То что удалось сейчас просмотреть показывает, что лучше всего штаты расписаны у военно-морских оркестров; там и количество и инструменты.
В этой теме мы постараемся внести ясность в неблагодарное дело упорядочения штатов наших оркестров.
Понятно, что информация скудная и ясно, что штаты(хотя бы по инструментам) не всегда соблюдались. С одной стороны, для качества звучания нельзя не прибегнуть к возможности нарушить правило, а с другой - все таки это армия, порядок должен быть.
Зарегистрирован: 09.06.2009 Сообщения: 4985 Откуда: Новосибирск
Добавлено: Чт Авг 06, 2009 6:11 am Заголовок сообщения:
Вчера поленился, но раз появилась такая тема, считаю обязанным доложить:
Составы на 1862 год (после удаления флейт, гобоев и английских рожков)
Пехотная духовая музыка - 34 музыканта на 42 инструментах:
14 кларнетов (Es, F, B, C)
1 корнобассет F
1 кларнет бас B
4 фагота
2 контрафагота
1 корнет C с кронами B
4 трубы F с кронами Es
4 валторны с кронами
1 контрабас
1 тромбон бас
1 тромбон тенор
1 тромбон альт
2 басовые трубы (F,B)
1 малый барабан
1 пара турецких тарелок
1 треугольник
1 большой барабан
Пехотная роговая музыка ("егерский" хор) - 30 музыкантов:
10 корнетов (C, B, G, F)
2 облигато C
3 тенора (E, B, G)
2 трубы F с кронами Es
4 валторны (G, F, Es, C)
2 контрабаса C
басы (F, Es, C, B)
Сохранился анекдот павловского времени, рассказывающий о довольно показательном эпизоде:
"Как-то государь увидел превеликую толпу музыкантов, стоящих на фланге полка. Павел I показывал вид, что не знает, какой это народ, и спросил: "А это что за войско?"
- "Музыканты, Ваше Величество" - отвечают ему.
- "Как! неужели это всё музыканты? Да тут их превеликая толпа... Э-э, - продолжает удивляться государь и, подойдя к строю музыкантов, крикнул:
- Лучшие два музыканта (в данном случае, валторнисты), выходи сюда!" Когда те вышли, он таким же порядком вызвал лучших кларненистов и одного лучшего фаготиста. "Вот и сих довольно будет. Вы оставайтесь музыкантами,- сказал царь избранным,- а всех прочих поместите-ка в ротное число, и пускай они будут солдаты."
(Матвеев В. Русский военный оркестр. М., 1965)
По новым штатам в мушкетерских и гренадерских полках полагалось 5 музыкантов, в 1798 году - 7; в 1800 году было добавлено ещё 3 музыканта. Из инструментов были оставлены валторны, кларнеты, гобои, фаготы и флейтраверсы. В егерских батальонах, а затем и полках, "музыка" была представлена лишь ротными валторнистами.
При Павле впервые мелодии полковой музыки (как и знамёна) стали играть роль отличий за конкретные заслуги. Введённый по прусскому образцу для гренадерских полков особый "гренадерский бой" мог теперь присваиваться мушкетерским и егерским полкам. Первым получил его Елецкий мушкетерский полк в 1797 году за удачные маневры, всего же до 1801 года таким боем было награждено 8 мушкетерских и 3 егерских полка.
1731 - 56 (71*) Хорные** - 19: 1 капельмейстер и 18 гобоистов (в т.ч. 2 иностранца)
Строевые - 37 (52): 1 полковой барабанщик, в ротах 33 (47) барабанщика и 3 (4) флейщика
* - в Преображенском полку
** - то, что теперь называется оркестр
1711 и 1720 - 24 Хорные - 8: 8 гобоистов (в т.ч. "флейщиков")
Строевые - 16: 16 барабанщиков
1732 - 31 Хорные - 7: 7 гобоистов (в т.ч. 1 иноземец)
Строевые - 24: 22 барабанщика и 2 "флейщика"
1765 - 44 (45) Хорные - 8: 1 капельмейстер и 7 музыкантов
Строевые - 36 (37): 24 барабанщика и 12 флейщиков (в гренадерском полку - 13)
1798 - 49 Хорные - 7: 7 музыкантов
Строевые - 42: 1 полковой барабанщик, в ротах 37 барабанщиков и 4 флейщика
(В егерском полку всего 21 - 1 штаб-валторнист и в ротах 20 валторнистов)
1802 - 56 (в егерском - 44) Хорные - 9: 9 (в егерском - 5) музыкантов
Строевые - 47 (35): 1 полковой, 2 батальонных и 36 (в егерском - 24) ротных барабанщиков, 8 флейтщиков
1833 - 156 Хорные - 42: 1 чиновник для обучения музыкантов, 1 тамбурмажор, 16 унтер-офицеров и 24 рядовых
Строевые - 114: 1 полковой, 4 батальонных и 64 ротных барабанщиков, 1 полковой, 4 батальонных и 32 ротных горниста (в егерском полку - по 48 ротных барабанщиков и горнистов), 8 флейщиков
1857 - 124 Хорные - 41: 1 тамбурмажор, 16 унтер-офицеров и 24 рядовых (только в 1-х и третьих полках дивизии)
Строевые - 83: 1 полковой, 3 батальонных и 36 ротных барабанщиков, 1 полковой, 3 батальонных и 39 ротных горнистов
1864 (мирного времени) - 98 Хорные - 40: 1 старший унтер-офицер, 11 младших унтер-офицеров и 28 рядовых
Строевые - 58: 1 полковой, 3 батальонных и 24 ротных барабанщика, 1 полковой, 3 батальонных и 36 ротных горнистов
1881 с изм. 1885 - 70 Хорные - 36: 1 чиновник для обучения музыкантов (только до 1893года), 1 старший унтер-офицер, 10 младших унтер-офицеров и 24 рядовых
Строевые - 34: 1 полковой и 32 ротных барабанщика, 1 полковой горнист
1910 - 54 Хорные - 36: 1 капельмейстер, 1 старший унтер-офицер, 10 младших унтер-офицеров и 24 рядовых
Строевые - 18: 1 полковой и 16 ротных барабанщиков, 1 полковой горнист (кроме этого в каждом батальоне батальонный линейный и в каждой роте 2 ротных линейных снабжались сигнальными рожками для подачи сигналов в строю)
1915 - 49 Строевые - 49: 49 горнистов
Последний раз редактировалось: retiredmajor (Чт Мар 25, 2010 10:57 am), всего редактировалось 6 раз(а)
Из книги "История военной музыки России"(В.Тутунов, Москва-Музыка, 2005 год). Допетровскую эпоху трогать не будем, хотя Тутунов добротно проходится по этому периоду.
В 1702 году в Преображенском полку имелось 40 барабанщиков и 32 сиповщика. В Семеновском, соответственно, 35 и 16.
Сипош - это гобой, появившийся в России при Алексее Михайловиче, а сиповка - это поперечная флейта. Здесь, как отмечает Тутунов, скорее всего под сиповщиками подразумеваются все музыканты играющих на духовых инструментах, т.е. все кроме барабанщиков.
---
19 февраля 1711 года издан "Указ о штатных кавалерийских и пехотных полках"(указ №2319):
В кавалерийских полках 11 человек
В пехотных 9 человек
С 1712 года устанавливается штат артиллерийских оркестров в 10 человек.
В пехотном полку было пять гобоистов, два трубача и два валторниста. Один гобоист-иностранец выполнял роль руководителя(и учителя) оркестра. В артиллерийском полку было два гобоиста-иностранца.
(Матвеев приводит другой состав - 2 флейты, 4 гобоя, 4 фагота, 2 валторны, 2 трубы, 1 литавра и 1 барабан. Тутунов часто ссылается на Матвеева, но отмечает, что его работе не хватает многого, в том числе точных штатов оркестров. Кому верить неясно. Тутунов вообще не упоминает флейты и фаготы за весь 18 век)
В начале 18 века название сипош и сиповщик вытесняет французское название - гобой, гобоист(от франц. "haut boix", дословно - "высокое дерево). После этого долгое время(до первой трети XIX века) музыкантов-духовиков чаще всего именуют просто "гобоистами" а не "сиповщиками" - в независимости от их инструмента. Т.е. "гобоисты" это синоним слова оркестр.
Кроме "гобоистов"(музыкантов-духовиков) в кавалерийских полках были барабанщики, литавристы и трубачи, выполнявшие сигнальную службу. Это 20 барабанщиков, 2 трубача и один литаврист. Пехотные полки и, по видимому, артиллеристы имели дополнительно только 16 барабанщиков.
Оркестры гвардии, находясь в привилегированном положении, не придерживались штатов и были более многочисленными. Например в 1716 году в Преображенском полку имелся оркестр в 43 "гобоиста"(не считая барабанщиков), а в Семеновском полку был оркестр из 30 "гобоистов". Несмотря на то, как пишет Тутунов, что штат гвардейского полка был в 20 человек.
Для флота было предусмотрено по два трубача на каждый корабль "для сигнальной службы"
С середины 18 века получает распространение т.н "янычарская музыка". Придворный скрипач Шнурпфейл побывал с русским посольством в Константинополе и привез императрице Елизавете оркестр из 15 человек.
Влияние янычарской(турецкой музыки) на европейскую военную музыку, в том числе и на русскую, проявилось прежде всего на появлении новых ударных инструментов - больших барабанов, тарелок и треугольников(все это живо до сих пор в т.ч. в симфонических оркестрах). Так же широкое распространение получил бунчук(нем. - schellenbaum). В Европе тогда властвовала т.н. "прусская музыка" из барабанов и флейт(пикколо) дошедшая до нас в виде немецких spielmannszug.
Не только музыкальные особенности "турецкой музыки" привлекли внимание европейских музыкантов, но и внешний вид инструментов - их декоративность, особенно бунчуки с их необычной формой, блестящими металлическими деталями и пестро раскрашенными конскими хвостами.
Позже подобные оркестры проникли в гвардейские полки. Так, в 1796 году в Преображенском полку помимо оркестра гобоистов(духового), бального оркестра(симфонического), рогового оркестра, имелся так же оркестр турецкой музыки.
Известно например, что интерес к "турецкой музыке" проявляла императрица Екатерина II. 5 мая 1775 года она "изволила слушать турецкую музыку, игранную гвардии Преображенского полка музыкантами".
Так же, со времен Елизаветы Петровны в моду зачислять брать негров-литавристов в гвардейские полки.
XVIII век принес много новшеств для музыки в т.ч.для военной. Были изобретены клапаны(машинки) для гобоев и флейт, что позволило применять их в более беглой музыке. С 70-х годов в русских военных оркестрах являются кларнеты. Уже предпринимались попытки с помощью добавления клапанов сделать из натуральных медных духовых инструментов хроматические. Так, в 1770 году петербургский мастер Кельбель изобрел каппен-горн - валторну с клапанами. Однако, инструмент не получил распространения из за недостаточного технического совершенства.
Последний раз редактировалось: PetersGriFF (Пт Авг 07, 2009 7:40 pm), всего редактировалось 2 раз(а)
С 1802 года в пехотных и артиллерийских полках устанавливается численность оркестра в 9 и 10(артилерия) человек.
В Семеновскои и Измайловском полках по сравнению с пехотными полками добавлялось по 2 трубача. Число музыкантов Преображенского полка было вдвое больше чем в упомянутых выше гвардейских полках.
Такие составы просуществовали до 1808 года.
С 1804 года оркестры вводятся в Донском, Уральском, Черноморском и Оренбургском казачьих войсках.
На начало XIX века в неудовлетворительном состоянии находилась музыка на флотах. В докладе товарища военно-морского министра Чичагова отмечалось -"... за всем тем существуют еще недостатки, препятствующие заведению сему(т.е. обучению флотских музыкантов - Тутунов) дойти до желаемого устройства. До сего полагалось трубачей в каждой диизии по 48 человек, из коих на корабли назначалось по 3,а на фрегаты по 2 человека. Столь недостаточна и даже отвратительна должна быть музыка, из такого числа труб составлена, сие удобно всякому представить себе можно".
4 мая 1804 года на Балтийском флоте вводятся военные оркестры. Было определено "снабжать достаточным для хора числом трубачей одни флагманские корабли, а эскадренных командиров и инструментальную музыку". Как пишет Тутунов, очевидно, под "трубачами" здесь подразумевают всех исполнителей на медных духовых, а под музыкантами(инструментальная музыка) - деревянных духовых или, даже, смычковые инструменты.
Всего на Балтийском флоте было определено иметь 100 трубачей, 36 музыкантов и 4 литаврщика.
В 1805 году на Черноморском флоте введена "музыкальная часть" из 2 капельмейстеров, 24 музыкантов, 66 трубачей и 4 литаврщиков.
Указом от 19 августа 1808 года в гвардии предусматриваются оркестры в 25 человек. В Преображенском - в 40.
Инструментальная часть определена указом от 15 апреля 1809 года:
Оркестра гвардии:
Фаготов 2(4)
Валторн 4(4)
Кларнетов 4(7)
Флейт 4(4)
Труб 2(4)
Больших барабанов 1(1)
Малых б. 1(1)
Контрфаготов 1(2)
Тромбонов 1(2)
Серпантов(серпентов) 2(3)
Бассетгорнов --(2)
Гобоев --(2)
Треугольников 1(1)
Тарелок 1(1)
Бубнов 1(1)
Английских рожков --(2)
В скобках - лейб-гвардии Преображенский полк.
(Матвеев опять не согласен По его мнению на начало 19 века состав был таким:
4 флейты (траверзо)
2 флейты больших
2 флейты квартовых
2 флейты октавки(пикколо - видимо)
1 флейта септимовая
1 флейта децимовая
1 кларнет малый(in Eb - видимо)
3 кларнета in B
3 кларнета in C
2 фагота
2 трубы с машинами
2 валторны с машинами
1 почтовый рожок
1 серпент
1 тромбон
1 малый барабан
1 большой барабан
Откуда данные неясно, сейчас я углублюсь в изучение Матвеева. По видимому, он просто привел состав какого то гвардейского оркестра
Увлечение составов оркестров повлияло на появление новых инструментов - тромбонов, серпантов, контрфаготов. Кроме того,в Преображенском полку появились английские рожки и бассетгорны.
Помимо этого в каждом гвардейском полку имелись сигналисты-барабанщики, а в тех полках или батальонах, которые за боевые отличия были награждены серебряными трубами, сверх этого имелось по 2 трубача.
В 1808 году появляется учебный гренадерский батальон. Он состоял из 6 рот - 4 гренадерских и 2 "неранжированых" для подготовки музыкантов и барабанщиков.
Музыкальная рота состояла из 150 человек и разделялся на 6 оркестров по 25 человек где во главе роты стоял капельмейстер. Обучение было двухгодичным и каждый год рот выпускала по 75 музыкантов для войск. "Барабанщичья" рота готовила флейщиков и барабанщиков для сигнальной службы.
Изобретенный в России новый механизм позволивший сделать хроматические медные инструменты, повлек изменение штатов оркестров.
9 мая 1830 года вышел новый штат армейских пехотных полков в 25 музыкантов:
8 кларнетов(различных строев)
1 бассетгорн
1 гобой
9 флейт(разных)
4 валторны ("со всеми машинами")
1 почтовый и 1 сигнальный рожок("с машинами")
3 трубы"о трех виндалах(вентилях)
2 фагота
1 контрафагот
1 бас
1 бас-тромбон
1 треугольник, малый и большой барабан.
Всего при 25 исполнителях 36 инструментов, некоторые музыканты играли на нескольких инструментах.
(Матвеев считает так:
Для стрелковых батальонов - 1 корнет октавный in F, 2 корнета in C, 2 корнета альто in F, 3 корнета облигато in C, 2 трубы(принципалы), 2 валторны in C, 2 валторны in F, 2 валторны in G(басовых), 3 тенора (басовых), 2 тАмбона(так в книге!!!), 2 баса in G, 2 аса in C(больших), 1 бас in G(большой). Итого 28 инструментов.
Для армейских полков - 2 корнета in C, 2 трубы in F, 2 трубы in G, 2 трубы облигато in C, 2 трубы басовые или тенор in C, 2 валторны in G, 2 валторны in F, 2 валторны in C, 1 басгор(бассетгорн - видимо), 1 бас in G, 1 бас in C, 1 тромбон бас.
Походу, он опять что то напутал, как с Хорами Вурма)
Эти новые штаты, как бы уровняли в правах армейские и гвардейские оркестры, позволили улучшить музыкально-выразительные возможности армейских коллективов.
28 января 1833 года штаты оркестров снова увеличивают - до 40 музыкантов.
Не известны законодательные акты об увеличении штатов и инструментов гвардейских оркестров. Войска гвардии, находясь в привилегированном положении, имели возможность увеличивать оркестры по своему усмотрению. Этот факт можно считать установленным на основе анализа партитур того времени. Так, в 1844 году Гаазе был сочинен марш по случаю праздника лейб-гвардии Семеновского полка. В партитуре обозначены 32 различных инструментов, звучащих одновременно. Если взять общепринятую практику дублирования ведущих оркестровых голосов двумя-тремя исполнителями, то потребуется коллектив свыше 60 человек.
Последний раз редактировалось: PetersGriFF (Пт Авг 07, 2009 7:58 pm), всего редактировалось 1 раз
Матвеев приводит какой то штат флотских музыкальных хоров за 1858 - 1860 года, откуда они не ясно.
Оркестр гвардейского экипажа- 4 корнета C, 3 корнета G, 3 корнета F, 2 облигато C(примо), 2 облигато С(секондо), 2 тенора C, 2 тенора G, 2 тенора B, 2 трубы с кронами (принципальные), по 2 валторны в строях G, F, Es, C и C(басовые)(всего 10 валторн), 2 баса F, 2 баса C, 2 контрабаса F(по видимому - геликоны), 2 контрабаса B. Итого 40.
После отмены крепостного права проводится реорганизация армии, создаются новые части.
В 1863 году специальным приказом предусматриваются оркестры во всех полках гвардии и Каваказкой армии, а так же в гренадерских полках. В остальных же армейских пехотных полках предусматривается по по одному оркестру на два полка - в первом и третьем каждой дивизии. В кавалерии оркестры состояли из штатных трубачей, при этом они были исключительно медного состава. Это обуславливалось спецификой игры - музыкант одной рукой должен был управлять лошадью.
Медными были и все оркестры флота, за исключением оркестра Гвардейского экипажа. В артиллерии оркестров не предусматривалось.
В 1865 году во всех пехотных полках армии вводятся составы численностью 28 человек - так называемые "Медные хоры Вурма". Эти составы были разработаны известным солистом-виртуозом, профессором СПб Консерватории В. В. Вурмом. Владелец фабрики музыкальных инструментов Андерс изготовил новые инструменты на основе объединения пехотного сигнального рожка с трубой(горно-корнеты). Часть из них имела двойные кроны, что позволяло менять их строй. Однако эта мера была шагом назад, так как "Медные хоры Вурма" по своим техническим возможностям и выразительности значительно уступали существовавшим прежде оркестрам. Официальная пресса и документы того времени отмечают "крайнюю неудовлетворительность" "медных хоров Вурма", получивших пренебрежительную кличку "вурмачи".
Наряду с этими составами в армейских дивизиях разрешалось иметь по одному обычному оркестру численностью в 42 человека (так называемый дивизионных хор). Такие оркестры включали в себя как медные, так и деревянные духовые инструменты и содержались при первом полку дивизии.
В 1873 году Н.Римский-Корсаков, назначенный на должность инспектора музыкантских хоров морского ведомства, разрабатывает для военных оркестров флота четыре типовых состава: два смешанных в 63 и 45 человек и два медных - 46 и 32 человека(соответственно I и II разряда).
Предложения Римского-Корсакова были одобрены советом профессоров СПб Консерватории и приведены в жизнь. Они способствовали значительному повышению исполнительских возможностей флотских оркестров и наглядно продемонстрировал преимущества данных составов перед "хорами Вурма".
Преобразование составов оркестров, проведенные Римским-Корсаковым на флоте, оказали воздействие на оркестры сухопутных войск. Приказом военного ведомства №212 за 1876 год "хоры Вурма" упразднялись, вместо них в армейских полках вводились новые штаты медных оркестров численность в 35 человек. По количеству исполнителей и и составу инструментов они приближались к медному хору II-го разряда, введенному Римским-Корсаковым на флоте. Позже, в 1883 году было разрешено оркестры армейских пехотных полков медного состава пополнять кларнетами.
Таким образом, на протяжении 1873 - 1883 годов окончательно типовые складываются штаты оркестров, просуществовавших до 1917 года.
Во всех гвардейских полках и первых полках армейских пехотных дивизий были смешанные оркестры по 42 человека, в остальных пехотных полках армии - медные составы в 35 человек с добавлением кларнетов:
3 корнета Es
7 корнетов B
3 альта Es
3 трубы Es
4 тенора B
2 баритона B
2 баса малых(совр.эфониум) B
4 баса Es
3 баса B
и 4 ударных инструментов.
В кавалерии только медные составы штатных трубачей в 21 - 25 человек.
На сегодня все, устал... Завтра выпишу остальные таблицы из Матвеева и сравню с Тутуновскими. В книге Аксенова ничего интересного нет, она вообще малоинформативна по дореволюционной эпохе, книгу "Советская военная музыка" смотреть вообще не надо, естественно. Буду ждать книгу "Военная музыка в СПб 1703 - 2003", хотя там часть из Тутунова, но есть много новой информации. А так же таблицы и множество иллюстраций.
Зарегистрирован: 09.06.2009 Сообщения: 4985 Откуда: Новосибирск
Добавлено: Пт Апр 29, 2011 6:25 am Заголовок сообщения:
Количество музыкантов в гвардейской кавалерии (на конец 19 - начало 20 века)
Общие положения:
Чиновник для обучения музыкантов положен всем полкам, кроме Гвардейского запасного кавалерийского полка, Гвардейского полевого Жандармского эскадрона и Собственного Его императоркого величества конвоя. В казачьих полках в военное время должность чиновника сокращается.
В каждом полку положен 1 штаб-трубач (унтер-офицерского чина) и по несколько трубачей в эскадрон или сотню. Собственному Его императоркого величества конвою штаб-трубач не полагался.
В полках гвардейских кирасир (Кавалергардском, лейб-гвардии Конном, лейб-гвардии Кирасирском Его величества, лейб-гвардии Кирасирском Её величества):
по 3 трубача и 1 литаврщик на каждый из 4 эскадронов; всего - 17 человек.
Слева: литаврщик лейб-гвардии Кирасирского Его величества полка
В полках гвардейских драгун, улан и гусар (в т.ч. лейб-гвардии Конно-Гренадерском):
по 3 трубача на каждый из 6 эскадронов; всего - 19 человек.
Слева: трубач лейб-гвардии Гродненского гусарского полка; справа - хор трубачей этого же полка
В полках лейб-гвардии Казачьем и лейб-гвардии Атаманском:
в мирное время: по 4 трубача на каждую из 4 сотен; всего - 17 человек.
в военное время: по 3 трубача на каждую из 6 сотен; всего - 19 человек.
Слева: трубач лейб-гвардии Атаманского полка
В лейб-гвардии Сводно-Казачьем полку:
по 4 трубача на каждую из 4 сотен; всего - 17 человек (в мирное и военное время)
В Гвардейском запасном кавалерийском полку:
по 2 трубача на каждый из 10 эскадронов; всего - 21 человек.
В Гвардейском полевом Жандармском эскадроне:
1 трубач.
В Собственном Его императорского величества конвое:
4 трубача Его величества или лейб-трубача (в чине урядника, каждый с посеребрёнными пехотным горном и кавалерийской трубой);
по 2 трубача на каждую из 4 сотен; всего - 12 человек.
Зарегистрирован: 09.06.2009 Сообщения: 4985 Откуда: Новосибирск
Добавлено: Ср Сен 01, 2021 12:49 pm Заголовок сообщения:
Приказом по Военному ведомству 1909 г. № 54 в следующих штатах военного времени исключены барабанщики:
8 — Собственный Его иИмператорского Величества сводный пехотный полк
9 — 4-х баталионные пехотные полки: гвардейский, гренадерский и армейский (50-рядного состава)
13 — 4-х баталионные и 2-х баталионные полки и отдельные баталионы, формируемые в военное время
14 — 4-х баталионный полк, формируемый в военное время
15 — 4-х баталионный полк и отдельный баталион, формируемые в военное время
16 — 5-ти баталионный и 4-х баталионный полки, формируемые в военное время
45 — Пешая дружина государственного ополчения
90 — Рота С.-Петербургской крепостной артиллерии
108 — Л.-гвардии Саперный баталион, состоящий в мирное время из 5 саперных (с 2-мя легкими мостовыми парками) и 1-й телеграфной рот
109 — Действующий саперный баталион, состоящий в мирное время из 4-х саперных (с 2-мя легкими мостовыми парками) и 1-й телеграфной рот
110 — Действующий саперный баталион, состоящий в мирное время из 3-х саперных (с 2-мя легкими мостовыми парками) и 1-й телеграфной рот
111 — Туркестанский саперный баталион, состоящий из 3-х саперных (с легкими мостовыми парками) и 1-й телеграфной рот
112 — Закаспийский саперный баталион, состоящий из 2-х саперных (с легкими мостовыми парками) и 1-й телеграфной рот
113 — 1-й и 3-й Восточно-Сибирские саперные баталионы, состоящие каждый из 4-х саперных (с 2-мя легкими мостовыми парками) и 1-й телеграфной рот
114 — 2-й Восточно-Сибирский саперный баталион, состоящий из 4-х саперных (с 2-мя легкими мостовыми парками) и 1-й телеграфной рот
115 — 4-й Восточно-Сибирский саперный баталион, состоящий из 3-х саперных (с 2-мя легкими мостовыми парками) и 1-й телеграфной рот
116 — 5-й и 6-й Восточно-Сибирские саперные баталионы, состоящие каждый из 3-х саперных (с 2-мя легкими мостовыми парками) и 1-й телеграфной рот
117 — Резервный саперный баталион, состоящий из 3-х саперных (с 2-мя легкими мостовыми парками) и 1-й телеграфной рот
118 — Резервный саперный баталион, состоящий из 2-х саперных (с 2-мя легкими мостовыми парками) и 1-й телеграфной рот
119 — Запасный саперный баталион
120 — Восточно-Сибирский запасный саперный баталион
121 — Понтонный баталион, состоящий в мирное время из трех понтонных рот
122 — Понтонный баталион, состоящий из 2-х понтонных рот
123 — 1-й, 2-й и 3-й Восточно-Сибирские понтонные баталионы
124 — Туркестанская понтонная рота
125 — 1-й и 2-й Восточно-Сибирские военно-телеграфные баталионы
126 — 1-я рота и 1-я и 2-я Восточно-Сибирские роты Искрового телеграфа
127 — Туркестанская военно-телеграфная рота
128 — Владивостокская крепостная военно-телеграфная рота
129 — 1, 2 и 3-й Восточно-Сибирские полевые воздухоплавательные баталионы
130 — Владивостокский крепостной саперный баталион
131 — Крепостная саперная рота
140 — Крепостная воздухоплавательная рота
146 — Осадный инженерный парк с парковою ротою
147 — Саперная дружина Государственного ополчения
148 — Саперная рота Государственного ополчения
Зарегистрирован: 09.06.2009 Сообщения: 4985 Откуда: Новосибирск
Добавлено: Вт Янв 25, 2022 5:33 am Заголовок сообщения:
С удивлением для себя обнаружил, что приказом по Военному ведомству 1908 года № 416 в штабы пехотной и Восточно-Сибирских (с 1910 года Сибирских) стрелковых дивизий была введена должность штаб-горниста, идентичная должности полкового горниста. А в кавалерийские и казачьи дивизии такие должности не ввели.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах