Список форумов Военная музыка

Военная музыка

Форум любителей военной музыки
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

НАШ БАННЕР Partita.Ru — ноты для духового оркестра НАШ БАННЕР Partita.Ru — ноты для духового оркестра
Классификация маршей

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Военная музыка -> История русской военной музыки
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
PetersGriFF
Site Admin

   

Зарегистрирован: 23.04.2009
Сообщения: 3278
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Чт Дек 24, 2020 7:17 am    Заголовок сообщения: Классификация маршей Ответить с цитатой

Предлагаю тему для обсуждения классификации маршей, проверить источники и период зарождения (использования) того или иного термина.
К сожалению, в литературе этот вопрос вообще не проработан (как пример, встречал два противоположных определения термина "встречный марш" в советских источниках - то это "очень быстрый марш", то "медленный для встреч").

Пока просто список встречающихся терминов.

Темповые:
1. Тихий
2. Медленный
3. Скорый
4. Беглый

Видовые:
6. Встречный
Цитата:
ВСТРЕЧНЫЕ МАРШИ
Встречные марши исполняются при отдании чести воинскими час-тями прямым начальникам от командира своей части и выше, a также лицам, прибывшим для инспекторского смотра. При исполнении встреч-ного марша части стоят по команде «смирно». Поэтому темп исполнения не связан с движением и обычно равен 155—160 долям по метроному (при метро-ритмической структуре на 4/4; alla breve). Музыка встречных маршей - волевая, четкая, быстрая и звучнаяI носит приветственный, героический и праздничный характер.
Встречный марш исполняется:
а) При выносе Знамени (когда знаменный взвод приблизится на 50 шагов к полку) после команды командира полка «Полк, СMИPHO. Для встречи справа (слева, с фронта) под Знамя, слушай, на кра-УЛ».
Оркестр прекращает игру по знаку командира полка, когда знаменщик с ассистентами станет в строй.
б) При относе знамени после команды командира полка: «Полк, СМИРНО. Под Знамя, слушай, на кра-УЛ». Оркестр прекращает игру (когда знаменный взвод удалится на 40—50 шагов) по знаку командира полка.
в) при отдании чести воинскими частями прямым начальникам, на парадах, смотрах и в других случаях построений части, при подходе начальника на 40—50 метров к строю, после команды: «СМИРНО. Равне-ние на-ПРАВО (на-лево, на-средину)». На время рапорта начальнику и приветствия оркестр игру прекращает. После вручение начальнику строевой записки и при обходе им фронта оркестр возобновляет игру встречного марша.
Оркестр прекращает игру встречного марша по обходе фронта начальником, по знаку командира части.
Если имеется несколько оркестров, оркестр, прекративший исполнение встречного марша, игру не возобновляет, а оркестр следующей воинской части, при подходе начальника к ее правому (левому) флангу, начинает исполнение встречного марша.
На парадах встречный марш исполняется только принимающему парад. Командующему парадом оркестры не играют.
г) При разводе караулов после команды помощника дежурного по караулам: «СМИРНО, равнение направо (налево)» исполняется встречный марш.
д) При вручении военнослужащим наград, грамот вне строя (в клу-бе) и в строю, при здравицах в честь маршалов, генералов и офицеров — командиров частей и соединений, Героев Советского Союза и других заслуженных лиц своей части, оркестр играет первую часть марша (обычно 16-тактный период).
е) При открытии полковых торжественных мероприятий (полковой праздник, открытие лагерей, торжественный обед и т.д.) исполняется встречный марш.
Чернецкий С.А.

7. Полковой
8. Колонный
Колонный марш — разновидность скорого (строевого) марша, появляется с 1820-х годов и предназначается для прохождения церемониальным маршем в развернутой колонне. Одной из основных отличительных особенностей колонного марша его триольный ритм (размер чаще всего на 6/8.)
9. Церемониальный
10. Парадный
11. Торжественный
Цитата:
МАРШИ ДЛЯ ТОРЖЕСТВЕННЫХ ПРОХОЖДЕНИЙ
а) При прохождении пехоты. Само название «для торжественного прохождения» говорит о том, что на парадах и смотрах при прохождении войск необходимо отбирать марши особой ритмической четкости, подчеркивающие твердость шага марширующих войск. Поэтому марши для торжественного прохождения пехоты должны обладать прежде всего чеканным, «железным» ритмом и исполняться строго размеренном, предусмотренном Строевым уставом Вооруженных Сил темпе — 110—120 шагов в минуту. В то же время эти марши должны быть торжественны и праздничны. Это помогает движению колонн размеренным, твердым, уставным шагом (70—80 см). Образцами таких маршей являются: «Ленинский призыв», «Парад», «Советский герой», «Марш минометчиков», «Марш танкистов», «Слава гвардейцам» и старинные марши: «Морской», «Егерский», «92-го Печерского полка», «Колонный марш». Для исполнения на парадах уместны, наряду с походными маршами также фанфарные и колонные марши. Первые способствуют пышности и блеску церемониала; последние же, имея особую метро-ритмическую структуру (на 6/8 или на 2/4—триолями) с характерной пунктуацией являются еще более ритмичными, чем марши на 2/4, поэтому весьма хороши для торжественного прохождения, особенно с винтовками «на руку». Исполняют их обычно в темпе 120-126 шагов в минуту.
б) При прохождении мотомеханизированных частей роль чеканного ритма и строго выдержанного темпа менее значительна; здесь весьма уместно эмоционально-выразительное соответствие музыкального оформления. Поэтому, наряду с исполнением наиболее торжественных походных маршей, необходимо в это время исполнять также марши торжественно-триумфального характера, с обилием фанфарных или трубных сигналов, например, марш «Триумф победителей» или марши из опер «Аида», «Риенци» и др.
При прохождении легких мото-механизированных соединений: ве-лочастей, подразделений мотоциклистов, хорошо исполнять «Ворошиловский марш» Ипполитова-Иванова, марш из оперы «Риенци», марши «Дружба народов», «Народные мстители», «Капитан Гастелло» и др.
в) При прохождении кавалерии и артиллерии на конной тяге ис-полняется «Рысь», причем ритм ее должен совпадать с ритмом движения лошадей.
г) При появлении воздушных эскадрилий уместно исполни «Авиа-марша», являющегося маршем Военно-воздушных сил Советской Армии.

12. Походный
Цитата:
ПОХОДНЫЕ — СКОРЫЕ МАРШИ
Наиболее часто применяемой формой военной музыки в быту при обучении войск и в боевой обстановке является походный марш. Укреп-ляя и поднимая боевой дух войск, походный марш организует коллективное движение и подчиняет его определенному, строго размеренному, четкому ритму («левой — правой» на 2/4) и темпу (120 шагов в минуту). Однако, учитывая различные трудности в походе на марше (тяже-лая выкладка солдат, усталость в связи с большими переходам, состояние почвы: песок, грязь, движение в гору и пр.), темп исполнения марша может быть и менее 120 шагов в минуту. В этих случаях нужно подбирать легкий репертуар, так как, помимо физической трудности игры на марше, музыканту приходится играть на память, чтобы держать равнение в строю.
Чеканный, размеренный ритм, строго выдержанный, бесперебойный темп исполнения, бодрая, веселящая, жизнерадостная и напевная мелодия, без пассажей и сложных ритмических фигур, легкость и удобство при исполнении в движении — вот основные требования, предъявляемые к строевому походному маршу. Поскольку военный марш, как и массовая строевая песня, призван выполнять определенные задачи, воспитывая солдат в духе патриотизма и любви Родине, желательно и уместно использование в марше национального, советского песенного творчества, фольклора и массовых песен. Это делает марш более близким и понятным солдатской массе и к тому же допускает возможность, при исполнении таких маршей в походе, петь под оркестр. Многочисленные советские марши, использующие подобный материал, являются любимыми и популярными в войсках, например, «Украинские марши» № 1, 2, 3, «Если завтра война», «Казачья песня» Покрасса, «Физкультурный марш» Дунаевского и др.

13. Фанфарные
Цитата:
ФАНФАРНЫЕ МАРШИ И РОЛЬ ФАНФАР
Помимо игры фанфарных маршей, фанфары также используются в других случаях: они возвещают о начале и окончании приветственной речи на параде.
Если фанфаристы открывают торжественное прохождение, оркестр в это время молчит. Исполнение фанфар сопровождается боем малых барабанов; при приближении головного подразделения на 30 шагов к принимающему парад оркестр начинает исполнять марш, перенимая иг-ру от фанфаристов и барабанщиков.
Если фанфаристы исполняют сигнал перед приветственной речью, они заранее занимают свое место у трибуны и по окончании обхода (объезда) фронта принимающим парад исполняют сигнал «СЛУШАЙТЕ ВСЕ»; затем опускают фанфары и остаются в положении «смирно». По окончании речи, после исполнения гимна, по сигналу лица, руководяще-го игрой фанфаристов, последние исполняют два раза сигнал: «ОТ-БОЙ». По команде командующего парада: «К торжественному маршу и т. д.», фанфаристы, если они не открывают торжественного марша, по знаку старшего фанфариста становятся на свои места в оркестр.
Особенно эффектны фанфары в конном строю. Самостоятельной роли в военной музыке фанфары не имеют; при малочисленном составе оркестра введение их даже нежелательно, так как оркестр лишается не-скольких исполнителей (обычно первых голосов). При больших составах и в объединенных оркестрах фанфары очень уместны, причем выделе-ние их должно быть из расчета 8—10 фанфаристов при строевом составе в 200 человек.
Учитывая трудность хорошей игры на фанфарах, необходимо тре-бовать от фанфаристов тщательного разучивания своих партий напа-мять и безукоризненно четкого исполнения на них как на сигнальных тем, так и приемов поднятия и опускания фанфар.
Декоративно-зрелищный элемент при участии фанфар в игре оркестра имеет большое значение. Поэтому необходимо в этих случаях об-ратить особое внимание на следующее:
а) фанфаристы должны быть рослые, имеющие отличную строевую выправку, подтянутые, они должны подбираться одного роста или хотя бы, при невозможности этого, располагаться в строю по ранжиру,
б) фанфары должны быть снабжены красивыми флагами, шнурами и кистями;
в) одним из главных эффектов при игре на фанфарах является однообразное и одновременное выполнение приемов игры на них (поднимание и опускание фанфар, однообразное расположение флагов и пр.); необходимо помнить, что это достигается неоднократными репетиция-ми, цель которых — добиться автоматизма в исполнении приемов игры на фанфарах.

15. Строевой
15. Траурный
16. Похоронный
17. Концертные
18. Кавалерийские (рыси, галопы, мазурки)
Цитата:
МУЗЫКА ДЛЯ КАВАЛЕРИИ
Для движения в конном строю строго ритмичный походный марш необязателен. Здесь более уместна танцевальная, живая музыка: поль-ки, фокстроты, мазурки или мелодичные старинные русские вальсы. Учитывая трудность исполнения на инструментах в конном строю, также отсутствие деревянных инструментов, репертуар кавалерийских оркестров должен быть по фактуре несложен. Для строевой езды в манеже и в поле существует служебно-строевой репертуар, имеющий специфические ритмы, соответствующие тому или иному аллюру: рыси, галопу, карьеру.


Последний раз редактировалось: PetersGriFF (Пт Янв 22, 2021 5:39 am), всего редактировалось 4 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Tretyak
Член присутствия

   

Зарегистрирован: 23.02.2013
Сообщения: 219
Откуда: г. Октябрьский, РБ

СообщениеДобавлено: Чт Дек 24, 2020 10:45 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

К темповым можно добавить ещё кавалерийские рыси и галопы, а к видовым в целом концертные (хотя и там можно делить).
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Военная музыка -> История русской военной музыки Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах



Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS