Список форумов Военная музыка

Военная музыка

Форум любителей военной музыки
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

НАШ БАННЕР Partita.Ru — ноты для духового оркестра НАШ БАННЕР Partita.Ru — ноты для духового оркестра
Сводный военно-морской оркестр Ленинградской ВМБ

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Военная музыка -> История советской военной музыки
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
retiredmajor
Site Admin

   

Зарегистрирован: 09.06.2009
Сообщения: 4976
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Вт Апр 26, 2022 5:45 am    Заголовок сообщения: Сводный военно-морской оркестр Ленинградской ВМБ Ответить с цитатой

Сводный военно-морской оркестр Ленинградской военно-морской базы


Карабанов: Памяти А.И.Негоруцы


«Не так давно ушел из жизни замечательный человек, музыкант, дирижер, музыкальный директор – Александр Иванович Негоруца. Мы учились с ним в одном ВУЗе, но близко знакомы в то время не были – Александр Иванович был курсом старше. Наше же настоящее знакомство, переросшее затем в большую человеческую дружбу, произошло уже в Санкт-Петербурге в 1985 году. Александр Иванович руководил оркестром Высшего военно-морского училища радиоэлектроники имени А.С.Попова, меня же только назначили военным дирижером училища Дзержинского», - рассказывает о друге Алексей Карабанов.

Наше творческое содружество началось в 1987 году, когда старший военный дирижер Ленинградской военно-морской базы, заслуженный работник культуры РСФСР майор Владимир Михайлович Ратнер сформировал сводный военно-морской оркестр для выступлений в военно-морских учебных заведениях и частях военно-морской базы. В этот оркестр были включены лучшие музыканты из всех морских оркестров города, а репетиции проходили в оркестре Военно-морской академии имени адмирала флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова.
Каждый военный дирижер (а нас тогда было семеро – в училище имени Ленинского комсомола дирижера не было) должен был выступить с полной концертной программой перед офицерами и курсантами своего ВУЗа. Таким образом, все мы были полностью вовлечены в творческий процесс. Однако, на деле вышло не совсем так, как задумал Владимир Михайлович. Военные дирижеры училищ имени Фрунзе, имени Ленина и кронштадтского оркестра, хоть и принимали участие в репетициях, но от дирижирования концертами на своих площадках уклонились, и эти программы мы делили втроем с В. М. Ратнером и А. И. Негоруцей. Для нас с Александром это был первый опыт серьезной большой концертной работы с таким, как мне тогда казалось, шикарным оркестром. Это действительно был очень хороший оркестр, и у него был очень сильный худрук – В. М. Ратнер.

В следующем году сводный оркестр не собирался, а через год претерпел изменение – в него теперь входили музыканты только трех оркестров: военно-морской академии, училища имени Попова и училища Дзержинского. В таком составе сводный оркестр проработал до 1991 года. И с этим коллективом связана уже новая страница истории – циклы концертов в Капелле.

Весной 1989 года директор зала Капеллы имени М. И. Глинки Раиса Герасимовна предложила мне сделать в предстоящем концертном сезоне 1989-1990 цикл концертов в рамках одного абонемента. Это было довольно рискованно с точки зрения военной организации, поэтому я предложил четыре отдельных концерта, не связанных абонементными обязательствами. Программа была утверждена, и первый концерт должен был состояться в декабре. Затем, соответственно, в январе, в феврале и марте – по одному концерту.

Тут, как назло, летом выходит постановление правительства СССР – вернуть всех студентов, которые в то время были призваны на срочную службу, в свои ВУЗы, то есть, досрочно уволить их в запас. Это популистское решение правительства полностью выбило коллективы наших оркестров из колеи. В то время у нас проходили срочную службу великолепные молодые музыканты – студенты Санкт-Петербургской консерватории. С ними нам пришлось расстаться... Выполнить обязательства перед Капеллой своими силами я не мог. Вот тут я и обратился к Александру Негоруце с предложением сделать сводный оркестр «на троих» и провести концерты в Капелле совместными усилиями. Александр согласился сразу. Но нужно было еще уговорить В. М. Ратнера – было сомнение, согласится ли он на такую продолжительную и ответственную работу. Но, к счастью, Владимир Михайлович нас поддержал и возглавил это благое начинание.

Репетировали на нашей базе в училище Дзержинского. Тогда у нас была большая хорошая студия, которую командование училища выделило оркестру в 1987 году. До сих пор вспоминаю с теплотой эти репетиции.
Первая программа называлась «Музыка старого Павловска» и включала русскую классику – Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков. Вот тут-то мы с Александром по-настоящему и сдружились. Программа была разделена между тремя дирижерами. И хотя каждый репетировал с оркестром только «свои пьесы», все мы присутствовали на репетициях друг друга и потом, уже по окончании, всё обсуждали между собой. Но нам с Александром этого времени не хватало, и мы по вечерам еще постоянно созванивались и часами обсуждали все детали наших репетиций. Нужно сказать, что огромную помощь в подготовке наших программ оказал нам Валерий Ильич Мальгин, который не только оркестровал для сводного оркестра многие пьесы, но и часто приезжал на репетиции. Он обладал поистине «рентгеновским» слухом – всё слышал «насквозь», и огромной музыкальной эрудицией обладал он.
Первый «капелльский» концерт прошел с триумфальным успехом! Зал был переполнен, и публика выражала просто необычайный восторг. Естественно – подобных концертов тогда в обиходе не было. Это нас вдохновило, и мы сразу приступили к подготовке следующего концерта.
Не следует забывать, что работа сводного оркестра была сопряжена с определенными трудностями. Наша повседневная рутинная служба в своих ВУЗах – построения и разводы – не отменялась. Особенно трудно было музыкантам ВМУРЭ имени Попова – им приходилось приезжать к нам в «Дзержинку» на репетиции из Петергофа, и после снова возвращаться к себе в училище. Но нас тогда объединял невероятный энтузиазм.

Так прошел первый капелльский сезон, а за ним второй. Наш сводный оркестр здорово сыгрался и звучал очень профессионально, что отмечали многие профессора консерватории. В этом заслуга, конечно, нашего шефа – худрука сводного оркестра Владимира Михайловича Ратнера, который был не только жестким и бескомпромиссным офицером, но и тонким, чутким музыкантом, во многом повлиявшим на наше с Александром Негоруцей творческое становление как дирижеров.
В следующих сезонах, устранив потери рыжковского постановления о студентах, мы начали выступать на сцене капеллы со своими коллективами уже с самостоятельными концертами. Но сводный оркестр собирали один-два раза в год по особенно торжественным случаям.
В 1996 году наш сводный оркестр впервые выступил на эстраде Большого зала Санкт-Петербургской филармонии имени Д. Д. Шостаковича. Это был большой праздничный концерт, посвященный трехсотлетию российского флота. Владимир Михайлович в нем уже не участвовал. После инфаркта летом 1991 года он вышел в отставку и стал директором музыкальной школы №1 на Садовой улице. Но он нам продолжал оказывать консультационно-дружескую поддержку.
В том праздничном концерте принимал участие дирижер Королевской Морской Пехоты Великобритании капитан Тэд Уиллинг и два шотландских волынщика. Еще этот концерт памятен первым исполнением поэмы для духового оркестра «Океан» Владислава Панченко, которая была встречена буквально на «ура». Затем мы с Александром ежегодно проводили концерты сводного оркестра в Большом зале филармонии.

В 2005 году Александр Иванович (уже подполковник и заслуженный артист России) неожиданно покидает пост начальника оркестра военно-морской академии, который занимал с 1992 года, увольняется в запас и начинает новую карьеру директора детской музыкальной школы имени А. П. Петрова, а с марта 2007 года назначается директором Санкт-Петербургского лицея Комитета по культуре. И здесь он нашел себя тоже, ведь ему главное было всегда оставаться с музыкой.
Александр Иванович был человеком редкой души. Он всегда держал внутри себя свой внутренний «камертон», с которым неотступно сверялся. Он был не просто честный и порядочный человек. Он был невероятно честный и порядочный! Очень чистый и правильный. Это, кстати, его любимое слово было – «правильно». Если что-то проходило в жизни, на службе, или в стране не так, как требовал его «камертон», он всегда говорил: «это не правильно». И сам всегда поступал только правильно!

Ему было всего 52 года…

Мне тебя, друг, очень не хватает…


Источник: http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=100975
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Военная музыка -> История советской военной музыки Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах



Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS