культурном пространстве края, даёт характеристику служебной и творческой деятельности военных капельмейстеров.
Актуальность исследования. Изучение музыкальной культуры является одной из актуальных проблем современного гуманитарного знания. История военной музыки, как части отечественной музыкальной культуры, вызывает большой интерес в современном обществе. Таким образом, отправным моментом в проведении данного исследования стала потребность осмыслить значение духовой музыки для провинциальной культуры России. Внимательное изучение автором данной работы литературы, посвященной истории музыкальной культуры Костромской губернии, позволило обнаружить, что здесь, как правило, приоритетное место отдается истории симфонической, оперной, народной музыки, творчеству отдельных музыкантов и композиторов.
Вместе с тем, остаётся не изученной весьма актуальная проблема: военные оркестры костромского края как своеобразный культурный феномен, имеющий свою особенную историю, судьбу. Причём эта судьба связана не только с Костромской губернией, во многом она определяется и общероссийскими традициями. Данное диссертационное исследование в значительной мере призвано восполнить этот пробел.
Изучение творчества костромских военных оркестров XVIII - начала XX веков и определение их места в провинциальной культуре России — наименее разработанная часть не только современного музыковедения, но и культурологии. Это основное исследовательское намерение определяет актуальность историко-культурной проблематики, положенной в основу данной диссертации.
Цель и задачи исследования. Цель исследования - выявить общекультурные и специфические (музыкальные) характеристики военных оркестров, которые способствовали формированию значимого феномена провинциальной культуры. Названная цель определяет и конкретные задачи, решаемые в диссертации:
- воссоздать инструментальные составы русских военных оркестров до середины XIX века;
определить место и роль военной музыки в жизни общества во второй половине XIX - начале XX веков;
проанализировать репертуар русских военных оркестров второй половины XIX - начале XX веков;
обозначить основные этапы творческого становления военных оркестров Костромской губернии XVIII - начала XX веков;
выявить причины возросшей значимости военных капельмейстеров в процессе формирования оркестров Костромы второй половины XIX -начала XX веков;
воссоздать творческий путь военных оркестров Костромской губернии в годы первой мировой войны 1914 - 1917 годов.
В качестве объекта исследования выступает русская военная музыкальная культура.
Предметом исследования являются военные оркестры Костромской губернии, которые рассматриваются в сложной взаимосвязи значимых аспектов своего бытия: исторических, музыковедческих, общекультурных.
Методология и методы исследования. Методологическим основанием работы является феноменологический подход, позволяющий представить военные оркестры Костромской губернии как целостный феномен армейской музыкальной культуры в его становлении и развитии. Феноменологический подход способствует выявлению доминантных составляющих костромских военных оркестров, которые органично вписываются в историю военной музыки российской провинции.
В качестве методов в исследовании используются конкретно-исторический, историко-культурный, музыковедческий подходы.
Конкретно-исторический метод в изучении русской военной музыки базируется на строго документальной основе - краеведческих штудиях, архивных изысканиях, музееведческих исследованиях. Обозначенный метод, основывающийся на трудах А.А. Григорова, В.Н. Бочкова, корректирует не только итоговые размышления, но и позволяет в процессе работы воссоздать общекультурный фон бытийствования русской военной музыки.
Второй подход к теме русской военной музыки определяется как историко-культурный. Суть его заключается в том, что военный оркестр исследуется как целостный феномен русской культуры в комплексе его составляющих - в его историческом развитии, в его типологии, в его административно-организационной, культурной, ритуальной конкретике.
Ценность данного подхода - в возможности рассмотрения русских военных оркестров как определенного историко-культурного феномена. Труды искусствоведов и военных историков В.А. Матвеева, Б.М. Ноздрунова, Б.И. Слабакова, изучавших историю русской военной музыки, составили методологическую базу данного исследования.
Третий подход определяется как музыковедческий. Он опирается на историческую составляющую, которая основывается на трудах Г.М. Калинковича (изучение творчества композиторов и музыкальных деятелей, работавших в области военной духовой музыки) и теоретическую составляющую, в основу которой легли труды Е.С. Аксёнова, В.Н. Грачёва, Ю.В. Келдыша, Х.М. Хаханяна (гармонический и фактурный анализ партитур музыкальных произведений, исполняемых военными оркестрами).
Источниковой базой исследования послужили документы, выявленные автором в архивах Костромы, Москвы, Санкт-Петербурга; в Российской Государственной библиотеке Москвы, Костромской областной универсальной научной библиотеке им. Н.К. Крупской; Костромском объединённом краеведческом музее и Галичском филиале Костромского объединённого краеведческого музея. Это - документы по истории двенадцати военных оркестров: приказы командиров воинских частей, личные дела военных капельмейстеров. Востребована была и периодическая печать тех лет.
Особое значение имели источники представленные визуальными свидетельствами служебно-строевой и творческой деятельности оркестров -художественными и документальными. В качестве художественных источников выступают литературные произведения отечественных писателей второй половины XIX - начала XX веков.
В качестве документальных источников выступают: 1) фотодокументы, позволяющие воссоздать состав духовых оркестров и творческий облик военных капельмейстеров, атмосферу торжеств с участием войск; 2) воспоминания современников; 3) опубликованные дневниковые записи; 4) партитуры военных маршей и танцевальной и классической музыки.
Степень разработанности проблемы. Русская военная музыка является составляющей частью общекультурного процесса в провинциальной России. В этой связи в степень разработанности проблемы уместно включить наиболее значимые для решения поставленных в диссертации вопросов работы, в которых рассматриваются общие тенденции развития русской военной музыки. Это труды отечественных ^ исследователей середины XX века Г.М. Калинковича, Б.Т. Кожевникова, В. А. Матвеева, Б.М. Ноздрунова, Б.И. Слабакова, а также современных учёных - Е.С. Аксёнова, В.И. Тутунова, Ю.А. Усова и др.
Одному из аспектов феномена военной музыки посвящена историческая монография профессора Московской военной консерватории Н.К. Сурина «Русская военно-церемониальная музыка», раскрывающая историю ритуалов русской армии и музыки, предназначавшейся для их проведения.
В своих работах проблему истории военной музыки поднимают отечественные музыковеды А.И. Кандинский, Ю.В. Келдыш, О.Е. Левашова, Т.Н. Ливанова и др.
Вопросам военной музыкальной культуры, истории военных оркестров, значению музыки в формировании общей военной культуры офицеров армии и флота посвящена работа кандидата исторических наук B.C. Цицанкина «Музыкальная культура российского офицера». Это исследование раскрывает многозначность самого понятия «российский офицер», которое включает социальное происхождение, уровень музыкального образования, творческие искания и т.д.
В исследовании искусствоведа В.Н. Грачёва «Военно-духовая музыка России: традиции духовности» осмысливается онтологическая семантика ветхозаветных трубных гласов, описывается динамика её развития. Автор рассматривает жанр военно-духовой музыки России как исторический преемник ветхозаветных трубных гласов и хранитель их духовных смыслов.
Труды всех этих ученых представляют собой большую научную ценность, имеют важное значение и составляют материал первой главы настоящего исследования.
Отдавая должное указанным работам, хотелось бы отметить, что большинство из них всесторонне раскрывают деятельность оркестров лишь Москвы и Санкт-Петербурга, вскользь затрагивая историю военной музыки в провинциальных российских городах.
Применительно к проблематике русской провинции, следует обратить специальное внимание локально освещающие отдельные аспекты публикации: воспоминания Л.А. Колгушкина, а также исследования костромского краеведа В.Н. Бочкова, кандидата культурологии Л.И. Сизинцевой, историка А.А. Григорова, кандидата исторических наук Н.В. Смирновой. Несмотря на то, что в них нет материалов по истории военных оркестров, эти работы помогают восстановить общекультурный фон русской провинции с учётом костромских реалий.
Гипотеза исследования состоит в предположениях:
1) Военные оркестры русской провинции XVIII - начала XX веков представляют определенный музыкальный феномен, являющийся индивидуальным проявлением основных черт русских военных оркестров в целом.
2) Военные оркестры Костромской губернии прошли определённую эволюцию, что является отражением общероссийских процессов.
3) Специфичность костромских оркестров определялась индивидуальным модусом капельмейстеров, а также ролью коллективов в культурной жизни губернии.
4) Особую художественную веху в творческой деятельности военных оркестров Костромской губернии представлял 1913 год.
Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней актуализирована значимость военных оркестров в общественной и культурной жизни Костромской губернии. Впервые установлены типологически значимые особенности оркестров.
В диссертации впервые монографически исследуются военные оркестры Костромской губернии XVIII - начала XX веков как значимый феномен музыкальной культуры. Выявлены и описаны различные формы служебной и творческой деятельности, исполнительские составы и репертуар военных оркестров, дана творческая характеристика военных капельмейстеров. Обозначенный ракурс позволяет понять роль военной духовой музыки в культурном пространстве российской провинции.
Теоретическая значимость исследования состоит в представлении военных оркестров Костромской губернии как особого феномена музыкальной культуры края. Анализ творческой деятельности военных оркестров региона даёт возможность лучше понять историческую судьбу военной духовой музыки в России. Заявленный в диссертации интегративный культурологический подход позволяет представить костромские военные оркестры XVIII - начала XX веков в качестве коллективов, функция которых выходила далеко за рамки служебно-строевой деятельности. Оркестры исполняли музыкальные произведения самых различных жанров, во внеслужебное время регулярно выступали на открытых концертных площадках среди широких масс общества, своим творчеством пронизывали множество направлений культурной и общественной жизни, являясь объектом художественного отражения в литературных произведениях и воспоминаниях современников, живших в разное время на костромской земле.
Практическая значимость. На основе разработанных принципов изучения истории конкретных военных оркестров и их места в культурном пространстве возможно проведение аналогичных культурологических исследований в других регионах, в которых звучала военная духовая
музыка. Например, во Владимире, Вятке, Рыбинске, Ярославле и др. 1 Особую значимость данное исследование имеет для историков и теоретиков русского музыкального искусства, в частности, для культурологов, историков, искусствоведов и музыковедов, поскольку позволяет увидеть один из пластов музыкальной культуры в повседневной жизни, показанной в определенных исторических отрезках времени.
Материалы диссертации также могут быть использованы в процессе преподавания истории отечественной культуры, в ее специальных разделах, связанных с музыковедением, истории русской музыки, на лекциях-концертах перед курсантами и слушателями военной академии, а также костромскими экскурсоводами в своей практической деятельности.
Выявленные автором диссертации факты творческой деятельности военных духовых оркестров как феномена музыкальной культуры, равно как и впервые введённые в научный обиход источники, могут быть учтены и использованы в практической деятельности командирами воинских частей, начальниками военно-учебных заведений, руководителями структурных подразделений департамента культуры и туризма в городах и районах Костромской области, управляющим костромской епархией.
Основные положения, выносимые на защиту. В результате проведенного диссертационного исследования на защиту выносятся следующие положения:
1. К середине XIX века русские военные оркестры формируются как самостоятельное явление культуры, что происходит благодаря качественному изменению инструментальных составов оркестров.
2. Во второй половине XIX века роль военных оркестров в русской музыкальной культуре значительно возрастает, что является следствием изменения штатно-инструментальных составов оркестров, организации подготовки военных музыкантов и капельмейстеров, развития нотоиздательства.
3. Возросший профессиональный уровень русских военных оркестров во второй половине XIX века способствовал расширению служебно-строевого и концертного репертуара, в котором приоритетную роль стала играть русская и зарубежная музыкальная классика.
4. В истории военных оркестров Костромской губернии период XVIII -
XIX веков стал эпохой становления, преобразования в полноправные творческие коллективы, которые принимали активное участие в жизни не только армии, но и гражданского населения русской провинции.
5. Военные капельмейстеры Костромской губернии конца XIX - начала
XX веков внесли не только значительный вклад собственно в развитие военных духовых оркестров, но и способствовали подъёму музыкальной культуры российской провинции в целом.
6. Особой вехой в творческой деятельности военных оркестров Костромской губернии, наивысшей точкой развития их профессионального мастерства стал 1913 год. Импульс к подъёму оркестрового дела в губернии придали Всероссийские торжества, посвященные 300-летию царствования Дома Романовых, проходившие на костромской земле.
7. В истории военных оркестров Костромской губернии 1914 - 1917 годов отразилась общественно-политическая и культурная ситуация предреволюционной России. Развертывание большого количества запасных полков в российской провинции в связи с началом первой мировой войны приводит к увеличению военных оркестров, большинство из которых гармонично вошло в культурное пространство провинциальных городов.
Личный вклад автора диссертации состоит:
Во введении в научный оборот источников, в которых говорится о становлении и развитии военных оркестров Костромской губернии XVIII -начала XX веков.
В сопряжении исторического пути русских военных оркестров с историей оркестрового дела Костромской губернии.
В воссоздании историко-культурной модели военных оркестров Костромской губернии в аспекте их феноменальности и различных форм творческой деятельности.
Апробация результатов. Представленное исследование явилось итогом научных изысканий и размышлений автора диссертации о судьбе русской военной духовой музыки в период десятилетней творческой деятельности в качестве военного дирижёра костромского гарнизона. Основные положения, результаты исследования и выводы, содержащиеся в диссертации, в течение 2002-2004 годов докладывались на различных научно-практических конференциях: «Проблема художественной формы в культуре XIX - XX веков» (Кострома, 2002); «Русская художественная культура в темах, образах и символах 1913 года» (Киров, 2003); «Памяти костромского историка и краеведа В.Н. Бочкова» (Кострома, 2003);, «Коммуникативные проблемы языка и культуры» (Кострома, 2003); «Костромская классическая гимназия: к 200-летию со дня открытия» (Кострома, 2004); «Проблемы преемственности в развитии современной отечественной культуры» (Кострома, 2004), а также ежегодных всероссийских и международных конференциях, посвященных творческому наследию В.В. Розанова и П.А. Флоренского (Кострома, 2002-2004).
Итоги исследования поэтапно докладывались на заседаниях кафедры теории и истории культур в Костромском государственном университете им. Н.А. Некрасова, кафедре философии и политологии и методологическом семинаре «Проблемы художественной культуры рубежа XX - начала XXI веков».
Структура диссертации. Диссертация (общий объём 207 с.) состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложений, включающих фотографии пяти военных оркестров, двух капельмейстеров, двух фрагментов партитур маршей, звучавших в Костромской губернии в рассматриваемый исторический период.

Глава I
Русские военные оркестры до 1917 года: инструментальные составы, репертуар, традиции.
Во все времена истории российской культуры военная музыка1 занимала важное место в жизни армии и государства. Возникнув в древние времена и пройдя различные периоды в развитии, военная музыка составляет плоть от плоти национальной культуры, отечественного музыкального наследия, истории России.
Настоящее исследование подробно раскрывает деятельность военных оркестров Костромской губернии в XIX - начале XX вв. Это был наиболее плодотворный период творчества оркестров на костромской земле. Но для того, чтобы выявить особенности развития военных оркестров Костромской губернии в интересующий нас период, необходимо обратиться к истории зарождения, становления и формирования военных оркестров российской армии и флота, проанализировать репертуар, звучавший в исполнении оркестров, а также рассмотреть их инструментальные составы.
1.1. Инструментальные составы военных оркестров.
Инструментальные составы русских военных оркестров, основу которых составляют духовые и ударные инструменты, в своём развитии прошли определенные исторические этапы. При всей условности любой периодизации, историк B.C. Цицанкин предлагает выделить следующие периоды развития инструментария военных оркестров:
- период зарождения и становления (X в . - 1-я пол. XVIII в.);
- период формирования (2-я пол. XVIII в. - 1-я пол. XIX в.);
- период бурного развития (2-я пол. XIX в. - нач. XX в.) (177. С.23).
1 Военная музыка - музыка, предназначенная для исполнения при боевом обучении и воспитании войск, проведении парадов, строевых смотров и др. воинских ритуалов. Исполняется как военными оркестрами, так и отдельными музыкантами (сигналистами, барабанщиками) (100. С. 815).
2 По мнению музыковеда Х.М. Хаханяна, истоки отечественной военной музыки восходят к эпохе Киевской Руси IX-XII вв (175. СЛ12).
1.1.1. Период зарождения и становления русских военных
оркестров.
Первые сведения о духовых и ударных инструментах в России обнаруживаются очень рано. Уже в быту древних восточных славян докиевского периода они были широко распространены. В одном из ранних упоминаний о трубах в отечественной летописи указывается на их особую роль в военных действиях. Трубные гласы олицетворяли силу и мощь русских воинов. В «Повести временных лет» говорится о трубных гласах в связи со "странным" случаем, когда сигналы русских боевых труб в сочетании с криками людей прогнали огромное войско печенегов из-под Киева, где в осаде находилась княгиня Ольга с внуками; «И на следующее утро, ближе к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили, а люди в городе закричали. Печенегам же показалось, что пришел сам князь, и побежали от города врассыпную» (198. С.45).
Одним из свидетельств бытования в древней Руси многих видов духовых инструментов являются фрески южной башни Софийского собора Киева, построенного в XI веке при Ярославе Мудром. На одной из фресок изображена группа музыкантов, играющих на струнных инструментах, а также поперечной флейте, двух гобоях и ударных инструментах аналогичных тарелкам.
Важной и блестящей эпохой в культурном развитии Восточных славян было образование и расцвет Киевского государства. В первой половине XI века Киевская Русь достигла своего могущества. Начинают развиваться отдельные отрасли культуры государства. Широко распространяется письменность, появляется письменная литература, создается своеобразный архитектурный и живописный стиль. Высокого уровня достигают различные области и прикладного искусства.
Заметное место в придворной жизни Киевской Руси занимала инструментальная музыка. Она сопровождала различные придворные церемонии, а также пиры в богатых домах, звучала на празднествах боярства и богатого купечества. При возвращении из военного похода князей * встречали приветственными фанфарами и «пением славы». Киевские князья, наряду с русскими умельцами игры на различных инструментах, приглашали в свои дома и иностранных музыкантов, приезжавших из Византии и других стран. Инструментарий был обширен, и, как отмечает Ю.В. Келдыш, «музыкальные инструменты различались не только по типу и структуре, но и по той роли, которую они играли в быту и общественной жизни, по их, так сказать, "социальному статусу"» (128. С.66-67). Различали инструменты «высокие» и «низкие». К первой категории относилась труба, призывавшая т воинов на рать. Под звуки труб, сурн, барабанов, бубнов и литавр князья вели свое войско в поход; призывные сигналы труб были слышны во время сражений, при штурме крепостных стен. Труба как символ ратной доблести и славы в произведениях древнерусской литературы противопоставлялась гуслям и другим распространенным в народе инструментам, которые связывались с греховными языческими играми и обрядами. Труба была военным и привилегированным инструментом, её назначение было вселять мужество и бесстрашие.
В «Слове о полку Игореве», описывающем события 1185 года, говорится: «Кони ржут за Сулой - звенит слава в Киеве. Трубы трубят в т Новегороде, стоят стяги в Путивле» и далее: «Приуныли голоса, поникло веселье, трубы трубят городенские...» (201. С. 105). Трубные гласы в Новгороде, по мнению искусствоведа В.А. Матвеева, в первом случае означают выступление новгородской дружины. Трубные призывы в этом отрывке перекликаются по смыслу с колокольным звоном («Звенит слава в Киеве»). Во втором случае звуки труб могут иметь минорную, траурную окраску.
Нередко воины во времена Киевской Руси использовали и боевой рог,
являвшийся одной из разновидностей трубы. По мнению искусствоведа В.Н. Грачёва, этот инструмент был сделан из буйволиной (турьей) или же слоновой кости, пришедшей в Европу из Византии в X - XI вв. В поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» князь Руслан, вызывая Черномора на * битву, трубит в боевой рог:
Чу... вдруг раздался рога звон, И кто-то карлу вызывает. В смятенье, бледный чародей На деву шапку надевает; Трубят опять: звучней, звучней! И он летит к безвестной встрече, Закинув голову за плечи (199. T.I. С.696).
Рог на Руси оказывается принадлежностью высокородного богатыря.
Смысл звучания рога, наряду с подчеркиванием достоинств воина, призыв на битву, грозное предостережение противнику. Из рогов и труб можно было извлечь только звуки натурального звукоряда.
В Древней Руси музыканты-духовики участвовали не только в боевых действиях, но и присутствовали при приеме послов, заключении мира, входили в княжескую свиту во время торжественных выездов.
Как и в Киевской Руси, так и в последующие годы в жизни Московской Руси (XIV-XV вв.) видное место занимала военная музыка и составляющие её основу духовые и ударные инструменты. Так, например, трубы и бубны #, сопровождали сборы русского войска под предводительством Дмитрия Донского в поход в 1380 г. Летописец Софоний-рязанец, автор «Задонщины», рисует это следующим образом: «Кони ржут в Москве, звенит слава по всей земле Русской! Трубы трубят в Коломне, бубны бьют в Серпухове, веют стяги у Дона Великого на берегу! Звонят колокола вечевые в Великом Новгороде...» (191. С.263-265).
Очевидные текстологические пересечения с фрагментом из «Слова о полку Игореве» обусловливаются сходством признаков военно-музыкального ритуала, предшествовавшего выступлению русского войска на ^ битву как во времена князя Игоря, так и спустя 400 лет. Совпадают в обоих случаях и смыслы трубных гласов. Но если в первом тексте задача торжественного призыва и оповещения у труб дополняется торжественным колокольным звоном, то в последнем - тревожными звуками бубнов. В приведённом отрывке не случайно упоминается Коломна. Перед сражением Дмитрий Донской стянул туда свои войска, где устроил им смотр, на котором по обычаю звучали ратные трубы.
Кроме момента непосредственного выступления в поход, духовые инструменты (обычно трубы) в русской военной практике звучали перед боем и во время сражения вплоть до его завершения. Так, перед битвой на Куликовом поле, как гласит «Сказание о Мамаевом побоище», «в пятницу на рассвете, на восходе солнца, в туманное утро начали христианские знамена развеваться, ратные трубы трубить. Уже русские кони оживились от трубного зова, каждый воин идет под своим знаменем». А после перелома сражения в пользу русских воинов, «...начали в обоих войсках в трубы трубить. Татарские трубы точно онемели, а русские трубы еще больше зазвучали» (200. С.ЗЗЗ). Этот эпизод для исследователей очень важен. Здесь показано, что трубы русских воинов отмечали момент перелома в битве, когда был сломлен моральный дух татар.
В «Сказании о Мамаевом побоище» описывается и победное шествие, совершающееся под аккомпанемент труб: «...храбрые же витязи, достаточно испытав свое оружие на поганых половцах, со всех сторон едут под трубные звуки. Идут весело, ликуя, песни поют, одни поют богородичные, другие мученические, иные же псалмы: это и есть христианское пение. Каждый воин едет, радуясь, на трубный звук»(200. С.353).
К концу XV в. в Россию начинают проникать с Запада европейские формы музицирования. Среди просвещенного боярства стало популярным обращаться к различным "заморским" музыкальным потехам.
При Иване III учреждается русский придворный церемониал с торжественными выходами, соответствующим этикетом и трубными сигналами, вобравшими в себя традицию воинского ритуала. Военная музыка сопровождает торжественные выезды, встречи, проводы, свадебные...(конец фрагмента)

Тип работы: Магистерская работа / диплом
Год: 2005
Страниц: 187
Стоимость: 800 рублей
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
vn1980


   

Зарегистрирован: 26.04.2009
Сообщения: 135
Откуда: Великий Новгород

СообщениеДобавлено: Вт Дек 08, 2009 12:27 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

А кто-то уже довольно давно написал:

Цицанкин B.C. Музыкальная культура российской армии и флота во 2-й половине XIX века: Исторический аспект.: Дис... канд. ист. наук. М., 1999.

Колесникова Н.А. Военная песня в духовной жизни российского общества: диссертация ... кандидата культурологии. М., 2002.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Василиса


   

Зарегистрирован: 26.08.2013
Сообщения: 12

СообщениеДобавлено: Пн Авг 26, 2013 7:21 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

удивительно, что исследованиями занимаются культурологи и историки, а не музыковеды...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Auceps
Site Admin

   

Зарегистрирован: 01.05.2009
Сообщения: 1516

СообщениеДобавлено: Пн Авг 26, 2013 7:27 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Василиса писал(а):
удивительно, что исследованиями занимаются культурологи и историки, а не музыковеды...


А Вы лично не знаете никаких исследований по военной музыке России от наших музыковедов?
_________________
Die Piefke's kommen
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Василиса


   

Зарегистрирован: 26.08.2013
Сообщения: 12

СообщениеДобавлено: Пн Авг 26, 2013 7:32 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

ох, наши музыковеды чаще всего выбирают темы по принципу "выберу что-нибудь никому не известное, чтобы никто в этом ничего не понимал и не мог ко мне подкопаться".

я не слышала, чтобы кто-то что-то написал, но это ведь не означает, что никто не написал. надо поискать...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
PetersGriFF
Site Admin

   

Зарегистрирован: 23.04.2009
Сообщения: 2590
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Пн Авг 26, 2013 10:27 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Только военной музыкой вряд ли кто-то занимается, а так бывает иногда (Н.А.Рыжкова та же, или Т. Ф. Музычук).
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 3639
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Пт Авг 05, 2016 8:09 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Книга Клейна "Из истории военных оркестров Костромского края" в pdf-формате:


http://starina44.ru/d/327942/d/voennye-orkestry-kostromy-klein.pdf
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Военная музыка -> История русской военной музыки Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах



Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS