Список форумов Военная музыка

Военная музыка

Форум любителей военной музыки
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

НАШ БАННЕР Partita.Ru — ноты для духового оркестра НАШ БАННЕР Partita.Ru — ноты для духового оркестра
Мемуары Броневского

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Военная музыка -> История русской военной музыки
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 4112
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Чт Дек 24, 2009 11:02 am    Заголовок сообщения: Мемуары Броневского Ответить с цитатой

Из "Заметок из моей жизни, собственноручно мною записываемые на память многочисленному семейству", написанных генерал-лейтенантом Броневским Семёном Богдановичем, бывшим атаманом Сибирского линейного казачьего войска, первым начальником Омской области, начальником штаба Отдельного Сибирского корпуса, генерал-губернатором Восточной Сибири и сенатором.

"В войске (Сибирском), поставляемом на такую ногу, невозможно было обойтиться без музыки и трубачей. Последних, если по 10 на полк, то нужно, кроме конной артиллерии, 100 человек. Учить некому. Данный мне из 18-го Егерского полка штаб-валторнист Епинешников плохо играл на трубе; и инструменты, и ноты куплены, но играть не умели, хотя трудилось множество учеников, помещенных возле моей квартиры, в крепости. Нескладными и фальшивыми звуками, признаюсь, долго надоедали всем обитателям крепости. Но судьба и в этом мне благоприятствовала. В 1813 г. в числе военнопленных, присланных на службу в Сибирь, были очень хорошие музыканты. Лучших человек 25 я выпросил себе в войско, приняв их по страсти моей к музыке, в личное мое заведование". По просьбе Броневского "нарочный привез из Петербурга полный хор духовых инструментов и нот", он набрал молодых казаков в ученики. "Вдруг явилась в Омске музыка, какой там, от сложения мира, не слыхивали. Богемцы, немцы и поляки удивляли своей игрою. Главные Ган, Флек, Квятковский, Радольский, Гиденский, Голомбетский и другие имели замечательные таланты, играя на многих инструментах. Трубачи мои перестали фальшиво пищать, музыкальные ученики поспевали, и один за другим поступали в оркестр. Один из учеников, отличной способности, Свешников, был отправлен в Преображенский полк... и вышел без ошибки хорош. В 1815 г. пленные возвращены в свое отечество, но оставили по себе, из казаков, добрых наследников. Несколько человек польских музыкантов я уговорил <доставя> остаться навсегда в войске. Квятковский, всем в войске известный, сделан штаб-трубачом и впоследствии офицером. Он установил трубаческую музыку как следует, и все полки получили готовых трубачей" (л. 238-240).
Высоко оценивает мемуарист роль "знаменитого музыканта нашего Александра Александровича Алябьева, который с удивительною охотою трудился над музыкантами, производя чудесные успехи". Отдает он дань и польскому ссыльному К. Волицкому. Это был "бывший офицер Польской армии, образовывавшийся в Парижской академии музыки, учитель и дирижер превосходный". Общими усилиями "подняли войсковую музыку на высокую степень. Всякий инструмент имел солистов для концерта. Моя музыка всегда находилась при корпусной квартире, доставляя усладительное развлечение всем в скудном и суровом краю. Про себя откровенно скажу, что если бы не было музыки, я, может быть, десятью годами ранее оставил бы Сибирь" (л.240 об.).
О ревностном отношении Броневского к оркестру писал по рассказам старших знакомых В. И. Вагин, бывший в описываемое время ребенком. "Пехотный оркестр (в котором служил отец Вагина. - Н. М.) соперничал с полковым казачьим, которому покровительствовал Броневский, и в котором были исключительно поляки. Они играли какой-то знаменитый марш, который они играли на парадах и который тщательно скрывали от пехотных музыкантов. Однажды отец не стал управлять оркестром, а просто пошел с парадом. Каково же было удивление поляков, когда в следующий парад они услышали, что их секретный марш исполняют пехотные музыканты! Отец вслушался в марш, выучил его наизусть и положил на ноты" [15].
А. И. Куприянов уже отмечал роль Броневского как человека, стоявшего у истоков военной духовой музыки в Сибири [16]. Но внимание к музыкальной жизни не ограничивалось военной сферой. Мемуарист подчеркивал, что и "бальная, и концертная музыка была такова, что приезжающие иногда артисты надивиться не могли, что от самого Петербурга они встречают первую музыку, и где же? - в Тобольске". При посещении Тобольска наследником, писал Броневский, "Его Высочество, Государь Цесаревич Александр Николаевич, милостиво изволил отозваться мне о музыке, говоря, что он удивился, как могла составиться такая музыка в Сибири, и что его на бале тешили страусовскими вальсами [17], которые он так любит" (л. 241 об.).
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 4112
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Чт Дек 24, 2009 11:05 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Приехав в 1834 г. генерал-губернатором Восточной Сибири в Иркутск, Броневский занялся и здесь своим любимым делом. "Музыка везде есть не последнее звено общественной жизни. Иркутск не мог ею похвалиться. Я застал такую, которую можно уподобить неподмазанной и идущей наперекор механике мельнице, пожалуй" (л. 373). Здесь мемуарист, очевидно, несправедлив. Т. А. Роменская отмечает, что уже в 1820-е гг. в Иркутске при участии генерал-губернатора А. С. Лавинского "был пополнен состав местного оркестра за счет профессиональных музыкантов графа Аракчеева, попавших в ссылку по делу об убийстве Анастасии Минкиной". Броневский же подчеркивал свою роль в улучшении положения: "Привезенные мною 6 даровитых музыкантов и подформирование порядочных из поляков, ссыльных и кантонистов, под управлением славного скрипача Алексеева, из людей графа Аракчеева, сосланного по известной истории несчастной Настасии, составили оркестр не только для балов, но и для концертов, дававшихся много раз к удовольствию публики, в пользу бедных и в пользу музыкантов. Было несколько солистов, хотя куда. Летом играла музыка ежедневно в саду и на разводах. В строй выходило до 30 музыкантов, отлично игравших марши. Это выросло в два года, при неусыпном старании Алексеева и моего адъютанта Агеева. Находил время и сам я, по моей страсти к музыке, бывать часто в музыкальной школе. Купеческие свадьбы и пирушки доставляли порядочное содержание музыкантам. У меня в доме бывали музыкальные вечера в небольшом кругу, именно было слушать с удовольствием творения: Вебера, Россини, Майербира, Бетгавена и Билини. Это было для меня самое отрадное наслаждение после весьма прозаических трудов" (л. 372 об. - 373 об.)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Военная музыка -> История русской военной музыки Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах



Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS