Záhlaví : Lejsek, František Václavovič, 1857-1935 (voj.kapelník)
--------------------------------------------------------------------------------
Datum narození : 19.11.1857
В это время в Среднюю Азию приезжают музыканты из России немецкого и чешского происхождения, среди которых наиболее известные - это Август Эйхгорн и Вацлав Лейсек (здесь ссылка на статью: Ковбас М.* В. В. Лейсек в Узбекистане (страницы из истории развития музыкальной культуры) //Вопросы музыкальной культуры Узбекистана. - Ташкент, 1969. )
Франтишек Лейсек (František Lejsek) родился в 1857 году в Чехии, в городке Високе-Мито (нем. Hohenmauth). В 1878 году определился капельмейстером в 5-й туркестанский линейный батальон. По совместительству преподавал музыку в женской школе (гимназии?). Умер в Ташкенте в 1935 году.
В России его, в конце концов, стали звать Вацлавом Вацловичем (очевидно, отца его звали Вацлавом).
Это объясняет, почему он по-разному значится в качестве автора произведений:
Ф. Лейсек
Ф.В. Лейсек
В.В. Лейсек
Последний раз редактировалось: retiredmajor (Пн Ноя 01, 2010 4:09 pm), всего редактировалось 1 раз
Одним из первых чехов, вступивших на землю Узбекистана, был музыкант В. В. Лейсек. Попав в 80-е гг. XIX столетия в Среднеазиатский край, он страстно увлекся местными национальными напевами. В 1890 г. в Ташкенте на книжных прилавках появилось его сочинение "Азиатские попурри сартовских, киргизских и татарских песен (мотивов) для духового оркестра и в переложении для фортепьяно". Вскоре он уехал на свою родину и дал первые в Западной Европе концерты узбекской музыки. В. В. Лейсек был одним из организаторов в Ташкенте хорового искусства.
(Из работы "Этнический состав Узбекистана")
Благодаря деятельности таких одарённых музыкантов, как А. Ф. Эйхгорн, В. В. Лейсек, В. И. Михалек (первоначально занимали должности воен. капельмейстеров) и др., заметную роль в распространении рус. и зап.-европ. муз. классики в Т. играли дух. оркестры. Записи Эйхгорна положили начало изучению узб. нар. музыки, Лейсек провёл первые опыты её гармонизации ("Азиатское попурри" и др.).
В городах создаются рус. об-ва любителей музыки (Ташкентское муз. об-во при содействии капельмейстера А. Ф. Эйхгорна, 1884, с 1895 его возглавлял дирижёр В. И. Михалек; ташкентское хоровое об-во "Лира", 1898, под рук. воен. капельмейстера В. В. Лейсека; Маргеланское муз. об-во под рук. Д. И. Михайлова и Самаркандское муз. об-во, созданные в нач. 90-х гг.), организуются концерты силами рус. симф. оркестров, камерных ансамблей, оперных трупп и приезжих гастролёров: рус. (Л. В. Собинов, А. В. Нежданова, Ф. И. Шаляпин и Др.) и зарубежных. Огромную роль сыграли военные духовые оркестры. К этим же годам относятся первые опыты обработки узбекских мелодий для европейских инструментов (для духового оркестра - Лейсек, для симфонического - Н. С. Кленовский).
(БСЭ, Узбекская ССР: XVI. музыка)
Узбекская художественная культура
Множество военных маршей сочиняет Лейсек. ... Работа в Средней Азии многих военных капельмейстеров способствовала знакомству местной интеллегенции с произведениями русской и мировой музыки. Особую роль сыграла в этом отношении деятельность чехов Ф. В. Лейсека и В. М. Михалека. Они проводили в Ташкенте широкую организаторскую, дирижерскую и музыкально-педагогическую работу. Разносторонняя деятельность представителей европейской науки и культуры оказала глубокое влияние на передовую узбекскую интеллегенцию.
Зарегистрирован: 09.06.2009 Сообщения: 5075 Откуда: Новосибирск
Добавлено: Вс Окт 31, 2010 10:22 am Заголовок сообщения:
František Václav Lejsek
kapelník
* 19. 11. 1857 ve Vysokém Mýtě,
† 24. 5. 1935 v Taškentu (Uzbekistán)
Navštěvoval obecnou školu ve Vysokém Mýtě a poté se vyučil zámečníkem. Hrál v místní kapele. V roce 1878 se stal vojenským kapelníkem 5. turkestánského pluku v tehdejší Turkestánské gubernii. Od roku 1882 řídil vojenský štábní orchestr hlavního štábu Turkestánského okruhu a každoročně vystupoval na přehlídce vojenských kapel v Taškentu. V Taškentu také působil jako učitel hudby a stal se předsedou Taškentské hudební společnosti. Jeho největším přínosem bylo sepsání více než čtyř stovek uzbeckých, kazašských a kyrgyzských písní.
Учился в местной школе, затем учился на слесаря. Играл в местных оркестрах. В 1878 году стал капельмейстером 5 Туркестанского полка(?) в тогдашней Ташкентской губернии(?). С 1882 года руководил оркестром штаба Туркестанского военного округа и ежегодно выступал на смотре оркестров Ташкентского гарнизона. Кроме того был в Ташкенте учителем музыки и председателем Ташкентского музыкального общества. Его наибольший вклад - запись более 400 узбекских, казахских и киргизских песен.
František Lejsek
* 19. 11. 1857 - † 24. 5. 1935
Narodil se ve Vysokém Mýtě. Po ukončení studia na Hudební konzervatoři v Praze se stal v roce 1878 vojenským kapelníkem 5. turkestánského batalionu v Katta Kurganu v Turkestánu. Později byl přeřazen do Taškentu v Uzbekistánu, kde působil více než 50 let. Řídil amatérské dechové a symfonické orchestry i pěvecké sbory. Působil jako pedagog na školách a od začátku svého pobytu studoval a upravoval uzbecké, turkmenské, kazašské a tatarské národní melodie. Zemřel v Taškentu, kde je také pochován.
Родился в Высоке-Мито. после окончания Пражской консерватории в 1878 году стал капельмейстером 5 туркестанского батальона в Катта-Кургане в Туркестане. Позже был переведен в Ташкент в Узбекистане, где проработал более 50 лет. Работал учителем в школах и с самого своего прибытия в Среднюю Азию изучал и записывал узбекские, казахские, туркменские и татарские народные мелодии. Умер в Ташкенте, где и похоронен.
Добавлено: Пт Июл 17, 2015 1:19 am Заголовок сообщения:
Благодаря вам узнала много полезной информации о композиторе В Лейсеке. Услышала в ютубе его произведение Бразильский танец,очень красивый и современный, в ансамблевом исполнении для ф-но.Огромная просьба к вам,как бы мне хотелось иметь эти ноты !!! Заранее благодарна вам. Ирина.
Здравствуйте!
Ищу информацию о Nitsche Józef, до революции жил в Ташкенте и служил капельмейстером в оркестре у князя Николая Константиновича (?). Возможно, фамилия могла быть и по-другому написана, как Nietsche.
Помогите, пожалуйста, с информацией. Немец по происхождению.
Или подскажете, где можно найти о нем информацию?
Если не в той теме сообщение создала, прошу прощения
М.Ковбас В. В. Лейсек в Узбекистане (Страницы из истории развития музыкальной культуры)
История развития узбекской музыкальной культуры богата многими интересными фактами, которые еще ждут своего освещения. Одним из них является малоизученная деятельность чешских музыкантов в Узбекистане, начавшаяся вскоре после сыгравшего столь прогрессивную во многих отношениях роль присоединения Туркестана к России. Вслед за изменениями в экономике и в социальных отношениях края происходят немаловажные сдвиги и в области культуры.
Во второй половине XIX столетия в Ташкенте и других городах появляются различные научные добровольные общества, в порядке частной инициативы занимающиеся изучением археологии, архитектуры Самарканда и Бухары, описывающие быт и обычаи местных жителей.
К восьмидесятым годам относятся первые переводы и публикация на узбекском языке произведений A.С. Пушкина и И. А. Крылова. Среди представителей научного мира мы встречаем имена крупных ученых. Это — B. Бартальд, В. Наливкнн, М. Наливкнна, В. Ошанин, А. Федченко, Н. Севёрцев. И. Мушкетов, Н. Лыкошин и многие другие. Приезжают в Туркестан из России и музыканты, в частности чешские музыканты. Они создают любительские хоровые общества и симфонические оркестры, организовывают частные музыкальные школы. Некоторые из них делают первые попытки записи и гармонизации мелодий народов Средней Азии (А. Ф. Эйхгорн, Р. Пфених и др.). Среди этой группы музыкантов выделяются В. В. Лейсек и В. И. Михалек.
Русско-чешские музыкальные связи особенно развивались в 60—80-е годы прошлого столетия. Именно к этим годам относится приезд в Россию многих выдающихся чешских музыкантов (Направника, Гржимали, Шрамека и др.). Некоторые из них попадают на далекую окраину Российской империи — Туркестан и, полюбив этот край, надолго остаются в нем.
Первым чехом, приехавшим в Ташкент в 1878 году, еще до постройки железной дороги, был В. В. Лейсек. В 1895 году поселяется в Ташкенте известный дирижер Императорских театров в Петербурге В. И. Михалек.
Много позже, в период 1915—1920 гг., в Узбекистане плодотворно работали дирижеры Ф. Седлячек. Ф Смерчик, И. Терсек, скрипач В. Табор, виолончелист И. Тихай и многие другие музыканты. Их деятельность была связана с организацией и работой симфонического оркестра, состоявшего из военнопленных чехов, югославов, австрийцев, сербов, хорватов, отправленных царским правительством в далекий Туркестан.
Для истории музыкальной культуры Узбекистана деятельность В. В. Лейсека — одного из самых крупных чешских музыкантов, работавших здесь, — имеет большое значение. Он был одним из прогрессивных музыкантов-этнографов, оставив после себя много полезного, ценного, помогающего правильно судить о многих явлениях в культурной жизни дореволюционного Туркестана и первых десятилетий Советского Узбекистана.
Франтишек Вацлав Лейсек родился 19 ноября 1857 года в городе Высокое Мито, близ Праги, в семье слесаря, бывшего, как многие чехи, и музыкантом. Музыкальное образование получил в Пражской консерватории. Годы обучения в консерватории совпали с периодом интенсивного развития русско-чешских музыкальных связей. Это было время, когда жители Праги и других городов Чехословакии восторженно рукоплескали Балакиреву, Чайковскому и другим представителям русской музыкальной культуры. Обстановка всеобщего почитания русской музыки в Чехии не могла не сказаться на формировании музыкального вкуса молодого Лейсека, сохранившего на всю жизнь любовь к лучшим произведениям русских композиторов-классиков.
Окончив консерваторию, В. В. Лейсек в 1878 г. переезжает в Россию и в том же году становится военным капельмейстером Туркестанской саперной бригады.
«Лейсек уехал в Туркестан, чтобы поступить на должность ему уже предназначенную — дирижера военного оркестра. Он писал моему отцу и своей сестре — моей бабушке, что живется ему хорошо...»— пишет о Лейсеке его внучатая племянница Мария Бейтлерова. Объясняя причину, побудившую Лейсека покинуть свою родину, М. Бейтлерова пишет: «Известно, что много чешских музыкантов поселилось в России. И некоторые из них достигли высоких успехов. Так и мой дядя с юношеским энтузиазмом решил попытать счастья на чужбине. Там он многому научился и сам отдавал служению искусству все свои силы. Таким он вспоминается мне. Он уехал молодым и, кажется, лишь три раза побывал на родине, и в том числе лишь однажды он выступал в своем родном городе, показав, что удалось ему достичь в деле развития своего искусства»1.
Ташкент в то время был уже крупным городом, насчитывавшим около ста тысяч жителей. Русская интеллигенция, поселившаяся в нем, чувствовала необходимость в создании любительских музыкальных и театральных кружков, так как в то время в Ташкенте не существовало ни театров, ни каких-либо концертных организаций. Лишь изредка в Туркестан приезжали артисты из центра или других городов России. В таких условиях Лейсек и начинает свою музыкально-просветительскую работу в Ташкенте. Из любителей-музыкантов он начинает организовывать различные кружки и вовлекает их участников в концертную деятельность. Устраиваются вечера песен и романсов, концерты с. исполнением на них вокальных и инструментальных произведений. На таких вечерах выступали также военные духовые оркестры, игравшие наряду с танцами отрывки и переложения из оперных и симфонических произведений, сделанные самими капельмейстерами.
К началу 80-х годов количество любителей музыки в Ташкенте возросло настолько, что появилась возможность организации более значительных музыкальных содружеств. Таковыми стали Ташкентское музыкальное общество, возникшее в 1882 году, и «Кружок любителей хорового пения», созданный в 1896 году, который получил через два года название «Лира». Инициатором создания обоих кружков была группа любителей музыки, объединившаяся вокруг Лейсека как музыкального руководителя. В концертах Музыкального общества и «Лиры» постоянное участие принимала пианистка Н. Б. Карцева, окончившая Дрезденскую консерваторию, скрипач — преподаватель местной гимназии Ю. Шефферлинг, военный капельмейстер Я. Б. Гордон, а позже — Н. Н. Миронов. В 90-е годы Ташкентское музыкальное общество возглавляет крупный чешский музыкант В. И. Михалек.
Под непосредственным руководством Лейсека Музыкальное общество в 1891—1895 годах осуществляет ряд постановок оперных отрывков из произведений русской и западной классики. В 1892 году ташкентская публика услышала отрывки из опер «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила» Глинки, «Трубадура» Верди. В ведущих сольных партиях выступила Л. Н. Лейсек — жена Лейсека, русская по национальности, обладавшая, по свидетельству участников этих постановок, прекрасным лирическим сопрано1. Местная печать высоко оценивала выступления членов Музыкального общества:
«Заключительный финал из оперы «Руслан и Людмила»—«Ах ты. свет-Людмила!» и «Ой, Фарлаф» Глинки, исполненные соединенным хором, произвели на публику чарующее впечатление. Большой хор, человек в полтораста, прекрасно исполнил эту довольно трудную для начинающих хористов пьесу»2.
В другой рецензии, говоря об исполнении оркестром «Попурри», составленного из мелодий оперы «Трубадур» Верди, рецензент отмечает высокую исполнительскую культуру оркестра, которым управлял В. В. Лейсек3.
В это же время В. В. Лейсек начинает записывать и обрабатывать для духового оркестра песни народов Туркестана. Соприкоснувшись с узбекской музыкой, он сумел увидеть в ней огромное разнообразие жанров, оценить ее мелодическое богатство. Лейсек стремился создать для военных оркестров новый репертуар на местной национальной основе, что выгодно отличало его от других военных капельмейстеров Туркестана. Увлекшись записью и обработкой никогда ранее не слышанных им восточных мелодии, Лейсек на всю жизнь сохранил любовь к музыке народов Средней Азии. Помимо создания репертуара служебного назначения, он стал сочинять произведения типа попурри, рапсодий для исполнения их в городских садах и на музыкальных вечерах. Именно так появилось его первое крупное произведение «Попурри», исполненное впервые в Ташкенте в 1890 году.
Немного было в то время передовых деятелей из европейцев, которые смогли правильно оценить самобытность национальной музыкальной культуры узбеков. Среди них Лейсек выделяется своим убежденным взглядом на художественную ценность узбекской музыки.
«Собирая туземные мотивы,— читаем мы в одной из статей,— г. Лейсек убедился в способностях узбеков к музыке н в присущей им музыкальной памяти. Их мотивы отличаются своеобразной мелодией, и, по мнению инициатора, среди узбекского населения музыка может со временем найти талантливых выразителей ее сущности1. В связи с этим нельзя не привести высказывания реакционного историка, князя В. И. Масальского. В своей книге «Туркестанский край» он писал: «Узбеки мало способны к культуре...»2
История зачеркнула расистские бредни выразителей политики царизма, не верившего в творческие силы народа.
В своей работе по записи узбекской музыки Лейсек опирался на большую поддержку местных народных музыкантов. По мнению старейшего узбекского музыканта Ахмаджона Умурзакова, хорошо знавшего Лейсека и круг его интересов, он производил записи от виднейших музыкантов Ташкента, Ферганы, Андижана. А. Умурзаков называет имена Саламхан Махсума, Рустама Хафиза, Мамракула Кори, Курбанбая ашулачи, Хотам Кори, Эрка Кори. Сам Лейсек называет певицу Бачан Асвеньярову, от которой он записал в Ташкенте в 1889 году каракалпакскую песню, песню степных киргизов в Сибири, мелодии «Зилгара», «Майрамбей», «Карагуз» «Ташкентскую киргизскую», включенные им в первое «Попурри» 1890 года. Записывал В. В. Лейсек главным образом простые народные песни. Макомов или других крупных произведений (за исключением «Муножат» и «Раджабия») в его записях не встречается.
В связи с перемещением военных частей, в которых Лейсек проходил службу, ему довелось побывать в Самарканде, Бухаре, Фергане, Скобелеве, Аулие-Ата, ГеокТепе и других местах, где он записал целый ряд народных песен: узбекских, туркменских и др. Сохранившиеся нотные материалы с собственноручными надписями автора позволяют точно установить место и время, когда производились эти записи. Так, например, в партитуре, наиболее полно представляющей ранние записи В. В. Лейсека — «Попурри из сартовских, киргизских и татарских песен», в печатном экземпляре рукою автора сделаны приписки, сообщающие, где и когда записана та или иная песня. Уже к концу 90-х годов Лейсек сделал значительное количество записей. В печати того времени отмечается факт посылки им 200 мелодий народов Средней Азии на Всероссийскую выставку 1890 года. Судьба этих материалов в настоящее время неизвестна.
Лейсек предпринимает попытки обработки записей народных мелодий для духового оркестра. Первой крупной работой В. В. Лейсека конца прошлого столетия стало «Азиатское попурри» (1890 г.). В него вошли узбекские, каракалпакские, киргизские (казахские), татарские народные мелодии.
Первое исполнение «Попурри» состоялось в Ташкенте 30 августа 1890 года в городском саду во время открытия Туркестанской сельскохозяйственной и промышленной выставки. Игралось оно, видимо, по рукописной партитуре, которая, будучи переложенной для фортепьяно, была издана в том же году в Ташкенте.
Слушатели, среди которых были узбеки, татары, русские, проявили большой интерес к произведению. Об этом свидетельствует специальное письмо-адрес, преподнесенное композитору вскоре после исполнения «Попурри».
«Поводом к этому,—как сообщают «Туркестанские ведомости»,— было следующее: в первый же день открытия выставки, 30 августа, многочисленные посетители ее, мусульмане, были приятно изумлены, услышав попурри из родных им мотивов (татарских, сартовских, киргизских и башкирских). Это попурри исполнялось оркестром военных музыкантов под управлением г. Лейсека, автора этой новой, весьма оригинальной и интересной пьесы. Относясь довольно равнодушно к европейской музыке вообще, здешние мусульмане с видимым наслаждением слушали родные им звуки народных мусуль
.....
Задачи и цели нового хорового кружка «Лира» были обнародованы в одной из заметок в печати за 1898 год, где сказано следующее:
«В Ташкенте недавно образовался кружок «Лира» любителей хорового пения как светского, так н духовного, с целью устройства музыкальных вечеров н симфонических утр в пользу местных благотворительных учреждений... Во главе кружка стоит г. Лейсек, что уже одно ручается за успех дела»1.
К участию в кружке «Лира» Лейсек привлекает многочисленных любителей пения. Среди них было много учащихся мужской и женской гимназий. Из крупных музыкантов в состав «Лиры» вошли пианистка Н. Б. Карцева, пианистка Э. Н. Федотьева (Вонсовская), певицы Е. В. Нестеровская и Л. Н. Лейсек. Организовался небольшой симфонический оркестр, дирижерами которого были В. В. Лейсек и Ю. А. Шефферлинг. К участию в концертах кружка часто приглашались духовой и струнный оркестры стрелковой бригады. Живой и энергичный организатор Лейсек сумел сплотить свой коллектив. Дважды в неделю кружковцы собирались на занятия. Теория и история музыки, знакомство с музыкальной литературой, хоровое пение разнообразили занятия. Примерно через полгода состоялись первые выступления «Лиры». В первых концертах под управлением Лейсека исполнялись уже довольно сложные произведения — свадебный хор из оперы «Лоэнгрин» Вагнера, песня Вани из оперы «Иван Сусанин» (с хором), «Большой блестящий вальс» Шопена (в переложении для струнного оркестра). В начале 1899 года Лейсек устраивает большой концерт «Лиры» с участием Н. Б. Карцевой, Л. Н. Лейсек, Я. Б. Гордон в пользу пострадавших от неурожая. Об исполнительских возможностях и направленности репертуара «Лиры» свидетельствует программа концерта, которая включала в себя хор «Вечерний звон» Воротникова, хор русалок из оперы «Русалка» Даргомыжского, хор «В бурю, во грозу» из оперы «Иван Сусанин». Оркестр исполнял «Коронационный марш» из оперы «Пророк» Меербера. Квартет в составе Я. Б. Гордон (I скрипка), А. Б. Гордон (II скрипка),. В. В. Лейсек (альт), А. И. Мирбадалев (виолончель) исполнял Анданте кантабиле из квартета Чайковского.
В ряде статей и рецензий в «Туркестанских ведомостях», «Русском Туркестане» отводится много места описанию деятельности «Лиры» и разбору программ ее концертов.
Общедоступные концерты «Лиры» охотно посещались слушателями, среди которых были и лица местной национальности. Об этом свидетельствуют уже цитированные «Воспоминания» С. И. Вонсовской.
«Думаю, что не ошибусь, если скажу, что узбеки, учащиеся учебных заведений, посещали концерты и принимали участие в них. Отец моего покойного первого мужа работал в реальном училище. У него жили реалисты, которым я помогала в приготовлении уроков. Среди них очень хорошо помню узбека Сабира Тазиева, очень симпатичного мальчика. Могу назвать также детей нашего соседа по дому Шамсутдинова, детей другого узбека Ариф-Ходжи, которые всегда посещали ученические и другие концерты»,— пишет С. И. Вон-совская.
В 1900—1905 годах Лейсек широко развернул концертную деятельность «Лиры», соревнуясь с Музыкальным обществом в исполнении ряда сложнейших музыкальных произведений.
В 1901 году он ставит ряд сцен из опер (сцена дуэли, сцена с няней, сцена письма, хор девушек и ария Онегина из оперы «Евгений Онегин»), сцену «табор цыган» и сольные номера из «Трубадура» Верди. Симфонический оркестр выступает с исполнением ряда произведений.
Местная пресса высоко оценивает деятельность Лейсека по пропаганде музыкальной культуры. В одной из рецензий на концерт «Лиры» мы читаем:
"Спектакль, данный 19 марта в военном собрании кружком «Лира», может считаться в числе выдающихся; если не ошибаемся, это одна из первых попыток организовать с любительскими силами оперный спектакль, и надо отдать справедливость, что попытка эта увенчалась полным успехом; если принять во внимание, какие громадные трудности представляет организация такого спектакля, для которого пришлось сыграться очень полному оркестру, спеться большому хору, написать новые декорации, разучить партии исполнителям и, наконец, создать костюмы,— нельзя не подивиться той энергии и умению взяться за дело, которое проявил организатор и инициатор этого цела В. В. Лейсек, а вместе с ним и все участники этого спектакля".
....
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах