Зарегистрирован: 09.06.2009 Сообщения: 4273 Откуда: Новосибирск
Добавлено: Вс Июн 26, 2011 12:41 pm Заголовок сообщения: Чешские капельмейстеры и музыканты в русской армии
Информация с сайта http://www.ceskyhudebnislovnik.cz/ , созданного на основе двухтомника Český hudební slovník osob a institucí (Praha: 1963-1965). К сожалению, сайт наполнен только на 15-20 %%.
Восковец Вацлав (Voskovec, Václav)
Известен также как Voskovec, Vilém; Vaksman, Vasijil; Wachsmann, Vilém
(5. 1. 1864, Svojšice (Kolín) - 28. 4. 1945, Praha).
Настоящее имя - Вилем. Из семьи актёра. После учёбы в школе, которую не окончил, работал на сахарном заводе и в типографии. Учился музыке самостоятельно, брал частные уроки. В 1883-1889 годах служил в оркестре 28-го пехотного полка в Праге. В 1886-1889 параллельно учился в Пражской органной школе, по классу композиции и виолончели, экзамен сдал только в 1895 году.
В 1889 году уехал в Россию и стал капельмейстером 108-го пехотного Саратовского полка в Вильно. В 1892 году перешёл в российское подданство и принял православие, став Василием Ваксманом. В 1895 году стал капельмейстером лейб-гвардии Кирасирского Её величества полка в Гатчине, под Петербургом. Организовал там оркестр балалаечников и струнный оркестр из 20 человек, сделал их очень популярными, совершив с ними много турне.
В 1904 году по состоянию здоровья вернулся в Прагу, работал секретарём русского консульства. После начала первой мировой войны был арестован и обменен на одного из австрийских дипломатов, прибыл в 1915 году в Петроград. В том же году подал заявление о вступлении в Чехословацкий легион, до решения этого вопроса работал в различных военных учреждениях Петроградского военного округа. В 1917 году поступил в 6-й стрелковый полк Чехословацкого легиона. В качестве капельмейстера полка пропагандировал чешскую классическую музыку (Бедржиха Сметаны и Антонина Дворжака), оркеструя её для духового оркестра. После возвращения на родину в 1920 году был назначен в музыкальную инспекцию (позже музыкальная референтура) Министерства народной обороны заместителем инспектора. В 1921-1925 годах возглавлял музыкальную референтуру. После поселился в Сазаве (Sázavě), где был хормейстером и органистом. Снова был на военной службе в 1929-1934 годах, работая в канцелярии Чехословацкого легиона. Получил множество наград. Написал небольшие пьесы для виолончели и фортепьяно, струнного квартета, религиозные мессы, попурри колинских народных песен и Марш памяти Карла Шебора.
Пасовский, Ярослав (Pasovský, Jaroslav)
30.9.1882 - 30.1.1952 (České Budějovice)
В 1896-1902 году учился в Пражской консерватории по классу трубы. После окончания консерватории добровольно поступил в оркестр 44-го пехотного полка в Будапеште, через три года был переведён в оркестр 22 полка в Задаре (Хорватия), который покинул через два года.
Переехал в Россию и в конце 1907 года стал капельмейстером 13-го уланского Владимирского полка в Ново-Минске. Организовывал монстр-концерты с участием оркестров нескольких полков, выступал в Большом театре в Варшаве с 340 музыкантами, включая в репертуар много произведений чешских композиторов. В 1914 перешёл в 5-й гусарский Александрийский полк в Самаре. С началом первой мировой войны убыл с полком на фронт в Литву, в 1918 году вступил в Чехословацкий легион, в 1-й кавалерийский полк в Екатеринбурге, в котором стал капельместеров в 1919 году.
После возвращения на родину в 1920 году был капельмейстером 11-го пехотного полка в Писеке, в 1927-1938 годах 1-го пехотного полка в Ческе-Будеёвице. В обоих городах имел заслуги в области развития культуры. После увольнения остался в Ческе-Будеёвице.
Написал несколько танцев и маршей.
В 1846-1852 годах учился в Пражской консерватории по классу валторны. Был в оркестре Комзака, откуда вместе с Антонином Дворжаком перешёл во Временный театр (до 1865 года). В 1865-1868 годах работал в Португалии, в новой консерватории в Порту. В 1868 году вернулся во Временный театр, где унаследовал от Бедржиха Сметаны место солиста и первой валторны, но в 1872 году был уволен из-за забастовки, вызванной малой оплатой. В 1874-75 годах был капельмейстером Пражской городской пехоты, в 1875-76 нового театра Teatro salone italiano, был горнистом Суттнеровой Арены (Suttnerova Aréna ) в Карловых Варах.
В России стал военным капельмейстером, а затем преподавателем Благородного пансиона в Каменце-Подольском.
Учился в Павлисовой школе (Pavlisova škola) в Праге. Служил в кирасирах, в 1866 году во время войны попал в Моравию. Здесь оставил военную службу и женился, организовал оркестр, ставший известным в регионе. В 1895 году отправился в Россию, где был военным капельмейстером. С началом первой мировой войны в 1914 году о нём ничего не известно.
Обучался игре на скрипке и валторне в военной школе в Праге, с 1869 года работал в оркестрах в Хорватии, с 1876 года в Германии, затем в Италии и Швейцарии. Во время краткого пребывания в Вене в 1880 году был учеником Франца фон Зуппе. С 1881 года был военным капельмейстером и организатором оркестров в Болгарии, России и Польше. После стал капельмейстером египетского наместника в Каире, где организовал оркестр из местных музыкантов, с которым выступал на Промышленной выставке в Берлине в 1886 году. Летом 1906 года после возвращения из Египта дал два концерта в Пражской филармонии. В 1910 году предпринял гастроли в Америке, где остался и стал работать издателем, дирижёром в цирке Барнум и Бейли, организовал оркестр при пресветерианском храме в Бруклине. Затем организовал оркестр кинотеатра в Тампе, ставшей его местом жительства. В 1928-29 приезжал в Чехословакию, затем вернулся во Флориду.
Главач, Войтех (Hlavač, Vojtěch)
Известен также как Glavač, Vojtěch Ivanovič
1849 (Ledeč nad Sázavou) - 1911 (Petrohrad)
В 1860 году был отправлен родителями в Шимачков институт (Šimáčkov ústav) в Праге. В 1861 перешёл в органную школу. В 1863-64 обучался игре на органе в Париже. В 1865 году принял предложение занять должность хормейстера в немецком хоровом обществе в Vršce. Вскоре после этого переехал в Вену, чтобы стать полковым капельмейстером.
В 1871 году переехал в Петербург, где стал органистом в Итальянской опере. В 1882 год подписал пятилетний контракт с музыкальным обществом в Павловске. В 1888 году стал дирижёром духового оркестра и хора петербургских студентов. В 1892 году организовал в Петербурге ещё один студенческий духовой оркестр и хор. В 1893 году стал инспектором музыки в Институте герцога Ольденбургского, а с 1895 года - принцессы Ольденбургской. С 1895 года и до своей смерти был органистом Придворного оркестра. В 1880 году сконструировал фисгармонию с 31 регистром и расширенными октавами. Его предложение о производстве приняла только немецкая фирма „Schiedmayer und Söhne“. С этим инструментом Главач гастролировал в Германии и Англии. В 1886 году он сделал второй тур в Германию и Италию. В Италии он ознакомился с деталями, которые должны были улучшить его инструмент. Вскоре появилось его Armonipiano. Это была разновидность пианино, в котором можно было продлевать слабое звучание повторными ударами молоточков. Главач виртуозно выступал со обоими своими инструментами на всемирных выставках в Париже (1879), Чикаго (1893) и Антверпене. Его выступления и инструменты вызвали большое внимание и восхищение. В 1890-1892 годах он гастролировал по России по просьбе министра образования Делянова, чтобы собрать данные для разработки плана преподавания музыки в учебных заедениях. В 1896 году он руководил около сотней концертов на Всероссийской выставке в Нижнем Новгорорде. За свои заслуги в России получил двенадцать наград.
Сочинил Шопеновскую сюиту, четыре рапсодии, ряд песен для хоров разного состава, и много переложений для Armonipiano. Сочинил также комическую оперу "Облава" (Oblava).
Гумл, Антонин (Huml, Antonín)
Известен также как Anton Josifovič Gumel
29.1.1871 (Kralupy nad Vltavou) - 5.3.1946 (Mělník).
Происходил из музыкальной семьи, уже в 1876 году играл на скрипке. В 1886-1892 годах учился в Лейпцигской консерватории по классу скрипки. Работал концертмейстером, скрипачём в струнном квартете, хоровым дирижёром, преподавателем пения в католической школе для мальчиков. Затем, с апреля 1896 года, был хормейстером придворной капеллы в Софии, помимо этого был дирижёром и хормейстером Славянского клуба, и регентом кафедрального собора. Тогда же начал заниматься композицией. В мае 1897 года стал дирижёром Будапештской оперы.
По предложению русского генерала Фёдора Фёдоровича Новицкого 1 октября 1897 года стал капельмейстером 47-го пехотного Украинского полка в Виннице. Кроме этого стал преподавать в семинарии. Под его руководством в короткий срок оркестр из 80-ти (?) человек стал одним из самых лучших военных оркестров в России. В 1903 году вместе с полком переехал в Петербург, где встретился с Войтехом Главачем и Милием Алексеевичем Балакиревым. После принятия российского подданства стал именоваться Антоном Иосифовичем Гумелем. Получил множество наград (1907-1908, 1914-1915). В 1909 году сдал экзамен за курс гимназии, чтобы иметь возможность стать штатным капельмейстером. После возвращения в Винницу в августе 1910 года перевёлся в 5-й инженерный полк в Киеве. В 1911 году со своим оркестром (вместе с оркестром 166-го пехотного Ровненского полка, которым руководил его брат Карл Гумл) выиграл конкурс, в котором участвовало 96 военных оркестров. В 1912 году получил офицерский чин? и стал инспектором оркестров Киевского военного округа. В первой мировой войне участвовал вместе с генералом Брусиловым (который до войны был командующим войсками Киевского военного округа).
В ноябре 1917 вместе с ним перешёл в Красную Армию ??? Получив ранение (травму) в декабре 1917 вернулся в Винницу, где преподавал игру на скрипке и дирижирование. 28 августа 1919 года дал концерт вместе со своими детьми Антоном, Петром-Болеславом и Марией. В 1920-21 основал Винницкую консерваторию, в 1921-22 был хормейстером Государственного украинского хора. С 1 марта 1923 года преподавал педагогику в Тыврове?, с марта 1924 - в Проскурове, затем высший учебный курс в Тульчине.
В 1922 году получил чешское гражданство, в 1925 году переехал в Прагу, а в 1932 году в Мельник. До самой смерти преподавал и сочинял музыку.
с 1892 года ниписал около 450 произведений, в большей части для военного оркестра. Большинство из своих 130 песен написал на фронте, некоторые из них были опубликованы в Праге и в России (Йиндржичек в Киеве, Мищевский в Виннице, Богорад в Симферополе и Гроссe в Москве). Часть его произведений была записана фирмой "Экстрафон".
Зарегистрирован: 09.06.2009 Сообщения: 4273 Откуда: Новосибирск
Добавлено: Сб Июл 09, 2011 9:37 am Заголовок сообщения:
Матис, Йозеф (Matys, Josef)
30.7.1851 (Velké Petrovice (u Nového Bydžova)) - 23.5.1937 (Terezín)
Учился на музыкального мастера, в 1868-1871 в венском танцевальном оркестре, в 1871-1874 в оркестре 18-го пехотного полка в Йозефове и Вене, учился в Пражской органной школе (1874-1876), где его однокурсником был Леош Яначек. Был военным капельмейстером на австрийской службе (32 года: в 1876-1879 и 1882-1911) и русской службе (1880-1882, 17-я артиллерийская бригада), после 1918 года шесть лет был частным учителем музыки в Тынце и Клатове и организатором и дирижёром народных оркестров. Автор маршей (наиболее знаменитые "Испанский", "Princ Groy", 94-го полка, "Ahoj", "U boj"), танцев (Вальс абитуриента), двух фантазий, попурри (ок. 150, наиболее известное "Pražská muzika"), а также месс и мотетов. Некоторые из его произведений публиковались в праге около 1890 года.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах