Список форумов Военная музыка

Военная музыка

Форум любителей военной музыки
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

НАШ БАННЕР Partita.Ru — ноты для духового оркестра НАШ БАННЕР Partita.Ru — ноты для духового оркестра
Карл Альберт Герман Тайке (Karl Albert Hermann Teike)
На страницу Пред.  1, 2, 3  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Военная музыка -> Композиторы
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Dr.Watson
Участник

   

Зарегистрирован: 11.06.2010
Сообщения: 14

СообщениеДобавлено: Пн Июн 14, 2010 11:33 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Это или запись концерта из зрительского зала или репетиция.
По моей ссылке - светит обложка готового диска.
Ну, и качество, соответственно, другое.
Улыбка
Auceps
Спасибо за ссылочку, принимаюсь за работу.
Результаты выложу. Что не понравится - переделаю.
Улыбка
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Доу
Член присутствия

   

Зарегистрирован: 17.07.2009
Сообщения: 452
Откуда: прямиком с центрального редута

СообщениеДобавлено: Пн Июн 14, 2010 12:52 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Auceps, я конечно понимаю, что любой военный оркестр должен быть, по вашему мнению, только немецким. Но все же, поверьте мне, военные оркестры (по секрету говорю, тссс) есть и в других странах. Тот же марш "За верность" мне нравится и в исполнении неизвестно какого оркестра (предположительно ПОПО) на одном из дисков крититикуемого лэйбла RCD (только ленивый его еще не пнул). И даже (внимание) это диск, на обложке которого сам Афанасьев.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 4985
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Пн Июн 14, 2010 1:49 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

А у оркестра Harmonie Municipale Ouvrière d'Avion в этом году юбилей - 150 лет!

http://www.harmonie-avion.fr/histoire.php

А вот так мосье Новак "творчески переработал" наши "Очи чёрные" (Les Yeux Noirs):

http://www.harmonie-avion.fr/michel_nowak.php
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Auceps
Site Admin

   

Зарегистрирован: 01.05.2009
Сообщения: 1622

СообщениеДобавлено: Пн Июн 14, 2010 1:52 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Доу писал(а):
Auceps, я конечно понимаю, что любой военный оркестр должен быть, по вашему мнению, только немецким. Но все же, поверьте мне, военные оркестры (по секрету говорю, тссс) есть и в других странах. Тот же марш "За верность" мне нравится и в исполнении неизвестно какого оркестра (предположительно ПОПО) на одном из дисков крититикуемого лэйбла RCD (только ленивый его еще не пнул). И даже (внимание) это диск, на обложке которого сам Афанасьев.


Я не спорю, что Тайке популярен и играется разными военными оркестрами всего мира. Только марш Treue um Treue не относится к его популярнейшим маршам. В мире в том числе.
_________________
Die Piefke's kommen


Последний раз редактировалось: Auceps (Пн Янв 22, 2018 3:35 am), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Dr.Watson
Участник

   

Зарегистрирован: 11.06.2010
Сообщения: 14

СообщениеДобавлено: Пн Июн 14, 2010 2:24 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Все же, господа, насчет диска с месье Новаком и Тайке на обложке. Есть какие-то подвижки?
Я знаю, что исполнение было в 2008 году, диск, возможно, выпущен в 2009 или к юбилею, в 2010 году.
Очень хоцца послушать, тем более, такой хороший звучок.
Улыбка
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
PetersGriFF
Site Admin

   

Зарегистрирован: 23.04.2009
Сообщения: 3280
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Пн Июн 14, 2010 7:13 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ну можно написать этому Мишелю, спросить диск. Тем более что мы "дружим" каналами на ютубе.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Dr.Watson
Участник

   

Зарегистрирован: 11.06.2010
Сообщения: 14

СообщениеДобавлено: Пн Июн 14, 2010 8:28 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Сдается мне, что это сам месье Новак пустил "пробный шар", разместив трек из диска на ю-тубе.
Ибо в Авьоне он давно раскуплен и надо продвигать его на рынок.
LOL
Да, кстати, файлы на диске с полицейским орекстром защищены от переделки.
При любой попытке что-то сделать с файлом, от него автоматом отрезается кусок-концовка, размером где-то в 3/4 всего файла.
Если кто знает, как это обойти, просьба отписаться в личку.
Rolling Eyes
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 4985
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Ср Июн 16, 2010 6:13 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
Может всё-таки "Верность в/за верность" (Treue um Treue)?


Мне кажется, более точным было бы "Верностью за верность" ( а ещё точнее - "Проявление верности за проявлением верности") по аналогии с Tag um Tag (день за днём) и Jahr um Jahr (год за годом).


Последний раз редактировалось: retiredmajor (Пт Окт 04, 2019 10:16 am), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 4985
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Пт Июн 18, 2010 1:23 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Перевоl с буклета к CD "Historische Märsche - Carl Teike" (1992)

Карл Альберт Герман Тейке
немецкий композитор маршей с мировым именем

Вернер Пробст (Werner Probst)

5 февраля 1864 года в померанском Альдамме (Altdamm - совр. Dąbie, район Щецина, Польша) появился на свет младенец, который впоследствии внёс значительный вклад в повышение репутации немецкого марша в мире. Это был Карл - четвёртый ребёнок в семье кузнеца. Он рос в условиях, обычных для Германской империи того времени, хотя сегодня они могут показаться нам "бедными". Свой музыкальный талант он унаследовал от матери; доподлинно известно, что она имела прекрасный голос и много пела. Вскоре после его рождения семья переехала в Цюльхов (Züllchow - совр. Żelechowa, район Щецина) близ Штеттина (совр. Щецин), где у отца появилась возможность выгодно заработать на местной верьфи "Вулкан". Там молодой Карл впервые услышал гарнизонный оркестр Штеттина, которым дирижировал, подумать только - сам королевский музикдиректор Хенрион (Henrion), и это вызвало у него интерес, не угасавший на протяжении всей его жизни.
Музыкально одарённый юноша стал обучаться у Пауля Бётхера (Paul Böttcher), городского капельмейстера городка Воллин (Wollin - совр. Волин, Польша). Учитель постепенно ознакомил Тейке с духовыми и струнными инструментами, а также ударными. Его основным и любимым инструментом стала валторна. О том, как Бётхер оценивал своего ученика, говорит такой факт: на втором году обучения он взял его с собой в качестве музыканта и солиста в Бад-Мисдрой (Bad Misdroy), где в течении 25 лет успешно руководил курортным оркестром.


Последний раз редактировалось: retiredmajor (Пт Июн 18, 2010 1:34 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 4985
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Пт Июн 18, 2010 1:25 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

По окончании пятилетнего обучения Карл Тейке добровольно поступил на три года на военную службу, которую начал 1 октября 1883 года в качестве гобоиста (Hoboist - должность военного музыканта в немецкой пехоте, для которой штатом был предусмотрен чин унтер-офицера или сержанта) 123-го (5-го вюртембергского) гренадерского короля Карла полка в Ульме. Вскоре молодой и опытный музыкант получил признание в городском театре Ульма, где стал играть на трубе. Это не было редкостью в то время, так как в 45 немецких городах в оркестрах оперных и прочих театров играли военные музыканты, что само собой говорит об уровне их квалификации. Но он озабочен своей музыкальной подготовкой, так как хочет выучиться на военного капельмейстера. Это стремление поддерживали его артистически настроенный ротный командир, капитан Рампахер (Rampacher), и музыкальный руководитель, полковой капельмейстер Юлиус Шрек (Julius Schreck).
Вскоре у Карла Тейке объявился особый талант к "сочинительству", и в 1885 году появился его первый марш с примечательным названием Am Donaustrand ("На берегу Дуная" - Ульм расположен на Дунае). Его быстро заиграли все военные оркестры в Ульмском гарнизоне. Музыкальный кругозор Карла Тейке расширяется во время турне, которые совершает его военный оркестр, однажды даже в Нидерланды. Этот ульмский период был для него самым счастливым, потому что весной он празднует помолвку с Бабеттой Лёзер (Babette Löser), на которой через два года женится 12.11.1889.
Но ульмскому периоду, а также мечтам стать военным капельмейстером пришёл конец, когда преемник Шрека стал ревниво относиться к талантливому гобоисту и донимать его мелкими придирками. Он даже дал ему совет "бросить в печку" некий марш, который впоследствии стал знаменитым во всём мире. Это был марш Alte Kameraden ("Старые друзья").
В конце 1889 года Карл Тейке уволился с военной службы и после краткого пребывания в верхнешвабском Равенсбурге (Ravensburg) стал муниципальным полицейским в Ульме. То ли из-за своего северо-германского происхождения, то ли из-за контраста с счастливым временем, когда он был гобостом, он стремится выбраться из Ульма, и в мае 1895 года его рапорт удовлетворяется и он переводится в Потсдамм, где 1 сентября 1895 года поступает на службу в королевскую полицию, которая давала право на пенсию в случае причинения ущерба здоровью.


Последний раз редактировалось: retiredmajor (Вт Июн 22, 2010 9:02 am), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 4985
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Пт Июн 18, 2010 1:26 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Старая резиденция монарха на реке Хафель и, одновременно, солдатский город был для композитора Тейке благодатной почвой, поскольку там располагались одни из лучших оркестров Старой армии, которые, несомненно, предлагали ему массу идей. Поэтому неудивительно, что на потсдамской почве была создана целая серия маршей, и из самых его лучших, например таких, как "In treue fest" (Всецело преданный), второй по известности его марш, после Alte Kameraden. Создание этих композиций Тейке ещё более удивительно тем, что это не было его профессиональной обязанностью. О том, какое значение имел Потсдам для композитора Тейке, можно судить по названиям маршей "Prinz Albrecht" (Принц Альбрехт), "Prinz Wilhelm" (Принц Вильгельм), "Für Thron und Reich" (За трон и империю, более известен как "Hohenstaufen-Marsch" (Марш Гогенштауфена)), "Kaiserparole" (Лозунг кайзера), "Kronprinzen-" (Наследный принц), "Observier-Marsch" (Патрульный марш) и прочих. Он не только жил в столице королевства Пруссия, которая вдохновляла его, но также был открыт и для достижений своего времени и был в восторге от спортивных и технических инноваций своего времени. Такие марши, как "Ein Hoch dem Sport" (Ура спорту), "Großer Sport-Marsch" (Большой спортивный марш) или "Ein Hoch der Aviatik" (Ура авиации) обнаруживают и доказывают его интерес к "немузыкальным" вещам.
Со временем статный полицейский, часто нёсший службу в историческом Bittschriftenlinde, стал известен как "музыкальный полицейский", в том числе и за границей, о чём свидетельствует бельгийская газета "Le petit Bleur du matin". Тейке, ставший к этому времени гордым отцом, писал не только марши, но и пробовал свои силы в области танцев, написав в 1906 году свой первый вальс с соответствующим названием "Nur ein Versuch" (Всего лишь попытка) и сочинив для своей жены Бабетты двадцать танцев - мазурки, польки, рейнландеры -, оформленных в альбом с посвящением. К сожалению, он не стал развивать дальше это направление в своей деятельности, остановившись в области вальса на "попытке".
В суровую зиму 1907 года Тейке простудился во время ночного дежурства и заболел пневмонией, которая изменила всю его дальнейшую жизнь; лечение оказалось неэффективным и только пребывание в санатории, из которого он вернулся только летом, немного поправило его здоровье. Тейке вернулся в Потсдам, но был только ограниченно годным к службе. Неудивительно, что полицейское управление отказало ему в предоставлении равноценной должности, но без ночных дежурств, и предложило выйти на пенсию. При содействии наследного принца он нашёл работу в Ландсберге-на-Варте (совр. Гожув-Велькопольски, Польша), помощником окружного чиновника. Племянник Тейке К.А. Дёлль так писал о конце потсдамского периода Тейке: "Весь Потсдам сожалел об отъезде Тейке, но власти Постдама не сделали ничего, чтобы удержать его в городе."
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 4985
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Пт Июн 18, 2010 1:28 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

1 февраля 1909 года он переехал с семьёй в процветающий город в провинции Неймарк (Neumark). Там он нашёл сочувствующего начальника в лице графа Клэрон д'Оссонвиля (Clairon d 'Haussonville) и быстро привык к новому окружению, предоставившему ему музыкальное разнообразие и дружбу в достаточном количестве. Его музыкальное творчество не угасло, поскольку в ландсбергский период был написан целый ряд зажигательных маршей. О его репутации говорит большое фото с благодарственной надписью за его марши от полиции Нью-Йорка; представьте только себе средства общения того времени! Тейке ответил на это своим маршем "The Blue Police" (1914).
Первая мировая война стала переломным событием в жизни Карла Тейке, хотя из-за своего возраста он и не подлежал призыву. Его популярность помогла ему выступать в качестве приглашённого дирижёра с местными духовыми оркестрами на благотворительных концертах в Ландсберге, Штеттине и других местах, и это в какой-то степени помогло пережить трудные времена. О его действительном настроении того времени свидетельствуют названия маршей, написанных в то время. Они называются теперь "Friedensfeier" (Праздник мира), "Neue Zeiten" (Новые времена) или "Wieder daheim" (Снова домой), а из эскизов "Siegesfestmarsch" (Победного праздничного марша) получился просто "Festmarsch" (Праздничный марш).
Последствия болезни 1907 года оказались более серьёзными, чем это представлялось Тейке. В 1922 году его здоровье значительно ухудшилось, что не позволило ему выполнить почётный, хотя и "взрывоопасный" заказ из Франции - написать несколько маршей для французской армии. В мае ранняя, по мнению многих, смерть избавила его от дальнейших страданий.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 4985
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Пт Июн 18, 2010 1:31 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Карл Тейке был скромным человеком, в том числе и в отношении своей музыки. Его щедрость поражает. Он дарил свои марши друзьям и знакомым или продавал их, вместе с авторскими правами, некоторым издателям. Его друг Людвиг Зиде (Ludwig Siede), сам известный композитор, долго уговаривал его зарегистрировать их в STAGMA, предшественнике GEMA, говоря, что иначе он не сможет получать авторское вознаграждение от их исполнения.
Как композитор Тейке работал сосредоточенно и энергично. Как и многие из его великих коллег, он записывал мелодии там и тогда, когда они приходили ему в голову. Когда накапливалось достаточно материала, он записывал новый марш без помощи музыкального инструмента, безупречно раскладывая все партии для духового оркестра.
Карл Тейке обогатил своими маршами немецкий концертный марш, чего не скажешь об уличном. Его марши характеризуют чёткая структура, изобретательность и разнообразие тембров, что превращает их в нечто новое. Марши Тейке отличаются от других аналогичных произведений сильной певучей главной мелодией и прямо-таки филигранными второстепенными. Эта музыка без каких-либо плоских идей может стать маленькими сокровищами искусства маршей и немецкой традиции маршей. Марши Тейке - этот синоним музыкального качества и значимости,- никогда не были агрессивными.
Сохраняет ли по-прежнему немецкий марш своё мировое значение посредством своего музыкального разнообразия и влияния? Возможно в отношении обычных армейских маршей это уже не так, но только не по отношению к большому концертному маршу Карла Тейке. Музыка композитора Карла Тейке по-прежнему остаётся очень и очень привлекательной и востребованной. Это подтверждает и один из самых грандиозных проектов в области маршевой музыки. В серию из 250 пластинок (LP) "The Heritage of the March" американского мецената Роберта Хоу мл. (Robert Hoe jr.) включены 45 маршей Карла Тейке, открывая её с первой пластинки.
Жизненный путь Карла Тейке является отражением того времени, в котором он жил. Если взглянуть на его творчество с точки зрения сегодняшнего дня и со знанием дела, то становиться очевидным, что оно недооценено. Возможно, что CD Потсдамского оркестра полиции (Das Polizeiorchester Potsdam) под управлением музикдиректора Петера Брюнзинга (Peter Brünsing) поможет, хоть и с запозданием, вынести более справедливый вердикт.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 4985
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Чт Июн 24, 2010 7:39 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Перевод с буклета к CD "Historische Märsche - Carl Teike (2)" (1998)
Карл Тейке (5 февраля 1864 - 28 мая 1922)

В 1961 году Карл-Антон Дёлль (Karl Anton Döll) опубликовал фундаментальный трактат о жизни и работе своего дяди - композитора Карла Тейке. Дополнительные внешние стимулы поступили из "страны Тейке" - Швеции, и ещё более сильные из США. Там щедрый покровитель Роберт Хоу мл. (Robert Hoe, Jr.) собрал и опубликовал уникальное собрание "Наследие марша" (The Heritage of the March), содержащее на долгоиграющих пластинках около 50 маршей Карла Тейке. Прекрасный Военно-морской оркестр США (U.S. Navy Band) из Вашингтона, симфонические оркестры американских университетов, колледжей и средних школ, старейший из невоенных духовых оркестров страны, Аллентаунский оркестр (Allentown Band) из Пенсильвании, и Национальный концертный оркестр Америки (National Concert Band of America) сделали записи музыки этого немецкого композитора, переработав и исполнив их в новой, до сих пор неизвестной манере. Однако только с объединением Германии Ганс Аренс (Hans Ahrens) и Клаус Гезирих (Klaus Gesierich), признанные эксперты и почитатели музыки Тейке из Потсдама, добились успеха в устранении значительных пробелов. В результате этого и появились эти сведения о Карле Тейке, имеющие солидную документальную основу.
Первый важный период в жизни Тейке наступил, когда он поступил в оркестр 123-го (5-го вюртембергского) гренадерского короля Карла полка, стоявшего в Ульме. Последовали годы при поддержке и ободрении капельмейстера Юлиуса Шрека (Julius Schreck) и многобоещающей возможности выступления в местном театре в послеслужебное время, обратившиеся в катастрофу и классическую недооценку со стороны нового начальника Тейке. После женитьбы молодой музыкант и композитор попытался осесть в Южной Германии, но не преуспел в этом из-за провинциальной ограниченности, правившей повседневной жизнью за пределами военной службы. Годы без музыки, с 1890 по 1895, закончились, когда было удовлетворено прошение Тейке о переводе в Королевскую полицию в Потсдаме.
Следующие 14 лет своей жизни, ставшие самыми важными, карл Тейке провёл в резиденции прусских королей и германских императоров. Согласно данным последних исследований, именно в Потсдаме увидел свет марш, покоривший мир и ставший теперь поистине интернациональным: "Alte Kameraden" (Старые друзья). Он был впервые исполнен при помощи композитора в Nowawes, районе Потсдама, оркестром Фрица Кёлера (Fritz Köhler). Интересно, каким бы был сегодня ответ начальника Тейке, вынесшего "компетентное решение": "...бросьте его в печку и сожгите", если бы он узнал о явном успехе этого марша Тейке?
В начале своей службы в Королевской полиции Тейке должен был нести службу в различных полицейских участках в качестве патрульного на улице. В начале века он был переведён в рыночную полицию и транспортный отдел. Следует также подчеркнуть, что он стоял на посту у исторического "липового дерева для прошений" на Гумбольдтштрассе, напротив королевского дворца. Некоторые почитатели музыки Тейке верят в то, что следует, скорей всего, отнести к выдумке, что кайзер и король временами милостиво улыбался из дворцового окна, видя полицейского-композитора. Этому нет никаких подтверждений. Карл Тейке был переведён в участок, расположенный в центре Потсдама, и кроме того исполнял обязанности в так называемом Берлинском пригороде. Кроме всего прочего следует помнить, что все эти участки и четыре места его проживания в Потсдаме давали ему возможность выдеть и слышать первоклассные оркестры частей, дислоцировавшихся в месте пребывания германского императора и прусского короля. Восемь оркестров Потсдамского гарнизона относились к верхушке военных оркестров Старой армии - 1-го полка Пешей Гвардии, Гвардейского егерсого батальона, полка Gardes du Corps, 1-го Гвардейского уланского полка и т.п. - а имена их капельмейстеров Мёллера (Möller), Люттиха (Lüttich), Лемана (Lehmann), Масберга (Maasberg), Лёзера (Löser) и прочих как-будто сошли со страниц справочника "Кто есть кто" прусской духовой музыки. Тейке наблюдал за этими оркестрами днём или на концертах, а также тогда, когда войска маршировали к Ravensberge или на стрельбище около улицы Лукенвальде. Он видел их возле королевского дворца, когда они занимались парадной подготовкой в Люстгартене. Всё это служило для него сильным источником музыкальных импульсов. Они заключали в себе специфическое звучание оркестров (в пехотных оркестрах были медные и деревянные инструменты, в кавалерийских оркестрах были только медные, в егерских были закруглённые медные без деревянных), персональный стиль капельмейстеров и состав репертуара. У Тейке всегда была под рукой небольшая нотная тетрадь, в которую он сраэу же записывал пришедшую в голову музыку. Не подлежит сомнению, что именно в потсдамский период Тейке стал зрелым музыкантом и тем композитором иаршей, к которому с большим уважанием относятся во всём мире.
В 1909 году Тейке был вынужден покинуть службу в Королевской полиции из-за проблем со здоровьем и переехал в Ландсберг-на-Варте (Landsberg an der Warthe, в совр. Польше), где он работал курьером в окружной администрации. Там вся семья жила в бедности. Это кажется противоречием, но в ландсбергский период творческая мощь Тейке произвела некоторые из самых зрелых в музыкальном отношении маршей большой привлекательности.
До сих пор Тейке рассматривался только как композитор маршей, но не следует забывать, что он написал несколько танцев. Помимо вальса "Всего лишь попытка" Тейке сочинил двадцать танцев - мазурки, польки, рейнландеры. Сегодня невозможно определить, были ли эти произведения так же ярки, как и его марши, или они тоже были "всего лишь попыткой". К сожалению, жена Тейке, которой он посвятил эти танцы, заложила их и не выкупила. Поэтому, их следует считать утраченными. То же самое относится ещё к одному произведению, которое всегда упоминается в связи с Тейке, но следов которого обнаружено не было. Это марш "The Blue Police" (Синяя полиция), ставший музыкальным ответом Тейке на просьбу Нью-Йоркской полиции написать марш для её оркестра. Эта просьба была сделана в 1914 году и подтверждает, что имя Тейке было известно и за Атлантическим океаном, несмотря на отсутствие современных медиа-средств, таких как радио, телевидение и звукозапись.
Без всякого сомнения музыку Карла Тейке нельзя разделить на отдельные творческие периоды. Любые попытки определить точную дату создания маршей являются всего лишь предположением. Если судить по их названиям, то они отлично вписываются в настроения, царившие в начале века и в последующие два десятилетия. К ним нельзя подходить с мерками сегодняшнего дня, указывая на наличие элементов "милитаризма" или "агрессивности" в их названиях. Тейке (и его издатели) делали то, что считалось абсолютно нормальным в то время в Европе и даже за океаном.
Несмотря на это, можно констатировать, что названия некоторых его маршей намекают на определённые периоды его жизни или источники вдохновения:
- Schneidig an der Tête (Впереди колонны (на лихом коне)), Die alte Garde (Старая гвардия), Regimentskameraden (Однополчане), Unter Kameraden (В кругу друзей) и Observiermarsch ((Полицейский) Патрульный марш) напоминают о его военной службе и службе в полиции;
- Kaiserparole (Девиз кайзера), Kronprinz (Наследный принц) и Hohenstaufen-Marsch (Марш Гогенштауфена, изначально Für Thron und Reich (За трон и империю)) отражают верноподданические чувства по отношению к правящей династии;
- С другой стороны Internationaler Marsch (Международный марш), Wieder daheim ((Снова) домой) и, в особенности, In Freud und Leid (В горе и радости) и Friedensbanner (Знамя мира) вероятнее всего написаны в Ландсберге под впечатлением от войны и первых послевоенных лет;
- Когда он прогуливался по берегу Хафеля к своему любимому загородному месту Forsthaus Templin, то мог наблюдать за деятельностью пионеров авиации. Так как он был открыт для всех технических новшеств, и в частности для спорта, то такие события могли быть идеальными источниками вдохновения для маршей и их названий. К это категории можно смело отнести Ein Hoch der Aviatik (Ура авиации), Froher Wanderer (Очарованный странник) и Jugend heraus (Призыв к молодёжи);
- Помимо этого, некоторым его маршам, например, Hoch Braunschweig (Да здравствует Брауншвейг), написанному в 1925 году (и изданному Bellmann & Thümer), названия, вероятнее всего, давали сами издатели.

Почему только в конце тридцатых, Карла Тейке стали рассматривать как кандидата для включения в немецкое официальное Собрание маршей? Почему в Германии исполнялись только несколько его захватывающих маршей, не входящих в категорию "всемирно известных"? Ответ на эти вопросы, возможно, заключается в характере маршей Тейке, поскольку он писал не музыку для парадов, а концертные марши большой выразительности. Поэтому его следует отнести к группе композиторов, которые не были военными капельмейстерами или музыкантами, а, вместо этого, писали прекрасные концертные марши. Если их сравнивать с настоящими военными маршами, то можно сказать, что эти марши всегда "расцветали в безвестности", несмотря на их продолжающуюся популярность. Alte Kameraden был включён в немецкое Собрание маршей Сухопутных войск в конце 1939 года, и не был включён в (пронумерованный) Сборник маршей Бундесвера.
Круг замкнулся. Не немецкие "оплоты Тейке", упомянутые ранее Швеция и США, а также Великобритания, с их богатыми традициями военной музыки применяют несколько иной подход, когда говорят о военном марше. Музыка Тейке там исполняется гораздо чаще. И этот самый подход сегодня становится наиболее приемлемым, так как "чистокровный" марш для парада (в немецком понимании) сегодня требуется редко. Это означает, что у Карла Тейке сегодня появляется более прочное и законное место. И это достижение приветствуется в мировой литературе о маршах.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 4985
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Ср Июн 30, 2010 8:31 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

"СТАРЫЕ ДРУЗЬЯ", Карл Тейке

Несомненно, самым популярным и исполняемым в мире является марш "Старые друзья" (Alte Kameraden, Old comrades, Gamla kamrater, Vanhat tovarit, Velehos camaradas, Vieux camarades и т.д.), которому удалость остаться политически нейтральным и сохранить свою репутацию невзирая на государственные и этнические границы и политические системы (за исключением случаев, указанных ниже). Он и несколько других маршей входят в группу "Weltmärsche" (всемирные марши).
Карл Альберт Герман Тейке (1864-1922) родился в померанском Альдамме как четвёртый ребёнок в семье кузнеца. Затем семья переехала в Цюльхов под Штеттином, и музыкально одарённый ребёнок начал заниматься у Пауля Бётхера, городского капельмейстера городка Воллин, у которого познакомился с духовыми, струнными и ударными инструментами. Его основным инструментом стала валторна, и уже на втором году обучения он выступал в качестве солиста курортного оркестра, которым руководил его учитель. По окончания пятилетнего срока обучения в 1883 году он добровольно поступил в оркестр 123-го (5-го вюртембергского) гренадерского короля Карла полка, которым руководил капельмейстер Юлиус Шрек. Помимо этого он выступал в качестве трубача в городском театре Ульма. Его целью было стать военным капельмейстером.
Уже в 1885 году он написал свой первый марш "На берегу Дуная" (впоследствии "Принц Альбрехт") и, таким образом, начал блестящую карьеру композитора маршей при поддержке своего ротного командира капитана Рампахера и капельмейстера Шрека. Достаточно быстро он стал унтер-офицером (гобоистом). Но его военной карьере пришёл конец, вызванный сменой капельмейстера. Новый капельмейстер Эльте (Oelte) не очень-то любил новые марши, и когда в 1889 году Тейке, как это бывало раньше, принёс показать ему новый марш, он просмотрел его и бросил: "У нас уже достаточно маршей, бросьте это в печку!" Позже этот марш получил название "Старые друзья", на которое его вдохновили участники прощальной вечеринки. Этот эпизод послужил причиной того, что Тейке оставил поприще военного музыканта. Когда он заметил, что оркестры копируют друг у друга ноты марша, он продал издательские права на него Фрицу Мёрике (Fritz Mörike) из Штеттина за несколько марок.
Расставшись с военной службой, он стал полицейским в Ульме, а в 1895 году получил должность в полиции Потсдама. Эта бывшая столица Пруссии и солдатский город стали питательной средой для сочинителя маршей Тейке, и именно здесь появились "Всецело преданный", "Принц Вильгельм", "За трон и империю", "Девиз кайзера" и "Граф Цеппелин". Из-за пневмонии, полученной в 1907 году, состояние его здоровья ухудшилось, и он был вынужден оставить полицейскую службу. Он получает должность в местной администрации в Ландсберге-на-Варте, и годы, проведённые там, тоже способствуют сочинению маршей. Он часто выступал в качестве приглашённого дирижёра на благотворительных концертах, проводимых местными оркестрами в Ландсберге, Штеттине и других местах, особенно в годы первой мировой войны, и именно в годы войны появились такие марши, как "Праздник мира","Новые времена" и "(Снова) домой". Почётный, но взрывоопасный заказ из Франции - написать несколько маршей для французской армии - не был исполнен из-за ухудшения здоровья, которое привело к преждевременной смерти в 1922 году. В церемонии похорон в Ландсберге-на-Варте принимали участие несколько оркестров, и на ней прозвучали "Старые друзья". Затем были исполнены "Всецело преданный" и другие марши. В 1966 году в Берлинском архиве был обнаружен ранее неизвестный безымянный марш Тейке. По предложению племянника Тейке Карла-Антона Дёлля его назвали "Новые друзья".
Как композитор, Тейке работал сосредоточенно и целенаправленно. Трудно отыскать что-либо некачественное среди его более чем 100 маршей, отличающихся чёткой структурой, мелодическим богатством и широкой палитрой его обработки. Немцы несколько по иному определяют концертный марш, чем мы, шведы; поэтому марши Тейке в Германии относятся к концертным, а не к марширующим (Strassenmärsche), и не были включены в Собрание армейских маршей. "Старые друзья" был признан в качестве "гражданского" военного марша. Только в 1939 году "Старые друзья" был включён в Собрание маршей Сухопутных войск, образованное ещё в 1933 году, под номером HM II,150. В десятую годовщину смерти Тейке на его могиле был установлен памятник, а в 75-летний юбилей со дня рождения он был посмертно удостоен звания почётного гражданина города Ландсберг-на-Варте. После торжеств на его могиле, участники прошли на Lindenplatz, которая стала называться площадью Карла Тейке (Carl-Teike-Platz).
О популярности Тейке в кругах шведской военной музыки говорит такой факт, что его фамилию принял военный музыкант Филип Петтерсон (Filip Pettersson), ставший впоследствии капельмейстером Карлсборгского артиллерийского полка (Karlsborgs artilleriregement) Филипом Тейке (Filip Teike). Говорят, что некоторые музыканты его оркестра считали, что марши Тейке написал именно он, против чего он и не возражал.
Как некий курьёз можно рассматривать инцидент, происшедший со "Старыми друзьями" в Германии в 1997 году. На конкурсе цветочного оформления, проходившем 22 ноября 1997 года в Карлсруэ, в музыкальную программу был включён марш "Старые друзья". Члены городского Совета иммигрантов призвали к бойкоту конкурса на том основании, что марш является олицетворением вооружённых сил и полиции, в рядах которых существует сильная ксенофобия. Говоря о "вине, связанной с" (guilt by connexion) Тейке, следует отметить такое нарушение авторских прав, когда на CD, вышедшем в 1998 году (вероятно, имеется в виду "Historische Märsche - Carl Teike (2)"), были указаны два ненастоящих названия: "Среди товарищей по оружию" (Unter Waffengefährten) и "Вооружённый мир" (Die Welt in Waffen) были заменены на "Среди друзей" (Unter Kameraden) и "Мир без оружия" (Die Welt ohne Waffen).
"Старые друзья" с его 136 тактами длится почти пять минут (согласно музыкальному анализу, произведённому в диссертации Ахима Хофера (Achim Hofer)). В ней так же были представлены тексты к нему. Накануне второй мировой войны был написан агрессивный текст "После боя отправился полк" (Nach dem Kampfe zog das ganze Regiment), исполнявшийся хором из 200 человек в сопровождении оркестра; впоследствии Карлом-Антоном Дёллем был написан другой текст. На Олимпийских играх в Хельсинки в 1952 году его пели почти 60000 человек. Когда в 1959 году оркестр морской пехоты её величества исполнил марш в финале Кубка, проходившего на стадионе Уэмбли в присутствии королевы Елизаветы и принца Филипа и транслировавшегося по телевидению в Германию, нацистский композитор маршей Герман Блюме (Hermann Blume) не поверил своим ушам. В журнальной статье он истолковал это, как признание за маршем в Англии королевских заслуг, по аналогии с происшедшим уже в Германии. По видимому Блюм не представлял себе, что марш уже стал всемирным, и в его исполнении в Англии не было ничего странного.
В Швеции есть популярный песенный шнапс-вариант, излагаемый устно в виде барабанного марша:
Vill du ha fysiken fin,
skall du bara dricka brännevin.
Vill du ha din mage bra,
skall du dricka det varenda da'.
Vill du ha ett glatt humör,
skall du dricka i ett enda kör.
Brännevin, ja brännevin,
det håller magen och fysiken fin.
(Хотите быть в физической форме, пейте только пунш; Хотите, чтобы желудок работал нормально, пейте его каждый раз за едой; Хотите хорошего настроения, выпейте его залпом; Пунш, да пунш, с ним здоровы и брюхо, и тело.)
После второй мировой войны "Старые друзья" был одним из немногих маршей, приемлемых во всём мире. Его всемирная известность не позволяла принять его в качестве военного марша. Насколько мне известно, он принят в качестве официального только в Административной службе Канадских вооружённых сил, а также у гимнастов KFUM (шведская Организация христианской молодёжи).

Ларс Стольт (Lars Stolt)
8 сентября 2002 года


Перевод статьи
ALTE KAMERADEN, Carl Teike
http://www.militarmusiksamfundet.com/show_artikel.asp?id=altekameraden
с сайта шведского Общества военной музыки (Militärmusiksamfundet)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Военная музыка -> Композиторы Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2, 3  След.
Страница 2 из 3

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах



Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS